Что объясняет и доказывает случай с драгоценной чашей
Суассонская чаша Хлодвига
«Воины, помимо моей доли добычи, пусть достанется мне эта чаша», — сказал король.
Примерно так в VI веке историк Григорий Турский описывает инцидент, произошедший 1 марта 487 года, через несколько месяцев после победы короля франков Хлодвига над римским наместником Сиагрием. Тот оказался достойным противником, и привыкшие к легким успехам франки изрядно потрудились, чтобы взять Суассон, последний форпост Империи на галльской земле. Город и окрестности были тщательно и со вкусом разграблены, как и полагалось согласно не только варварским, но и позднеримским обычаям.
Противиться этому было невозможно, однако к Хлодвигу явилась делегация христианских священников во главе с епископом (по одной из основных версий рассказа — святым Ремигием). Делегаты смиренно просили вождя язычников-франков вернуть им из всего награбленного только одну вещь — серебряную чашу, нужную для совершения обрядов. Хлодвиг, уже почувствовавший себя хозяином Галлии и ответственным за благоденствие ее жителей, не хотел ссориться с местными жрецами. Он пообещал, что, если при разделе добычи чаша достанется ему, она тут же вернется христианам.
Трудность состояла в том, что король не был всесилен в таком важном вопросе, как распределение награбленных ценностей. Он не мог выбрать что-нибудь конкретное ни для себя, ни для кого-либо иного. Размер доли определялся рангом и заслугами воина, а дальнейшее решал жребий. Но в случае с чашей Хлодвиг, не желая полагаться на случай, преступил обычай. Так что реакцию порывистого воина мы можем считать законной и вполне обоснованной. Потому король ничего ему и не ответил.
Мстит он не за непокорность, а за святотатство
Почему же этот заурядный случай так подробно был пересказан Григорием Турским, сохранился в веках и до недавнего времени входил во все французские учебники истории? Дело в том что это ключевой эпизод становления Хлодвига как христианского короля Франции и как оплота веры. После вмешательства святого языческий вождь уже невольно видел в чаше не кубок для питья, а потир, в котором вино преосуществляется в кровь Спасителя. И мстит он не за непокорность воле короля, а за святотатство.
С этого момента начинается христианизация Хлодвига. Тут, кстати, возникает препятствие психологического свойства. Король никак не мог понять, почему всесильный бог дал себя подвергнуть распятию — унизительной римской казни. Но тут помог заключенный по совету епископа Ремигия династический брак. Женой Хлодвига стала Клотильда, дочь одного из самых могущественных христианских властителей германского мира — короля бургундов Хильперика. Клотильда и стала для мужа лучшей проводницей христианской веры.
И вот Хлодвиг клянется, что «сожжет все, во что верил, и поверит в то, что сжигал», отправляется в город Реймс, голубка слетает с небес, держа в клюве Святую Стеклянницу с елеем, и епископ Ремигий совершает обряд крещения и помазания. С Хлодвигом крещены еще 3 тысячи воинов, и никто уже не горюет о боевом товарище, разрубившем Суассонскую чашу.
Случай с драгоценной чашей, почемц воин повёл себя именно так по отношению к Хлодвигу?
Случай с драгоценной чашей, почемц воин повёл себя именно так по отношению к Хлодвигу?
Потому воин хотел чтобы чаша била не только Хлодвигу а и всем.
Составить рассказ от имени египетского воина?
Составить рассказ от имени египетского воина.
Составьте рассказ о битве при фермопилах от имени персидского воина?
Составьте рассказ о битве при фермопилах от имени персидского воина.
Одержав победу при Суассоне, франки среди другой добычи захватили удивительной красоты и величины чашу?
Одержав победу при Суассоне, франки среди другой добычи захватили удивительной красоты и величины чашу.
Вождь франков Хлодвиг попросил отдать эту чашу ему сверх положенной ему доли.
Воины ответили : «Делай все, что тебе захочешь, ибо никто не способен перечить твоей власти».
Все воины были поражены таким поступком, а король затаил обиду.
Через год он приказал всему войску собраться на военный смотр.
А когда воин наклонился, чтобы поднять топор, король выхватил меч и разрубил дерзкому воину голову, сказав при этом : «Также ты поступил с чашей в Суассоне».
Когда воин умер, Хлодвиг велел всем идти домой, внушив тем самым еще больший страх к себе.
Поурочный план по всеобщей истории для 6 класса на тему «КОРОЛЕВСТВО ФРАНКОВ»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
У р о к 3. КОРОЛЕВСТВО ФРАНКОВ
Цель: дать представление о формировании, функциях и
распаде раннефеодального государства.
♦ Основные понятия и термины: династия, корона,
король, королевский двор, ополчение, граф, сборник законов,
штраф, земледельцы, феодалы, император, империя.
Оборудование: карта «Образование империи Карла Великого»;
I. Проверка домашнего задания.
Повторение темы прошлого урока очень важно для понимания
дальнейшего процесса феодализма.
Проверку знаний рекомендуется провести в виде фронтальной
беседы по вопросам:
=> Почему родовая община сменилась соседской?
=3- Как у германцев появилось неравенство и в чем оно про-
являлось?
П. Изучение нового материала.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Франки завоевывают Галлию.
2. Рост земельных владений знати.
3. Образование государства франков.
4. Формирование королевской власти.
5. Взаимоотношения христианской церкви и королевской
власти.
1. Франки завоевывают Галлию.
Вниз по течению Рейна шли германские племена франков.
В конце V века среди франкских вождей выдвигается некий Хло-
двиг из рода Меровея. Следовательно, всех его потомков называли
Меровингами. Франки стремились завоевать Галлию, так как их
привлекали ее плодородные равнины.
[Т] Работа с картой.
— Франки в 486 году в упорном бою у города Суассона раз-
громили войска римлян и подчинили себе Северную Галлию.
— Франки отвоевали у вестготов юг страны.
— Франки покорили другие германские племена к востоку от
Рейна.
Учитель подводит учащихся к выводу: в результате за-
воевания Галлии сложилась первоначальная территория Франкско-
го королевства.
2. Рост земельных владений знати.
После завоеваний и переселений неравенство у германцев
усилилось. Следовательно, на завоеванных территориях франки не
отменили рабство. Галло-римская знать сохранила часть своих вла-
дений и признала власть Хлодвига. Многие из них перешли на
службу к Хлодвигу и сумели сохранить свои земли, своих рабов и
колонов.
Франки, в свою очередь, столкнулись в Галлии с частной
собственностью на землю, с правом собственника распоряжаться
имуществом по своему усмотрению.
Хлодвиг захватил очень большие территории, на которых
проживало 6-8 миллионов человек.
Хлодвиг присвоил себе земли, которые раньше были собст-
венностью римского императора. Впоследствии из этих владений
потомки Хлодвига щедро жаловали земли с рабами и колонами
своим дружинникам в награду за службу. К концу VI века знатные
франки становятся крупными землевладельцами.
Сто тысяч франков расселились небольшими деревнями, рас-
чистили и распахали пустынные земли.
Объяснение учитель завершает выводом: к концу VI
века из франкской знати и верхушки галло-римского населения на-
чинает формироваться класс крупных землевладельцев, то есть
единый правящий класс.
3. Образование государства франков.
Объяснение вопроса о возникновении государства у франков начи-
нается с беседы по вопросам:
=> Почему в древности возникали государства?
=> Вспомните главные задачи этих государств.
Около 500 года возникло государство франков. С помощью
государства знатные франки управляли завоеванной страной, дер-
жали в подчинении рабов, колонов, рядовых свободных франков,
покоренное галло-римское население.
Старые органы племенного управления не могли справиться
с новыми задачами, так как народное собрание как орган племен-
ного управления начинает отмирать. Оно уже и не могло собирать-
ся после расселения франков по всей завоеванной Галлии. Знатные
франки теперь должны были создать органы принуждения, кото-
рые обеспечивали бы охрану порядка, деятельность суда и сбор
налогов.
4. Формирование королевской власти.
Выяснив причины возникновения государства у франков, учитель
подходит к изучению перемен в жизни франков.
[Г] Работа с документом (учебник, с. 20) «Франкский
историк VI в. о случае с драгоценной чашей».
В данном документе отражены изменения в характере власти
военного вождя.
Учитель ставит вопросы:
=> Какой старинный обычай нарушил Хлодвиг, потребовав
себе чашу?
=> Почему дружина поддержала Хлодвига?
=> Что объясняет и доказывает случай с драгоценной чашей?
[Т ]Работа с учебником.
Учащиеся знакомятся с текстом учебника (§ 2; п. 2).
Учитель ставит вопрос:
=> Какие черты характера Хлодвига обнаружились в его дей-
ствиях?
Учитель характеризует отличие государственного управ-
ления в начале VI века от племенного управления.
Власть короля Власть племенного вождя
1) основана на авторитете;
3) распространяется на жите-
лей одного племени.
1) основана на принуждении;
3) распространяется на жите-
лей всей страны.
Сопротивление приказам короля каралось штрафами и телесными наказаниями; действия против короля считались изменой и
карались смертью.
Работа с учебником.
Учащимся предлагается ответить на вопрос: «В чем со-
стояла главная задача государства?».
Учащиеся выясняют, что законы защищали повышенным
штрафом жизнь и собственность знатных франков и тех римских
землевладельцев, которые были приближены к королю. Это означало одно: люди не были равны перед законом. Введение писаных
законов способствовало укреплению единого порядка на территории всей Галлии.
5. Взаимоотношения христианской церкви и королевской власти.
Вопрос о союзе королевской власти с церковью рекомендуется
изучать с опорой на знания учащихся из курса истории древнего мира о
возникновении христианства.
Последствия этого факта:
— введена латинская письменность;
— церковь открывала школы, строила храмы;
— Хлодвиг покровительствовал христианской церкви, христианская церковь укрепляла власть Хлодвига;
— епископы становились советниками короля и помогали ему
составлять королевские указы.
III. Закрепление изученного материала.
ГДЗ история средних веков 6 класс Бойцов, Шукуров Русское Слово Задание: §6 Рождение королевства франков
Стр. 51. Вспомните
Как на месте римской Галлии появилось королевство германцев-франков?
В 486 г. германские племена франков, возглавляемые вождем Хлодвигом, вторглись на территорию Галлии и очень быстро покорили народы, её заселявшие. В том же году Хлодвиг и его окружение приняли христианство, и в получили от церкви поддержку и благословение. Так возникло очередное варварское государство – королевство франков.
Стр. 51. Вопросы к иллюстрации
Можно ли сделать какие-либо предположения о хозяине этого топорика?
Стр. 52. Документ №1
1. Какие обычаи франков отражены в рассказе?
В данном рассказе, прежде всего, показан принцип разделения добычи франками. Он был очень демократичным, поскольку победители получали свою долю по жребию, а не по должности или происхождению. Тем самым, король находился в одинаковых условиях с простыми воинами. Это лишний раз подчеркивает слабость королевской власти во времена Хлодвига.
2. Как вы оцените действия Хлодвига в двух ситуациях: а) при разделе добычи, захваченной в Суассоне; б) спустя год?
а) действия, а точнее бездействие, Хлодвига вызывает некоторое осуждение. Но тем не менее следует признать, что на тот момент иного выхода у него не было. Просьба короля о суассонской чаше была нарушением существующих порядков и традиций. И он это прекрасно понимал.
б) в данной ситуации Хлодвиг перед лицом своих воинов продемонстрировал свою силу и авторитет, наглядно показав каждому то, что будет с тем, кто выступает против воли короля. Такой поступок демонстрирует то, что власть Хлодвига в определенной степени укрепилась.
3. Что можно сказать о характере Хлодвига на основе информации параграфа и приведённого источника?
Стр. 53. Документ №2
1. Являлись ли требования закона и наказания за схожие проступки одинаковыми для всех групп населения?
Согласно тексту «Саллической правды» требования закона и наказания за аналогичные поступки не были одинаковыми для всех групп населения. К примеру, убийство человека, состоявшего на королевской службе, и того, кто не состоял на ней, наказывалось по-разному.
2. Какая группа населения поставлена в приведённых статьях в особое положение? Чему это должно было способствовать?
Данный документ подчеркивал привилегированное положение тех людей, которые состояли на королевской службе. Это видно и по размеру штрафа, который оплачивался в случае убийства такого человека, а также по тому, что он не мог быть вызван в суд, если был занят на службе. Такой подход должен был способствовать привлечению новых воинов на королевскую службу и продемонстрировать всем остальным соплеменникам, что франкский король всегда защищает тех, кто его поддерживает.
Стр. 53. Вопросы к иллюстрации
Какие предметы сопровождают умершего после смерти и почему именно они?
Стр. 56. Вопросы в конце параграфа
1. Объясните, как вождь франков Хлодвиг сумел стать королём. Какими мерами он стремился укрепить свою власть?
Хлодвиг стал королем благодаря завоеванию территории Галлии в 486 г., которая ранее была провинцией Западной Римской империи. На захваченных землях он основал новое варварское государство – Королевство франков. Поскольку местное население по численности превосходило самих завоевателей, Хлодвиг сделал все необходимое для того, чтобы контролировать жителей своего королевства и не допустить возможных неповиновений и восстаний. Прежде всего он понял, что в Галлии ранее власть принадлежала не столько римским наместникам, сколько христианским епископам. Поэтому он в первую очередь установил хорошие отношения с церковью, а впоследствии сам крестился и заставил креститься всех франков. Именно так Хлодвиг получил поддержку местного духовенства и населения, что укрепило его власть на завоеванных землях.
2. Какое значение имело то, что Хлодвиг принял христианство?
Хлодвиг принял христианскую веру исключительно для того, что бы заручиться поддержкой галльских епископов, которые, имели огромное влияние на местное население. В свою очередь духовенство поддержало нового монарха и его политику. Таким образом, союз между королем и христианской церковью способствовал укреплению власти франков на завоеванных территориях.
3. Обсудите, почему в королевстве франков произошла смена династии. Какую роль в этом играли личные качества первых представителей династии Каролингов?
Смена во Франкском королевстве династии Меровингов на династию Каролингов, прежде всего, произошло из-за взаимоотношений между королями и майордомами (управляющими королевским дворцом). Короли с династии Меровингов перестали заниматься государственными делами, а только и делали, что пировали и развлекались (поэтому их называли «ленивыми королями»). В свою очередь, майордомы из династии Каролингов фактически управляли королевством, командовали войсками и принимали все важнейшие решения.
Первые представители династии Каролингов отличались инициативностью, хитростью и мудростью. Поэтому в критический момент они принимали наиболее правильные и рациональные решения. Например, Карл Мартелл перед лицом внешней угрозы, сумел создать войско из тяжеловооруженных всадников, и в 732 г. в ходе битвы при Пуатье разгромил арабское вторжение. Тем самым, этот майордом сыграл огромную роль в истории, поскольку спас Европу от дальнейшей исламизации.
4. Объясните, с какой целью и на каких условиях майордом Карл Мартелл стал раздавать бенефиции — земельные пожалования. Каковы были следствия этой политики?
Карл Мартелл начал раздавать земельные наделы в форме бенефиций в связи с необходимостью противостоять арабскому вторжению со стороны Пиренейского полуострова. Мусульманские завоеватели все чаще начали нападать на южные границы Франкского королевства. Поскольку арабы намного превосходили тогдашнее войско в сфере военной организации, майордом принял решение о создании принципиально нового типа армии, которая была основана на тяжеловооруженной коннице (позже её начали называть рыцарской). В те времена полное боевое снаряжение, вместе с конем, стояли очень дорого. Поэтому Карл Мартелл придумал нашел оптимальный выход: он начал раздавать воинам, состоящих на королевской службе бенефиции – земельные владения с крестьянами, которые обрабатывали эту землю. Взамен с полученных доходов воины приобретали необходимое им снаряжение и лошадей, и по первому зову короля, вместе со слугами и оруженосцами, выступали в поход.
Политика раздачи бенефиций принесла положительные результаты. Карлу Мартеллу удалось сформировать тяжеловооруженную конницу, которая смогла успешно противостоять арабскому войску в битве при Пуатье в 732 г. В дальнейшем эта система раздачи земельных пожалований получила свое продолжение и стала основой для формирования феодальной системы.
5. Какие интересы короля франков и римских пап способствовали заключению союза между ними? К чему привёл этот союз?
Союз между королевством франков и римскими папами, который сформировался в середине VIII в. стал возможен потому, что обе стороны нуждались друг в друге. В первую очередь, майордомам с династии Каролингов нужна была поддержка со стороны церкви для того, чтобы стать полноправными королями. Для папы дружба с франками была важна потому, что в Италию вторглись племена лангобардов, а византийский император не смог оказать ему военную помощь. Также церкви была необходима поддержка франков для дальнейшего распространения христианской веры среди других германских племен (прежде всего на правом берегу Рейна).
Союз папы римского и королевства франков принес большую пользу для обоих сторон и сыграл решающую роль в дальнейшей истории Западной Европы. Майордом Пипин в 751 г. сверг с престола последнего монарха с династии Меровингов и получил корону с благословления церкви (папа впервые лично благословил правителя с помощью обряда помазания миром). Новоиспеченный король не остался в долгу, и разгромив лангобардов, в 756 г. подарил часть отвоеванных земель в Средней Италии папе римскому. Фактически это означало создание независимого Папского государства, которое просуществовало до XIX в. Также Пипин способствовал миссионерской работе папского посланника Бонифация. В результате, многие германские племена, которые ранее исповедовали язычество, приняли христианство, а франкский король присоединил ряд земель на восток от Рейна.
Что объясняет и доказывает случай с драгоценной чашей
Цель: дать представление о формировании, функциях и
распаде раннефеодального государства.
♦ Основные понятия и термины: династия, корона,
король, королевский двор, ополчение, граф, сборник законов,
штраф, земледельцы, феодалы, император, империя.
Оборудование: карта «Образование империи Карла Великого»;
I. Проверка домашнего задания.
Повторение темы прошлого урока очень важно для понимания
дальнейшего процесса феодализма.
Проверку знаний рекомендуется провести в виде фронтальной
беседы по вопросам:
=> Почему родовая община сменилась соседской?
=3- Как у германцев появилось неравенство и в чем оно про-
являлось?
П. Изучение нового материала.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Франки завоевывают Галлию.
2. Рост земельных владений знати.
3. Образование государства франков.
4. Формирование королевской власти.
5. Взаимоотношения христианской церкви и королевской
власти.
1. Франки завоевывают Галлию.
Вниз по течению Рейна шли германские племена франков.
В конце V века среди франкских вождей выдвигается некий Хло-
двиг из рода Меровея. Следовательно, всех его потомков называли
Меровингами. Франки стремились завоевать Галлию, так как их
привлекали ее плодородные равнины.
[Т] Работа с картой.
— Франки в 486 году в упорном бою у города Суассона раз-
громили войска римлян и подчинили себе Северную Галлию.
— Франки отвоевали у вестготов юг страны.
— Франки покорили другие германские племена к востоку от
Рейна.
Учитель подводит учащихся к выводу: в результате за-
воевания Галлии сложилась первоначальная территория Франкско-
го королевства.
2. Рост земельных владений знати.
После завоеваний и переселений неравенство у германцев
усилилось. Следовательно, на завоеванных территориях франки не
отменили рабство. Галло-римская знать сохранила часть своих вла-
дений и признала власть Хлодвига. Многие из них перешли на
службу к Хлодвигу и сумели сохранить свои земли, своих рабов и
колонов.
Франки, в свою очередь, столкнулись в Галлии с частной
собственностью на землю, с правом собственника распоряжаться
имуществом по своему усмотрению.
Хлодвиг захватил очень большие территории, на которых
проживало 6-8 миллионов человек.
Хлодвиг присвоил себе земли, которые раньше были собст-
венностью римского императора. Впоследствии из этих владений
потомки Хлодвига щедро жаловали земли с рабами и колонами
своим дружинникам в награду за службу. К концу VI века знатные
франки становятся крупными землевладельцами.
Сто тысяч франков расселились небольшими деревнями, рас-
чистили и распахали пустынные земли.
Объяснение учитель завершает выводом: к концу VI
века из франкской знати и верхушки галло-римского населения на-
чинает формироваться класс крупных землевладельцев, то есть
единый правящий класс.
3. Образование государства франков.
Объяснение вопроса о возникновении государства у франков начи-
нается с беседы по вопросам:
=> Почему в древности возникали государства?
=> Вспомните главные задачи этих государств.
Около 500 года возникло государство франков. С помощью
государства знатные франки управляли завоеванной страной, дер-
жали в подчинении рабов, колонов, рядовых свободных франков,
покоренное галло-римское население.
Старые органы племенного управления не могли справиться
с новыми задачами, так как народное собрание как орган племен-
ного управления начинает отмирать. Оно уже и не могло собирать-
ся после расселения франков по всей завоеванной Галлии. Знатные
франки теперь должны были создать органы принуждения, кото-
рые обеспечивали бы охрану порядка, деятельность суда и сбор
налогов.
4. Формирование королевской власти.
Выяснив причины возникновения государства у франков, учитель
подходит к изучению перемен в жизни франков.
[Г] Работа с документом (учебник, с. 20) «Франкский
историк VI в. о случае с драгоценной чашей».
В данном документе отражены изменения в характере власти
военного вождя.
Учитель ставит вопросы:
=> Какой старинный обычай нарушил Хлодвиг, потребовав
себе чашу?
=> Почему дружина поддержала Хлодвига?
=> Что объясняет и доказывает случай с драгоценной чашей?
[Т ]Работа с учебником.
Учащиеся знакомятся с текстом учебника (§ 2; п. 2).
Учитель ставит вопрос:
=> Какие черты характера Хлодвига обнаружились в его дей-
ствиях?
Учитель характеризует отличие государственного управ-
ления в начале VI века от племенного управления.
Власть короля Власть племенного вождя
1) основана на авторитете;
3) распространяется на жите-
лей одного племени.
1) основана на принуждении;
3) распространяется на жите-
лей всей страны.
Сопротивление приказам короля каралось штрафами и телесными наказаниями; действия против короля считались изменой и
карались смертью.
Работа с учебником.
Учащимся предлагается ответить на вопрос: «В чем со-
стояла главная задача государства?».
Учащиеся выясняют, что законы защищали повышенным
штрафом жизнь и собственность знатных франков и тех римских
землевладельцев, которые были приближены к королю. Это означало одно: люди не были равны перед законом. Введение писаных
законов способствовало укреплению единого порядка на территории всей Галлии.
5. Взаимоотношения христианской церкви и королевской власти.
Вопрос о союзе королевской власти с церковью рекомендуется
изучать с опорой на знания учащихся из курса истории древнего мира о
возникновении христианства.
Последствия этого факта:
— введена латинская письменность;
— церковь открывала школы, строила храмы;
— Хлодвиг покровительствовал христианской церкви, христианская церковь укрепляла власть Хлодвига;
— епископы становились советниками короля и помогали ему
составлять королевские указы.
III. Закрепление изученного материала.