Что обуславливает природу конфликта в первую очередь проведения социологического исследования

ДЕ 4. Мировая система и процессы глобализации

Что обуславливает природу конфликта в первую очередь проведения социологического исследования. Смотреть фото Что обуславливает природу конфликта в первую очередь проведения социологического исследования. Смотреть картинку Что обуславливает природу конфликта в первую очередь проведения социологического исследования. Картинка про Что обуславливает природу конфликта в первую очередь проведения социологического исследования. Фото Что обуславливает природу конфликта в первую очередь проведения социологического исследования Что обуславливает природу конфликта в первую очередь проведения социологического исследования. Смотреть фото Что обуславливает природу конфликта в первую очередь проведения социологического исследования. Смотреть картинку Что обуславливает природу конфликта в первую очередь проведения социологического исследования. Картинка про Что обуславливает природу конфликта в первую очередь проведения социологического исследования. Фото Что обуславливает природу конфликта в первую очередь проведения социологического исследования Что обуславливает природу конфликта в первую очередь проведения социологического исследования. Смотреть фото Что обуславливает природу конфликта в первую очередь проведения социологического исследования. Смотреть картинку Что обуславливает природу конфликта в первую очередь проведения социологического исследования. Картинка про Что обуславливает природу конфликта в первую очередь проведения социологического исследования. Фото Что обуславливает природу конфликта в первую очередь проведения социологического исследования Что обуславливает природу конфликта в первую очередь проведения социологического исследования. Смотреть фото Что обуславливает природу конфликта в первую очередь проведения социологического исследования. Смотреть картинку Что обуславливает природу конфликта в первую очередь проведения социологического исследования. Картинка про Что обуславливает природу конфликта в первую очередь проведения социологического исследования. Фото Что обуславливает природу конфликта в первую очередь проведения социологического исследования

Что обуславливает природу конфликта в первую очередь проведения социологического исследования. Смотреть фото Что обуславливает природу конфликта в первую очередь проведения социологического исследования. Смотреть картинку Что обуславливает природу конфликта в первую очередь проведения социологического исследования. Картинка про Что обуславливает природу конфликта в первую очередь проведения социологического исследования. Фото Что обуславливает природу конфликта в первую очередь проведения социологического исследования

Что обуславливает природу конфликта в первую очередь проведения социологического исследования. Смотреть фото Что обуславливает природу конфликта в первую очередь проведения социологического исследования. Смотреть картинку Что обуславливает природу конфликта в первую очередь проведения социологического исследования. Картинка про Что обуславливает природу конфликта в первую очередь проведения социологического исследования. Фото Что обуславливает природу конфликта в первую очередь проведения социологического исследования

Образование как социальный институт (14)

Семья как социальный институт (13)

Социальный институт религии (12)

Социальный институт. Социальная организация (11)

Типология обществ (10)

1. К характерным признакам традиционного общества не относится

Ручной труд
Синкретизм
Коллективная собственность
Индивидуализм

1. К признакам общественной организации не относится

Добровольность объединения
Изоляция от внешней среды
Общность интересов ее членов
Наличие органа самоуправления

1. Как называется социально-политический институт, который обладает публичностью власти, специальным аппаратом управления и принуждения?

Семья
Право
Правительство
Государство

2. Возможно ли создание правового государства до того, как сформировалось гражданское общество?

Возможно
При помощи силовых структур
Только при авторитарной форме проявления
Невозможно

3. Назовите французского социолога, разработавшего теорию бюрократии как часть теории функционирования организаций

М. Крозье
Г. Лебон
Ж. Ж. Руссо
А. Турен

4. Подберите к следующим определениям соответствующие названия:

1. Терпимое отношение людей, различных социальных групп друг к другу в процессе взаимодействия;

2. Наделение человека сверхъестественными личными качествами, приписывание общественному или политическому деятелю исключительной непогрешимости, одаренности, которые позволяют ему обрести высокий авторитет в глазах своих многочисленных последователей;

3. Особое положение личности по отношению к другим членам социальной группы, которое позволяет ему успешно регулировать, контролировать и направлять их деятельность;

а) харизма, б) толерантность, в) лидерство.

Укажите правильную комбинацию ответов:

1 – а2 – б3 – в
1 – б2 – а3 – в
1 – в2 – а3 – б
1 – а2 – в3 – б

5. Социальные нормы включают:

Только нравственные нормы
Юридические и нравственные нормы, а также обычаи и традиции общества
Только традиции и обычаи общества
Исключительно юридические нормы

6. В чем заключается отличие в отношении к социальным институтам в традиционных обществах и индустриальных обществах?

Члены традиционного общества стремятся описать функционирование социальных институтов и свое отношение к ним, а члены индустриального общества сделать этого не могут
Члены традиционного общества не могут самостоятельно описать функционирование социальных институтов, а члены индустриальных стремятся проанализировать их работу и свое отношение к ним
Ни в традиционном, ни в индустриальном обществе люди не могут самостоятельно проанализировать роль социальных институтов и свое отношение к ним
Никакого особенного отличия нет

7. Найдите определение понятию «меритократия»?

Власть привилегированного слоя общества, обладающего особыми правами и возможностями
Форма социальной и политической организации общества, при которой народ является источником и носителем политической власти
Политическая система, обеспечивающая приход к власти наиболее одаренных и достойных членов общества
Форма государственного правления, где народовластие осуществляется выборными представительными органами власти

8. Что обуславливает природу конфликта в первую очередь?

Проведение социологического исследования
Вооруженное противостояние государственных образований
Развитие общества в целом
Деление общества на группы

9. Какова природа конфликта, по Аристотелю?

Соперничество
Разный уровень умственных способностей
Имущественное неравенство и неравенство получаемых им почестей
Борьба за власть

10. Какова главная форма конфликта, по марксизму?

Конфликт между религией и атеизмом
Борьба индивидуумов
Классовая борьба
Конфликт между цивилизациями

11. Кто из социологов разделял теорию конфликтного развития общества?

Что обуславливает природу конфликта в первую очередь проведения социологического исследования. Смотреть фото Что обуславливает природу конфликта в первую очередь проведения социологического исследования. Смотреть картинку Что обуславливает природу конфликта в первую очередь проведения социологического исследования. Картинка про Что обуславливает природу конфликта в первую очередь проведения социологического исследования. Фото Что обуславливает природу конфликта в первую очередь проведения социологического исследования

Э. Дюркгейм
Т. Парсонс
Л. Козер
Г. Спенсер

12. В чем заключается сущность конфликтных парадигм?

Они рассматривают общество на микроуровне) социальные институты и другие части общества)
Они рассматривают такой фактор социального развития, как войны и вооруженные конфликты
Они рассматривают общество как целое, но учитывают наличие групп и слоев с разными интересами и потенциалом конфликта между ними
Такого понятия не существует

13. Чем отличается Европа второй половины ХХ века от Европы XIX века с точки зрения социологии конфликта?

Идеологизацией конфликтных ситуаций
Политической культурой компромисса
Ожесточенной конкурентной борьбой
Культурой «дикого запада»

14. Что лежит в основе ценностного подхода в анализе природы конфликта?

Система убеждений и верований
Расширение сфер влияния
Нетерпимость людей
Поиск взаимовыгодных решений

15. Какой принцип доминирует в ресурсной точке зрения на природу конфликта?

Материалистический
Символический
Идеалистический
Натуралистический
Приоритет в нем классовых интересов
Согласованность в законопроекте интересов общества, социальных групп, личности
Утверждение в законопроекте приоритетов элиты
Приоритетов в нем государственных интересов над личными

17. Что такое социальный контроль?

Всесторонняя зависимость людей от средств массовой коммуникации
Механизм саморегуляции в социальных системах
Надзор, осуществляемый над обществом со стороны государства
Подавление инакомыслия в обществе
Концепция всеобщего равенства
Одно из важных и постоянных начал политики, оценивающих ее замыслов, цели методы, функционирование власти и деятельность участников политического процесса
Засилье государства в экономической, социальной, культурной жизни общества, в научной и другой деятельности
Стремление уйти от действительности, общепринятых стандартов и норм общественной жизни

19. Определите название социального явления, которое характеризуется как нарушение саморегуляции социальной схемы, как утрата социальным институтом способности решать свои задачи и предназначение

Хабитуализация
Социализация
Дисфункция
Дезинтеграция

20. Найдите определение понятию «социальная миграция»

Различие в социальном положении людей и их групп
Массовое коллективное действие людей, направленное на социальное изменение или защиту своих интересов
Перемещение населения в пределах страны в связи с изменением места жительства
Упорядоченное объединение разрозненных элементов в единое целое

21. Главное предназначение социальных институтов…

Быть системой учреждений, в которых определенные люди получают полномочия для выполнения общественных функций
Давать дипломы выпускникам
Обеспечивать обществу динамику, подвижность, изменчивость
Удовлетворять общественные потребности, придавать обществу стабильность

22. Обязательными функциями социальных институтов являются…

Трансляция социального опыта, дифференциация общества
Регуляция социального взаимодействия, селекция общества
Интеграция (дезинтеграция) социальных общностей
Все три ответа

23. Какие социальные институты ставят своей целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, а также социализацию индивидов?

Церемониально-символические
Воспитательные
Социокультурные
Ответы 2 и 3

24. Назовите немецкого социолога, который лучше всего описал идеальный тип бюрократической организации?

М. Вебер
К. Маркс
В. Парето
Р. Мертон

25. Процесс упорядочения и формализации социальных связей и отношений, важнейшим компонентом, которого является формирование ценностных ориентаций личности, ее ожиданий, называется…

Социализацией
Кооперацией
Институционализацией
Интеграцией

1. Две социальные функции института религии – это…

Функция социальной изоляции
Функция социальной интеграции
Функция социально-психологической компенсации
Функция социальной депривации

1. Тип семьи, характерный для индустриального общества – это…

Расширенная семья
Гнездовая семья
Пуналуальная семья
Нуклеарная семья

1. В современную систему образования как социального института в России не входит

Источник

Природа социального конфликта

Социальный конфликт как столкновение точек зрения, мнений, позиций в процессе общения, его природа, движущие силы и мотивация. Социологические теории происхождения, классификация конфликтов. Задачи изучения, практические методы социологического анализа.

РубрикаСоциология и обществознание
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления22.04.2010
Размер файла60,5 K

Что обуславливает природу конфликта в первую очередь проведения социологического исследования. Смотреть фото Что обуславливает природу конфликта в первую очередь проведения социологического исследования. Смотреть картинку Что обуславливает природу конфликта в первую очередь проведения социологического исследования. Картинка про Что обуславливает природу конфликта в первую очередь проведения социологического исследования. Фото Что обуславливает природу конфликта в первую очередь проведения социологического исследования

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Для чего изучать конфликты

Что значит изучать конфликты и как это следует делать

Глава 1. Природа конфликта

Природа человека и социальный конфликт

Глава 2. Движущие силы и мотивация конфликта

Аналитическая схема исследования конфликтов

Для чего изучать конфликты

Чтобы найти правильное решение этой дилеммы весьма полезно знать, что такое конфликт, как он разворачивается, через какие фазы проходит и как разрешается. В этом смысл изучения конфликтов.

Другой пример пояснит конфликтную ситуацию несколько иного рода; и вы, и ваш коллега претендуете на определенное благо, но это благо может принадлежать лишь одному человеку. Такая ситуация называется ситуацией конкуренции, соревнования, соперничества. На основе ее складываются весьма естественно и просто конфликтные отношения. Кто будет в выигрыше? Будет ли компенсация тому, кто окажется в проигрыше? Как будут развиваться отношения между людьми в момент состязания или конкурса, и каков будет характер этих отношений впоследствии?

На эти вопросы можно ответить лишь тогда, когда знаешь кое-что о конфликтах, о том, что такое конфликт.

Наиболее важные конфликты между людьми и социальными группами концентрируются в сфере политики.

Политика есть не что иное, как сфера деятельности по разрешению и воспроизводству конфликтов. Не случайно долгое время в истории любого человеческого сообщества наблюдается соединение в одном лице функций правителя и судьи. Князь в древнерусском государстве не только военный защитник и сборщик дани, но и судья. Он определяет, кто прав и кто виноват в конфликтах, возникающих между заимодавцем и должником, продавцом и покупателем, претендентами на наследство, выросшими детьми, желающими отделиться от своих родителей вопреки их воле, и в массе других повседневных ситуаций.

Вместе с тем политика не только область примирения конфликтующих сторон. Очень часто она оказывается средством провоцирования конфликтов. Политика сопряжена с властью. К власти стремятся не все, но очень многие, в особенности социально активные люди. Но число властных позиций в обществе ограничено. Если эти властные позиции не определяются нормами наследования, как это имеет место при монархическом политическом устройстве, то обязательно возникает конфликт между теми, кто имеет некоторые шансы и возможности занимать те или иные властные позиции. Борьба за такого рода позиции весьма распространена во всяком обществе. Характер ее зависит от политического режима, который существует в данном обществе в данный момент.

Следовательно, задачи изучения конфликтов многогранны. Каждый извлекает из этого изучения пользу для себя. Предприниматель получает сведения о том, как развивается конкуренция в условиях рынка, профсоюзный деятель узнает о методах защиты интересов своей профессиональной группы. Политический деятель и юрист получают сведения о прецедентах, имеющих для представителей этих родов деятельности особое значение. Они получают здесь и теоретические знания, поскольку конфликты в обществе развиваются не только на бытовом уровне, они пронизывают отношения как внутри государства, так и между государствами.

А «простому человеку» изучение конфликтов нужно для того, чтобы избавиться от своей «простоты» и получить те сведения, без которых невозможно быть гражданином своей страны, своего отечества и действовать сообразно принципам гражданственности в различных, подчас весьма сложных общественно-политических ситуациях.

Что значит изучать конфликты и как это следует делать?

Сложность ответа на этот вопрос заключается в том, что на первый взгляд здесь вообще нет предмета для какого-либо особого изучения. Всем известно, что есть конфликты и есть согласие между людьми, что жизнь в согласии лучше, чем бесконечные споры, препирательства, и тем более, чем враждебность людей друг к другу.

Русская пословица гласит: «худой мир лучше доброй ссоры», а наш практический разум и обыденное сознание говорят о том, что конфликтных ситуаций лучше избегать, тогда твой жизненный путь будет более благоприятным.

Однако дело в том, что при всеобщем понимании высказанных выше истин люди не могут жить без конфликтов. Исторический опыт свидетельствует, что многие народы прошли через разрушительные войны. Жизнь в мире была скорее исключением, чем правилом.

Факты свидетельствуют о том, что конфликты играют в жизни людей, народов и стран гораздо большую роль, чем хотелось бы самим людям: все хотят мира, но каждый стремится к нему по-своему и в результате этого «по-своему» возникает война.

Эта ситуация была замечена еще древними историками и мыслителями. Каждый крупный конфликт не оставался бесследным. Войны описывались и анализировались в исторической литературе и многие историки выделяли в качестве причин военных столкновений несовпадение интересов враждующих сторон, стремление одних захватить территорию и покорить население и стремление других защититься, отстоять свое право на жизнь и независимость.

Глава 1. Природа конфликта

Это деление направлений социологических теорий можно признать верным лишь с определенной долей условности. Главным образом оно основывается на противопоставлении функционализма и социологии конфликта, сформулированным Ральфом Дарендорфом.

Каждая сторона воспринимает конфликтную ситуацию в виде некоторой проблемы, в разрешении которой преобладающее значение имеют три главных момента:

во-вторых, степень осознания собственных интересов и готовность пойти на риск ради их осуществления;

в-третьих, восприятие противостоящими сторонами друг друга, способность учитывать интересы оппонента.

Таким образом, основные этапы или фазы конфликта могут быть обозначены следующим образом:

1. Исходное положение дел; интересы сторон, участвующих в конфликте; степень их взаимопонимания.

4. Отсутствие взаимопонимания, т.е. понимания интересов противоположной стороны.

5. Мобилизация ресурсов в отстаивании своих интересов.

6. Использование силы или угрозы силой (демонстрация силы) в ходе отстаивания своих интересов; жертвы насилия.

7. Мобилизация контрресурсов; идеологизация конфликта с помощью идей справедливости и создания образа врага; проникновение конфликта во все структуры и отношения; доминирование конфликта в сознании сторон над всеми иными отношениями.

8. Тупиковая ситуация, ее саморазрушающее воздействие.

9. Осознание тупиковой ситуации; поиск новых подходов; смена лидеров конфликтующих сторон.

10. Переосмысление, переформулировка собственных интересов с учетом опыта тупиковой ситуации и понимание интересов противостоящей стороны.

11. Новый этап социального взаимодействия.

Источником обострения конфликтов между большими группами является накопление неудовлетворенности существующим положением дел, возрастанием притязаний, радикальное изменение самосознания и социального самочувствия. Как правило, сначала процесс накопления неудовлетворенности идет медленно и подспудно, пока не происходит некоторое событие, которое играет роль своего рода спускового механизма выводящего наружу это чувство неудовлетворенности. Неудовлетворенность, приобретающая открытую форму, стимулирует возникновение социального движения, в ходе которого выдвигаются лидеры, отрабатываются программы и лозунги, формируется идеология защиты интересов. На этом этапе конфликт становится открытым и необратимым. Он либо превращается в самостоятельный и постоянный компонент общественной жизни, либо завершается победой инициирующей стороны, либо решается на основе взаимных уступок сторон.

Адекватный анализ конфликтной ситуации предполагает тщательное выделение обстоятельств созревания конфликта. Здесь могут действовать исторические, социально-экономические и культурные факторы, завершающиеся в действиях политических структур и институтов.

Природа человека и социальный конфликт

Вопрос о том, какова природа конфликта, кажется на первый взгляд очень ясным и простым. Но, как это часто случается, он содержит в себе несколько иных вопросов. Это, во-первых, вопрос о причинах конфликтов, во-вторых, об их роли в жизни общества и в жизни отдельного человека и, в-третьих, о возможностях регулирования конфликтов.

Во многом ответы на эти вопросы зависят от более общих мировоззренческих установок, которые принимаются в качестве исходной базы в рамках соответствующих социологических теорий. Прежде всего понимание конфликта связано с пониманием природы самого человека. Человек? Что это такое? И в чем состоит его собственная природа?

С древних времен до наших дней сталкиваются между собой по меньшей мере две точки зрения при ответе на этот вопрос.

Первая точка зрения восходит к Аристотелю (384-322 до н.э.), к его знаменитому трактату «Политика», в котором этот основоположник европейской науки систематизировал сложившиеся к его времени взгляды на общественное устройство и дал свой ответ на вопрос о лучших и худших видах организации совместной жизни людей.

«Очевидно,- утверждает Аристотель,- государство существует по природе и по природе предшествует каждому человеку, поскольку последний, оказавшись в изолированном состоянии, не является существом самодовлеющим, то его отношение к государству такое же, как отношение любой части к своему целому».

К решению вопроса о соотношении общества и личности в пользу человека как отдельного самоценного существа общественная мысль приходит гораздо позже.

Это связано с зарождением и становлением либеральных экономических и социальных теорий. Одним из первых социальных мыслителей, вставших на позиции общественного договора, был английский социальный мыслитель

Томас Гоббс (1588-1679), опубликовавший в 1651 г. знаменитый трактат «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского».

Он считает, что «природа создала людей равными в отношении физических и умственных способностей» Но это равенство людей от природы само по себе не есть благо.

Глава 2. Движущие силы и мотивация конфликта

Аналитическая схема исследования конфликтов

Конфликты исключительно многообразны по способам своего существования и развертывания, по источникам своего происхождения, по движущим силам, которые в известной степени определяют способ их действия, и, наконец, по мотивации, по той жизненной энергии, которая вовлекается в динамику конфликтов и оказывается для них своего рода питательным материалом.

Чисто рационалистические подходы к объяснению конфликтов вряд ли могут служить надежным инструментом их анализа, но и исключение рациональности, способности к познанию и осмыслению собственных интересов со стороны действующих сил также не может привести к успеху на этом поприще.

Любое социальное напряжение может превратиться в социальный конфликт при соответствующих условиях. Однако ход этого превращения, способ осмысления этого процесса, характер его представления в сознании действующего субъекта будет вместе с тем развиваться по определенным правилам. При этом будет сохраняться определенная последовательность в аргументации, в выдвижении притязаний и в обосновании своих требований.

В действиях противостоящих сторон всегда будет иметь место апелляция к тому, что жизненно необходимо для соответствующего субъекта, к тому, что представляют собой вариации средств удовлетворения соответствующих жизненных потребностей и к тому, что для него существенно и важно с точки зрения сохранения собственной идентичности. Эти три линии аргументации, выдвигаемые обеими сторонами конфликта, могут быть обозначены как апелляции к потребностям, интересам и ценностям.

Мы не будем здесь рассматривать вопрос о том, в какой мере конкретное содержание притязаний в ходе развертывания конфликта соответствует «действительным» потребностям, интересам и ценностям. Дело в том, что если эти линии аргументации возникают и разрабатываются, то они становятся сами по себе реальностью конфликтной ситуации, опровержение которых осуществляется не теоретическим путем, а в ходе практического развертывания и «разрешения» конфликта. Суть дела в том, что в конфликте одна совокупность потребностей, интересов и ценностей противостоит другой, выдвигаемой противоположной стороной. При этом обозначенные линии причинного развертывания конфликта могут действовать не только совместно, но и каждая в отдельности. Конфликт будет полным и развернутым, когда он основывается на одновременном включении в мотивацию всех трех способов причинных обоснований или всех трех уровней мотивации: и потребностей, и ценностей, и интересов. Но на практике дело может обстоять таким образом, что в конфликт может быть включен лишь один уровень мотивации: только потребности или только ценности. При этом интересы трудно выделить в качестве самостоятельной линии мотивации, так как они развертываются на пересечении потребностей и ценностей.

Сопоставляя между собой обозначенные выше линии аналитического расчленения конфликтов, мы получаем искомую схему, которая будет выглядеть следующим образом:

Предложенная схема позволяет выявить наиболее существенные причины глубинных конфликтов между субъектами разного уровня. В сфере экономики это будут конфликты, сопряженные с вариантами распределения ресурсов, конфликты, связанные с функционированием институтов распределения, и конфликты, раскрывающие противоположность экономических установок разного типа. В сфере политики вся совокупность жизненных интересов вращается вокруг способов организации обществам уровня его сплоченности и характера властных отношений. В сфере духовной жизни конфликты связаны с внутренним миром человека, характером свободы, типом культуры и интерпретацией высших ценностей: добра, справедливости, высшего блага.

Что касается движущих сил или глубинных причин конфликтов, то они также обладают значительной вариабельностью. Если речь идет о потребностях, то необходимо учитывать не только проблему воспроизводимости ресурсов и характера их использования, но и фундаментальные проблемы, касающиеся способов самоорганизации общества, равно как и преимущественную ориентацию субъекта действия, либо на рациональные, либо на эмотивные характеристики и побуждения деятельности. Интересы в свою очередь представляют собой не просто некоторые стремления к благам, удовлетворяющим жизненные нужды и потребности. Они определяют отношение к сложившимся в обществе институтам распределения, которые в свою очередь определяют допустимые для данного общества пределы и социально устоявшиеся формы неравенства. Во взаимодействии с духовными сферами жизнедеятельности людей интересы определяют типы культуры: ее ориентацию преимущественно на познание, на труд, на досуг, на индивидуальные достижения или на сильно развитые формы группового контроля над поведением индивида. Ценности проявляются, как видно из предложенной схемы, не только в области чисто духовных отношений. Они в значительной мере определяют базовые ориентации общества, в том числе и его выбор между типами экономического развития и экономической организации общества. Характер ценностных ориентаций в обществе во многом определяет и отношение к власти. Крайние варианты этого отношения сопряжены с прагматическим отношением к ней или с восприятием ее как самодовлеющего начала, выполняющего роль терминальной ценности в отношениях между членами сообщества.

Предложенная схема может служить важным средством исследования реальных конфликтных ситуаций, поскольку она определенным образом показывает порядок выдвижения требований конфликтующими сторонами. В схеме содержится по сути дела минимальный набор предъявляемых требований и притязаний. Этот набор предъявляется каждой из сторон. В определенных случаях выдвигаемые требования могут носить «зеркальный» характер: потребности, выдвигаемые одной из сторон, с той же силой предъявляются и другой стороной. Но в большинстве реальных ситуаций характер притязаний является асимметричным, что позволяет более тщательно отнестись к проблематике обмена уступками, подводя на практике дело к взаимной выгоде.

Важно обратить внимание и на структуру каждой из клеточек мотивационного ядра конфликта. Каждая из них содержит определенные варианты устремлений. В силу этого каждая из них может быть источником напряжения, раскола, возникновения новых конфликтных ситуаций и усугубления стародавних конфликтов.

Предложенная схема не исчерпывает собой всех возможных вариантов классификации конфликта. В нее не включена характеристика самого субъекта действия или конфликтующей стороны. Используя схематику, предложенную Н. Смелсером, можно выстроить следующий ряд уровней конфликтующих сторон, поднимаясь от простых к все более сложным субъектам действия:

1. Межиндивидуальные конфликты.

2. Межгрупповые конфликты, при этом в числе групп можно выделить:

а) группы интересов,

в) группы, объединенные общностью положения.

3. Конфликты между ассоциациями (партиями).

4. Внутри и межинституциональные конфликты.

5. Конфликты между секторами общественного разделения труда.

6. Конфликты между государственными образованиями.

7. Конфликт между культурами или типами культур.

Важно обратить внимание на то, что каждый из субъектов действия может выступать стороной конфликта, при этом применительно к данному субъекту конфликт может развертываться во всех сферах его жизнедеятельности и со всей полнотой мотивации или с включением всей совокупности его движущих сил.

Рассмотрим более подробно наиболее существенные проблемы детерминации конфликта через выстроенную систему движущих сил.

Конфликт по поводу жизненных средств или конфликт потребностей

Следующая линия конфликта, связанного с динамикой потребностей, проходит через формы и способы организации совместной жизни людей. Сами эти способы неверно представлять в качестве некоторой внешней силы по отношению к данному сообществу. Случаи навязывания политического строя имеют место в истории, но лишь в редких случаях они оказывают определяющее воздействие на потребности людей. По большей части эти формы совместной жизни вырабатываются обществом и являются существенной характеристикой народного образа жизни. В современной политологической литературе принято деление политических систем на четыре группы: либеральные, демократические, авторитарные и тоталитарные. Каждый из вариантов политической системы опирается на определенную сумму стереотипов политического поведения, которые и составляют потребности определенного рода.

Уровень сложности процессов, переживаемых в критических ситуациях и свойственных социальному кризису, превосходит те схемы рационального объяснения действия и поступков людей, которые работали ранее и которые исключали из поля зрения массового сознания не желательные события, факты, тенденции, отношения. Кризис сознания, таким образом, следует рассматривать не как кризис рациональности вообще, а как кризис определенных ограниченных форм рациональности, задававших приемлемые формы интерпретации социальных отношений. Рациональность, как заметил еще М. Бобер, органически связана с проблемой власти в обществе. Она призвана упорядочить существующие способы господства и подчинения и предложить людям определенные варианты мышления, оправдывающие их законопослушание.

Рассмотрение конфликта потребностей в трех взаимодействующих между собой и все же самостоятельных сферах жизнедеятельности человека и общества показывает, что потребности нельзя сводить лишь к сумме внешних требований, проистекающих из социальных и экономических условий. Они представляют собой определенные стержневые линии организации всей системы взаимодействия в социуме. Они проявляются в массовых привычках и навыках культуры, которые усваиваются людьми в ходе их социализации, ндивидуального развития, воспитания.

Вместе с тем проблема определения приоритетности тех или иных потребностей остается важнейшей проблемой социально-политического характера. Ни одно государство, ни одна политическая партия не может в своей практической политике закрывать глаза на потребностные, по сути дела сущностные конфликты, которые связаны не только с определенными вариантами использования ресурсов, но и с выбором определенных вариантов развития самой культуры.

Исследование конфликта в сфере удовлетворения потребностей людей (питание, жилье, медицинское обслуживание, соотношение заработной платы и цен, пенсионное обслуживание, семейная политика, решение экологических проблем) предполагает пересмотр нормативистского подхода, длительное время доминировавшего при разработке основных проблем социальной политики. Суть этого подхода состояла в определении некоторого среднедушевого показателя обеспечения жизненных потребностей (например, научно обоснованного метража жилой площади на человека или научно обоснованных нормативов потребления мяса, овощей и так далее) и сравнения с этим показателем достигнутого на этот год показателя реального потребления опять же в среднедушевом измерении.

Этот подход был положен в основу социальной статистики. По сути дела он исходил из уравнительной трактовки потребностей. Он не учитывал реальных механизмов распределения и потребления как составляющих компонентов общего экономического процесса.

Теоретическая модель удовлетворения потребностей населения и реальный процесс находились в вопиющем противоречии друг с другом. Согласно теоретической модели в экономике должен был действовать принцип материальной заинтересованности работника в результате своего труда, однако на практике преимущества в области потребления доставались тем слоям общества, которые контролировали процесс распределения жизненных благ. Именно на этой основе формировалась теневая экономика как результат сращивания торговой мафии с партийно-бюрократическими структурами. Этот слой в большей мере овладевал механизмами присвоения общественного богатства и становился стержнем номенклатуры, обеспечивающей себе наиболее высокий жизненный уровень, основанный на использовании гласных и негласных привилегий.

Основной результат теневой дифференциации жизненного уровня состоял не столько в возникновении нового общественного слоя, сколько в формировании особой предкризисной психологической атмосферы в обществе, основной особенностью которой было падение престижа квалифицированного труда во всех областях производственной деятельности, и подавление какой бы то ни было инициативы.

Если обратиться к анализу практики проведения экономической реформы в 1992-1993 гг., то следует отметить следующие наиболее важные тенденции в развитии потребностей населения.

1) На первом этапе экономической реформы произошло массовое снижение жизненного уровня, сопровождающееся быстрым ростом дифференциации социального положения. Богатство, неравенство в имущественном положении признаются вполне законными, что фиксируется эмпирически в появлении клуба миллионеров, с одной стороны, и восстановлением профессионального нищенства (не исключающего нищенства от нужды), с другой. Соответственно и сами потребности резко дифференцируются. На одном полюсе накапливается спрос на жизненные блага исключительного характера, на предметы роскоши и атрибуты комфортной жизни, на другом происходит примитивизация потребностей и формирования замкнутых циклов потребления, обеспечивающих простое «выживание».

2) В этих условиях вполне понятно стремление опереться на «средние слои», которые могли бы обеспечить развитие массового спроса на предметы жизненной необходимости и задать определенные стандарты потребления, которые оказались бы «нормальными», то есть не впадающими в крайности неуемной роскоши и демонстративной нищеты. Однако создание такого слоя предполагает формирование потребителя, который смог бы обеспечить себе в основном определенный достаток. Главное препятствие состоит в том, что этот потребитель должен быть одновременно современным производителем, нормальным работником с высокоразвитой трудовой и производственной мотивацией. Инициаторы реформы пытаются стимулировать мотивацию через превращение труженика, работавшего на государство, в собственника, полагая, что обладание собственностью, в том числе и на средства производства, окажется главным мотиватором созидательной инициативы. В качестве одного из важнейших аргументов этих преобразований выступает тезис о том, что политическая свобода должна опираться на свободу экономическую, то есть на право свободного распоряжения своей собственностью.

Этот поворот в социальной политике меняет отношение, прежде всего к деньгам, которые становятся мерой индивидуального богатства и формируют новую психологию, центральным пунктом которой является успех в сфере рыночных отношений.

В результате реформа проникла, прежде всего, в область торговли и распределительных отношений и почти не задела интересы, связанные с расширением производства, с новыми инвестициями и новыми технологиями.

Сложнейшей проблемой реформирования российской экономики стала увязка интересов быстро растущего торгового капитала и капитала производственного. Важнейшей составляющей российской экономики стал компрадорский капитал, вывозящий то, что добыто коммерческим предпринимательством, за пределы страны.

Отказ от государственного вмешательства в ход реформы стал важнейшим источником криминализации экономической деятельности. Там, где возникали проблемы со взаиморасчетами в условиях полного паралича судебных властей, экономического арбитража, органов охраны правопорядка, появлялась потребность в охране имущественных интересов с помощью вооруженных группировок, применения насилия и постоянной угрозы насильственной расправы с должником, нарушителем партнерских отношений в сделке и т.д.

Ввести экономические отношения в русло законности и правопорядка оказалось более трудной задачей, чем создать эту ситуацию, которая складывалась как бы стихийно на основе тех принципов, которые были провозглашены в связи с либерализацией цен и поощрением коммерческого начала во всей структуре предпринимательской деятельности.

Через определенные виды соединения пользы и на грады общество организует интересы социальных групп, направляя их по некоторым более или менее стабильным каналам. Интересы поэтому направлены не на абстрактное общество вообще, а на систему социальных институтов и прежде всего на институты распределения, которые оказываются главными инструментами регулирования социального положения. Через эти институты и закрепляется (воспроизводится) и изменяется совокупность социальных положений в обществе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *