Что общего видит поэт между природой и мифическим сфинксом

Краткий анализ произведения Ф.И. Тютчева «Природа-сфинкс»

Автор: Guru · Опубликовано 11.12.2020 · Обновлено 17.12.2020

В творчестве Тютчева всегда можно найти образы таинственной и непостижимой природы. Он считал, что человеческое существование по сравнению с тайнами мироздания ничего не стоит, поэтому его философские рассуждения были направлены на тему природы, мира, вселенной в целом.

История создания

В 1869 году Тютчев пишет стихотворение “Природа-сфинкс”. При жизни же Тютчев свое творчество воспринимал не больше, чем увлечение, поэтому почти не публиковал свои стихи.
Поэт любил размышлять о природе и мудрости, которая в ней хранится. И в этом произведении он выкладывает все мысли, которые у него накопились на эту тему. Несмотря на то, что стихотворение отличается своей лаконичностью, оно не теряет глубокого смысла, наделенного Ф.И. Тютчевым.

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Природа – сфинкс» является лирическим и относится к философской лирике, так как в нем автор пытается понять и разгадать сущность природы. Состоит из четырех строк, которые в литературе называются катреном. Размер стихотворения — пятистопный ямб, тип рифмовки — опоясывающий.
Тютчев является приверженцем “чистого искусства”, такого искусства, которому не подвластно время и пространство. Поэты, так же относящиеся к данному направлению, посвящали свое творчество вечному и прекрасному. Такие произведения, неподдающиеся моде, остаются актуальными и по сей день.

Композиция

Уже с первых слов стихотворение удивляет нас. Оно начинается с короткого предложения, без глагола. Однако, нам сразу становится понятно, как относится к природе автор. Он видит в ней живое мифическое существо, которое хранит в себе множество тайн и загадок.
А далее, автор поясняет ту короткую фразу в начале и раскрывает сущность природы. Природа показывается той силой, которая манит, но в то же время и пугает, “губит человека”. Вместе с тем, лирический герой не исключает того факта, что это может быть просто обман и никакой загадки на самом деле нет, что еще больше подпитывает интерес и будоражит разум.

Темы, проблемы и настроение

В данном стихотворении поднимается проблема неуловимости смысла жизни и месте человека в мире. Человечество не прекращает искать загадки и их решение, однако всегда проигрывает в этой гонке. Природа губит и не раскрывает своих секретов. А Тютчев пытается понять природу и предполагает, что это тайны “не было у ней”.
Тютчевым раскрывается и является основной в стихотворении “Природа —сфинкс” тема природы. Автор видит ее мистической и не подвластной человеческому разуму. Она схожа со Сфинксом, потому что так же губительна и неуловима в том случае, если с ней попытаешься играть.
Несмотря на то, что настроение стихотворения спокойное, после прочтения же ощущается неопределенное чувство тревоги. Кажется, что стихотворение не окончено, поэтому оно оставляет после себя множество открытых вопросов и желания все переосмыслить.

Основная идея

Через стихотворение автор пытается показать на сколько человек ничтожен перед природой, ведь та намного мудрее и сильнее его. Возможно, человечество само пытается разгадать то, чего нет и это его самая большая ошибка. А природа не ошибается, потому что она выше и больше этого, как Сфинкс. Человек её никогда не поймет до конца, а значит и не покорит.
Главной мыслью этого стихотворения является раскрытие бессмысленной вечной погоней за ответами на абстрактные вопросы. Природа искушает человека. Ведь оказывается, ничего не изменилось с времен первых людей, которые также хотели всё познать. Итогом оказалось изгнание из Рая, что определило судьбу всего человечества.

Средства выразительности

В данном стихотворении поэт почти отказывается от средств выразительности. Он лишь использует метафору: “Природа – сфинкс”, и олицетворение: «своим искусом губит человека».

Источник

Анализ стихотворения «Природа – сфинкс» (Ф.И. Тютчев)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 20.07.2020 · Обновлено 20.07.2020

Всю жизнь Тютчев стремился постичь тайны мироздания, на фоне которого человеческое существование не имеет никакой ценности. Свои философские размышления так или иначе всегда были связаны в творчестве поэта с образом природы. Так и в стихотворении «Природа – сфинкс», в замысле которого Вам поможет разобраться анализ по плану от Многомудрого Литрекона.

История создания

Тютчев написал стихотворение «Природа – сфинкс» в имении Овстуг. То был последний период его творчества – август 1869 года. Впервые произведение опубликовали в Санкт-Петербурге в 1886 году, уже после смерти автора. При жизни поэт почти не публиковал свои произведения в России. Он служил дипломатом, занимал важный пост в цензурном ведомстве, поэтому не уделял своему «увлечению» поэзией много внимания. Он творил для себя, можно сказать, почти в стол, не думая о чем-то большем. Впрочем, его скромность прослеживается во многих стихотворениях и письмах.

Ф.И. Тютчев часто посвящал стихотворения природе и отмечал мудрость, которая лежит в ее основе. Видимо, данное произведение является итогом его размышлений. Отличительной чертой стихотворения «Природа – сфинкс» является его краткость, но это ни в коем случае не лишает строк их глубинного смысла.

Жанр, направление, размер

«Природа – сфинкс» — лирическое стихотворение, оно относится к философской лирике (поэт хочет понять язык природы и разгадать вечную загадку). Катрен написан пятистопным ямбом, рифмовка опоясывающая.

Поэзия Тютчева относится к «чистому искусству». Такому творчеству свойственно игнорирование злободневных социальных вопросов и сиюминутных тем. Поэты писали о вечных проблемах и воспевали прекрасные чувства, мысли, впечатления. Федор Иванович тоже обходил стороной крестьянский вопрос и другие «тренды» того времени. Возможно, поэтому его творчество не теряет актуальности.

Композиция

Особенность композиции стихотворения «Природа – сфинкс» состоит в том, что начало стихотворения довольно неожиданно, перед нами короткая фраза, в которой пропущен глагол. Поэт воспринимает природу как нечто живое и непостижимое, и это передано уже в первых двух словах.

Последующие строки лишь поясняют первую: природа хотя и пугает человека, но в то же время непреодолимо манит к себе своей загадочностью. Но лирический герой не исключает, что этой самой загадки может и не быть вовсе, и эта мысль рождает ещё больший интерес, душевный трепет. Природа «губит человека» своим «искусом».

Образы и символы

Образ природы как всесильного существа, рождающего страх в человеческой душе, строится благодаря слову «сфинкс». Так, Тютчев сравнивает её с мифологическим существом, которое убивало путников за неверные ответы на сложнейшие загадки. Глагол «губит» также передаёт всю мощь и могущественность той силы, что вершит человеческие судьбы.

Лирический герой стихотворения «Природа – сфинкс» лишь ощущается читателем. Он незримо подводит нас к размышлению о сущности природы. Это философ, который ищет разгадку тайны и признает свое бессилие в поисках. Эта тайна стоит того, чтобы оставить ее под покровом загадки.

Темы, проблемы и настроение

В стихотворении «Природа – сфинкс» поэт ставит философскую проблему о смысле жизни и о месте человека в мире. Мы пытаемся разгадать таинственный ребус природы, но терпим поражение в главном ее секрете, и он губит нас, ведь искушение искать ответы на вопросы не оставляет человечество никогда. Поэтому автор объясняет неразрешимость загадок по-своему: быть может, тайны нет вовсе.

Тема природы — основная в произведении «Природа – сфинкс». Автор указывает на ее загадочность и неразрешимость. Она, подобно Сфинксу, мудрее человека, и поэтому игры с ней обречены на провал. Как бы мы ни пытались навязать ей свою волю, свою разгадку, она останется такой же неуловимой и опасной.

Настроение в стихотворении спокойное, и все же гнетущее: после его прочтения остаётся ощущение тревоги из-за открытого финала, множества вопросов, оставшихся без ответа, и полного переосмысления мира природы.

Основная идея

Тютчев акцентировал внимание читателя на слабости человеческой мысли: не исключено ведь, что человек сам приписывает природе несвойственные ей тайны, и собственный «искус» воспринимает как вызов природы. Как бы мы ни старались, природа опережает нас в мудрости, как древнегреческий Сфинкс. Мы не может разгадать, а значит, и покорить ее. Таков смысл стихотворения «Природа – сфинкс».

Природа внутри человека буквально вынуждает людей искать тайны, может, даже и не существующие. Почему автор называет этот поиск ответов «искусом»? Видимо, это отсылка к библейским событиям, когда Ева и Адам вкусили плод от древа познания и лишились Рая. Тогда человечество определило свою судьбу — погоню за ответами на едва уловимые и эфемерные вопросы, вечную неудовлетворенность и тоску. Такова главная мысль стихотворения «Природа – сфинкс».

Средства выразительности

Поэт практически не использует художественных приёмов. В стихотворении «Природа – сфинкс» мы найдём метафору («природа – сфинкс») и олицетворение «своим искусом губит человека»).

Источник

Тютчев. «Природа — сфинкс. И тем она верней. » (1869)

В стихотворении «Не то, что мните вы, природа. » поэт ополчился на тех, кто не верит в одухотворенность природы, в то, что у нее есть душа, а в стихотворении «Певучесть есть в морских волнах. » утверждал, что она внутренне гармонична и прекрасна. Но и в том и в другом случае природа содержала некую загадку, которую Тютчев и предлагал разгадать себе и человечеству. Теперь все иначе:

Природа — сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.

В этом поэтическом афоризме содержится прямо противоположное прежним стихотворениям мнение. Человек и природа изначально враждебны, причем не человек вносит разлад и дисгармонию в природу, а природа провоцирует человека отыскивать в ней несуществующие тайны. Она уподоблена злобному мифическому чудовищу сфинксу и метафорически наделена губительным инстинктом. Однако в отличие от мифического сфинкса, который задавал путникам загадку, у природы такой загадки вообще нет, и она, природа, лишена внутреннего смысла и несостоятельна. Идея стихотворения может быть повернута иной гранью: Тютчев написал скорее всего не о «виновности» природы, а о слабости человеческой мысли, поскольку не природа содержит загадку в себе и побуждает человека ее разгадать, а сам человек приписал природе несвойственную ей тайну и тщетно пытался и пытается в нее проникнуть. Свой собственный «искус» человек сделал побуждением природы, ее вызовом, будто бы обращенным к нему, и стал отвечать на этот вызов. Придумав несуществующую загадку, человек, естественно, не может ее разгадать и «тем. верней. губит» себя. Ситуация выглядит вдвойне парадоксальной, поскольку «искус», идущий от человека, осмыслен принадлежащим природе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *