Что обычно звучит в конце урока

Семь секретов учителя музыки

В статье представлен методический опыт проведения уроков музыки в средней школе. Автор делится семью самостоятельно разработанными приемами, которые могут оказаться полезными в организации учебных и внеклассных занятий, школьных культурно-массовых мероприятий, а также в интегрировании музыки в другие предметные области. Методические находки автора статьи будут полезны учителям музыки, МХК, рисования, литературы и другим.

Аннотация: в статье представлен методический опыт проведения уроков музыки в средней школе. Автор делится семью самостоятельно разработанными приемами, которые могут оказаться полезными в организации учебных и внеклассных занятий, школьных культурно-массовых мероприятий, а также в интегрировании музыки в другие предметные области. Методические находки автора статьи будут полезны учителям музыки, МХК, рисования, литературы и другим.

Ключевые слова: музыка, мюзикл, внеклассная работа, средняя школа, музограмма, активный вопрос, сценическое мастерство, творческая лаборатория, музыкальный декупаж, музыкальный дневник.

В современной школе музыка – дисциплина, значение которой во многом недооценивают. Тем не менее она может стать не только одним из самых интересных уроков, но и очень полезным посредником при интеграции знаний и умений в абсолютно любой предметной области: филологии, естественных науках и даже математике. Кроме того, уроки музыки являются мощным импульсом для творческой и социально полезной деятельности учащихся на внеклассных мероприятиях. Настоящей статьей я хотела бы внести свою лепту в методическую копилку учителей музыки и с радостью делюсь своими профессиональными секретами. Их, как и нот, будет семь.

Секрет первый. ДОйти до самой сути

В практике преподавания музыки большое внимание отводится анализу того или иного музыкального произведения. Существуют разработанные схемы, планы и концепции такого анализа. Однако есть гипотеза, что для учеников 1–5 классов такие схемы сложны, а порой даже скучны. Мы учим, что каждое музыкальное произведение уникально и неповторимо, а ведь схемы для анализа очень типичны. Чтобы преодолеть этот парадокс, я пользуюсь одним секретом. Я назвала его приемом создания «музограммы». Он заключается в следующем: я предлагаю ребятам создать некую афишу, постер, изображение к музыке, с которой мы работаем, уточняя, что, глядя на него, нужно будет иметь возможность рассказать об этом музыкальном произведении.

Сам термин «музограмма» возник неслучайно. Он понимается моими учениками как графическое изображение определенной информации о музыкальном произведении. Именно по этому изображению мы можем рассказать о том или ином музыкальном произведении. Как же строятся музограммы? Мы договариваемся заранее, что, например, использованные цвета могут рассказать о характере произведения, о рельефе или фоне; линии и фигуры в афише – о ритмическом рисунке и форме; иллюстрации – о теме и, если это возможно, мотиве. Показателен также стиль изображения названия этого произведения: он должен выражать задумку автора, а возможно, личное отношение ученика. Ребят старшего возраста я прошу написать рекламу этого произведения, которая может начинаться так: «Сегодня вы услышите…»

При обсуждении и защите музограмм могут быть использованы различные формы: презентация, а также прием «активного вопроса» (о нем – ниже). Ребята также могут угадывать произведение по музограмме, высказывать свое мнение, делиться эмоциями и чувствами. Таким образом, они получают возможность дойти до самой сути музыкального произведения.

При презентации того или иного произведения может быть использован прием «музыкального декупажа». В контексте проведенного разбора детям предлагается отыскать и назвать особенности, нюансы, яркие отличительные черты произведения, которые делают его неповторимым, особенным, ярким. Конечно же, данный способ анализа не исключает традиционных схем – напротив, он расширяет их.

Секрет второй. Вопросы – это первые шаги к РЕшениям

Мы все знаем, что дети очень любят задавать вопросы. Как утверждают психологи, самые активные «почемучки» – это пятилетние дети. Именно в этом возрастном периоде они задают огромное количество вопросов. Дети спрашивают о том, что понятно и непонятно, о том, что знают и не знают, о том, что видят и не видят. Так они познают окружающий мир. Но потом ребята подрастают, и вопросов становится меньше, точнее они не исчезают и потребность в них не проходит, просто пропадает желание их задавать. А ведь именно вопросы – это средство познания мира. Поэтому в своей практической деятельности я использую метод «активных вопросов». Ребята знают, что на «активный вопрос» захочет и сможет ответить каждый участник образовательного процесса, и прежде всего сам ученик, задавший его. А еще одноклассник, друг, учитель или родители.

Как этот метод работает на уроке?

При изучении произведения «Снег идет» из Маленькой кантаты Г. Свиридова на стихи Б. Пастернака можно задавать, например, такие «активные вопросы»:

Секрет третий. МИр вокруг тебя

В педагогической практике я стараюсь опираться на опыт авторитетных педагогов и психологов. Я разделяю точку зрения советского психолога Л.С. Выготского на мотивацию в учебном процессе. Он изучал механизм формирования интереса к предмету у учеников и сделал такие выводы: «Именно интерес предписывает построить всю педагогическую систему в непосредственной близости к жизни, учить учащихся тому, что их интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно возбуждает их интерес» [1]. Основываясь на этом постулате, я предлагаю своим ученикам следующее творческое задание: соотнести музыкальные произведения и события, произошедшие в мире, а затем обосновать свой выбор.

Героическое прошлое, патриотизм народа, ужас войны, по мнению детей, могут иллюстрировать следующие произведения: «Хованщина» и «Борис Годунов» М. Мусоргского, произведения М. Глинки, А. Бородина, С. Прокофьева, «Симфония №7» Д. Шостаковича, «Кориолан» Л. Бетховена и многие другие произведения. Кантата С. Прокофьева «Александр Невский», по мнению ребят, могла бы проиллюстрировать события, связанные с проведением Олимпийских и Параолимпийских игр. Тайны человеческой души: поиск смысла жизни, полет фантазии, любовь – все эти загадки человека тоже способна раскрыть музыка: «Вальс-фантазия» М. Глинки, «Шелест леса» Р. Вагнера, «Море» К. Дебюсси. Ярким, неповторимым образцом «музыкальной живописи» является «Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргского и, конечно, фортепьянная пьеса П. Чайковского «Времена года».

С большим удовольствием ребята (причем разных возрастов) принимаются за творческое задание «Подбери музыку к словам». Я предлагаю подобрать саундтрек к тому или иному литературному произведению (стихотворению, отрывку из прозы, басне) или к историческому событию – к батальной сцене, например, или другим картинкам из истории. Главное условие – гармоничное соединение, которое еще необходимо доказать. Так посредством творчества и опыта постигается окружающий нас мир.

Секрет четвертый. ФАктор интеграции

В учебном плане урокам музыки отводится всего один час. Не хочется рассуждать, много это или мало. Но в сложившейся системе я использую еще один секрет, который заключается в синтезировании и интегрировании содержания учебных предметов, в результате чего происходит формирование целостной системы знаний учеников. Интеграция может проходить по различным курсам: музыка – литературное чтение и окружающий мир в начальной школе, музыка – литература, музыка – история, музыка – МХК, музыка – геометрия.

Очень важно, чтобы музыка «приходила» на другой урок, литературное чтение, например. В программе по литературному чтению есть произведение К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»: история встречи известного композитора Эдварда Грига с маленькой девочкой Дагни. Две переплетающиеся нити: судьба рожденной мелодии и судьба девочки, полет ее души, мыслей, мироощущений. Для ребят «активным вопросом» становиться вопрос о композиции рассказа К. Паустовского и особенностях музыкального произведения Э. Грига «Утро в лесу».

Способна ли музыка, «звучащая» в произведении, изменить ощущение красоты, принятия счастья, открыть «то прекрасное, чем должен жить человек»? На таком интегрированном уроке музыка станет опорой или фундаментом сначала для восприятия литературного произведения, а потом – для понимания и осознания нового знания. Музыка поможет глубже понять литературные произведения. Сказки А. Пушкина можно читать в сопровождении оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Характеры героев и сюжет «Руслана и Людмилы» поможет дорисовать музыка М. Глинки. А без музыкальных иллюстраций Г. Свиридова к повести «Метель» сегодня просто невозможно представить урок литературы.

Секрет пятый. СОЛЬ актерской профессии

Говоря об интегрировании учебного материала и о теснейших межпредметных связях, хочу раскрыть еще один секрет. Это отдельно проводимые мною (можно в рамках дополнительного образования) уроки сценического мастерства, которые включают в себя несколько блоков.

Блок вокального мастерства. Он может быть наполнен на усмотрение учителя различными занятиями по вокалу: сольфеджио, развитие музыкального слуха и диапазона, занятия по ритмике вокала, вокализ.

Блок актерского мастерства. Это основы пантомимы, ораторское искусство, работа в предлагаемых обстоятельствах, миниатюры, хореография и ритмопластика.

Блок прикладного мастерства. Это разработка костюмов, грима, эскизов оформления сцены.

Результатом подобных занятий могут быть открытые уроки, отчетные концерты и мюзиклы, постановку которых я активно практикую. Мюзиклы – очень яркое зрелище. Несмотря на внешнюю простоту исполнения, каждый участник понимает, сколько труда понадобилось, чтобы получить подобный результат.

Секрет шестой. У руЛЯ

В рамках учебной программы есть уроки, посвященные изучению различных жанров музыки и взаимодействию образов внутри музыкального спектакля. На таких уроках ребята знакомятся с опереттой и мюзиклом. Здесь уместно использование еще одного приема – «Работа в творческой лаборатории». Он включает в себя анализ образов-персонажей музыкального произведения. В первую очередь проводится работа над характером героя с опорой на сюжет. Составляются словесные портреты, определяются особенности персонажей и характер музыки. Немаловажна визуализация словесных портретов. Это можно делать иллюстративно. Ученикам предлагается нарисовать, слепить, создать портрет понравившегося героя, а возможно, самостоятельно разыграть сценку, прочитать монолог героя или с опорой на реквизит представить его в миниатюрах. Такие миниатюры я могу использовать в будущих постановках мюзиклов.

Данная форма позволяет ученику (например, участнику мюзикла) аккумулировать все полученные знания, умения, навыки, а также способствует формированию эмоционально здоровой атмосферы в коллективе и, конечно, личностному росту каждого ученика, его личной активности, самовыражению. Именно на таких уроках для меня ценно мнение каждого ребенка, его самостоятельность и умение аргументированно вносить предложения, которые после общего обсуждения становятся частью концепции итогового мероприятия. Каждый ученик четко осознает, что внес свой вклад в общее дело и «был у руЛЯ» на определенном этапе подготовки всеобщего праздника.

Секрет седьмой. СИмфония жизни.

С первых уроков музыки я предлагаю ребятам учиться слушать и слышать музыку, а также вести музыкальный дневник. Форму и внешнее оформление ученик может спроектировать сам. Я прошу записывать, зарисовывать в дневник все то, что было связно с музыкой: посещенные концерты, понравившаяся мелодия, трек, диск, ощущения, вызванные звуками, плейлист, составленный для ежедневного прослушивания в плеере, ситуации, при которых хотелось петь, мечтать, творить. Ведение такого дневника – это еще один мой профессиональный секрет. А для ученика такой дневник может стать исследовательской работой «Способна ли музыка творить чудеса?», или «Музыка на каждый день», или «Влияние музыки на быт человека», или какой-нибудь еще. В конце учебного года систематизированные записи из дневника могут стать подтверждением гипотезы того или иного проекта.

Заключение

Современная концепция образования строится, на мой взгляд, на двух взаимообразующих понятиях: эффективность – деятельность и деятельность – эффективность. Уроки музыки – это уроки, на которых наилучшим образом демонстрируются эти взаимосвязи:

̶ Эффективность урока (применение различных приемов, мотивационная сторона урока, разнообразие содержания образования) напрямую связана с возможностью и желанием каждого ученика наиболее ярко реализовывать чувства, возможности и умения в своих действиях и в своей деятельности: рефлексия, сопереживание, самовыражение.

̶ Творческая деятельность учеников (выступления на сцене, защита проекта, активная познавательная позиция на каждом уроке) – это эффективное преобразование полученных знаний в предметной и социальной областях.

Каждый урок музыки, имея четкую ориентацию на творческое начало и необходимость приобретения собственного опыта творческой деятельности – это не только новое знание, новый результат, это еще и новый личный опыт каждого ученика. Таким образом, эффективность работы учителя на уроках позволяет его ученикам освоить универсальные учебные действия, которые делают каждого ребенка потенциально успешной, социализированной и адаптированной личностью в будущем.

Список литературы:

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Ответственные за размещение информации:
Виктория Разводовская и Дарья Галкина

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.

В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, «взгляд внутрь себя». Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Если ребенок понимает:

ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;

какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;

какой вклад в общее дело он может внести;

может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,

… то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

Небольшая подборка рефлексий

«Плюс – минус – интересно»

Прием «афоризма или пословицы»

Для включения учащихся в урок учитель предлагает 2-3 высказывания выдающихся людей или пословицы. Затем учащиеся выбирают высказывание или пословицу, которое им больше понравилось, и воспроизводят его по памяти. В конце урока вновь возвращаемся к этим афоризмам и пословицам. Учащиеся выбирают то высказывание или пословицу, которые соответствует теме урока, обосновывая свой выбор. Например:

«Что за прелесть эти сказки!»
А.С.Пушкин

«Чтоб поверить в добро, надо начать делать его».
Л.Н.Толстой

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Жить — Родине служить.

Родина — мать, умей за неё постоять.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Где смелость, там и победа.

Кто дрожит, тот и от врага бежит.

ОБ УМЕНИИ И ТРУДОЛЮБИИ

Труд кормит, а лень портит.

Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.

Терпенье и труд всё перетрут.

Делу — время, а потехе — час.

Мастер на все руки.

Семь раз примерь, а один отрежь.

Ученье — путь к умению.

О ЛЕНИ И НЕРАДИВОСТИ

Поспешишь — людей насмешишь.

Делать спустя рукава.

Под лежачий камень и вода не течёт.

Словами и туда и сюда, а делами никуда.

Все за одного, один за всех.

Живи для людей, поживут и люди для тебя.

По прутику всю метлу переломить можно.

Нет друга — ищи, а нашёл — береги.

Легко друзей найти, да трудно сохранить.

Сам погибай, а товарища выручай.

Использование афоризмов и пословиц делает речь учащихся более яркой, образной, насыщенной. Нельзя не учитывать и нравственный аспект данной работы.

Прием «незаконченного предложения»

Мне понравил(о,а) сь …. потому что…….

Мне не понравил(о,а) сь …. потому что…….

Приём «Что, если…?» предполагает включение на этапе рефлексии вопросов, которые начинаются со слов: «Что, если…?» Данные вопросы позволяют учащимся по-новому, с другой стороны посмотреть на проблему, выдвинуть свои предположения, свои гипотезы развития событий, расширяя тем самым опыт спонтанного общения, способствуя развитию гипотетического мышления учащихся.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

я выполнял задания…

я почувствовал, что…

урок дал мне для жизни…

«Рефлексия в группе»

Для организации рефлексии в группе, прежде всего, использую опорные слова и фразы для высказываний:

Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в., чтобы не чувствовать себя изгоем.

«Рефлексия по алгоритму»

Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, анализируется не только результат, но и процесс работы, который можно оценить по следующему алгоритму:

Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?
— делало её более эффективной
— тормозило выполнение задания
— не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе

На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?

были равномерно задействованы все уровни

Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания?

недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.)

трудности в общении

Какой стиль общения преобладал в работе?

ориентированный на человека

ориентированный на выполнение задания

Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?

в группе сохранилось единство и партнерские отношения

единство группы в ходе работы было нарушено

Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?

лидер, выдвинувшийся в ходе работы

нежелание наладить контакт большинства участников группы

непонимание задачи, поставленной для совместной работы

сама задача оказалась неинтересной, трудной

«Светофор», «Яблоко и стрелы»

Завершая урок, учитель может использовать и другие приемы рефлексии: «Светофор»,

Что обычно звучит в конце урока. Смотреть фото Что обычно звучит в конце урока. Смотреть картинку Что обычно звучит в конце урока. Картинка про Что обычно звучит в конце урока. Фото Что обычно звучит в конце урока

Что обычно звучит в конце урока. Смотреть фото Что обычно звучит в конце урока. Смотреть картинку Что обычно звучит в конце урока. Картинка про Что обычно звучит в конце урока. Фото Что обычно звучит в конце урока

Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия), который является моментом соединения старого знания с новым – осмысленным, пережитым, выстроенным:

— первая строка – название темы (одно существительное);

— вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;

— третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;

— четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);

— последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.

Интересен прием с различными цветовыми изображениями.

Что обычно звучит в конце урока. Смотреть фото Что обычно звучит в конце урока. Смотреть картинку Что обычно звучит в конце урока. Картинка про Что обычно звучит в конце урока. Фото Что обычно звучит в конце урока

Можно предложить ребятам более разнообразный спектр цветов: красный, желтый, синий. В конце урока собрать цветы в корзинку или вазочку.

Еще один цветовой прием «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.

«Что ты чувствуешь сейчас»

Более старшие ребята (учащиеся 3-4 классов) могут оценить не только настроение, но и своё эмоциональное состояние. И вопросы «Что ты чувствуешь сейчас? Какие эмоции ты испытываешь?» быстро становятся привычными и не вызывают у ребят удивления. В помощь учащимся для высказывания предлагаем опорный конспект, который также способствует повторению и расширению лексического запаса.

Что обычно звучит в конце урока. Смотреть фото Что обычно звучит в конце урока. Смотреть картинку Что обычно звучит в конце урока. Картинка про Что обычно звучит в конце урока. Фото Что обычно звучит в конце урока

Отвечая на эти вопросы, учащиеся обычно радуют разнообразием чувств и переживаний.

В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности в группе предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого используются оценочные карты, цель которых – научить адекватно оценивать себя и других. Можно предложить учащимся сделать краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания и т.д.

Что обычно звучит в конце урока. Смотреть фото Что обычно звучит в конце урока. Смотреть картинку Что обычно звучит в конце урока. Картинка про Что обычно звучит в конце урока. Фото Что обычно звучит в конце урока

«Изображение трёх лиц»

Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению. Детям также можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и вставляют лучики.

Что обычно звучит в конце урока. Смотреть фото Что обычно звучит в конце урока. Смотреть картинку Что обычно звучит в конце урока. Картинка про Что обычно звучит в конце урока. Фото Что обычно звучит в конце урока

Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

Самооценка активности на каждом этапе урока.

Если учитель ведёт урок в традиционном плане, то можно выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху.

Эмоционально-музыкальная концовка. Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению.

Источник

Рефлексия (конец урока)

Рефлексия в конце урока

1. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

я выполнял задания…

я почувствовал, что…

урок дал мне для жизни…

Просмотр содержимого документа
«Рефлексия (конец урока)»

Рефлексия в конце урока

1. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

я выполнял задания…

я почувствовал, что…

урок дал мне для жизни…

3. Анкета. Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

доволен / не доволен

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

На протяжении урока отмечать условно свои ответы:

5. «Комплимент». Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

6. «Три лица». Учитель показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.

Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.

7. «Цветные карточки». У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.

9. Приём «Что, если…?» Приём «Что, если…?» предполагает включение на этапе рефлексии вопросов, которые начинаются со слов: «Что, если…?» Данные вопросы позволяют учащимся по-новому, с другой стороны посмотреть на проблему, выдвинуть свои предположения, свои гипотезы развития событий, расширяя тем самым опыт спонтанного общения, способствуя развитию гипотетического мышления учащихся. (Что, если бы Вася не познакомился с Валеком и Марусей?(Владимир Галактионович Короленко «В дурном обществе»).

10. Подбор афоризма пословицы, стихотворения к уроку.

12. Решение проблемы на уроке можно оформить в виде графического организатора, например «грабли» или «гроздь». Они приемлемы на стадии рефлексии, когда учащиеся ещё раз пересматривают, осмысливают то, что узнали, расширяют сферу своих знаний, выдвигают новые идеи.

13. Итог совместной работы в группе можно выполнить в виде схемы-паутины.

Что нового ты узнал на уроке?

Какие уже имеющиеся у тебя знания понадобились в решении задачи (или на уроке)?

Кто и как тебе помогал(и) на уроке при решении задач?

Какие знания, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем?

Где ты применишь полученные знания?

В какой момент урока ты чувствовал себя особенно успешным?

Благодаря каким инструментам ты нашел решение?

Какие способы и приемы работы ты использовал на уроке (составлял таблицу, рисовал схему, составлял тезисы и т.д.)?

С кем тебе было интереснее всего работать в паре/группе? Почему?

За что бы ты себя похвалил на уроке?

Что изменил бы в своих действиях на уроке?

Что бы ты изменил на уроке в последующем?

Что тебе понравилось на уроке больше всего?

Что обычно звучит в конце урока. Смотреть фото Что обычно звучит в конце урока. Смотреть картинку Что обычно звучит в конце урока. Картинка про Что обычно звучит в конце урока. Фото Что обычно звучит в конце урока

13. Аргументированные ответы на один из вопросов:

1. Что вы ожидали от урока и что получилось?

2. Какие этапы урока вы считаете наиболее удачными и почему?

3. Какие события (действия, мнения и т.п.) вызвали наиболее яркие ощущения?

4. Была ли польза от такого рода работы?

5. В чем вы видите собственное приращение?

6. Что вам более всего удалось во время урока, какие виды деятельности были выполнены наиболее успешно? Назовите наиболее эффективные из них.

7. Перечислите в порядке убывания основные проблемы и трудности, которые вы испытывали во время урока. Какими способами вы их преодолевали?

8. Что мы делали нерационально? Назовите одно действие, которое можно добавить, чтобы завтра сделать нашу работу на уроке более успешной.

9. На основании каких критериев можно оценить нашу деятельность?

10.Какой этап урока вы бы опустили, вычеркнули? Почему?

14. Резюме, эссе, мини-сочинения.

15. «Три М». Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

16. «График». Учащимся предлагается начертить в течение урока график

-изменения их интереса;

17. «Дерево моего успеха». Предлагается на индивидуальном дереве успеха с помощью условных знаков показать, насколько оказался доступным и усвоенным тот или иной фрагмент темы.

1Что обычно звучит в конце урока. Смотреть фото Что обычно звучит в конце урока. Смотреть картинку Что обычно звучит в конце урока. Картинка про Что обычно звучит в конце урока. Фото Что обычно звучит в конце урока8. Техника «рефлексивная мишень». На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.

19. Вопросы, требующие многовариантных ответов:

Почему было трудно?

Что открыли, узнали на уроке?

Оправдались ли ваши ожидания от урока?

Что вы взяли с сегодняшнего урока?

Над чем заставил задуматься урок?

20. «Благодарю…». В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

21.»А напоследок я скажу». Школьникам предлагается последовательно ответить на три вопроса:

Насколько оправдались ваши ожидания и кому за это спасибо (исключая учителя)?

Что не оправдалось и почему?

Мои и наши перспективы?

22.»Ассоциация». Обучающимся предлагается из картинок, разложенных на столе, выбрать по две: первую – которая максимально иллюстрирует его состояние на начало урока, вторую – на его окончание. Затем каждый желающий может объяснить свой выбор (по одному – два предложения на картинку). Любые комментарии со стороны других одноклассников или учителя исключаются. Педагог комментирует свои картинки последним, подводя итоги урока.

23. «Синквейн». В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Думает, страдает, любит.

Чувства добрые пробуждает.

Выполнил ли я то, что задумал?

Получилось ли сделать то, что я записал как главный результат проекта? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Всё ли получилось так, как я задумывал? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Что было сделано хорошо? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что было сделано плохо? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Что было выполнить легко, а что оказалось неожиданно трудно?

Кто мог бы сказать мне СПАСИБО за проект? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Попрошу взрослых оценить мою работу:

ч т о с к а з а л а м а м а:

ч т о с к а з а л а у ч и т е л ь н и ц а:

к а к о ц е н и л и п р о е к т д р у з ь я:

2Что обычно звучит в конце урока. Смотреть фото Что обычно звучит в конце урока. Смотреть картинку Что обычно звучит в конце урока. Картинка про Что обычно звучит в конце урока. Фото Что обычно звучит в конце урока5. “Букет настроения”. В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока я говорю: “ Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой”. Можно предложить ребятам более разнообразный спектр цветов: красный, желтый, синий. В конце урока собрать цветы в корзинку или вазочку. Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет:

-Если я найду волшебную палочку, я порошу ее помочь…(кому?)

27.Анализ своих ошибок.

28. Шкала настроения.

У каждого ученика лежит листок со шкалой настроение (10 баллов). Ученик отмечает свое настроение на протяжении всего урока. Можно сделать общую шкалу для всего класс. Одна ломаная линия покажет настроение в начале урока, вторая – в конце.

И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы новой книги.

Суди себя сам. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.

30.Работа с сигнальными карточками.

Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.

Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.

Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.

Детям можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и вставляют лучики.

Что обычно звучит в конце урока. Смотреть фото Что обычно звучит в конце урока. Смотреть картинку Что обычно звучит в конце урока. Картинка про Что обычно звучит в конце урока. Фото Что обычно звучит в конце урока

32. «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.

Что обычно звучит в конце урока. Смотреть фото Что обычно звучит в конце урока. Смотреть картинку Что обычно звучит в конце урока. Картинка про Что обычно звучит в конце урока. Фото Что обычно звучит в конце урока

Оцените свою деятельность на уроке с помощью «Светофора» (зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного – карточки данных цветов даны учащимся еще до урока).

Что обычно звучит в конце урока. Смотреть фото Что обычно звучит в конце урока. Смотреть картинку Что обычно звучит в конце урока. Картинка про Что обычно звучит в конце урока. Фото Что обычно звучит в конце урока

Что обычно звучит в конце урока. Смотреть фото Что обычно звучит в конце урока. Смотреть картинку Что обычно звучит в конце урока. Картинка про Что обычно звучит в конце урока. Фото Что обычно звучит в конце урока

35.Эмоционально-музыкальная концовка. Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению.

36.Если есть время, то можно предложить учащимся выразить свое эмоциональное настроение в виде рисунка, а в конце провести выставку рисунков.

37. «Лестница успеха».

Если учитель ведёт урок в традиционном плане, то можно выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху.

Что обычно звучит в конце урока. Смотреть фото Что обычно звучит в конце урока. Смотреть картинку Что обычно звучит в конце урока. Картинка про Что обычно звучит в конце урока. Фото Что обычно звучит в конце урока

41. «Лист самоконтроля». Ведется на протяжении всего урока.

Фамилия, имя ученика_____________________________

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *