Что означает а хочется речи простой человечьей
«А хочется речи простой, человечьей»
Тему сегодняшнего сочинения-рассуждения задало высказывание Николая Рубцова: «А хочется речи простой, человечьей».
В аннотации к осенней сессии РусФеста идет рассуждение насчет глубины и некой глупости этого высказывания, так как на этой планете мы только и способны понимать язык человечий, а язык других существ, ее наполняющих, как в таковом проявлении гласа – нет! Однако мы способны понимать и общаться не вербально ни только друг с другом, но и с любым встречным «землянином», и такой способ общения в некоторые моменты жизни может быть более продуктивным, нежели привычный, например, в практике психотерапии душевно расшатанных людей очень распространена терапия с помощи братьев наших меньших. С чем это связано? А тут я подошел ко второй идее аннотации, которая заставляет задуматься о том, является ли простая речь примитивной и синонимичны ли эти термины.
Это было небольшое вступление, теперь же перейду к вопросу, почему всем людям, в частности мне, важно и необходимо учиться выражать свои сложные заключения, простым языком, который будет понятен каждому.
Это была первая, на мой взгляд, причина, вторая – установки или стереотипы. Не зря профессиональный язык называют птичьим, так как иногда он взаправду прекрасен и пленителен, как пение волшебной и неведомой жар-птицы! Это, несомненно, вызывает эстетическое восхищение, особенно если ты не понимаешь, о чем говорит этот человек. И в попытках превратить нашу скудную речь в песню, мы начинаем усложнять её, подражая «идолам» и «идеалам», забывая о том, что я сам же адекватно, стопроцентно не воспринимаю замудренные высказывания…
И третья причина, как я считаю, основная – тотальная психическая инфантильность, низкая самооценка и, как вытекающий аспект – зависимость от мнения окружающих. Многие умные, начитанные и устоявшиеся не только материально, но и психически, а одно без другого не возможно, не боятся говорить просто и откровенно на любые темы, так как стремления доказать свою значимость перед кем либо – нет. Если я полностью и правильно прошел все три, условных, этапа психологической сепарации, то мне нечего кому-то доказывать свою значимость, так как я сам знаю ее. И этого, на самом деле, честно, на уровне ощущений достаточно, моя потребность в ценности удовлетворена мною!
Поэтому, воистину взрослый и состоявшийся человек и профессионал умеет и говорит о сложном просто.
Если взрастить «короля в голове» или состоявшуюся личность немного проблематично, то можно зайти с другого конца.
Всю психотерапию, условно, можно разделить на теоретическую, которая работает с «мозгами» или, что правильнее, с душой и практическую или физическую – телесно-ориентированную, которая также работает с душой, только через физические упражнения.
Также можно поступить и в нашей ситуации. После прочтения книги Дейла Карнеги «Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей выступая публично», я вывел для себя несколько постулатов или принципов эффективной речи.
Первый – необходимо говорить, говорить так, чтобы было слышно всем и всюду, а для этого необходимо быть полностью уверенным в той ахинее, о которой я говорю.
Второй, как не удивительно – уверенность и убедительность. Так как многие тысячелетия языком наших предков был язык тела, который буквально зашит в нас, и которым мы активно пользуемся и общаемся с его помощью, независимо от осознания этого, нам необходимо быть уверенным в своих словах или убедить себя в этом. Однако, при всем своем желании мы не контролируем и 50% всех процессов в тела, поэтому намного лучше будет углубиться в тот материал, которым я оперирую для приведения достоверных аргументов.
Третий – единство языка. Причиной 90% всех споров и недопониманий является разность терминов и образов, которые кроются за ними, поэтому благоразумно будет перед своим выступлением провести некоторый терминологический глоссарий, тем самым обозначив направление мысли слушателей.
Четвертый – смысловая нагрузка, ее сдержанность и лаконичность. Как только я обозначил и задал направление собеседникам, необходимо настроить и себя, чтобы не расплыться в своих высказываниях до космогонии и шизотерики.
Пятый – Эмоциональность и грамотность. Следовать намеченному курсу, также важно, как и вести людей за собой, привлекая их внимание к себе с помощью благозвучности, контрастности, яркости и эмоциональности своей речи и действий, потому что мы все и всегда хоти и ищем «хлеба и зрелищ».
Такие, условно, пять постулатов я вынес для себя после прочтения этой книги. Это, конечно, не заменит психотерапии и работы над собой для возращения своего «королЯ», однако в совмещении с той же психо-физкультурой это даст значительные результаты.
Итак, в заключении я хочу напомнить о том, что простота речи не есть ее примитивность! Ибо умение говорить просто о сложном, присуще только высоко разумным и сознательным личностям, которые не только знаю ценность своих мыслей и слова, времени и жизни, но и уважающих эти качества в других; а самый лучший способ проявить это – говорить не на простом, а на понятном языке, не обремененном попыткой доказать свою значимость и значимость слов. В этом, в первую очередь, и проявляется социальная ответственность – ответственность за свои деяния, слова и мысли.
Вологжане выскажут свою точку зрения о роли речи в жизни человека
Образовательно-патриотическая акция «Русфест» проходит уже второй раз. В этом году она имеет название «А хочется речи простой, человечьей» и приурочена к 85-летию со дня рождения вологодского поэта Николая Рубцова.
Осенняя сессия направлена на сохранение русского языка как основы духовной культуры и исторической памяти народа. В этом году участники могут предоставить свои работы по двум темам: «Как я вижу язык своей профессии» и «А хочется речи простой, человечьей» (Н. Рубцов).
Принять участие в «Русфесте» могут школьники, студенты и взрослые вологжане. Акцию можно провести как в очном формате (на занятиях, в рамках отдельного мероприятия в учебных заведениях, библиотеках и других), а также в дистанционном, отправив работы организаторам до 14 октября.
Прием заявок на регистрацию площадки продлится до 30 сентября. Победителей в каждой из номинаций определят жюри, куда войдут филологи-практики, ученые, поэты и журналисты, проживающие в разных субъектах РФ и за рубежом.
Активным участникам «Русфеста» будут вручены благодарственные письма и сувениры. Авторы лучших работ будут отмечены дипломами и памятными подарками. Сочинение, набравшее по критериям наибольший балл, будет удостоено денежного вознаграждения в размере 50 тыс. рублей. Кроме того, регион победителя получит возможность предложить тему для следующего осеннего РусФеста, тем самым раскрыть уникальность местного колорита и рассказать о своих талантливых писателях или поэтах на весь мир.
Добавим, что впервые «РусФест» был проведен в 2019 году на территории Вологодской области как региональная акция. Его участниками стали 850 человек. В 2020 году акция перешагнула границы региона и приобрела всероссийский статус.
Что означает а хочется речи простой человечьей
Речь – это самое важное, что может быть в жизни человека. И поэтому очень важно уметь правильно ей пользоваться, ведь намного приятнее общаться с человеком, который культурный, интеллигентный и образованный, а не тот который употребляет жаргонные и нецензурные слова. С самого детства нужно заниматься воспитанием своего ребёнка и учиться культуре речи, чтобы в будущем, во взрослой жизни он мог свободно излагать свои мысли.
Что же такое культура речи? Культура речи – одна из важных составляющих общей культуры человека. Все окружающие нас люди, будь то соседи по купе или пассажиры в общественном автобусе, ждут от нас соблюдения этих простых правил. И мы должны им соответствовать. Не секрет, что люди, имеющие образование, часто общаются при помощи компьютера. Это удобно и позволяет экономить время. Но как это сказывается на речи человека?
Дело в том, что компьютер, даже если он совершеннейший инструмент, очень сильно снижает нашу речевую культуру. Мы мало читаем, не произносим длинных фраз, разговариваем быстро и не очень грамотно. Конечно, у кого-то речь отточена до совершенства, но ведь у большинства людей она не такая. Как говорится, заговори, чтобы я тебя увидел. Очень важно, чтобы человек умел правильно выражать свои мысли, мог правильно построить фразу, найти нужное слово, выразить свою мысль. Для этого нужно много читать, смотреть фильмы, слушать песни, развиваться интеллектуально. Ведь без знаний не может быть и культуры речи. Чтобы научиться говорить и писать грамотно, нужно соблюдать некоторые правила. Прежде всего, речь должна быть разнообразной.
Итак, в заключении я хочу напомнить о том, что простота речи не есть ее примитивность! Ибо умение говорить просто о сложном, присуще только высоко разумным и сознательным личностям, которые не только знаю ценность своих мыслей и слова, времени и жизни, но и уважающих эти качества в других; а самый лучший способ проявить это – говорить не на простом, а на понятном языке, не обремененном попыткой доказать свою значимость и значимость слов. В этом, в первую очередь, и проявляется социальная ответственность – ответственность за свои деяния, слова и мысли.
Вариант №2
С помощью речи человек, может передавать свои внутренние волнения и переживания. Ведь намного приятнее общаться с тем, кто умеет правильно пользоваться культурой речи. При разговоре использовать в нужных местах ударения и делать акцент на важные слова. Культура речи и культура общения, они взаимосвязаны между собой, и расположены рядом. Люди редко задумываются над этим, но это так.
Если мы не будем обращать внимания на речь, то будем выглядеть глупо в глазах окружающих. В мире уже много было примеров, когда люди не понимали друг друга из-за того, что неправильно общались. Они не могли найти общий язык. Чтобы быть более общительными необходимо следить за своей речью, она должна быть правильной. Не стоит забывать о том, что все слова имеют массу значений и несут за собой смысловую нагрузку.
Поэтому нужно следить за своими высказываниями и не допускать ошибок. Так же важно уметь слушать других людей и понимать их, чтобы общение было приятным для всех. Каждый человек, который хоть раз занимался саморазвитием в этой области, знает, что правильное звучание речи напрямую влияет на наше восприятие окружающего мира.
Вариант №3
Эволюция людей являлась двигателем в развитии общения и взаимопонимания между людьми. Изначально человек разумный больше общался набором звуков и жестов, но вскоре появилась связная речь, которая является самым важным и понятным способом общения. Через века появилось понятие как культура речи. По тому, как человек общается, складывается впечатление о его образованности и вежливости. Культурой речи называется речь, которая произносится с соблюдениями всех правил языка и интонаций. Культура речи подразумевает, что человек говорит грамотно и красиво, ясно и четко.
Это касается не только устной, но и письменной речи. Как ни странно, люди иногда путают понятия культуры речи и культуры общения. Ведь для того, чтобы говорить, нужно знать язык, правила построения предложений, основные законы грамматики и уметь строить предложения на русском языке. Но этого недостаточно для общения на любую тему. Если человек плохо владеет языком, ему становится трудно понимать собеседника, он неправильно строит предложения, а иногда и вообще не умеет формулировать свои мысли.
Для того чтобы стать культурным человеком, нужно овладеть всеми основными составляющими языка: фонетикой, правописанием, орфографией, лексикой, фразеологией, грамматикой, интонацией, ораторским искусством и культурой речи.
Манера выражаться рассказывает о нас больше, чем мы думаем
Не словом единым
«Заговори со мной — и я скажу, кто ты», — произнес когда‑то Сократ. Высказывание не теряет актуальности и сегодня. Манера говорить может рассказать окружающим не только о чертах вашего характера, уровне интеллектуального развития, но даже и о чертах личности. Почему одни привычки в речи допустимы, а от других лучше избавиться, рассказала старший преподаватель Института психологии БГПУ имени М.Танка кандидат психологических наук Ольга Войтко.
♦ СОЛНЫШКИ И ЗАЙЧИКИ. Наверняка в вашем окружении есть люди, которые злоупотребляют словами с уменьшительно‑ласкательными суффиксами и обращениями. Можно ли всех подряд называть рыбками да котиками?
— Если такое обращение касается детей, семейного окружения, это вполне нормально, — считает Ольга Войтко. — Хотя специалисты в области психологии развития отмечают, что даже с детьми нельзя сюсюкать, чтобы позднее не переучивать их. Все слова должны быть четкими и понятными. К примеру, если ребенок из уст родителей всегда слышал только «би‑би», его придется заново учить слову «автомобиль». Что же касается речи взрослого человека, то чрезмерное употребление уменьшительно‑ласкательных слов может указывать на недостаточный уровень культуры речи. Часто так кто‑то пытается расположить к себе окружающих, в какой‑то степени манипулировать ими. Кроме того, подобная манера разговора может указывать на неуверенность в себе. Важно четко осознавать контекст и социальное окружение, в котором употребляются уменьшительно‑ласкательные слова. В деловом общении это совершенно неуместно.
♦ ЛУЧШАЯ ЗАЩИТА — ЭТО НАПАДЕНИЕ. Привычка отвечать вопросом на вопрос может раздражать. Чаще всего такие люди склонны что‑то недоговаривать. Вместо конкретного ответа собеседник задает свой вопрос или несколько уточняющих вопросов, чтобы как можно дальше отойти от основной темы беседы или перевести ее в нужное для себя русло. В первую очередь такое поведение указывает на недоверие к окружающим. Задумайтесь, часто ли вы уходите от прямых ответов. Если да, то не ждите положительного результата в речевом взаимодействии.
♦ ВОВОЧКА НЕ ВИНОВАТ. Маленькие дети всегда говорят о себе в третьем лице. До трехлетнего возраста это является нормой. Ребенок не идентифицирует себя и свои поступки, не может в полной мере нести ответственность за свое поведение. Однако к трем годам происходит становление самосознания, после чего малыш должен говорить о себе в первом лице — «я». Частое использование конструкций в третьем лице человеком взрослым ненормально. Возможно, у него есть какая‑то психологическая проблема. Скажем, таким образом он от чего‑то дистанцируется.
♦ ЛЕС СЛОВ. Замечали, что некоторые порой так заворачивают речевые конструкции, что за ними теряется смысл сказанного? Предложения настолько длинные, что говорящий забывает основную мысль. Что за этим скрывается? Смотреть нужно в первую очередь на контекст речи и ситуацию речевого общения. Если длинными предложениями изъясняется ученый на конференции, при этом логично и последовательно, коллеги его понимают, это проявление высокой культуры речи. Однако есть тип людей, так называемые «философы», которые в процессе говорения перескакивают с одной темы на другую. При этом точность речи минимальна, отсутствует аргументированность, теряются логика и смысл. Часто такого человека не понимают и не воспринимают всерьез. От этой привычки лучше постараться избавиться.
Прежде чем выразить мысль, нужно продумать, что именно вы хотите сказать, и объяснить суть без лишних прикрас.
♦ СЕСТРА ТАЛАНТА. Если человек привык говорить короткими, рублеными фразами, которые выражают только самое главное, это может свидетельствовать о «техническом» мышлении, когда хочется быть понятым и разложить все по полочкам. Опять же важен контекст. К примеру, маленькие дети говорят простым языком, но с возрастом пытаются выстраивать сложноподчиненные предложения, употребляя сложные слова и конструкции в речи. Если взрослый человек продолжает изъясняться исключительно короткими фразами, это свидетельствует о бедности словарного запаса.
♦ МОЖЕТ БЫТЬ, НАВЕРНОЕ, ДА. Без вводных слов не обойтись, но когда речь перенасыщена постоянными «так сказать», «кстати» и «возможно», это указывает на неуверенность в себе или незнание чего‑либо. Злоупотребление вводными словами — такая пустышка, которая заполняет тишину и позволяет говорить хотя бы что‑то, с минимальным смыслом.
Вместе с тем у речи есть такая динамическая характеристика, как беглость. К примеру, флегматик не будет говорить в том же темпе, что и холерик. Это не определяет его как глупого или умного, а всего лишь означает, что уровень процессов возбуждения нервной системы у него ниже уровня процессов торможения. Преобладание вторых над первыми сказывается на скорости речи, человек делает небольшие паузы, необходимые ему для обдумывания мысли своей либо собеседника. Эти пробелы в речи он может заменять подобными словами.
То, как человек говорит, рассказывает не только о культуре его речи, но и об особенностях характера и психики.
♦ ПОСЛЕДНЯЯ БУКВА АЛФАВИТА. Я решил, я могу, я умею… С одной стороны, говоря так, человек берет на себя ответственность. С другой — если речь идет о командной работе, местоимение «я» не всегда уместно. Оно может указывать на самовлюбленность говорящего, его эгоцентризм. Человек таким образом превозносит себя, подчеркивает свое превосходство над другими. Как ни странно, подобное речевое поведение также может указывать на наличие психологических комплексов, с которыми нужно разбираться.
♦ «С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ БАНАЛЬНОЙ ЭРУДИЦИИ. » В научной среде употребление большого количества терминов совершенно обоснованно. Но если ими изобилует публицистическая или разговорная речь — это не всегда хорошо. Говорящий просто будет не понят, особенно если использует определенные слова неуместно, чтобы казаться умнее. К сожалению, такие люди часто употребляют термины «поперек контекста». Человек хочет показать, что он образован, но добивается при этом противоположного эффекта.
♦ ДА, НО. На первый взгляд может показаться, что человек, употребляя конструкции «да, но…», «да, однако…», не может определиться со своим мнением или решением. Кое‑кого такие речевые конструкции могут даже раздражать. А вот в психологии такой прием называется амортизацией, использование которой препятствует возникновению конфликта. Согласитесь, категоричное «нет» звучит гораздо агрессивнее, нежели дипломатичное «да, конечно, однако есть другая позиция». Говоря так, вы подчеркиваете, что не исключаете мнения вашего собеседника, однако имеете свою точку зрения. Если бы люди чаще не только слушали, но и слышали друг друга, пользовались принципом амортизации, в обществе было бы намного меньше конфликтов.
Какие бы привычки ни закрепились у вас, культуру речи можно и нужно тренировать: обращать внимание на свой язык и способы выражения мыслей, более критично относиться к себе, работать над ошибками и, конечно же, больше читать. Ведь именно в литературе, как научной, так и художественной, используется все богатство слов и словосочетаний, кладезь метафор, синонимов, украшающих не только нашу речь, но и жизнь.
Что речь может рассказать о характере человека?
Как определить темперамент нового знакомого, если вы общались не больше минуты? Все просто – оценить его манеру разговора, прислушавшись к характерным речевым оборотам, которые выбиваются из общей стилистики. А чтобы вам было легче понять, с кем имеете дело, предлагаем ориентироваться на следующие параметры. Речь может многое рассказать о характере человека!
Узнайте о характере человека: 11 речевых паттернов, которые выдают собеседника с головой
1. Слишком много вводных конструкций
«Короче», «так сказать», «возможно», «кстати», «значит». Изобилие таких вставок в предложении выдает эмоционально нестабильную натуру с холерическим темпераментом. В то же время за обилием вводных слов может скрываться банальное чувство неуверенности в присутствии значимого человека, а то и хуже – недостаток словарного запаса, вызванный недалеким интеллектом.
2. Изобилие уменьшительно-ласкательных суффиксов
Если человек предпочитает все на свете сводить к «муси-пуси», скорее всего, он застрял на уровне развития ребенка. «Иришка», «бутербродик», «пупсик», «конфетулечка» и т. д. Таким образом взрослые искусственно занижают уровень своей зрелости, чтобы вызвать у окружающих симпатию и получить поблажки. Другая сторона этой привычки — осознанное заигрывание с окружением, чтобы обезопасить свою среду.
3. Привычка говорить скупыми фразами
Резкая отрывистая речь – признак личности с техническим мышлением, которая предпочитает говорить коротко, ясно и по делу. Такие люди не любят пускать пыль в глаза. Они предпочитают простоту и открытость в отношениях. Стремятся быть понятными, ценят чужое время. Их трудно выбить из колеи. Они умеют разложить проблему по полочкам и быстро донести ее суть до аудитории.
4. Злоупотребление местоимением «я»
«А я думаю так-то», «я тоже так хочу», «я всегда так делаю», «сейчас я буду говорить» и прочие выражения о себе, которые человек вставляет не всегда к месту, пытаясь выбиться на первый план. О чем это говорит? Об эгоцентризме и неосознанной уверенности человека в том, что он лучше, интереснее и важнее других. Подобная черта выдает низкую самооценку, которую собеседник пытается компенсировать, перетянув одеяло на себя.
5. Упоминание о себе в третьем лице
«Аня позавтракала», «Мише нужен отдых», «Рома мечтает о такой девушке!» — говорят люди сами о себе. В основном этот прием используется при самоиронии, неся чисто развлекательную функцию. Но иногда человек заигрывается и превращает его в привычку, что указывает на излишнюю эксцентричность персонажа и желание быть в центре внимания, подобно капризному ребенку.
6. Использование уничижительных прозвищ
В эту категорию мы относим не только откровенно негативные прозвища по типу «тугодум», «рохля» или «старая дева», но и уничижительно-ласкательную форму доминирования – «дорогуша», «рыбка моя», «милочка» — в отношении незнакомых людей или подчиненных. О чем говорит подобная привычка? О скрытом желании контролировать окружение, навязывать ему игру по своим правилам и самоутверждаться за чужой счет. Как видим, не самые лучшие качества…
7. Звукоимитация
«Брр», «бабах», «вжух», «ух», «хлоп». Подобные вставки делают речь человека живой, яркой и эффектной. Но если с ними перебарщивают, заменяя все другие слова, это говорит о скудном словарном запасе или банальном нежелании напрягаться, подыскивая нужную метафору для выражения чувств. У таких людей либо отсутствует воображение, либо их эмоции бегут впереди мысли, из-за чего выходит каша. В жизни они сначала делают, а потом думают.
8. Атака встречными вопросами
Есть такие индивиды, с которыми невозможно общаться. Вы задаете тему, но они перехватывают инициативу встречным вопросом. «Как тебе погода? – А тебе?» «Плохое настроение? — С чего ты взял?» «Будешь конфетку? – А ты не шутишь?» Диалог с ними напоминает допрос, где вы всегда под прицелом. Подобная манера разговора характерна критиканам и циникам, которые не привыкли доверять людям и боятся утратить контроль над ситуацией. Встречные вопросы помогают им сохранить власть и не потерять свое лицо, если их поставят в неудобное положение.
9. Быстрая, будто незаконченная речь
Если ваш собеседник без умолку о чем-то говорит, при этом его мысль никак не приходит к финальной точке, но обрастает новыми идеями и открытиями – перед вами интеллектуал или заядлый спорщик. Такие люди обожают думать на ходу и не особо считаются с интересами окружающих. Может быть, поэтому у них так мало друзей? Если при этом человек говорит очень бегло и проглатывает часть слов – он не стремится найти понимания у окружения, потому что привык быть «белой вороной».
10. Псевдоинтеллектуальные словечки
11. Использование канцелярита
Встречали людей, которые говорят так, будто читают бюрократическую брошюру? «Нахожусь в состоянии крайнего изнеможения» вместо простого «устал». «Совершил акт потребления пищи» вместо «поел». «Оказал посильную помощь товарищу» вместо «помог другу». Мало того что подобное нагромождение слов не используется в устной речи, оно еще и звучит неестественно. Подобный стиль свойственен позерам, которые хотят придать себе важности. Либо недалеким личностям, что считают такую манеру признаком высокохудожественного стиля. Увы, и те, и другие ошибаются.
А вы нашли совпадения описанных нами особенностей с характерами людей в реальной жизни?
Текст: Flytothesky.ru
Поделитесь постом с друзьями!