Что одевали под кольчугу
Стеганка: серьезный доспех или нищебродство?
Сохранившиеся средневековые доспехи в большей своей части сделаны из железа или медных сплавов. Скульптуры и картины того периода также показывают нам железные доспехи — кольчуги, бригандины, кирасы.
Наиболее простой и распространенной защитой была «стеганка» — стеганая тканая одежда. Мастера простегивали от двух и более слоев ткани и заполняли пространство между ними набивочным материалом. Либо просто простегивали между собой несколько слоев ткани.
«Стеганка» неплохо выдерживала удары и сама по себе, а уж в комбинации с кольчужным или пластинчатым доспехом гарантировала неплохую защиту воина. Кроме того, она выступала как амортизирующая прокладка между железом доспеха и телом человека.
Судя по картинам
Исследователи не сомневаются, что под доспехи всегда надевали тканую защиту, однако по описаниям и картинам не удается установить из каких материалов она шилась, или какой фасон имела. В некоторых случаях видно, что кольчужная рубаха надета поверх рубахи, напоминающей тунику, а отнюдь не на толстую защитную одежду.
Ковер из Байо – один из примеров такого предположения, хотя, можно посчитать, что мастера не стремились отразить на нем все тонкости доспехов своего времени. Также есть версия, что стеганая подбитая рубаха пришивалась непосредственно к кольчуге.
От редакции. Эта версия несостоятельна. Мы держали в руках шлем со вшитым в него подшлемником из стеганой ткани. К подшлемнику была прикреплена кольчужная бармица — та самая, что защищает шею и горло воина. Так вот. От постоянного использования подшлемник не успевал просохнуть и оставался влажным от пота в течение нескольких дней. А сырость явно не пришлась по вкусу железному кольчужному полотну, которое потемнело, и не будь обработано современной «химией», давно бы стало рыжим от ржавчины.
Самые ранние описания стеганки в Европе датируются серединой XII века. Начиная с этого времени, она упоминается и в сочетании с доспехами, и без них. В этой статье мы будем говорить о специальной одежде, применявшейся начиная с XIII века.
Некоторые варианты тканой защиты изготавливались из нескольких (как минимум – двух) слоев полотна, которые простегивали вертикально. Получившиеся полости-карманы набивали шерстью, очёсом, тряпьем, волосом, хлопком и др. Предпочтения в материалах набивки обуславливались «дышащими» свойствами волокон: одежда не должна была привести к перегреванию тела
В литературе того периода ткань для поддоспешной одежды называют fustian (фланель, бумазея). Сейчас сложно точно установить, что это был за материал, но, скорее всего, полотно ткалось из льняных и хлопковых нитей. Такой материал широко применялся в XIII и XIV веках, хотя точные временные границы его популярности не ясны.
Альтернативный тип защитной одежды изготавливали путем прошивания множества (порой, более 20) слоев полотна.
Вопрос терминологии
Фасон, форма, размер тканой защиты, так же как и использовавшиеся при ее изготовлении материалы, имели бесконечное количество вариаций – как и число терминов, определяющих их. Но сегодня трудно определить, что конкретно стояло за этими названиями.
В текстах того времени иногда дается пояснение некоторых терминов, а названия других видов защиты никак не поясняются. К примеру, в книге закупок сэра Джона Ховарда значатся «валлийские жакеты», «шотландские жакеты» и «защитные дублеты» (doublets of fense). Конструкция этих дублетов описана несколькими фразами.
Два термина получили с XII по XV век наиболее широкое распространение: «гамбезон» (gambeson) и «акетон» (aketon).
Многие современные реконструкторы и даже некоторые историки, включая Клода Блэра (Claude Blair) и Дэвида Эджа (David Edge), применяют эти термины для определения разных способов использования одного и того же типа одежды. По их мнению, акетон надевали под кольчужный или пластинчатый доспех, а гамбезон – поверх доспехов. При этом и тот, и другой носили как самостоятельную защитную одежду.
Множество скульптурных и графических изображений воинов, надевших одну стеганую защиту под кольчужную рубаху, а вторую – поверх кольчуги, предполагают, что два этих термина необходимо разграничить, однако такое разграничение несколько спекулятивно. В этой статье оно используется для того, чтобы не противоречить интерпретации, данной Клодом Блэром и Дэвидом Эджем.
Термин «пурпуэн» (pourpoint) используется Блэром для обозначения любой стеганой защиты, в то время как Брайан Прайс (Brian Price) используют для этого термин «дублет» (doublet).
Акетон – тот, что снизу
Как уже говорилось, Блэр и Эдж считают, что акетоном называли защиту, надеваемую под металлические доспехи. Судя по изображениям того времени, акетон подгоняли по фигуре, чтобы слои доспехов также облегали тело. Изготавливался он из полотна, был лишен украшений.
Однако такое описание можно считать излишне упрощенным, так как известны описания богато украшенных акетонов, а также акетонов, надетых поверх кольчуги. Не сохранилось ни одного образца такой одежды – только весьма детальные изображения.
С XII по XVI век рядовые солдаты использовали акетон как самостоятельную защиту. Рукава узкие, манжет прямой или заостренный, как и полы куртки. Ворот акетона был жестким.
Фасон куртки изменялся по мере эволюции доспехов.
По бокам и сзади куртка имела разрезы – для облегчения верховой езды. До XIV века, судя по изображениям, стеганые защитные куртки надевали через голову. И только в XIV веке их начали стягивать спереди шнурком, реже – застегивать на пуговицы.
«Поверх надел он гамбезон…»
Термин «гамбезон», по мнению Клода Блэра, применим к относительно толстой стеганке, носимой поверх металлических доспехов или поверх другой стеганой защитной одежды. Блэр датирует применение гамбезона XII – XV веками.
Фасон гамбезона мало отличался от акетона, за исключением отделки верхнего слоя: для украшения могли использовать дорогие ткани, такие как шелк; в качестве украшения мог быть изображен личный герб носителя.
Блэр указывает, что гамбезоном в некоторых случаях могли назвать и поддоспешную куртку. Гамбезон мог не иметь рукавов, на некоторых иллюстрациях он изображен надетым поверх другой набивной стеганой защитной одежды (в таком случае называемой акетоном). Полы гамбезона могли быть прямыми или заостренными.
Сохранились два образца этой защиты, датированные концом XIV века, обычно их называют гербовыми накидками (jupon), но так как они изготовлены методом простёгивания, то технически эти образцы можно отнести и к гамбезонам.
Один из них, хранящийся в Кентерберийском соборе, принадлежал «Чёрному принцу» – принцу Уэльскому Эдуарду, сыну короля Эдуарда III. Второй хранится в кафедральном соборе в Шартре и приписывается Карлу VI Французскому. Оба образца по конструкции мало отличаются от акетона/гамбезона: слои полотна простеганы вертикально, полости набиты шерстью.
Гамбезон Эдуарда изготовлен из пяти слоев ткани: двух льняных, между которыми находится шерстяная набивка; атласной подкладки; сине-красного бархата, который образует герб на внешней стороне. Куртка стягивается на груди шнурком.
Гамбезон Карла VI сделан из семи слоев ткани, но все они образуют защиту с набивкой из шерсти. Борта застегиваются на груди 25-ю деревянными пуговицами, обернутыми в ткань.
Сходная одежда видна на барельефах, изображающих рыцарей Петера Креглингера (Peter Kreglinger) и Вальтера фон Хоенклингена (Walter von Hohenklingen): у первого гамбезон надет поверх доспехов, у второго – акетон – под доспехами.
Эволюция защиты
Основной функцией стеганки было поглощение энергии удара и, следовательно, снижение травматизма. Решение этих задач определяло толщину такой «спецодежды».
С развитием полного пластинчатого доспеха (после 1410 года) необходимость в толстом защитном стеганом костюме значительно уменьшилась. Под доспехи стали надевать тонкие куртки: боевые дублеты, боевые куртки или пурпуэны (камзолы). Они были короче акетонов и гамбезонов, имели полноразмерные рукава.
Дублеты имели систему крепления элементов доспеха, также они усиливались кольчужными элементами для перекрытия открытых мест на пластинчатом доспехе – подмышек и паха. Борта дублетов стягивались спереди шнурком.
Прекрасно сохранившийся образец такого боевого дублета выставлен в музее «Метрополитан» в Нью-Йорке. Применение защитной одежды описано в книге «Как должен быть вооружен воин для пешего боя» (How a Man Shall be Armed when Fighting on Foot).
В книге расходов сэра Джона Ховарда описывается «защитный дублет». Каждая четверть передней части дублета была изготовлена из 18 слоев бумазеи (fusian), 4 слоев полотна и 1 слоя черной бумазеи для верха. Итого, 23 слоя.
Каждая четверть задней части изготавливалась из 16 слоев бумазеи, 4 слоев полотна, одного слоя черной покрывной бумазеи (21 слой). На рукава шло 6 слоев бумазеи, 2 слоя полотна, один слой черной бумазеи. За такой дублет сэр Джон заплатил 20 пенсов.
Стоит отметить, что отдельно носимая защитная куртка, которая обычно была значительно толще дублета, называлась «жакет» или «джек» (jack). Такая одежда была популярна в XV – XVI веках, она выполняла те же функции, что и акетоны. Но так как, в отличие от акетонов, жакеты были стеганые, а не набивные, современные энтузиасты различают их разными терминами.
Эксперименты показали
Очевидно, что специальная одежда делала ношение доспехов комфортнее, но насколько эффективна она была как защита? Ну не зря же солдаты носили такую защиту даже без кольчуги или лат!
В наше время энтузиасты-любители провели тесты сшитых ими акетонов: стеганка значительно снижала глубину проникновения клинка при рубящем ударе мечом. Одну из самых полных и сложных экспертиз защитных качеств такой одежды провел доктор Алан Вильямс (Dr. Alan Williams).
Он пришел к выводу, что 16 простеганых слоев полотна защищают не хуже, чем вареная кожа толщиной 5 мм. Для проникновения сквозь эти материалы требуется энергия в
Другими словами, 16 слоев полотна не способны полностью защитить от удара мечом, но значительно снизят урон. Вильямс также сообщает, что для проникновения колющего удара копьем или стрелой сквозь комбинацию защитной одежды и доспехов требуется больше энергии, чем при проникновении сквозь металлическую пластину без подкладки.
Кроме того, использовавшиеся в качестве набивки хлопок и шерсть неплохо заменяли многочисленные слои полотна.
А что под кольчугу?
Одежду. Например шерстяную рубаху. Или гипотетичечскую кожаную, чтобы кольца не рвили ткань.
Я бы подшнуровал к кольчуге подкладку с кожаным верхом.
Что под лорику хаммату одевали-то?
Вот у Льва Дьякона написано, что от удара Ионна Куркуаса Святослава спасла кольчуга.
Attila Magyar
Откуда девайс?
Поподоебнее бы. Уж очень он интересный.
На счет цеплятся за одежду, «предки» сведенок не носили, так что за одежду цеплялось это все гораздо меньше. Кожаную подкладку конечно имеет смысл носить, хотя с тем же успехом можно и подкладку из плотной ткани. Например Альрик выкладывал информацию о кавказких погребениях 13в, там кольчуга предположительно обшита тканью с наружи и изнутри.Есть еще фреска из Охрида на 13в в кольчужной желетке с тканевым покрытием, которую в оспреях срисовали в Византийских армиях. Других примеров на вскидку тем более на наш период не помню.
ИМХО 5 шерстяных рубах это весь гардероб достаточно зажиточного «предка», да и жарковато слегка.Вобще есть мнение что кольчуга предохраняет не от серьезных ударов а от случайных порезов.
variag_s_pechki_briak
Вы думаете клёпаная кольчуга на имеет краев у колец, которые цепляются и рвут?
variag_s_pechki_briak
Вы думаете клёпаная кольчуга на имеет краев у колец, которые цепляются и рвут?
Mac Tire
Дало в том, что матрвс простёган. А 5 рубах нет. И поэтму двигаться в них сложнее.
Лично я ношу льняную, шерстяную и кожаную рубахи. Даже прямое попадание неплохо держит.
Nico
Вы никогда не видели клёпаного полотна. Или же вы миллионер (как вариант) и каждое кольцо у вас склепано через ступеньку.
Гамбезон: легкий доспех Средневековья
Гамбезон (от франц. gambeson или gambaison), он же обычная русская «стеганка» — это доспешная одежда из нескольких слоев плотной ткани. У этого термина существует довольно много значений, но для удобства мы будем придерживаться самых традиционных. В широком смысле, гамбезон — это поддоспешник или наддоспешник, а в более узком — стеганная/набивная/кожаная куртка, одеваемая под доспех или вместо него.
Существует несколько разновидностей подобной одежды:
Акетон — это куртка из нескольких слоев хлопковой или льняной материи, простеганных между собой. Иногда к нему пришивались кожаные шнуры для крепления лат. Дублет — кожаная или тканевая куртка, больше похожая на гражданскую одежду, чем на элемент военной униформы. Пурпуэн — тканевый поддоспешник с зауженной талией и раздутой грудью. Жак — многослойная тканевая куртка, которая использовалась как самостоятельный доспех для пехоты.
В чем же заключалось преимущество такого доспеха, спросите вы? На первый взгляд он проигрывает даже однослойной кольчуге, ведь лен и хлопок легко режутся даже обычными ножницами. Впрочем, не все так просто: толстый, в 5−6 слоев, гамбезон не только отлично сохранял тепло и служил гарантом того, что доспехи плотно прилегают к телу. Он и сам по себе был еще одним слоем дополнительной защиты, который часто играл немаловажную роль, останавливая острия мечей и копий в миллиметре от тела. Посудите сами: такая плотная ткань превосходно гасит силу удара, поэтому даже одетого в жак солдата проткнуть ножом или пикой было совсем непросто.
Еще один значительный плюс — мобильность. Из-за того, что тканевая или (реже) кожаная куртка почти не сковывала движения, боец зачастую получал огромное преимущество в скорости перед закованным в панцирь оппонентом. Как известно, именно скорость и маневренность были одними из основных факторов, обеспечивающих выживаемость в бою. Часто на гамбезон носили кольчугу: она весила мало, не натирала тело, к тому же ткань впитывала влагу и ржавчина — бич всех кольчуг номер один — не так быстро покрывала металл.
Устройство средневековых доспехов: гайд для художников, часть 1
Из каких частей состоит латный доспех? Как он крепится к телу рыцаря? Как элементы соединяются друг с другом? Разбираемся вместе с экспертами-реконструкторами.
Латный доспех — защитное снаряжение, которое сначала закрывало самые уязвимые части тела рыцаря, а с XIV века — всё тело целиком.
Под рыцарским доспехом понимается в первую очередь защитное снаряжение воинского сословия в Европе в Средние века и эпоху Возрождения. Доспехи периода Античности, Нового времени или произведенные в Азии (вне Европы) к ним не относятся.
Эта статья — первая из цикла о рыцарских доспехах. Здесь мы расскажем о креплениях, общем устройстве и порядке надевания, а в следующих поговорим об отдельных элементах.
За консультации, экспертизу и помощь в подготовке материала огромная благодарность Игорю Виноградову, Тимуру Великотраву и Анатолию Звереву.
Обычно доспех состоял из нескольких элементов, которые надевались на поддоспешную одежду, скреплялись вместе и выполняли защитную функцию. Поэтому у доспехов есть множество неочевидных нюансов, которые стоит учитывать.
В средневековье носить доспехи и сражаться могли не только рыцари, ведь наёмники и обычные солдаты тоже носили разную броню и защиту. Однако доспех стоил очень дорого и люди из низших сословий не могли позволить себе полный набор экипировки, обходясь лишь отдельными частями вроде простой кольчуги или шлема.
Рыцарский доспех часто определялся эпохой, географией и уровнем жизни. Дороговизна объяснялась тем, что обмундирование создавалось индивидуально, а мастера отталкивались от анатомических особенностей заказчика и подгоняли доспехи по фигуре.
При этом воины и рыцари могли носить защитное снаряжение других стран и регионов. Русский дружинник с юга мог носить монгольский куяк, а солдат с западной части страны — европейскую бригандину. Это было обусловлено торговыми связями, модой, развитием металлургии, доспешного ремесла и условиями ведения боевых действий. Рыцарь не собирал себе доспех из разных частей как конструктор Lego, а скорее адаптировался под ситуацию и исторический контекст.
В целом доспех состоит из поддоспешной одежды, защиты корпуса, шлема, защиты плеч (наплечников), защиты локтей (налокотников), защиты рук (наручей), защиты кистей, защиты ног (сабатонов, наколенников, наголенников) и, иногда, наддоспешной одежды.
Все детали доспеха не висят в воздухе и не приклеиваются к фигуре владельца. Они крепятся к поддоспешной одежде с помощью шнурков и ремешков или плотно затягиваются на теле.
Сперва рыцарь надевал на себя поддоспешник, самым популярным видом которого была стёганка (дублет, жак, акетон или любая другая разновидность).
Иногда его делали из нескольких слоёв плотной ткани с мягкой набивкой, затем прошивали. В некоторых случаях набивали старыми тряпками, хлопковой ватой, пенькой или паклей, а верхние слои пропитывали воском для прочности.
Временами толстую стёганку носили не как поддоспешник, а как полноценную защиту корпуса. В этом случае в неё могли зашивать куски кольчуги, небольшие пластины из металла или китового уса. При удачном стечении обстоятельств стёганка могла остановить стрелу, защитить от пореза или скользящего удара.
Вопреки распространённому заблуждению, кольчуги не пришли на смену стёганкам. Лёгкие доспехи из сплетённых металлических колец появились ещё во времена Древнего Рима.
Часто кольчугу использовали как основную защиту, однако нередко использовали и как поддоспешник, надевая поверх обычной одежды. Часто встречалась такая комбинация: стёганка, сверху — кольчуга, сверху — латный доспех.
Преимущество многослойной защиты было в том, что она могла намного лучше перекрыть поверхность тела и спасти в случае пробития верхнего слоя, недостаток — ограничение движений рыцаря и большой вес.
Иногда кольчугу специально не надевали, чтобы сделать рыцаря мобильнее. В таком случае специальные кольчужные вставки надевали на уязвимые места — подмышки, бёдра, сгибы локтей, горло.
После стёганки или кольчуги рыцарь надевал на себя полноценный доспех из больших металлических пластин различной конструкции.
Полный доспех состоял из кирасы, наплечников, шлема, наручей, рукавиц, набедренников, наголенников и ботинок-сабатонов. Более конкретно о них мы поговорим в следующих статьях.
В эпоху крестовых походов рыцари часто использовали наддоспешники — одежду, которая надевалась поверх брони и защищала от жары, ветра и песка.
Иногда надевалась обычная стёганка, но чаще — сюрко (длинный плотный плащ). Его шили из плотной ткани, украшали гербами владельцев или их сюзеренов.
Как мы уже упоминали, любой латный доспех крепился к поддоспешной одежде или кольчуге. Европейские средневековые латные наплечники были оборудованы специальными кожаными язычками с двумя отверстиями. С их помощью наплечник можно было крепко привязать к плечу тонкими кожаными или тканевыми шнурками, которые выходили из поддоспешника. Таким же образом крепились и латные бёдра.
Сначала латная защита рук состояла из раздельных элементов, но позже её стали соединять пластинами с помощью приклёпанных изнутри ремней, а потом стали соединять подвижными заклёпками. Так конструкция стала прочнее.
Однако варианты раздельного ношения элементов защиты рук давали большую подвижность и продолжали использоваться.
К телу доспехи притягивались ремнями. Защиту старались подогнать по фигуре владельца, и зачастую один и тот же доспех не могли носить люди с разной комплекцией.
Кирасы (латы из нагрудной и спинной пластин), например, можно условно разделить на два типа:
Чтобы подогнать кирасу по телу, её можно было стянуть в районе пояса специальным тонким ремешком. Бригандины (разновидность кирасы) и ранние латы могли застегиваться на спине.
Долгое время существовал тип крепления «ремень-пряжка-ремень», но в последних десятилетиях Средних Веков появился тип крепления с выступающей заклепкой (к ней прикреплялась накладывающаяся пластина).
Заклёпки использовали на поздних ножных латах (а также на наручах и латных рукавицах). Однако такой вид крепления просуществовал недолго, так как латная защита ног постепенно стала исчезать.
Надев почти весь доспех, рыцарь надевал шлем и стальные перчатки.
Также у доспехов были небольшие, но важные детали вроде опоры (крюка) для копья и гульфика.
Крюк позволял использовать тяжёлые копья и наносить мощные удары.
Гульфик же пришёл из повседневной мужской одежды XIV века. Тогда мужчины носили чулки (шоссы), которые шнуровывались к белью. Позже шоссы стали сшиваться сверху вместе, а промежность спереди стала закрываться отдельным клапаном — гульфиком.
В XVI веке гульфик начал применяться как стальной защитный элемент. В доспехе гульфик привязывался ремнями как отдельная пластина с плотной подкладкой и присоединялся к нижнему краю рубахи. Не все доспехи оснащались этим элементом. В конных поединках гульфик не надевался, потому что мешал посадке на лошадь.
Мы разобрались в общем устройстве доспехов, в следующих частях детально поговорим о каждом элементе по отдельности. Всего в цикле будет 6 частей — по одной на каждый основной тип защиты, включая вводную первую часть.
Текст написал Владимир Шумилов, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.
Ожидание : Заклепки историчность и продуманность
Реальность: Доспех из мошонки дракона проще сделать
Сам сериал не смотрел, но сперва подумал что это «тестовые сцены». Потом нашёл это. Они так в сериале выглядели? о_О
Да там весь сериал сшит из мусорных пакетов, так что броня это как раз таки идеальное попадание в общий стиль сериала.
Что нетфлексу мешает спросить у оружейников как лучше сделать доспех? Кольчуга с черным тряпьем была бы лучше
«просить у оружейников как лучше сделать доспех?»
Его уволили, надеюсь?
Шоураннер свалила вину публично на дизайнера доспехов, хотя не стоит быть специалистом, что бы понять, что эти мошонки, это же стыд.
Только дизайнера доспехов заменили на дизайнера из Доктора Кто. Как я слышал
У них был индийский дизайнер.
Говно, подмышки открыты, бедра, пах, перчаток нет, под доспехами какаято накидка а не гамбезон.
Нууу это по-солиднее будет. а то при взгляде на ваш первый кадр закралась мысль, что «Ой не бронелифчики ругать надо, ой не их» )
смена поставщика
Видимо Геральт всё-таки сделал тот квест с кузнецом за кадром 😀
На штанах трех белых полосок не хватает.
Довольно странный текст. Проще на рисунки ориентироваться.
И никто не носил латы поверх кольчуги. Дураков таскать лишние 10кг нет.
никто не носил латы поверх кольчуги.
Ты всех рыцарей средневековой Европы опросил?
Это логика и матчасть. Этот миф про латы поверх кольчуги идёт от авторов фентези и прочих, которые в музее доспех видели а как оно устроено не знали.
Причём тут же в тексте видим как элементы кольчуги подшивали к гамбезону.
Головой подумай для начала любитель графомании и слова никогда.
Кольчуга под латами не выполняет никакой функциональной задачи.
Она имеет смысл только в местах сочленений доспехов.
И конный воин может оказаться на земле и будет вынужден толкаться и драться как пехотинец, а тяжелому пехотинцу нет смысла становиться тяжелым для себя за счет кольчуги под латной пластиной.
И на коне в том числе эти 10 лишних килограм очень принципиальны.
Какую функциональную роль выполняет кольчуга под латной пластиной?
Под полными латами кольчугу ни разу не видел и не приходит в голову целесобразность такого ношения.
Спасибо, ржал в полный голос, на 3:17 когда кинжалом пытался в глаз попасть, хотя можно было просто напинать по незащищенным яйкам )))
Броня новодел, с другой толщиной и весом.
Зато коню принципиально.
Пока ни один рыцарь ношения лат поверх кольчуги не подтвердил.
А сколько опровергло?
Хочешь сказать носили кольчугу ПОВЕРХ лат?
А ну да. mail coif так и носили)
Кольчужный капюшон (англ. mail coif) — капюшон из кольчуги, защищавший голову, мог быть как частью хауберка, так и носиться отдельно.
Первоначально составлял с кольчугой единое целое, во второй половине XIII в. (а по другим данным, ещё в середине XII в.) стал выполняться отдельно[1]. Мог включать откидной кольчужный клапан для защиты рта. Поверх кольчужного капюшона обычно надевался конический «норманнский» шлем, который к концу XII века сменил топфхельм (ведрообразный шлем).
Похоже что народ просто никак не может договориться в терминологии 🙂
Если разговор идет о полных латных доспехах, типа максимилианского или миланского, то маловероятно что под ними носили кольчугу, максимум только кольчужные вставки и небольшие кольчужные элементы, например, кольчужную юбку.
Но комбинированные кольчужно-пластинчатые комплекты защитного вооружения были всегда и самые разные.
Например, в XIV веке могли одевать поверх кольчуги мелкопластинчатый бригантный доспех. Только вот бригантный доспех это еще пока далековато от полного латного доспеха XV-XVI веков.
Что же касается травм. Ну костоправы то может и были, только врядли они могли эффективно лечить тяжелые переломы. А помимо переломов еще большую угрозу несут ушибы внутренних органов. Небоевые потери, потери от ран (после боя) тогда всегда были высоки. А с защитой от порезов и поддоспешник справится. А вот уже от злобного мужья с пиками никакая кольчуга сама по себе уже не спасет. От арбалетного болта и от последствий ранения им кольчуга Ричарда Львинное Сердце тоже кстати не спасла.