Что ограничивало возможности архангельского порта
Что ограничивало возможности архангельского порта
Город – порт Архангельск был основан по Указу Ивана Грозного в 1584 году. Он связан многовековой историей взаимодействия и взаимовлияния России, стран Европы и остального мира. С момента основания города с ним вместе рос и развивался архангельский морской порт.
30 июля 1693 года в Архангельск посетил Петр I, вид первого русского порта произвел на него неизгладимое впечатление – на реке стояли десятки иностранных купеческих судов, между ними сновали сотни лодок, карбасов, барок, перевозящих людей и товар.
Восемнадцатый век для России начинается Северной войной со Швецией. Войной за выход к Балтийскому морю. Петр I создает армию нового образца, строит флот, а это требует все больше заграничных товаров. Торговый оборот Архангельского порта стремительно растет. Уже не десятки, а сотни иноземных кораблей приходят к Архангельскому порту. Архангельск из крупной международной ярмарки превращается в стратегически важный для России город. Именно в эти годы в порту прошли преобразования, связанные с именем вице-адмирала Корнелия И. Крюйса. Он был послан в Архангельск Петром I в 1702 году и по существу явился создателем военного порта. На Двине, по обе стороны фарватера, впервые было установлено навигационное оборудование – лоц-бочки (буи). На острове Мудьюг, у входа в Северную Двину, была установлена маячная башня, при которой жили архангельские лоцманы. В городе было начато строительство удобных пристаней.
Следующий период связан с возрождением судостроения в Соломбале. Главной задачей порта было обеспечение деятельности Архангельского Адмиралтейства.
Большую роль в состоянии порта сыграл указ Екатерины II от 1762 года, он приравнивал права Архангельского порта к правам Санкт-Петербургского. Результат не замедлил сказаться. Заморская торговля оживает и очень быстро набирает обороты.
До середины XIX века Архангельск является третьим по грузообороту портом России. Затем грузопоток уменьшается, сказывается отсутствие железнодорожного сообщения с центральной Россией. Только развитие торгового мореплавания и строительство узколинейной железной дороги до Архангельска в 1898 году дали новый импульс развитию порта. Именно в эти годы стала создаваться обычная для морских портов структура управления.
Важным этапом становления порта было создание Управления работ по улучшению порта в 1887 году. В 1889 году начались работы по дноуглублению. Это положительно сказалось на деятельности порта, к 1900 году грузооборот порта вырос почти в четыре раза.
25 апреля 1904 года было учреждено Управление Архангельского морского торгового порта. Первым начальником порта был назначен граф Константин Георгиевич Толстой.
В начале XX века в Архангельске появилось крайне важное для порта сооружение – причалы для судов дальнего и каботажного плавания. К лету 1907 года закончилось строительство облицованных гранитом причалов, вполне отвечающих техническим требованиям своего времени. Зимой 1908 года была разработана грандиозная программа работ, целью которой было увеличение мощности порта. Программа включала создание второго землечерпательного каравана, постройку нового здания мастерских, холодильника, зернохранилища, дополнительных маяков и освещаемых створных знаков. Планировалось приобретение ледокола морского типа, 40-тонного плавучего крана.
Начало XX века характеризуется небывалым интересом к Арктике. Архангельский порт отправляет и встречает судна научных экспедиций.
В годы Первой мировой войны Архангельск становится единственным открытым портом в Европейской России. Началась перестройка всего портового хозяйства на военный лад. Уже в 1914 году началось строительство одного из новых районов порта «Бакарица», который скоро превратился в основную базу по обработке военных грузов. В 1915-1916 годах для продления навигации в зимнее время был построен аванпорт Экономия. Тогда же около железнодорожной станции «Архангельск – пристань» оборудован новый район порта «Левый берег» За годы войны грузооборот порта достиг небывалых размеров.
Революция 1917 года нанесла огромный урон – за три года портовое хозяйство пришло в упадок. Задача восстановления порта оказалась достаточно трудной. Но не смотря на это порт постепенно начал оживать. Вывоз леса из Архангельского порта составил 37,7% от республиканского экспорта.
В годы Великой Отечественной войны Архангельский морской торговый порт снова становится стратегически важным для страны.
Коренная реконструкция материально-технической базы началась только в 1959-1965 годы.
В 1972 году был открыт объединенный морской и речной вокзал.
С 1977 года порт переходит на круглогодичную навигацию.
За свою многовековую историю порт прошел путь от начала зарождения морской торговли кожами, холстами, мехом до современного многопрофильного торгового порта с мощной инфраструктурой.
На современном этапе основными видами деятельности Архангельского морского торгового порта являются:
Перспективы развития Архангельского морского торгового порта сегодня во многом связаны с освоением нефтегазовых арктических месторождений. Порт является связующим звеном в транспортно-технологической схеме Северо-Западного региона. В целях повышения конкурентоспособности АМТП ведет активную работу по развитию и модернизации портовых мощностей и переподготовке специалистов.
Архангельская область максимально сохранила транспортно-логистические и инфраструктурные позиции в Арктике. В порту базируется основной состав экспедиционного арктического флота, Северного регионального управления гидрометеослужбы, полярной гидрографии Минтранса РФ и ВМФ.
Если взглянуть на карту не трудно заметить, что самый короткий путь из Арктики до Москвы лежит через Архангельск, поскольку продолжением морской арктической магистрали на берегу является Северная железная дорога, по которой от первого порта России до ее столицы можно добраться за 19 часов. Архангельский порт уже имеет опыт работы с транзитными грузами из Скандинавии через Транссиб до стран Дальнего Востока, Средней Азии.
Архангельск: как прорубали окно в Европу еще до Петра Первого?
В те давние времена, когда пароходов еще не существовало, а Российская империя нуждалась в боевых парусниках, именно архангельские верфи поставляли их на нужды военно-морского флота державы: величественные линейные корабли, стремительные фрегаты, хищные корветы…
Все они рождались тут из северных строевых лесов, таланта мастеров-корабелов и великого труда простых работников.
Северные морские ворота России
500 лет назад Поморье не знало городов. Да и населения тут было… совсем чуть-чуть. Хлеб не родился, поэтому для русского помора рыба стала хлебом. Немногочисленные жители ловили рыбу, били морского зверя, варили соль и… молились. Сюда, в места пустынные, дикие, глухие, стекались со всей России люди, искавшие молитвенного уединения. Вокруг иноков-одиночек вырастали монастыри, впоследствии этими монастырями порождались целые города.
Но в ту тихую пору города еще не успели появиться на свет.
В 1550-х годах шторма забросили на Белое море английскую экспедицию Хью Уиллоуби и Ричарда Ченслера. Англичанам приходилось туго: море крепко потрепало их корабли. Уиллоуби погиб, а Ченслер едва выжил. Англичанин выдал себя за дипломата. Его доставили в Москву, и там сам царь Иван Грозный принял его дружественно. Англия и Россия на долгое время сделались союзницами.
Британцы искали морской путь в Индию и Китай, а нашли дорогу в Россию. Но совершенная ими ошибка оказалась поистине счастливой. Скоро на Русском Севере закипела оживленная торговля. Вслед за англичанами, по пути, ими проложенному, туда устремились голландцы, немцы, датчане…
Одна беда: Московское царство вовсе не имело крупных морских портов на Белом море. Разве что каменная гавань, построенная игуменом Филиппом на Соловецких островах… однако от Соловков до материка путь неблизкий. В устье Северной Двины стоял небольшой деревянный монастырь, Николо-Корельский. Его основали выходцы из Новгорода Великого. Маленькая гавань рядом с обителью долгое время принимала иностранных гостей. Но она оказалась явно тесновата для мощного потока кораблей, грузов и торговцев, устремившихся Северным морским путем в Россию.
В 1584 году по указу Ивана Грозного началось строительство крепости и большой пристани на другом, более удобном месте. Правда, это место… опять оказалось под боком у монастыря, точно так же давным-давно основанного тут новгородцами, — Михайло-Архангельской обители.
Так родился Архангельск.
Удобное расположение нового русского порта иноземные купцы поняли моментально. В конце XVI и XVII веках товары из Западной Европы шли, шли и шли в Архангельск, а оттуда расходились по всей России. Более века город играл роль северных морских ворот Московского царства.
Имена Архангельска
Изначально город назывался «Новохолмогоры».
Имя «Архангельский город», а затем «Архангельск», он официально получил позднее — по Михайло-Архангельскому монастырю, неподалеку от которого располагалась пристань. Ведь по большому счету, огромный город — порождение скромной иноческой обители…
Но если всей России от нового города достались удобства и прибыли большой торговли, то бедному монастырю — сплошные убытки и беспокойство. Настоятели его жаловались царю на творившийся произвол: порт собирал вокруг своей веселой и богатой торговой жизни множество «лихих людей». Тут случались грабежи, драки, посягательство на монастырское имущество со стороны работников и стрельцов; приказчики выгоняли монахов из келий и селились в них со своими женами; в монастыре даже устраивались питейные заведения, что уж совсем ни в какие ворота не лезло.
Не было бы счастья, да несчастье помогло: после большого пожара обитель отстроилась на новом месте, удаленном от городской суеты. Иноки наконец-то вздохнули спокойно…
Не только меха
Это не соответствует действительности.
На самом деле англичане, голландцы, немцы и купцы из иных европейских держав вывозили из России через Архангельск великое множество разнообразных товаров. Среди них строевой лес, хлеб, ворвань, мед, воск, сало, смола, пенька, кожа, лён.
Меха, ценившиеся, конечно, очень высоко, в этом перечислении далеко не на первом месте.
А вот собственных товаров у иноземцев далеко не всегда хватало на то, чтобы расплатиться за русские. Поэтому в России они чаще всего оставляли свой главный «товар» — большие серебряные монеты «талеры». Такие же полновесные талеры брала с европейских торговцев Архангельская таможня, сказочно обогащая казну. Местные жители именовали их «ефимками». А правительство чеканило из талеров собственную монету, поскольку в ту пору Россия не имела серебряных приисков.
Вот и выходит, что Архангельск… зарабатывал России на чеканку национальных денег.
Главная русская верфь
Царь Петр I впервые совершил большое морское плавание в 1693 году, выйдя на роскошно отделанной яхте «Святой Петр» из Архангельска в Белое море.
В будущем царь-мореплаватель очень своеобразно отблагодарил город.
Он урезал архангельскую торговлю, повелев перевести главные торговые потоки из Архангельска в Санкт-Петербург. Купечество архангельское изрядно отощало от подобных нововведений.
Борта кораблей архангельской постройки, бывало, вмерзали в лёд, их обжигало тропическое солнце, тихоокеанские шторма пытались их сокрушить и отступали в изнеможении… Множество великих баталий российские моряки выиграли, вступая в бой на созданиях архангельских корабелов.
Правда, и тут государь-реформатор начудил. Он запретил строить «староманерные» суда, повелев сооружать «новоманерные», то есть по европейским образцам. Поморы удивлялись и возмущались: отцы их, деды, прадеды плавали по арктическим морям на судах, конструкция которых выдержала проверку самой жизнью. Их «карбасы», «соймы», «лодьи», «кочи» столетиями ходили по Белому морю, на них отважные смельчаки добирались и до Шпицбергена, именовавшегося на русский лад Грумантом, и до дальних сибирских земель. И вдруг сам царь влезает в их обычай со своими идеями, суетливо перекраивая жизнь на новый лад! Ну что за торопыга…
Прошло время. Худое ушло, доброе закрепилось. Вернулась торговля в Архангельск, вновь началось строительство «староманерных» судов, а военные верфи работали беспрерывно, доставляя городу новую славу.
Шведская гроза
Тогда же, при Петре I на город впервые напали иноземные завоеватели. Шведская эскадра тайно вошла в устье Северной Двины летом 1701 года.
Архангельская дорога смерти
В годы Великой Отечественной войны древний город вновь сослужил своей стране великую службу.
Всего три города на Русском Севере принимали морские караваны союзников, доставлявшие ценнейшие грузы: Мурманск, Северодвинск, Архангельск. Программа помощи нашему государству называлась «ленд-лиз», то есть «передача имущества в аренду». По ленд-лизу доставлялась военная техника, боеприпасы, автомобили, промышленное оборудование, нефтепродукты, продовольствие. Притом в самый трудный период войны именно атлантический путь ленд-лизовской доставки оказался решающим.
Это был чрезвычайно опасный маршрут, настоящая дорога смерти. На ней подстерегали немецкие субмарины, мощные надводные корабли и бомбардировщики. Транспорты регулярно гибли. 1500 советских моряков не вернулись в родные порты, еще больше пало американцев и англичан — более 3000.
Но фронт требовал танки, самолеты, грузовики… Поэтому шли и шли сквозь огонь караваны, рвались авиабомбы, гремели зенитки, усталые артиллеристы смотрели в прицелы, и Архангельск с тревогой ждал: кто дойдет до конца рискованного пути?
Всего по «дороге смерти» прошло 40 конвоев, из них 12 — в Архангельск. Фронт получил то, в чем нуждался для Победы.
На заставке: Архангельск на голландской гравюре 1765 г.
История порта Архангельск, часть II: XVIII век — дорогой взлётов и падений
Роль Петра Великого в истории Архангельска противоречива.
Крупный шаг в развитии российского морского судоходства на Севере был сделан в царствование выдающегося государственного деятеля императора Петра I. Уже в молодые годы Пётр I понимал значение морской торговли для государства и принял энергичные меры по строительству собственного морского флота, т.е. стал проводить активную морскую политику.
Вывоз важнейших экспортных товаров через Архангельск составлял в то время государственную монополию. Царские торги продолжались до 1719 года. Количество приходящих иностранных судов в Архангельск постоянно росло: в 1693 году пришло 49 судов, в 1694 году – 40, в 1696 году – 20, 1697 году – 52, 1698 году – 54, 1699 году – 106 судов.
В 1696 году по инициативе Петра I Боярская дума приняла Указ «Морским судам быть». С тех пор эта дата считается годом рождения отечественного морского флота.
В первые годы XVIII века экономическое и политическое значение Архангельска возрастало. В 1708 году Архангельск в числе восьми городов стал губернским городом – была образована Архангелогородская губерния. С 1708 года Соломбальская верфь приступила к строительству военных кораблей для пополнения состава Балтийского флота. Строительство военных кораблей продолжалось до 1862 года.
В 1700 году привоз составил 1606580 рублей, а отпуск 3071240 рублей, в 1710 году вывоз 1713,7 тысяч рублей, привоз – 1237 тысячи рублей. Таможенные пошлины составляли до 150 тысяч рублей в год. Вывоз всегда превышал ввоз, а внешнеторговый баланс был активный, что соответствовало проводимой Петром I политики меркантилизма.
В 1705 году в Архангельске устанавливаются буи и бакены на судоходном фарватере Северной Двины для лучшей и безопасной проводки судов. В 1721 году учреждается брандвахтенный пост. В 1720 году архангельские лоцманы подчиняются начальнику брандвахты. До этого подчинялись таможне, затем губернской канцелярии. В 1711 году в Архангельске работало 32 лоцмана, в 1736 году – 40.
В послепетровский период Архангельск постепенно приходил в запустение. Резко ограничен в 1730–1764 годах приход судов и в Архангельский порт.
Новое оживление русской внешней торговли началось в правление Екатерины II. Правительство Екатерины II поощряло развитие морской торговли.
Оживлению отпускной торговли в Архангельске способствовал подъем традиционных северных местных промыслов – сального, смоляного и других. До 1760-х годов эти промыслы отдавались на откуп царским сановникам, недобросовестным иностранцам или объявлялись казёнными товарами. Ведомость товаров, доставленных на судах в Архангельск в 1789 году: моржовые клыки; кожи бобровые, бычьи, моржовые, медвежьи, лисьи, нерпы, оленьи, песцовые; шкурки беличьи, заячьи, куньи; морошка; палтус, пух; ворвань, треска солёная и сухая; сельдь; сёмга; горох, доски пильные и мука.
В последние годы XVIII века внешняя торговля через Архангельский порт составляла привоз 460-640 тысяч рублей, а вывоз около 2,5 млн. рублей, т.е. оборот составлял 3-4 млн. рублей ежегодно. В конце XVIII – начале XIX века внешняя торговля Архангельска стала падать вследствие отмены в 1797 году преимуществ, которыми пользовались русские купцы во внешней торговле во время правления Екатерины II. До императора Павла I для русских судов, занятых внешней торговлей, существовала протекционистская система, создавшая определённые преимущества русской внешней торговли.
В общем внешнеторговом обороте страны доля Архангельска была невелика. Так в 1802–1806 годах общий морской торговый оборот России составлял 94,9 млн. рублей. Из них на Балтику приходилось 59,2 млн. рублей, а на Белое море 3,3 млн. рублей.
Архангельский морской торговый порт — ворота в Арктику
Порт Архангельска — важнейший транспортный узел для снабжения арктических территорий и Северного морского пути. Порт находится в 50 километрах от Двинской губы Белого моря, а один из двух терминалов «Экономия» расположен ещё ближе к морю — в 15 километрах. Это позволяет продлить зимнюю навигацию. Порт специализируется на обработке генеральных и контейнерных грузов, техники.
1. Первая пристань была построена в Архангельске при основании города в 1584 году во время правления царя Фёдора Иоанновича. Уже тогда порт стал принимать иностранные суда. До появления портов на Балтике отсюда шёл весь экспорт леса, пушнины, воска и других товаров из России в Европу. Огромное значение Архангельский порт имел в годы Первой мировой и Великой Отечественной войн. В 1941-1945 гг. сюда доставлялись стратегические грузы по ленд-лизу.
2. Сейчас Архангельский порт — ключевой узел для снабжения около 20 портов Арктической зоны. Навигация в Архангельском морском порту круглогодичная. Но, как правило, с конца ноября до наступления тёплого сезона действует запрет для передвижения судов без ледовых усилений.
3. Архангельский порт занимается перевалкой грузов, включая контейнеры, металлы, пиломатериалы, тяжеловесное оборудование и навалочные грузы.
4. Через порт идут грузы для Минобороны, строящихся объектов погранслужбы на арктических территориях, полярных станций Росгидромета, арктических заповедников и заказников Минприроды. Именно Архангельский порт отправил ключевые грузы для освоения месторождения «Ямал СПГ». Следующий перспективный проект такого же профиля — «Арктик СПГ-2».
5. «Севморпуть» — корабль-легенда, единственный в своём классе лихтеровоз с атомной силовой установкой.
6. Глубокие трюмы «Севморпути» вмещают более 1300 20-футовых контейнеров.
7. Погрузка перед выходом в рейс занимает от 10 до 14 дней. На фото — собственные грузовые краны лихтеровоза.
8. «Севморпуть» способен самостоятельно следовать во льдах толщиной до 1 метра.
9. Судно введено в строй в 1988 году. В 2013 году было принято решение о его восстановлении. Спустя три года обновлённый лихтеровоз совершил первый дальний рейс — из Мурманска на остров Котельный из архипелага Новосибирские острова к северу от Якутии.
10. «Севморпуть» с грузом труб и оборудования для строительства готов к очередному рейсу. В последнюю очередь на судно грузят транспорт.
11. Эта партия грузовой техники отправится в Сабетту — вахтовый посёлок на восточном берегу полуострова Ямал, где находится крупнейший в России завод по сжижению природного газа «Ямал СПГ».
12. «Севморпуть» — крупнейшее из четырёх когда-либо построенных гражданских судов с ядерной энергетической установкой. Её мощность — 39 436 л.с.
13. Лихтеровоз «Севморпуть» построен на судостроительном заводе «Залив» в Керчи. В отличие от других ледоколов класса «Арктика» способен работать и в тёплых водах: в первые годы судно работало на линиях Одесса — Вьетнам — Владивосток и Владивосток — КНДР.
14. Лихтеровоз «Севморпуть» имеет длину 260,1 метра — почти как у четырёх футбольных полей.
15. Дизель-электроход проекта Aker ACS 650 «Заполярный» обслуживает предприятия «Норникеля».
16. «Заполярный» предназначен для перевозки контейнерных грузов и массовых грузов в трюмах.
17. Терминал «Экономия» Архангельского морского торгового порта обрабатывает все типы негабаритных грузов, доставляемых автомобильным и железнодорожным транспортом весом до 95 тонн. На фото — подготовка к выгрузке с железнодорожных вагонов. Грузы поступают по железной дороге в порт через ближайшую станцию Соломбалка.
18. Терминал оснащён 18 единицами кранового оборудования.
19. «Экономия» — это семь причалов общей протяжённостью 1162 метра.
20. Ледовая обстановка в районе порта. Буксиры проводят швартовку и отшвартовку судов в акватории Архангельского морского торгового порта.
21. «Леди Изабель» — судно длиной 88 метров и водоизмещением 4205 тонн. У судна усилена носовая часть — это необходимо для передвижения в колотом льду.
22. Швартовка «Леди Изабель» у причала «Экономии». Судно построено на верфи Niestern Sander в Нидерландах.
23. «Леди Изабель» вмещает до 172 стандартных 20-футовых контейнеров.
24. Грузоподъёмные электромагниты применяются при погрузке стали и чугуна.
25. Груз мелющих шаров, которые используют в шаровых мельницах в горнорудной, химической и цементной промышленности. Такими шарами дробят стройматериалы и полезные ископаемые — руду или уголь.
26. Трубы — частый груз на Северном морском пути, поскольку в Арктике разрабатываются перспективные месторождения углеводородов.
История порта Архангельск, часть I: XVI-XVII века — центр внешней торговли России
Материал приурочен к 435-летию столицы Поморья.
Дата 435 лет является несколько условной. Она приурочена к основанию города Архангельска в 1584 году и строительству здесь морской пристани. Но реально функционировать Архангельская морская гавань, по данным профессора Ю.Ф. Лукина у Михайло-Архангельского монастыря (не обустроенная), начала уже с 1582 года, когда голландцы получили царское соизволение на их просьбу перенести торговлю к месту Михайло-Архангельской обители. Затем грамотой царя Фёдора от 12 февраля 1587 года было указано открыть порт для иностранных судов в Новых Холмогорах вместо пристани Николо-Карельского монастыря.
Русское правительство робко пыталось как-то ограничить льготы англичанам, но делало это не очень последовательно. В 1572 году для английских купцов, с учётом отечественных интересов, установили половинную пошлину. Но в 1586 году новый царь Фёдор снова разрешил для англичан беспошлинную торговлю.
Только в 1616 году беспошлинная торговля англичан была окончательно отменена. А в 1649 году англичанам было приказано выехать из Москвы и других городов страны со всем имуществом и конторами. Это была политическая реакция царя Алексея Михайловича на революционные события в Англии – казнь короля Карла I.
Убедившись в судоходности Северной Двины до мыса Пур-Наволок, голландцы обратились к Московскому правительству с ходатайством о перенесении места торговли к Михайло-Архангельскому монастырю. При этом они выразили надежду, что новая гавань для иностранной торговли окажется не менее удачной, чем потерянная Нарва. Им удалось заручиться поддержкой в ближайшем окружении царя Ивана IV.
С потерей Нарвы Москва лишилась возможности вести торговлю с Европой через Балтийское море. Оставался путь через Север, который на долгое время становится единственным «окном» в Европу. Но и на Севере требовалось иное место для организации торговли. Холмогоры – центр Двинской земли, не могли стать главным портом Севера из-за мелководья.
Морская гавань у Николо-Корельского монастыря находилась в руках иностранцев и в достаточной степени не контролировалась русскими властями. Пошлины взимались не полностью. В этих условиях России был необходим торговый и административный пункт, где власти могли бы контролировать внешнюю торговлю и регулировать ее. Поэтому в 1583 году от царя Ивана IV последовала грамота о строительстве города на мысе Пур-Наволок около Михайло-Архангельского монастыря. Летом 1584 года сооружается морская пристань. В марте 1585 года была образована Архангельская портовая таможня. Рядом с крепостью построили гостиные дворы – Русский и Немецкий.
В Архангельском морском порту сосредотачивается вся внешняя торговля России со странами Западной Европы. Ежегодно в мае-июне по Двине из Вологды везли товары внутреннего рынка. В июле обычно приходили иностранные корабли. В августе проводилась Архангельская ярмарка.
Таким образом, Архангельский морской порт более чем на век стал единственным морским портом России для связи с Западной Европой. Этому способствовали потребности Московского государства в сохранении внешнеторговых связей с Европой, удачное расположение порта в устье Северной Двины на некотором расстоянии от открытого моря обеспечивало ему определённую безопасность. Архангельск стал местом встречи западноевропейской и русской цивилизаций, морским окном в западный мир, сохранившим эту роль до начала XVIII века.
Место, выбранное для Архангельского морского порта, оказалось более чем удачным. Порт и город имели естественную, хорошо защищенную от ветра, гавань. Уже в первые годы существования были проложены три деревянных моста, вдающихся в реку – «корабельные пристанища» (причалы). Принадлежность каждого была строго определена. Один причал для русских судов – речных, второй – для голландских и третий – для всех прочих «немцев» (иностранцев), кроме английских.
Растет число приходящих в Архангельск судов. В 1600 году – 21 иностранное судно; в 1604 году – 29; в 1618 году – 43 и в 1621 году – 67. Потребности внешней торговли вызвали к жизни целый ряд различных промыслов среди жителей Холмогор, Архангельска и среди крестьян двинских островов, живущих около моря. К ним следует отнести вожевой (лоцманский), дрягильный (перегрузочный), извозный (для зимнего пути из Архангельска до Вологды ), кожевенный, повозочный и другие.
В 1650–1655 годах из Архангельска было вывезено около 1 млн. пудов хлеба. На 100 тысяч рублей вывозили ежегодно мехов, на 371 тысячу рублей – кожи, на 126 тысяч рублей – сала.
В 1674 году было отпущено за навигацию 579 соболей, 335950 штук белок, 300 куниц, 15970 разных лисиц, 288 горностаев и других мехов.
Всего вывоз товаров из Архангельска во второй половине XVII века достигал в год до одного миллиона рублей, а таможенный доход – до 90 000 рублей. В 1653 году вывоз из Архангельска составил на общую сумму 1064478 рублей, в том числе хлеба на 250000 рублей, семя льна – 14400 рублей, кожи – 370866 рублей, меха – 148564 рублей.
Что касается иностранных товаров, то, например, в 1671 году было привезено: 6846 золотников жемчуга, 4419 штук крупного жемчуга, 3931 штука волочёного золота и серебра, 63 сапфирных камня и много фальшивых цветных камней, 800 медных колокольчиков, 300 пар медных подсвечников, 230 тонн белил, 57 бочонков английских оловянных блюд и манерок, 131 дюжина оловянных стаканов, 22 больших зеркала, 14 сабель, 1 ящик с пистолетами, 10250 немецких шляп, 491 дюжина очков, 683000 иголок, 367 бочек изюма, 50 000 рейхсталеров, 4860 дюжин игральных карт и др.
Количество приходящих иностранных судов в Архангельск постоянно увеличивалось в первой половине XVII века, достигнув в 1658 году 80 судов.
Таким образом, к приходу на политическую арену Петра I Россия имела достаточный опыт в организации внешней торговли и защите своих экономических интересов. Ей недоставало собственного морского торгового флота и удобных морских портов, расположенных поближе к западноевропейским странам.
Продолжение следует…