Что общего в литературной и музыкальной речи
Что общего в литературной и музыкальной речи
Сходство и различие между литературной и музыкальной речью
Образ Родины в русской музыке и литературе
Россия, Россия, нет слова красивей.
Родина, Россия, Русь! Трепетно и вдохновенно воспевают писатели и композиторы образ Отчизны, Родины-матери. Именно произведения искусства помогают нам
почувст вовать и понять свое отношение к Родине, учат бережно относиться к природе, ценить людей, сохранять культуру своего народа.
Прочитай отрывок из рассказа В. Белова.
Тихая моя родина, ты врачуешь душу своей зеленой ти шиной.
Но будет ли предел тишине! Как хитрая лисичка, вильнула хвостом
моя тропа затерялась в траве, а я выхожу не к моло дым березам,
а белым сказкам моей земли. Омытые июльскими дождями, они стыдливо
по лощут ветками, приглушая двухнотный, непонят но откуда слышимый
Я сажусь у теплого стога и думаю,
что вот от машет время еще
какие то полстолетия и березы понадобятся
песням, а песни тоже ведь умирают,
И мне чудится в шеле сте берёз укор вечных свидетельниц человеческо го горя и радости.
Веками роднились с нами эти деревья, дарили нашим предкам скрипучие лапти и жаркую, бездымную лучину, растили пахучие веники, розги, полозья,
копили певучесть для па стушьих рожков.
Я обнимаю родную землю, слышу теплоту
Взаимосвязь музыки, литературы, живописи.
Какими чувствами наполнена эта музыка?
Рассмотри картину «Стога. Сумерки» И. Левитана
3. Задание: Найди музыкальные терми ны в его тексте. Созвучен ли этому литературному фраг менту живописный пейзаж «Стога. Сумерки» И. Левитана?
Литературная и музыкальная речь
Самый распространённый жанр музыкально – литературного творчества – песня.
Именно на примере песни становятся очевидным сходство и различие между литературной речью и речью музыкальной.
Ответь на вопрос: Что является более значимым в вокальных произведениях: музыка или поэзия?
Прочитай стихотворение в прозе И.Тургенева «Деревня» так, чтобы тот, кто слушает тебя, почувствовал настроение, увидел всё то, о чём говорится. Подумай, почему свой маленький рассказ писатель назвал «стихотворение в прозе».
Послушай и напой мелодии народных песен:
Наравне с образцами высокой классической музыки и старинных народных песен мысль о Родине находит своё воплощение и в песенном творчестве современных композиторов. Послушай и спой вместе с записью песню о Родине «Красно солнышко» муз,П.Аедоницкого сл..Шаферана.
Что общего в литературной и музыкальной речи
Взаимосвязь музыки и литературы
1. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?
Как связана музыка и литература?
В жизни мы часто обращаемся к музыкальным произведениям, которые так или иначе связаны с литературой. Без неё не могли бы появиться на свет ни опера, ни балет, ни оперетта, ни мюзикл, так как в основе их сюжета, как правило, лежит литературное произведение (сказка, повесть, роман и др.). Без стихов нельзя написать песню или такие музыкальные произведения, как романс, кантата.
Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?
Что она потеряла бы, если бы не было ни поэзии, ни прозы?
Что же роднит музыку с литературой?
Единым стержнем этих искусств является интонация.
Благодаря выразительности музыкальных интонаций мы отличаем народную музыку от той, которая сочинена композиторами, русскую музыку от зарубежной, старинную музыку от современной. Интонационная природа музыки позволяет нам почувствовать и понять особенности музыкального языка разных композиторов.
По каким же направлениям можно рассматривать связь
музыки и литературы?
Литература, и прежде всего поэзия, становится основой многих вокальных произведений. В единстве слова и музыки рождается песня, романс и многие другие музыкальные жанры, связанные со словом. Стихи многих поэтов стали известны только благодаря их музыкальному прочтению. И до нас вполне не могли дойти стихи Н.Кукольника, если бы не гениально простая задушевная и задумчивая музыка «Жаворонка» М.И.Глинки.
Что роднит музыку с литературой
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока по музыке в 5 классе
Раздел: «Музыка и литература»
Тема урока: «Что роднит музыку с литературой»
Цель урока: Выявление многосторонних связей музыки и литературы
· создать проблемную ситуацию через поиск ответов на вопросы, раскрывающие взаимодействие музыки и литературы: что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? Что роднит их между собой?
· выявить опорныё направления взаимосвязи данных видов искусства: интонация, жанры, развитие и восприятие в процессе времени.
· развивать воображение через восприятие музыки и поэзии.
· учить умению самостоятельно находить решение проблемы по определению многосторонних связей различных видов искусств.
· Учить находить взаимосвязь искусства и жизни.
· Учить сопереживанию и эмоциональной отзывчивости в процессе восприятия музыки и литературы.
2. Вокальная работа – русская народная песня «Во поле берёза стояла»; М. Глинка, слова Н. Кукольника. «Жаворонок»
2. Проверка по журналу.
Здравствуйте, ребята. Сегодня у вас первый урок музыки в среднем звене.
Давайте с вами определимся, что мы будем делать в этом году и что нам нужно:
v Тетрадь общая 48 листов (на все три класса) – в которую мы будем записывать тему урока, какие-то понятия, а так же название песен, которые будем учить.
v За каждый правильный ответ я буду давать смайлики (показываю);
v Учить песни наизусть и сдавать у доски на оценку.
4. Музыкальное приветствие:
Очень рада видеть Вас.
Здравствуйте учитель добрый
Вот пришли мы на урок
Все стараться будем, чтобы
Знания пошли нам в прок
5. Введение в новую тему урока:
Мы с вами будем работать по учебникам Сергеевой, Критской «Музыка» 5 класс. По этим учебникам мы учимся с 1 класса. В учебнике 5 разделов.
И мы начинаем знакомство с разделом «Музыка и литература».
И на уроке мы с вами выясним «Что же роднит музыку с литературой?» Это будет главная задача нашего занятия.
Тема урока: «Что роднит музыку с литературой»
· Давайте, мы с вами определим, в каких же жанрах музыка соприкасается с литературой? (оперы, балеты, песня, романс, баллады, вокализы….)
· Назовите мне литературное произведение, на которое поставили балет, оперу или мюзикл? («Ромео и Джульетта», «Садко», «Руслан и Людмила», Сказка о царе Салтане, Снегурочка….. и др.)
На уроках музыки и в повседневной жизни мы часто обращаемся к музыкальным произведениям, которые так или иначе связаны с литературой. Без нее не могли бы появиться на свет ни опера, ни балет, ни оперетта, ни мюзикл, так как в основе их сюжета, как правило, лежит литературное произведение (сказка, повесть, роман и др.).
Без стихов нельзя написать песню или такие музыкальные произведения, как романс, кантата.
· Как вы думаете, что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что она потеряла бы, если бы не было ни поэзии, ни прозы? Все вокальные жанры
Чтобы ответить на эти вопросы нужно задуматься над тем, что лежит в основе музыкальных и литературных сочинений, что вдохновляет на их создание композиторов, писателей, поэтов.
Для начала подумаем,
· ЧТО вдохновляет писателей, поэтов, композиторов на создание своих произведений? Где тот источник вдохновения, откуда черпают идеи, темы, образы люди искусства? Возможно, это окружающая природа, люди…
Совершенно верно. И природа, и люди, их характеры, мысли, настроения, взаимоотношения, исторические события и многое другое.
· Как это можно назвать, одним словом? жизнь
Идём дальше. Мы с вами уже знаем, что музыкальная речь и речь человека, обычная разговорная или поэтическая имеет общую основу, которая связана с произнесением текста.
· Догадались, о каком понятии идёт речь? Дети вспоминают про интонацию.
Вот вы нашли вторую взаимосвязь музыки и литературы. Действительно, единым стержнем этих искусств является интонация. И в разговорной речи, и в литературной, и в музыкальной мы слышим огромное разнообразие интонаций. Мы можем услышать восторг, просьбу, печаль или радость, усмешку, величие, спокойствие или тревожность, много различных интонаций. Благодаря интонациям мы различаем народную музыку от композиторской, музыку русскую от зарубежной, старинную от современной.
По каким направлениям можно рассматривать связь музыки и литературы:
· А где ярко проявляется союз музыки и литературы? В каких известных вам музыкальных жанрах? называют песню, романс и другие музыкальные жанры.
Давайте с вами вспомним р.н.п. Во поле березка стояла.
Звучит песня «Во поле березка стояла».
А теперь уберем из песни слова.
Звучит минус песни «Во поле березка стояла».
· Что получилось? Получилась мелодия. Песня нам уже не понятна, в ней нет слов, осталась одна музыка. И песней это уже не назвать.
И наоборот, убираем мелодию.
Не было бы песни без стихов и мелодии, так же как и оперы, мюзиклов и т.д.
Конечно. В основе многих вокальных произведений лежит поэзия. Вот мы вспомнили ещё одну взаимосвязь двух искусств.
— Литература, и прежде всего поэзия, становится основой многих вокальных произведений. В единстве слова и музыки рождается песня, романс и многие другие музыкальные жанры, связанные со словом.
· А в каком жанре вокальной музыке больше всего раскрывается чувства человека? Романс
А чтобы прочувствовать литературную основу в музыкальных произведениях, я предлагаю вам послушать произведение «Жаворонок» музыка М.Глинки, слова Н.Кукольника.
Вы знаете, что чувства и переживания человека во время пения или речи связаны с дыханием.
· Послушайте и определите, каким будет дыхание певца (спокойным или торопливым, глубоким или прерывистым).
Слушаем романс Глинки Жаворонок
· Каким будет дыхание певца? (спокойным, глубоким).
· Какой музыкальный инструмент аккомпанирует певцу? Пианино
· А какой женский голос исполняет произведение? Сопрано
· Как вы думаете, смогли бы мы определить чувства исполнителя, если бы не было музыки? Или стихов?
Возможно, могли бы, но не в полном объеме, вместе и стихи и музыка окунают нас в прекрасный мир чувств, переживаний, мы вместе с автором видим картину, чувствуем его настроение и переживания.
Легче слушать романс, когда слова перед глазами
Безусловно, понять содержание вокального произведения, где есть слова намного проще, чем инструментальные произведения. Поэтому, часто композиторы дают названия своим музыкальным сочинениям, поясняя тем самым содержание, программу произведения.
— Передать различные эмоциональные переживания композитору помогают особые средства музыкальной выразительности. Мелодика, ритм, ладовая окраска, форма, аккомпанемент создают неповторимость художественного образа, индивидуальность авторского высказывания.
Давайте мы с вами прослушаем фрагменты из сюиты «Пер Гюнт», а название пока не скажу
· Что вы себе представите под эту инструментальную музыку?
Слушаем «Шествие гномов» из сюиты Э.Грига «Пер Гюнт»
А называется это произведение «Шествие гномов». Теперь легче будет представлять музыку, когда знаешь название.
Эдвард Григ взял за основу драму Ибсена и сочинил на нее музыку.
Литературную (словесную, нередко стихотворную) основу – программу имеют многие инструментальные произведения.
Во многих литературных произведениях упоминается о звучащей музыке. Подчас именно музыка становится одним из главных действующих лиц сказки, рассказа, повести, романа. В древних мифах, сказках, народных преданиях часто говорится о чудесной силе музыки, о народных музыкантах.
· Вы знаете какие- нибудь легенды о силе музыки?
Вот, например, в древние времена врачи приходя к своим пациентам, приносили с собой колокольчик, и под звон этого инструмента спрашивали, как здоровье и больной отвечал, и волшебные звуки колокольчика лечили больного.
· Приведите пример, где упоминается звучащая музыка, или же рассказывается о каких-то музыкантах, их жизни, творчестве? Дети вспоминают миф об Орфее, былину о Садко, сказку «Бременские музыканты» и другие рассказы.
А еще и музыку, и литературу объединяет общность жанров: В литературе: песня, романс, запевка; В музыке: сказка, поэма, баллада.
А теперь давайте подведем итоги нашего урока:
· Обращаясь к теме нашего урока, давайте скажем, так что же роднит музыку с литературой?
Ø Общие темы из жизни
Ø Поэзия, становится основой многих вокальных произведений;
Ø Название произведение и там и там
· А что же стало бы с музыкой, если бы не было литературы, поэзии? Не было бы песен, романсов, мы никогда бы не услышали чувства, настроение, переживание героев произведений
8. Разучивание песни.
9. Д.З: Найти литературное произведение о чудесной силе музыки, о народных музыкантах.
Презентация к уроку музыки » Что роднит музыку с литературой»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Что роднит музыку с литературой
Цель: Выявление общности жизненных истоков (общих черт) и многосторонних связей музыки и литературы, анализируя музыкальные и литературные произведения. Задачи урока: формировать у учащихся умений воспринимать и анализировать музыкальные произведения; развивать умение устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и произведениями литературы и изобразительного искусства; выявлять особенности художественного языка разных видов искусства; развивать воображение через восприятие музыки и поэзии; учить находить взаимосвязь искусства и жизни; учить сопереживанию и эмоциональной отзывчивости в процессе восприятия музыки и литературы; уметь сравнивать музыкальные произведения.
ПЛАН УРОКА: Выяснить, что общего между музыкой и литературой. Определить, что лежит в основе музыкальных и литературных произведений. Сравнить средства выразительности в музыке и в литературном искусстве. Сравнить произведения разных видов искусств: музыкального, изобразительного, литературного. Ответить на вопрос – Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?
Нам с вами предстоит рассмотреть связь двух видов искусства – музыки и литературы. Как часто на уроках музыки и в повседневной жизни мы обращаемся к музыкальным произведениям, которые связаны с литературой. Без неё не могли бы появиться на свет ни опера, ни балет, ни оперетта, так как в основе их сюжета лежит литературное произведение ( сказка, повесть, роман). Без стихов нельзя написать песню, романс, кантату. Так что же будет с музыкой, если бы не было литературы?
ЖИЗНЬ музыка литература Сюжеты, темы, образы этих двух видов искусств имеют общий источник- это окружающая нас реальная жизнь. Поэтому мы видим так много общего между музыкой и литературой, но в каждом из этих искусств это общее выражается разными средствами и по-разному воздействуют на читателей и слушателей.
ЧТО РОДНИТ МУЗЫКУ С ЛИТЕРАТУРОЙ? ИНТОНАЦИЯ ЛАСКОВАЯ ПЕЧАЛЬНАЯ СПОКОЙНАЯ ВЗВОЛНОВАННАЯ ТОРЖЕСТВЕННАЯ Разнообразные интонации мы слышим их и в разговорной, и в литературной, и в музыкальной речи.
Литература становится основой вокальных произведений. В единстве слова и музыки рождается песня, романс. Мелодии народных песен, церковные напевы, интонации колокольных звонов побуждают композиторов к созданию больших и сложных произведений, как симфония, концерт, сюита, опера. Литературную программу имеют многие инструментальные произведения. Именно музыка становится одним из главных действующих лиц сказки, рассказа, повести, романа. Жизнь и творчество знаменитых композиторов, исполнителей вдохновляют писателей и поэтов на создание литературных произведений, со страниц которых «звучит» музыка.
Музыку и литературу объединяет общность жанров. МУЗЫКА Музыкальные произведения получают названия: Сказка Поэма Баллада ЛИТЕРАТУРА Нередко поэтические произведения получают названия: Песня Романс Запевка
Михаил Иванович Глинка (1804-1857) Романс «Жаворонок» На это стихотворение М.И. Глинка написал романс
ВЫВОД: Если бы не было литературы, то музыка многое бы потеряла-исчезли бы все песни, оперы, романсы. Литература тесно связана с музыкой.
Подготовила учитель музыки: Савичева Н.В.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-705236
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока Что роднит музыку с литературой
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока: «Что роднит музыку с литературой»
Тип урока: урок введения в тему.
Форма урока: урок-поиск.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас первый урок музыки в этом учебном году. Он будет игровой. Для начала разобьёмся на три команды.
Давайте для начала проведем игровую разминку. Я буду задавать загадки, а вы отвечать.
По одному человеку от команд будут фиксировать правильные ответы на доске.
Сегодня на уроке мы с вами поговорим о взаимосвязи двух искусств: Музыки и Литературы.
Для этого мы разобьёмся на 3 команды.
1 – ответит на вопрос, какие составные части мы можем выделить у музыки.Ее особенности.
2 – составные части литературы. Ее особенности.
3 –что общего есть у музыки и литературы.
Ответы фиксируются на доске.
1 – Что такое музыка? Ее особенности.
Правильно, это жанр, который отражает мысли и чувства человека с помощью музыки и литературы. Ребята, а давайте представим себе, что один из видов искусства убрать из песни. Что же получится? Что станет с песней, если в ней не будет слов?
ДЕТИ. В песне останется одна мелодия.
Эту мелодию мы можем с вами исполнить?
ДЕТИ. Да, сможем. Голосом.
Ребята, такое исполнение мелодии голосом без слов называется «вокализ».
Итак, ребята, что же стало бы с музыкой, если бы не было бы литературы? В музыке остался бы один вокализ. Не было бы песен, опер, ораторий, романсов, балета, всех тех музыкальных жанров, которые тесно переплетаются с литературой, ярко, красочно дополняя друг друга.
2 – Что такое литература? Ее особенности.
А теперь давайте с вами проследим – что произойдёт с песней, если из неё убрать мелодию?
ДЕТИ.Останется один только текст, т. е. – стихотворение.
Правильно. Без музыки и литература намного бы обеднела, потому что не было бы произведений в которых, читая, мы встречаем слова, относящиеся только к музыке. Послушайте, пожалуйста, басню И.А. Крылова «Квартет».
УЧИТЕЛЬ ЧИТАЕТ ВСЛУХ БАСНЮ
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта*, две скрипки
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы*;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!»
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдет.
Послушались Осла: уселись чинно в ряд,
А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье:
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть;
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь».
Назовите, ребята, слова из текста, которые относятся к музыке.
(Дети называют слова: квартет, ноты, бас, прима, скрипка, музыка, музыкант, запляшут, втора, смычок.)
А теперь представьте, что не было бы музыки, смог бы Крылов написать такую замечательную басню? Конечно же, нет.
Дети дают разрозненные нечёткие ответы, приближенные к сути вопросов.
Совершенно верно! Без литературы не могли бы появиться на свет ни опера, ни оперетта, ни мюзикл, так как в основе их сюжета, как правило, лежит литературное произведение (сказка, повесть, роман…).
«Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что она потеряла бы, если бы не было ни поэзии, ни прозы?» «Где находятся источники, откуда черпают свое вдохновение композиторы и поэты?».
Создание проблемной ситуации. Задание по группам.
1 гр. работает над вопросом – Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?
Обсуждение в группах и анализ результатов обсуждения.
Природа, и люди, их характеры, мысли, настроения, взаимоотношения, исторические события и многое другое. Как это можно назвать, одним словом?
Дети делают вывод, что это всё явления жизни .
Так что же роднит музыку с литературой, что является единым стержнем этих искусств?
Дети читают стихи с интонацией или поют песню.
Без слов, только мурлыкая нужно рассказать стих.
Как вы думаете, в каких музыкальных жанрах ярко проявляется союз музыки и литературы?
Дети называют песню, романс, кантата, мюзикл, опера, балет, оперетта.
Ребята, а к созданию каких больших и сложных музыкальных произведений побуждает композиторов всё то, что они слышат в жизни: мелодии народных песен, церковные напевы, интонации колокольных звонов?
Вы просто молодцы! А сейчас вспомните, какие чувства у вас возникают, когда вы слышите звонок на урок? Колокольный звон? Колыбельную мамы? Любимую песню?
Дети делятся своими мнениями.
Дети вспоминают былину о Садко, миф об Орфее, сказку «Бременские музыканты» и другие рассказы.
А сейчас, ребята, я познакомлю вас со стихотворением «Слово и нота» А вы расскажите о чем этот стих.
Слово было вначале убого,
Узко, словно истоки у рек.
Слово было вначале у Бога,
Но коснулся его человек!
И оно полетело, как птица,
И запело над нашим жильем,
Чтобы людям – богам поклониться,
Песней им послужить и стихом.
Краткое обсуждение текста, выделение главного в тексте.
Какая бы могла быть мелодия для песни на эти слова? (напевная, лирическая, красивая, плавная).
Великий педагог В.А. Сухомлинский писал «Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сферы познания чувств».
На последующих уроках мы будем глубже и шире разбирать различные взаимосвязи музыки и литературы, но я думаю, вы уже сейчас более вдумчиво ответите на вопросы, заданные в начале урока: «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что она потеряла бы, если бы не было ни поэзии, ни прозы?»
Молодцы! Вы сегодня хорошо слушали, думали, анализировали. Поставьте себе сами оценку за работу на уроке.
1.Вспомнить литературные произведения- былины, стихотворения, рассказы, сказки, в которых говорится о музыке и музыкантах. Принести на следующий урок любое литературное произведение, где очень часто встречаются слова, относящиеся к музыке.
2.Вспомнить музыкальные произведения, созданные по поэмам, былинам, сказкам.
УРОК ОКОНЧЕН. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ. ДО СВИДАНИЯ.