Что ограничивает свободную конкуренцию внутри государств
Что ограничивает свободную конкуренцию внутри государств
Подробное решение страница Стр. 4–5 по истории тетрадь-тренажёр для учащихся 8 класса, авторов Лазарева А.В. 2017
1. Что из перечисленного впервые появляется в XIX в.?
2, 3, 4 — машиностроение, электричество, текстильная отрасль
2. Транспортная революция началась
3 — с железных дорог
3. Капитал — это:
3 — деньги, приносящие прибыль
4. Стандартизация — это:
2 — производство деталей по образцу
5. При урбанизации происходит:
6. Свободную конкуренцию внутри стран ограничивало:
7. При аграрном капитализме:
1 — крестьяне свободны, обедневшие крестьяне нанимаются на работу к разбогатевшим, увеличивается товарность хозяйства
8. Демографические перемены в XIX в. выразились:
3 — в понижении смертности и высокой рождаемости
9. Пауперизм — это:
4 — катастрофическая массовая бедность
10. Социальная мобильность подразумевает:
2 — переход из одной общественной группы в другую
11. Кризис перепроизводства — это когда:
1 — количество товаров превышает спрос
12. Демократизация избирательного права — это:
3 — разрешение голосовать каждому без ограничений
13. Установите соответствие между именами мыслителей и их идеологиями.
14. Установите соответствие между именами учёных и их открытиями или теориями.
Признаки и последствия ограничения свободной конкуренции в России
Современная рыночная экономика России развивается в условиях совершенной конкуренции. При такой системе существует ряд сложностей, ограничивающих прибыль предприятий. Крупные компании стремятся ограничить борьбу, чтобы обеспечить себе высокий уровень дохода. Войти на рынок фирмам-новичкам проблематично. Но существует нормативная база, поддерживающая развитие конкуренции в стране.
Суть и признаки ограничения свободной конкуренции
Таким образом, ограничение конкуренции – это комплекс мероприятий, направленных на нарушение свободной конкуренции, с целью извлечения дополнительной прибыли, захвата новых сегментов рынка.
В роли субъектов, оказывающих воздействие на рыночные отношения, могут выступать:
Согласно ФЗ №135 «О защите конкуренции», и ФЗ №401, ограничение имеет следующие признаки:
Для достижения корыстных целей могут использоваться непредсказуемые способы, препятствующие развитию рынка.
Признаки незаконного ограничения конкуренции:
Виды ограничения конкуренции
Воздействие на нарушение равновесия может осуществляться в различных видах:
Злоупотребление доминирующей позицией
Злоупотребление преимущественным правом может проявляться в различных вариантах:
Доминирующее положение может занимать одна фирма или группа компаний.
Сговор участников рынка
Согласованность действий подразумевает не заключение договора, а устный (письменный) сговор для соблюдения своих интересов и выгоды.
Соглашение может касаться различных аспектов:
Фирмы, участвующие в сговоре, образуют картель. Данная структура является самой опасной формой нарушения антимонопольного регулирования.
Акты и действия органов власти
Законодательство запрещает органам власти осуществлять действия или принимать нормативно-правовые акты, ограничивающие конкуренцию:
Проявление ограничения свободной конкуренции ведет к образованию монополий.
Совершенная конкуренция и ее суть.
Примеры ограничений
При рассмотрении примеров, препятствующих развитию конкуренции, со стороны властей и отдельных участников рыночных отношений, можно выделить основные:
Образование монополий как результат ограничения конкуренции
Отсутствие конкуренции на рынке свидетельствует о формировании естественных или искусственных монополий.
Искусственная монополия – объединения предприятий, с целью получения коммерческой выгоды (сговор в формировании цен, создание барьеров конкурентам, применение рекламы и т.д.). Данная структура создается целенаправленно для удаления конкуренции, формируется под конкретные предприятия.
Законодательное регулирование
Закон контролирует исключение дискриминации пользования ресурсам, Приказ ФАС РФ No108
регулирует порядок оценки и анализа конкурентной среды. Для правовой защиты участников рынка создано антимонопольное законодательство.
В России деятельность субъектов рынка регулируется перечнем нормативно-правовых актов:
Конституцией (ст.8) | гарантирует свободу и защиту предпринимательства |
ГК РФ (ст.1222) | обозначает право, подлежащее применению к обязательствам, возникающим вследствие недобросовестной конкуренции |
УК РФ (статья 178) | предусматривает уголовную ответственность за действия нарушающие рыночное равновесие |
КоАП РФ (ст.14.9) | координирует правомерность властей |
ФЗ №135 | описывает основополагающие моменты взаимодействия участников рынка |
ФЗ № 44 | направлен на урегулирование госзакупок |
ФЗ №147 | регулирует экономические отношения при существовании естественных монополий |
Закон №2395-1 | Контролирует исключение дискриминации пользования ресурсами |
Приказ ФАС РФ №108 | регулирует порядок оценки и анализа конкурентной среды |
За нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена ответственность, как участников рыночных отношений, так и органов власти.
Ответственность за нарушения
ФЗ №135 предусматривает ответственность субъектов за противоправные манипуляции на рынке:
В результате выявления факта несоответствия может быть назначена соответствующая мера ответственности:
Гражданско-правовая | возмещение вреда здоровья или имуществя |
Административная | · штраф (от 50 тыс.); · дисквалификация на 3 года; |
Уголовная | · штраф (от 300 тыс. до 500 тыс. руб.); · принудительные работы с невозможностью назначаться ряд должностей и заниматься обозначенными видами деятельности) · лишение свободы до 7 лет |
Дисциплинарная | · замечание; Лица, права и интересы которых нарушены, могут урегулировать вопрос в судебном порядке. Судебная практикаВ качестве примеров судебных дел можно привести: В результате апелляционной жалобы ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» был снижен размер штрафа (назначенный за злоупотребление доминирования), с основанием: «Антимонопольный орган неверно отметил область границ рынка, на котором выявлены нарушения, в результате чего, штраф был назначен необоснованно». Основные виды конкуренции: В результате судебного процесса, был назначен штраф организации, за участие в сговоре (картели) при проведении торгов. Но Арбитражный суд Северокавказского округа признал правомерным снижение штрафа в 47 раз из-за неблагоприятного финансового положения нарушителя и несопоставимости вынесенных санкций с характером правонарушения. Первоначально назначенная сумма штрафа приведет к банкротству компании, и соответственно к невыполнению обязательств перед третьими лицами. Развитие рыночных отношений в стране сопровождается действием свободной конкуренции. Намеренное ограничение данной формы экономических отношений, создает невыгодные условия обращения товаров на рынке как для потребителей, так и для конкурирующих фирм. Понятие конкуренции, а также ее недопущения, ограничения, устраненияПонятие конкуренции закреплено в пункте 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции ). Из толкования данной дефиниции следует, что конкуренция — это состояние товарного рынка, при котором: б) ни один ХС не может в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров. Существует ли товарный рынок, который удовлетворяет данным требованиям? Представляется, что нет: на любом рынке есть ХС, который занимает доминирующее положение. А содержание доминирующего положения — это «возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара» (часть 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции). Таким образом, конкуренция, по смыслу закона, — это эталонное состояние рынка *. Оно не может быть достигнуто, однако служит «точкой отсчета» и позволяет установить, что рынок находится в состоянии недопущения, ограничения или устранения конкуренции. а) на рынке действует, по крайней мере, два независимых ХС; б) один ХС или группа связанных ХС могут в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров. а) на рынке действует лишь один ХС или группа связанных ХС; б) как следствие, они могут в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров. а) рынок находится в состоянии ограничения либо устранения конкуренции; б) на рынке сложились все условия для перехода в состояние, близкое к конкуренции; в) данный переход сдерживается исключительно действиями (бездействием) ХС или органов власти, противоречащими антимонопольному законодательству. Формулировка пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции соответствует доктрине гарвардской и чикагской экономических школ, которые рассматривают конкуренцию как эталонное состояние, к которому стремится рынок («статическая модель»). Пост-чикагский анализ рассматривает конкуренцию как процесс, существующий ради самого себя и не стремящийся к какому-либо идеалу («динамическая модель»). «Динамическая модель» показывает, что все стандарты, выводимые антимонопольными органами, весьма условны, особенно – на фоне динамики развития рынка. Представляется, что концепция пост-чикагского анализа больше соответствует действительности. И все же, если антимонопольное регулирование не будет учитывать основные постулаты «динамической модели», его будущее окажется под вопросом. **Почему недопущение, ограничение, устранение конкуренции — это состояния товарного рынка, а не действия? Пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции закрепляет понятие «признаки ограничения конкуренции», а не «ограничение конкуренции». Кроме того, необходимо обратиться к статьям, которые посвящены конкретным антимонопольным нарушениями, в частности статьям 10, 11, 11.1, 15, 16, 17 Закона о защите конкуренции. Из данных норм следует, что недопущение, ограничение, устранение конкуренции – это не сами действия (бездействие), а их последствия. Риски картели, антиконкурентных соглашенийПо данным ФАС большинство антиконкурентных соглашений заключается в следующих сферах: При этом сговор зачастую происходит в процессе торгов, в результате чего добросовестные участники закупок лишаются права на заключение контракта, терпят убытки. Также ущерб наносится и экономике государства.
Что такое антиконкурентное соглашениеФАС считает антиконкурентными такие соглашения, которые предполагают согласованность воли и действий, осведомленность каждой из сторон о намерении друг друга действовать определенным образом с целью ограничения конкуренции. Факт заключения антиконкурентного соглашения необязательно должен подтверждаться подписанием договора: о его заключении может свидетельствовать и фактическое поведение сторон (электронная переписка, определяющая условия обращения товара на рынке; единовременное изменение цен на продукцию), устное согласование и обсуждение действий по телефону. Картель – это одна из форм антиконкурентного соглашения, самое опасное нарушение антимонопольного законодательства. Картелем признаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, если они приводят или могут привести к: О картельном сговоре могут договориться как продавцы определенных товаров, так и участники закупок отдельной продукции. Например, в период начала пандемии в 2020 г. органы ФАС установили признаки нарушении антимонопольного законодательства в действиях продавцов гречневой крупы, лимонов и имбиря, медицинских масок. Нарушения заключались в установлении и поддержании высокого уровня цен на товары. Картельный сговор между участниками закупок может выражаться, например, в разделении рынка закупок, в которых разрешено участвовать членам картеля, либо в совершении действий, направленных на победу конкретного участника, либо в определении цены на товар, которую могут дать конкретные участники. Победа может быть обеспечена путем подачи договорившимися участниками неконкурентноспособных предложений или с использованием схем «таран», «карусель» и т.д. При подозрении, что конкуренты заключили картельное соглашение и ограничивают Ваше участие в закупках запрещенными методами, необходимо обратиться в ФАС с жалобой на такие действия в целях защиты своих интересов. Также антимонопольный орган самостоятельно проводит проверку выявления и наличия таких соглашений. Вертикальные антиконкурентные соглашенияВертикальным признаются соглашения между хозяйствующими субъектами, один из которых приобретает товар, а другой предоставляет (продает) товар. Они обеспечивают перемещение товара в цепочке от производителя к конкретному потребителю. Важно, что не все вертикальные соглашения запрещены действующим законодательством. Вертикальные соглашения запрещаются, если: Иные антиконкурентные соглашенияИные соглашения заключаются между лицами, не являющимися конкурентами и при этом не являющимися друг для друга продавцом или покупателем. Они запрещаются в том случае, если приводят или могут привести к ограничению конкуренции. В качестве примера можно привести соглашения между банками и страховыми компаниями об организации страхования заемщиков. Важно отметить, что запрет на заключение таких соглашений не распространяется на соглашения между хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц, если одним из них установлен контроль в отношении другого лица, либо если они находятся под контролем одного лица. Как распознать антиконкурентное соглашениеСвидетельствовать о заключении антиконкурентного соглашения могут прямые и косвенные доказательства. Факт наличия картельного сговора устанавливает и доказывает антимонопольная служба. Прямым доказательством является наличие соглашения, подписанного хозяйствующими субъектами. К косвенным доказательствам антимонопольная практика относит следующие факты: Надо понимать, что, принимая решение о нарушении субъектами антимонопольного законодательства, контрольный орган будет оценивать доказательства в совокупности. Поэтому заявлять о наличии сговора нужно тогда, когда имеется хотя бы несколько доказательств. ФАС имеет отработанные механизмы выявления нарушений и систему рисков (признаки) обнаружения картелей.
Риски и ответственность за заключение антиконкурентных соглашений.Классические картели – ч.1 ст.14.32 КоАП РФ: Юридические лица – штраф от 3 до 15% от суммы выручки, но не менее 100 тыс. руб. Должностные лица – штраф от 40 до 50 тыс. руб. или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет Картели на торгах – ч.2 ст.14.32 КоАП РФ: Юридические лица – штраф от 1/10 до 1/2 начальной стоимости предмета торгов, но не более 1/25 суммы выручки и не менее 100 000 рублей. Должностные лица – штраф от 20 до 50 тыс. руб. или дисквалификация на срок до 3 лет Уголовная ответственность: ст. 178 УК РФ ч.1 крупный ущерб (10 млн руб) или извлечение дохода в крупном размере (50 млн руб.) – до 3 лет лишения свободы; ч. 2 особо крупный ущерб (30 млн руб.) или извлечение дохода в особо крупном размере (250 млн руб.) – до 6 лет лишения свободы. Помимо ст. 178 УК РФ, действия участников незаконных сговоров и незаконных действий при проведении госзакупок могут квалифицироваться по-разному, в том числе как подкуп, мошенничество, злоупотребления в сфере закупок.
Что нужно сделать участникам закупок, чтобы не попасть под УК и не платить огромные штрафы1. Самое важное – получить необходимую информацию о том, какие действия могут быть расценены ФАС как сговор, нарушение конкуренции. Актуальную и важную информацию получайте из проверенного и компетентного источника. 2. Внедрить систему антимонопольного комплаенса. Это объективная необходимость для всех фирм, участвующих в закупках. 3. Провести тренинг для сотрудников о реальных правовых рисках для бизнеса и, самое главное, – ЛИЧНО для них и генерального директора. 4. Не совершать действия, которые ФАС однозначно расценит как нарушения. Методы конкуренции в бизнесеРеальность такова, что даже лучшие товары и услуги продают несколько продавцов. Иногда дороже, иногда дешевле, иногда с лучшим сервисом, иногда с худшим, но практически в любом бизнесе вряд ли удастся найти предложение, которое сможете сделать только вы. С одной стороны, это немного обидно. А с другой — вполне справедливо и полезно для рынка. Рассказываем про методы конкуренции, которые помогают бизнесу расти и развиваться. Что такое конкуренцияЕсли говорить про экономику, то это рынок, где действуют несколько производителей и продавцов. Каждый изо всех сил борется за внимание покупателей. У последних появляется выбор. Например, когда человек хочет купить смартфон, он выбирает модели у 10 производителей в 10 магазинах. При примерно одинаковых характеристиках, в одном магазине предлагают смартфон дешевле, в другом — удобная доставка, в третьем —за покупку начисляются полезные бонусы. Это конкуренция. В 2019 году организация «Росконгресс» провела исследование российского рынка о состоянии конкуренции. В опросе приняли участие 1300 предпринимателей. 51% среди опрошенных считают, что в России интенсивная конкуренция. То есть нужно постоянно что-то делать для привлечения клиентов. С другой стороны, Федеральная антимонопольная служба в 2020 году выпустила доклад о состоянии конкуренции на российском рынке. Государственная служба пишет, что на российском рынке слишком большая доля государственного участия. В некоторых отраслях она достигает 83%, и это плохо сказывается на развитии малого бизнеса. Антимонопольщики считают, что ситуацию улучшат тендеры. Это поможет малому и среднему бизнесу находить клиентов для товаров и услуг. Кстати, ПланФакт писал, как искать клиентов в закупках. Плюсы конкуренцииСитуацию лучше рассмотреть с точки зрения потребителей и предпринимателей. Конкуренция дает покупателям: На конкурентном рынке нет дефицита, а потребитель покупает по комфортной цене у продавца, который предлагает лучшие условия. Предприниматели, благодаря конкуренции, постоянно развивают бизнес: Минусы конкуренцииДля покупателя нет минусов в конкуренции, а вот предприниматели сталкиваются с трудностями: Но предприниматели знают, что бизнес — это риск. Поэтому то же исследование «Росконгресса» показывает, что бизнес позитивно оценивает само существование конкуренции. Виды конкуренцииОдин и тот же бизнес конкурирует с другими компаниями по разным направлениям. В целом, их 4: Методы конкуренцииКонкуренция не существует сама по себе. Предприниматели, их поведение, действия, решения влияют на рынок и приводят к изменениям. Поэтому бизнес применяет несколько методов конкуренции, чтобы улучшить положение на рынке. ДобросовестнаяЭто здоровое поведение на рынке, когда предприниматели постоянно улучшают бизнес, развивают сервис и внедряют технологии для привлечения клиентов. Никто не привлекает к решению вопросов чиновников, черные методы PR или бандитов. НедобросовестнаяЭто уже обратная сторона бизнеса. Некоторые предприниматели не хотят участвовать в честной борьбе и поэтому применяют нечестные методы работы. Подобные явления происходят в каждой стране. Например, встречаются такие виды недобросовестной конкуренции: Используют и черный PR. Например, с помощью ботов распространяют негативные комментарии на сайтах или в соцсетях. Эксперт по франшизам Евгений Талдыкин считает, что даже такую конкуренцию реально использовать в плюс:
Но бывают и совсем некрасивые способы убрать конкурента с дороги. Предприниматель занимается запчастями в одном регионе России. Он анонимно рассказал о таком случае:
Существуют и не совсем корректные схемы поглощения. Расскажем про случай с одной электронной торговой площадкой. Банк захотел купить площадку и предложил хорошую цену. Собственники ЭТП решили, что выгоднее продать бизнес. Переговоры шли хорошо, но в итоговых документах прописали неприемлемые условия. Деньги от покупки замораживались на счетах банка на несколько лет. За это время бизнес должен показывать такие же результаты, как в отчетности. Если показатели станут хуже, то часть денег возвращается банку. Собственники ЭТП отказались от таких условий. Потом выяснилось, что банк «натравливает» ФНС на таких «отказников». Площадка, о которой идет речь, вела дела официально, и поэтому налоговики не смогли предъявить претензии. ЦеноваяЕсть рынки с высокой конкуренцией. Например, когда покупаете смартфон или ноутбук в интернете, видите десятки предложений от разных магазинов. Предприниматели на таких рынках часто используют ценовую конкуренцию, то есть снижают цены, чтобы привлечь покупателей. Это нормальный способ для выживания бизнеса, но есть нюансы. Для начала лучше изучить цены конкурентов и посчитать все свои издержки, чтобы низкая стоимость все-таки приносила прибыль, а не увела бизнес в минус. Особенно это актуально для тендеров. Некоторые участники стремятся победить любой ценой. В итоге максимально снижают цену, побеждают и понимают, что исполнять контракт невыгодно. Генеральный директор Fast Reports Михаил Филиппенко считает, что занижать цену опасно для развития бизнеса:
НеценоваяПо сути, настоящий и честный бизнес строится на неценовой конкуренции. Давайте разберем методы,которые используют предприниматели, чтобы быть лучше других. Управляющий партнер Betty’s cake Антон Флинта рассказывает, что методы можно совмещать: Зачем нужна конкуренция бизнесуВ первую очередь, конкуренция показывает, какие товары и услуги востребованы на рынке. Популярная ошибка новичков — думать, что если нет конкурентов, то успех обеспечен Это не так. Скорее это показатель, что потребитель не созрел для предложения. С другой стороны, высококонкурентный рынок заставляет предпринимателя вести бизнес на основе цифр. Потому что придется сделать финансовую модель, чтобы понимать, насколько реальны планы компании. Возможно не стоит открывать небольшой продуктовый магазин в районе, где работают федеральные супермаркеты. Или все же открывать, но с конкурентным преимуществом. Например, работать 24 часа и с баром для продажи алкоголя ночью. Действующие предприниматели не расслабляются именно из-за конкуренции. Приходится постоянно что-то придумывать и улучшать, чтобы клиенты не уходили к другим компаниям. Иногда конкуренция приводит к неожиданным поворотам. Генеральный директор ООО «Научно-производственный центр «НовАТранс» Рафаил Валиев считает, что с конкурентами можно можно и сотрудничать:
Как обойти конкурентов в бизнесе: 6 советов для предпринимателяНе стоит бояться конкуренции. В бизнесе от нее не уйдешь, поэтому радуйтесь, что есть мотивация для улучшения бизнеса. Но и есть 6 правил для успешной конкурентной борьбы. 1. Внедрение новых технологийЭто касается производства и торговли. Новое оборудование позволяет пилораме производить больше фанеры за месяц, чем конкурентам на старых станках. Или пандемия Covid-19 показала, что рестораны, которые внедрили онлайн-сервисы, лучше перенесли «карантин». Пока другие только начинали принимать заказы через интернет, более передовые заведения уже вовсю продавали еду дистанционно. Всегда отслеживайте технологии, которые применяют в отрасли. Необязательно внедрять все новое. Одни инструменты хорошо работают за рубежом, но не востребованы в России. Но держите руку на пульсе, чтобы вовремя применить технологии, которые понравятся клиентам. 2. Обучение сотрудников и повышение квалификацииСотрудники должны знать не только техники продаж или убеждений. Важно, чтобы они разбирались в продукте. Представьте, что магазин продает витамины. Придет покупатель, которому нужны БАДы улучшения сна или от болей в суставах при занятиях спортом. Если продавец не сможет внятно ответить на вопросы и рассказать, для чего пить определенный вид витаминов, то покупатель уйдет в магазин, где получит грамотную консультацию. Поэтому важно, чтобы сотрудники были экспертами, а не только продавцами. Более того, эксперт отговорит клиента от ненужной покупки. А это позитивно скажется на имидже компании. В следующий раз клиент обязательно придет к вам, когда на самом деле понадобятся ваши товары. 3. Новые каналы масштабирования бизнесаЕсли кафе работает в одном городе, то рано или поздно встанет вопрос о масштабировании. На первом этапе открывают другие точки в городе. Затем отрабатывают бизнес-процессы и открывают кафе в других регионах. Это можно сделать и по франшизе. Если какие-то точки не окупаются, то бизнес получится сохранить за счет других заведений. Одному заведению труднее пережить кризисные ситуации. Например, арендодатель отказывается продлевать договор, а это значит, что кафе прекратит работу на какое-то время. Всегда ищите точки роста для бизнеса. Это поможет увеличить прибыль, и будет проще пережить трудные времена. У вас будет больше финансовых возможностей, чтобы справиться с потерями на некоторых направлениях. 4. Анализ конкурентовКонкуренты — это помощники для любого бизнеса. Необходимо регулярно следить за тем, что они делают. Например, под видом покупателей пытаться что-нибудь купить. Это делают для того, чтобы понять уровень экспертности продавцов и узнать, что еще предлагают клиентам. Анализ поможет держать руку на пульсе и быстро внедрять в работу фишки других компаний. При этом не стоит думать, что плохо подсматривать за другими. Это не так. Каждая деятельность развивается за счет какого-нибудь копирования. Главное, делать это осознанно и с пользой для клиентов. Руководитель офиса компании «ЦКТ» в Санкт-Петербурге Алексей Биляк считает, что анализировать конкурента можно собственными силами:
5. Изучение спроса в перспективеСтагнация приведет бизнес к остановке. Поэтому необходимо думать на перспективу. Посмотрите, как стали практически не нужны стационарные телефоны, модемы или кассетные магнитофоны. Изучайте технологии и тренды, чтобы предлагать рынку актуальный товар. Но тут главное не переборщить. Одно время все бросились продавать спиннеры, а сегодня поп-иты. Но у многих в итоге склады забиты этой продукцией. Учитесь отличать трендовые товары от долгого спроса. 6. Повышение качества продуктаЭто одно их основных правил для успешной борьбы с конкурентами. Всегда будьте лучше, и тогда клиенты выберут вас. И слово качество в данном случае означает комплексный подход. Недостаточно просто продавать или производить хорошие товары. Придется хорошо консультировать, быстро обрабатывать заявки покупателей, развивать доставку, сделать хорошую программу лояльности. То есть недостаточно быть хорошим в чем-то одном. Развивайте все аспекты, чтобы остаться на плаву. Сооснователь маркетплейса скидок «ПромКод» Андрей Приображенский считает, что необходимо отталкиваться и от клиентских запросов:
Конкуренция — это обычное явление для рынка, на котором работает малый и средний бизнес. Ее не нужно бояться, а наоборот, стоит использовать для развития и выхода на новый уровень.
|