Что означает 380 660 на двигателе
Для включения асинхронного электродвигателя в сеть его статорная обмотка должна быть соединена звездой или треугольником.
Чтобы электродвигатель включить в сеть по схеме «звезда», нужно все концы фаз (С4, С5, С6) соединить электрически в одну точку, а все начала фаз (C1, С2, С3) присоединить к фазам сети. Правильное соединение концов фаз электродвигателя по схеме «звезда» показано на рис. 1, а.
Для включения электродвигателя по схеме «треугольник» начало первой фазы соединяют с конном второй и начало второй — с концом третьей, а начало третьей — с концом первой. Места соединений обмоток подключают к трем фазам сети. Правильное соединение концов фаз электродвигателя по схеме «треугольник» показано рис. 1, б.
Соединение фаз двигателя по схеме «звезда»
Рис. 2. Соединение фаз двигателя по схеме «треугольник»
Рис. 3. Соединение обмоток электродвигателя звездой и треугольником
Еще одна картинка со схемами соединений обмоток электродвиагетля в «звезду» и в «треугольник»:
Для выбора схемы соединения фаз трехфазного асинхронного электродвигателя можно использовать данные таблицы 1.
Таблица 1. Выбор схемы соединения обмоток
Напряжение электрического двигателя, В | Напряжение сети, В | |
380/220 | 660/380 | |
380/220 | звезда | — |
660/380 | треугольник | звезда |
Из таблицы видно, что при подключении асинхронного двигателя с рабочим напряжением 380/220 В к сети с линейным напряжением 380 В соединять его обмотки можно только звездой! Соединять концы фаз такого электродвигателя по схеме «треугольник» нельзя. Неправильный выбор схемы соединения обмоток электродвигателя может привести к выходу его из строя во время работы.
Вариант соединения обмоток треугольником предусмотрен для подключения двигателей 660/380 В к сети с линейным напряжением 660В и фазным 380 В. В этом случае обмотки двигателя могут соединяться по схеме, как «звезда», так и «треугольник».
Такие двигатели могут включаться в сеть при помощи переключателя схем со звезды на треугольник (рис. 4). Это техническое решение позволяет уменьшить пусковой ток трехфазного асинхронного короткозамкнутого электродвигателя большой мощности. При этом сначала обмотки электродвигателя соединяют по схеме «звезда» (при нижнем положении ножей переключателя), потом, когда ротор двигателя наберет номинальную частоту вращения, его обмотки переключают в схему «треугольник» (верхнее положение ножей переключателя).
Рис. 4. Схема включения трехфазного электродвигателя в есть при помощи переключателя фаз со звезды на треугольник
Рис. 5. Подключение звезда-треугольник
Снижение пускового тока при переключении его обмоток со звезды на треугольник происходит потому, что вместо предназначенной для данного напряжения сети схемы «треугольник» (660В) каждая обмотка двигателя включается на напряжение в 1,73 раза меньше (380В). При этом потребляемый ток снижается в 3 раза. Снижается также в 3 раза и мощность, развиваемая электродвигателем при пуске.
Но, в связи со всем вышесказанным, такие схемные решения можно использовать только для двигателей с номинальным напряжением 660/380 В и включении их в сеть с таким же напряжением. При попытке включения электродвигателя с номинальным напряжением 380/220 В по такой схеме он выйдет из строя, т.к. его фазы нельзя включать в сеть «треугольником».
Для изменения направления вращения электродвигателя достаточно поменять местами две любые фазы сети независимо от схемы его включения (рис. 6). Для изменения направления вращения асинхронного электродвигателя применяют электрические аппараты ручного управления (реверсивные рубильники, пакетные переключатели) или аппараты дистанционного управления (реверсивные электромагнитные пускатели). Схема включения трехфазного асинхронного электродвигателя в сеть реверсивным рубильником показана на рис. 7.
Рис. 6. Реверс трехфазного асинхронного двигателя
Рис. 7. Схема включения трехфазного электродвигателя в сеть реверсивным рубильником
Подключение электродвигателя 380/600 треугольник/звезда, как влияет на мощность?
На частоту вращения не влияет, только на крутящий момент.
Поэтому, мощность тоже изменится, причём в сторону уменьшения.
Мощность уменьшиться в 3 раза.
Имейте в виду, что для треугольника и звезды у мотора разные номинальные токи, например для мотора 75 квт 380/660 скорее всего будут токи порядка 150/87 А, поэтому если тепловая защита настроена на 150 ампер, а мотор включили звездой, то наверняка он вскорее сгорит, а перемотка мотора 75 квт стОит очень дорого.
Если же тепловая защита настроена на 87 ампер, то мотор не сгорит, а будет срабатывать защита. Если механизм потребляет мощность больше чем 25 квт, то защита будет постоянно срабатывать, пока не найдется какой-нибудь местный «Левша», который отключит защиту, после чего мотор таки сгорит.
То есть по-моему мотор надо включать так как надо и защиту ставить такую как надо, а лучше дублировать, чтобы и автомат и тепловое реле были настроены на номинальный ток.
В данном случае мотор должен быть включен треугольником и тепловая защита ток 150. 160 ампер не должна отключать, а 180 ампер должна отключать за несколько минут, максимум полчаса.
PS
А может он уже сгорел? Обычно редко механизмы потребляют меньше трети мощности мотора и если включен звездой при защите 150 ампер, то сгорания долго ждать не придется.
При переходе от треугольника к звезде напряжение на каждой обмотке упадёт в √3 раз. Соответственно, ток упадёт тоже (но только примерно) в √3 раза,
Соответственно, мощность упадёт примерно в 3 раза.
Для обычных асинхронных двигателей частота вращения немного меньше (на единицы %%; и зависит от механической нагрузки), чем частота сети, м. б. делённая на натуральное число, определяемое конструкцией.
Переход «треугольник»—>»звезда» приведёт при той же механической нагрузке, как и всякое другое уменьшение напряжения на обмотках, к некоторому дополнительному небольшому уменьшению частоты вращения.
Но это будет так только если механический момент не превысит предельного, соответствующего мощности. А если превысит, двигатель остановится и сгорит.
Ответ Aleks Nots грубо неверен. Ток, наоборот, уменьшится
Подключение двигателя “Звездой” и “Треугольником” – схемы и примеры
Как подключить двигатель по схеме “Звезда-Треугольник”
По схеме подключения двигателей “Звезда-треугольник” написано предостаточно. Но в каждой статье есть неточности и ошибки. Авторы просто переписывают друг у друга. Подозреваю, что большинство из них ни разу в жизни не подключали двигатель, и на практике не смогут отличить “Звезду” от “Треугольника”. Поэтому решил последовать народной мудрости “хочешь сделать хорошо – сделай это сам”, и написать эту статью.
Рассказываю, полагаясь на свой опыт и понимание вопроса. Как всегда, буду давать теорию и показывать, как это выглядит на практике.
Для начала, если кто совсем не в теме, из какой области знаний вообще это всё? Речь идёт об одном из распространенных способов подключения трехфазного асинхронного электродвигателя, при котором обмотки двигателя сначала подключаются к питающей сети по схеме “звезда”, а потом – по схеме “треугольник”. В молодых пытливых умах сразу возникнет вопрос – “Зачем это нужно?” Рассказываю подробно.
Зачем нужна схема “Звезда – Треугольник”?
Корень проблемы кроется в пусковых токах и чрезмерных нагрузках, которые испытывает двигатель, когда на него подают питание напрямую. Да что там двигатель – весь привод при пуске скрежещет и содрогается!
ВАЖНО! Если дочитали досюда, ознакомьтесь с моей статьёй про пусковые токи. Там очень подробно о том, откуда они берутся, как их узнать, посчитать и измерить.
Вот такие кабанчики не любят, когда их включают в сеть напрямую
Привод отличается от двигателя, как колесо от покрышки и как пускатель от контактора.
Схемы “Звезда” и “Треугольник”
У любого классического трехфазного двигателя есть три обмотки статора. Они могут иметь разную конфигурацию в пространстве, дополнительные выводы, но их три.
Схема обмоток статора с выводами для трехфазного асинхронного двигателя
Как подключить все эти 6 выводов, если у нашего источника питания всего 3 фазы?
На ум пришла статья про включение транзисторных датчиков. Там похожая ситуация – у датчика три вывода, а у нагрузки два…
Это простейшая логическая задача, у которой есть два решения – “Звезда” и “Треугольник”:
Схема соединения обмоток статора “звездой”
Схема соединения обмоток статора “треугольником”
В результате имеем у каждой схемы три вывода, которые можно подключать к источнику питания. А вот почему напрямую подключать не всегда возможно, об этом статья.
Эти схемы также имеют названия “Delta” и “Star“, и могут обозначаться на схемах как D и S. Но чаще обозначение идёт от вида схем – Δ и Υ. Или D и Y.
На обратной крышке борно обычно указывают схемы подключения и обозначения выводов:
Схемы подключения выводов двигателя: Звезда и Треугольник. Отличия видны сразу
По по схемам мы плотно пройдёмся ниже.
И ещё немного теории.
Мощность на валу при подаче номинального напряжения будет одинакова хоть в Звезде, хоть в Треугольнике. А токи разные, ведь P=UI. Это происходит потому, что Напряжение питания в этих схемах отличается в √3 раз, ток – тоже. В “звезде” напряжение питания двигателя (линейное) больше номинала катушки, а в “треугольнике” ток питания двигателя больше тока катушки в 1,73 раза.
Другими словами, если “базовое” рабочее напряжение катушки равно 220 В, то напряжение в “Звезде” будет 1,73 · 220 = 380 В. Другими словами, Uл=1,73Uф, где Uф – это номинальное напряжение катушки, Uл – номинальное напряжение питания. Для треугольника ситуация повторяется, но только для тока.
Таким образом, если написано одно из напряжений, можно легко узнать другое напряжение и ток:
Указано напряжение только в треугольнике 400 В
Вот этот же двигатель, вид на клеммы в коробке:
Подключение обмоток статора треугольником – клеммы двигателя
В данном случае на шильде приведён только треугольник, но чудес не бывает – этот двигатель может работать и в звезде, главное переключить правильно обмотки. Напряжение “Звезды” будет 1,73 · 400 = 690 В, ток в то же число меньше.
Кто хочет копнуть поглубже – в конце выложу для скачивания умные книги.
Какой двигатель можно подключать в “звезду-треугольник”, а какой нет?
Двигатели наша (и не наша) промышленность выпускает разные. Но наиболее ходовые у нас (большинство читателей подтвердит) – низковольтные, для работы в сетях 0,4 кВ 50 Гц. Мы будем рассматривать как раз такие асинхронники. Они бывают на 2 вида напряжения – 220/380 и 380/660 В.
В чем отличия? В номинальных напряжениях питания. Первое число – это “треугольник”, второе – “звезда”. Такое разделение идёт в основном от мощности, “граница” проходит примерно по 4 кВт.
Бывают номиналы на новый стандарт 230/400 или 240/440 В, но это не так важно.
Как видим, оба вида имеют вариант подключения 380 В. В первом случае для этого нужно собрать схему “звезда”, во втором – “треугольник”.
Жаль, но тут возникла путаница, и нужно об этом помнить: Напряжения на двигателе обозначаются как “Треугольник/Звезда”, а схема, о которой речь – “Звезда/Треугольник”. В любом случае – номинальное напряжение в “Звезде” всегда больше в √3 раз!
Подробнее рассмотрим работу на этих напряжениях.
220/380 В
Вариант с низкими напряжениями 220/380 можно подключать на 220 В только в однофазную сеть через фазосдвигающий конденсатор либо от однофазного преобразователя частоты. И только в “Треугольнике”! А 380 В – можно подключать в трехфазную сеть через контактор, либо УПП, либо частотник только в “Звезде”! Важно, что такие двигатели для работы в схеме “Звезда/Треугольник” использовать нельзя!
Двигатель на 220/380 В. Напряжения питания при включении по схемам “Звезда” и “Треугольник”
Центральная точка звезды, обозначенная “0”, может быть подключена к нейтрали N, если она, конечно, есть. Но этого никто никогда не делает – ток по этому проводу будет мизерный, ибо двигатель – нагрузка симметричная.
Реальные примеры движков 220-380:
Двигатель на 220/380 В, который на 380 В можно подключать только в “Звезду”
Шильдик электродвигателя на напряжение 220 – 380 В. Для схемы “Звезда-Треугольник” не подходит.
Как будет выглядеть подключение подобного двигателя в коробке:
Подключение в “Звезду” двигателя на 220 – 380 В
Внизу “тройная” клемма – та самая точка “0”, которая никуда не подключается.
380/660 В
Вариант двигателя с высокими напряжениями 380/660 идеально подходит для работы в схеме “Звезда/Треугольник”. Для работы напрямую (через контактор или ПЧ) обмотки нужно собрать в “Треугольник”.
Двигатель на 380/660 В. Напряжения питания при включении по схемам “Звезда” и “Треугольник”
Напряжение питания 660 В в реальной жизни не используется, а схема, показанная справа, используется для “раскрутки” ротора.
Шильдик двигателя 380 – 660 В, который может работать в схеме “Звезда – Треугольник”
Вот этот же двигатель, его коробка борно, подключен в треугольник:
Обмотки двигателя подключены в треугольник на 380 В
Как же так? – скажете вы. 22 кВт на 380? Напрямую, что ли? Нет конечно, иначе при его включении “тухла” бы сеть всего цеха, а здоровье энергосетей ждало бы серьезное испытание. Тем более, что он раскручивает тяжелый маховик вырубного пресса (справа видна полумуфта). Двигатель подключен через частотник, в этом весь секрет.
Звезда / Треугольник: работа схемы
Хорош теорию, даёшь практику! Как же реализован алгоритм работы схемы подключения? Если очень коротко, схема “Звезда-Треугольник” работает так.
1. Подается питание (а напряжение питания у нас во всех режимах 380 В) на выводы U1, V1, W1, а выводы U2, V2, W2 соединяются в одной точке. Реализуется схема “Звезда”, в которой вместо номинала 660 В подается 380 В:
Первый момент запуска. Обмотки в “Звезде”. Около обмоток указано “380” – это номинал. Реально в данном случае на катушках будет действовать напряжение 220 В!
2. Так двигатель работает несколько секунд (от 5 с до нескольких минут, зависит от тяжести пуска). Это время задается таймером (реле времени), который входит в состав схемы.
3. Далее питание полностью снимается на время второго таймера, двигатель по инерции вращается несколько периодов напряжения (время от 50 до 500 мс). Этот защитный интервал необходим для гарантированной безаварийной работы схемы. Контактор “звездного” режима должен успеть выключиться, прежде чем включится “треугольный” контактор. Ведь время выключения у контакторов всегда в несколько раз больше, чем время включения, из-за явлений намагничивания. К сожалению, эта пауза технически реализуется далеко не всегда…
4. После второго таймера включается основной режим, “Треугольник”, в котором двигатель получает нормальное питание и работает, пока его не выключат:
Схема включения треугольник – работа на крейсерской скорости. На катушках – номинальное напряжение.
Всё, если коротко. Дальше будут временные диаграммы, будет всё понятно.
Есть варианты и без второго таймера, но с обязательной блокировкой включения “Треугольника”, пока не выключится “Звезда”.
Вот как я нарисовал для себя схемку много лет назад:
Звезда-Треугольник. Простейшая схема от руки
Но у меня приличный блог, поэтому дальше будет красиво и по порядку.
Теперь о том, как реализуется этот алгоритм. Для удобства разделим схему на две части, которые могут даже иметь разное питание – силовую и управляющую.
Реализация силовой части схемы
Понятно, что включение двигателя производится контакторами. Их нужно три.
Есть варианты схемы “Звезда-Треугольник” с использованием Преобразователей частоты и Устройств плавного пуска (мягкого пускателя, софтстартера), но не будем раздувать статью.
Силовая часть схемы “Звезда – Треугольник”
Следите за цветами, буду и дальше их соблюдать для простоты восприятия:
Реализация части управления
Включать и выключать эти три контактора можно разными способами, вот несколько:
Слаботочная часть может быть вообще гальванически развязана от силовой, например через трансформатор 380 /110 В или блок питания 220 / 24 VDC. Более того, вообще питаться от аккумулятора 12 В. Главное, чтобы напряжение катушек пускателей соответствовало. Что такое гальваническая развязка и почему она безопасна – читайте про систему заземления IT.
Короче, вот простейшая схема:
Схема управления “Звезда-Треугольник” с реле времени. Простейшая теоретическая
В контактах с временной задержкой все постоянно путаются. У меня – правильно)
Что такое КМ1, КМ2, КМ3, вы уже знаете, а вот КА1 – это реле времени с задержкой при включении. Реле может быть любым, хоть электронным, хоть пневматическим типа ПВЛ. Главное, чтобы контакты переключались из исходного состояния через время задержки после подачи питания на КА1.
Я писал подробно про задержку времени в статье про приставку выдержку времени ПВЛ. Рекомендую, там обширная теоретическая часть.
Подавать питание на схему (запускать двигатель) можно любыми способами – хоть тумблером, хоть через классическую схему с самоподхватом.
Минус такой схемы – есть опасность конфликта между КМ2 и КМ3. Поэтому я не очень люблю такую схему, т.к. она работает “на грани”, и её безаварийность очень зависит от механики и конструкции контакторов. Из-за этого могут подгорать контакты, а может и выбивать вводной автомат. Поэтому обязательно необходима блокировка (электрическая и желательно механическая):
Практическая схема “Звезда-треугольник” с блокировкой
Блокировка реализована на НЗ контактах, подробно об этом и не только в статье про подключение двигателя при помощи магнитного пускателя. Между катушками показана механическая блокировка, не путать со схемой “Треугольник”!
Это реальная схема, можно её применять. Если что не понятно – спрашивайте.
Кстати, вместо КА1.1 можно поставить НО контакт с задержкой Отключения. То есть, включается сразу после подачи питания, выключается – через время. Но для этого нужно два отдельных реле времени с разными принципами работы, которые должны быть синхронизированы для гарантированной паузы. Именно так и реализуется в специализированных реле времени “Звезда-Треугольник”.
Да, ещё замечание. Иногда включение питания общего контактора КМ1 реализуют не напрямую, а через НО контакт “Звезды” КМ2, затем КМ1 становится на самоподхват через свой НО контакт. Это необходимо для дополнительной проверки работоспособности реле времени КА1.
Временные диаграммы работы схемы “Звезда-Треугольник”
С привязкой к моей схеме управления, диаграммы включения контакторов:
Временные диаграммы схемы управления звезда-треугольник
Тут вроде всё понятно, но есть одно важное замечание. Ещё раз. Между зеленой и красной областями обязательно нужен небольшой зазор (пауза). Его может не быть (пауза = 0), но эти области могут налазить друг на друга, если используются контакторы с катушкой постоянного тока (=24 VDC). В особенности при использовании обратновключенного диода (а он обязателен!), время выключения может быть больше времени включения в 7-10 раз!
Это я к тому, что однажды мучался с такой схемой, в ней выбивал периодически вводной автомат. Поставили спец.реле с паузой, проблема была решена!
Реальный пример схемы
Вот реальный пример такой схемы на электронном реле времени:
Фото схемы звезда-треугольник с управлением на таймере и гальванической развязкой на трансформаторе.
Слева направо в нижнем ряду: КМ1, КМ2, КМ3, КА1.
А вот пример схемы с управлением от контроллера:
Звезда-треугольник, компрессор, управление от программы контроллера
Видео, как щёлкают контакторы в этой схеме:
Вот как красиво оформили схему немцы в своём компрессоре:
Схема компрессора, подключение электродвигателя Звезда – Треугольник
На входе схемы – три провода, на выходе – шесть. Всё сходится)
Как переключить схему двигателя в “Звезду” и в “Треугольник” вручную
Если не нужна никакая автоматика, а двигатель работает постоянно в “Звезде” или в “Треугольнике”, то используя рожковый ключ, можно переключить схему соединения обмоток вручную.
Шильдик двигателя 220 / 380 В 0,37 кВт
На оборотной стороне крышки борно, как обычно, приведена схема:
Схема подключения 220 – 380 на крышке двигателя
Двигатель питался напрямую от трехфазной сети 380 В через контактор и был собран в “Звезду:
Клеммы двигателя в подключены в схеме “Звезда”
Откручиваем гайки М4, снимаем перемычки и провода питания:
Разбираем схему, откидываем провода
Собираем схему в треугольник, на пониженное напряжение 220 В:
Собираем треугольную схему на 220 В
Переделка понадобилась в связи с тем, что нужно изменить скорость вращения двигателя, а для этого применить частотник. А частотники на такую мощность, как правило, однофазные. В результате – поехали!
Кстати, по частотникам планирую цикл статей, подписывайтесь!
Особенность работы в “Звезде”
В соответствии с ГОСТ 28173 (МЭК 60034-1) двигатели могут эксплуатироваться при отклонении напряжения ± 5 % или
отклонении частоты ± 2 %. При этом параметры двигателей могут отличаться от номинальных, а превышения температуры обмоток могут быть более предельного по ГОСТ 28173 (МЭК 60034-1) на 10 °С.
К чему это я? Дело в том, что при пуске, когда двигатель работает в “Звезде”, он работает не в режиме (напряжение отличается на 70%!), что может привести к его перегреву, если это будет длиться долго. Будьте внимательны, защищайте двигатель от перегрева и перегрузки! Но это уже совсем другая история)
Видео
Некоторые авторы тоже) доступно и интересно рассказывают о практической стороне вопроса в видео:
Скачать
Я постарался максимально раскрыть тему, но если вам нужны академические знания, пожалуйста:
• В.Л.Лихачев. Асинхронные электродвигатели. 2002 г. / Книга представляет собой справочник, в котором подробно описано устройство, принцип работы и характеристики асинхронных электродвигателей. Приводятся справочные данные на двигатели прошлых лет выпуска и современные. Описываются электронные пусковые устройства (инверторы), электроприводы., djvu, 3.73 MB, скачан: 6949 раз./
• Каталог двигателей ВЭМЗ / Параметры и каталог двигателей, pdf, 3.53 MB, скачан: 1123 раз./
• Дьяков В.И. Типовые расчеты по электрооборудованию / Практические расчеты по электрооборудованию, теоретические сведения, методики расчета, примеры и справочные данные., zip, 1.53 MB, скачан: 2427 раз./
• Карпов Ф.Ф. Как проверить возможность подключения нескольких двигателей к электрической сети / В брошюре приведен расчет электрической сети на колебание напряжения при пуске и самозапуске асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором и синхронных двигателей с асинхронным пуском. Рассмотрены условия, при которых допустим пуск и самозапуск двигателей. Изложение методов расчета иллюстрируется числовыми примерами. Брошюра предназначена для квалифицированных электромонтеров в качестве пособия при выборе типа электродвигателей, присоединяемых к коммунальной или промышленной электросети., zip, 1.9 MB, скачан: 1558 раз./
• Руководство по эксплуатации асинхронных двигателей / Настоящее руководство содержит наиболее важные указания по транспортировке, приемке, хранению, монтажу, пусконаладке, эксплуатации, техническому обслуживанию, поиску неисправностей и их устранению для электродвигателей производства «Электромашина». Руководство по эксплуатации предназначено для трехфазных асинхронных электродвигателей низкого и высокого напряжений серий А, АИР, МТН, МТКН, 4МТМ, 4МТКМ, ДА304, А4., pdf, 7.54 MB, скачан: 2440 раз./
• Пуск и защита двигателей переменного тока / Пуск и защита двигателей переменного тока. Системы пуска и торможения двигателей переменного тока. Устройства защиты и анализ неисправностей двигателей переменного тока. Руководство по выбору устройств защиты. Руководство от Schneider Electric, pdf, 1.17 MB, скачан: 1897 раз./
P.S. Про использование специализированного реле времени “Звезда-Треугольник” читайте следующую статью.
Как всегда, жду уточнений и вопросов в комментариях!