Что общего в применении стандартов основные средства запасы нематериальные активы

Федеральные стандарты бухучета: список основных в 2021 году

Что общего в применении стандартов основные средства запасы нематериальные активы

Уж так устроен бухучет, что без стандартов в нем — никуда. Федеральные стандарты устанавливают допустимые способы ведения бухгалтерского учёта и обязательны для всех. Поговорим о том, о каких новых стандартах нужно знать на данный момент.

Что вступает в силу в 2021 году для коммерческих организаций

Начнем с бухучета коммерческих организаций. В прошлом году вышел приказ Минфина от 17.09.2020 № 204н, который вводит два новых федеральных стандарта бухучета — ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения».

Обратите внимание, что перевести бухучет на еще один из стандартов — ФСБУ 5/2019 «Запасы» — нужно обязательно!

В чем особенности ФСБУ 5/2019

По этому стандарту любое имущество со СПИ больше 12 месяцев — это не запасы. Но одновременно продолжают действовать ПБУ 6/01, позволяющие учитывать основные средства стоимостью до 40 тысяч рублей.

Этот стандарт могут не применять микропредприятия, ведущие упрощенный бухучет (как раз то, о чем мы говорили выше). Затраты в виде стоимости запасов такие предприятия учтут в текущих расходах.

И еще одно исключение: ФСБУ 5/2019 можно не применять стандарт к запасам для управленческих нужд. В такой ситуации затраты на их приобретение (или создание) нужно признать в расходах периода, в котором затраты понесены. Обратите внимание, что такое решение нужно обязательно раскрыть в бухотчетности.

А что там с ФСБУ 6/2020 «Основные средства»?

Сделаем оговорку и об этом стандарте. Организация, которая начнет по нему работать, будет самостоятельно определять лимит стоимости, выше которого актив признается основным средством, а ниже — оборотным активом (инструментом, хозяйственным инвентарём и т. п.) (п. 5 ФСБУ 6/2020).

Какое экономически обоснованное решение примет по этому вопросу руководство организации, такое и будет правильным. И никто не вправе будет заявить, что это решение неверное.

Что учитывать в бухучете госучреждений

По программе Минфина, утвержденной приказом от 22.05.2020 года № 89н, с 1 января 2021 года вступают в силу сразу восемь федеральных стандартов для бухучета в государственных и муниципиальных учреждениях. Вот список этих стандартов и номера документов, которые можно посмотреть:

Теперь коротко опишем, о чем в них речь.

«Непроизведенные активы». Этот стандарт выделяет пять групп непроизведенных активов:

По каждой группе информацию в отчетности можно раскрывать с использованием обобщенных показателей.

«Нематериальные активы». Здесь определены критерии, на основании которых объект учета может быть отнесен к категории нематериальных активов:

«Затраты по заимствованиям». Как вполне понятно, этим стандартом надо руководствоваться при бухучете затрат:

«Совместная деятельность». Этот ФСБУ определяет правила ведения учета совместной деятельности, которую госучреждение ведет вместе с другими участниками на основании заключенного между ними соглашения (без образования нового юридического лица). По этому стандарту нужно будет вести учет, формировать отчетность и завершать расчеты по завершению действия такого договора.

«Информация о связанных сторонах». Этот стандарт определяет порядок раскрытия информации о связанных сторонах, которая важна для пользователей бюджетной и бухгалтерской отчетности, анализирующих деятельность госучреждений.

«Выплаты персоналу». Тут, как вполне понятно, содержатся правила отражения в бухучете зарплат, командировочных, отпускных и т.д. и т.п. Положения стандарта распространяются на страховые взносы по социальному страхованию, которые платит работодатель.

«Отчетность по операциям системы казначейских платежей». Стандарт с 2021 года будет регламентировать отчетность, представляемую Федеральным казначейством и его территориальными органами.

«Финансовые инструменты». И наконец, этот стандарт устанавливает единые требования к бухучету финансовых активов и обязательств, которые возникают по операциям с финансовыми инструментами. ФСБУ рассматривает эти инструменты как договор, при заключении которого одна из сторон приобретает финансовые активы, а другая — финансовые обязательства.

Опытные бухгалтеры отлично знают, что реформа бухучета и разработка новых ФСБУ — процесс долгий, нестабильный и не всегда понятный даже самим разработчикам этих стандартов. Об этом на «Клерке» уже писали.

ВНИМАНИЕ!

Завтра на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.

Повысьте свою ценность как специалиста в глазах директора. Смотреть полную программу

Источник

Отдельные вопросы практического применения ФСБУ 6/2020 «Основные средства»

Что общего в применении стандартов основные средства запасы нематериальные активы

Cтарший методолог в функции Финансового комплаенса, отчетности и методологии ПАО «МегаФон», ACCA, член ACCA Member Advisory Committee (MAC)

специально для ГАРАНТ.РУ

С 1 января 2022 года учет основных средств необходимо будет вести по новым правилам. С этой даты вступит в действие новый стандарт – ФСБУ 6/2020 «Основные средства» (далее – ФСБУ 6/2020), утвержденный приказом Минфина России от 17 сентября 2020 г. № 204н. Документ содержит ряд изменений, которые могут существенно повлиять не только на организацию бухгалтерского учета в компании, но и на ее бизнес-процессы в целом. В частности, положения нового стандарта могут коснуться доработки учетных систем, взаимодействия с другими подразделениями компании, документооборота и ряда других вопросов. В связи с этим руководителям финансовых (бухгалтерских) служб уже сейчас важно оценить нормы нового стандарта и своевременно подготовится к его применению.

Основные средства с низкой стоимостью

В структуре активов организации основные средства с низкой стоимостью могут занимать значительную долю. Учет каждого объекта малоценных основных средств не представляется рациональным. Более того, такой подход увеличивает нагрузку на применяемую организацией учетную систему и замедляет процесс закрытия бухгалтерских книг. Новое ФСБУ 6/2020 позволяет не вести учет основных средств с низкой стоимостью, а списывать затраты на их приобретение (создание) в расходы периода, в котором они возникли. Чтобы воспользоваться данной возможностью организация должна установить лимит стоимости основных средств, ниже которого к ним применяется подход, аналогичный учету запасов.

На какие критерии следует ориентироваться при установлении лимита стоимости основных средств при переходе на новый стандарт и всегда ли оправдано списание активов с низкой стоимостью? Попробуем разобраться.

Согласно действующему ПБУ 6/01 «Учет основных средств» к малоценным основным средствам относятся активы, удовлетворяющие критериям признания основных средств, стоимостью менее 40 тыс. руб. Новый стандарт разрешает организациям самостоятельно устанавливать лимит стоимости основных средств с учетом информации об их существенности.

Одновременно с этим ст. 257 Налогового кодекса определяет основные средства как часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 100 тыс. руб.

Логично было бы предположить, что, установив одинаковый лимит стоимости для основных средств в бухгалтерском и в налоговом учете, организация сможет их сблизить. Кроме того, отсутствие разниц в бухгалтерской и налоговой стоимости основных средств не будет приводить к начислению отложенных налогов. На первый взгляд, преимущества такого подхода очевидны. Но не всегда он бывает оправдан.

Во-первых, одно основное средство стоимостью до 100 тыс. руб. может быть несущественным для организации в целом. Но в ее деятельности могут использоваться сотни, а то и тысячи таких объектов. Информация об их совокупной стоимости может быть существенной для пользователей финансовой отчетности. И в этом случае списать на расходы стоимость указанных основных средств уже нельзя.

Во-вторых, списание на расходы значительного числа объектов с низкой стоимостью может неблагоприятным образом повлиять на финансовый результат отчетного периода. В некоторых случаях организации выгоднее показать активы в балансе, чем отражать их стоимость в расходах периода. Например, высокий показатель чистых активов важен, если организация планирует получать заемные средства.

И, наконец, в-третьих, списав на расходы периода стоимость малоценных основных средств, организации все равно придется обеспечить надлежащий контроль за их наличием и движением. Таково требование нового стандарта (п. 5 ФСБУ 6/2020). Здесь может возникнуть проблема организации учета значительного количества объектов основных средств за балансом. Если применяемая учетная система не позволяет это сделать должным образом, то возникает вопрос о ее доработке, либо о поиске альтернативного, внесистемного способа учета. Помимо этого, может возникнуть вопрос о необходимости разработки и внедрения контрольных процедур, позволяющих обеспечить сохранность малоценных основных средств.

Хотите лучше разбираться в

стандартах бухгалтерского учета?

Взгляните по-новому на финансовое образование

и получите Диплом АССА «Финансы и управление бизнесом»

Таким образом, при принятии решения об установлении нового лимита стоимости основных средств в бухгалтерском учете с 1 января 2022 года представляется целесообразным ориентироваться не на нормы налогового законодательства, а проанализировать факторы, влияющие на соответствующие показатели финансовой отчетности и установленные организацией показатели эффективности деятельности.

Одним из способов рационализировать учет малоценных основных средств, информация о совокупной стоимости которых может быть существенной для организации в целом, – это перейти на их групповой учет. Новый стандарт не содержит прямой нормы о том, что организации могут определять группу основных средств в качестве единицы учета, но и не запрещает это делать. Согласно п. 11 ФСБУ 6/2020 группой основных средств считается совокупность объектов основных средств одного вида, объединенных исходя из сходного характера их использования. Данная формулировка позволяет сделать вывод, что при определенных условиях совокупность однородных основных средств возможно рассматривать в качестве единого объекта основных средств. В своей Рекомендации Р-125/2021-КпР от 19 марта 2021 г. «Групповая единица учета основных средств» (далее – Рекомендация Р-125/2021-КпР) Фонд «Национальный некоммерческий регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр» устанавливает необходимые условия для объединения однородных основных средств в групповую единицу учета. Такими условиями являются:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *