Что попросил диоген у македонского
Притча о Диогене, мудреце из бочки
Проси! Исполню всякое желание,
Я вместо бочки дам тебе Дворец!
Идём со мной! Богатство дам и Звание!
Не прогадай! Ну, отвечай, мудрец. «
Художник:
Giambattista Langetti, Diogenes and Alexander, c. 1650. Fondazione Querini Stampalia, Venice
Все слышали о Диогене. Это древнегреческий философ, который жил в бочке.
***
Случаи из жизни Диогена
Однажды, уже будучи стариком, Диоген увидел, как мальчик пил воду из горсти, и в расстройстве выбросил из сумы свою чашку, промолвив: «Мальчишка превзошёл меня в простоте жизни».
Он выбросил и миску, когда увидел другого мальчика, который, разбив свою плошку, ел чечевичную похлебку из куска выеденного хлеба.
***
Диоген просил подаяние у статуй, «чтобы приучить себя к отказам».
Когда Диоген просил у кого-нибудь взаймы денег, то говорил не «дайте мне денег», а «дайте мои деньги»
***
Рассказывают, что когда Александр Македонский пришёл в Аттику, то, разумеется, захотел познакомиться с прославленным «маргиналом» как и многие прочие.
Плутарх рассказывает, что Александр долго ждал, пока сам Диоген придет к нему выразить свое почтение, но философ преспокойно проводил время у себя.
Тогда Александр сам решил навестить его. Он нашёл Диогена в Крании (в гимнасии неподалёку от Коринфа), когда тот грелся на солнце.
Александр подошёл к нему и сказал: «Я — великий царь Александр». «А я, — ответил Диоген, — собака Диоген». «И за что тебя зовут собакой?»
«Кто бросит кусок — тому виляю, кто не бросит — облаиваю, кто злой человек — кусаю».
«А меня ты боишься?» — спросил Александр. «А что ты такое, — спросил Диоген, — зло или добро?»
«Добро», — сказал тот. «А кто же боится добра?» Наконец, Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь». «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», — сказал Диоген и продолжил греться.
На обратном пути, в ответ на шутки своих приятелей, которые потешались над философом, Александр якобы даже заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном».
По иронии судьбы Александр умер в один день с Диогеном 10 июня 323 года до н.э.
***
Когда афиняне готовились к войне с Филиппом Македонским и в городе царили суета и волнение, Диоген стал катать по улицам свою бочку, в которой жил.
На вопрос, для чего он так делает, Диоген отвечал: «Все заняты делом, я тоже».
Диоген говорил, что грамматики изучают бедствия Одиссея и не ведают своих собственных; музыканты ладят струны на лире и не могут сладить с собственным нравом; математики следят за солнцем и луной, а не видят того, что у них под ногами; риторы учат правильно говорить и не учат правильно поступать; наконец, скряги ругают деньги, а сами любят их больше всего.
Фонарь Диогена, с которым он бродил среди бела дня по людным местам со словами «Ищу Человека», стал хрестоматийным примером ещё в античности.
***
Однажды, помывшись, Диоген выходил из бани, а навстречу ему шли знакомые, которые только собирались мыться. «Диоген, — спросили они мимоходом, — как там, полно народу?».
«Полно», — кивнул Диоген. Тут же ему встретились другие знакомые, которые тоже собирались мыться и тоже поинтересовались: «Привет, Диоген, что, много людей моется?».
«Людей — почти никого», — покачал головой Диоген.
Возвращаясь как-то раз из Олимпии, на вопрос, много ли там было народу, он ответил: «Народу много, а людей совсем мало».
А однажды он вышел на площадь и закричал: «Эй, люди, люди!»; но когда сбежался народ, напустился на него с палкой, приговаривая: «Я звал людей, а не мерзавцев».
Диоген то и дело занимался рукоблудием у всех на виду; когда афиняне по этому поводу замечали, мол, «Диоген, всё понятно, у нас демократия и можно делать что хочешь, но не перегибаешь ли палку?», он отвечал: «Вот бы и голод можно было унять, потирая живот».
Когда Платон дал определение, имевшее большой успех: «Человек есть животное о двух ногах, лишённое перьев», Диоген ощипал петуха и принёс к нему в школу, объявив: «Вот платоновский человек!»
На что Платон к своему определению вынужден был добавить «…и с плоскими ногтями».
***
Однажды Диоген пришёл на лекцию к Анаксимену Лампсакскому, сел в задних рядах, достал из мешка рыбу и поднял над головой. Сначала обернулся один слушатель и стал смотреть на рыбу, потом другой, потом почти все.
Анаксимен возмутился: «Ты сорвал мне лекцию!» «Но что стоит лекция, — сказал Диоген, — если какая-то солёная рыбка опрокинула твои рассуждения?»
На вопрос, какое вино ему пить вкуснее, он ответил: «Чужое».
Однажды кто-то привёл его в роскошное жилище и заметил: «Видишь, как здесь чисто, смотри не плюнь куда-нибудь, с тебя станется».
Диоген осмотрелся и плюнул ему в лицо, заявив: «А куда же плеваться, если нет места хуже».
Когда кто-то читал длинное сочинение и уже показалось неисписанное место в конце свитка, Диоген воскликнул: «Мужайтесь, други: виден берег!»
К надписи одного новобрачного, написавшего на своём доме: «Зевесов сын, Геракл победоносный, здесь обитает, да не внидет зло!» Диоген приписал: «Сперва война, потом союз»
***
Афоризмы Диогена:
Обращайся с вельможами, как с огнём; не стой ни очень близко, ни слишком далеко от них.
Те, кто содержат животных, должны признать, что скорее они служат животным, чем животные им.
Смерть — не зло, ибо в ней нет бесчестья.
Философия даёт готовность ко всякому повороту судьбы.
Если в жизни нет удовольствия, то должен быть хоть какой-нибудь смысл.
Конечная цель — это благоразумный выбор того, что соответствует природе
Однажды Диогена спросили:
— Почему люди охотно подают милостыню калекам и нищим, а мудрецам отказывают?
Философ ответил:
— Эти люди боятся стать калеками и нищими, но хорошо знают, что мудрецами им не стать никогда.
***
Диогена спросили, почему он не любит людей — ни плохих, ни хороших. Философ ответил:
— Плохих — за то, что творят зло, хороших — за то, что позволяют им это делать.
Однажды афинянин смеялся над ним в таких словах: «Почему ты, когда хвалишь лакедемонян и порицаешь афинян, не отправляешься в Спарту?» – «Врачи обыкновенно посещают больных, а не здоровых»
Диоген, чтобы показать, что он не считает афинян достойными называться людьми, средь бела дня зажег фонарь и стал ходить по самым людным улицам города.
— Что ты делаешь?— спрашивали его.
— Ищу человека,— отвечал Диоген
Протягивая руку друзьям, не надо сжимать пальцы в кулак.
Поучать старца – что лечить мертвеца
Увидев прихорашивающуюся старуху, Диоген сказал: «Если для живых – ты опоздала, если для мертвых – поторопись»
Бедность сама пролагает путь к философии. То, в чем философия пытается убедить на словах, бедность вынуждает осуществлять на деле.
Когда философ Диоген нуждался в деньгах, он не говорил, что одолжит их у друзей; он говорил, что попросит друзей возвратить ему долг.
Как-то на одном ужине всем наскучил своей плохой игрой арфист. Но Диоген похвалил его:
— Молодец, что, будучи плохим музыкантом, все же продолжает играть, а не идет воровать.
Однажды Диоген на городской площади начал читать философскую лекцию.
Его никто не слушал. Тогда Диоген заверещал по-птичьи, и вокруг собралась сотня зевак.
— Вот, афиняне, цена вашего ума,— сказал им Диоген.—Когда я говорил вам умные вещи, никто не обращал на меня внимания, а когда защебетал, как неразумная птица, вы слушаете меня разинув рот.
(http://affinity4you.ru/post129713413/)
Беседы Диогена и Александра Македонского
«Когда Диоген Синопский был изгнан из родного города, он прибыл в Элладу и жил то в Коринфе, то в Афинах. Он говорил, что подражает образу жизни персидского царя, который зимой жил в Вавилоне и Сузах, иногда в Бактрах, т. е. самых теплых местах Азии. Лето же проводил в Экбатанах Мидийских, где воздух всегда веет прохладой, и лето похоже на вавилонскую зиму. Так и он меняет свои резиденции в соответствии с временами года».
«Я сидел в театре и склеивал книжные листы, когда подошел Александр, сын Филиппа, и, остановившись рядом со мной, загородил мне солнце. Не в состоянии разглядеть разрывы, я поднял глаза и тотчас узнал пришельца. Заметив мой взгляд, он сам заговорил со мной и подал руку. Тогда и я приветствовал его и так сказал: «Ты действительно непобедим, юноша, ибо обладаешь прямо-таки божественным могуществом. То, что делает, говорят, луна с солнцем, когда встает прямо напротив него, то же самое сделал и ты, придя сюда и встав рядом со мной».
Диоген Синопский. Письмо к Фаномаху
«Не иметь денег не значит быть бедным, и попрошайничать — не порок, а хотеть всем обладать и насильничать, как это свойственно тебе, — вот это порок. Поэтому моей бедности помогают источники и земля, пещеры и шкуры; из-за них никто со мной не воюет ни на суше, ни на море. Знай, что я продолжаю жить так, как появился на свет. А для таких людей, как ты, нет спасения ни на земле, ни на море».
Диоген Синопский. Письмо к Фаномаху
«Когда он грелся на солнце в Крании, Александр, остановившись над ним, сказал: «Проси у меня, чего хочешь». Диоген отвечал: «Не заслоняй мне солнца».
«Однажды Александр подошел к нему и спросил: «Ты не боишься меня?» – «А что ты такое, – спросил Диоген, – зло или добро?» – «Добро», – сказал тот. «Кто же боится добра?»
«Когда Александр спросил его, хочет ли он, чтобы его родной город был восстановлен, он ответил: «Зачем? Придет, пожалуй, новый Александр и снова разрушит его».
«Однажды Александр подошел к нему и сказал: «Я – великий царь Александр». – «А я, – ответил Диоген, – собака Диоген». И на вопрос, за что его зовут собакой, сказал: «Кто бросит кусок – тому виляю, кто не бросит – облаиваю, кто злой человек – кусаю».
«Однажды царь Александр приказал наполнить блюдо костями и послать кинику Диогену. Получив посылку, он сказал: «Еда-то для псов, да дар не царев».
«Царь Александр, увидев спящего в бочке Диогена, сказал: «О бочка, исполненная мудрости!» Философ встал и произнес: «Великий государь, мне б каплей счастья лучше быть, чем бочкой разума». Ему возразил один из благожелателей в свите царя:
«За каплю разума готов все счастье мира я отдать.
Нет разума — увы, несчастен человек».
«Человеку, который превозносил Каллисфена и восхищался роскошной жизнью, которую тот вел в свите Александра, Диоген сказал: «Несчастен тот, кто завтракает и обедает, когда захочется Александру».
«Однажды Александр послал письмо Антипатру в Афины через некоего Афлия (что означает «несчастный»). Диоген присутствовал при этом и сказал: «Несчастный от несчастного через несчастного несчастному».
«Если бы я не был Александром, я хотел бы быть Диогеном».
Что попросил диоген у македонского
Что попросил Диоген Александра Македонского,когда беседовал с ним? диоген македонский александра
Не заслонять ему Солнце. если н
Молитва Антуана де Сент-Экзюпери. Господи, я прошу не о чудесах и не о миражах, а о силе каждого дня.\ Научи меня искусству маленьких шагов. Сделай меня наблюдательным и находчивым, чтобы в пестроте будней вовремя останавливаться на открытиях и опыте, которые меня взволновали. Научи меня правильно распоряжаться временем моей жизни. Подари мне тонкое чутье, чтобы отличать первостепенное от второстепенного. Я прошу о силе воздержания и меры, чтобы я по жизни не порхал и не скользил, а разумно планировал течение дня, мог бы видеть вершины и дали, и хоть иногда находил бы время для наслаждения искусством. Помоги мне понять: иллюзии ничем не могут помочь. Ни воспоминания о прошлом, ни грёзы о будущем. Помоги мне быть здесь и сейчас и воспринять эту минуту как самую важную. Убереги меня от наивной веры, что все в жизни должно быть гладко. Подари мне ясное сознание того, что сложности, поражения, падения и неудачи являются лишь естественной составной частью жизни, благодаря которой мы растем и зреем. Напоминай мне, что сердце часто спорит с рассудком. Пошли мне в нужный момент кого-то, у кого хватит мужества сказать мне правду, но сказать ее любя! Я знаю, что многие проблемы решаются, если ничего не предпринимать, так научи меня терпению. Ты знаешь, как сильно мы нуждаемся в дружбе. Дай мне быть достойным этого самого прекрасного и нежного Дара Судьбы. Дай мне богатую фантазию, чтобы в нужный момент, в нужное время, в нужном месте, молча или говоря, подарить кому-то необходимое тепло. Сделай меня человеком, умеющим достучаться до тех, кто совсем «внизу». Убереги меня от страха пропустить что-то в жизни. Дай мне не то, чего я себе желаю, а то, что мне действительно необходимо. Научи меня искусству маленьких шагов.
е знакомы, стоит постичь.
Кто ходит к той реке напиться,
Кто просто хочет освежиться,
Ну а кому по нраву поживиться.
Один сетями ловит золотую рыбку,
Другому нужно много и сытней.
Ершей побольше, можно окуней.
А тот достанет решето
И ловит молодое племя.
Возможно, ищет ветренное семя?
А третий просто лёг на дно,
Соседствуя с шайтаном заодно.
И и в омут тянет, ох! потянет.
А мы пришли к воде молиться,
Ведь можно чистотой умыться?
Диоген и Александр
Плутарх и Диоген Лаэртий сообщают, что Александр и Диоген умерли в один день, в 323 г. до н. Э. [2] Хотя это совпадение является подозрительным (поскольку дату смерти ни одного человека нельзя окончательно подтвердить), анекдот и отношения между двумя людьми были предметом многих литературных и художественных произведений на протяжении веков из писаний Диоген Лаэртиус к драматической реконструкции встречи Давида Пински 1930 года, Aleḳsander un Dyogenes ; в том числе произведения средневековья, несколько работ Генри Филдинга и, возможно, даже шекспировский « Король Лир»по пути. Литература и произведения искусства, на которые повлияла эта история, обширны. [3]
Содержание
Оригинальный анекдот [ править ]
Согласно легенде, Александр Македонский приехал в гости к греческому философу Диогену Синопскому. Александр хотел исполнить желание Диогена и спросил его, чего он желает. [5] Согласно версии, изложенной Диогеном Лаэрцием, Диоген ответил: «Встань из моего света». [6] Плутарх дает более длинную версию истории:
Когда он также на перешейке встретил Диогена Синопского, лежащего на солнце, стоящего рядом с ним со своими охраняющими щитами и пешими товарищами, он спросил, не хочет ли он чего-нибудь. Но Диоген сказал, что ему больше ничего не нужно, кроме того, чтобы он и его спутники стояли подальше от солнца. Говорят, что Александр выразил восхищение поведением Диогена. Таким образом, очевидно, что Александр не был полностью лишен лучших чувств; но он был рабом своих ненасытных амбиций.
Толкование Дио Златоуста [ править ]
Дион Златоуст в своей четвертой речи о царствовании [17] приписывает анекдоту простую мораль: люди, которые от природы откровенны и откровенны, уважают других, подобных себе, тогда как трусы считают таких людей врагами. Хороший король будет уважать и терпеть откровенность морально искреннего критика (хотя он должен позаботиться о том, чтобы определить, какие критики действительно искренни, а какие просто симулируют искренность), и замечание Диогена Александру является испытанием для Диогена. Его храбрость в том, что он рискнул обидеть Александра, не зная заранее, будет ли он терпимым к такому поведению, отмечает его как честного. [18]
Интерпретация Питера Слотердейка [ править ]
Интерпретация Сэмюэля Джонсона [ править ]
Современные интерпретации [ править ]
В 2005 году Инеке Слутер проанализировала проксемику встречи, заметив, что общей чертой анекдотов было то, что Александр подошел к Диогену, изменив обычную позицию королевской семьи и простолюдинов, в которой последний был бы физически покорным. Таким образом, Диоген невербально передал свое циничное безразличие к условностям и статусу. [21]
Средневековая реструктуризация и переосмысление [ править ]
Эти комментарии были широко воспроизведены. Философская мысль средневековья, в частности, была согласна с Сенекой: Александр, хвастающийся, что никто не может превзойти его, когда дело доходит до щедрости, был превзойден Диогеном, который показал себя лучше, отказавшись принимать от Александра все, кроме этих вещей. что Александр не мог дать. Диоген просит Александра вернуть ему солнечный свет, который Александр не может дать ему вообще. [4] [22]
Диалог Генри Филдинга [ править ]
В Wikisource есть оригинальный текст, связанный с этой статьей: |
Намек Франсуа Рабле [ править ]
В главе XXX из Франсуа Рабле » Пантагрюэль(около 1532 г.), наставнику Пантагрюэля Эпистемону отрубили голову после битвы. После того, как ему снова прикрепили голову и вернули к жизни, он рассказывает о своем опыте с проклятыми в аду: «Их состояние и условия жизни изменились, но только очень странным образом; потому что я видел, как Александр Великий исправлял и исправлял на ремнях на старых бриджах и чулках, из-за чего он вел очень бедную жизнь «. » После этого у тех, кто был здесь великими лордами и дамами, появилась лишь бедная цинга, убогая, живущая там внизу. Напротив, философы и другие, которые в этом мире были совершенно неимущими и нуждающимися, в свою очередь были там великими лордами. Я видел, как Диоген выставлял это очень пышно и с большим великолепием в роскошном пурпурном платье на нем, и золотой скипетр в правой руке.Более того, он время от времени приводил Александра Великого в бешенство, настолько сильно он оскорблял его, если тот плохо латал свои штаны; потому что он имел обыкновение оплачивать свою кожу здоровыми бастинадо «.
Изобразительное искусство [ править ]
Фламандская живопись 16 века [ править ]
Пюже в La стычка [ править ]
Виктор Дюрей высказал то же самое, написав:
Сын барельеф [. ] est malgré la science qu’il y montra, une preuve de l’impuissance de la statuaire à rivaliser avec la peinture. Combien sont lourds ces nuages et ces drapeaux de marbre qui flotteraient si bien dans l’air libre d’un tableau! Et où est le main acteur de cette scène, le rayon de soleil qu’Alexandre intercepte? [32]
Другие, такие как Гонс, хвалили Пьюджета:
Я без колебаний провозглашаю барельеф Александра де Диогена одним из самых ярких творений современной скульптуры. Здесь чудом объединено все самое редкое и сложное в искусстве скульптуры: концентрированный пластический эффект, игра света и тени, выбор планов, легкость лепки; нервное, тонкое, живое и радужное исполнение. Что еще можно сказать? Нет ни одной второстепенной детали, которая не рассматривалась бы с изумительной уверенностью. [31]
Александр Ландсир и Диоген [ править ]
Александр Македонский и Диоген
АВТОРСКИЙ ГОЛОС. В городе Синопе жил бродячий философ Диоген. Каждый день он выходил на рыночную площадь с факелом в руках и обращался к своим горожанам.
ДИОГЕН.(не поднимая головы) Допустим я. И что из того?
АЛЕКСАНДР. Славно. Я уважаю философов. Я могу исполнить любое твоё желание. (встаёт напротив солнца, умышленно, чтобы тень от него падала на Диогена)
ДИОГЕН. (не поднимая головы) Хорошо, исполни его немедленно – отойди и не загораживай мне солнце.
ДИОГЕН. А я – Диоген Синопский. (поднимает голову)
АЛЕКСАНДР. Ты не понял главного! Я – тот самый Александр Великий, правитель Эллады!
ДИОГЕН. А я – тот самый Диоген, служитель Софии, божественной мудрости. Кстати, у меня есть к тебе один вопрос, правитель Эллады.Ты способен ответить на простой вопрос?
ДИОГЕН. Скажи, на каком основании ты называешь себя «великим»?
АЛЕКСАНДР. Потом я завоюю Персию! Сам Дарий будет моим слугой!
ДИОГЕН. Допустим. И что потом?
АЛЕКСАНДР. Потом – я завоюю Вавилон. Потом Индию…
ДИОГЕН. И…И…И это всё?
АЛЕКСАНДР. Нет!! Далеко не всё! После этого я дойду до края Ойкумены и завоюю всю Ойкумену. А затем я вернусь в Вавилон и построю огромный дворец. И я буду наслаждаться в этом дворце – до конца дней своих!
ДИОГЕН. Право, это очень смешно. Посуди сам: я не покорял не Вавилона ни Персии, и я не строил дворца. Но я уже наслаждаюсь. То, что ты собираешься делать в самом конце своей жизни я делаю уже сейчас. Значит я более великий, чем ты? Ты согласен!
АЛЕКСАНДР. А ты не так уж глуп, Диоген!
ДИОГЕН. А ты не так уж и безнадёжен, Александр.
АЛЕКСАНДР. Скажу тебе прямо: если бы я не родился Александром Великим, я хотел бы родиться Диогеном Синопским. Но я родился тем, кем родился и теперь я отправляюсь в поход. Прощай, Диоген.
ДИОГЕН. Постой, Александр! А как насчёт одной моей просьбы?
АЛЕКСАНДР. Говори. Я же обещал тебе – исполнить любое твое желание. Надеюсь, это будет желание мудреца.
ДИОГЕН. Я тоже надеюсь. Это очень простое желание. Я прошу – когда ты умрёшь, Александр, поскольку мы все смертны и ты не исключение, так вот, когда ты умрёшь – прикажи пусть тебя понесут на носилках, и пусть твои пустые руки будут свисать вниз. Вот так!
АЛЕКСАНДР. А как же мой меч, символ воина?
ДИОГЕН. Ни меч, ни перстень, ни завещание! Ничего в руках!
ДИОГЕН. Пусть каждый увидит, что ты ничего с собой не забрал туда – в царство Аида. Это будет твой последний урок, Александр. Урок миру.
ДИОГЕН. Почти…Пообещай, что исполнишь.
АЛЕКСАНДР. Пусть будет так! Обещаю тебе, Диоген! Меня понесут на носилках и мои руки будут свисать вниз, и я покажу всем, всем в ойкумене – что туда, в царство Аида, я забрал лишь свои славные деяния, свои битвы и победы, свои великие свершения! Ты доволен мной, Диоген?
ДИОГЕН. Александр, признаюсь, на свете есть только одна вещь, которую я называю «ВЕЛИКОЙ»…
АЛЕКСАНДР. Какая именно?
АЛЕКСАНДР. Ему что, нечего делать, этому Богу?!
АЛЕКСАНДР. Хорошо…Я подумаю.
ДИОГЕН. И ещё! Попытайся перед самой смертью услышать мелодию флейты! Дивную мелодию!
АЛЕКСАНДР. (задумчиво) Я знаю, знаю о чём ты говоришь, Диоген. Я знаю, что Сократ слышал её. Аристотель рассказал мне об этом!
ДИОГЕН. И не только Сократ. Все, избранные Небом слышали её!
АЛЕКСАНДР. Да-а…Если бы я только не родился Александром Великим, я хотел бы родиться Диогеном Синопским. Прощай, Диоген.
ДИОГЕН. До свидания, Александр! Мы встретимся с тобой там – на берегу реки.
АЛЕКСАНДР. Какой реки? О чём ты говоришь?
ДИОГЕН. На берегу Стикса, реки забвения. Мы встретимся на ближнем берегу. Ещё до того, как забвение накроет тебя своим покрывалом.
АЛЕКСАНДР. Ты уверен в этом, Диоген?
ДИОГЕН. Я обещаю. Это будет мой тебе подарок. Царский подарок от нищего философа.
ДИОГЕН. Это правда. Но у нас разные предметы безумия.
АЛЕКСАНДР. До свидания, Диоген. До встречи на берегу Стикса!