Что общего в маленьких трагедиях пушкина

Анализ цикла «Маленькие трагедии» Пушкина

Закончив работать над «Борисом Годуновым», Александр Сергеевич Пушкин принимает решение написать несколько небольших драм, которым сам автор даёт название «Маленькие трагедии». Цикл включает в себя 4 произведения. Поздние пьесы автора можно поставить гораздо выше «Бориса Годунова». Это касается степени совершенства задумки и ее передачи. Анализ «Маленьких трагедий» Пушкина особенно ярко это показывает.

История создания

В 1826 — 1827 годах поэт планировал, что количество произведений будет доходить до десяти, а содержания будут разделены на взятые из русской, древней и западной истории. Однако в период своей наиболее творческой поры воплотил в жизнь только 4.

Действия всего цикла в итоге происходили на западе, а психологические портреты были составлены автором так, чтобы отразить всю ёмкость человеческих страстей, которые часто приводят к трагическим последствиям.

«Маленькие трагедии» вошли в историю русской литературы, как совершенно новый этап жизни Пушкина.

Количество главных героев в произведениях редко превышает 2−3 персонажей, за основную философскую идею автор берет внутренний спор каждого из них, из-за чего:

Главными персонажами в «Маленьких трагедиях» выступают Председатель, Сальери, Дон Гуан, Барон — в каждом из них возникает конфликт, монолог перед самим собой. Образ мысли героев освещают их скверные черты характера, выдают истинную философию их жизни.

Лирический метод — вариант воспроизведения личного настроения или чувства поэта — стал главным фактором во всем развитии драмы, автор выразил через них свои переживания и рассуждения. Помимо жанра, все 4 истории объединяют принадлежность к историческим эпохам, наличие религиозной нити, проходящей через каждую из них. В них описывается острая проблематика, сохраняющая актуальность в любой век.

Анализ «Скупого рыцаря»

В рамках изучения произведения надо непременно сделать анализ «Скупого рыцаря». «Маленькие трагедии Пушкина» раскрываются именно с этой истории. Главные персонажи произведения — барон и его сын. Оба они являются рыцарями. Подвиги волнуют молодого парня меньше, чем турниры и девушки. Альберт — натура противоположная его скупому отцу. Старый рыцарь держит сына в скудном положении, денег у молодого человека нет, ему не на что приобрести доспехи, одежды или коня. Сын часто влезает в долги и вынужден просить снаряжение у ростовщика. Но, несмотря на бедность, в нём не развивается скупости и злобы.

Любовь к власти опутывает душу персонажа и делает своим рабом. Отец Альберта не потратит ни дублона из своей сокровищницы, а, напротив — будет копить до конца жизни. Герой называет деньги «господами», однако не признает их власти над собой.

В ходе пьесы описывается сцена, в которой Барон спускает в подвал и при свете свеч любуется на свои накопления. Старый рыцарь — исчерпывающий и сильный пример человека, погибающего от своих пороков и помешательства.

Трагедия «Моцарт и Сальери»

Легенда о двух композиторах: Моцарте и убившем его друге Сальери — основа следующей драмы из цикла «Маленькие трагедии». Вольфганг всегда радуется жизни, его образ светлый и душевный, он откровенный гений. Сальери же, наоборот — мрачный герой, он завидует той легкости, с которой даются композиции Моцарту.

Сальери упорно работал над каждым своим произведением и всей душой любил музыку. Но она ему ответить взаимностью не спешила — дара у композитора совсем не было.

Персонаж наблюдает за искусством Моцарта, который так без усилий создает свои по-настоящему уникальные и гениальные творения.

В диалоге счастливый соперник как-то произносит цитату: «Гений и злодейство — две вещи несовместные» — это острое выражение останутся в памяти убийцы надолго. Именно в них Пушкин выразит свой субъективный образ подлинного творца. Сальери был истинным слугой музыки, однако злым умыслам не должно быть места в голове талантливого человека. Не имея возможности остановить злодеяние, Сальери плачет, слушая траурную заупокойную мессу, написанную оппонентом как будто для себя…

«Каменный гость»

Следующая история получила название «Каменный гость» и была посвящена приданию об искусном любовнике и обольстителе женских сердец Доне Жуане. Согласно мифу, главный герой потерпел наказание за свои злодеяния, а наказала его ожившая каменная статуя. В пушкинском произведении жизнь Дон Жуана не станет исключением и также закончится печальной трагедией.

Пушкин не стал первым гением, обработавшим легенду. До него этим занялись Моцарт, у которого Пушкин позаимствует эпиграф, и Мольер. Однако Александр Сергеевич внесет изменения в имя персонажа, именно он сделает его Доном Гуаном.

Дон — персонаж противоречивый и сделать о нем точный вывод крайне сложно. С одной стороны, герой эгоистичен, не задумывается о людях вокруг и расчетлив. Но так однозначно, как Сальери или Скупого рыцаря, его образ нельзя назвать отрицательным. Также Дон — натура творческая, он сочиняет стихотворения.

В одной из сцен Дон убивает своего соперника, а вскоре узнает, что неподалеку живет жена другого убитого им врага — командора де Сольва, к надгробию которого приходит молиться вдова Анна.

Дон Гуан отличается от остальных пушкинских героев «Маленьких трагедий» своей честностью, но его слова читатель находит подозрительными и ставит под сомнение. Когда Дон признается Анне — своей третьей женщине в драме — в искренности своих чувств, невольно возникает недоверие.

В форме шутки Дон приглашает статую командора посмотреть на его свидание с его вдовой, в ответ на что тот кивает. В первых частях пьесы о герое складывается не самое положительное впечатление. Дон кажется обычным дуэлянтом и ловеласом, а каждая его женщина в драме — только лишь каплей в море. Но со временем автор добавляет персонажу новые черты характера. Читатель может заметить его:

«Пир во время чумы»

В момент написания последнего произведения автор испытывал сложный период в своей жизни. Он оказался изолированным в имении во время чумы на всю осень, его свадьба была перенесена на неопределенный срок. Избыточные мысли и страдания заставили поэта продуктивно поработать.

Идею для пьесы Александр Сергеевич позаимствовал у Джона Вильсона из произведения «Чумной город». История повествует о событиях в Лондоне, разбитом чумой. Пушкин создал из маленького фрагмента пьесы Вильсона свое уникальное творение.

Главный герой драмы — Председатель, ему автор противопоставил образ священника. Зовут председателя Вальсингам, однажды ему в голову приходит идея гимна, посвященного чуме. Персонаж пережил не одну потерю в течение эпидемии — погибли его мать и супруга. Но его волю не сломила даже такая трагедия. В его личности Пушкин воплотил силу духа и смелость.

Противоположный ему облик — Священник. В его образе собраны качества сострадания, сочувствия, сила веры. Он пытается поддержать людей на кладбище, которых затронула страшная болезнь и верит, что спасение в молитвах. Председатель же считает, что это против веления бога.

В целом тематикой пьесы выступил страх смерти. Каждый по-своему переживает эпидемию. Кто-то находит защиту в религии, а кто-то делает вид, что ничего не происходит и продолжает пир. Целью автора в произведении было показать, что в любой ситуации нужно оставаться человеком до конца, даже если страх не отступает.

Пушкин сделал невозможное — со свойственной ему простотой и краткостью описал все сцены, действия и характеры с поразительной сжатостью. В каждом из своих произведений автор определил проблематичную пагубную страсть и посвятил ей публикацию, лирически описав героя. Поэт показывает различные пути, по которым может пойти человек и зависимость жизни от выбранной дороги.

Краткий анализ произведения будет полезен ученикам старших классов, которым предстоит написать сочинение на тему «Маленькие трагедии» Пушкина. Обзор пригодится и учителям, намеренным подготовить презентацию для урока, а заодно рассказать, почему автор решил объединить все 4 части воедино.

Источник

Соотношение художественных мотивов в «Маленьких трагедиях» и лирике А.С. Пушкина

Каждая из четырех трагедий, созданных в начале переломного для Пушкина этапа творчества (болдинская осень), соотносится с одним из основных мотивов пушкинской лирики: «Скупой рыцарь» – с темой власти; «Каменный гость» – с темой любви; «Моцарт и Сальери» – с темой творчества (получившей свое конкретное лирическое воплощение в теме поэта и поэзии); «Пир во время чумы» – с темой и мотивом пира.

В свою очередь, сами трагедии, как было многократно прослежено, представляют собою пушкинскую философию послеантичной истории Европы, где «Скупой рыцарь» соответствует Средневековью, «Каменный гость» – Ренессансу, «Моцарт и Сальери» – Просвещению, а «Пир во время чумы», не привязанный к конкретной эпохе, обобщает катастрофический механизм их смены в мотиве «гибельного пира» – так или иначе явленного в каждой из трагедий. Этих проблем отчасти касаются: Винокур Г.О., Якубович Д.П., Благой Д.Д., Нусинов И.М., Грехнев В.А., Степанов Н.Л. и др.

Таким образом, можно сказать, что в «Маленьких трагедиях» ключевые мотивы пушкинской лирики в соотношении с «Маленькими трагедиями» обрели как драматическую, так и историческую логику.

В то же время драматургия каждой из «Маленьких трагедий» и драматургия перехода от одной «трагедии–эпохи» к другой имеет глубоко лирическую основу. Как справедливо отмечает А.Г. Кузьмина, во всем корпусе программных произведений Пушкина 1830–х годов «Маленькие трагедии» наиболее тесно связаны с лирикой. «Но лиризм маленьких трагедий оказывается и структурообразующим моментом, как воплощение замысла в присущей произведению лирическому стиховой форме изложения. Это лиризм внешний – монологов, гармонически организованной композиции, песенных вкраплений» [3].

Путь ключевых героев «Маленьких трагедий» пронизан раскаянием и ностальгией. Гуан, подъезжая к Антониеву монастырю, испытывает угрызения совести в отношении погубленной им Инезы и втайне тоскует о ней. В «Пире во время чумы» песни Мэри и Вальсингама на чумном пиру объединяет скорбь не только по умершим близким, но и чувство вины перед ними. Герои лирически погружены в свое греховное прошлое.

Это прошлое, которое имеет исторический характер. Очевидна сквозная преемственность обстоятельств трех «исторических» трагедий цикла. Герой каждой эпохи – носитель фундаментальной, по Пушкину, для нее страсти (к золоту, к женщине, к музыке). Но смысл этой страсти – в повторении прежней трагедии в новой форме.

Барон, созерцая накопленное им золото, воображает и переживает заново все грехи и страдания, совершенные и перенесенные из–за золота, от начала времен. Мечта Барона приходить после смерти в подвал «сторожевою тенью» и охранять от сына свое достояние сбывается в «Каменном госте»: посмертным приходом Командора; причем приглашает статую сам Гуан.

Гуану доступны наслаждения, о которых мечтал Альбер. Любовный путь Гуана ведет его к вызову на новый поединок убитого некогда Командора.

Моцарт лирически повторяет в музыке трагедию Гуана –«импровизатора любовной песни», осуществляя родство любви и «мелодии», заявленное в «Каменном госте».

Любовь становится памятью об эпохе золота, музыка – памятью об эпохе любви. В каждой трагедии неизбежный поступок по прошествии времени столь же неизбежно становится «символом» прошлого.

Мотив может пониматься в литературоведении в двух взаимосвязанных значениях.

Во–первых, мотив это устойчивое устремление человека (любовь, воля к власти, стремление к противоборству, страх смерти и др.); типическое обстоятельство, с которым он сталкивается в процессе достижения цели; типическая эмоциональная реакция на это обстоятельство; типичное поведение под влиянием этой эмоции. Мотив – исходный момент художественного творчества, совокупность идей и чувств поэта, ищущих доступного воззрению оформления, определяющих выбор самого материала поэтического произведения, и — благодаря единству выразившегося в них индивидуального или национального духа — повторяющихся в произведениях одного поэта, одной эпохи, одной нации и тем самым доступных выделению и анализу [4].

Во–вторых, мотив – литературный прием повествования об этих человеческих устремлениях и возникающих в связи с ними обстоятельствах. Мотив по–разному проявляется в прозе, лирике и драме. Однако эти проявления связаны между собой. В малой, лирической форме это, как правило, непосредственная и нераспространенная форма отражения чувства или желания. Проза распространяет действие лирического мотива во времени и пространстве и связывает его развитие с социальными и даже историческими обстоятельствами. Применительно к Пушкину, исследователи не раз рассматривали взаимосвязь лирического мотива «смиренного кладбища» со «Станционным смотрителем» или «Евгением Онегиным»; зимнего пути в «Бесах», «Метели» и «Капитанской дочке» и т. д.

Драматическое же развитие лирического мотива у Пушкина, прежде всего в «Маленьких трагедиях», рождается из осуществления диалектики души героя.

Здесь следует разграничить понятие мотива и темы. Если первый непосредственно выражает чувства, желания или состояния в определенной ситуации, то тема – сообщает определенные социальные, исторические вводные. Именно здесь суть трансформации лирических мотивов Пушкина в его «Маленьких трагедиях». В них мотивы алчности, любви, вдохновения и зависти введены в конкретные исторические ситуации и образуют необратимую причинно–следственную цепь, то есть лирические мотивы становятся темами.

Пушкин как поэт и как человек был сформирован русской дворянской культурой, которая во многом обобщила общеевропейскую культуру Нового времени. Драма проявляет причинно–следственные связи того, что синкретически слито в человеческом «я».

Основная тема «Скупого рыцаря», как и всех «маленьких трагедий» – психологическая: анализ человеческой души, человеческих «страстей», аффектов. Скупость–страсть к собиранию, накоплению денег и болезненное нежелание истратить из них хоть один грош — показана Пушкиным и в ее разрушительном действии на психику человека, скупца, и в ее влиянии на семейные отношения, трагически искажаемые, извращаемые ею, и, наконец, как результат, продукт определенной социально–исторической эпохи.

Тема власти в пушкинской лирике тесно связана и с темой свободы. Сперва Пушкин понимает под свободой исключительно свободу политическую, он стремится бороться с тиранической властью во всем мире. Если ранний Пушкин отразил в своей поэзии русский восторг и пафос новоевропейского синтеза, то после поражения восстания декабристов он увидел русскую дворянскую культуру носителем всего комплекса проблем послеантичной Европы.

В 1830–е годы культурная многослойность российской дворянской цивилизации получила в «Маленьких трагедиях» исходное значение трагического механизма европейской истории, предопределяющего для Пушкина трагизм русской дворянской культуры. Это обусловило национально–исторические значения причинно–следственной цепи лирических мотивов, в частности и воли к власти. При этом история национальной культуры становится для поэта формой личной и духовной автобиографии. Поэтому–то у Пушкина в начале 30–х годов сложилась классическая система лирической поэзии (на примере стихотворений «Моя родословная», «Румяный критик мой», «Герой»), где все личное, частно значимое, безоговорочно становилось национально значимым.

В «Каменном госте», где соединены мотивы юга, изгнания и бунта, обобщает не просто тему любви у Пушкина, а, так сказать, южной любви и во многом юга вообще.

Ахматова А.А., разбирая «Каменного гостя», высказывает глубокое предположение о том, что Пушкин как бы делит себя между Гуаном и Командором. Подоплеку этого «раздвоения» Ахматова связывает с предстоящим Пушкину браком [1].

Осповат Л.С., по–видимому, оправданно оценивает это раздвоение как историческое – ведь в лице Командора и Гуана поэт соотносит себя с двумя исторически противостоящими мирами [5].

Пушкинский Гуан каждую новую женщину любит по–новому, за то, что присуще именно ей: за жизнелюбие, скорбь, добродетель. И кроме того, он помнит о прошлых возлюбленных.

Как полагает Смирнов И.П., ключевые мотивы любовной лирики Пушкина, напрямую связанные с образом Гуана в «Каменном Госте», носят универсальный, вневременной характер. Это старение героя, предвидящего приближение смерти («Старик», «Счастлив, кто в страсти», «Опытность», «Я видел смерть»); власть мертвеца над живым («К молодой вдове»); смутное предчувствие некого зла («Месяц», «Желание»); воспоминание о другой любви («Дорида»); неопределенное томление, вторгающееся в любовное чувство («Когда б не смутное влеченье»); предпочтение тихой страсти перед бурной («Нет, я не дорожу»); отодвинутость наслаждения в прошлое либо в будущее; любовь, сопровождаемая воспоминанием о катастрофе, и пр. [7].

Преемственность лицейской и южной лирики отразилась в «Каменном госте».

Противоположные значения юга как преисподней и как обретенной вневременной гармонии, земного рая поэзии и любви, вместе рождают сложный мотив юга как места сладостного воскрешения горьких воспоминаний. Идеальная любовь всегда в прошлом и соотносится с раскаянием и ностальгией.

В «Моцарте и Сальери» переосмысляются различные типы поэтического отношения к действительности, воплощенные в лирике: шаловливое эхо одухотворенной природы и поэт–пророк, живущий в пустыне.

В первом качестве поэт, поэтически углубляясь в природу, углубляется и в прошлое, в котором прозревает свой ренессансный прообраз. А поэт–пророк рационалистически читает природу как свод божественных заповедей человеку. Поэтому его природа – пустыня. Разочаровавшись в людях как адресатах пророчеств, он замыкается на себе, подобно байроническому демону.

В трагедии разочаровавшийся пророк (Сальери) духовно наследует Барону и Командору и воплощает в музыку трагедию их ухода. В противостоянии Сальери и Моцарта обнаруживается противостояние двух смыслов земной жизни как арены поэзии. Первый – одухотворенный, включающий в себя людей и Бога. Второй – пустыня, отделенная от людей и приближающая к Богу (именно в пустыню уходили пророки, стремясь приблизиться к Богу).

«Моцарт и Сальери» объемлет, разумеется, не все аспекты пушкинской лирической темы поэта и поэзии, второй по объему после любовной лирики. Мы остановимся лишь на тех аспектах, которые программно отражены в трагедии.

Прежде всего, следует отметить взаимосвязь мотивов любви и поэтического творчества как условие выделения поэта из пиршественного круга. В цикле трагедий эта взаимосвязь преобразуется в преемственность судеб Гуана и Моцарта. Соответственно, И.П. Смирнов прослеживает продолжение этой взаимосвязи. Утрата поэтического дара равнозначна утрате мужской силы («Друг Дельвиг, мой названый брат», «Любовь одна – веселье жизни праздной», «Рифма, звучная подруга»).

Моцарт соотносим с тем типом поэта в лирике Пушкина, который физически соположен всему в природе и откликается на все в ней, как на звук «божественного глагола». Но не как пророк, а «как Аквилон». Отсюда двуединство «бога» и «гуляки праздного», повторяющееся в импровизаторе «Египетских ночей» и герое стихотворения «Поэт».

Поэзия как божественна игра, совмещает для Пушкина, как и для Моцарта, «низкие истины» и «возвышающий обман»: «Я сам обманываться рад», «В глубоком знаньи жизни нет», «Тьмы низких истин нам дороже», «Приправя горькой правдой ложь».

В то же время анализ других аспектов стихотворений «Поэт и толпа», «Поэту», «Ответ анониму» показывает, что просветительская основа скепсиса Сальери («Правды нет и выше») напрямую приводит к байронизму, лежащему в основе отрицания пророческой миссии поэта. «Погасло дневное светило» – переложение песни из «Чайльд–Гарольда» подобно стихотворениям «Мне вас не жаль, года весны моей» и «Раевскому». Именно отсюда мотив разочарования в народах («Свободы сеятель пустынный»), которое внушается демоном отрицания («Демон»).

Пир часто появляется в поэзии Пушкина. Тема пира — это тема дружбы. Друзья, объединенные в веселый круг за праздничным столом, для Пушкина символ братства, соединяющего людей («Вакхическая песня»).

Таким образом, «Маленькие трагедии» выступили не итогом, а узловым пунктом развития ключевых тем лирики Пушкина: воли к власти 538

над бытием; любви; творчества; пира. В драмах эти темы составляют основное содержание эпох новоевропейской истории: соответственно, Средневековья, Ренессанса и Просвещения. Пир выступает сквозным символом трех эпох.

Список литературы

1. Ахматова А.А. О Пушкине. Заметки и статьи. – Ленинград: Советский писатель. Ленинградское отделение, 1977. – 279 с.

2. Белый А.А. Скупой рыцарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pushkin.niv.ru/pushkin/articles/belyj/skupoj–rycar.htm.

3. Кузьмина А.Г. Лиризм «Маленьких трагедий» А. С. // Русская поэзия XIX в. и ее отношения с прозой. Межвузовский сборник научных трудов. – 1990. – С. 26.

4. Луначарский А.В. Литературная энциклопедия. Т. 7 [Электронный ресурс]. – Москва: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно–энцикл. изд–во «Советская Энциклопедия», 1934. – Режим доступа: http://feb–web.ru/feb/litenc/encyclop/le7/le7–5181.htm.

5. Осповат JI.C. Каменный гость как опыт диалогизации творческого сознания // Пушкин. Исследования и материалы.– 1995. – том XV. – С. 25–26.

6. Пушкин А.С. Маленькие трагедии. – Москва: Фортуна ЭЛ, 2008. – 120 с.

7. Смирнов И.П. Стиходиахронологика. Психоистория русской литературы от романтизма до наших дней. – Москва: Новое литературное обозрение, 1994. – 351 с.

Источник

Маленькие трагедии Пушкина анализ

Что общего в маленьких трагедиях пушкина. Смотреть фото Что общего в маленьких трагедиях пушкина. Смотреть картинку Что общего в маленьких трагедиях пушкина. Картинка про Что общего в маленьких трагедиях пушкина. Фото Что общего в маленьких трагедиях пушкина

Что общего в маленьких трагедиях пушкина. Смотреть фото Что общего в маленьких трагедиях пушкина. Смотреть картинку Что общего в маленьких трагедиях пушкина. Картинка про Что общего в маленьких трагедиях пушкина. Фото Что общего в маленьких трагедиях пушкина

В «Маленьких трагедиях» А. С. Пушкин демонстрирует читателю различные дороги, которых придерживаются люди, отходя от нравственности. Итогом же всего может стать утрата ценного в жизни, отсутствие смысла бытия и непонимание собственного существования в мире. Автор начинает сравнивать нравственные законы и людские соблазны, ставя всё на чашу весов. До последней страницы хочется узнать, что же победит в схватке: соблазны, которые сводят с ума каждого человека, или же нравственность.

В цикле «Скупой рыцарь» во главе стоит власть. Пушкин сделал акцент на стремление человека к власти, хоть первоначально кажется, что основной мотив – показать скупость. Желание быть главным и властным человеком проявляется в олицетворении золота и денег. Так, взяв за героя Барона, писатель показывает нам его жаждущим, голодным до власти, имеющим неутолимую страсть к богатству. Все это негативно влияет на Барона: все присущие человеческие черты исчезают, пропадает даже искренняя чистая любовь к собственному сыну.

В цикле «Моцарт и Сальери» во главе – порок. Сальери живет лишь с одной мыслью – стремится к славе. Когда же он достигает пика желаемого, то понимает, что цель творчества совсем не в таланте и не в лаврах. Основной целью творчества становится ощущение, испытываемое при окончательном результате труда. Именно так работает Моцарт, которому завидует Сальери. Единственный выход, видимый Сальери – убийство Моцарта. В цикле поднята проблема злодейства и гения. Первое, в свою очередь, выражается как следствие безнравственного.

В цикле «Каменный гость» А. С. Пушкин показывает волю личности и нравственные законы. В центре фигура Дон Гуана – человека, который попирает все законы. Он ощущает себя сильным и волевым. Ухаживая за женщиной, Дон Гуан соревнуется с Богом. Такое поведение человека несопоставимо с Божьими законами. И, как следствие, герой наказан.

«Маленькие трагедии» – философское произведение, в котором представлены размышления о смысле жизни.

Источник

Анализ цикла «Маленькие трагедии» Пушкина А.С.

«Маленькие трагедии», включающие четыре произведения, были написаны в так называемый Болдинский период. Осень 1830 года стала одним из самых продуктивных периодов творчества Пушкина, благодаря затворничеству из-за бушевавшей в Москве эпидемии холеры, Александр Сергеевич смог почти полностью погрузиться в написание произведений. Кроме того, холерный карантин нашел отражение в одном из произведения цикла, а именно в «Пире во время чумы».

Главной общей идеей цикла является попытка показать, хоть и с разных углов восприятия, но все же единую цельность нравственных законов.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Пушкин демонстрирует нам различные дороги, по которым люди нередко отходят от нравственных законов. В результате Александр Сергеевич показывает, что итогом отступления от даже самых незначительных, нравственных законов является утрата самого ценного в жизни — смысла своего бытия и существования.

Создается такое ощущение, что Пушкин сравнивает нравственный закон и человеческие законы, а также свойственные людям соблазны, взвешивая их на самых точных весах?

Что же победит? Какие человеческие соблазны, сводящие с ума, освещены в произведениях Александра Сергеевича?

В «Скупом рыцаре» главным героем является — власть. Центральная роль отводится не Барону, а его нравственному падению. Причем акцент сделан не на скупости и накопительстве, присущим Барону, а на стремлении его к власти. Ее олицетворением является золото и деньги. Он восхищается своей собственной силой. Жажда власти, неутолимая страсть негативно влияет на Барона: происходит замещение нравственных ценностей — на первом месте у него теперь стоят исключительно жажда денег и жажда власти. У него исчезают все человеческие черты, у него даже исчезает любовь к сыну. Не гнушается он и ложными обвинениями: обвиняя сына в попытке покушения на собственного отца.

А вот главным пороком «Моцарта и Сальери» является слава. Сальери всю жизнь живет, стремясь только к одной цели: славе. Однако достигнув желаемого, понимает, что цель творчества заключается не в лаврах. Природа, цель и итог творчества заключены в людях, в том, какие чувства возникают у них, когда они видят или слышат результат труда художника. Так работает Моцарт, и Сальери завидует ему. Одним только своим существованием Моцарт попирает систему ценностей, присущих Сальери. Поэтому он видит только один выход из положения: убийство Моцарта. «Моцарт и Сальери» произведение, в котором поднимается две проблемы. Помимо раскрытия ложно главной цели жизни — славы, Пушкин показывается нам одну из центральных идей многих его произведений. Мысль заключена в том, что гений и злодейство — понятия не совместимые, а взаимно исключающиеся. Злодейство — следствие безнравственного, а значит ложного пути.

В «Каменном госте» Пушкин сопоставляет волю личности одного человека и обще нравственных законов. Дон Гуан, герой-индивидуалист, сознательно попирает все эти законы. Это дает ему ощущение собственной силы, воли и власти. Принятие этих губительных для многих свойств дает Дон Гуану возможность осознанного противопоставления их Божьему промыслу. Ухаживая за Донной Анной, вдовой убитого человека, он преследует цель соревнований с самим Богом. Итогом своевольного поведения и попытки состязания с Богом является высшее наказание в лице Статуи.

Как мы можем понять, «Маленькие трагедии» — это философский манифест Александра Сергеевича, его представление о смысле жизни, вынашиваемые им на протяжении всего его творчества, но отраженное только в небольшом цикле произведений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *