Что обязательно включает диалог вопрос ответ
2.2.1. ВЫБОР СТРУКТУРЫ ДИАЛОГА
— это первый из этапов, который должен быть выполнен при разработке интерфейса.
Рассмотренные ниже четыре варианта структуры диалога являются разновидностями структуры типа «вопрос — ответ», тем не менее каждая из них имеет свои особенности и наиболее удобна для определенного класса задач.
Структура диалога типа «вопрос-ответ» (Q&A) основана на аналогии с обычным интервью.
Это наиболее известная структура диалога; все диалоги, управляемые компьютером, в той или иной степени состоят из вопросов, на которые пользователь отвечает.
Однако в структуре Q&A этот процесс выражен явно.
В каждой точке диалога система выводит в качестве подсказки один вопрос, на который пользователь дает один ответ. В зависимости от полученного ответа система может решить, какой следующий вопрос задавать.
Структура Q&A предоставляет естественный механизм ввода как управляющих сообщений (команд), так и данных.
Никаких ограничений на диапазон или тип входных данных, которые могут обрабатываться, не накладывается.
Существуют системы, ответы в которых даются на естественном языке, но чаще используются предложения из одного слова с ограниченной грамматикой.
Диалог в виде вопросов и ответов в достаточной степени обеспечивает поддержку пользователя, так как даже краткий наводящий вопрос при разумном построении может быть самопоясняющим.
Структура Q&A не гарантирует минимального объема ввода, однако при подходящем подборе сокращений можно уменьшить любую избыточность.
Недостаток структуры Q&A
Даже если ввод происходит достаточно быстро, для человека, который уже знает, какие вопросы задает система и какие ответы нужно на них давать, отвечать на всю серию вопросов довольно утомительно.
С появлением графического интерфейса структура Q&A несколько устарела, тем не менее у нее имеются определенные достоинства.
Эта структура может удовлетворить требования различных пользователей и типов данных.
В частности, такая структура особенно уместна при реализации диалога с множеством «ответвлений», т. е. в тех случаях, когда на каждый вопрос предусматривается большое число ответов, каждый из которых влияет на то, какой вопрос будет задан следующим.
По этой причине структура Q&A часто используется в экспертных системах.
ДИАЛОГ НА ОСНОВЕ МЕНЮ
Меню является наиболее популярным вариантом организации запросов на ввод данных во время диалога, управляемого компьютером.
Существует несколько основных форматов представления меню на экране:
· список объектов, выбираемых прямым указанием, либо указанием номера (или мнемонического кода);
· меню в виде блока данных;
· меню в виде строки данных;
· меню в виде пиктограмм.
Меню в виде строки данных может появляться вверху или внизу экрана и часто остается в этой позиции на протяжении всего диалога.
Посредством меню удобно отображать возможные варианты данных для ввода, доступных в любое время работы с системой.
Если в системе имеется достаточно большое разнообразие вариантов действий, организуется иерархическая структура из соответствующих меню.
Дополнительные меню в виде блоков данных «всплывают» на экране в позиции, определяемой текущим положением указателя, либо «выпадают» непосредственно из строки меню верхнего уровня. Эти меню исчезают после выбора варианта.
Рис. Пример меню
Меню в виде пиктограмм представляет собой множество объектов выбора, разбросанных по всему экрану; часто объекты выбора содержат графическое представление вариантов работы.
Меню может использовать даже неопытный пользователь. Проект меню должен быть тщательно продуман, чтобы меню было эффективным, названия пунктов меню должны быть очевидными
Меню можно с равным успехом применять для ввода как управляющих сообщений, так и данных. Структура меню зависит от его размера и организации, от способа выбора пунктов меню и реальной потребности пользователя в поддержке со стороны меню.
В процессе проектирования системы меню приложения, необходимо принять наилучший способ отображения меню.
Основные принципы создания меню
Исследования показывают, что имеются четыре варианта для организации меню:
· В соответствии с нормальными соглашениями
· В соответствии с частотой использования
Обычно команды меню упорядочены некоторым иерархическим способом. Основная проблема состоит в том, чтобы правильно распределить различные пункты меню по различным уровням и правильно их сгруппировать.
Принципы проектирования меню:
· Структура меню должна соответствовать структуре решаемой системой задачи, организация меню должна отразить наиболее эффективную последовательность шагов, чтобы достичь решения поставленной задачи;
· Пункты Меню должны быть краткими, грамматически правильными и соответствовать своему заголовку в меню.
Порядок пунктов меню выбирается согласно соглашению, частоте использования, порядку использования, в зависимости от потребностей задачи или пользователя.
· Выбор пунктов меню должен быть обеспечен несколькими способами – с помощью клавиатуры, с помощью мыши, а также через другие объекты пользовательского интерфейса.
Необходимо использовать легко запоминаемые сочетания клавиш для более быстрого доступа к пунктам меню, поскольку это очень экономит время.
Структура типа меню является наиболее естественным механизмом для работы с устройствами указания и выбора: меню представляет собой изображение тех объектов, которые выбираются пользователем.
Если диалог состоит исключительно из меню, можно реализовать последовательный интерфейс, при котором пользователь применяет только устройства для указания; однако такое постоянство редко достижимо на практике.
Меню — это наиболее удобная структура диалога для неподготовленных пользователей; жесткая очередность открытия и иерархическая вложенность меню может вызывать раздражение профессионала, замедлять его работу.
Традиционная структура меню недостаточно гибка и не в полной мере согласуется с методами адаптации диалога, такими, например, как опережающий ввод, с помощью которого можно ускорить темп работы подготовленного Пользователя.
Диалоги типа вопрос ответ меню на базе команд
Диалог типа вопрос-ответ. Его структура основана на аналогии с обычным интервью. Система (или пользователь) берет на себя роль интервьюера и получает информацию от пользователя (аналогично, пользователь от системы) в виде ответа на вопрос. Это наиболее известная структура диалога, поскольку для ее реализации нужны процессы ввода и вывода, работающие в режиме «строка за строкой».
В каждой точке диалога система выводит в качестве подсказки один вопрос, на который пользователь дает один ответ.
Структура диалога «вопрос-ответ» представляет естественный механизм ввода как управляющих сообщений (команд), так и данных
Диалог вопрос-ответ может удовлетворить требования различных пользователей и типов данных. Он достаточно гибок и в достаточной степени обеспечивает поддержку пользователя. Поэтому он приемлем для неопытных и случайных пользователей.
Структура диалога «В-О» особенно уместна при реализации диалога со множеством «ответвлений»,
Диалог типа «меню». Меню является наиболее популярным вариантом организации запросов на ввод данных во время диалога, управляемого компьютером. При этом типе диалога пользователю предлагается список возможных вариантов данных для ввода, из которого нужно выбрать тот, что требуется. Каждый вариант интерпретируется однозначно. (Выбор из меню
Существует несколько основных форматов представления меню на экране. В виде списка объектов, выбираемых указанием цифрового кода – 1, в виде блока данных – 2; в виде пиктограмм – 3; в виде строки данных –4.
подходящими для новичков и случайных пользователей. Этому есть две причины: 1) обычно наряду со списком действий, которые можно предпринять, имеется достаточное число инструкций; 2) то, что каждое меню похоже на предыдущее, придает уверенность пользователю.
Диалог на базе команд. Обычно диалог на базе команд работает в телетайпном режиме или «строка за строкой». Система ничего не выводит, кроме иногда подсказки «имя устройства».
Каждый раз ЭВМ проверяет правильность этого ввода, чтобы удостовериться, что он удовлетворяет правилам грамматики языка
>Команда 1 ←
>Команда 2 ←
>Команда 3 ←
>Команда 4 ←
Диалог типа команды используется часто в операционных системах для управления ЭВМ, для запросов данных из существующих файлов или баз данных.
Структура на базе команд не отличается хорошей поддержкой пользователя и пригодна для подготовленных и постоянных пользователей.
Перед использованием такой системы пользователь должен пройти курс обучения
Кабинет ораторского мастерства. Часть 3: «Как вести диалог?»
Здравствуй, уважаемое сообщество. В третьей части «Кабинета ораторского мастерства» мы рассмотрим основные принципы ведения диалога и узнаем, какими правилами необходимо руководствоваться, чтобы успешно коммуницировать с людьми. Приступим.
Часть 1. Основы диалога
В дискуссии или в диалоге, вопросы задают, в основном, ради достижения понимания обсуждаемой проблемы. Каждый раз, когда собеседники задают их, они должны быть уверены, что эти вопросы понятны. Для этого целесообразно:
— делать вопросы короткими;
— убедиться, что они корректны и участники способны ответить на них;
— избегать вопросов, требующих публичных откровений;
— не отвечать самому на собственные вопросы.
1. Открытые вопросы
Для начала двусторонней коммуникации целесообразно задавать партнерам открытые вопросы с целью собрать необходимую информацию. Обычно они начинаются со слов «что?», «где?», «когда?», «как?», «почему?». Кроме того, открытые вопросы часто начинаются с вводных оборотов (например, «расскажите о…», «как вы считаете…», «что вы думаете о возможностях. «). Привлекательность открытых вопросов состоит в том, что они:
— позволяют устанавливать контакт, создают вовлеченность и заинтересованность;
— предоставляют слушающему возможность свободного ответа с самостоятельным выбором слов и способа ответа;
— поощряют немедленную обратную связь;
— помогают более детально анализировать мнения и ценности;
— проверяют степень понимания.
2. Закрытые вопросы
Закрытые вопросы требуют однозначного ответа, состоящего чаще всего из одного слова: «согласен», «да», «нет». Вместе с тем специалисты по коммуникации не рекомендуют злоупотреблять закрытыми вопросами, так как они препятствуют активному взаимодействию, а вот в ситуациях проверки информации или малой возможности выбора такой вопрос вполне уместен (например, «эта технология эффективна?» или «часто ли вы поступаете таким образом?»).
Закрытые вопросы применяются:
— когда достаточно бывает прямого ответа «да» или «нет»;
— для получения или уточнения информации;
— подтверждения понимания фактов;
— подтверждения согласия или договоренности;
— принятия решения в случае существования только двух альтернатив.
Ведущему дискуссию или беседу целесообразно воспользоваться коммуникативной техникой по применению вопросов на основе правила Сократа. Его можно легко запомнить, пользуясь аббревиатурой ЗИППО:
3 — знание ответов, которые вы хотите услышать от собеседника;
И — использование открытых вопросов, чтобы добиться желаемых ответов;
П — повторение ответов собеседником теми же словами;
П — подчеркивание и обобщение всех полученных ответов;
О — обеспечение дополнительной информации или необходимых разъяснений перед тем, как задавать дальнейшие вопросы.
С помощью правильно сформулированных и поставленных вопросов можно успешно передать свои мысли, попросить разъяснения сказанного и построить цепочку умозаключений, приводящую к необходимым выводам. Они служат одним из наиболее эффективных путей вовлечения собеседников в общение.
3. Правила эффективного диалога
— Прежде чем отвечать на вопрос, сделайте паузу для размышления. Или скажите: «Благодарю вас за вопрос, он оказался для меня неожиданным» (или: «я его ожидал(а)»). Данный комментарий даст вам возможность подумать над ответом.
— Своими словами повторите вопрос так, как он был вам задан, или в своей собственной интерпретации. Например: «Спасибо за вопрос. Насколько я понял, вас интересуют вопросы сертификации качества. Я сейчас дам вам необходимую информацию».
— Если вопрос оказался сложным по составу (из нескольких простых), то сначала разделите его на составляющие части, а затем спросите, на какой отвечать вначале. Практика свидетельствует, что зачастую сложный по составу вопрос задают те, кто необходимую информацию закладывает именно в последнюю часть сложного вопроса.
— Если перед вами поставлен трудный по содержанию вопрос, то:
1) попросите повторить его, поскольку вы не уверены, что поняли все как нужно;
2) попросите несколько минут на размышление: за это время вы сможете лучше подготовиться или о вопросе могут просто забыть;
3) если вы правильно поняли вопрос, попробуйте в качестве ответа привести аналогичный пример из собственного опыта, похожий на ситуацию, излагаемую в вопросе участника взаимодействия. Это позволит избежать углубления в проблему, по которой вы не располагаете необходимой информацией или фактами.
— Если вам задают вопрос открытого типа, то сначала уточните, какая конкретно информация интересует его автора, что сэкономит вам время на обдумывание ответа, позволит не сказать лишнего и более точно спрогнозировать ожидания собеседника.
— Не следует воспринимать вопросы, возникшие после вашего сообщения, как знак агрессии против вас, поэтому отвечайте в корректной и доброжелательной манере, не защищайтесь и не оправдывайтесь.
— Если вам задают непредвиденный вопрос и вы не знаете, как на него ответить, то попросите разрешения записать вопрос, чтобы ответить на него чуть позже. Если не можете ответить на неожиданный вопрос подробно, вполне можно отделаться коротким, энергичным ответом типа «да», «нет».
— Не затягивайте ответы на вопросы. Отвечайте коротко, не вдаваясь в детали. Не превращайте ответ в выступление.
— Если заданный вопрос уводит от темы разговора или выступления, непременно вернитесь к своему сообщению — всего каких-нибудь две-три фразы, но ответ должен возвратить собеседников к обсуждаемой проблеме — не дайте увлечь себя в сторону.
— Если при ответе вас неправильно поняли, тут же признайте свою ошибку, сообщив собеседнику, что, по-видимому, вы не очень удачно сформулировали свою мысль или не так выразились. Сделайте это еще раз, с учетом особенностей понимания и восприятия информации. Никогда не используйте фразы типа «Не знаю, как вам еще объяснить»; «Нужно было лучше (внимательнее) слушать»; «А теперь повторяю для тех, кто плохо слышит (для слабослышащих)»; «Не знаю, ежу и то понятно».
— Отвечая на вопросы, ведите себя как человек, у которого всегда есть выбор разных вариантов:
1) вежливый отказ от ответа;
3) переформулирование вопроса;
5) вы не обязаны отвечать всегда на все поставленные вопросы.
— После ответов на вопросы поблагодарите участников общения, завершите общение на позитивной ноте. Тем самым вы продемонстрируете свое благородство и некоторое превосходство. Будьте позитивны и кратки, не отклоняйтесь от темы обсуждения.
Часть 2. Правила успешной коммуникации
Люди должны научиться слышать друг друга, принимать позицию другого и уметь договариваться. Иначе человеческая жизнь превратится в бесконечный поток ссор и конфликтов. Решение, которое устраивает обе стороны конфликта, является итогом искусства договариваться. Прийти к компромиссу иногда сложнее, чем решить проблему в одностороннем порядке. Это замкнутый круг, который обостряет следствие кризиса, а не устраняет причину.
1. Искусство договариваться
С ранних лет человеку приходится попадать в конфликтные ситуации. Уже во время детских игр во дворе он осознает, что не все ровесники мыслят, как он, и точка зрения на одни и те же поступки разная. Вскоре приходит понимание, что спорные ситуации лучше решать спокойно. В этой статье мы рассмотрим несколько правил, как договариваться с людьми дипломатичным путем, не обижая других и не унижая себя. Что объединяет политиков, бизнесменов, успешных людей и артистов? Это способность четко и убедительно говорить. Можно заметить, что ни один журналист своими пикантными вопросами не смог кого-то из них поставить в неловкое положение, они всегда аккуратно выходят из ситуации и оказываются «победителями». Козырем их побед являются правильно подобранные слова, метафоры, эмоции, фразы и жестикуляция. Это – мастерское владение психологическими приемами и словом. Умение договариваться – это целое искусство, которое нужно освоить. Поэтому публичные люди – прекрасные дипломаты, они легко находят подход к любому человеку, умеют строить конструктивный диалог, легко решают возникшие разногласия. Обычному человеку есть чему поучиться у них.
2. Поиск консенсусов
Споры и конфликтные ситуации возникают везде: в школе, на работе, в семье, на улице, в институте и в разных общественных местах. И насколько эффективно разрешится спор, настолько повысится авторитет в глазах окружающих. Что значит «эффективное искусство договариваться»? По определению, это успешный результат переговоров двух-трех сторон, в процессе которого найден компромисс. В свою очередь, компромисс – это добровольные и взаимные уступки всех участников конфликта на доброжелательной ноте. Фраза «договориться» подразумевает взаимовыгодное решение. И если оно найдено, значит, люди пришли к взаимовыгодному варианту, то есть договорились.
3. Понимать, слышать, слушать и настаивать
Наверняка многие руководители, сидя за столом переговоров, искренне хотят найти всех устраивающее решение. Но попытки срываются, потому что на первых минутах становится понятно, что договориться просто невозможно. И, к большому сожалению, они не пытаются возобновить диалог снова. Как же освоить искусство договариваться? Правила, которые разработаны специалистами, помогут выйти из любого положения. Выдержка, терпение, владение собой и сосредоточенность на самом важном – это основополагающие факторы на пути к компромиссу. Хорошим примером являются политики или крупные бизнесмены, которые ведут многолетние переговоры с партнерами или конкурентами. Чаще всего переговоры заканчиваются на позитивной ноте.
В этом и заключается искусство успешной коммуникации, правила корректного общения всегда пригодятся в жизни и позволят вам не расшатывать свою нервную систему.
А на этом всё, друзья, надеюсь, данная статья была вам полезна. В следующей, уже четвёртой части «Кабинета ораторского мастерства», мы рассмотрим правила подготовки к публичному выступлению: подготовка материала к выступлению и подготовка самого выступающего.
Можно ли сделать эту серию ещё лучше? Да! Например ко многим пунктам прикладывать видео-примеры из выступлений разных людей. Мне почему-то первым в голову приходит Дорофеев, вот прям некоторые пункты читаю и тут же в памяти всплывают куски его выступлений, когда он тем или иным приёмом пользовался. Это было бы просто супер-наглядно, но конечно трудозатратно.
[абстрагируясь от темы поста]
Почему Comic Sans режет глаз и не годится для любых целей кроме троллинга:
Сохраняем картинку, если имеем сложности с выбором шрифта
Моя история заикания
Диалог типа «вопрос-ответ»
Выбор структуры диалога.
Лекция № 5. Разработка структуры диалога.
Обмен информацией между пользователем и компьютером (точнее, его программным обеспечением) по всем формальным признакам соответствует понятию «диалог». Для того чтобы диалог был конструктивным, должны соблюдаться следующие правила:
Если собеседники обсуждают вопросы, относящиеся к какой-либо специальной области, они должны придерживаться единой терминологии; при объяснении следует сначала пояснить основные термины и понятия.
Очень краткие ответы и слишком большие паузы могут сбить собеседника с толку, а злоупотребление специальными терминами или жаргонизмами вообще может привести к преждевременному завершению беседы.
Перечисленные выше факторы существенно влияют на структуру диалога, т.е. на форму общения.
Т.о. при проектировании диалога, необходимо определить:
Рассмотренные ниже четыре варианта структуры диалога являются разновидностями структуры типа «вопрос-ответ», тем не менее, каждая из них имеет свои особенности и наиболее удобна для определенного класса задач.
Структура диалога типа «вопрос-ответ» (Q&A) основана на аналогии с обычным интервью. Система берет на себя роль интервьюера и получает информацию от пользователя в виде ответов на вопросы. Это наиболее известная структура диалога; все диалоги, управляемые компьютером, в той или иной степени состоят из вопросов, на которые пользователь отвечает, однако в структуре Q&A этот процесс выражен явно.
В каждой точке диалога система выводит в качестве подсказки один вопрос, на который пользователь дает один ответ. В зависимости от полученного ответа система может решить, какой следующий вопрос задавать.
Структура Q&A предоставляет естественный механизм ввода как управляющих сообщений (команд), так и данных. Никаких ограничений на диапазон или тип входных данных, которые могут обрабатываться, не накладывается.
Эта структура может удовлетворить требования различных пользователей и типов данных. Такая структура особенно уместна при реализации диалога с множеством ответвлений (в тех случаях, когда на каждый вопрос предусматривается большое число ответов, каждый из которых влияет на то, какой вопрос будет задан следующим). По этой причине, структура Q&A часто используется в экспертных системах.
Данная структура имеет ряд существенных недостатков. Во-первых, не гарантирует минимального объема ввода, оцениваемого по количеству нажатий клавиш; во-вторых, возможны проблемы с анализом и интерпретацией вводимых данных; в-третьих, процедура ввода ответов набором их с клавиатуры достаточно утомительна для пользователя.