Что ограничивает распространение папоротникообразных на земле
Что ограничивает распространение папоротникообразных на земле
Подробное решение Раздел стр. 61 по биологии для учащихся 7 класса, авторов В.Б. Захаров, Н.И. Сонин 2016
1. Каковы внешние особенности папоротниковидных? Какие вы знаете жизненные формы папоротников? Сравните папоротники и другие споровые растения.
В настоящее время папоротники представлены большим числом видов, распространены очень широко и встречаются от лесов севера средней полосы до тропиков, населяя самые разные местообитания — начиная с пустынь и кончая болотами. Размеры их колеблются от нескольких миллиметров до 25 м (у тропических древовидных форм). Широко известны древовидные формы папоротников. Также встречаются лиановидные папоротники. Очень много во влажном тропическом лесу и разнообразных эпифитных папоротников, т. е. поселяющихся на других растениях. Существует также несколько видов плавающих многолетних папоротников, обитающих в водоёмах. Папоротники стран умеренного климата в большинстве своём — многолетние наземные травянистые растения.
2. Объясните, как осуществляется процесс размножения папоротников. Цикл развития папоротников. Какие физические факторы среды необходимы для осуществления полового и бесполого размножения папоротников?
На нижней поверхности листа развиваются спорангии, в которых образуются споры. В благоприятных условиях спора прорастает, и из неё формируется небольшая зелёная пластинка — заросток. Это гаметофит, на нём формируются женские и мужские половые органы, где образуются яйцеклетки и сперматозоиды. Оплодотворение происходит в капле воды. Из зиготы развивается зародыш, после его укоренения заросток отмирает. Зародыш развивается в спорофит. Папоротникам свойственно также вегетативное размножение посредством специальных почек, образующихся на корневище. Обязательным фактором внешней среды для полового размножения служит наличие воды. В жизненном цикле папоротников чередуются бесполое и половое поколения — спорофит и гаметофит. Преобладает фаза спорофита.
3. Подготовьте рассказ на тему «Почему люди так и не нашли цветок папоротника» и «О жизненном цикле папоротникообразных» для младших школьников и родителей.
Цветок папоротника — это мифический цветок, который согласно славянским поверьям, цветёт лишь один миг, в ночь накануне Ивана Купалы. Согласно поверью тот, кто совал цветок приобретает необычные возможности. Он может понимать язык животных, видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились, входить беспрепятственно в сокровищницы, становиться невидимым и принимать любое обличье. По поверью, в полночь из куста папоротника «показывается цветочная почка. Наконец, ровно в 12 часов, развертывается цвет, который своим пламенем освещает все около себя. В реальности папоротник никогда не цветёт — он размножается спорами. Поэтому люди до сих пор так и не нашли это то цветок.
4. Где обитают хвощи, плауны и папоротники?
Плауны, хвощи и папоротники чаще всего встречаются в хвойных и смешанных лесах с достаточной увлажнённостью.
5. Как человек использует хвощи, плауны и папоротники?
Перечисленные растения используются человеком в лекарственных целях, в промышленности (при окраске тканей натуральными красителями, шлифовке). Некоторые виды папоротников используются в пищу. Также эти растения используются в сельском хозяйстве.
6. Составьте развернутый план параграфа.
Вопросы к параграфу 21 — ГДЗ по Биологии 5 класс Учебник Пасечник
§21. Плауны. Хвощи. Папоротники
Вопросы в начале параграфа
1. Что называют тканью?
Ткань — это совокупность клеток и межклеточного пространства, имеющая общее происхождение, строение и выполняющая определённые функции.
2. Какие растительные ткани вы знаете?
Выделяют несколько видов растительных тканей: покровные, основные, механические, проводящие и образовательные.
3. Какое строение имеют и какую функцию выполняют проводящие ткани?
Проводящие ткани образованы живыми или мёртвыми клетками, которые имеют вид трубок. По ним передвигаются растворенные в воде питательные вещества.
Проводящие ткани представлены сосудами и ситовидными трубками.
Сосуды — последовательно соединенные мёртвые полые клетки, поперечные перегородки между которыми исчезают. Ситовидные трубки — удлинённые безъядерные живые клетки, последовательно соединенные между собой. В их поперечных стенках есть достаточно крупные отверстия.
4. Какое строение имеют и какую функцию выполняют механические ткани?
Механические ткани придают прочность растениям. Они образованы группами клеток с утолщенными оболочками. У некоторых клеток оболочки одревесневают. Часто клетки механической ткани удлиненные и имеют вид волокон.
Вопросы в конце параграфа
1. Почему плауны, хвощи и папоротники относят к высшим споровым растениям?
Папоротники, плауны и хвощи имеют деление на органы: корни, стебель и листья. У этих растений хорошо развиты проводящие и механические ткани, что позволяет им достигать больших размеров. Размножаются они спорами.
2. Где они растут?
Плауны, хвощи и папоротники растут преимущественно во влажных тенистых местах. Плауны любят расти в сосновых лесах. Хвощи растут на полях, в лесах или около водоемов, обычно на участках с влажной кислой почвой. Папоротники широко распространены на всей территории Земли. Они растут как на суше, так и в воде.
3. Каково их строение?
Это многолетние, чаще всего травянистые растения. Все они имеют корни, стебель и листья. У этих растений хорошо развиты проводящие и механические ткани, что позволяет им достигать больших размеров.
У плавунов длинный ползучий стебель с множеством веток, покрытых мелкими листьями. Хвощи имеют длинные ветвящиеся корневища, зимующие в почве. У большинства папоротников под землей параллельно поверхности почвы расположены корневища (подземные побеги). Вайи растут прямо от корневищ.
4. Какие растения — папоротники или мхи — имеют более сложное строение? Докажите это.
Папоротники имеют более сложное строение. У них вместо ризоидов имеются корни и корневище (подземные побеги). У папоротников хорошо развиты проводящие и механические ткани, что позволяет им достигать больших размеров. У мхов таких тканей нет. Размеры папоротников разнообразны: от нескольких миллиметров до 20 м высотой. Различные виды папоротников способны выживать в самых разных климатических и природных условиях.
5. Каково значение плаунов, хвощей и папоротников?
Из отмерших древних древовидных форм этих растений миллионы лет назад образовались залежи каменного угля, который служит топливом и ценным химическим сырьем. Из него получают смазочные масла, смолы, кокс, пластмассы, парфюмерные изделия и многие другие продукты.
Споры плауна используются в аптечном деле при изготовлении детской присыпки и в металлургии, когда формы для литья посыпают порошком из спор, чтобы металлические детали легко отставали от стенок.
Хвощ полевой является сорняком и наносит вред культурам.
Побеги хвоща раньше использовались при полировке металлических изделий.
В некоторых районах весенние побеги хвоща употребляют в пищу.
Подумайте
Почему многие виды папоротников, также являясь споровыми растениями, в отличие от мхов могут достигать значительных размеров?
Папоротники имеют более сложное строение. У них вместо ризоидов имеются корни и корневище (подземные побеги). Это позволяет папоротникам получать полноценное питание из почвы и удерживает крепко растение в земле.
У папоротников хорошо развиты проводящие и механические ткани, что позволяет им обеспечить все части растений питательными веществами и делает растение прочным. Эти факторы дают возможность папоротникам достигать больших размеров.
Задания
На основании изучения материала параграфа и дополнительного текста составьте сообщение «Многообразие высших споровых растений и их значение в природе и жизни человека».
Многообразие высших споровых растений и их значение в природе и жизни человека
Высшие споровые растения населяют сушу более 400 млн лет. Первые растения были небольшого размера, имели просто устроенные вегетативные органы. В процессе эволюции совершенствовалось внутреннее и внешнее строение. У высших споровых растений споры образуются в многоклеточных спорангиях и приспособлены к распространению ветром. К высшим споровым растениям относятся мхи, папоротники, хвощи и плауны.
Мох — неотъемлемая составляющая растительных сообществ тундры, болота, леса и т.д.. Вместе с лишайниками они первыми поселяются на безжизненных просторах и участвуют в начальных стадиях зарастания почв. Мхи способны быстро поглощать влагу и долго ее удерживать, что приводит к постепенному заболачиванию земель. Листостебельные мхи при отмирании образуют торф, который широко используется человеком. Торф применяется как топливо, удобрение и как сырьё для промышленности.
Значение плауновидных. Благодаря большому содержанию жиров в спорах плаунов (около 49%) их применяют в медицине для лечения ран, как детскую присыпку, в фасонном литье для обсыпки стенок моделей, а также в пиротехнике.
Роль хвощей в современном растительном покрове незначительна. Однако они, как и остальные вымерших высших споровых, образовали каменный уголь. Хвощ полевой является сорняком и наносит вред культурам. Хвощ болотный является ядовитым для животных. Хвощ полевой используют в народной медицине как мочегонное и кровоостанавливающее средство.
Папоротникообразные входят в состав природных группировок, выполняют важную роль в накоплении органического вещества почвы. Корневища некоторых видов папоротников поедают животные. Как пищевое растение используют молодые листья и корневище орляка. Широко используют декоративные папоротники как комнатные растения и для создания цветочных композиций.
Задания для любознательных
Найдите и рассмотрите кусочки каменного угля с отпечатками древних растений.
Кусочки каменного угля с отпечатками древних растений могут выглядеть так:
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ТЕМА: «ОТДЕЛ ПАПОРОТНИКИ. ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И МНОГООБРАЗИЕ.» 7 класс
Образовательная: расширить знания учащихся о высших споровых растениях, их многообразии и происхождении, раскрыть особенности строения и жизнедеятельности папоротников как наиболее сложноорганизованных по сравнению с моховидными;
Развивающая: создать условия для развития: компетенции разрешения проблем/ целеполагание и планирование деятельности/1 уровень
Воспитательная: формирование экологической культуры у школьников; воспитание бережного отношения и любви к природе.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор, презентация
гербарии папоротника щитовника мужского (можно использовать комнатные растения отдела папоротниковидных), лупа.
– формироватьумение отличать папоротники от других изученных растений (по таблице);
– формировать умение объяснять особенности строения и жизнедеятельность папоротников;
– формировать умение понимать смысл биологических терминов: вайн, сорусы.
Метапредметные и личностные результаты:
1.Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
2.Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
3.Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
1.Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
2. Сформироватьумение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Выяснить особенности внешнего строения папортников;
Показать особенности клеточного строения папоротников;
Формировать умение вести научный диалог;
Совершенствовать навыки работы с научнымтекстом,рисунками,гербарием,видеоматериалом.
Организационный этап 1мин
Актуализация 5 мин
Стадия вызова 1 мин
Стадия осмысления 24 мин
Древние папоротникообразные. 3 мин
Среда обитания и жизненные формы. 3 мин
Многообразие папоротникообразных. Редкие и исчезающие виды на ДВ. 5 мин
Лабораторная работа №6 «Особенности строения папоротника» 7 мин
Особенности жизнедеятельности 6 мин
I .Организационный момент: слайд 1
II .Актуализация: слайд 2 Интеллектуальная разминка:
Что лишнее: спора, гамета, спорофит, спорангии.
Обобщить – что это кукушкин лен, мох сфагнум, печеночные мхи
Что пропущено: ламинария/водоросль= хвощ полевой/…
Морфологический ящик: в “ящике” с буквами спрятано слово. Задача найти его, для чего необходимо правильно совместить понятия по вертикали и горизонтали.
Этот орган есть у хвоща в отличии от мхов
Этот орган есть в поколении спорофита
Этот орган членистый, наземный у хвоща
Этот организм образуется в поколении гаметофита
III . Стадия вызова. С древних времен наш народ хранит память о летнем языческом празднике славян – дне Ивана Купалы. В этот день принято водить хороводы, прыгать через костер и искать волшебный цветок папоротника.
По поверью, в темную ночь, в канун праздника, цветет папоротник. Расцветает он будто бы ровно в полночь. Тому, кому посчастливится увидеть и завладеть цветком папоротника откроются любые клады, где бы они не были спрятаны.
Проблемный вопрос урока: Правда ли, что в ночь на Ивана Купалу можно найти с помощью цветка папоротника клад? (слайд 4)
Для решения поставленных перед нами задач и ответа на проблемный вопрос мы разберем сегодня следующие вопросы:
Среда обитания и жизненные формы.
Многообразие папоротникообразных. Редкие и исчезающие виды на ДВ.
(План урока записан на слайде№5)
1.Прежде, чем искать цветок папоротника, надо знать, что такое папоротники. Что же мы будем искать в лесу? На доске один ученик «сортирует» растения на Папоротники и нет, объясняя свой выбор. ( Идет повторение признаков групп растений.) Слайд № 6
2. Происхождение папоротников. Поясните высказывание: «уголь – это жившие когда-то и окаменевшие споровые растения»
Папоротники – наиболее древняя группа вымерших растений. (слайд 7) Но был на Земле период, когда папоротники занимали господствующее положение.
300 млн. лет назад было время наивысшего расцвета папоротникообразных. Они безраздельно господствовали на всей планете. Климат был влажным и теплым. Туманная мгла водяных паров часто закрывала Солнце. Каждый день шли теплые проливные дожди. Это приводило к разливам рек, образованию озер и заболачиванию почвы. Все это вызывало пышный рост древовидных папоротников. Высота деревьев достигала почти 40 м. Отмершие растения падали на залитую водой почву. Во время разлива реки сносили деревья и заносили их песком и илом. Под действием слоев грунта и воды деревья спрессовывались, за миллионы лет без доступа кислорода они превратились в каменный уголь.
Итак, мы убедились, что для жизнедеятельности папоротников нужна вода.
В настоящее время на земном шаре насчитывают около 10 тыс. видов. Произошли папоротники от потомков псилофитов.
3. Многообразие папоротников. (слайд 8-9)
Самым маленькими папоротниками считаются хецистортерис пумила и азолла карилиниана. Длина этих видов едва достигает 12 мм.
В умеренных зонах распространены только травянистые виды; они чаще встречаются во влажных лесах, по сырым оврагам, некоторые растут на заболоченных местах и в водоемах.
Каковы жизненные формы папоротников?
Около 2/3 из 12000 видов папоротников преимущественно произрастают в тропиках, а оставшаяся треть населяет леса умеренной зоны. Практически нет папоротников в степях и пустынях. С чем связано такое распространение папоротников на планете?
Какова среда обитания?
В лесах нашего ДВ встречаются несколько десятков видов папоротников (слайд 10) : орляк обыкновенный, страусопер, чистоус, щитовник, ужовник тепловодный (Камчатка), Листовник японский, Кривокусник (самый маленький), Гроздовник лунный и др.
Представление проектов: «Папоротники ДВ», представление буклетов и презентаций.
В настоящее время папоротники – вымирающая группа растений. Многие виды занесены в Красную книгу. Редкие, уязвимые виды
Всем известно, что исчезновение какого-либо растений или животных приведет к нарушению экологического равновесия в природе, чтобы этого не произошло, папоротники необходимо беречь и охранять, как и другие виды растений.
Что мы можем сделать для сохранения редких видов?
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг.
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот папоротник, василёк,
Расцвел как огонек.
Налево, направо, вокруг посмотрели,
Открыли глаза, и снова присели!
Задача ваша, пользуясь раздаточным материалом, познакомиться со строением папоротника и выяснить, в чем произошло усложнение в организации папоротника по сравнению со мхами.
Просмотр ЦОРа «Строение папоротника»
Спорофит папоротников представлен крупным многолетним травянистым растением до 1 м высоты. Нижняя часть побега долго сохраняется в почве, образуя корневище. Корневище мощное, косое, 30 см длины и 2-3 см ширины. От корневища отходят листья и многочисленные придаточные корни.
От верхушки корневища отходит пучок зеленых длинночерешковых дважды перисто-рассеченных листьев, черешки которых густо покрыты бурыми пленками. Листья папоротников называются вайями. Растут листья папоротника медленно и своеобразно. Они развиваются в почках под землей 2 года. Только на третий год весной они появляются, а к осени отмирают. Молодые листья улиткообразно закручены. Кроме того, листья папоротников в отличие от всех прочих растений растут не основанием, а верхушкой. Вследствие длительного верхушечного роста вайи достигают крупных размеров.
Придаточные корни, как и стебель, имеют сосудистые пучки, Наличие проводящей ткани дает папоротнику больше преимуществ в выживании, чем мхам, поскольку всасываемая корнями вода по сосудам стебля передвигается в листья.
Лабораторная работа “Строение папоротника”
Цель: Изучить особенности строения папоротников. Выявить черты принадлежности к высшим растениям. Выделить черты усложнения папоротников по сравнению с хвощами.
Оборудование: Гербарии папоротника щитовника мужского (можно использовать комнатные растения отдела папоротниковидных), лупа, рисунки (приложение)
1.Рассмотрите внешнее строение папоротника по рисунку и гербарию и ЦОР «Строение папоротника». Найдите корневище с отходящими от него придаточными корнями. Какую корневую систему они образуют?
2.Рассмотрите лист (черешок, молодой лист-улитку) папоротника и опишите его строение.
3.На нижней стороне листа папоротника найдите бурые бугорки со спорами. Каково значение спор в жизни папоротника?
4.Сравните папоротник со мхом. Найдите черты сходства и различия. Заполните таблицу «Сравнение папоротника и хвоща».
5. Сделайте вывод об усложнении строения папоротника по сравнению с хвощами. Обоснуйте принадлежность папоротника к высшим споровым растениям.
Ответ на проблемный вопрос.
5.Итак, это цветение папоротника неправдоподобно. Но как же тогда размножается папоротник? Учащимся предлагается с помощью отдельных рисунков составить схему размножения и жизнедеятельности папоротника на интерактивной доске. Учитель корректирует работу каждой группы наводящими вопросами. Передвигая схемы, ученик составляет рассказ о размножении папоротников. С помощью маркера дописываются необходимые стрелочки.
КОЗ. (слайд 14-16) Компетентность разрешения проблем/целеполагание и планирование деятельности/1 уровень
Сценарий. Вы цветовод- любитель. Ваша подруга пришла к вам в гости и увидела красивый папоротник, который ей очень понравился. Она очень заинтересовалась в приобретении данного растения и попросила вас размножить этот папоротник.
Ваша задача: просмотрите ЦОР «размножение папоротников», с помощью отдельных рисунков составьте схему размножения и жизнедеятельности папоротника, и выделите основные стадии и части растения, с помощью которых можно размножить папоротник. Составьте план размножения папоротника (соблюдая последовательность этапов).
Заполните пропуски в тексте:
V . Закрепление: работа по тестам (слайд 16-17)
1. Дифференцированные задания. Уровень А.
2. Чем отличается внешнее строение папоротника от строения хвощей и плаунов?
Подчеркните правильные ответы, предложенные в скобках.
1. Что развивается из спор папоротника? (гаметофит; спорофит )
2. Что развивается из зиготы папоротника? ( половое поколение с гаметангиями ; бесполое со спорангиями)
3. Чем представлен гаметофит папоротника? (травянистым растением с корневищем, стеблем и листьями; коробочкой со спорами; заростком )
5. Какое поколение преобладает в жизненном папоротников? ( бесполое – спорофит ; половое – гаметофит)
6. Что служит ограничивающим фактором в цикле развития папоротников? (воздух, вода, температура)
1. Около 2/3 из приблизительно 12 тыс. видов современных папоротников произрастают в тропиках, а оставшаяся 1/3 встречается в лесах умеренных широт. Практически нет папоротников в степях и пустынях. Почему?
2. Приспособленность папоротника к улавливанию рассеянных лучей солнечного света в нижнем ярусе леса состоит в том, что:
а) у него на нижней стороне листа расположены споры;
б) стебель у него укороченный;
в) листья имеют длинный черешок;
г) листовая пластинка у листа крупная, рассеченная.
Что ограничивает распространение папоротникообразных на земле
Высшие споровые растения
Общая характеристика Папоротникообразных
Отдел Папоротниковидные
В настоящее время отдел насчитывает примерно 12 000 видов.
Жизненные формы: травы, деревья (рис. 1) и лианы (несколько тропических видов). Есть водные формы (сальвиния плавающая (рис. 2)).
Листья папоротников — вайи — цельные или сложно расчлененные с хорошо развитой проводящей системой. Развитие листа происходит из «улитки» (рис. 3).
Листья могут быть дифференцированы на стерильные и фертильные (ужовник (рис. 4)), или выполнять одновременно обе функции (большинство папоротников (рис. 5)). У страусника фертильные листья не фотосинтезируют (рис. 6).
Большинство папоротников имеют подземное корневище и хорошо развитые придаточные корни (рис. 7).
Жизненный цикл папоротников включает чередование гаплоидного гаметофита и диплоидного спорофита с преобладанием спорофита. В жизненном цикле происходит чередование полового и бесполого размножения (рис. 8).
При бесполом размножении на нижней стороне листа образуются парные выросты — сорусы (рис. 9). Сорус представляет собой ножку и покрывальце, закрывающее снизу шаровидные спорангии (рис. 10), отходящие от основания ножки. В спорангиях формируются материнские клетки спор, которые делятся мейозом с образованием гаплоидных клеток, становящихся спорами. В сухую погоду края покрывальца отгибаются, а оболочка спорангия лопается из-за неравномерного утолщения стенок образующих ее клеток.
Из спор, попавших во влажное освещенное место, развивается гаплоидный гаметофит папоротника — заросток — в виде сердцевидной пластинки с многочисленными ризоидами. На его нижней стороне образуются антеридии со сперматозоидами и архегонии с яйцеклетками. Так же как и мхам, папоротникам для оплодотворения нужна вода. По ней многожгутиковые сперматозоиды папоротника плывут к архегониям. Там сперматозоиды сливаются с яйцеклеткой, образуя диплоидную зиготу. Из нее вырастает новое диплоидное растение.
В лесах умеренной зоны наиболее часто встречаются щитовник мужской, кочедыжник женский, орляк.
Отдел плауновидные
Представителем плаунов, часто встречающихся в нашей стране, является плаун булавовидный (рис. 11).
В жизненном цикле плаунов, как и всех папоротникообразных, происходит чередование полового и бесполого размножения (рис. 12). На концах побегов плауна образуются прямостоячие спороносные колоски — стробилы. Спороносные колоски покрыты видоизмененными чешуевидными листочками — спорофиллами — на которых образуются спорангии. В спорангиях в результате мейоза образуются гаплоидные споры. Созревшие споры высыпаются, и из них развивается гаплоидный заросток. У многих видов плаунов заросток развивается под землей в течение нескольких лет, питаясь гетеротрофно, в основном за счет симбиоза с грибом. На зрелом гаметофите образуются архегонии с яйцеклетками и антеридии со сперматозоидами. После оплодотворения из зиготы развивается диплоидный спорофит, который питается за счет гаметофита, пока не достигнет поверхности земли, где он начинает фотосинтезировать.
Отдел хвощевидные
Древняя группа сосудистых растений, представленная в настоящее время примерно 30 видами.
Стебли полые, состоящие из отдельных члеников и выполняющие функцию фотосинтеза (рис. 13). Для увеличения прочности под эпидермой проходят пучки волокон склеренхимы, образуя ребра на поверхности стебля. Кроме того, в стеблях хвощей откладываются мелкие кристаллы окиси кремния, увеличивающие их жесткость.
Под землей у хвоща образуется густая сеть корневищ, служащих для вегетативного размножения и переживания зимы.
Весной из-под земли вырастают спороносные побеги. Они имеют коричневый цвет, т. к. не содержат хлорофилла и живут за счет накопленных в прошлом году запасов питательных веществ. На их спорофиллах в результате мейоза образуются гаплоидные споры, которые имеют специальные нитевидные выросты, меняющие форму в зависимости от влажности. Это позволяет им легче покидать спорангий и шире распространяться. Они дают начало гаплоидному заростку. Жизненный цикл хвощей похож на жизненный цикл папоротников (рис. 14).