Что ограничивало свободную конкуренцию внутри государств биржи монополии картели крепостное
Что ограничивало свободную конкуренцию внутри государств биржи монополии картели крепостное
Подробное решение страница Стр. 4–5 по истории тетрадь-тренажёр для учащихся 8 класса, авторов Лазарева А.В. 2017
1. Что из перечисленного впервые появляется в XIX в.?
2, 3, 4 — машиностроение, электричество, текстильная отрасль
2. Транспортная революция началась
3 — с железных дорог
3. Капитал — это:
3 — деньги, приносящие прибыль
4. Стандартизация — это:
2 — производство деталей по образцу
5. При урбанизации происходит:
6. Свободную конкуренцию внутри стран ограничивало:
7. При аграрном капитализме:
1 — крестьяне свободны, обедневшие крестьяне нанимаются на работу к разбогатевшим, увеличивается товарность хозяйства
8. Демографические перемены в XIX в. выразились:
3 — в понижении смертности и высокой рождаемости
9. Пауперизм — это:
4 — катастрофическая массовая бедность
10. Социальная мобильность подразумевает:
2 — переход из одной общественной группы в другую
11. Кризис перепроизводства — это когда:
1 — количество товаров превышает спрос
12. Демократизация избирательного права — это:
3 — разрешение голосовать каждому без ограничений
13. Установите соответствие между именами мыслителей и их идеологиями.
14. Установите соответствие между именами учёных и их открытиями или теориями.
ГДЗ история 9 класс Юдовская, Баранов Просвещение 2020 Задание: § 1 Экономическое развитие в XIX – начале XX в.
Стр. 7. Вопрос в начале параграфа
Вспомните, как проходила промышленная революция в Англии в XVIII в.
К середине XVIII в. в Англии созрели условия для промышленного переворота, т.е. перехода от мануфактуры к фабрично-заводскому, машинному производству. Во-первых, завершившаяся аграрная революция привела к тому, что появилось огромное количество свободных рабочих рук. Во-вторых, сложился рынок сбыта товаров. В-третьих, в результате земельных спекуляция внутри страны, ограбления колоний и работорговли у купцов и предпринимателей появились огромные средства, необходимые для строительства фабрик с применением машин.
Конец XVIII в. был отмечен созданием новой техники, которая привела к новой организации промышленности. На смену мануфактуре пришла фабрика. Промышленный переворот был настоящей революцией, вызвавшей огромный подъем производительности труда. Стали появляться фабрики – целые системы машинного производства.
Стр. 14. Вопросы в конце параграфа
1. Назовите особенности развития промышленной революции в XIX в. Какие изменения произошли со времени её начального этапа во второй половине XVIII в.?
Промышленная революция второй половины XVIII в. представляла собой радикальный технический переворот, но первоначально в масштабах одной страны – Англии и с относительно скромным влиянием на экономику. В XIX в. она охватила уже целые континенты и приняла форму индустриализации, постепенно превратившей крупную промышленность в основу экономики.
На начальном этапе промышленной революции ведущую роль из-за невысоких затрат на оборудование и широкого рынка сбыта готовой продукции играла текстильная промышленность. Но уже в 30-40-х гг. XIX в. главенствующую роль в промышленной революции заняли уголь и чугун, спрос на которые рос в связи с увеличением количества паровых машин и особенно из-за начала строительства железных дорог. Так вслед за текстильной отраслью промышленная революция пришла в черную металлургию. Все это способствовало возникновению машиностроения в качестве самостоятельной отрасли экономики.
2. Какое влияние на экономику оказала «транспортная революция»? 3. В чём проявлялась неравномерность промышленного развития в XIX в.?
Строительство железных дорог стало важнейшей частью «транспортной революции», проходившей в 30-е – 70-е гг. XIX в. В Европе и США началась «железнодорожная лихорадка». Новые виды транспорта сокращали время доставки грузов, позволило объединить части стран и континентов. Это ускорило промышленное производство и экономическое развитие стран.
3. Промышленное развитие быдло неравномерным, причем сразу в трёх аспектах – международном, региональном и отраслевом. В мировом масштабе выделялось безоговорочное лидерство Англии, «мастерской мира», которая в 1870 г. производила около трети мировой промышленной продукции. Страны Южной и Восточной Европы существенно отставали по промышленному развитию от государств западной и центральной части континента. Еще более значительным был отрыв США от прочих стран Нового света. Кроме того, неравномерность промышленного развития носила региональный характер. В каждой стране сначала возникали своеобразные плацдармы промышленной революции, с которых она постепенно распространялась на другие регионы. Неравномерным было и отраслевое развитие, поскольку технологические новшества первоначально затрагивали лишь немногие отрасли. Лидирующие в промышленном отношении отрасли вели за собой все остальные. Значение этих отраслей было настолько велико, что некоторые исследователи говорят даже о «второй промышленной революции».
4. К каким последствиям в экономическом развитии привёл мировой экономический кризис 1873 г.?
Кризис 1873 г. и последовавший за ним вплоть до 90-х гг. XIX в. период замедленного экономического роста («долгая депрессия») заставили предпринимателей искать дополнительной защиты своих позиций на рынке путём создания разного рода объединений – картелей, синдикатов и трестов. Началось ограничение свободной конкуренции благодаря монополизации – появлению крупных корпораций, стремившихся монопольно (единолично) диктовать условия в отдельных отраслях.
5. Каковы причины роста сельскохозяйственного производства?
Упразднение остатков сеньориальных пережитков в деревне после революций 1848-1849 гг. в Европе, отмена крепостного права в России в 1861 г. и ликвидация рабства в ходе Гражданской войны в США в 1861-1865 гг. способствовали замене подневольного труда в сельском хозяйстве трудом свободных людей. Это открывало более широкие возможности для развития капиталистических отношений в деревне. Сельское хозяйство стало производить больше из-за развития капиталистических отношений в деревне, а также в связи с техническим и научным прогрессом: селекцией скота, химическими удобрениями, фабричным изготовлением традиционных орудий труда, появлением машин (жатка, молотилка, трактор), а также начавшейся в Англии в XVIII в. «аграрной революцией», в XIX в. распространившейся на Западную Европу и Северную Америку.
Стр. 15. Подумайте
1. Используя текст параграфа, учебник по отечественной истории и дополнительные источники информации, сравните ход и характер промышленной революции в Западной Европе и России. Выясните общие черты и особенности.
Западная Европа | Россия | |
---|---|---|
Ход промышленной революции | Начальный этап: ведущая роль – текстильная промышленность; 30-40-е гг. XIX в.: черная металлургия; 30-70-е гг.: машиностроение и «транспортная революция» | Начало в текстильной промышленности; далее активно вовлекались металлообрабатывающая и горнозаводская промышленность |
Характер промышленной революции | Развитие современного промышленного капитализма, основанного на свободе конкуренции и стремлении к прибыли | Развитие промышленной революции происходило в условиях сохранения крепостного права и сословных различий |
Общие черты | Промышленная революция началась в текстильной промышленности; привела к урбанизации; развитие транспорта | |
Особенности | Промышленное развитие быдло неравномерным, причем сразу в трёх аспектах – международном, региональном и отраслевом. Лидирующие в промышленном отношении отрасли вели за собой все остальные | Позднее начало – 1830-40-е гг. XIX в.; происходило заимствование технических устройств из развитых стран Европы; начался в условиях сохранения крепостного права и феодальных пережитков; не все отрасли в одинаковой степени были захвачены промышленным переворотом |
2. С помощью Интернета найдите информацию о ведущих регионах промышленной революции в Англии, Франции, Германии и США. Объясните, чем определяется их лидерство.
Ланкашир и Йоркшир были центрами текстильной промышленности Англии. Лидерство их объясняется тем, что в этих графствах формировались промышленные плацдармы, с которых промышленная революция постепенно распространялась на другие регионы. Долина Рейна стала основой для горнодобывающей промышленности, благодаря наличию Рурского каменно-угольного бассейна. Саксония стала центром текстильной и пищевой промышленности. Благодаря наличию ресурсов формировались промышленные центры в США и Франции, что делало их лидерами в определенных секторах промышленности.
3. Найдите дополнительную информацию и подготовьте презентацию об одном из технических достижений «второй промышленной революции», упомянутых в параграфе.
Мартеновская печь – плавильная печь для переработки передельного угля и лома черных металлов в сталь нужного химического состава и качества. Название произошло от фамилии французского инженера и металлурга Пьера Эмиля Мартена, создавшего первую печь такого образца в 1864 году.
Устройство мартеновской печи
4. Используя дополнительные источники информации, сравните преобладавшие на рубеже XIX – XX вв. формы монополистических объединений в России и США.
США | Россия | |
---|---|---|
Преобладающие формы монополий | Трест | Синдикаты |
Особенности | Объединение предприятий, в рамках которой участники теряют производственную, коммерческую, а порой даже юридическую самостоятельность | Объединение предприятий, при которой происходит определение цен, закупки сырья, сбыта продукции, но сохраняется производственная и юридическая самостоятельность |
Крупнейшие монополии | «Стандарт Ойл», «Стальной трест» | «Продамет», «Продуголь», «Продвагон», «Гвоздь» |
Стр. 15. Вопросы к документу
«Из американской газеты 1890 г.»
1. О каком явлении экономической жизни США говорится в отрывке из газетной статьи?
В газетной статье говорится о монополизации, что привело к созданию разного рода объединений, в данном случае, трестов.
2. Считает ли автор статьи новым это явление и одобряет ли его?
Автор в статье пишет – «донимали тресты». Это говорит о негативной оценке монополизации автором данной статьи.
Конкуренция
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Определение конкуренции
Конкуренция — экономическая борьба между фирмами за лучшие условия купли-продажи и производства.
Конкуренция — один из важнейших способов повышения эффективности как целой экономической системы, так и ее звеньев.
Задачи конкуренции в экономике:
определение рыночной цены произведенной продукции;
уравнивание линейки цен, которые предприятия выставляют индивидуально;
контроль перетекания финансов из одной отрасли в другую, из одного производства в другое.
В России экономическую борьбу регулирует ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006. Главное положение этого закона — запрет на образование монополий.
Понятие конкурентоспособности
Конкурентоспособность — это относительная и обобщенная характеристика товара, которая выражает его выгодные отличия от товара-конкурента.
Конкурентоспособность — это сравнительная оценка свойств товара. Если бы на рынке не было конкурентов, с товарами которых потребитель сравнивает ваш товар, то нельзя было бы говорить и о его конкурентоспособности.
Конкурентоспособность товара определяется тремя группами параметров:
Технические параметры — назначение товара, его принадлежность к определенному виду продукции. Это также характеристики, которые отражают технико-конструкторские решения (стандарты, нормы, правила, законодательные акты) и эргономические показатели.
Экономические параметры представлены величиной затрат на производство товара: его ценой, расходами на транспортировку, установку, ремонт. Вместе все эти расходы образуют цену потребления. Цена потребления выше цены продажи. Покупатель тратит средства не только на приобретение товара, но и на его потребление.
Наиболее конкурентоспособен не тот товар, за который просят минимальную цену на рынке, а тот, цена потребления которого минимальна за весь срок его службы.
Социально-организационные параметры — учет социальной структуры потребителей, национальных особенностей в организации производства, сбыта, рекламы товара.
Конкурентоспособность товара во многом определяется конкурентоспособностью самого предприятия, однако между этими понятиями есть различия.
Конкурентоспособность фирмы — это характеристика, которая выражает отличия развития этой фирмы от развития конкурирующих фирм по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей и по эффективности производственной деятельности.
Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.
Функции конкуренции в рыночной экономике
Выделяют шесть основных функций конкуренции:
Регулирующая. В условиях свободной конкуренции фирмы производят ровно столько продукции, сколько необходимо потребителю. Равновесие не устанавливается сразу, к нему компания приходит после нескольких месяцев работы, анализируя объем спроса и продаж.
Конкуренция на рынке определяет величину спроса для продукции каждой фирмы и устанавливает оптимальный объем производства.
Аллокационная. В конкурентной среде проще достичь успеха тем предприятиям, которые размещены ближе всего к производственным ресурсам.
Инновационная. Стремительное развитие технологий в современном мире – результат конкуренции. Инженеры не останавливаются в разработках и стремятся каждый год вносить изменения в существующие технологии.
Адаптационная. Умение предприятий приспосабливаться к внешней среде, предлагая покупателям именно то, чего они ожидают.
Распределительная. Рынок — это живой организм, который постоянно изменяется. Каждый день предприниматели оценивают обстановку и решают, есть ли смысл продолжать вкладывать свои ресурсы в проекты или настало время осваивать новые горизонты. Так, из малодоходных отраслей, где уже есть достаточное количество производителей или спрос на продукцию неуклонно падает, постоянно происходит отток в более перспективные направления.
Контролирующая. В условиях справедливой конкуренции ни один производитель или продавец не может занять господствующее положение на рынке и стать монополистом.
Работая сообща, все функции конкуренции превращают отрасль в эффективную саморегулируемую систему. А совокупность конкурентных отраслей создает более или менее успешную рыночную экономику. Именно поэтому конкуренцию называют мотором рыночной экономики.
Таблица «Черты конкуренции»
Позитивные черты конкуренции
Негативные черты конкуренции
Способствует снижению затрат для потребителей.
Постоянное разорение многих товаропроизводителей.
Создает возможность выбора ассортимента товаров/услуг для потребителя.
Возможно использование нечестных методов борьбы (продажи по демпинговым ценам, подкуп работников, шантаж). Честные методы предусматривают расширение ассортимента, повышение качества, послепродажное обслуживание.
Ограничивает возможность монополизации, препятствует возникновению монополий, которые могут поднимать цены, снижать качество, пользуясь единоличным положением на рынке.
Высокие затраты на рекламу, которые ложатся на потребителей. Если есть конкуренты, нужно выделять товар/услугу из множества альтернатив.
Заставляет экономику гибко реагировать на изменение обстановки. Например, создаются новые товары, изменяются тарифы. Конкуренты также стремятся не уступать друг другу, чтобы не потерять потенциальных покупателей и пользователей.
Чрезмерная эксплуатация ресурсов. Возможные экологические нарушения.
Улучшение качества продукции за счет внедрения технических достижений в производство. Конкуренты стремятся привлечь покупателей/пользователей именно к себе.
Мы узнали, какие функции выполняет конкуренция в экономике. Теперь дадим характеристику современным видам конкуренции.
Виды конкуренции
Конкуренция бывает чистой (совершенной) и несовершенной. Подробнее о видах конкуренции можно узнать из таблицы.
Линии сравнения
Совершенная (чистая) конкуренция
Несовершенная конкуренция
Монополистическая конкуренция
Олигополия
Монополия
Число фирм
Несколько (примерно 3−5)
Тип товаров
Разные изделия сходного назначения (товары-субституты)
Одинаковые или различные изделия сходного назначения (товары-субституты)
Уникальный товар, у которого нет замены
Контроль над ценой
Некоторый, но в узких рамках, ограничен
Ограниченный взаимной зависимостью, значителен при сговоре компаний-олигополий
Значительный, фирма сама устанавливает рыночную цену, при этом ориентируется на спрос
Условия вхождения в отрасль
Очень легкие, нет препятствий
Пример отраслей
Сельское хозяйство, бытовые услуги
Розничная торговля, рестораны и кафе
Производство автомобилей, оказание услуг сотовой связи
Виды монополий
В зависимости от характера и причин возникновения различают естественные и искусственные монополии.
Естественные монополии имеют в своей собственности трудно воспроизводимые элементы производства (нефть) или целые отрасли инфраструктуры (железные дороги). Часто государство выступает в роли такого монополиста при реализации некоторых видов деятельности или при продаже определенных товаров.
Искусственные монополии — это объединения нескольких предприятий, которые создаются ради получения монополистических выгод. Формы искусственных монополий — картель, синдикат, трест и концерн.
Картель — это объединение ряда предприятий одной отрасли, участники которого заключают между собой соглашение о рыночных ценах на товары, распределяют рынки сбыта, определяют долю каждого предприятия в общем объеме производства.
Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли, при котором за его участниками сохраняются производственная самостоятельность и собственность на средства производства. Однако предприятия, которые входят в синдикат, теряют коммерческую самостоятельность, а произведенная ими продукция реализуется через единую контору.
Трест — это единое акционерное общество, которое господствует в определенной отрасли. Предприятия, входящие в трест, лишены производственной и коммерческой самостоятельности.
Концерн — это объединение предприятий различных отраслей хозяйства, торговых фирм, банков, транспортных компаний, которое находится под единым финансовым контролем.
Может сложиться обратная ситуация: когда на рынке есть только один покупатель и множество продавцов. В этом случае решающую роль при ценообразовании будет выполнять покупатель. В качестве последнего может выступать и государство. Такая ситуация на рынке называется монопсонией.
Государственное регулирование конкуренции
Для России вопрос поддержки конкуренции имеет особый смысл. В течение долгих десятилетий наша страна активно использовала преимущества крупного производства, его специализации и концентрации. Вся промышленность находилась в руках предприятий-монополистов.
И с переходом к рыночной экономике потребовалось создать новую правовую основу, которая смогла бы поддержать зарождающийся малый и средний бизнес. Первым таким документом стал Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», который приняли 22 марта 1991 года. В связи с активным развитием рынка банковских услуг, 4 июня 1999 года был утвержден еще один правовой акт — Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг».
В 2006 году оба нормативных акта заменил Федеральный Закон «О защите конкуренции». Проведение антимонопольной политики закреплено и в Конституции РФ. В статье 34 сказано: «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию».
Контроль за выполнением положений закона выполняет Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, а также его территориальные подразделения.
Чтобы деятельность предприятия была признана угрожающей свободной конкуренции, доля его продукции должна составить на рынке товаров и услуг 65%. Но бывают и исключения: наложить санкции антимонопольный комитет может уже при доле в 35%, если компания препятствует входу в отрасль новых фирм и диктует конкурентам свои условия.
Участники конкурентных отношений
Участников правовых отношений законодательство называет субъектами.
Субъекты правовых отношений:
Продавцы или хозяйствующие субъекты, то есть индивидуальные предприниматели и предприятия всех форм собственности, которые проводят деятельность, приносящую доход.
Покупатели товаров или услуг. Для них закон не прописывает обязанностей, но действует именно в их интересах. При подозрении на нарушения антимонопольного законодательства покупатели могут обратиться с жалобой в территориальное подразделение антимонопольного комитета.
Совместные действия покупателей и продавцов формируют на рынках товаров и услуг спрос и предложение. В условиях свободной конкуренции они уравновешиваются естественным образом и устанавливают экономически справедливые цены.
На конкурентные отношения влияют и другие субъекты:
федеральные органы исполнительной власти;
органы местного самоуправления;
Центральный банк РФ;
государственные внебюджетные фонды.
Эти субъекты не участвуют в конкурентной борьбе, но находятся в поле зрения антимонопольного законодательства, так как способны предоставить отдельным компаниям значительные преимущества: выдать лицензию, профинансировать, установить налоговые льготы. Эти действия негативно влияют на других участников конкурентной борьбы.
Интересно, что в круг субъектов конкурентного права включаются не только уже работающие предприятия и реальные покупатели, но и потенциальные продавцы и потенциальные потребители:
потенциальный продавец — тот, кто готов в течение одного года начать производить и/или продавать товар, который уже есть на рынке по цене не превышающей среднерыночную больше, чем на 10%;
потенциальный покупатель — тот, кто готов приобрести товар, но по каким-либо причинам еще не сделал этого.
Вопросы для самопроверки
Какой закон препятствует возникновению монополий в современной России? Какие органы отвечают за выполнение этого закона?
Как называется рыночная ситуация, обратная монополии (один покупатель и множество продавцов)?
Какие из следующих утверждений верны, а какие — ложны?
Конкуренция защищает производителей товаров от разорения.
Совершенная (чистая) конкуренция позволяет одновременно существовать на рынке большому числу конкурирующих фирм.
Конкуренция приводит к увеличению затрат на товар для потребителя.
В роли монополиста может выступать государство.
В чем проявляется аллокационная функция конкуренции?
Какие формы искусственных монополий вы знаете?