Что обуславливало неэффективность проводимых в 1964 1984 гг реформ

Помогите по истории)) ) дайте общую оценку политического развития СССР в 1964-1984 год

СССР в 1964—1985 гг.
После смещения Н. С. Хрущева страной последовательно руководили: в 1964-1982 гг. Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев, в 1982-1984 гг. — Ю. В. Андропов, 1984-1985 гг. — К. У. Черненко. Главы правительства (Совета Министров) — A. Н. Косыгин (1964-1980) и Н. А. Тихонов (1980-1985). Это время позже стали называть периодом «застоя» (а тогда именовали «развитым социализмом»), «золотой век» советской бюрократии, достигшей всевластия. В 1977 г. принята новая Конституция, закреплявшая главенство КПСС (партия по 6-й статье считалась руководящей и направляющей силой общества) при формальной демократии. Критика сталинизма была свернута. После смерти Брежнева Андропов пытался укрепить дисциплину, отдал под суд многих взяточников, но сама система осталась неизменной. При К. У. Черненко пытались без видимых результатов вернуться к брежневским порядкам, но бесперспективность прежнего пути была очевидна.
В 1965 г. под руководством Косыгина началась экономическая реформа (ликвидированы совнархозы и восстановлены отраслевые министерства с широкими полномочиями, расширение самостоятельности предприятий; отчет по проданной, а не выпущенной продукции; материальное поощрение передовиков и др.). Она была спущена на тормозах к 1970 г., ибо материальные стимулы оставались слабыми (всего 3 % от зарплаты), самостоятельность ведомств при отсутствии конкуренции вела к выпуску однотипной и дорогой продукции. Попытка соединить на селе промышленные и сельхозпредприятия (агропромышленные комплексы) эффекта не дала. При ценах, установленных государством на сельхозпродукцию, колхозы и совхозы постоянно были в долгах у казны, их работники не были заинтересованы в результатах своего труда. Правда, были расширены приусадебные участки колхозников. Основным источником доходов СССР стал экспорт сырья (рост жизненного уровня в 1960-1970-х гг. был обусловлен во многом мировым ростом цен на нефть). Уровень жизни населения (особенно городского) вырос. К концу 1970-х гг. проявилось отставание в экономике. Попытки улучшить командно-административную систему без использования принципов рыночной экономики были обречены на провал.

Внешняя политика СССР в 1964—1985 гг.
СССР продолжал политику расширения сферы влияния, поддерживая врагов США («холодная война»). Однако навязывание многим странам Азии и Африки социалистических порядков мешало внешней политике, ибо эти порядки вели к ухудшению в экономике и вызывали недовольство населения.
В 1968 г. СССР под давлением лидеров социалистических стран ввел войска в Чехословакию, власти которой стали проводить либеральные преобразования, объективно способствовавшие свёртыванию социализма. Ввод войск вызвал резкое недовольство на Западе. В 1969 г. произошли пограничные конфликты СССР с Китаем. В 1965-1975 гг. СССР поддерживал Северный Вьетнам в борьбе против режима Южного Вьетнама и США. Победа Северного Вьетнама была победой и СССР. В 1967 г. СССР выступил на стороне арабских стран в их неудачной войне против Израиля, за спиной которого стояли США. Позднее он поддерживал Организацию освобождения Палестины против Израиля.
В конце 60-х гг. началась новая разрядка в отношениях с Западом. В 1972 г. в Москву приезжал президент США Р. Никсон. В 1971 г. СССР подписал договор о сотрудничестве с Францией, в 1972 г. — мирный договор с ФРГ и договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1), в 1975 г. — Заключительный акт совещания в Хельсинки, объявивший послевоенные границы в Европе незыблемыми; СССР обещал соблюдать Декларацию прав человека ООН. Как знак наметившейся разрядки в 1975 г. в космос летал советско-американский экипаж (программа «Союз-Аполлон»). В 1979 г. был подписан договор ОСВ-2.
В 1979 г. СССР ввел войска в Афганистан для поддержки своих ставленников, после чего Запад обвинил СССР в агрессии. Не был ратифицирован договор ОСВ-2. Разрядка закончилась. В 1980 г. многие западные команды не приехали на олимпиаду в Москве, в 1984г. советские спортсмены — на олимпиаду в Лос-Анджелесе.

Источник

Признаки провала реформы 1965-1984 годов

Проявление политического консерватизма. Усиление партийного контроля вследствие консервации политического режима. Осуществление экономической реформы 1965 года, инициатором которой был Косыгин. Основные признаки кризиса советского политического строя.

РубрикаИстория и исторические личности
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления22.03.2011
Размер файла30,9 K

Что обуславливало неэффективность проводимых в 1964 1984 гг реформ. Смотреть фото Что обуславливало неэффективность проводимых в 1964 1984 гг реформ. Смотреть картинку Что обуславливало неэффективность проводимых в 1964 1984 гг реформ. Картинка про Что обуславливало неэффективность проводимых в 1964 1984 гг реформ. Фото Что обуславливало неэффективность проводимых в 1964 1984 гг реформ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1.Политический консерватизм и его проявления

Официально провозглашенный после октября 1964 г. курс нового руководства на дальнейшее развитие социалистической демократии, освобождение партии от несвойственных ей хозяйственных функций, на научное руководство обществом был заранее обречен на неудачу.

Поворот нового руководства к более консервативному курсу произошел не сразу. Выбор дальнейших путей развития страны происходил в условиях противоборства мнений в верхнем эшелоне власти. Одна его часть во главе с А.Н. Шелепиным ориентировалась на консервацию сложившихся методов руководства, другая (Ю.В. Андропов и другие) предлагала достаточно емкую программу преобразований, включавшую в себя и экономическую реформу, и развитие демократии и самоуправления, и прекращение бессмысленной гонки вооружений, и выход СССР на мировой рынок с целью приобщения к новым технологиям.

В конечном счёте победил умеренно-консервативный курс, который разделял и Брежнев. Новый курс опирался на настроение тех слоев общества, чьи ожидания не оправдались в хрущевское десятилетие и которые теперь требовали наведения «твердой рукой» порядка.

Вследствие консервации политического режима произошло усиление партийного контроля.

Новый статус партийного аппарата нужно было закрепить официально. На очередном, 23 съезде КПСС в 1966 г. были отменены все изменения в Уставе, внесенные Хрущевым для ослабления позиций партийного аппарата. Главным среди них было ограничение срока пребывания в партийной должности. На 24 съезде в 1971 г. было решено расширить круг учреждений и организаций, в которых партийные комитеты обладали правом контролировать деятельность администрации.

Парткомы министерств и ведомств получали право вмешиваться в вопросы государственного управления. Расширены были и привилегии номенклатуры, позволявшие ее представителям даже при средней зарплате иметь первоклассное жилье, медицинское обслуживание, дачи. Особое значение, в условиях постоянной нехватки продовольствия и товаров легкой промышленности, имело снабжение ответственных работников. На 80 рублей в «столовой лечебного питания» семья представителя номенклатурной верхушки могла питаться в течение месяца разными деликатесами (балыком, колбасами, сырами, икрой, кондитерскими изделиями) о которых давно забыли простые граждане.

С осени 1965 г. в СССР стала осуществляться экономическая реформа, инициатором которой был Председатель Совета Министров СССР А.Н Косыгин. Эйфория в первые годы совнархозов, быстро прошла. Экономическая реформа 1957 г. не улучшила положения в народном хозяйстве. Оно развивалось экстенсивно, ресурсоемкость экономики нарастала, а эффективность падала. Серьезных структурных изменений также не произошло. Главным предметом экспорта по-прежнему оставались нефть и другое сырье.

Процесс освоения нового хозяйственно механизмы затянулся на годы. Еще до начала реформы в промышленности были ликвидированы совнархозы, руководство отраслями перешло к вновь созданным министерствам. Были организованы единый Госплан СССР, Госснаб и Госкомцен СССР. Вслед за этим весной 1965 г. была проведена реформа в сельском хозяйстве. Был принят новый порядок планирования в сельскохозяйственном производстве. Вновь были повышены закупочные цены, сокращены налоги, снимались ограничения с личных подсобных хозяйств, введенные при Хрущеве. Планы закупки стали устанавливать сразу на пять лет. На первых порах это мера способствовала росту сельскохозяйственного производства.

А.Н. Косыгину не удалось до конца осуществить замыслы реформы. В силу многих причин она потерпела крушение. В чем же причины? Их несколько. Прежде всего, даже небольшое расширение самостоятельности позволило предприятиям занижать плановые задания, выбирать более легкие для себя варианты решений. В итоге начался опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом производительности труда. А.Н. Косыгину пришлось пойти на временное, как тогда казалось, заимствование средств для покрытия бюджетного дефицита из фондов предприятий. И, наконец, преобразования в экономике страны не были поддержаны преобразованиями в политической и социальной сферах. Без демократизации общества, поддержки ее «снизу» реформа была обречена.

НАРАСТАНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ В ЭКОНОМИКЕ

На рубеже 70-80 годов в мире начинается новый этап научно- технической революции. С этого момента уровень развития любой страны определяется уже не количеством выплавленной стали, добытого угля, а использованием микроэлектронной техники.

В стране практически не было единой денежной системы, а поэтому не срабатывали бюджетные методы регулирования экономики. Госплан не мог реально поддерживать баланс инвестиций и материальных ресурсов. Планируемые цифры увеличения добычи нефти, угля, производства электроэнергии были по существу фикцией.

После 1968 г. вместо реальных реформ проводились затяжные эксперименты с расширением хозрасчета на предприятиях и введение показателя условно чистой продукции. Этот показатель, по замыслу должен был исправить недостатки централизованного планирования, и в первую очередь блокировать стремление производителей выпускать продукцию по высоким ценам.

3.Кризис советского политического строя, его признаки

Причины неудачи разрядки 70-х г. коренились в несовпадении взглядов Востока и Запада на суть разрядки и ее перспективы. Каждая из сторон рассчитывала воспользоваться плодами разрядки в своих целях. Решением направить «ограниченный советский контингент» в Афганистан было принято в момент, который представлялся брежневскому руководству звездным часом советского могущества.

В свою очередь дипломатия Запада рассчитывала на крах советского блока в условиях разрядки. Политические режимы в странах Восточной Европы могли сохранить свою жизнеспособность лишь в условиях конфронтации с Западом. События в Польше стали началом развала мировой системы социализма, хотя реально этот процесс произошел лишь в 1989 г.

К середине 80-х годов несостоятельность глобальной внешней политики СССР стала очевидной. Неудачи практически во всех направлениях дипломатии стали итогом глубокого непонимания ситуации в мире. Советская система не могла дать адекватный ответ на новый виток гонки вооружений. Крах потерпела попытка КПСС консолидировать в международном масштабе коммунистические и антиимпериалистические силы. Требовались новые подходы ко всей внешнеполитической деятельности Советского государства.

политический консерватизм реформа режим

2. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. История России.

Учебник издание 2-е перераб. и допол.

3. Верт Н. История Советского государства. 1900-1991. М.: Прогресс, 1992г.

Источник

Что обуславливало неэффективность проводимых в 1964 1984 гг реформ

После отставки Хрущева новым лидером страны стал Л.И. Брежнев, занимавший до этого должность председателя Президиума Верховного Совета СССР, а затем второго секретаря ЦК.

Для обозначения периода 18-летнего правления Брежнева используется термин «застой», т.е. это было время замедленного развития всех сфер жизни советского общества.

«Застой» в экономической сфере

В экономической сфере «застой» проявляется в стремительном падении темпов роста производства. Неуклонно сокращается производительность труда. Все более очевидным становится экономическое отставание СССР от развитых стран Запада, прежде всего в высокотехнологичных отраслях. Постоянно рос список дефицитных товаров.

Чтобы преодолеть эти проблемы советское руководство с 1965 г. проводит экономические реформы, инициатором которой стал председатель Совета Министров А.Н. Косыгин.

Началась реформа с упразднения совнархозов и восстановления промышленных министерств. В целом она не посягала на директивную экономику, но предусматривала механизм внутренней саморегуляции, материальной заинтересованности производителей в результатах и качестве труда. Было сокращено число спускаемых сверху обязательных показателей, в распоряжении предприятий оставалась доля прибыли, провозглашался хозрасчет.

С колхозов и совхозов были списаны долги, повышены закупочные цены, установлена надбавка за сверхплановую продажу продукции государству. Началась реализация программ комплексной механизации аграрного производства, химизации почв и мелиорации. Был взят курс на создание агропромышленных комплексов.

Успех от проведенных преобразований был кратковременным.

Главный способ предотвращения экономического краха власти видели в форсировании поставок на западный рынок энергоносителей. Руководство СССР провозглашает курс на строжайшую экономию – лозунг Л.И. Брежнева «Экономика должна быть экономной!»

По мере скатывания государственной экономики к стагнации все больше развивалась так называемая теневая экономика – от различных подпольных мастерских до прямого криминала.

Кризисные явления в экономике усугублялись проводимой в стране социальной политикой, направленной на поддержание хотя бы относительно высокого уровня жизни населения. В условиях постоянного падения производительности труда решение этой задачи требовало от государства вложения огромных средств в социальную сферу. К началу 1980-х гг. удерживать высокий уровень жизни населения становилось все труднее. Дефицит на товары народного потребления становится тотальным. Вводится карточная система на основные виды продовольственных и даже промышленных товаров.

«Застой» в политической сфере

В политической сфере время «застоя» стало «золотым веком» для партийно-государственной номенклатуры (привилегированного слоя чиновников), превратившейся при Хрущеве в самостоятельный субъект политики. Занятие государственных постов становится пожизненным. Возникает система круговой поруки чиновников. Расцвела коррупция. «Застой» в политической сфере характеризуется еще одним термином – «неосталинизм». Под этим явлением принято понимать прекращение критики «культа личности» Сталина и начало формирования «культа личности» самого Брежнева.

Идеологический кризис в годы «застоя» продолжал нарастать. Чтобы оттянуть окончательный крах коммунистической идеи была создана концепция о наличии в стране «развитого социалистического общества», как промежуточной стадии в строительстве коммунизма. Закрепление этой идеи произошло в новой конституции страны.

7 октября 1977 г. была принята четвертая по счету за 60 лет Конституция СССР («Конституция развитого социализма»). Статья 6 официально закрепляла руководящее положение КПСС в жизни общества. Впервые в Конституцию страны были включены важнейшие международные обязательства СССР – основные положения Хельсинкского акта о правах человека. Однако многие положения, записанные в Конституции, в итоге так и остались лишь на бумаге.

Главным итогом политического развития СССР в эти годы стала консервация политического режима и усиление господства партийного аппарата, руководства армии и КГБ в жизни общества.

Одним из лидеров правозащитного движения становится академик А.Д. Сахаров.

После смерти Л.И. Брежнева (1982 г.) Генеральным секретарем ЦК КПСС становится Ю.В. Андропов (бывший председатель КГБ). Он выдвинул идею «совершенствования социализма». Однако произвести это «совершенствование» предполагалось чисто директивными и даже репрессивными методами, без серьезной перестройки самой системы в целом.

В феврале 1984 г. Ю.В. Андропов умер. Его место занял К.У. Черненко – пожилой и нездоровый человек, неспособный к проведению серьезных преобразований.

«Застой» в духовной сфере

Развитие духовной культуры в годы «застоя» было крайне противоречивым.

С середины 70-х гг. стала активно внедряться практика госзаказов на постановку фильмов, написание сценариев, романов и пьес. В партийных инстанциях заранее определялись не только их количество и тематика. Такой подход очень скоро привел к застою и в художественной культуре. Значительно усилился идеологический контроль за средствами массовой информации, учреждениями культуры. В сентябре 1974 г. в Москве была разгромлена выставка современного искусства, проведенная прямо на улице. Художники были избиты, а картины раздавлены бульдозерами («бульдозерная выставка»). «Бульдозерную выставку» принято считать моментом окончания «оттепели» в духовной сфере. Театральные постановки (даже классического репертуара) выпускались лишь с одобрения специальных комиссий.

«Железный занавес» вновь опустился, лишив советских людей возможности читать книги и смотреть фильмы ряда зарубежных авторов.

Деятели культуры, мнение которых шло вразрез с установками партии, оказывались за пределами СССР или лишались возможности работать с полной отдачей. За пределы страны были высланы писатели В. Аксенов, А. Солженицын, В. Максимов, В. Некрасов, В. Войнович, поэт И. Бродский, кинорежиссер А. Тарковский, театральный режиссер Ю. Любимов, виолончелист М. Ростропович, оперная певица Г. Вишневская, поэт и исполнитель А. Галич.

Объективно противостояли идеологии «застоя» представители «деревенской» прозы (Ф. Абрамов, В, Астафьев, Ш. Белов, В. Распутин, Б. Можаев, В. Шукшин), в образной форме показывавшие последствия сплошной коллективизации для судеб российской деревни. О проблемах нравственности в сталинские и последующие годы писали Б, Васильев, Ю. Трифонов. Свой взгляд на смысл жизни и роль интеллигента в ней предлагали популярные в те годы режиссеры Г. Товстоногов, А. Эфрос, М. Захаров, О. Ефремов, Г. Волчек, Т. Абуладзе, А. Герман, А. Аскольдов и многие другие театральные и кинорежиссеры.

Специфической чертой культуры 60—70-х гг. была так называемая «магнитофонная революция». Признанными лидерами здесь были В. Высоцкий, А. Галич, Ю. Ким, Б. Окуджава, М. Жванецкий.

Все это свидетельствовало о наличии и противоборстве двух направлений в отечественной культуре – официально-охранительного, выполнявшего социальный заказ властей, и демократического, готовившего предпосылки для духовного обновления общества.

Внешняя политика СССР в 1965—1984 гг

Советская внешняя политика 60-80-х гг. неразрывно связана с именем министра иностранных дел СССР А.А. Громыко («эра Громыко»).

Одной из первоочередных задач внешней политики этого периода была нормализация отношений между Востоком и Западом. Летом 1966 г. впервые за весь послевоенный период в Москву нанес визит президент Франции Шарль де Голль. Важнейшим событием 70-х гг. явилось возобновление советско-американских встреч на высшем уровне.

Начиная с визита Р. Никсона в Москву в мае 1972 г. и до 1975 г. мир жил в атмосфере разрядки напряженности. Политика разрядки состояла из экономических соглашений и договоров об ограничении ядерных вооружений. 26 мая 1972 г. в Москве был подписан временный договор, названный ОСВ-1, который ограничивал для обеих сторон количество наступательных вооружений. В 1978 г. был заключен ОСВ-2, были подписаны также договоры об ограничении подземных ядерных испытаний, о противоракетной обороне (договор по ПРО1972 г.).

В 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) лидеров тридцати трех европейских стран, США в Канады. Подписанные там документы утверждали основные принципы, на которых отныне должны строиться международные отношения.

Разрядка закончилась после ввода советских войск в Афганистан (1979 г.). В знак протеста против вмешательства СССР в дела Афганистана США и еще несколько десятков государств Запада бойкотировали XXII Олимпийские игры в Москве (1980 г.). В ответ СССР и его союзники бойкотировали Олимпийские игры в Лос-Анджелесе (1984 г.).

СССР активно участвует в событиях на Ближнем Востоке, оказывая открытую поддержку арабской стороне. В 1967 г. Советский Союз разорвал дипломатические отношения с Израилем, развязавшим «шестидневную войну».

Непросто складывались отношения СССР и со странами социалистического лагеря, особенно с Китаем, противостояние с которым привело к вооруженному конфликту на острове Даманский (март 1969 г., река Уссури).

Весной 1968 г. в Чехословакии возникает мощное оппозиционное движение, требующее реформирования социализма – «Пражская весна». Оппозиция была поддержана частью партийного руководства (А. Дубчек). В ночь с 20 на 21 августа 1968 г. войска пяти стран – участниц ОВД вступили в Чехословакию. «Пражская весна» закончилась.

Следующий конфликт был связан с резким повышением цен в Польше в 1980 г. Оно вызвало волну забастовок, достигших своего апогея летом 1980 г. в Гданьске. Возглавил борьбу независимый профсоюз «Солидарность» во главе с Л. Валенсой. 13 декабря 1981 г. генерал В. Ярузельский ввел в стране военное положение. Несмотря на «нормализацию» положения в Польше, кризис социалистического лагеря становится очевидным.

Что обуславливало неэффективность проводимых в 1964 1984 гг реформ. Смотреть фото Что обуславливало неэффективность проводимых в 1964 1984 гг реформ. Смотреть картинку Что обуславливало неэффективность проводимых в 1964 1984 гг реформ. Картинка про Что обуславливало неэффективность проводимых в 1964 1984 гг реформ. Фото Что обуславливало неэффективность проводимых в 1964 1984 гг реформ

Источник

СССР в эпоху «развитого социализма» 1964-1985 гг.

Периодизация и главные черты периода 1964 — 1985 гг.

Более чем двадцатилетие жизни советского общества — 1964-1985 гг. — приходится на эру «развитого социализма», в ходе которой социалистический строй в СССР достиг максимальной политической и экономической стабильности, был достигнут наивысший в истории СССР уровень жизни большинства населения. (В годы горбачевской перестройки 1985-1991 гг. данно­му историческому периоду было дано не совсем справедливое и конъюнктурное наименование «годы застоя». Это имело своей целью представить негативно предшествующую эпоху и обосновать необходимость перестройки. Однако, на фоне краха перестройки и последующих кризисов, название «развитой социализм» (данное указанному периоду его современниками) выглядит более точным и уместным). В народе чаще всего этот период именуется брежневской эпохой — по имени Л.И. Брежнева — нового лидера СССР, сменившего Н.С. Хрущева. Брежневская эра, в свою очередь, была неоднозначна. Можно выделить ее следующие основные периоды:

Если ранняя и средняя брежневская эра — 1964 — 1977 гг. — в целом была успешна для страны и оставила большой позитивный след в памяти народа, то период после 1977 г. вплоть до начала перестройки в 1985 г. был временем разрастания кризиса социализма и иных негативных явлений. Главными событиями раннего и среднего брежневского периода 1964 — 1977 гг. были:

Косыгинская экономическая реформа и ее провал

Первым крупным шагом нового советского руководства, пришедшего после 1964 г., было провозглашение так называемой косыгинской экономической реформы в 1965 г. и начало ее прове­дения.

Целью косыгинской реформы было нахождение новых резервов социализма, замена административных методов поощрения (соцсоревнование и т. д.), уже не дававших результатов, новыми, экономическими. Для этого началось предоставление большей свободы предприятиям, введение хозрасчета. Был ослаблен диктат министерств и ведомств; предприятия получили свободу в выборе форм хозяйствования, деловых партнеров, зарабатывании денег и их расходовании. Началось строительство «самоуправляемой советской экономики».

Косыгинская реформа, по мере ее проведения, дала взаимоисключающие результаты — положение отдельных предприятий действительно улучшилось, но ухудшилась ситуация в экономике в целом, началась дезорганизация налаженных годами административных связей. Например, отдельный завод получил свободу хозяйствования (хозрасчет); стал выпускать ту продукцию, которая выгодна только ему, успешно ее продавать, зарабатывать деньги, повышать зарплату работникам, получать прибыль, но перестал делать то, что он делал раньше по плану — в другой отрасли начинало чего-то не хватать и т. д. В итоге в стране, несмотря на улучшения на отдельных предприятиях, стал возникать дефицит, нарушались прежние связи, возникала неразбериха.

Плановую систему не удалось совместить с отдельными приемами рынка. В результате, к концу 1960-х гг., косыгинская экономическая реформа была свернута. Государство вновь перешло к диктату в экономике, предприятия жестко подчинены плану, а отраслевые министерства вновь стали всесильными.

Возвращение к жесткой административно-командной системе

к 1970 г. улучшило ситуацию в экономике. Девятая пятилетка (1971 — 1975) стала самой успешной в экономике СССР. После провала косыгинской реформы руководство СССР нашло новый выход из положения — улучшать ситуацию не путем реформ экономики, а путем использования природных ресурсов СССР. В результате:

Данная политика первоначально приносила успех — «нефте­доллары» помогали оживлять экономику, строить новые объекты, улучшать жизнь людей. Однако через 10 лет это привело к глу­бокому кризису:

Начался кризис, тотальный дефицит необходимых товаров, нехватка продовольствия, что также ускорило начало перестройки. Однако в 1970-е гг. данная политика считалась долговременной и правительство считало, что экономика развивается хорошо.

Укреплений позиций Л. И. Брежнева

В брежневскую эпоху произошли существенные изменения в системе власти:

фактически в стране правило трио Брежнев — Подгорный — Косыгин;

но постепенно началось укрепление статуса Л. И. Брежнева;

в 1966 г. на XXIII съезде партии пост Первого секретаря ЦК КПСС преобразовывается в должность Генерального секретаря ЦК КПСС; Л.И. Брежнев становится вторым человеком после Сталина, занявшим эту должность спустя 32 года;

тем не менее, внутри партии устанавливаются товарищеские демократические отношения; особое влияние приобретает корпус первых секретарей обкомов партии, которые при Брежневе становятся самостоятельной силой внутри страны и получают большую самостоятельность в управлении своими областями. В конце 1960-х — начале 1970-х гг. складывается брежневское окружение — группа высших руководителей, которая реально управляла страной как единый коллектив, от которого Л.И. Брежнев зависел. Руководители, не вписавшиеся в брежневскую систему (А. Шелепин, В. Семичастный, Н. Егорычев и др.) были удалены со своих постов. При этом Л. Брежневым был создан прецедент гуманного отношения к бывшим противникам (если при Сталине побежденных соперников расстреливали, при Хрущеве — предавали забвению, то при Брежневе их стали назначать послами за границу или переводить на высокие, но не ключевые должности).

Ключевыми соратниками Л.И. Брежнева становятся:

Особенностью отношений Л.И. Брежнева с соратниками было то, что каждый из них был полным хозяином в своей «вотчине» (например, Андропов — в делах КГБ; Устинов — в оборонных вопросах; Кунаев — в Казахстане и т. д.). Это выгодно отлича­ло его от Н.С. Хрущева, который пытался руководить всем и всеми и постоянно вмешивался в работу соратников, мешал им работать. Подобная кадровая политика стала одним из секретов политического долголетия Л.И. Брежнева, руководившего страной 18 лет. Его соратники, а также многочисленные первые секретари обкомов и союзных республик, почувствовав самостоятельность в работе и стабильность своего положения, сами были заинтересованы в сохранении Л. И. Брежнева у власти. Через 13 лет после его образования, в 1977 г., начал рушиться триумвират Брежнев — Подгорный — Косыгин.

В 1977 г. шла подготовка проекта новой Конституции, по которой пост Председателя Президиума Верховного Совета приобретал более весомое значение — главы государства. Л.И. Брежнев постоянно испытывал неудобства, особенно при переговорах с руководителями других государств, поскольку фактическим руководителем страны был он, а официально вся деятельность шла через Подгорного. Кроме того, сам Н. Подгорный начал предпринимать попытки подготовить смещение больного Брежнева. В 1977 г. Н. Подгорный был освобожден от своей должности, а Л.И. Брежнев одновременно стал Генеральным секретарем ЦК КПСС и Председателем Президиума Верховного Совета СССР, что стало первым в истории СССР случаем объединения высшего партийного и официального президентского поста. В 1980 г. в связи с тяжелой болезнью находящийся при смерти А.Н. Косыгин был освобожден от должности Председателя Совета Министров СССР, которую он занимал 16 лет.

Принятие новой конституции СССР 1977г.

Завершающим шагом преобразований в партии и государстве стало принятие новой Конституции СССР 7 октября 1977 г.

как документ была усовершенствованной редакцией «сталинской» Конституции 1936 г.;

однако ее важнейшим достижением и отличием от всех прежних советских Конституций стал отказ от диктатуры пролетариата, которая была конституционно закреплена в 1918 — 1977 гг.;

СССР конституционно объявлялся общенародным государством;

в 6-й статье конституционно закреплялась руководящая роль Коммунистической партии.

Потепление международной обстановки

В международной политике для брежневской эпохи было характерно достижение кратковременного улучшения международной обстановки:

улучшились советско-американские отношения, регулярными стали встречи руководителей СССР и США; состоялись первый в истории визит президента США (Р. Никсона) в Советский Союз; подписан ряд важных договоров по ограничению вооружений;

в 1975 г. состоялся советско-американский космический полет — стыковка в космосе кораблей «Союз» и «Аполлон»;

августа 1975 г. в Хельсинки руководителями 33 стран Европы, включая СССР, а также США и Канады, был подписан заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, согласно которому были подтверждены принципы мирного существования и нерушимость послевоенных границ в Европе.

Полезная информация. Спасибо.

Реформа Косыгина, побочным эффектом которой было появление и развитие «теневой экономики», а также расслабление и приобщение к гедонизму высшей партийно-государственной элиты и потеря мобилизующей народ идеологии, создали предпосылки грядущей катастрофы СССР.

Корень всех роковых для инертно следующего по тупиковому сталинскому пути Советского Союза процессов и проблем крылся в том выстраиваемом под перманентным воздействием внутренних форс-мажорных обстоятельств и влиянием многочисленных внешних враждебных сил в первые десятилетия советской власти — в 1920-ые, в 1930-ые базисе жёсткого директивного регулирования экономики и диктата партии, который стал системообразующим компонентом системы, ущербность и бесперспективность которой без кардинального перестраивания всё явственнее проявлялась в последующие годы.

Здравая корректировка бескомпромиссного хрущёвского курса, бившего наотмашь по и без того запущенному аграрному сектору, откатившегося к дореволюционному стабильно тяжелому состоянию, проведённая в ходе Косыгинской реформы 1965 г. перемеживалась с заведомо провальным экспериментаторством в промышленности, обернувшимся не только замедлением экономического развития СССР в 9, 10 и 11-ых пятилетках, но и обусловив нарастание кризисных явлений, ознаменовавших системный кризис не только экономики, но и всей социалистической модели вообще: генезис ставшего неотъемлемым, но подспудно разрушающим экономику изнутри сегментом — теневого рынка, легитимизированного при Горбачёве в конце 80-ых, гипертрофированное и практически исключительное сосредоточение на прибыльности, рентабельности предприятия, огульного повышения цен в погоне за этой самой прибылью и чрезвычайно низкая чувствительность к НТР, примат личной выгоды, корыстных интересов меркантильных «князьков», распоряжавшихся заводами и фабриками, переведёнными на хозрасчёт.

Поистине тяжелейшие последствия близорукой половинчатой реформы усугублялись бездействием руководства СССР в условиях системного кризиса, игнорируя переходящий характер относительного благополучия и стабильности 1960-ых 1970-ых, порождавшего всё новые неотложные проблемы. Так келейно тлели запальные шнуры к губительными социально-экономической и идейно-политической бомбам, детонация которых положила закономерный, но не неминуемый конец Союзу ССР, не справившейся с ворохом хронических проблем и сгустком горячих, заведших неповоротливый «состав» на колею косметического капитализма, ведущую в пропасть.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *