Указание по оцениванию: При оценивании не засчитываются: – предложения, содержащие сущностные ошибки, искажающие смысл понятия и/или его отдельных аспектов; – предложения, раскрывающие соответствующие аспекты на бытовом уровне, без привлечения обществоведческих знаний; Источник Что обществоведы вкладывают в понятие познаниеКакой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальное познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальном познании. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: «Социальное познание – научное познание, нацеленное на изучение закономерностей развития общества целом, сообществ и объединений людей, деятельности человека». Может быть дано другое, близкое по значению определение. 2) два предложения с информацией о социальном познании, опирающейся на знания курса, например: – «Спецификой социального познания является совпадение познающего субъекта с познаваемым объектом». – «В социальном познании метод эксперимента менее распространен в отличие от познания естественнонаучного». Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию о социальном познании. Устаревший тип задания, не используется в ЕГЭ № | Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|
25.1 | Раскрытие смысла понятия | 2 | Объяснение смысла / определение понятия дано полно, чётко, ясно, недвусмысленно: указаны существенные признаки, относящиеся к характеристике данного понятия / отличающие его от других понятий (содержание понятия корректно раскрыто через родовую принадлежность понятия и его видовое(-ые) отличие(-я)) | 2 | Смысл понятия в целом раскрыт, но в неполном объёме: указан только один из существенных признаков, относящихся к характеристике данного понятия / отличающих его от других понятий, в ответе допущены отдельные неточности/недостатки, не искажающие его по существу | 1 | В ответе наряду с верными приведены неверные признаки (характеристики, описания, сравнения и т.п.), искажающие содержание понятия по существу. Отсутствуют видовые характеристики, существенные признаки понятия / указаны только несущественные признаки, не раскрывающие смысла понятия. Иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла | 0 | Указания по оцениванию: – характеристика родовой принадлежности, повторяющая понятие, смысл которого должен быть раскрыт; – в качестве сущностной характеристики признак, уже содержащийся в формулировке задания; – объяснение смысла / определение понятия через отрицание или только через этимологию слова, метафору или аллегорию. 2. Если по критерию 25.1 (раскрытие смысла понятия), выставляется 0 баллов, то по критерию 25.2 выставляется 0 баллов |
25.2 | Наличие и качество предложений, содержащих информацию о различных аспектах понятия | 2 | Составлены два предложения, каждое из которых содержит корректную с точки зрения научного обществознания информацию о соответствующих требованию задания аспектах понятия | 2 | Составлено одно предложение, содержащее корректную с точки зрения научного обществознания информацию о любом аспекте понятия в соответствии с требованием задания | 1 | Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла | 0 | Указание по оцениванию: При оценивании не засчитываются: – предложения, содержащие сущностные ошибки, искажающие смысл понятия и/или его отдельных аспектов; – предложения, раскрывающие соответствующие аспекты на бытовом уровне, без привлечения обществоведческих знаний; Источник Что обществоведы вкладывают в понятие познаниеКакой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об абсолютной истине, и одно предложение, раскрывающее взаимосвязь абсолютной и относительной истины. Истина − это верное отражение действительности в сознании человека. Абсолютной истиной называют полное, исчерпывающее, точное знание об объекте исследования, которой не может быть опровергнуто. Путь к абсолютной истине лежит через истины относительные, которые могут опровергаться, например благодаря научно-техническому прогрессу, появлению новых данных. № | Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|
25.1 | Раскрытие смысла понятия | 2 | Объяснение смысла / определение понятия дано полно, чётко, ясно, недвусмысленно: указаны существенные признаки, относящиеся к характеристике данного понятия / отличающие его от других понятий (содержание понятия корректно раскрыто через родовую принадлежность понятия и его видовое(-ые) отличие(-я)) | 2 | Смысл понятия в целом раскрыт, но в неполном объёме: указан только один из существенных признаков, относящихся к характеристике данного понятия / отличающих его от других понятий, в ответе допущены отдельные неточности/недостатки, не искажающие его по существу | 1 | В ответе наряду с верными приведены неверные признаки (характеристики, описания, сравнения и т.п.), искажающие содержание понятия по существу. Отсутствуют видовые характеристики, существенные признаки понятия / указаны только несущественные признаки, не раскрывающие смысла понятия. Иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла | 0 | Указания по оцениванию: – характеристика родовой принадлежности, повторяющая понятие, смысл которого должен быть раскрыт; – в качестве сущностной характеристики признак, уже содержащийся в формулировке задания; – объяснение смысла / определение понятия через отрицание или только через этимологию слова, метафору или аллегорию. 2. Если по критерию 25.1 (раскрытие смысла понятия), выставляется 0 баллов, то по критерию 25.2 выставляется 0 баллов |
25.2 | Наличие и качество предложений, содержащих информацию о различных аспектах понятия | 2 | Составлены два предложения, каждое из которых содержит корректную с точки зрения научного обществознания информацию о соответствующих требованию задания аспектах понятия | 2 | Составлено одно предложение, содержащее корректную с точки зрения научного обществознания информацию о любом аспекте понятия в соответствии с требованием задания | 1 | Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла | 0 | Указание по оцениванию: При оценивании не засчитываются: – предложения, содержащие сущностные ошибки, искажающие смысл понятия и/или его отдельных аспектов; – предложения, раскрывающие соответствующие аспекты на бытовом уровне, без привлечения обществоведческих знаний; Источник Что обществоведы вкладывают в понятие познаниеИспользуя обществоведческие знания, 1) раскройте смысл понятия «научное познание»; 2) составьте два предложения: − одно предложение, содержащее информацию об уровнях научного познания; − одно предложение, раскрывающее отличительные черты научного познания. Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) определение понятия: научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.) 2) одно предложение, содержащее информацию об уровнях научного познания: Учёные-обществоведы называют два уровня научного познания: эмпирический и теоретический; (Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию об уровнях научного познания.) 3) одно предложение, раскрывающее отличительные черты научного познания: Одной из отличительных черт научного познания является стремление к объективности и достоверности. (Может быть приведено любое другое предложение, раскрывающее отличительные черты научного познания.) Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов. Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании. № | Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|
25.1 | Раскрытие смысла понятия | 2 | Объяснение смысла / определение понятия дано полно, чётко, ясно, недвусмысленно: указаны существенные признаки, относящиеся к характеристике данного понятия / отличающие его от других понятий (содержание понятия корректно раскрыто через родовую принадлежность понятия и его видовое(-ые) отличие(-я)) | 2 | Смысл понятия в целом раскрыт, но в неполном объёме: указан только один из существенных признаков, относящихся к характеристике данного понятия / отличающих его от других понятий, в ответе допущены отдельные неточности/недостатки, не искажающие его по существу | 1 | В ответе наряду с верными приведены неверные признаки (характеристики, описания, сравнения и т.п.), искажающие содержание понятия по существу. Отсутствуют видовые характеристики, существенные признаки понятия / указаны только несущественные признаки, не раскрывающие смысла понятия. Иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла | 0 | Указания по оцениванию: – характеристика родовой принадлежности, повторяющая понятие, смысл которого должен быть раскрыт; – в качестве сущностной характеристики признак, уже содержащийся в формулировке задания; – объяснение смысла / определение понятия через отрицание или только через этимологию слова, метафору или аллегорию. 2. Если по критерию 25.1 (раскрытие смысла понятия), выставляется 0 баллов, то по критерию 25.2 выставляется 0 баллов |
25.2 | Наличие и качество предложений, содержащих информацию о различных аспектах понятия | 2 | Составлены два предложения, каждое из которых содержит корректную с точки зрения научного обществознания информацию о соответствующих требованию задания аспектах понятия | 2 | Составлено одно предложение, содержащее корректную с точки зрения научного обществознания информацию о любом аспекте понятия в соответствии с требованием задания | 1 | Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла | 0 | Указание по оцениванию: При оценивании не засчитываются: – предложения, содержащие сущностные ошибки, искажающие смысл понятия и/или его отдельных аспектов; – предложения, раскрывающие соответствующие аспекты на бытовом уровне, без привлечения обществоведческих знаний; Источник Что обществоведы вкладывают в понятие познаниеИспользуя обществоведческие знания, 1) раскройте смысл понятия «познание»; 2) составьте два предложения: − одно предложение, содержащее информацию o специфике знаний, получаемых с помощью чувственного познания; − одно предложение, раскрывающее различие между ощущением и восприятием как формами чувственного познания. Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия. Правильный ответ должен солержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: познание — это активное отражение действительности в сознании человека, процесс постижения им фактов, явлений, законов действительности; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.) 2) одно предложение с информацией о специфике знаний, получаемых с помощью чувственного познания, опирающейся на знание курса, например: Благодаря чувственному познанию человек получает информацию о внешних сторонах и свойствах предмета; (Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о специфике знаний, получаемых с помощью чувственного познания.) 3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса различие между ощущением и восприятием как формами чувственного познания, например: Различие между ощущением и восприятием как формами чувственного познания заключается в том, что ощущение передают отдельный свойства предмета, а восприятие — целостный образ предмета. (Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее различие между ощущением и восприятием как формами чувственного познания.) № | Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|
25.1 | Раскрытие смысла понятия | 2 | Объяснение смысла / определение понятия дано полно, чётко, ясно, недвусмысленно: указаны существенные признаки, относящиеся к характеристике данного понятия / отличающие его от других понятий (содержание понятия корректно раскрыто через родовую принадлежность понятия и его видовое(-ые) отличие(-я)) | 2 | Смысл понятия в целом раскрыт, но в неполном объёме: указан только один из существенных признаков, относящихся к характеристике данного понятия / отличающих его от других понятий, в ответе допущены отдельные неточности/недостатки, не искажающие его по существу | 1 | В ответе наряду с верными приведены неверные признаки (характеристики, описания, сравнения и т.п.), искажающие содержание понятия по существу. Отсутствуют видовые характеристики, существенные признаки понятия / указаны только несущественные признаки, не раскрывающие смысла понятия. Иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла | 0 | Указания по оцениванию: – характеристика родовой принадлежности, повторяющая понятие, смысл которого должен быть раскрыт; – в качестве сущностной характеристики признак, уже содержащийся в формулировке задания; – объяснение смысла / определение понятия через отрицание или только через этимологию слова, метафору или аллегорию. 2. Если по критерию 25.1 (раскрытие смысла понятия), выставляется 0 баллов, то по критерию 25.2 выставляется 0 баллов |
25.2 | Наличие и качество предложений, содержащих информацию о различных аспектах понятия | 2 | Составлены два предложения, каждое из которых содержит корректную с точки зрения научного обществознания информацию о соответствующих требованию задания аспектах понятия | 2 | Составлено одно предложение, содержащее корректную с точки зрения научного обществознания информацию о любом аспекте понятия в соответствии с требованием задания | 1 | Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла | 0 | Указание по оцениванию: При оценивании не засчитываются: – предложения, содержащие сущностные ошибки, искажающие смысл понятия и/или его отдельных аспектов; – предложения, раскрывающие соответствующие аспекты на бытовом уровне, без привлечения обществоведческих знаний; Источник |
|
|
|
|