Что общего в воззрениях чацкого и просветителей 18 века

Вопрос 11. Просветительские идеи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Рассматриваются вопросы: 1. Анализ названия комедии. 2. Понятие «гражданский романтизм». 3. А. С. Грибоедов о государственной службе, крепостном праве, просвещении, воспитании, рабском подражании дворян всему иностранному и презрении ко всему национальному, народному. 4. Анализ монологов Чацкого. 5. Основной конфликт пьесы.

Просмотр содержимого документа
«Вопрос 11. Просветительские идеи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»»

Вопрос № 11. Просветительские идеи в комедии «Горе от ума»

Главный герой комедии — Чацкий. Он выступает одновременно в функции

«благородного ге­роя» — обличителя общественного зла

романтического героя, одержимого «безумной» любовью и мрачной иро­нией

«типичного представителя» либерального молодого дворянства, разделяющего идеи реформаторов или даже будущих декабристов.

Идеи Чацкого близки Грибоедову, но автор показывает, и слабые стороны, уязвимые места своего героя.

План характеристики Чацкого

Первая встреча читателя с Чацким.

II. Личная драма Чацкого и качества, проявив­шиеся в отношении к Софье (искренность, благород­ство, страстность, горячность, глубина чувства).

III. Чацкий в борьбе со старым миром.

Что вызывает гнев Чацкого? Что провозглашает Чацкий?

Крепостное право; жестокость помещиков 1. Гуманность, уважение к простому русскому че­ловеку.

Карьеризм, чинопочитание. 2. Службу делу, а не лицам.

Невежество. 3. Просвещение.

Рабская мораль, безгласие. 4. Свободу мысли и высказываний.

Пренебрежение к нац. культуре и 5. Уважение к национальным нравам, языку,
преклонение перед всем иностранным. развитие национальной культуры.

IV. Значение образа Чацкого.

«Горе от ума» – социально-полит. комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В комедии поставлены злободневные общ. вопросы того времени:

о государственной службе,

о крепостном праве,

о рабском подражании дворян всему иностранному и презрении ко всему национальному, народному.

Комедия Грибоедова показала причины возникновения декабризма.

В комедии Грибоедова «Горе от ума» отразились этические и эстетические воззрения декабристов.

Уже в самом названии комедии «Горе от ума» отражается знаменательное противоречие. Для просветительской философии ум и счастье воспринимались как синонимы. Основу убеждений просветителей составляла вера в то, что просвещенный ум является вершителем судеб человечества. Но в 20-е годы XIX в. в условиях серьезных общ. противоречий наиболее проницательные мыслители начинали понимать, что силам разума предстоят тяжелые испытания. Так происходит в комедии Грибоедова.

Далеко не случайно темы ума (учения, знания) касаются почти все действующие лица комедии. И сразу же намечается резкий контраст. Для Чацкого высшая ценность — «ум, алчущий познанья», для Фамусова — «Ученье — вот чума. ». Репетилов убежден, что «умный человек не может быть не плутом». Скалозуб презрительно бросает: «Ученостью меня не обморочишь. ». И Софья уже со своих позиций спрашивает (заранее зная ответ): «Зачем ума искать?» и «Да эдакий ли ум семейство осчастливит?» Чацкий, свято верящий в силу ума, с ужасом замечает, что его никто не понимает — и понимать не хочет, что ум приносит ему не радость, не счастье, а горе. Этот спор об уме принципиально важен в комедии, ибо затрагивает вопрос, приобретавший общественно-политическое значение. Так с самого начала проявляется резкое разделение: косное фамусовское общество, думающее прежде всего о привычных ценностях: деньгах, карьере, положении в свете, и Чацкий, являющийся выражением идеалов декабристов, просветителей по своим коренным убеждениям. Конфликт этот намечен сразу же, он объединяет две сюжетные линии в пьесе: личную, психологическую, связанную с любовью Чацкого к Софье, и общественно-политическую.

Эстетика декабристов возникла на стыке классицизма дворянского Просвещения 18 в. и романтизма и получила название «Гражданский романтизм». Героев произведений декабристов воспринимали общ-е как свое личное, занимали активную гражданскую позицию. Таков Чацкий.

Остроумный Чацкий зло высмеивает пороки общества, в котором он вращается:

знаменитый монолог Чацкого «А судьи кто», в котором Чацкий высмеивает дворян, живущих по канонам 18 века, черпающих знания из «забытых газет времен очаковских и покоренья Крыма». Чацкий обличает и крепостников, продающих и меняющих людей на псов. Очень показателен здесь образ дворянина, который выменял на двух борзых преданных слуг, которые в трудную минуту «и жизнь и честь его спасали».

в монологе («Французик из Бордо. «) Чацкий обрушивается на галломанов, поклоняющихся всему иноземному, иностранному.

Комедия «Горе от ума» была написана за год до восстания декабристов. События в ней как бы предвосхитили события на Сенатской площади. Комедия «Горе от ума» внесла огромный вклад в развитие русской литературы. Наследуя традиции Фонвизина, Грибоедов придал комедии гражданственное звучание, поднял резонера Чацкого до трагедийного героя уровня Гамлета, нарушив тем самым классический закон несмешения жанров.

Убеждения героя не всегда высказываются им прямо в монологах – как неприятие крепостного права, протекционизма, негодование по поводу засилья иностранцев и преклонения перед ними. Из соображений цензуры Грибоедов часто позволяет герою лишь намекнуть на важнейшие свои идеи. Так, несколько раз скажет Чацкий о жизни в деревне как о более нравственной. И речь здесь не о возвращении к природе (проповедь Руссо), но о моральном долге помещика по отношению к крепостным (вспомните, кстати, что этот путь избрал двоюродный брат Скалозуба, неожиданно оставивший службу, когда «чин следовал ему»).

Просвещение для Фамусова — это опасность, угрожающая привычным устоям жизни:

Ученье — вот чума, ученость — вот причина,

Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений, —

Узнав от Лизы, что Софья якобы целую ночь читала по-французски, Фамусов говорит:

Скажи-ка, что глаза ей портить не годится, И в чтеньи прок-то не велик:

Ей сна нет от французских книг, А мне от русских больно спится. (Д. I, явл. 2.)

Как же следует, по мнению Фамусова, воспитывать молодежь? Фамусов подсмеивается над принятым тогда в Москве воспитанием детей в духе французской моды, с французами-гувернерами. Он ворчит:

А все Кузнецкий мост, и вечные французы,

Оттуда моды к нам, и авторы, и музы: Губители карманов и сердец! (Д. I, явл. 4.)

Однако он и сам следует моде: Мать умерла: умел я принанять В мадам Розье вторую мать. (Д. I, явл. 4.)

Учителей, которых приглашали для обучения детей, «числом поболее, ценою подешевле», Фамусов называет «побродягами». Он считает, что дело не в учителях и «не в мадаме сила», — детей нужно воспитывать в духе подражания старшим. «Учи­лись бы, на старших глядя»,— поучает он Чацкого, а дочери внушает: Не надобно иного образца, Когда в глазах пример отца. (Д. I, явл. 4.)

Показательно, что представители фамусовского мира очень быстро находят соответствующую политическую терминологию, определяющую позицию Чацкого в общественной борьбе эпохи. Они сопоставляют его с деятелями европейского освободительного движения. С точки зрения Фамусова, он карбонарий, по млению княгини Тугоуховской — якобинец. И даже глухая графиня-бабушка сразу нашла соответствующий термин: «Ах окаянный вольтерьянец».

Конфликт проявляется во всем: и в определении ценности человеческой личности, и по отношению к народу, и в понимании патриотизма. Для Чацкого главная ценность человека заключается в его гражданском служении Родине. Для Фамусова, Скалозуба, Молчалина идеи блага Отечества просто не существуют. Достаточно вспомнить, с каким вкусом и удовольствием рассуждают они о наградах, чипах, знаках отличия — о чем угодно, только не о деле: «А у меня что дело, что не дело, // Обычай мой такой: // Подписано, так с плеч долой». Конфликт носит идейный, сознательный характер. Чацкий проповедует свои идеи, но и Фамусов старательно стремится внушить собеседнику свой взгляд на вещи, увлечь его на свою сторону: «Учились бы, на старших глядя. » И даже Молчалин пытается поучать Чацкого: «К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам. »

Как истинный просветитель, Чацкий страстно отстаивает права разума и глубоко верит в его силу, в силу слова. Одну из причин вредного влияния на русскую жизнь фамусовщины он видит в общественных «предрассудках». Понятно его страстное обличение тех, кто «сужденья черпают из забытых газет времен Очаковских и покоренья Крыма», понятно его возмущение против «старух зловещих, стариков, дряхлеющих над выдумками, вздором».

Проблеме воспитания Чацкий, как и все декабристы, придает огромное значение. В разуме, в воспитании, в общественном мнении, в силе идейного и морального воздействия Чацкий видит главное и могучее средство переделки общества, изменения жизни. В его резкой критике «века минувшего» вопросы эти играют большую роль.

Чацкий, желая воплотить свои идеи, делает несколько практических шагов, результатом которых оказывается его «связь с министрами», о которой упоминает Молчалин. Ведь это не что иное, как участие героя в конкретных реформах власти, которые не состоялись. Чацкий умеряет свой реформаторский пыл и уезжает за границу не только в поисках ума, но и от бессилия что-либо сделать в сложившейся ситуации.

В центре системы образов комедии, конечно, Чацкий. Его взгляды, мысли, поступки, характер раскрываются не только в монологах, но и в отношении к Софье, Фамусову, Скалозубу, Молчалину. Фамусов показан и как отец, и как важный московский барин-краснобай, и как гостеприимный хозяин. Но есть у него главная черта, придающая его образу необходимую цельность и единство. Он находит опору в незыблемых устоях, освященных стариной. Фамусов — консерватор по убеждению, по натуре, по привычкам, наконец. Все, что грозит этому строю, грозит лично ему. Поэтому Фамусов страстно, убежденно защищает не просто быт и нравы, но и идеи старого мира, отстаивая и его непременные атрибуты: карьеризм, низкопоклонство, раболепие, беспринципность, безнравственность.

Источник

Жизненные идеалы Чацкого в комедии Горе от ума Грибоедова

Мировоззрение главного героя произведения проявляется на протяжении всего повествования пьесы, основным конфликтом которой является противостояние двух миров, представленных в виде века нынешнего и века минувшего.

Чацкий изображается в комедии в качестве выразителя либерально-демократических взглядов, приверженцем прогрессивных идей и противником существующих общественных взглядов, не принимающих любые попытки изменения социально-экономического и политического положения в стране.

В первую очередь, принципиальной позицией главного персонажа является его отношение к чиновничьей службе, которую он воспринимает в качестве гражданского долга каждого порядочного человека, тогда как, представители фамусовского общества относятся к службе как к источнику для получения чинов и благосостояния. Чацкий выражает собственную готовность к службе во имя дела, а не раболепского почитания вышестоящих чиновников, а в случае невозможности осуществлять служение ради достижения высоких целей герой способен совершить полный отказ от службы.

В отношении образования Чацкий придерживается свободолюбивых взглядов, считая необходимым дать человеку право выбора дальнейшего образа жизни, который может быть связан на его усмотрению либо с наукой, либо с искусством. На взгляд консервативного общества интерес представителей дворянского сословия к изучения наук, в том числе естественных, является шокирующим и возмутительным.

Чацкий, относящийся к кругу передовых молодых дворян, отличается горячим патриотизмом по отношению к отчизне, отстаивающим мнение о национальной самобытности и глубоком уважении к российской культуре и языковым традициям. Поэтому герой активно критикует всяческие преклонения перед зарубежными странами и всем иностранным.

В вопросе о крепостном праве Чацкий также высказывает собственное мнение, желая облегчить непосильную долю русских крестьян. Однако в его позиции не прослеживается момент полной отмены крепостничества, а лишь демонстрируется критика злоупотреблениями помещиков в отношении собственных крепостных.

Чацкий является приверженцем высоких нравственных идеалов и отличается безупречностью в межличностных отношениях, в том числе в вопросах любви, чувствам которой от отдается пылко и бескорыстно в отличие от молчалинской расчетливости.

Жизненная позиция Чацкого не принимается окружающими, но герой все же достойно выходит из создавшейся ситуации, не идя на сделку со своей совестью, предпочитая идейное одиночество.

Другие сочинения: ← Горе от ума — комедия или драма↑ ГрибоедовОсобенности языка комедии Горе от ума →

Вариант 2

Произведение «Горе от ума» было написано в начале 19-го века, когда среди части дворянства ширились идеи изменения мира и эти идеи противоречили взглядам остальной части дворянства, которые хотели жить по-старому. Александр Чацкий в комедии является представителем новых веяний русского дворянства и достойно отстаивает свои передовые взгляды на жизнь.

О веке прошедшем Чацкий говорит: «Прямой был век покорности и страха». Ему трудно спорить с идейными противниками, но он с достоинством отстаивает свои убеждения. Вот, к примеру, для Фамусова служба является источником обогащения, и он не может понять Чацкого, для которого служба есть выполнение гражданского долга.

Служить Чацкий пытался да и пользовался на службе авторитетом, даже с министрами был знаком, да вот только он желал честно служить на пользу Отечества, а не для личных благ и не в пользу других лиц. Но в это время такое было просто невозможным, и Чацкий подал в отставку, порвав все свои прежние связи. Это для Фамусова и ему подобных служба была источником обогащения и чинов, и Фамусову непонятны мотивы Чацкого.

Александр Андреевич был большим патриотом своей Родины, которую очень любил. Ему чуждо рабское преклонение перед всем иностранным, которое витало в те времена в России. Он осуждает дворян за то, что для воспитания своих детей они нанимают иностранных учителей и гувернанток, что очень модно было в их кругах. А зачастую нанимались люди малообразованные, которые ни во что не ставили Россию.

К простому народу Чацкий относится с уважением. Он выступает против крепостного права. По его мнению человек должен свободно распоряжаться сам своей судьбой, сам делать выбор в жизни: где жить, учиться или нет, чем заниматься. Человеческий фактор для него заключается в уме, образованности, а не в богатстве, роскоши и том, сколько крепостных имеется.

Неоспорима безупречность жизненных идеалов Чацкого и в личной жизни. Он любит бескорыстно и готов отдать все ради любимой, не требуя ничего взамен.

Жизненные идеалы Чацкого общество, в которое он попал, не приняло. Но он усердно боролся за свое побуждение, хотя и потерпел поражение, как в обществе, так и в любви. Но своим идеалам он не изменил. Чацкий уезжает из Москвы, верен своим принципам.

Общественные и нравственные идеалы Чацкого

Коллекция сочинений: Общественные и нравственные идеалы Чацкого

Комедия Грибоедова «Горе от ума» была написана в 1820-1824 годах, когда в России уже сформировались и активно действовали тайные общества декабристов, ставившие своей задачей преобразование социально-экономической и политической жизни страны. Будучи писателем-реалистом, Грибоедов в своей комедии точно отразил процессы, происходившие в обществе. К этому времени некогда единый класс дворян раскололся на два противоположных, конфликтующих между собой лагеря. Одним из них был консервативный лагерь феодалов-крепостников, представленный в комедии фамусовским обществом и «всей братией» «отцов и старших». Они были заинтересованы в сохранении существующих устоев и своих привилегий. Другой же – лагерь передовой дворянской интеллигенции, представленный Чацким – «пылким и отважным бойцом», стремившимся к изменению изжившего себя строя.

По своим общественным взглядам, жизненным принципам, идеалам и убеждениям Чацкий был близок к декабристам, хотя о полном совпадении их взглядов говорить нельзя. Комедия также не дает основания считать Чацкого членом тайного общества. Однако Герцен позднее писал, что если в литературе сколько-нибудь и отразился тип декабриста, то это в Чацком.

Формирование идеалов передовой русской интеллигенции происходило под влиянием философии французских просветителей XVIII века, в частности Руссо, и трудов таких английских экономистов, как Адам Смит. Идейные убеждения свободолюбивой молодежи также во многом определялись эпохой наполеоновских войн и победой России в Отечественной войне 1812 года. Для передовых людей того времени было свойственно отстаивать право свободного выбора жизненного пути вопреки традиции дворянской жизни. Пренебрегая карьерой и чинами, они превыше всего ценили личную независимость.

Эти убеждения разделяет главный герой комедии Чацкий. Он оставляет военную службу и путешествует. Именно такой образ жизни воспринимается консервативным обществом как опасное вольнодумство: «Они тотчас: разбой! пожар! и прослывет у них мечтателем опасным. » В разговоре с Фамусовым Чацкий формулирует жизненные принципы молодежи, стремившейся, как и он, вести независимый образ жизни: по своему усмотрению заниматься наукой или искусством, жить в деревне или путешествовать. Для людей круга Фамусова такое отношение к жизни неприемлемо. Недаром он даже затыкает уши, не желая слушать молодого человека, чьи слова кажутся ему крамольными: «Да он властей не признает!» В отказе двоюродного брата Скалозуба служить и добиваться чинов общество также усматривало не только чудачество, но и оппозиционные настроения.

Необычно смелым и даже шокирующим казалось консервативному обществу желание дворянской молодежи сделать науку предметом своего серьезного увлечения. Интерес к естественным наукам в среде дворян начал распространяться уже во времена Пушкина и Грибоедова. До этого времени научные занятия были уделом исключительно иностранцев или разночинцев, вынужденных зарабатывать себе на жизнь. Дворянин же учился только до получения первого чина, а после этого он уже не занимался своим образованием, полностью отдавая себя службе. Поступая вопреки традиции, молодые дворяне вызывали возмущение окружающих. «Он химик, он ботаник, князь Федор, мой племянник», — говорит княгиня Тугоуховская, не понимая, зачем дворянину нужно изучать то, что необходимо подмастерью. Чацкий принадлежит к числу тех молодых людей, которые, подобно князю Федору или двоюродному брату Скалозуба, были готовы всецело посвятить себя занятиям наукой или искусством. Пренебрегая карьерой, «не требуя ни мест, ни повышенья в чин», они стремились читать все, что выходило нового и были, по словам Герцена, прекрасно осведомлены «об умственном движении в Европе».

Как человек, разделявший убеждения декабристов, Чацкий хотел посвятить свою жизнь высокой идее служения отечеству, и он с презрением относился к системе фаворитизма, сложившейся во времена Екатерины II. Свое отношение к службе он выразил в словах «служить бы рад, прислуживаться тошно». Его возмутил восторженный рассказ Фамусова о Максиме Петровиче, который преуспел в карьере, угождая императрице, потакая ее прихотям. Получение очередного чина или награды никогда не было целью для Чацкого. Ему чужда философия Скалозуба, цинично рассуждавшего о возможных каналах для добывания чинов. Не имея возможности служить отечеству в соответствии со своими высокими идеалами, люди типа Чацкого отказывались служить вообще.

Суровой критике со стороны декабристов подвергались протекция и кумовство, то есть служебное покровительство друзьям и родственникам, распространенные в дворянском обществе и наносившие ущерб делу. Чацкий с негодованием вспоминает случай, когда Фамусов еще ребенком возил его на поклон к «Нестору негодяев знатных». Также для него немыслимо предложение Молчалина съездить к Татьяне Юрьевне, чтобы найти покровительство у этой богатой и влиятельной дамы: «Я езжу к женщинам, да только не за этим!»

В тексте комедии Чацкий нигде не высказывается о необходимости отмены крепостного права, тогда как это требование было главным для всех программных документов декабристов. Он критикует лишь такие злоупотребления крепостным правом, с которыми не мирилось и правительство: продажу крепостных поодиночке, обмен их на борзых собак. Однако Фамусов упрекает Чацкого в «оплошном» управлении имением, а в обществе он «отъявлен мотом». В глазах крепостников хорошим, «превосходным» хозяином считался тот помещик, который, притесняя своих крестьян, умел выколачивать из них максимальный доход, часто разоряя их до нищеты. Чацкий, по-видимому, отказался от подобной общепринятой практики. Возможно, он поступил как многие передовые люди того времени: чтобы облегчить жизнь своим крестьянам, он перевел их с тяжелой барщины на более легкий оброк, тем самым вызвав недовольство Фамусова и ему подобных.

Чацкий, как все передовые дворяне, был горячим патриотом своей родины. Ему не было свойственно преклонение перед чужой страной и пренебрежение к своему отечеству. Однако иностранные учителя и гувернеры, воспитывавшие молодых дворян, часто культивировали в своих подопечных презрение к России, считая ее страной дикой и варварской. Поэтому Чацкого возмущает преклонение перед Францией княжон Тугоуховских, которые вздыхают: «Ах! Франция! Нет в мире лучше края!» — «повторяя урок, который им издетства натвержен».

Отстаивая национальную самобытность, передовая дворянская интеллигенция с уважением относилась к русскому народу, русской культуре и языку. На протяжении всей комедии Чацкий неоднократно подвергает критике «пустое, рабское, слепое подражанье» всему иностранному. Русское дворянское общество, сформировавшееся в результате петровских реформ, в культурном отношении было ориентировано на Европу, стремясь во всем подражать ей. Однако часто заимствовались не серьезные и глубокие вещи, идеи и понятия, а что-то незначительное и внешнее, например, моды, манеры, речевые обороты. Такое подражание, действительно, было «рабским» и «пустым». Оно характеризовало низкий уровень самосознания русского общества, его неспособность вступить в равноправный диалог с другой культурой.

Возмущение Чацкого вызывает неразборчивость дворян в отношении иностранных учителей, которая доходила до того, что в качестве педагогов для своих детей они нанимали людей малообразованных и неспособных выполнять свои обязанности. «В России под, великим штрафом, нам каждого велят признать историком и географом!» Чацкий вспоминает того учителя-иностранца, который преподавал ему и Софье в детстве. Судя по всему, этот учитель не отличался большой ученостью. Он входил в число тех, кто был «ценою подешевле».

Главный герой комедии Чацкий – это не только человек, имеющий высокие общественные идеалы. Он также безупречен и в отношении личных нравственных принципов. В частности, его пылкая способность любить, бескорыстие и готовность забыть все ради своей возлюбленной противоположны расчетливости Молчалина. Чацкий не пытается использовать свое чувство к Софье, чтобы угодить Фамусову, от которого зависит его личное счастье.

Чацкий терпит поражение в доме Фамусова: его идеалы не приняты обществом, его любовь отвергнута, и он вынужден бежать из Москвы. Однако, по словам Гончарова, будучи «сломлен количеством старой силы, он нанес ей поражение качеством новой». Такие люди, как Чацкий, «неизбежны при смене одного века другим». Несмотря на «мильон терзаний», выпавший на его долю, он оказался победителем, потому что остался верным своим идеалам и ни в чем не изменил своим убеждениям. Он не пошел на компромисс с фамусовским обществом, предпочтя быть отвергнутым

Вопрос:

«Горе от ума» Сочинение на тему Идеалы и антиидеалы Чацкого Помогите.

Ответы:

20.06.2012, 01:54Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим. Положение Чац¬ких на общественной лестнице разнообразно, но роль и участь все одна, от крупных государственных и политических личностей, управляющих судьбами масс, до скромной доли в тесном кругу. Всеми ими управляет одно: раздражение при различных мотивах. У кого, как у грибоедовского Чацкого, любовь, у других самолюбие или славолюбие — но всем им достается в удел свой «миньон терзаний», и никакая высота по¬ложения не спасает от него. Очень немногим просветленным Чацким дается утешительное сознание, что они недаром бились — хотя и бескорыстно, не для себя и не за себя, а для будущего и за всех, и успели. Кроме крупных и видных личностей, при резких переходах из одного века в другой — Чацкие живут и не переводятся в обществе, повторяясь на каждом шагу, в каждом доме, где под одной кровлей уживается старое с молодым, где два века сходятся лицом к лицу в тесноте семейств, — все длится борьба све¬жего с отжившим, больного с здоровым, и все бьются в поединках… миниатюр¬ные Фамусовы и Чацкие. Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого — и кто бы ни были деятели, около какого бы человеческого дела — будет ли то новая идея, шаг в науке, в политике, в войне — ни группировались люди — им никуда не уйти от двух главных мотивов борьбы: от совета «учиться, на старших глядя», с одной стороны, и от жажды стремиться от рутины к «свободной жизни» впе¬ред и вперед, — с другой. Вот отчего не состарился до сих пор и едва ли состареется когда-нибудь грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия. И литература не выбьется из магического круга, начертанного Грибоедовым, как только художник коснет¬ся борьбы понятий, смены поколений. Он или даст тип крайних, несозревших передовых личностей, едва намекающих на будущее, и потому недолговечных, каких мы уже пережили немало в жизни и в искусстве, или создаст видоизме¬ненный образ Чацкого, как после сервантесовского Дон-Кихота и шекспиров¬ского Гамлета являлись и являются бесконечные их подобия. В честных, горячих речах этих позднейших Чацких будут вечно слышаться грибоедовские мотивы и слова, — и если не слова, то смысл и тон раздражи¬тельных монологов его Чацкого. От этой музыки здоровые герои в борьбе со старым не уйдут никогда. И в этом бессмертие стихов Грибоедова! Много можно бы привести Чац¬ких — являвшихся на очередной смене эпох и поколений — в борьбе за идею, за дело, за правду, за успех, за новый порядок, на всех ступенях, во всех слоях русской жизни и труда — громких великих дел и скромных кабинетных под¬вигов. О многих из них хранится свежее предание, других мы видели и знали, а иные еще продолжают борьбу. Обратимся к литературе. Вспомним не повесть, не комедию, не художественное явление, а возьмем одного из позднейших бой¬цов с старым веком, например, Белинского. Многие из нас знали его лично, а теперь знают его все. Прислушайтесь к его горячим импровизациям — и в них звучат те же мотивы и тот же тон, как у грибоедовского Чацкого. И так же он умер, уничтоженный «мильоном терзаний», убитый лихорадкой ожидания и не дождавшийся исполнения своих грез, которые теперь — уже не грезы больше.

Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим. Положение Чац¬ких на общественной лестнице разнообразно, но роль и участь все одна, от крупных государственных и политических личностей, управляющих судьбами масс, до скромной доли в тесном кругу. Всеми ими управляет одно: раздражение при различных мотивах. У кого, как у грибоедовского Чацкого, любовь, у других самолюбие или славолюбие — но всем им достается в удел свой «миньон терзаний», и никакая высота по¬ложения не спасает от него. Очень немногим просветленным Чацким дается утешительное сознание, что они недаром бились — хотя и бескорыстно, не для себя и не за себя, а для будущего и за всех, и успели. Кроме крупных и видных личностей, при резких переходах из одного века в другой — Чацкие живут и не переводятся в обществе, повторяясь на каждом шагу, в каждом доме, где под одной кровлей уживается старое с молодым, где два века сходятся лицом к лицу в тесноте семейств, — все длится борьба све¬жего с отжившим, больного с здоровым, и все бьются в поединках… миниатюр¬ные Фамусовы и Чацкие. Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого — и кто бы ни были деятели, около какого бы человеческого дела — будет ли то новая идея, шаг в науке, в политике, в войне — ни группировались люди — им никуда не уйти от двух главных мотивов борьбы: от совета «учиться, на старших глядя», с одной стороны, и от жажды стремиться от рутины к «свободной жизни» впе¬ред и вперед, — с другой. Вот отчего не состарился до сих пор и едва ли состареется когда-нибудь грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия. И литература не выбьется из магического круга, начертанного Грибоедовым, как только художник коснет¬ся борьбы понятий, смены поколений. Он или даст тип крайних, несозревших передовых личностей, едва намекающих на будущее, и потому недолговечных, каких мы уже пережили немало в жизни и в искусстве, или создаст видоизме¬ненный образ Чацкого, как после сервантесовского Дон-Кихота и шекспиров¬ского Гамлета являлись и являются бесконечные их подобия. В честных, горячих речах этих позднейших Чацких будут вечно слышаться грибоедовские мотивы и слова, — и если не слова, то смысл и тон раздражительных монологов его Чацкого. От этой музыки здоровые герои в борьбе со старым не уйдут никогда. И в этом бессмертие стихов Грибоедова! Много можно бы привести Чацких — являвшихся на очередной смене эпох и поколений — в борьбе за идею, за дело, за правду, за успех, за новый порядок, на всех ступенях, во всех слоях русской жизни и труда — громких великих дел и скромных кабинетных подвигов. О многих из них хранится свежее предание, других мы видели и знали, а иные еще продолжают борьбу. Обратимся к литературе. Вспомним не повесть, не комедию, не художественное явление, а возьмем одного из позднейших бойцов с старым веком, например, Белинского. Многие из нас знали его лично, а теперь знают его все. Прислушайтесь к его горячим импровизациям — и в них звучат те же мотивы и тот же тон, как у грибоедовского Чацкого. И так же он умер, уничтоженный «мильоном терзаний», убитый лихорадкой ожидания и не дождавшийся исполнения своих грез, которые теперь — уже не грезы больше.

Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

1. Вступление. Чацкий – главный герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». 2. Основная часть. Характеристика образа. 1) Чацкий – проповедник новых идей: • взгляд героя на современную ему эпоху; • отношение Чацкого к госслужбе; • осуждение героем культа «чужого мнения» в московском обществе; 2) эволюция образа Чацкого на протяжении комедии – от молодого романтика до разочарованного безумца; 3) взгляды Чацкого – насущная потребность общества (патриотизм, приоритет долга и чести, человеческая порядочность и чувство собственного достоинства и т.д.) 3. Заключение. Чацкий – национальный тип, характерный для переломных эпох в обществе. Александр Андреевич Чацкий – главный герой комедии «Горе от ума». Как указывает сам Грибоедов, Чацкий находится в «противуречии» с московским обществом». Больше того, это единственный «здравомыслящий человек» на «25 глупцов» в произведении. В лице Чацкого автор изобразил прогрессивного человека своего времени, чьи интеллектуально-нравственные запросы несоизмеримо выше тех проблем, которыми живет фамусовская Москва. Придя в дом Фамусова исключительно из-за Софьи, которую герой, несмотря на прошествие многих лет, любит, Александр Андреевич не может примириться с образом жизни и мысли московского общества. Чацкий спорит с главными представителями «века минувшего» в комедии, представляя в монологах свою программу. Здесь герой выступает как горячий проповедник новых идей. Он не принадлежит к числу тех рассудительных молодых людей, которые, являясь в свет, чтобы блистать и делать карьеру, знают, когда, кому и сколько следует высказать, а когда — промолчать. Чацкий — один из тех безрассудных проповедников, которые, будучи первыми провозвестниками новых идей, готовы проповедовать даже тогда, когда их никто не слушает. Так появляется монолог Чацкого «И точно начал свет глупеть…», в котором он сравнивает «век нынешний и век минувший». Герой уверен, что Нет, нынче свет уж не таков… Вольнее всякий дышит И не торопится вписаться в полк шутов. Мы узнаем, что Чацкий отказался от государственной службы по причине: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Александра Андреевича возмущает, что служба перестала быть благородной. Она превратилась в прислуживание лицам, а не делу, чинопочитание, бюрократизм, холопскую подчиненность. В монологе Чацкого «А судьи кто» высмеивается всеобщая увлеченность военным мундиром. Здесь герой с возмущением говорит, что строгие ценители и судьи, дожившие до седин, отрицая и пресекая в молодежи любовь к наукам и искусствам, понимают и поощряют только одну страсть — к мундиру, то есть к муштре, отсутствию собственных мыслей, самостоятельной жизненной позиции. На мой взгляд, Чацкий в комедии выступает как бунтарь-одиночка, наивно полагающий, что «век нынешний» уже сделал свои завоевания: Хоть есть охотники поподличать везде, Да нынче смех страшит и держит стыд в узде. В первых сценах комедии Чацкий выступает как мечтатель, романтик. Он верит в возможность нравственного перевоспитания погрязшего в пороках общества. Потому, как мне кажется, герой вступает в спор с Фамусовым, адресуется со своими обличениями к Скалозубу, раскрывает перед Софьей мир своих чувств и переживаний. Однако иллюзии Чацкого вскоре рассеиваются – герой сталкивается с философией Скалозуба и Молчалина. Эти люди, столь желанные в доме Фамусова, являются ровесниками Александра Андреевича, но их психология – это психология «века минувшего». Чацкий превосходно понимает свою несовместимость с миром фамусовых, молчалиных и скалозубов. Оболганный и оскорбленный обществом, он убеждается в безнадежности своей проповеди. Надежды и мечты Чацкого терпят крушение. Он понимает, что обманывался в своих чувствах. К финалу комедии интонация и лексика монологов Чацкого резко меняется. Герой полностью избавляется от иллюзий, но не отказывается от убеждений. Гуманист, защитник свободы и независимости личности, Чацкий резко выступает против крепостного права, пропагандирует идею национальной самобытности русского народа, рабской морали москвичей противопоставляет высокое понимание чести, долга, общественной роли личности. С особой силой живой и мужественный характер героя выявляется в его последнем монологе. «Не образумлюсь», — говорит он Фамусову. Здесь Грибоедов подчеркивает стойкое неприятие прозревшим героем фамусовского мира, его непримиримость с этим миром: Мечтанья с глаз долой, и спала пелена… Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорбленному есть чувству уголок. Таким образом, в финале комедии, разгромленный и подавленный. Чацкий бежит из Москвы. Однако он не меняет своих взглядов и не предает своих убеждений. Весь круг идей Чацкого сосредоточен на главных для России проблемах: общественный прогресс, социальная и нравственная справедливость, счастье Отечества и народа как условие личного счастья каждого. Чацкий — национально-русский тип, и проблемы, его волнующие, и сам характер его столкновения с обществом отличаются национальным своеобразием. Этот тип, как справедливо указывал еще И.А. Гончаров, неизбежен при смене одного века другим: «Чацкие живут не переводятся в обществе… где. длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым…». А значит, следуя логике русского писателя, победа чацких неизбежна – они способствуют победе в обществе нового, здорового, прогрессивного.

Ценности и идеалы Чацкого и Фамусова

Взгляды Чацкого и Фамусова резко расходятся по всем вопросами, касающимся уклада жизни дворянина. Чацкий – сторонник образования, просвещения, сам «остер, умен, красноречив», «славно пишет, переводит». Фамусов и его общество, напротив, считают излишнюю «ученость» вредной для общества и очень опасаются появления в их среде таких людей, как Чацкий. Чацкие угрожают фамусовской Москве потерей привычного для нее комфорта и возможности проводить жизнь «в пирах и в мотовстве».

Спор Чацкого и Фамусова разгорается также вокруг отношения дворян к службе. Чацкий «не служит, то есть в том… пользы не находит». Главный герой комедии объясняет это так: «Служить бы рад – прислуживаться тошно». Но консервативное дворянское общество устроено таким образом, что без «прислуживания» здесь невозможно ничего добиться. Чацкий хочет служить «делу, а не лицам».

Но у Фамусова и его сторонников совсем другой взгляд на вопрос службы.

Идеал Фамусова – его покойный дядя Максим Петрович. Он заслужил уважение самой императрицы тем, что однажды на приеме повел себя как шут. Оступившись и упав, он решил обернуть эту неловкую ситуацию в свою пользу: упал еще несколько раз специально, чтобы посмешить публику и императрицу Екатерину. Такое умение «подслужиться» принесло Максиму Петровичу огромное богатство и вес в обществе.

Чацкий же не приемлет таких идеалов, для него это унижение. Он называет это время веком «покорности и страха», зажимающим человеческую свободу. Сравнение героем «века нынешнего» и «века минувшего» оборачивается не в пользу последнего, ведь сейчас «вольнее всякий дышит и не торопится вписаться в полк шутов».

Семейные ценности Чацкого и Фамусова

Столкновение Фамусова и Чацкого происходит и по поводу расхождения их взглядов на семейные ценности. Фамусов считает, что при создании семьи наличие любви совершенно не важно. «Кто беден, тот тебе не пара», – говорит он дочери. Как в обществе, так и в семье во главу угла ставятся деньги. Богатство для фамусовского общества – то же самое, что счастье. Личные качества не имеют значения ни в свете, ни в семье: «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених».

Чацкий же – сторонник живого чувства, тем и страшный для фамусовской Москвы. Этот герой ставит любовь выше денег, образованность выше положения в обществе. Поэтому и разгорается конфликт Чацкого и Фамусова.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *