Что общего в судьбах обитателей ночлежки

Что объединяет ночлежников? Пьеса «На дне»

Действие драмы «На дне» происходит в убогой ночлежке, где жизнь и случай свели на первый взгляд абсолютно разных, но одинаково несчастных людей. Каждый из них не смог адаптироваться в обществе, не нашел своего места, не видит собственного будущего. Эта моральная потерянность и отрешенность не дает людям двигаться дальше, они как бы застыли, их души опустошились, а сердца онемели.

На примере этих героев произведения, представителей низших социальных слоев, автор хотел показать, куда ведет человека бездействие, отчаянье и напрасные надежды и мечты. О жизни обитателей ночлежки мы знаем мало. Это лишь реплики из разговоров, но они настолько точные, эмоциональные и психологически глубокие, что мы можем прочувствовать каждого героя, отчетливо представить себе его жизнь и откровенно сопереживать ему. Всех этих людей объединяет одно горе: они опустились на дно общественной жизни, у них нет дома, работы, будущего. Каждый из них пришел к этому по-своему, у каждого своя трагедия: сознательная или же случайная.

Все обитатели ночлежки являются собирательными образами. В них автор воплотил характеры и судьбы тысяч обездоленных людей, раскрыл психологическую глубину проблем низших слоев общества и поставил перед читателями такой наболевший и трудный вопрос: как жить дальше? Если каждый человек сможет обстоятельно и содержательно ответить себе на этот вопрос, тогда он будет знать, в каком направлении ему двигаться. И только движение может помочь человеку подняться с общественного дна и не только.

Не имеет значения, как мы падаем, важно то, как мы поднимаемся.

Источник

Образы ночлежников в драме Горького На дне

Сочинение по литературе.

«Здесь. человек заметен, слышен его голос, озлобленный, раздражённый, мстительный. Здесь у человека есть лицо – голодное, возбуждённое, тоскующиее. Видно, что люди чувствуют, заметно, что они думают.»
А.М. Горький.

Пьеса Горького «На дне», написанная в тысяча девятьсот втором году, принадлежит к новому для того времени типу социальной драмы. Её герои – обитатели ночлежки, люди, выброшенные на дно жизни.

«Солнце всходит и заходит, а в тюрьме моей темно», – поют ночлежники. Ночлежка действительно напоминает тюрьму. В подвале, «похожем на пещеру», оказались представители различных слоёв общества, но участь у всех одна. Никто из них не может выбраться отсюда. И даже здесь, на дне, продолжается власть «хозяев жизни», представленных зловещими фигурами содержателей ночлежки – старика Костылёва и его жены Василисы.

Герои пьесы мало говорят о том, как жили раньше. Но даже в немногих словах раскрываются их судьбы. «Не помню, когда я сыта была. Всю жизнь в отрепьях ходила», говорит Анна. «Скорняк был. своё заведение имел», – рассказывает о себе Бубнов. «Я – сызмальства вор», – признаётся Пепел. «Образованным человеком» считался бывший телеграфист, а теперь шулер Сатин. Осталась в прошлом обеспеченная жизнь Барона, творческая работа Актёра.

Автор бегло знакомит читателя с предшествующей жизнью персонажей, но прошлое наложило на их личность неизгладимый отпечаток. Это ярко проявляется в их поведении и манере речи.

Горький – знаток языка многих сословий, отлично владеет искусством описания диалога. У каждого ночлежника речь имеет характерные особенности. Сатин любит иностранные и замысловатые слова, его язык меток и выразителен. Барон, помнящий о своём благородном происхождении, высокомерно разговаривает с Лукой. Речь Костылёва насыщена нарочито-ласковыми словами: «полтинничек», «маслице», «лампадка».

Чётко выраженный сюжет в пьесе отсутствует, и движущей силой становится противостояние общественных и философских воззрений персонажей. Между героями пьесы нередко возникают горячие споры.

Обитатели ночлежки отвергают многие общепринятые истины. «Честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть», – отвечает на укор Клеща Пепел. «На что совесть? Я – не богатый», – подтверждает Бубнов. Когда Клещ отмечает, что «ворам деньги легко достаются. они не работают», Сатин парирует: «Сделай так, чтобы работа была мне приятна. Когда труд – обязанность, жизнь – рабство».

Ночлежники много говорят о лжи и правде. «Вали всю правду, как она есть!» – считает Бубнов. Его слова приводят в бешенство Клеща: «За что мне – правду? Будь она проклята!» Настя уходит от жестокой реальности в иллюзорный мир выдуманной любви, выдавая фантазии за действительность.

На самом дне жизни, в самых жестоких обстоятельствах возникает спор о человеке. Здесь на первый план выходят Лука и Сатин. Лука – беспаспортный бродяга, умный и обладающий громадным опытом. Он пытается успокоить и ободрить человека, утешая его ложью. Гуманизм Луки – сострадательный, Лука призывает жалеть человека, но не борется за изменение его судьбы. Сатин, напротив, уверен, что следует не примирять человека с тяжёлой действительностью, а заставлять саму действительность служить человеку. Утешительную ложь Луки он называет «религией рабов и хозяев». «Не жалеть, не унижать его жалостью, уважать надо!» – говорит о Человеке Сатин.

Неприглядные картины, подобные тем, что изображены в пьесе Горького, можно встретить и более чем столетие спустя, в наши дни. Ничуть не устарели и образы героев пьесы, взятые драматургом век назад из современной ему действительности. Полные жизненной правды, эти образы ещё долго будут привлекать к произведению внимание читателей.

Источник

Чем объединены одинокие обитатели ночлежки. Какие люди являются обитателями ночлежки по пьесе На дне (Горький Максим)

История создания пьесы

Первые свидетельства о работе над пьесой относятся к 1900 году, когда Горький в разговоре со Станиславским упоминает о желании написать сцены из жизни ночлежки. Некоторые наброски появились в конце 1901 года. В письме к издателю К. П. Пятницкому, которому и посвятил произведение автор, Горький писал, что в задуманной пьесе для него ясны все персонажи, идея, мотивы действий, и «это будет страшно». Окончательный вариант произведения был готов 25 июля 1902 года, издан в Мюнхене и уже в конце года поступил в продажу.

Не так радужно обстояли дела с постановкой пьесы на сценах российских театров — она практически запрещена. Исключение сделано только для МХАТа, остальные театры должны были получать особое разрешение на постановку.

Название пьесы в процессе работы менялось, по крайней мере, четыре раза, а жанр автором так и не был определен — в издании значилось «На дне жизни: сцены». Укороченное и всем сегодня знакомое название впервые появилось в театральной афише при первой постановке в МХАТ.

Первыми исполнителями стал звездный состав Московского художественного академического театра: в роли Сатина выступил К. Станиславский, Барона — В. Качалов, Луки — И. Москвин, Насти — О. Книппер, Наташи — М. Андреева.

Основной сюжет произведения

Сюжет пьесы завязан на отношениях героев и в обстановке всеобщей ненависти, которая царит в ночлежке. Это — внешняя канва произведения. Параллельное действие исследует глубину падения человека «на дно», меру ничтожества социально и духовно опустившегося индивидуума.

Действие пьесы начинается и заканчивается сюжетной линией взаимоотношений двух персонажей: вора Васьки Пепла и жены владельца ночлежки Василисы. Пепел любит ее младшую сестру Наташу. Василиса ревнует, постоянно избивает сестру. Есть у нее и еще один интерес к любовнику — она хочет освободиться от мужа и подталкивает Пепла к убийству. В ходе пьесы Пепел действительно в ссоре убивает Костылева. В последнем же акте пьесы постояльцы ночлежки говорят, что Ваське придется идти на каторгу, а Василиса все равно «выкрутиться». Таким образом, действие закольцовывается судьбами двух героев, но далеко не ограничивается ими.

Временной промежуток пьесы — несколько недель ранней весны. Время года — важная составляющая пьесы. Одно из первых названий, данных автором произведению, «Без солнца». Действительно, вокруг весна, море солнечного света, а в ночлежке и в душах ее обитателей — мрак. Лучом солнца для ночлежников стал Лука, бродяга, которого в один из дней приводит Наташа. Лука приносит надежду на счастливый исход в сердца опустившихся и утративших веру в лучшее людей. Однако в конце пьесы Лука исчезает из ночлежки. Доверившиеся ему персонажи теряют веру в лучшее. Пьеса заканчивается самоубийством одного из них — Актера.

Анализ пьесы

Пьеса описывает жизнь московской ночлежки. Главными героями, соответственно, стали ее обитатели и хозяева заведения. Также в ней появляются лица, имеющие отношение к жизни заведения: полицейский, он же дядя хозяйки ночлежки, торговка пельменями, грузчики.

Сатин и Лука

Шулер, бывший каторжник Сатин и бродяга, странник Лука — носители двух противоборствующих идей: необходимости сострадания к человеку, спасительной лжи из любви к нему, и необходимости знать правду, как доказательство величия человека, как знак доверия к его силе духа. Для того, чтобы доказать ложность первого мировоззрения и истинность второго автором и выстроено действо пьесы.

Другие персонажи

Все остальные персонажи составляют фон для этой битвы идей. Кроме того, они призваны показать, измерить глубину падения, до которой способен опуститься человек. Пьяница Актер и смертельно больная Анна, люди, совершенно потерявшие веру в свои силы, подпадают под власть чудесной сказки, в которую уводит их Лука. Они наиболее зависимы от него. С его уходом они физически не могут жить и умирают. Остальные обитатели ночлежки воспринимают появление и уход Луки, как игру солнечного весеннего луча — появился и исчез.

Произведение создавалось в условиях, когда после экономического кризиса 90-х годов XIX века в России встали заводы, население стремительно беднело, многие оказались на нижней ступени социальной лестницы, в подвале. Каждый из героев пьесы в прошлом пережили падение «на дно», социальное и нравственное. Сейчас они живут воспоминанием об этом, но подняться «на свет» не могут: не умеют, нет сил, стыдятся своего ничтожества.

Лука против Сатина

Все больше людей сейчас верит, что бездомные – это жертвы обстоятельств, часто не виноватые в том, что оказались на улице. Этому способствует соответствующая пропаганда в СМИ, влияние западной традиции благотворительности и соцобеспечения, заверения волонтерских организаций и отдельных добровольцев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *