Что общего в природных условиях южного междуречья и египта в чем различия
Что общего в природных условиях южного междуречья и египта в чем различия
УРОК 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КЛАССОВ В МЕЖДУРЕЧЬЕ
В древности природа Южного Междуречья была схожа с природой Египта (см. пособие, табл. 12). Она способствовала развитию земледелия, обладала рядом тех же отрицательных факторов (топи, обилие вредных насекомых, засушливые земли). Сходны были и пути преобразования природы (осушение болот, орошение), и те социально-экономические последствия, к которым привел переход к производящему хозяйству (рост излишков, возникновение неравенства и классов).
— | — | Египет | Южное Междуречье | |
СХОДСТВО | Условия, благоприятствовавшие земледельцам Условия, не благоприятствовавшие жизни людей | Солнечный свет и тепло Земля для посевов Реки Растительность и животный мир | Изобилие света и тепла Плодородные, мягкие почвы Изобилие воды Обширные топи, изобилующие насекомыми. Непроходимые заросли, населенные хищниками. Отсутствие строевого леса | |
РАЗЛИЧИЕ | Полезные ископаемые | Камень, медь | Только глина | |
Осадки | Во все сезоны редки | Ливневые дожди зимой |
Целесообразно начать урок с изучения нового материала. Другой вариант начала урока: беседа по искусству древнего Египта (например, задания 2, 3 к § 13).
План изучения: 1. Местоположение Междуречья. 2. Природа Южного Междуречья. 3. Развитие хозяйства в III-II тысячелетиях до н. э. 4. Возникновение неравенства и классов в Междуречье.
— Совершим путешествие из Мемфиса на восток. (Учитель медленно передвигает указку по настенной карте, на стыке Африки и Азии делает остановку.) Здесь проходит граница между двумя частями света. Назовите их. Итак, мы в Азии (указка движется на северо-восток). Определите по карте № 2, через какие страны проходит наш путь. Миновав Палестину и Сирию, мы добираемся до страны, называемой Междуречьем. (Указка обводит Междуречье.) Какие две реки здесь протекают? Тигр и Евфрат берут начало южнее Кавказских гор. Куда они впадают? Где расположено Междуречье относительно Египта?
Рис. 13. Междуречье в древности. Меловой рисунок
Учащимся предлагается показать на стенной карте Междуречье, протекающие здесь реки (от истока до устья), определить словами местоположение страны ( Страну называют также Двуречьем (она охватывает не только пространство между реками, но также левобережье Тигра и правобережье Евфрата), образуя непроходимые болота, покрытые зарослями высоких тростников. В зарослях водились львы и другие хищники, змеи, тучи комаров и ядовитых мух).
2. Показав на карте (а также на меловой схеме) примерные границы Южного Междуречья, учитель ставит перед классом вопрос: «Вам известно, что в Египте неравенство между людьми, эксплуатация и классы возникли намного раньше, чем в большинстве других стран мира. Так же давно, как и в Египте, классы возникли и в Южном Междуречье. Чем это можно объяснить?»
Предложив учащимся повторить высказанную мысль (она воспринимается ими с трудом), учитель рассуждает: «Может быть, дело в сходстве природных условий этих стран? Проверьте это предположение: выслушайте рассказ о природе Южного Междуречья и скажите, похожа ли она на природу древнего Египта». В своем рассказе учитель вычленяет следующие мысли:
Южное Междуречье расположено близко к экватору, поэтому здесь много жарких, солнечных дней в году.
В Междуречье, когда сильные ветры гнали воды Персидского залива назад в устье Тигра и Евфрата, реки вздувались, выходили из низких берегов, вода становилась грозным врагом людей, она смывала все на своем пути.
Беседа по вопросам: 1. Похожа ли природа Южного Междуречья на природу Египта, и если да, то чем? 2. Какому занятию благоприятствовала природа Южного Междуречья? Чем благоприятствовала? (В помощь учащимся учитель пишет на доске опорные слова солнце, почвы, вода и объясняет, что эти слова помогут дать развернутый ответ на последний вопрос.) 3. В каких двух странах земледелие стало главным занятием уже в глубокой древности? Выслушав ответы, учитель подчеркивает, что неравенство между людьми и классы возникли в древнейших земледельческих странах.
3. Примерно 8-9 тыс. лет назад люди стали осваивать плодородные земли Южного Междуречья. Жизнь здесь была нелегкой и опасной. Чем? Какие природные условия Южного Междуречья затрудняли жизнь в нем земледельцев? Предположите, какими способами люди увеличивали площадь земель для посева. (Упорный труд многих поколений преобразил природу Южного Междуречья: болота были осушены, тростники вырублены, страна превратилась в цветущий край).
Основой жизни земледельцев являлась вода. Зимой, в сезон дождей, а также во время разлива вода была в избытке, в остальное время года ее не хватало. Особенно остро недостаток воды ощущался в местах, удаленных от рек. Лишенная влаги, опаленная солнцем почва высыхала и трескалась. Предположите, какими способами земледельцы преодолевали эти вредные для них природные особенности Междуречья.
Учитель подчеркивает, что земледелие стало главным занятием в Междуречье. Здесь выращивали большие урожаи зерна и овощей. В хозяйствах земледельцев оставались излишки. При наличии времени конкретизируется представление о земледельческих работах.
Обработка поля начиналась с того, что его заливали водой из канала или водохранилища. Когда земля пропитывалась влагой и становилась мягкой, на поле выпускали быков. Своими копытами они выравнивали поле и вытаптывали сорняки.
Землю пахали плугом, затем крупные комья разбивали деревянными молотками, поле рыхлили бороной, разравнивали граблями. Наконец, пахали во второй раз, причем сев производили вместе с пахотой. Жители Междуречья изобрели плуг, имевший воронку, через которую семена попадали в борозды <рассматривается рис. 1 на стр. 64. Определите, чем занят каждый из изображенных здесь людей).
В период созревания ячменя дождей не бывало, поэтому поле трижды приходилось поливать, спуская воду из канала. Ячмень жали серпами и связывали в снопы. Сразу же начиналась молотьба: колосья сбрасывали на утрамбованную площадку, по которой быки взад и вперед возили повозку или салазки. Перед молотьбой быков кормили досыта, чтобы вкусный запах свежего зерна не мучил их.
Веяли лопатами, которыми подбрасывали на ветру смесь зерна с соломой и шелухой ( См.: Крамер С. История начинается в Шумере. М., 1965, с. 79).
В Южном Междуречье запасы глины неисчерпаемы. Но способна ли глина заменить дерево, металлы, гранит и известняк? Жители Междуречья научились делать из глины множество полезных предметов: кирпичи, которые сушили на солнце или же обжигали в печи (обожженный кирпич был не менее прочен, чем камень), глинобитные полы в домах, тарелки, горшки, большие бочки для хранения зерна и растительного масла, печи и трубы, осветительные лампы, детские игрушки, гробы, таблички, на которых писали. Недаром именно здесь возник миф о том, что боги создали человека, вылепив его из глины. Вот какое значение придавали глине!
В Южном Междуречье в III тысячелетии до н. э. выросло много небольших городов. Дома в них строились из тростника и кирпича в 1-2 этажа. Они не имели окон, что спасало от нестерпимого зноя. Между верхним краем стены и плоской крышей оставлялась щель, через нее внутрь проникали свет и воздух. Вместо дверей часто висел коврик. Дом имел внутренний двор, в который вели выходы из отдельных помещений.
Помимо финиковых пальм, в садах росли яблони, гранатовые и инжирные деревья.
Успехи в земледелии привели к росту поголовья скота: коров, овец, коз, свиней. Особенно обширными были стада овец с густой шелковистой шерстью. Южное Междуречье славилось прекрасными шерстяными тканями ( См.: Клима И. Общество и культура древнего Двуречья. Прага, 1967, гл. VIII-IX).
Задание: Рассмотрите рис. 2 на стр. 64. Появление гири свидетельствует о развитии торговли. Предположите, почему жители Южного Междуречья уже в глубокой древности торговали с соседними странами. Если задание трудно учащимся, учитель помогает им вопросами: «В каких товарах нуждались жители Южного Междуречья? (Металлы, строительный камень, лес.) Какие товары могли предложить в обмен?» (Зерно, шерсть, финики.) Дополняя ответы, учитель говорит, что вместо денег в Междуречье использовали слитки серебра определенного веса, имевшие форму колец или брусочков.
4. Учитель предлагает объяснить, почему в Южном Междуречье, как и в Египте, уже в IV тысячелетии до н. э. стала возможной эксплуатация рабов? Как возникло неравенство между свободными общинниками? (Вспомните, как и почему родовую общину сменила соседская.)
Положение задолжавших бедняков изучается: 1) либо учащимися дома; 2) либо путем чтения вслух учебника на уроке (§ 14, п. 4); 3) либо учитель, прибегнув к драматизации, расскажет об этих бедняках.
— Господин, выручи, дай в долг 30 мешков зерна.
Тем же приемом раскрываются формы аренды земли.
Участок крестьянина мог быть таким маленьким, что бедняк вынужден был идти к богачу с просьбой:
— Разреши мне обработать твой участок на склоне холма.
Обобщая материал урока, учитель указывает, что в Южном Междуречье возникли «классы рабов, свободных общинников-крестьян и богачей-рабовладельцев» (учебник, стр. 65).
Домашнее задание: § 14. Задания 2, 4-6 к § 14.
Что общего в природных условиях Египта и Двуречья, в чём различия?
Вопрос для 5-ого класса.
Начнем с общих черт.
Что в Египте, что в Двуречье, царит жаркий, сухой климат. Здесь всегда много солнца, при этом растительности закономерным образом мало. Но земля хорошая, плодородная, рыхлая и мягкая. Много разливов рек.
Большие реки с регулярными разливами обогащающими почву плодородным илом и в соответствии с этим очень высокая культура земледелия, позволяющая снимать урожаи в сам-200 и сам-300 зерна на одно посеянное зерно, да еще два-три раза в год, что способствовало быстрому накоплению богатств.
А вот что было у них совершенно непохоже, так это то, что шумеры уже знали колесо за 4 тысячелетия до нашей эры, а египтяне так его и не смогли изобрести до времени Нового Царства, да и то переняли его у завоевавших их, временно, гиксосов.
Ну а еще они строили грандиозные сооружения, которые в Египте назывались пирамидами, а в Шумере зиккуратами.
Только в Египте они строились из песчаника и известняка, а в Шумере из кирпмча.
И Египет и Двуречье находится в зоне тропического климата, который известен очень небольшим количеством выпадающих осадков, поэтому почти единственным источником воды оказались реки. Эти реки регулярно разливались принося на землю плодородный речной ил, что делало земледелие очень выгодным. И в Египте и в Двуречье жители строили многочисленные каналы и насыпи.
Отличием же природных условия было то, что Нил разливался ближе к осени, его питание было целиком дождевое, а сезон дождей около экватора начинался в летние месяцы.
Тигр и Ефрат разливались весной, их питание также дождевое, но сезон дождей в этом регионе приходится на зиму.
На территории Египта не была обнаружена металлическая руда, государству не хватало строительной древесины, климат бы очень жарким. Если провести сравнительную характеристику, то видно, что в Двуречье во многом наблюдается такое же положение. Эти два государства находились на юге, поэтому климат и там и там был очень жаркий, поэтому жители двух государств зависели от источника воды.
Нил протекал на территории Древнего Египта, а в Двуречье две реки, эти три реки были главными источниками воды, в одном государстве одна река, в другом две, где больше источников воды, тем обширнее строились поселения
Несмотря на то, что земля древней Месопотамии была исключительно плодородной, здесь катастрофически не хватало осадков, а некоторые небольшие реки и притоки в особо засушливые лета полностью высыхали.
И Египет, и Двуречье являются очень жаркими регионами. Это общее. Египет располагается вдоль реки Нила, а Двуречье между Ефратом и Тигром. У последних рек более бурные разливы чем у Нила, и соответственно чтобы не смыло урожай в Двуречье строят по берегам насыпи, а в Египте такого нет, в этом разница. Сходство еще в том, что и в Египте, и в Двуречье очень плодородные и богатые почвы. В Египте есть горы и камень строительный, а в Двуречье этого всего нет, зато много глины. Общее еще в том, что и в Двуречье, и в Египте не растет лес для построек. Из природных ресурсов нет ни в Египте, ни в Двуречье золота и меди.
Что общего:
И в чем различие:
течет с Юга на Север, самая длинная река в мире, разлив спокойный, с июня по ноябрь.
с Севера на Юг, разливаются весной бурно и спонтанно.
Можно составить такую табличку:
Можно добавить к общим неблагоприятные условия:
как много, просто тучи насекомых,
отсутствие леса для строительства.
Если сравнивать эти два древних государства, то можно найти много сходств и отличий. Я бы написала так:
Климат а обоих территориях жаркий..
Различия такие: разливы рек Тигр и Евфрат более бурные. Именно поэтому на берегах этих двух рек строились насыпи. Таким образом посевы на полях защищали от смыва.
В обоих государствах, были крупные реки. В Египте это один Нил, а вот в двуречье, Тигр и Еврат. Оба государства, производили орашение за счет рек, а потому строили много каналов. В Двуречье, осовные осадки выпадали зимой, пополняя водой их реки, а в Египте летом и это главное отличие.
1.подписан чрезвычайно важный для обеих стран Договор о свободной торговле между Египтом и Евразийским Союзом;
2.Очень важно и то, что между государствами будут расчёты в национальных валютах: это делается, чтобы избежать зависимости от условностей мирового рынка;
3.Сотрудничество в сфере инвестиций и строительства на территории Египта;
4.помощь Российского Фонда прямых инестиций в создании инвестицонного фонда в Египте;
5.сотрудничество в ядерной сфере: договорились о том, что российские специалисты построят первую в Египте атомную электростанцию;
6.наше информационное агенство «Россия сегодня» будет тесно сотрудничать с изданием «Аль-Ахрам».
Вот такие договорённости, нужные и Египту и нам безусловно!
А что в этом удивительного? У России прекрасный, богатейший опыт в атомной энергетике. У нас в стране мирный атом используется очень активно и давно, а все атомные электростанции Советский Союз, советские люди построили самостоятельно. А потом уже Советский Союз неоднократно оказывал помощь другим государствам в строительстве объектов атомной энергетики.
Так будет и с Египтом. Во время визита Владимира Путина в феврале 2015-го года в Каир были подписаны долгосрочные договоры о сотрудничестве между нашими странами. И одним из аспектов как раз и является помощь России Египту в области энергетики и в использовании мирного атома.
Сотрудничество с Египтом набирает обороты. Уже сейчас на территории Египта работают свыше четырехсот российских предприятий. Интересная статья есть по данной ссылке.