Что означает автономная школа

Какому учреждению выгодно стать автономным?

«Руководитель бюджетной организации», 2013, N 5

Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Для начала следует отметить, что автономный статус для учреждения не означает ухода в полностью свободное плавание и необходимости самостоятельно обеспечивать себя финансовыми средствами. Автономное учреждение, как и бюджетное (и казенное), является государственным или муниципальным учреждением, а это означает, что собственником его имущества и земельного участка под ним является соответствующее публично-правовое образование (РФ, регион, муниципалитет), что ему в обязательном порядке выделяется бюджетное финансирование на содержание имущества и на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ). Как и бюджетное, автономное учреждение в обязательном порядке получает государственное (муниципальное) задание и субсидию из бюджета на его выполнение. Также могут предоставляться целевые субсидии, бюджетные инвестиции, средства на исполнение публичных обязательств. Разница между бюджетным и автономным статусом, в общем, не в деньгах, а в степени свободы при осуществлении деятельности.

Кому нельзя в «автономку»

Переход из статуса бюджетного учреждения в автономный статус в законодательстве называется изменением типа государственного (муниципального) учреждения. Принимать решение об изменении типа учреждения, конечно же, вправе только учредитель, однако в случае перехода в автономный статус существует узаконенный механизм участия учреждения в принятии соответствующего решения. Согласно ч. 4 ст. 5 Закона об автономных учреждениях для принятия учредителем решения о переводе учреждения в автономный статус требуется инициатива либо согласие самого учреждения. Таким образом, бюджетное учреждение вправе по установленной процедуре выступить с инициативой о своем переводе в автономное.

Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

При этом перейти в статус автономного учреждения может не любое учреждение. Законодательством РФ установлен ограниченный перечень сфер, в которых могут работать «автономки». К разрешенным сферам деятельности автономного учреждения отнесены : наука, образование, здравоохранение, культура, средства массовой информации, социальная защита, занятость населения, физическая культура и спорт (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах), а также экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, тушение лесных пожаров, предоставление государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах.

В соответствии с Законом об автономных учреждениях, ГрК РФ, Лесным кодексом, Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Выгоды, связанные с автономным статусом

Однако между бюджетным и автономным учреждениями существуют значимые различия. Основные из них приведены в таблице:

Таким образом, выгоды перехода из статуса бюджетного учреждения в «автономку» связаны с перечисленными отличиями автономного и бюджетного учреждений.

Указанные нормы содержатся, соответственно, в ч. 15 ст. 4 и п. 3 ч. 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ.

Прочие условия перехода на УСНО приведены в гл. 26.2 НК РФ.

2. Дает заключения:

Часть 1 ст. 10 Закона об автономных учреждениях.
Полный перечень функций наблюдательного совета приведен в ст. 11 Закона об автономных учреждениях.

Наконец, автономное учреждение в отличие от бюджетного вправе распоряжаться всеми своими доходами, а не только доходами от приносящей доходы деятельности. На практике это обеспечивается правом директора автономного учреждения утверждать план финансово-хозяйственной деятельности учреждения по заключению наблюдательного совета (то есть при контроле со стороны общественности, работников и отчасти учредителя).

Ограничения, связанные с автономным статусом

Однако переход из статуса бюджетного учреждения в «автономку» влечет и определенные ограничения. Главным из них является невозможность осуществлять деятельность в сферах, в которых федеральными законами автономным учреждениям прямо не разрешено работать (см. выше). Причем это ограничение касается не только деятельности по выполнению государственного (муниципального) задания, но и оказания платных услуг.

Часть 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях, ч. 6 ст. 4 Закона об автономных учреждениях.
Подробнее правила оформления платных услуг в бюджетных и автономных учреждениях были рассмотрены в статье Д.В. Жигалова «Куда вписать платные услуги», N 3, 2013.

Для практической иллюстрации указанного ограничения рассмотрим следующий практический пример. Бюджетное учреждение «Автобаза «Медавтотранс» оказывает транспортные услуги для медицинских учреждений, а также платные транспортные услуги для любых потребителей. В случае перевода такого учреждения в автономное оно утратит право оказывать платные транспортные услуги всем потребителям, кроме медицинских учреждений. Причина в том, что автономное учреждение не вправе работать в сфере транспорта. Рассматриваемое автономное учреждение должно относиться к учреждениям здравоохранения, осуществляющим транспортное обслуживание медицинских учреждений, и, соответственно, должна быть сформулирована цель создания автономного учреждения в его уставе. С такой формулировкой цели создания оно не вправе оказывать транспортные услуги другим потребителям, кроме учреждений здравоохранения, поскольку эти услуги нельзя отнести к основным уставным видам его деятельности.

Действия учреждения в связи с переходом в «автономку»

Части 2 и 3 ст. 17.1 Закона о некоммерческих организациях, ст. 5 Закона об автономных учреждениях.
Часть 4 ст. 5 Закона об автономных учреждениях.

Если у него есть инициатива перейти в «автономку» или получено его согласие, производятся установленные процедуры, которые осуществляет в основном учредитель. Перевод бюджетного учреждения в автономное требует внесения соответствующих изменений в его устав. При этом смена типа государственного (муниципального) учреждения не является его реорганизацией : разрешительные документы (лицензия, аккредитация и пр.) продолжают действовать без переоформления вплоть до истечения срока их действия.

Части 1 и 4 ст. 17.1 Закона о некоммерческих организациях.

Что касается изменения наименования учреждения в других документах, таких как вывески, бланки и печати, здесь логика может быть следующей. По закону наименование некоммерческой организации, созданной в форме государственного или муниципального учреждения, может включать указание на ее тип (соответственно, может и не включать). Поэтому, если вывеска, бланки или печать учреждения содержали полное наименование, придется их поменять. А если на них было написано лишь «государственное учреждение» или «муниципальное учреждение», их можно оставить.

Часть 1 ст. 4 Закона о некоммерческих организациях и ст. 6.1 Закона об автономных учреждениях.

Источник

Школы переходят на автономное управление

Что означает автономная школа. Смотреть фото Что означает автономная школа. Смотреть картинку Что означает автономная школа. Картинка про Что означает автономная школа. Фото Что означает автономная школа

при автономной системе управления наиболее энергичные педагоги получат возможность зарабатывать больше. Фото Алексея Кунилова.

Сегодня есть три основных типа образовательных учреждений: казённые, бюджетные и автономные. Последние пока эксклюзив, их немного. В Екатеринбурге — чуть больше 20, всего по области таких школ и садиков около 40 (хотя соответствующий закон, дающий право выбора системы управления, действует уже три года). Видимо, остальные боятся излишней ответственности или не знают «автономных» плюсов.

— Нужно сразу определиться с самой распространённой народной легендой, которая придумана про автономные учреждения. Считается, что автономная школа или садик — это синоним платного образования и обязательных платных услуг. Это совершенно неправильное утверждение. Вернее будет сказать, что автономное учреждение создаёт дополнительные возможности в том числе и для эффективного оказания платных образовательных услуг. Само образование (обязательная программа, стандарт — прим. автора) у нас по Конституции является бесплатным в любом типе учреждений, — пояснил Павел Креков, заместитель министра общего и профессионального образования Свердловской области. — Платные услуги может оказывать и бюджетное учреждение. Принципиальное различие в том, что автономные могут более эффективно использовать выделяемые им деньги.

Проще говоря, автономные учреждения получают все причитающиеся им бюджетные деньги сразу, единовременно в начале года. В то время как, допустим, казённые могут финансироваться поквартально и по строго определённым статьям.

Автономные же сами определяют, на чём они могут сэкономить и куда направить основные суммы. «Сами» — это под бдительным оком наблюдательного совета, куда входят учредители (представители муниципалитета), педагоги и родители.

Вот пример лицея № 110, что находится в столице Среднего Урала. На автономию они перешли чуть меньше двух лет назад. При этом основные работы — ремонт крыши, обустройство стадиона — по-прежнему проводятся за бюджетные деньги. Директор Ирина Виноградова скромничает: «Пока зарабатываем кредит доверия, учимся. Есть идеи, как можно получать доход. Допустим, открыть школу танцев, но. площади не позволяют. А до высшего пилотажа (автономные учреждения ведь, кроме всего прочего, могут открывать счета в кредитных учреждениях, приобретать акции, получать дивиденды) ещё далеко».

Первое, чему научился лицей, — это экономить. Потому как всё сэкономленное ни в какую общую копилку не возвращается, а остаётся в родных стенах. Так, только на коммуналке (свет включают исключительно тогда, когда надо) за прошлый учебный год удалось выручить 220 тысяч рублей. Впоследствии их потратили на противопожарные мероприятия — купили огнетушители, рукава, заказали светящиеся указатели выходов при эвакуации. Плюс на дополнительных услугах заработали больше четырёх миллионов. Ирина Виноградова говорит, что немалая часть этих денег ушла на обучение самих учителей, чтобы их уроки и креативные идеи казались школьникам самыми увлекательными на свете.

А теперь самое интересное: средняя зарплата педагога в лицее № 110 (в автономном лицее!) — 29 тысяч рублей. Как пояснила учитель экономики Валентина Комолова, прибавка составляет 90 рублей за каждого ребёнка с одного занятия. Провела раз в неделю дополнительный урок для пятерых ребят — заработала за месяц 1800. При этом те, кому достаточно основной программы, могут забыть и не вспоминать об этих дополнительных платных занятиях.

А Нине Шлыковой, другому руководителю другого автономного учреждения, екатеринбургского детского сада № 103, очень понравилось в новой системе управления то, что теперь садик сам может выбирать поставщиков продуктов, беря во внимание не только дешевизну, но и качество товаров. Дело в том, что автономные учреждения не попадают под действие Федерального закона № 94, а посему не зависят от торгов и аукционов. В садике довольно много дополнительных услуг: начиная от баскетбола, хореографии и восточных единоборств, заканчивая английским языком, сказкотерапией и музейной педагогикой. Всё это проводят собственные или приглашённые педагоги во второй половине дня, когда основные занятия уже прошли. Те детки, чьи родители согласились платить по рублей за одно дополнительное занятие, уходят на урок, остальные остаются играть в группе.

Садик управляется автономно только девять месяцев (однако до этого двухлетний опыт ведения баланса у руководителей уже был — тогда дошкольное учреждение выиграло соответствующий грант и заручилось патронатом одного из банков, специалисты которого и преподали первые уроки управления). На вопрос, что сделали за последнее время на заработанные деньги, Нина Шлыкова ответила: «Отремонтировали музыкальный зал: вставили пластиковые окна, поменяли пол. Закупили оборудование в спортивный зал — тренажёры, мячи и прочий инвентарь (сама видела — ракетки для бадминтона, клюшки для хоккея и гольфа, городки. — прим. автора). А ещё заказали стульчики в три группы, часть уже привезли, часть должны доставить со дня на день. Стулья эти не- простые, каждый стоит больше 1600 рублей, — в них продумано всё, чтобы ребёнок правильно держал спинку».

Таким образом, работа по созданию сети автономных образовательных учреждений началась. Как пояснил Павел Креков, у министерства пока нет никаких планов на тот счёт, все, или половина, или ещё какой-то процент от общего числа садиков-школ должны получить автономию. Сегодня около 250 учреждений проявили такое желание (сейчас их директора проходят учёбу). В дальнейшем же всё будет зависеть от того, насколько руководители окажутся готовы к таким изменениям. Сами дети и педагоги, по словам замминистра, вообще не должны замечать какие-либо изменения в процессе обучения.

Источник

Что значит автономное образовательное учреждение

Что означает автономная школа. Смотреть фото Что означает автономная школа. Смотреть картинку Что означает автономная школа. Картинка про Что означает автономная школа. Фото Что означает автономная школа

Что такое автономное образовательное учреждение и чем отличается от других?

Автономные образовательные учреждения – это некоммерческие образовательные организации, созданные при поддержке областных и федеральных властей. В большинстве своем, они полностью зависят от поступлений из бюджета (субсидий) и создаются для решения определенных задач.

Суть работы

Автономное учреждение создается на государственные средства, а также не средства физических и юридических лиц для оказания определенных услуг населению, как за деньги, так и бесплатно.

Необходимость создания таких учреждений в стране назрела давно и это касается не только оказания образовательных услуг, но и других сфер предоставления социальных услуг.

Суть работы образовательного автономного учреждения заключается в оказании основных образовательных услуг, если того требует заказ государства, которое оплачивает их, для учащегося бесплатно или по минимальной цене.

Разницу впоследствии государство просубсидирует из бюджета. Также учреждение имеет право вести предпринимательскую деятельность, оказывать дополнительные услуги или сдавать оборудование или помещения в аренду.

Получать деньги за проводимые исследования и экспертизы, продавать патенты на изобретения. Учебные заведения могут получать доход от такой деятельности и распределять его по своему усмотрению, если это не противоречит российскому законодательству.

Основное отличие от других видов организации

Основное отличие автономных учебных заведений заключается в том, что они могут самостоятельно распоряжаться полученными денежными средствами, независимо от того, из какого источника они были получения.

Они имеют право брать кредит в банке и отвечают по своим обязательствам, имеющимся у них имуществом. Соответственно, они могут быть признаны банкротом, однако такое происходит редко. По крайней мере, в российской судебной практике с принятия закона в 2006 году таких прецедентов не было.

Автономные организации не являются полностью независимыми учреждениями! И хотя они имеют значительно большую свободу действий, по сравнению с другими видами, но они также зависимы от решений и указов, выносимых областными и федеральными властями и Казначейством, а также обязаны соблюдать законы, правила и стандарты.

Если школа была переоформлена в автономную организацию, это не означает, что школьное обучение будет платным. Обучение будет бесплатным, так как это предусмотрено законами РФ, а вот дополнительные занятия, которые не связаны со школьной программой, но будут полезны для общего развития школьника, могут стать платными.

Например, занятия в секциях по дзюдо или в кружках по швейному делу. Кстати, при необходимости автономное учебное заведение может быть переведено в бюджетное или муниципальное, если так будет выгоднее, при этом руководству организации даже не надо будет переоформлять документы.

Полученные от предоставления таких образовательных услуг средства должны расходоваться на благоустройство помещений и придомовых территорий школы, на покупку обучающего оборудования и материалов.

На что именно потратить средства – решает руководство школы. Однако потратить на что-либо другое или употребить деньги для личных нужд оно не может, все деньги должны идти на развитие учреждения. За нарушение закона такое заведение может быть закрыто или оштрафовано.

В остальном – это такая же образовательная организация, в которой преподаются те же предметы, что и в других школах.

Мифы и правда о работе автономных образовательных учреждений

Отсутствие информации о том, что собой представляет автономное образовательное учреждение, привело к появлению множества мифов. Так наиболее распространенным заблуждением является утверждение, что автономные организации – это частные учреждения, которые работают по своим собственным правилам. На самом деле это не так.

Большинство существующих организаций созданы государством и даже те, которые созданы частными лицами, работают при поддержке государства, в том числе материальной. Услуги, предоставляемые такой организацией, должны соответствовать принятым в России образовательным стандартам.

Некоторые автономные образовательные учреждения специализируются исключительно на предоставлении платных обучающих услуг.

Например, преподающие уроки танцев или сценического мастерства. Проводят курсы рабочих специальностей – дают возможность получить профессию швеи, маляра, электрика и пр. Хотя такие учреждения чаще всего бывают частными или созданными на основе частной инициативе, государство помогает им, давая заказы и субсидируя их деятельность.

Свидетельства, выдаваемые такими заведениями, принимаются наравне со свидетельствами, выданными бюджетными и муниципальными учреждениями.

Источник

Отличия автономного и бюджетного учреждения простыми словами

Действующее законодательство регламентирует работу разных видов государственных учреждений, среди которых стоит выделить бюджетные и автономные. Они отличаются определенными особенностями. В последнее время государство старается переводить бюджетные организации в автономные. Это обусловлено возможностью эффективного управления. Чтобы определить выгоду этого процесса, стоит понимать главные отличия автономных учреждений и бюджетных учреждений.

Разница между автономным и бюджетным учреждением

Такие учреждения отличаются определенными особенностями. При этом важно понимать, в чем заключаются отличия ГБУ от ГАУ, МБУ от МАУ, ГБУЗ от ГАУЗ. Ниже эти особенности определены простыми словами.

Обозначение и задачи

Бюджетным учреждением называют некоммерческую государственную или муниципальную организацию, которая создается с целью оказания услуг или выполнения работ в разных сферах. В эту категорию входят образовательные, спортивные, научные учреждения. Так, многие школы или вузы считаются бюджетными. Их финансовое обеспечение базируется на бюджетных средствах того или иного уровня.

Под автономным учреждением понимают некоммерческую компанию, учредителем которой становится государство или муниципальное образование. Главной задачей работы такого учреждения считается выполнение работ и оказание услуг в разных сферах.

Собственниками таких предприятий считаются Российская Федерация и муниципалитет. При этом автономная организация отличается от бюджетной уровнем независимости от государства. Также разница кроется в финансово-хозяйственной самостоятельности.

Что означает автономная школа. Смотреть фото Что означает автономная школа. Смотреть картинку Что означает автономная школа. Картинка про Что означает автономная школа. Фото Что означает автономная школа Что означает автономная школа. Смотреть фото Что означает автономная школа. Смотреть картинку Что означает автономная школа. Картинка про Что означает автономная школа. Фото Что означает автономная школа Что означает автономная школа. Смотреть фото Что означает автономная школа. Смотреть картинку Что означает автономная школа. Картинка про Что означает автономная школа. Фото Что означает автономная школа

Система управления

По законам РФ, автономная организация непременно имеет коллегиальный орган – наблюдательный совет. Он контролирует работу руководителя и деятельность организации. К тому же такое учреждение не может иметь больше 1 учредителя.

Какие права и обязанности имеют учреждения

Объем прав относительно распоряжения имуществом у рассматриваемых учреждений совпадает. Однако автономной организации разрешается без согласия собственника распоряжаться недвижимостью, которая была куплена за собственные средства. Бюджетным организациям требуется получать согласие на распоряжение имуществом вне зависимости от источника поступления средств, используемых на его приобретение.

Что означает автономная школа. Смотреть фото Что означает автономная школа. Смотреть картинку Что означает автономная школа. Картинка про Что означает автономная школа. Фото Что означает автономная школа Что означает автономная школа. Смотреть фото Что означает автономная школа. Смотреть картинку Что означает автономная школа. Картинка про Что означает автономная школа. Фото Что означает автономная школа Что означает автономная школа. Смотреть фото Что означает автономная школа. Смотреть картинку Что означает автономная школа. Картинка про Что означает автономная школа. Фото Что означает автономная школа

Особенности осуществления приносящей доход деятельности

Муниципальным и государственным организациям разрешается осуществлять деятельность, которая приносит доход только для достижения целей, поставленных на этапе их создания. Деятельность, которая приносит доход, должна им соответствовать. Ее требуется указывать в учредительной документации. Доходы, которые предприятие получает от своей деятельности, и имущество, приобретенное за счет таких средств, переходят в его распоряжение.

Нормативные акты

Деятельность государственных бюджетных организаций регламентируется Законом РФ от 12 января 1996 года № 7-ФЗ. Определение автономного учреждения закреплено в Законе N 174-ФЗ от 3 ноября 2006 года.

Бухгалтерский учет

Эта сфера деятельности регламентируется Законом N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 года. Бюджетные организации осуществляют операции с поступающими средствами через лицевые счета, которые отрываются в Федеральном казначействе. Также их допустимо открывать в финансовом органе субъекта РФ. Автономным учреждениям разрешается дополнительно открывать счета в кредитных организациях.

Что означает автономная школа. Смотреть фото Что означает автономная школа. Смотреть картинку Что означает автономная школа. Картинка про Что означает автономная школа. Фото Что означает автономная школа Что означает автономная школа. Смотреть фото Что означает автономная школа. Смотреть картинку Что означает автономная школа. Картинка про Что означает автономная школа. Фото Что означает автономная школа Что означает автономная школа. Смотреть фото Что означает автономная школа. Смотреть картинку Что означает автономная школа. Картинка про Что означает автономная школа. Фото Что означает автономная школа

Различие в уплате налогов

К рассматриваемым учреждениям выдвигаются одинаковые требования в отношении налогообложения. При этом они платят следующие налоги:

Отличительной особенностью автономных организаций считается возможность перехода на упрощенную систему налогообложения. При этом для бюджетных учреждений она отсутствует.

Что означает автономная школа. Смотреть фото Что означает автономная школа. Смотреть картинку Что означает автономная школа. Картинка про Что означает автономная школа. Фото Что означает автономная школа

Выгода и преимущества

Каждая из форм собственности характеризуется определенными особенностями. При этом автономные предприятия считаются более выгодными.

Автономного учреждения

К плюсам этой формы относят следующее:

Что означает автономная школа. Смотреть фото Что означает автономная школа. Смотреть картинку Что означает автономная школа. Картинка про Что означает автономная школа. Фото Что означает автономная школа

Бюджетного

Несмотря на очевидные плюсы автономной формы, использовать ее могут далеко не все предприятия. Если сфера деятельности организации не входит в законодательно установленный перечень, переходить на автономную форму нельзя. При этом важно понимать, что финансово-хозяйственная самостоятельность бюджетных организаций сильно ограничена.

Что означает автономная школа. Смотреть фото Что означает автономная школа. Смотреть картинку Что означает автономная школа. Картинка про Что означает автономная школа. Фото Что означает автономная школа

Методы определения учреждений

Для бюджетных и автономных организаций характерны определенные особенности. Чтобы определить, к какой форме собственности относится предприятие, рекомендуется внимательно изучить учредительную документацию.

Сравнительная таблица

Наиболее значимые отличия рассматриваемых форм собственности представлены в таблице:

КритерийАвтономные организацииБюджетные организации
Закон о государственных закупкахРазрешается работать по 223-ФЗ.Требуется работать по 44-ФЗ.
Получение займов и кредитовРазрешается получать заемные средства.Имеют законодательные ограничения на получение кредитов.
Распоряжение имуществомСпособны самостоятельно распоряжаться недвижимостью, купленной за собственные средства.Требуется получать согласие на пользование недвижимым имуществом, вне зависимости от источника средств для его приобретения.
Расчетный счетРазрешается открывать счета в кредитных компаниях.Требуется обращаться по таким вопросам в казначейство.
НалогообложениеРазрешается пользоваться упрощенной системой.Нельзя применять упрощенную систему.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *