Указание по оцениванию: При оценивании не засчитываются: – предложения, содержащие сущностные ошибки, искажающие смысл понятия и/или его отдельных аспектов; – предложения, раскрывающие соответствующие аспекты на бытовом уровне, без привлечения обществоведческих знаний; Источник Что обществоведы вкладывают в понятие обществоХарактеризуя вертикальную социальную мобильность, обществоведы говорят о каналах социальной мобильности. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «каналы социальной мобильности»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о каналах социальной мобильности. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: «пути (способы), по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие». Может быть дано другое, близкое по значению определение; 2) два предложения с информацией о каналах социальной мобильности, опирающейся на знания курса, например: − «Наиболее распространённым каналом социальной мобильности в современном обществе является получение образования»; − «По каналам социальной мобильности человек может либо подняться на более высокую социальную ступень, либо опуститься на более низкую позицию». Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию о каналах социальной мобильности Устаревший тип задания, не используется в ЕГЭ. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «юридическая ответственность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах дисциплинарных взысканий в Трудовом кодексе РФ, и одно предложение, раскрывающее сущность принципа гуманизма юридической ответственности. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: Применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершённое правонарушение; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.) 2) одно предложение с информацией о видах дисциплинарных взысканий в Трудовом кодексе РФ, опирающейся на знание курса, например: Трудовой кодекс РФ устанавливает следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям; (Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о двух и более дисциплинарных взысканиях в Трудовом кодексе РФ.) 3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность принципа гуманизма юридической ответственности, например: Согласно принципу гуманизма наказание не может иметь своей целью причинение физических страданий, унижение человеческого достоинства виновного; оно должно учитывать смягчающие обстоятельства и мотивы правонарушения, возможность условного осуждения, отсрочки приговора. (Может быть составлено другое предложение, раскрывающее сущность принципа гуманизма юридической ответственности.) Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов. Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании. Источник Задания по обществознанию из части 2 из вариантов разных летДанная работа представляет собой сборник из 10 типовых заданий ЕГЭ по обществознанию прошлых лет. Опробировано в преподавании, источник указан. Используется при подготовке к ЕГЭ по обществознанию в качастве закрепления темы «Общество» Содержимое разработкиЗадания части 2 ЕГЭ по обществознанию по теме «Общество». Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общество в широком смысле»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержавшее информацию о признаках общества как системе, и одно предложение, раскрывающее значение общества в узком смысле. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: «Общество – это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения» 2) могут быть приведены следующие предложения: Общество является системой, поскольку состоит из элементов, которые взаимодействуют между собой, а также обладает целостностью и качаственной определенностью Обществом в сравнительно узком значении этого слова может быть названо объединение людей в связи с их общими интересами (например, Общество любителей книги) Пазин Р.В. Обществознание. 10-11 классы. Задания высокого уровня сложности на ЕГЭ. Все темы курса и способы учебных действий: учебно-методическое пособие / Р.В. Пазин. – Ростов н /Д: Легион, 2014. – 416 с. – (Готовимся к ЕГЭ) Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный институт»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержавшее информацию о любой функции социального института, и одно предложение, раскрывающее основные социальные институты. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: «Социальный институт – исторически сложившаяся форма организации совместной деятельности людей, реализующая общественно полезные функции и удовлетворяющая социальные потребности» 2) могут быть приведены следующие предложения: Социальные институты обеспечивают процесс социализации людей Основными институтами общества являются: семья, государство, школа, производство и пр. Пазин Р.В. Обществознание. 10-11 классы. Задания высокого уровня сложности на ЕГЭ. Все темы курса и способы учебных действий: учебно-методическое пособие / Р.В. Пазин. – Ростов н /Д: Легион, 2014. – 416 с. – (Готовимся к ЕГЭ) Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общественные отношения»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о сферах общественной жизни, и одно предложение, определяющее основные виды общественных отношений. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: «Общественные отношения – это многообразные связи, возникающие между социальными группами и внутри их в процессе практической и духовной деятельности людей» 2) могут быть приведены следующие предложения: Общественные отношения складываются в экономической, социальной, политической и духовной сферах общественной жизни Общественные отношения бывают материальные и духовные (идеальные) Пазин Р.В. Обществознание. 10-11 классы. Задания высокого уровня сложности на ЕГЭ. Все темы курса и способы учебных действий: учебно-методическое пособие / Р.В. Пазин. – Ростов н /Д: Легион, 2014. – 416 с. – (Готовимся к ЕГЭ) Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общественный прогресс»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о любом критерии общественного прогресса, и одно предложение, раскрывающее какое-либо свойство прогресса. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например6 «Общественный прогресс – поступательные изменения в обществе, развитие общества от более простых форм организации к более сложным, более совершенным» 2) могут быть приведены следующие предложения: Некоторые ученые предлагают в качестве интегративного критерия общественного прогресса уровень гуманизации общества, положение в нем личности Одним из свойств общественного прогресса является его противоречивость, то есть прогресс в одной сфере общественных отношений может быть причиной регресса в другой Пазин Р.В. Обществознание. 10-11 классы. Задания высокого уровня сложности на ЕГЭ. Все темы курса и способы учебных действий: учебно-методическое пособие / Р.В. Пазин. – Ростов н /Д: Легион, 2014. – 416 с. – (Готовимся к ЕГЭ) Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «реформа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о любой специфической черте реформаторских процессов, и одно предложение, определяющее основные виды реформ. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: «Реформа – это эволюционное усовершенствование в какой-либо сфере общественной жизни через проведение ряда постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальных основ существующего социального строя» 2) могут быть приведены следующие предложения: Реформы, как правило, осуществляются по инициативе властей Реформы могут быть прогрессивными или регрессивными Пазин Р.В. Обществознание. 10-11 классы. Задания высокого уровня сложности на ЕГЭ. Все темы курса и способы учебных действий: учебно-методическое пособие / Р.В. Пазин. – Ростов н /Д: Легион, 2014. – 416 с. – (Готовимся к ЕГЭ) Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «революция»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о любой специфической черте революционных процессов, и одно предложение, определяющее основные виды революции. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: «Революция – это коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя» 2) могут быть приведены следующие предложения: Революции, как правило, рождают качественно новые социальные отношения Революции могут быть кратковременные и долговременные Пазин Р.В. Обществознание. 10-11 классы. Задания высокого уровня сложности на ЕГЭ. Все темы курса и способы учебных действий: учебно-методическое пособие / Р.В. Пазин. – Ростов н /Д: Легион, 2014. – 416 с. – (Готовимся к ЕГЭ) Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общественная формация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об авторе (разработчике) формационного подхода для понимания исторического развития общества, и одно предложение, определяющее основные формации общества. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: «Общественная формация – это сложившаяся на основе данного способа производства конкретно- историческая форма существования общества» 2) могут быть приведены следующие предложения: Разработчиком формационного подхода является К. Маркс Основными формациями являются: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая Пазин Р.В. Обществознание. 10-11 классы. Задания высокого уровня сложности на ЕГЭ. Все темы курса и способы учебных действий: учебно-методическое пособие / Р.В. Пазин. – Ростов н /Д: Легион, 2014. – 416 с. – (Готовимся к ЕГЭ) Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «цивилизация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об основных типах общества (в стадиальном подходе), и одно предложение, раскрывающее значение модернизации. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: «Цивилизация – качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития» 2) могут быть приведены следующие предложения: В стадиальном подходе выделяют аграрное (традиционное), индустриальное, постиндустриальное (информационное) общество Под модернизацией понимается процесс перехода от одного типа общества к другому (от аграрного к индустриальному, от индустриального к информационному); изменение в соответствии с новейшими, современными требованиями и нормами Пазин Р.В. Обществознание. 10-11 классы. Задания высокого уровня сложности на ЕГЭ. Все темы курса и способы учебных действий: учебно-методическое пособие / Р.В. Пазин. – Ростов н /Д: Легион, 2014. – 416 с. – (Готовимся к ЕГЭ) Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «глобализация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о проявлениях глобализации в политической сфере, и одно предложение, раскрывающее процесс глобализации в экономической сфере. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: процесс становления единого человечества; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.) 2) одно предложение с информацией о проявлениях глобализации в политической сфере, опирающейся на знания курса, например: «В политической сфере глобализация выражается в том, что международные организации принимают на себя всё большую часть полномочий национальных правительств»; (Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию о проявлениях глобализации в политической сфере.) 3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса процесс глобализации в экономической сфере, например: «Глобализация экономики проявляется в том, что формируется мировое экономическое пространство, в котором отрасли, география размещения производств, обмен информацией и технологиями определяются соображениями развития мирового хозяйства, а экономические подъёмы и кризисы происходят в мировом масштабе». Могут быть составлены другие предложения, раскрывающие с опорой на знания курса процесс глобализации в экономической сфере. Образовательный портал «РЕШУ ЕГЭ» глобальные проблемы человечества Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «глобальные проблемы человечества»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о любой глобальной проблеме, и одно предложение, раскрывающее условие решения глобальных проблем человечества. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: «Глобальные проблемы человечества – совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине XX века и от решения которых зависит дальнейшее существование человека 2) могут быть приведены следующие предложения: Среди глобальных проблем современного человечества важное место занимают экологические проблемы, связанные с угрозами природе Глобальные проблемы человечества может разрешить только совокупными усилиями всех стран и народов мира Пазин Р.В. Обществознание. 10-11 классы. Задания высокого уровня сложности на ЕГЭ. Все темы курса и способы учебных действий: учебно-методическое пособие / Р.В. Пазин. – Ростов н /Д: Легион, 2014. – 416 с. – (Готовимся к ЕГЭ) Источник |