Что общего видит поэт между природой и мифическим сфинксом

Краткий анализ произведения Ф.И. Тютчева «Природа-сфинкс»

Автор: Guru · Опубликовано 11.12.2020 · Обновлено 17.12.2020

В творчестве Тютчева всегда можно найти образы таинственной и непостижимой природы. Он считал, что человеческое существование по сравнению с тайнами мироздания ничего не стоит, поэтому его философские рассуждения были направлены на тему природы, мира, вселенной в целом.

История создания

В 1869 году Тютчев пишет стихотворение “Природа-сфинкс”. При жизни же Тютчев свое творчество воспринимал не больше, чем увлечение, поэтому почти не публиковал свои стихи.
Поэт любил размышлять о природе и мудрости, которая в ней хранится. И в этом произведении он выкладывает все мысли, которые у него накопились на эту тему. Несмотря на то, что стихотворение отличается своей лаконичностью, оно не теряет глубокого смысла, наделенного Ф.И. Тютчевым.

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Природа – сфинкс» является лирическим и относится к философской лирике, так как в нем автор пытается понять и разгадать сущность природы. Состоит из четырех строк, которые в литературе называются катреном. Размер стихотворения — пятистопный ямб, тип рифмовки — опоясывающий.
Тютчев является приверженцем “чистого искусства”, такого искусства, которому не подвластно время и пространство. Поэты, так же относящиеся к данному направлению, посвящали свое творчество вечному и прекрасному. Такие произведения, неподдающиеся моде, остаются актуальными и по сей день.

Композиция

Уже с первых слов стихотворение удивляет нас. Оно начинается с короткого предложения, без глагола. Однако, нам сразу становится понятно, как относится к природе автор. Он видит в ней живое мифическое существо, которое хранит в себе множество тайн и загадок.
А далее, автор поясняет ту короткую фразу в начале и раскрывает сущность природы. Природа показывается той силой, которая манит, но в то же время и пугает, “губит человека”. Вместе с тем, лирический герой не исключает того факта, что это может быть просто обман и никакой загадки на самом деле нет, что еще больше подпитывает интерес и будоражит разум.

Темы, проблемы и настроение

В данном стихотворении поднимается проблема неуловимости смысла жизни и месте человека в мире. Человечество не прекращает искать загадки и их решение, однако всегда проигрывает в этой гонке. Природа губит и не раскрывает своих секретов. А Тютчев пытается понять природу и предполагает, что это тайны “не было у ней”.
Тютчевым раскрывается и является основной в стихотворении “Природа —сфинкс” тема природы. Автор видит ее мистической и не подвластной человеческому разуму. Она схожа со Сфинксом, потому что так же губительна и неуловима в том случае, если с ней попытаешься играть.
Несмотря на то, что настроение стихотворения спокойное, после прочтения же ощущается неопределенное чувство тревоги. Кажется, что стихотворение не окончено, поэтому оно оставляет после себя множество открытых вопросов и желания все переосмыслить.

Основная идея

Через стихотворение автор пытается показать на сколько человек ничтожен перед природой, ведь та намного мудрее и сильнее его. Возможно, человечество само пытается разгадать то, чего нет и это его самая большая ошибка. А природа не ошибается, потому что она выше и больше этого, как Сфинкс. Человек её никогда не поймет до конца, а значит и не покорит.
Главной мыслью этого стихотворения является раскрытие бессмысленной вечной погоней за ответами на абстрактные вопросы. Природа искушает человека. Ведь оказывается, ничего не изменилось с времен первых людей, которые также хотели всё познать. Итогом оказалось изгнание из Рая, что определило судьбу всего человечества.

Средства выразительности

В данном стихотворении поэт почти отказывается от средств выразительности. Он лишь использует метафору: “Природа – сфинкс”, и олицетворение: «своим искусом губит человека».

Источник

Анализ стихотворения «Природа – сфинкс» (Ф.И. Тютчев)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 20.07.2020 · Обновлено 20.07.2020

Всю жизнь Тютчев стремился постичь тайны мироздания, на фоне которого человеческое существование не имеет никакой ценности. Свои философские размышления так или иначе всегда были связаны в творчестве поэта с образом природы. Так и в стихотворении «Природа – сфинкс», в замысле которого Вам поможет разобраться анализ по плану от Многомудрого Литрекона.

История создания

Тютчев написал стихотворение «Природа – сфинкс» в имении Овстуг. То был последний период его творчества – август 1869 года. Впервые произведение опубликовали в Санкт-Петербурге в 1886 году, уже после смерти автора. При жизни поэт почти не публиковал свои произведения в России. Он служил дипломатом, занимал важный пост в цензурном ведомстве, поэтому не уделял своему «увлечению» поэзией много внимания. Он творил для себя, можно сказать, почти в стол, не думая о чем-то большем. Впрочем, его скромность прослеживается во многих стихотворениях и письмах.

Ф.И. Тютчев часто посвящал стихотворения природе и отмечал мудрость, которая лежит в ее основе. Видимо, данное произведение является итогом его размышлений. Отличительной чертой стихотворения «Природа – сфинкс» является его краткость, но это ни в коем случае не лишает строк их глубинного смысла.

Жанр, направление, размер

«Природа – сфинкс» — лирическое стихотворение, оно относится к философской лирике (поэт хочет понять язык природы и разгадать вечную загадку). Катрен написан пятистопным ямбом, рифмовка опоясывающая.

Поэзия Тютчева относится к «чистому искусству». Такому творчеству свойственно игнорирование злободневных социальных вопросов и сиюминутных тем. Поэты писали о вечных проблемах и воспевали прекрасные чувства, мысли, впечатления. Федор Иванович тоже обходил стороной крестьянский вопрос и другие «тренды» того времени. Возможно, поэтому его творчество не теряет актуальности.

Композиция

Особенность композиции стихотворения «Природа – сфинкс» состоит в том, что начало стихотворения довольно неожиданно, перед нами короткая фраза, в которой пропущен глагол. Поэт воспринимает природу как нечто живое и непостижимое, и это передано уже в первых двух словах.

Последующие строки лишь поясняют первую: природа хотя и пугает человека, но в то же время непреодолимо манит к себе своей загадочностью. Но лирический герой не исключает, что этой самой загадки может и не быть вовсе, и эта мысль рождает ещё больший интерес, душевный трепет. Природа «губит человека» своим «искусом».

Образы и символы

Образ природы как всесильного существа, рождающего страх в человеческой душе, строится благодаря слову «сфинкс». Так, Тютчев сравнивает её с мифологическим существом, которое убивало путников за неверные ответы на сложнейшие загадки. Глагол «губит» также передаёт всю мощь и могущественность той силы, что вершит человеческие судьбы.

Лирический герой стихотворения «Природа – сфинкс» лишь ощущается читателем. Он незримо подводит нас к размышлению о сущности природы. Это философ, который ищет разгадку тайны и признает свое бессилие в поисках. Эта тайна стоит того, чтобы оставить ее под покровом загадки.

Темы, проблемы и настроение

В стихотворении «Природа – сфинкс» поэт ставит философскую проблему о смысле жизни и о месте человека в мире. Мы пытаемся разгадать таинственный ребус природы, но терпим поражение в главном ее секрете, и он губит нас, ведь искушение искать ответы на вопросы не оставляет человечество никогда. Поэтому автор объясняет неразрешимость загадок по-своему: быть может, тайны нет вовсе.

Тема природы — основная в произведении «Природа – сфинкс». Автор указывает на ее загадочность и неразрешимость. Она, подобно Сфинксу, мудрее человека, и поэтому игры с ней обречены на провал. Как бы мы ни пытались навязать ей свою волю, свою разгадку, она останется такой же неуловимой и опасной.

Настроение в стихотворении спокойное, и все же гнетущее: после его прочтения остаётся ощущение тревоги из-за открытого финала, множества вопросов, оставшихся без ответа, и полного переосмысления мира природы.

Основная идея

Тютчев акцентировал внимание читателя на слабости человеческой мысли: не исключено ведь, что человек сам приписывает природе несвойственные ей тайны, и собственный «искус» воспринимает как вызов природы. Как бы мы ни старались, природа опережает нас в мудрости, как древнегреческий Сфинкс. Мы не может разгадать, а значит, и покорить ее. Таков смысл стихотворения «Природа – сфинкс».

Природа внутри человека буквально вынуждает людей искать тайны, может, даже и не существующие. Почему автор называет этот поиск ответов «искусом»? Видимо, это отсылка к библейским событиям, когда Ева и Адам вкусили плод от древа познания и лишились Рая. Тогда человечество определило свою судьбу — погоню за ответами на едва уловимые и эфемерные вопросы, вечную неудовлетворенность и тоску. Такова главная мысль стихотворения «Природа – сфинкс».

Средства выразительности

Поэт практически не использует художественных приёмов. В стихотворении «Природа – сфинкс» мы найдём метафору («природа – сфинкс») и олицетворение «своим искусом губит человека»).

Источник

Тютчев. «Природа — сфинкс. И тем она верней. » (1869)

В стихотворении «Не то, что мните вы, природа. » поэт ополчился на тех, кто не верит в одухотворенность природы, в то, что у нее есть душа, а в стихотворении «Певучесть есть в морских волнах. » утверждал, что она внутренне гармонична и прекрасна. Но и в том и в другом случае природа содержала некую загадку, которую Тютчев и предлагал разгадать себе и человечеству. Теперь все иначе:

Природа — сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.

В этом поэтическом афоризме содержится прямо противоположное прежним стихотворениям мнение. Человек и природа изначально враждебны, причем не человек вносит разлад и дисгармонию в природу, а природа провоцирует человека отыскивать в ней несуществующие тайны. Она уподоблена злобному мифическому чудовищу сфинксу и метафорически наделена губительным инстинктом. Однако в отличие от мифического сфинкса, который задавал путникам загадку, у природы такой загадки вообще нет, и она, природа, лишена внутреннего смысла и несостоятельна. Идея стихотворения может быть повернута иной гранью: Тютчев написал скорее всего не о «виновности» природы, а о слабости человеческой мысли, поскольку не природа содержит загадку в себе и побуждает человека ее разгадать, а сам человек приписал природе несвойственную ей тайну и тщетно пытался и пытается в нее проникнуть. Свой собственный «искус» человек сделал побуждением природы, ее вызовом, будто бы обращенным к нему, и стал отвечать на этот вызов. Придумав несуществующую загадку, человек, естественно, не может ее разгадать и «тем. верней. губит» себя. Ситуация выглядит вдвойне парадоксальной, поскольку «искус», идущий от человека, осмыслен принадлежащим природе.

Впрочем, и это стихотворение лишь один из моментов поиска истины. Согласно другим стихотворениям Тютчева, природа не знает ни времени, ни пространства.

С особой силой эта тема развернута в стихотворении «От жизни той, что бушевала здесь. » (1871).

Во второй половине августа 1871 года Тютчев побывал в селе Вщиж Брянского уезда Орловской губернии, которое некогда было удельным княжеством. Там сохранились древние курганы — памятники удельных распрей и сражений. Но теперь, во время приезда Тютчева, «от жизни той, что бушевала здесь», «уцелели»

Два-три кургана, видимых поднесь.

Эта картина, выдержанная в духе исторической элегии, наводит поэта на философское размышление:

Природа знать не знает о былом,
Ей чужды наши призрачные годы.

Помимо того что природа не знает ни времени, ни пространства, она еще лишена памяти. Кроме того, у человека и природы разные сроки жизни: природа вечна и бесконечна, тогда как отдельный человек смертен и конечен, и потому ему отведены «призрачные годы». Это переживание рождает у поэта изящную метафору: «И перед ней мы смутно сознаем/Себя самих — лишь грезою природы». Человек сколько угодно может мыслить себя отдельно от природы и даже гордо противополагать себя ей как «мыслящий тростник», но «смутно сознает» печальную для него истину, которая умеряет его претензии. С точки зрения вечной природы, все войны, схватки, сражения, битвы, вся жизнь и все «подвиги» выглядят «бесполезными», потому что по-прежнему природа равнодушна к человеческим деяниям, по-прежнему, несмотря ни на какие разрушения, торжествует жизнь и красота.

Тютчев неожиданно роняет слово «приветствует», которое свидетельствует вовсе не о равнодушии природы к человеку, о чем он только что сказал, а о способности ее умиротворять страсти, желания, порывы и восстанавливать мировой порядок, не терпящий обособленности человеческой личности из «общего хора», согласно другому стихотворению поэта.

Та же тема по-иному развита в других стихотворениях.

Весна, как и другие времена года, бессмертна. Она каждый раз «в условный час слетает» на землю и, подобно божествам, «блаженно-равнодушна». Весна «не ведает», «была ль другая перед нею», была ли она краше или нет. Сама природа не может сказать о себе, красива она или безобразна, гармонична или дисгармонична. Природа не может оценить себя, потому что она стихия. В ней есть душа, есть особый язык, но нет сознания. Разум, сознание, рассудок даны человеку, который выделился из природы и получил возможность оценивать ее не изнутри, а со стороны, извне. Поэтому, когда человек растворяется в природе и сливается с ней, он теряет способность оценивать природу с эстетической точки зрения. Он становится сам природой, таким же блаженно-равнодушным, как и она, и утратившим знание о себе. Но, выделенный из природы, он обретает сознание, которое сигнализирует ему, что между ним и природой разлад. Он жаждет гармонии и думает, что, погрузившись в природу, достигнет гармонии. Потому-то он так рвется соединиться с ней. Однако в таком случае он должен принести в жертву свое «человеческое я», и тогда он лишится сознания, разума и не сможет ни почувствовать, ни понять, обрел ли он гармонию с природой, как не чувствует и не понимает этого сама природа, которая просто живет своей блаженно-равнодушной жизнью.

Таков один из трагических ответов, которые дает лирика Тютчева на коренные вопросы об устройстве бытия. Первоначально в природе были слиты все первоосновы бытия, все его первоэлементы (например, вода и огонь). Точно так же с природой был слит и человек. Это время созидательно-разрушительного господства стихии было эпохой синкретизма, где все существовало в нерасчлененном, связанном виде. В процессе космогонической эволюции из хаоса, «животворного океана», образовался порядок, космос, возник разум и его носитель — человек, который покинул стихию, выделился из нее, обособился от природы и словно бы перестал быть ее частью. Исходное единство Вселенной, всего сущего (синкретизм) было нарушено. Платой за выход из хаоса, за космос и разум стало исчезновение единства Вселенной, возмездием за разрушенную связь с природой — преследующая человека тоска по единству и жажда уничтожения своего «я» путем возвращения в материнское лоно хаоса.

Трагическая вина человека усугубляется тем, что он стал гордо презирать породивший его хаос и возвысился над природой, тем, что он объявил свое «я» высшей реальностью бытия. Однако природа отвергает глупую и наивную гордость человека. Отпав от природы, человек страшится некогда родных для него бурь, страшится «древнего», «родимого» хаоса, откуда изошел («День и ночь»). Его «дневное», «культурное» сознание то пугается стихий, то, слыша завывания ветра, угадывает в них «любимую повесть». И тогда его душа тоскует по целому, тоскует по природе, страдая в сиротливом и безнадежном одиночестве и сетуя на «дневное» бытие как на нечто иллюзорное и ложное. Однако Тютчеву часто жаль расстаться с «человеческим я», с индивидуальностью и самоценностью, и при переходе границы между «человеческим» и «природным» он испытывает драматические колебания. И это понятно: человеку оставлен небольшой выбор между ограниченным и конечным, узким, привычным, знакомым, конкретным «дневным», «культурным» личностным сознанием и его вечным, грандиозным, величественным «ночным» инобытием — всепоглощающей бездной, беспредельным, абстрактным и безличным хаосом. Поэтому Тютчева привлекают пограничные состояния — не день, не ночь, а мглистый сумрак. Он питает тайную надежду занять место между двумя мирами, на границе дня и ночи, совместить несовместное:

О вещая душа моя!
О сердце, полное тревоги,
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия.

Душа мыслится «жилицей» сразу и одновременно «двух миров», ее волнуют и земные «страсти роковые», и небесный рай: она

. готова, как Мария,
К ногам Христа навек прильнуть.

Хотя большую часть написанного Тютчевым составляют стихи, посвященные природе, но стихотворений, передающих просто конкретно-чувственное переживание природы, у Тютчева немного. Одно из таких чисто пейзажных стихотворений, которое очень любил Л. Н. Толстой, — «Есть в осени первоначальной. ». Глаз Тютчева зорок к деталям пейзажа и рождаемому картинами природы настроению. Он чувствует прелесть ранней осени, когда открывается необъятный простор. Поле-труженик, выполнив «работу», отдыхает. Поэт находит выразительный образ — «Лишь паутины тонкий волос/Блестит на праздной борозде». «Отдыхающее поле», прежде чем покрыться снегом, заслуженно «награждается» свыше: на него «льется чистая и теплая лазурь».

Источник

Анализ стихотворения Тютчева «Природа — сфинкс. И тем она верней…»

Не для кого не секрет, что Федор Тютчев был истинным мастером в написании коротких стихотворений. Буквально несколько строк, которые складывались в четверостишие, автор наполнял глубоким смыслом и вкладывал в них определенную идею.

Умение четко и конкретно формулировать свои мысли появилось у Тютчева во время службы дипломатом. Сам поэт говорит о том, что такие стихотворные строки рождались внезапно и спонтанно. Они были так называемым ответом на вопросы, которые так часто задавал себе автор.

Одним из таких ответов стало стихотворение «Природа – сфинкс. И тем она верней …».

Уже первая строчка данной работы заставляет читателя задуматься, интригует каждого. Тютчев на протяжении всей своей жизни пытался разгадать тайны нашего мира. Его можно отнести к поэтам–романтикам, которые восхищались красотами окружающего мира, восхваляли и прославляли величественные природные явления. В то же время, он часто пытался вникнуть в суть вопросов бытия, разобраться в философских проблемах, испробуя различные способы догадок, наталкиваясь на ошибки. Поэтому, в его творческих работах можно встретить два параллели, которые одновременно восхваляли природу и находили ответы на вечные вопросы мироздания.

Стихотворная работа «Природа – сфинкс. И тем она верней …» была создана в преклонном возрасте автора. Тютчев проживал последние годы жизни и прекрасно понимал это, но продолжал разгадывать тайны нашего мира. Однако, у него это не получилось. Именно в 1869 году поэт отказывается искать истину. Он выражает мнение о том, что природа – это великая искусительница. И она никогда не откроет правду перед обычным, земным человеком. Хотя, с другой стороны, Федор Тютчев говорит о том, что человечество само решило верить и искать какие-то тайны. Возможно, их никогда не было, и нет!

«Природа — сфинкс. И тем она верней…» Федор Тютчев

Природа — Сфинкс. И тем она верней Своим искусом губит человека, Что, может статься, никакой от века Загадки нет и не было у ней.

«Природа — Сфинкс.» (тайны мироздания в лирике Ф. И. Тютчева.)

Тютчевская “страна” необычна — она то залита солнечным светом, то покрыта сумраком, но всегда узнаваема, близка. Если начать вспоминать стихи Ф. И. Тютчева о природе, то, наверное, большинству людей в первую очередь придет в голову “Весенняя гроза”: “Люблю грозу в начале мая. ” Действительно, поэт очень часто обращался к картинам весны, проливного дождя, птичьего гама. Природа у Тютчева зачастую “испытывает” чисто человеческие эмоции. Образ “улыбающейся”, “смеющейся” природы проходит через все творчество поэта как противовес его горестным размышлениям о бытии, смерти, мироздании, гармонии, “древнем хаосе”. Как часто мы встречаем в поэзии Тютчева такие фразы, как “Лазурь небесная смеется”, “Сияет солнце, воды блещут / На всем улыбка, жизнь во всем”. Подобных строк можно привести множество: улыбается все — весна, солнце, вода, сама земля. Даже в осенней природе поэт видит “кроткую улыбку увяданья”. Здесь его мировосприятие близко к пушкинскому, который, как известно, очень ценил Тютчева. Но возможно, последний вкладывает в понятие “природа” гораздо больший смысл. Для Тютчева природа — нечто грандиозное, вечное, бесконечное, может быть, даже синоним мироздания. Лишь в особенно горькие минуты (их не так уж мало) природа представляется Тютчеву царством пустоты и “вечного бессмыслия”. Для Тютчева характерны поиски смысла во всем: во Вселенной, в бытии. Такого рода размышления и приводят, в конце концов, к странному афоризму:

Природа — сфинкс. И тем она верней Своим искусом губит человека, Что, может статься, никакой от века Загадки нет и не было у ней.

Загадки нет, но есть сама “мать-земля”. Тютчев не может успокоиться в безотрадности, он снова и снова обращает свое лицо к светлой действительности. В лирике Тютчева часто звучит мысль (древняя как мир, но подхваченная им), что только природа способна исцелить и спасти человека. Получается, что, с одной стороны, природа — “сфинкс”, а с другой — исцеляющая сила. Для тех, кто знаком хоть немного с лирикой Тютчева, в этом нет ничего удивительного. Подобные противоречия, метания из крайности в крайность и составляют основу творчества поэта. Вся его лирика строится на контрасте, она как бы зажата между двумя полюсами — ощущением красоты бытия и чувством ужаса перед действительностью. Создается странное впечатление, что в Тютчеве уживались два кардинально противоположных человека, каждый из которых видел реальность по-своему. Чаще всего Тютчев, конечно, восторгается окружающим миром, нередко — до самозабвения. В доказательство этому можно приводить бессчетное количество его цитат. Поэт откликается на все голоса жизни, поскольку чутко улавливает все краски, все звуки природы. Но не менее сильным (особенно в поздней лирике) становится сознание жизненного трагизма. И вот мир из радостного, наполненного светом и красками превращается в “одичалый”. Безусловно, в таких резких переходах немалую роль сыграли личные переживания. Тютчеву было свойственно стремление разгадать тайны мироздания или хотя бы приблизиться к ним, коснуться. Мироздание вечно, на фоне его человеческая жизнь — ничто. С годами это начинает все больше тревожить Тютчева. Он приходит к мысли о “бесполезности” человеческого существования. Бесспорен тот факт, что каждого ожидает полное уничтожение и растворение в бесконечности природы. Поэт мало размышлял о смерти как таковой, она для него была, скорее, некой противоположностью жизни, мгновенным переходом от яркого, насыщенного, ужасающе краткого человеческого существования к небытию. Невзирая на отношение к отдельно взятой жизни как к чему-то ничтожному в силу своей кратковременности, Тютчев утверждает и нечто практически противоположное: жизнь — значительна, поскольку является дерзким вызовом враждебным силам. Однако такие жизнеутверждающие мысли встречаются у Тютчева сравнительно редко. Гораздо настойчивее повторяется другая сентенция: “Бесследно все — и так легко не быть!” Бессмысленность, неоправданность бытия с возрастом все больше угнетает поэта. Жизнь он ассоциирует с “тенью от дыма”, настолько она кажется ему призрачной. Умиротворение, покой, исцеление — только в “природе — сфинксе”. Видимо, такое наименование природе было дано в минуты тяжелейшего, безысходного отчаяния. Ведь что ни говори, окружающий мир всегда был для Тютчева живым, а вовсе не каменным. И природа всегда вызывала в поэте чисто человеческие чувства, которые можно испытывать к кому-то очень близкому. В первую очередь — это чувство восхищения. Несомненно, что природа была включена Тютчевым в тот круг истинных ценностей, без которых, по мысли поэта, невозможно истинное существование.

человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Тютчев Ф.И. / Разное / «Природа — Сфинкс.» (тайны мироздания в лирике Ф. И. Тютчева.)

Губительная сила

Природа в стихотворениях Тютчева, как уже говорилось, одна из центральных тем. Но предстает она в совершенно разном свете. Иногда она будто переживает человеческие чувства: поэт описывает ее “улыбающейся” и “смеющейся” в радостные моменты своей жизни, но в тяжелые минуты он преподносит ее нам как “вечное бессмыслие”.
Природа, словно мифический сфинкс, постоянно подбрасывает человеку загадки, заставляя его разум метаться в поисках истины. Сколько бы он ни искал ответы, ему никогда не разгадать ее главную загадку: тайну жизни и смерти. Мы можем исследовать мир вокруг, в теории даже покорять просторы Вселенной, но время нам никогда не победить.

Природа предстает поистине жестокой, губительной силой: она создает нас подверженными увяданию и неминуемой смерти. По ее милости наше тело создано хрупким, а разум недостаточно совершенным, чтобы постичь все ее тайны. Но природа постоянно искушает пытливый ум, ее загадочность манит, заставляет нас искать смысл своего существования.

Веками человечество не может ответить на вопрос о том, зачем оно существует, не может достичь гармонии с окружающим миром. Поиски смысла, а точнее — осознание того, что единственного верного ответа на этот вопрос не существует, губят человеческий разум, заставляют его осознавать бессмысленность своего существования, чувствовать себя лишь мелкой песчинкой во Вселенной.

«Природа – сфинкс», анализ стихотворения Тютчева

Стихотворение «Природа – сфинкс» было создано Федором Ивановичем Тютчевым в родовом имении Овстуг в последний период своего творчества, в августе 1869 года. Впервые оно было опубликовано в 1886 году в Петербурге. Стихотворение отличает поразительная краткость – всего четыре строки, несущие при этом ясную и законченную мысль. В рамках рифмованного афоризма-четверостишия поэт ставит главную философскую проблему о смысле бытия и месте человека в нем. Рифмуя в соседних строках слова «человека» и «века». он подчеркивает, что этот важнейший вопрос испокон веков волновал человечество.

Катрен написан пятистопным ямбом. двухсложной стопой с ударением на втором слоге. Тютчев использовал в нем охватную (опоясывающую) рифмовку.

Особенность композиции стихотворения – его неожиданное начало с сильной короткой фразы с пропущенным глаголом: «Природа – сфинкс». Поэт признает природу огромным всесильным живым существом, непостижимость которого рождает в душе человека страх. Такой образ строится благодаря одному–единственному слову «сфинкс». Тютчев сравнивает природу с мифологическим крылатым существом, которое задавало путникам сложные загадки и убивало их за неверные ответы. Дополняет образ могущественной силы, вершащей судьбу человека, глагол «губит» во второй строке.

Дальнейшие строки представляют собой сложное предложение, поясняющее первую мысль. Природа – вечная загадка для человека, она одновременно пугает и манит его, искушая возможностью найти смысл в самом его существовании и ту нить, которая связывает конечное бытие человека и вечную жизнь природы. Тютчев высказывает смелое и уверенное предположение, что у природы нет загадки, как и нет вопросов к человеку; спокойная и мудрая, словно сфинкс, она живет своей жизнью и не нуждается в человеке, его поисках и метаниях.

Такая новаторская трактовка философской проблемы и открытый финал стихотворения порождают не только тревогу и пессимизм, но и новые вопросы, заставляя заново переосмысливать мир природы.

Образ сфинкса

Тютчев уже в начале стихотворения использует этот сильный образ. Он говорит нам о величии, спокойствии, загадочности, но и жестокости. Достаточно вспомнить мифического сфинкса, злобное порождение Тифона и Ехидны, крылатую деву, пожирающую юношей. С древнегреческого сфинкс (сфинга) переводится как “душительница”. Чудовище было послано к Фивам, чтобы задавать путникам сложнейшие загадки. Нет нужды напоминать, какая ужасная судьба ожидала того, кто оказывался недостаточно мудр, чтобы найти правильный ответ.
Мы сразу же видим два образа: природа, которая в человеческом сознании ассоциируется с матерью, дарующей жизнь, и сфинкс — жестокий монстр, отнимающий ее. То есть, перед читателем предстают два кардинально противоположных образа, которые тем не менее соединяются в один, сохраняя черты обоих. Однако нечто общее у них все же есть — мудрость. Загадки сфинкса, найти ответ на которые под силу далеко не каждому, может придумать лишь поистине мудрое существо, не один век живущее на свете. Что же касается мудрости природы, то она не подлежит сомнению.

Анализ стихотворения Тютчева «Природа-сфинкс»

Голосуйте за сочинение

Одно из самых интересных стихотворений Федора Ивановича Тютчева — «Природа- сфинкс», написанное в 1869 году. Как и многие стихотворения великого лирика. оно необычайно кротко. Стоит заметить, что это не отрывок, сожженной или недописанной рукописи. Здесь все так, как было задумано самим Тютчевым.

Несмотря на такой размер, всего четыре строчки, стихотворение несет в себе ясную, убедительную и совершенно законченную мысль. Стихотворение «Природа-сфинкс» можно было бы отнести к афоризмам. Ведь автор правильно и кратко изложил в нем гибкую и живую мысль, но в то же время она развернута на столько что, чтобы понять весь его замысел.

Из биографии Ф.И.Тютчева мы знаем, что в его судьбе было немало страданий и тягостей. Поэтому в минуты горести и боли природа казалась поэту «вечным бессмыслием». Так же мы знаем, что для Тютчева, как и для любого лирика, романтика, характерно рассуждение о таких вечных вопросах как. «в чем смысл жизни?», «что таит в себе природа?», «что же такое любовь?» Здесь Тютчев рассуждает на тему природы. Она – «сфинкс», то есть умиротворенная, безжизненная, но в то же время поэт наделяет ее глубоким смыслом.

Итак, анализируя данное стихотворение, можно сделать вывод, что природа, окружающая нас, так хорошо нам знакома и открыта, на самом деле хранит в себе множество тайн, которые не под силу познать человеку. Она словно сфинкс- таинственная, спокойная, мудрая.

Поэзия Тютчева

Поэт и дипломат, публицист и политический деятель Ф. И. Тютчев родился в 1803 году практически в самый расцвет эпохи романтизма. Уже в ранние годы будущий лирик изучал классические языки, переводил на русский оды Горация и проявлял интерес к стихосложению. Тютчеву доводилось жить не только на родине, но и в Германии и Франции. В 1821 году он прибыл в Мюнхен в составе дипломатической миссии, а в Россию вернулся лишь спустя 23 года. Как заграницей, так и на родине Федор Иванович вел активную публицистическую деятельность, интересовался политикой. Даже его стихотворения после возвращения в Россию стали носить политический характер, служа интересам государства.
Однако, как и любая всесторонне развитая и тонко чувствующая личность, Тютчев не стал ограничиваться одной лишь темой. Большого внимания достоин его “денисьевский цикл”, который состоит из стихотворений о любви, наполненных трагическими переживаниями и фатализмом. Его философская лирика — также важная составляющая наследия поэта.

Что общего видит поэт между природой и мифическим сфинксом. Смотреть фото Что общего видит поэт между природой и мифическим сфинксом. Смотреть картинку Что общего видит поэт между природой и мифическим сфинксом. Картинка про Что общего видит поэт между природой и мифическим сфинксом. Фото Что общего видит поэт между природой и мифическим сфинксом

Каждое стихотворение Тютчева — это сжатая ода, содержащая в себе глубокую мысль, насыщенная сильными образами, несмотря на краткую форму. Эти образы переходят из стихотворения в стихотворение, поэтому, чтобы понять поэта, нужно рассматривать его творчество в целом, ведь отдельное произведение не раскроет всей картины. Примечательно, что сам поэт никогда не видел себя в качестве профессионального литератора, что также немаловажно для анализа его творчества.

Многие сравнивают Тютчева с Пушкиным, но такое сравнение едва ли корректно, даже несмотря на то, что оба поэта с уважением относились к творчеству друг друга. Если Пушкин описывает человека, живущего в реальном мире, порой даже занятого будничными проблемами, существующего здесь и сейчас, то человек Тютчева находится вне этой реальности, он предстает прислушивающимся к голосу природы и стремящимся к звездам.

Поздний период

В 50-70-е годы углубляется тревога, которая всегда сопутствовала мировоззрению Ф. Тютчева. Жизнь становится все мрачней и безысходней. Он рассуждает о двух роковых силах, которые участвуют в каждой судьбе от рождения до могилы, о Смерти и Суде людском. И даже когда он восхищается тем, как тают в небе облака, как медовый аромат веет с полей, он не может эту теплую картину не закончить торжественно и серьезно: пройдут века, мы уйдем, но все также будет течь река и поля лежать под зноем. В эти годы и будут написаны строки «Природа — сфинкс», стихотворение краткое и афористичное. Как и многие другие вышедшие из-под пера поэта-философа произведения.

История стихотворения “Природа — сфинкс” и его ключевые особенности

Стихотворение «Природа – сфинкс» было написано в родовом имении Овстуг в августе 1869 года. Это был последний период творчества поэта и один из довольно напряженных периодов в его жизни. К тому моменту он уже разменял седьмой десяток и все чаще задумывался о бессмысленности бытия. Понимая, что время, отведенное ему, близится к концу, поэт отказался от поиска истины и попыток разгадать тайны природы, о чем явственно свидетельствует стихотворение “Природа — сфинкс”.
В это время Федор Иванович занимал должность тайного советника, то есть стоял на одной из высших ступеней карьеры чиновника. Впервые произведение увидело свет лишь спустя 17 лет после написания.

Форма — катрен; размер — пятистопный ямб; стопа двусложная с ударением на втором слоге; рифма опоясывающая (abba).

Стихотворение начинается неожиданно, сразу показывая читателю сильный образ: “Природа — сфинкс”. Пропущенный глагол добавляет ей некой твердости и однозначности. Дальнейшие строки поясняют мысль, изложенную в первой. Рифмуя во второй строке “человека” с “века” в третьей, поэт указывает на глобальность рассматриваемой философской проблемы, а открытый финал говорит о пессимизме, о безразличии природы к человеку.

Популярные темы анализов

Сфинкс, природа — здесь мы встречаемся с двойственным Тютчевым, прекрасно знакомым с греческой мифологией и осмысливающим бытие. Поэт в своих философских раздумьях размышляет над темами, которые касаются очень многих. Зачастую он афористичен и предлагает читателю самому продолжить его размышления, быть «соавтором», так сказать. Позднее стихотворение «Природа-сфинкс» Тютчев предлагает как новую загадку, в которой может и не быть смысла, о чем говорит с язвительной горечью.

Ранняя пейзажная лирика

В молодости, в 20-е годы, Ф.И. Тютчев воспринимал природу как живое существо, у которой есть и душа, и язык. Он мог олицетворять грозу как кубок, из которого Геба, смеясь, пролила на землю гром и ливни. Сфинкс, природа не противопоставлялись и не сопоставлялись поэтом.

В студенческие годы в круг интересов и чтения у него входили два властителя дум того времени, совершенно различные между собой, во многом даже противоположные друг другу — Паскаль и Руссо. Они оба не забылись полностью Тютчевым. Много позже, вслед за Паскалем, поэт назовет человека «ропщущим мыслящим тростником». А идеи Руссо, что природа разговаривает на понятном всем людям языке, были притягательны для Тютчева, что выразилось в том, что он писал, что в природе есть любовь и свобода. Но поэт искал собственные дороги в познании мира, соединяя в единое любовь, философию и природу. Но путь к мысли, что природа — сфинкс, будет долгим.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *