Что означает банковские продукты
Банковские продукты и услуги
Банковские продукты и услуги — что под этим понимается
Банковский продукт — это банковский документ (свидетельство), благодаря которому банк осуществляет операции, необходимые клиенту.
В отличие от продуктов сферы производства, банковские продукты редко бывают материальными. Например, кредит, депозиты, валютные операции. Эти продукты не являются вещественными, их нельзя потрогать или накопить в вещественном смысле.
Банковская услуга — банковская операция с целью обслуживания клиента. Предполагает определенное действие по отношению к банковскому продукту.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Клиент банка берет потребительский кредит. Это банковский продукт, а процедура кредитования (предоставление денег заемщику) является банковской услугой. Результат и продукта, и услуги — получение процента по кредиту. Открытие депозитного счета под годовой процент — продукт, а обслуживание платежей (взимание процентной ставки, контроль сроков вклада) — уже услуга.
Зарубежные экономисты не разделяют эти понятия, потому что цель существования и продуктов, и услуг одна — удовлетворить потребности клиента, а владельцу коммерческого банка принести прибыль.
Особенности
Выделяют несколько свойств банковских продуктов:
Сегодня банки стремятся предложить своей клиентуре около 200 продуктов и услуг. Такое разнообразие связано с тем, что конкуренция между финансовыми структурами растет. Им необходимо привлекать новых клиентов с помощью новых услуг и удивлять старых, модернизируя существующие предложения.
Основные виды банковских продуктов и услуг
Большое число банковских продуктов позволяет классифицировать их по нескольким критериям:
Существует и другая классификация продуктов, в основе которой лежит временной признак и цель реализации:
В целом, к основным продуктам финансового учреждения можно отнести:
Среди популярных услуг можно выделить:
Предоставляемые сервисы
Узнать о возможностях различных банков можно на специальных сервисах. Наиболее удобен banki.ru. На главной странице есть список всех доступных продуктов, а в других разделах — примерная стоимость услуги в том или ином банке. Например, чтобы застраховать жизнь и здоровье в Сбербанке, необходимо приобрести страховой полис от 120 рублей. Страховая сумма составляет от 100 000 рублей.
Разработка и внедрение новых продуктов и услуг
Чтобы быть конкурентоспособными и современными на финансовом рынке, банки должны разрабатывать и внедрять новые услуги и продукты. В последние годы активно развивается сфера рефинансирования.
Рефинансирование — замена существующего долгового обязательства на новое долговое обязательство на рыночных условиях.
Проще говоря, банк дает кредит для погашения другого кредита, который клиент выплатить не может.
Также с развитием Интернет-коммуникации появился Интернет-банкинг.
Интернет-банкинг — это общее название технологий дистанционного банковского обслуживания, а также доступ к счетам и операциям, предоставляющийся в любое время и с любого устройства, имеющего доступ в Интернет.
Теперь клиентам не нужно приходить в банк для заключения каких-то сделок и даже пользоваться дебетовыми картами для оплаты. Можно в режиме реального времени зайти в свой кабинет на смартфоне и управлять средствами на счете.
Что такое банковский продукт? Определение и примеры
Что такое банковский продукт? Что предлагают эти финансовые организации рядовых гражданам, частным предпринимателям? Постараемся прояснить ситуацию.
Банковский продукт — это услуга (их совокупность), предлагаемая клиентам на стандартных условиях. К примеру, это потребительский кредит, пластиковая карта, ипотечное кредитование.
Важные моменты
Банковский продукт — это конкретный финансовый документ, производимый банком для проведения операций и обслуживания клиентов.
Например, им может быть депозит, чек, вексель, сертификат.
Предложения коммерческих банков
Рассмотрим некоторые банковские продукты и услуги:
Особенности предложений
И банковский продукт, и услуги направлены на удовлетворение интересов клиента, а также на получение прибыли финансовой организацией. К примеру, процент по депозитам считается непосредственным результатом.
Открытие счета является продуктом, его обслуживание — услугой. Продажа банковских продуктов носит первичный характер, вторичной считают услуги. Расчеты и кредиты осуществляются в форме записей по счетам, а также в безналичном денежном эквиваленте. Банковские продукты банка не складируются, не производят «про запас».
Способы получения банковского кредита на бизнес
Размышляет об открытии собственного дела существенное количество людей, но заняться бизнесом удается далеко не всем. Среди основных причин, по которым люди боятся начинать собственное дело, можно отметить несколько различных факторов, но в первую очередь причиной становится отсутствие материальных возможностей.
Рассматривая банковские продукты Сбербанка, остановимся на выдаче кредита на открытие бизнеса для ИП. Финансовые учреждения неохотно выдают начинающим предпринимателям денежные займы, ведь у них нет абсолютной уверенности в том, что бизнес будет выгодным и прибыльным. Для того чтобы развеять сомнения банка, начинающий предприниматель должен разработать качественный бизнес-план своего предприятия.
Если потенциальному заемщику удастся убедить кредитных специалистов банка в том, что они вкладывают деньги в прибыльное предприятие, банк примет положительное решение о выдаче кредита на развитие бизнеса.
Как показывает практика, кредиты на развитие бизнеса банки охотнее выдают тем предпринимателям, компании которых функционируют на рынке более 12 месяцев, то есть показали свою «живучесть» в условиях жесткой экономической конкуренции. Также преимуществами в получении кредитов пользуются те предприниматели, которые приводят в банк поручителей либо предоставляют банку залоговое недвижимое имущество.
Что нужно учесть
Если же предпринимателю нечего предоставить банку в качестве залога, и поручителей найти ему также не удалось, банк откажет в предоставлении кредита на развитие бизнеса. В таком случае единственным способом получить в банке заем становится оформление потребительского экспресс-кредита, по которому банк предлагает высокие процентные ставки. Банки охотно дают ссуду тем предпринимателям, кто вкладывает в бизнес свои собственные материальные средства.
Если предприниматель остро нуждается в привлечении заемных средств в свой бизнес, он должен иметь опрятный внешний вид, отличный словарный запас, а также дар убеждения.
Ипотека
Рассмотрим банковский продукт. Пример его связан с приобретением жилья обычными гражданами. В настоящее время многие молодые люди стараются приобрести собственное жилье в ипотеку. Если речь идет о покупке вторички, есть много нюансов оформления договора в банке.
Продавец недвижимости обязан предоставить справки по установленной форме из наркологического и психоневрологического диспансеров. Вы должны осознавать, что оформление ипотеки является ответственным этапом в жизни любого человека. Ибо вы становитесь владельцем собственного жилья, поэтому важно учитывать все детали сделки, чтобы не появилось никаких проблем, и квартира была по–настоящему юридически безупречной.
Особенности оформления
Вариант приобретения в ипотеку квартиры можно назвать одним из самых надежных способов в настоящее время покупки собственного жилья. Для того чтобы при оформлении ипотечного договора не возникало проблем, риэлтор обязательно проверит юридическую историю квартиры. Аналогичные проверки осуществляются также юристами страховой компании, специалистами оценочной комиссии, а также банковскими работниками.
Банком предоставляются заемщику денежные средства на приобретение квартиры в ипотеку, поэтому он примет все меры для того, чтобы квартира была проверена и застрахована от любых возможных рисков.
Прежде чем банком будет принято окончательное решение выдаче ипотечного кредита, страховая компания обяжет покупателя взять в наркологическом и психоневрологическом диспансерах справки о состоянии здоровья.
Каким образом такие справки влияют на оформление сделки по ипотечному кредитованию? Подобным образом покупатель обезопасит себя от таких ситуаций, когда продавец вдруг заявляет, что он неизлечимо болен, и продажа квартиры проводилась под психологическим воздействием на него.
Также нужна справка из ПНД в тех случаях, когда продавцом является человек преклонного возраста. Если не будет справки от продавца о состоянии его здоровья, страховая компания и банк откажут в предоставлении ипотечного кредита, так как высок будет риск невозврата кредита. Ведь при обнаружении проблем со здоровьем продавца законность сделки будет оспорена.
О страховании банковских вкладов
Современное страхование вкладов является специальной системой, с помощью которой частные вкладчики – физические лица в случае банкротства банка либо отзыва у него лицензии смогут рассчитывать на выплату своих банковских вкладов. Банки постоянно уплачивают в специальный фонд страховые взносы, и именно из него и осуществляется уплата всех сбережений вкладчикам, если банк обанкротится.
Поэтому обязательное страхование вкладов частных лиц – основное условие для получения банковской структурой лицензии на право привлечения денежных средств граждан.
Согласно законодательству РФ, действующему на данный момент, граждане России имеют право на возврат своего банковского вклада в 100 % объеме, если его размер не превышает 700 тысяч рублей.
Если вклад был сделан в валюте, в таком случае его выдача осуществляется в рублевом эквиваленте путем пересчета по курсу который установлен на день выдачи банковского вклада. Незастрахованными вкладами считаются те средства, что оформлены как вклады на предъявителя и вклады в зарубежных филиалах банков РФ.
Банковские продукты
С активным развитием банковской системы, активно развиваются сами финансовые компании, а также растет ассортимент их предложений, которые на сегодняшний день самые разнообразные: одни из них пользуются высоким спросом, другие – немного меньшим. Но, как бы там ни было, есть ряд наиболее актуальных банковских продуктов, которые сегодня наиболее востребованы среди населения страны – физических лиц.
Кредитная карта
Первым и пожалуй основным продуктом банка является кредитная карточка, к которой до недавних пор относились с подозрением, но так было совсем непродолжительное время. На сегодняшнее время карты в стране широко используются в ежедневной жизни миллионами людей. Дошло даже до того, что кредитки оформляют вне зависимости от того, нужна она или в ней нет никакой потребности. Но, стоит согласиться, что кредитная карта – это некоторое подобие «палочки-выручалочки», которая может помочь своему владельцу в трудную финансовую минуту.
Кредитная карточка, будучи возобновляемым кредитом, дает возможность своему держателю пользоваться заемными денежными средствами (конечно, в области установленного кредитного лимита) практически на продолжении срока действия кредитки. Сегодня также банки ввели некоторое ноу-хау в карточном бизнесе – кредитные карты с льготным периодом кредитования. Они дают возможность своему владельцу осуществлять безналичные операции по счету, и, при условии возврата денег за определенные период вовремя, не уплачивать проценты за пользование деньгами.
Потребительский кредит
Следующий банковский продукт, который находится на особом счету среди населения страны — это потребительский кредит. Несомненно, для тех лиц, у которых отсутствуют кредитки, данный вид ссуды наиболее оптимальный способ решения своих материальных проблем. Если до недавних пор потребительское кредитование было целевым, то сегодня банки все чаще предлагают заем без целевого назначения, то есть, взяли деньги – делайте с ними всё, что пожелаете. Конечно, при помощи потребительского кредита можно осуществить все свои мечты: от купли новейшей бытовой техники и мебели до приобретения туристической путевки.
Кредит на автомобиль
Наверное, на сегодня единственной возможность стать владельцем транспортного средства для рядового гражданина – оформить автокредит. Да, это очень удобно, поскольку дает возможность частному лицу купить автомобиль, пользоваться им и погашать кредит, чем, например, собирать долгие годы деньги на куплю авто. В связи с этим данный банковский продукт является также очень и очень востребованным среди граждан Российской Федерации.
Говоря об автокредитовании, следует обязательно упомянуть, что он сегодня предоставляются не только на новые транспортные средства, но и на те, которые были в употреблении. Согласитесь, что иномарки в нашей стране, даже если их возраст составляет больше пяти лет, пользуются намного большим спросом, нежели отечественные новые автомобили. Как это ни печально, но факт остается фактом. Именно поэтому и кредиты на покупку заграничных б/у транспортных средств сегодня особо актуальны.
Ипотечное кредитование
Говоря об ипотечном кредитовании, следует сказать, что о таком виде банковского продукта не слышали разве что те, у кого проблемы со слухом. Сегодня такой вид займа у всех на слуху, огромное количество граждан страны или уже воспользовались ипотечным кредитованием, либо собираются в недалеком будущем. Такой спрос на данный финансовый продукт объясняется тем, что при его помощи можно решить свои проблемы с жилой недвижимостью. Сегодня банки готовы предложить своим потенциальным либо действующим клиентам кредиты на покупку жилья на первичном и на вторичном рынках недвижимости. Кроме финансирования приобретения готового жилья, банковские учреждения готовы предоставить кредиты в рамках ипотеки на покупку земельного участка, недостроенного здания либо профинансировать строительные работы. Как видно, вариантов ипотечного кредитования очень много, именно поэтому данный банковский продукт пользуется таким высоким спросом.
Рефинансирование
Относительно недавно на рынке финансовых услуг появилось такое предложение, как перекредитование (рефинансирование). К данному инструменту прибегли банки с одной единственной целью – перехватить клиентов у других компаний и перевести на обслуживание к себе.
Стоит согласиться, что такие действия вполне удовлетворяют как банк (который осуществляет рефинансирование, поскольку получает клиента), так и непосредственно клиента, который в «плюсах», поскольку получил заем для погашения действующей ссуды под низшую процентную ставку. В данной ситуации в «дураках» остается только банк, который предоставил кредит клиенту первым.
Конечно же, кроме актуальных кредитных банковских продуктов, существует ряд и других, которые пользуются высоким спросом у населения страны. Речь идет о следующих финансовых предложениях:
Вышеуказанные банковские продукты сегодня наиболее востребованные в стране. Каждое банковское учреждение просто обязано иметь в своем арсенале данные финансовые предложения, при этом, чем доступней будут тарифы, тем больше будет у организации клиентов.
Банковские продукты и услуги
Вы будете перенаправлены на Автор24
Что такое банковские продукты и услуги?
К числу банковских продуктов можно отнести различного рода векселя, чеки, начисляемые банком проценты, депозитные счета, сертификаты (например, инвестиционные) и т. д.
Стоит отметить, что основной целью как банковского продукта, так и банковской услуги является удовлетворение потребностей клиента, при этом реализация продуктов или услуг должна приносить банку экономические выгоды, как правило, в виде прибыли.
Например, банковский процент, начисленный по депозитным вкладам представляет собой банковский продукт, при этом периодическая выплата такого процента представляет уже собой банковскую услугу. Открытие депозитного счета относится к группе банковских продуктов, а обслуживание такого счета можно отнести к группе банковских услуг, однако, целью предоставления как продукта, так и услуги является получение экономических выгод (прибыли) в виде комиссионных.
На сегодняшний день коммерческие банковские структуры готовы предложить своему клиенту более 200 видов совершенно различных банковских продуктов и услуг. Широкий перечень продуктов и услуг способствует сохранению лояльности старых клиентов, а также увеличению числа новых. Чтобы оставаться конкурентоспособным банковским учреждениям необходимо постоянно меняться, находиться в процессе трансформации. Это связано с тем, что в настоящее время очень быстро изменяются и формы банковской деятельности, и способы конкуренции, и стратегии, тактики управления, постоянно происходит расширение ассортимента банковских услуг и продуктов.
Готовые работы на аналогичную тему
Основные виды банковских продуктов и услуг
Рассмотрим наиболее популярные банковские продукты и услуги на рынке.
К ним можно отнести следующие банковские продукты:
К основным видам банковских услуг относят:
Консультации по различным финансовым вопросам. Как правило, банковские организации консультируют своих клиентов по вопросам, связанным с приобретением, реализацией инвестиций, формированием различного рода налоговых деклараций и ведением бухгалтерского учета на небольших предприятиях.
Услуги по организации и управлению потоками денежных средств хозяйствующих единиц, физических лиц. Как правило, суть таких услуг сводится к тому, что банковская структура берет под свою ответственность инкассацию платежей экономического субъекта и осуществляет выплаты по операциям компании-клиента, а также инвестирует некоторую часть свободных наличных денежных средств в краткосрочные ценные бумаги и кредиты;
Брокерские услуги. Банки в операциях с ценными бумаги выступают в качестве брокеров, реализуя услуги в качестве посредника по операциям с ценными бумагами. Таким образом, банковская структура предоставляет клиентам возможность приобретать акции крупных компаний и холдингов, краткосрочные и долгосрочные облигации и прочие виды ценных бумаг без обращения к независимому автономному брокеру.
Инвестиционные банковские услуги. К такого рода услугам банковских организаций можно отнести, например, андеррайтинг, который представляет собой гарантированное размещение или приобретение вновь выпущенных ценных бумаг у эмитентов для их дальнейшей перепродажи другим клиентам с целью получения экономических выгод.
Страховые услуги. Как правило, банковские организации, предлагающие в настоящее время своим клиентам страховые полисы, действуют через совместные компании или заключают соглашения о франчайзинге, согласно которым та или иная страховая компания открывает в помещении банка киоск по продаже страховых полисов.
Финансовые услуги. Финансовые услуги как новый вид банковских услуг стали наиболее популярны в послевоенный период и существуют в виде трастовых, лизинговых и факторинговых услуг, при этом выбор услуги зависит от того, какому клиенту услуга может быть предложена:
Банковские продукты: банковские операции, банковские услуги и сделки
Виды банковской деятельности и банковские продукты
Результатом формирования и реализации политики кредитной организации в области привлечения средств и их эффективного использования является создание и предоставление клиентам банковских продуктов.
Генезис банковского продукта базируется на закрепленных в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности» видах банковской деятельности, к которым относятся банковские операции и сделки. Под банковскими операциями понимаются: привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок); размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; осуществление переводов денежных средств по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов по их банковским счетам; инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; выдача банковских гарантий; осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов).
Банк как коммерческое предприятие имеет право осуществлять сделки: выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме; приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме; доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами; осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации; предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей; лизинговые операции; оказание консультационных и информационных услуг; другие сделки.
Коммерческий банк, руководствуясь действующим законодательством и в соответствии с принятой стратегией своего развития, строит продуктовую политику, результатом которой является создание банковских продуктов (рис. 13.1).
Банковский продукт качественно отличается от законодательно закрепленных за кредитной организацией видов деятельности: если виды деятельности лишь прописаны как официально разрешенные, т. е. потенциально возможные, то банковские продукты обладают специфическими, уникальными свойствами: по каждому из них банки самостоятельно устанавливают конкретные процентные ставки, сроки, условия предоставления и др.
Банковский продукт должен служить достижению основной цели банковской деятельности – получению прибыли. Поэтому все законодательно разрешенные виды банковской деятельности, имеющие законченный цикл, отражающиеся в стоимостном выражении в отчете о финансовых результатах кредитной организации, являются банковскими продуктами. Каждый коммерческий банк в соответствии с полученной лицензией самостоятельно разрабатывает и реализует индивидуальный набор банковских продуктов в рамках принятой экономической политики.
В процессе создания и реализации банковских продуктов наряду с банковскими операциями и сделками, признанными на законодательном уровне, появляется принципиально отличающийся от указанных вид деятельности – «банковская услуга» (рис. 13.2).
Понятия «банковская операция», «банковская услуга» и «сделка» на уровне национального законодательства определяются следующим образом:
Банковские операции и сделки имеют одинаковую экономическую природу, они всегда связаны с движением денежных средств по счетам бухгалтерского учета кредитной организации. Их различие состоит в статусности, полномочиях, переданных государством банку как банковской кредитной организации (банковские операции) или как хозяйственному обществу (сделки), выполняющему эти виды деятельности.
Банковская услуга в действующем законодательстве упомянута в разделе «Сделки» и представлена в виде услуг консультационного и информационного характера. Между тем в практике существует перечень услуг, связанных с иными сторонами организации банковского процесса, например, услуги по открытию и обслуживанию счета клиента, услуги по расчету кредитоспособности клиента – юридического лица, участвующего в различных тендерах, и пр. Есть услуги «скрытого характера», вытекающие из нормативных актов Банка России и прописанные в договорах, например, услуги по представлению интересов клиента в национальной платежной системе. В частности, юридические и физические лица в случае возникновения каких-либо спорных вопросов при проведении безналичных расчетов имеют право для разрешения конфликтной ситуации в досудебном порядке обратиться исключительно в обслуживающий их банк. Со своей стороны банк обязан за свой счет совершать действия, связанные с разрешением конфликтной ситуации, по поручению клиента.
В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности выделяются следующие виды услуг, которые банк имеет право выполнять как хозяйственное общество:
К числу новых банковских продуктов и услуг, появившихся в последние годы, относятся: Cash management, E-invoicing, интернет-банкинг или дистанционное банковское обслуживание, самоинкассация, интернет-эквайринг, электронная гарантия, электронный факторинг и др.
Традиционные виды банковских услуг, оказываемых банковской системой РФ, представлены на рис. 13.3.
Банковская услуга как самостоятельный вид банковского продукта имеет следующие специфические черты:
– во-первых, представляет собой вид банковской деятельности, не связанный с движением денежных средств по балансовым счетам кредитной организации, но влекущий за собой некоторые виды доходов или расходов;
– во-вторых, оказывается клиентам в комплексе с операцией или сделкой либо выступает самостоятельным продуктом:
а) оказываемая как сопутствующий вид деятельности, привносит синергетический эффект – повышает качество банковской операции или сделки, делает ее более конкурентоспособной;
б) в результате реализации экономических рисков в ходе оказания услуги влечет за собой обязательное проведение банковской операции пониженной категории качества, связанной с финансовыми потерями для банка;
в) выступая самостоятельным продуктом, удовлетворяет дополнительные потребности клиентов, тем самым расширяет спектр банковских продуктов и клиентскую базу.
Указанные специфические черты банковской услуги позволяют трактовать ее как особую форму экономических отношений между банком и клиентом, не связанных с движением денежных средств по балансовым счетам и направленных на получение взаимной выгоды.
Банковские продукты как результат деятельности кредитной организации неоднородны по своим свойствам, их типология представлена в табл. 13.1.
№ п/п | Критерий классификации | Элемент |
---|---|---|
1 | Правовой аспект с авторским расширением | 1. Банковские операции. 2. Банковские услуги. 3. Сделки |
2 | Оценка эффективности банковской деятельности | 1. Затратные продукты. 2. Доходные продукты |
3 | Категория потребителя банковского продукта | 1. Корпоративные продукты. 2. Розничные продукты |
4 | Тип банковского продукта | 1. Стандартные (типовые) продукты. 2. Индивидуальные продукты, в том числе VIP-продукты |
5 | Уровень сложности банковского продукта | 1. Простые продукты. 2. Комплексные продукты |
6 | Форма банковского продукта | 1. Денежная. 2. Материально-вещественная. 3. Интеллектуальная. 4. Смешанная |
Рассмотрим указанные критерии типологии банковских продуктов в разрезе мотивации внедрения последних в практику кредитных организаций. Во-первых, в соответствии с критерием правовой аспект с авторским расширением банковские продукты предлагается подразделять на банковские операции, банковские услуги и сделки. Их подробная характеристика с указанием специфических отличий приведена выше.
В соответствии с критерием оценка эффективности банковской деятельности банковские продукты предлагается разделить на затратные и доходные:
В зависимости от категории потребителя различают:
корпоративные – продукты, предназначенные для реализации юридическим лицам. На следующем уровне настоящей классификации они подразделяются на продукты для коммерческих организаций и бюджетных учреждений, отличающихся составом источников денежного капитала, видами и целями деятельности, что влечет за собой формирование потребности в разных видах банковских продуктов. Особым видом корпоративных клиентов выступают правительственные организации, банковские и небанковские кредитные организации, специальные финансово-кредитные организации, в том числе страховые организации, пенсионные фонды и пр. Это крупные ресурсоемкие продукты, зачастую характеризующиеся специальным порядком предоставления и обслуживания. Например, определен особый перечень информации, предоставляемой для анализа финансового состояния заемщика – кредитной организации, установлены особенности вынесения профессионального суждения по ссудам, выданным другим банкам;
розничные – продукты, конечным потребителем которых являются физические лица. Эти продукты в широкой массе направлены на удовлетворение личной потребности экономического субъекта, однако в отдельных из них прослеживается удовлетворение коммерческой потребности (например, зарплатные продукты, а также продукты, предоставляемые индивидуальным предпринимателям и пр.). Предпосылкой для развития розничного банковского бизнеса явилось бурное развитие на стыке веков как в России, так и в мировом пространстве общества потребления на фоне макроэкономической стабильности. Российские банки открыли в этой сфере новый для себя рыночный сегмент, значительные усилия прилагают к стимулированию экономической, прежде всего кредитной, активности населения.
По типу банковского продукта выделяют:
стандартные (типовые) продукты – продукты, предназначенные для основной массы внешних пользователей. Эти продукты заявлены в рекламных проспектах, представлены на сайтах кредитных организаций. Их доля является определяющей в структуре всех типов банковских продуктов;
индивидуальные продукты – это продукты, условия предоставления которых могут быть откорректированы под конкретного потребителя. Такая корректировка возможна и на этапе предоставления банковского продукта, и в процессе его использования под воздействием изменяющихся факторов внешней и внутренней среды. Разновидностью индивидуальных продуктов выступают VIP-продукты, предоставляемые особым, «знаковым» клиентам. Продолжительными, взаимовыгодными отношениями с этой категорией контрагентов банк дорожит и всячески способствует стабильному, устойчивому развитию такого партнерства.
В портфеле банковских продуктов обычно присутствуют все указанные типы продуктов, при этом структура портфеля отражает степень лояльности каждой кредитной организации.
Также банковские продукты классифицируются по уровням сложности:
Предоставление клиенту комплексного продукта приводит к возникновению синергетического эффекта, не сопоставимого с результатом от предоставления обычного набора простых продуктов. Клиент в этом случае считает такой банк своим «домашним» банком, укрепляется доверие партнеров друг к другу. Побочным положительным результатом следует отметить появление у клиента готовности использовать и другие банковские продукты, при этом стоимость последних не выдвигается клиентом в качестве главного критерия на рынке банковских продуктов.
И наконец, выделяются следующие формы банковских продуктов:
Форма предоставляемого банковского продукта влияет на выбор задействованных ресурсов (денежных, материальных и пр.), формирует уровень конкурентоспособности банковского продукта.
Реализация банковских продуктов способствует решению следующих задач:
На основе приведенной классификации банковских продуктов целесообразно моделировать банковскую деятельность, расширяя ряды комплексных продуктов.
Факторинг и форфейтинг
Факторинг и форфейтинг относятся к числу сделок, которые разрешено проводить банкам.
Факторинг представляет собой комплекс услуг по авансированию и инкассированию дебиторской задолженности с последующим возможным информационным, страховым, бухгалтерским, консалтинговым и юридическим сопровождением клиента.
В национальном законодательстве многих стран ранее отсутствовало правовое регулирование факторинга.
Документом, регулирующим международный факторинг, стала Конвенция УНИДРУА по международным факторинговым операциям (Оттава, 1988) Документ вступил в силу с 01.05.1995 г. первоначально для трех стран: Франции, Италии и Нигерии. В дальнейшем к ним присоединились другие государства: Бельгия, Венгрия, Германия, Италия, Латвия, Украина. Россия стала участницей Конвенции после ее ратификации на основании Федерального закона № 86-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА по международным факторинговым операциям» от 05.05.2014 г. В настоящее время правовое регулирование факторинговых операций в РФ определяется гл. 43 ГК РФ «Финансирование под уступку денежного требования».
По договору финансирования под уступку денежного требования (договору факторинга) одна сторона (клиент) обязуется уступить другой стороне – финансовому агенту (фактору) денежные требования к третьему лицу (должнику) и оплатить оказанные услуги, а финансовый агент (фактор) обязуется совершить не менее двух следующих действий, связанных с денежными требованиями, являющимися предметом уступки:
В соответствии с данной трактовкой участниками факторинговой сделки выступают:
Классическая схема факторинга представлена на рис. 13.4.
Таким образом, основной принцип факторинга состоит в том, что у клиентов покупаются их требования к контрагентам, и в течение нескольких дней оплачиваются от 60 до 90 % требований в виде аванса, а остающиеся 10–40 % клиент получает после того, как к нему поступит счет от контрагента.
Структура факторинговой комиссии может включать:
Факторинговое обслуживание клиентов является многоэтапным процессом, каждый этап имеет свои особенности (табл. 13.2).
Этапы | Содержание |
---|---|
1-й этап: предварительная работа | Отбор дебиторской задолженности клиента для принятия решения о возможности его факторингового обслуживания. Этому предшествуют следующие процедуры: – собеседование с клиентом; – сбор информации о клиенте и ее анализ; – анализ степени риска |
2-й этап: работа по оформлению документов | При положительном решении оформляется договор факторинга, включающий: – порядок оформления документации; – сроки и долю суммы платежей фактором от суммы платежных требований; – порядок реализации операции; – максимальные суммы по операциям факторинга; – размеры комиссионного вознаграждения и др. |
3-й этап: мониторинг факторинговой сделки | Совокупность действий, направленных на контроль над выполнением клиентами и должниками своих обязательств перед банком. Мониторинг включает: – оценку соответствия активов, размещенных в рамках договоров факторинга, требованиям и условиям банка, описанным во внутреннем положении о факторинговых операциях, а также действующим стандартам, разработанным органами, регулирующими факторинговую деятельность банков; – оценку текущего финансового положения клиентов, а также финансового положения и платежной дисциплины должников; контроль за сделками, клиентами или должниками из проблемных отраслей экономики |
Факторинговое обслуживание целесообразно в отраслях со значительным потенциалом роста емкости соответствующего товарного рынка. Для освоения такого рынка потребность в постоянном увеличении оборотных средств является особенно острой. В любом случае наиболее надежными выглядят поставки товаров розничным потребителям – продовольственным и промтоварным магазинам, автозаправочным станциям. Особенности, характерные для товаров массового спроса, облегчают переход их поставок на массовое обслуживание. Слабая эластичность спроса на них обеспечивает предсказуемость результатов торговых контрактов на средне- и долгосрочную перспективу. Сфера услуг – одна из наиболее развивающихся областей применения факторинга. Для факторингового обслуживания можно рекомендовать в первую очередь поставки следующих видов товаров: продукты питания, медикаменты, корм для животных, гигиенические товары, парфюмерию и косметику, автозапчасти, канцелярские товары, бытовую технику, строительные материалы, бензин, а также поставки ряда услуг – туристических, рекламных, информационных и др.
Уникальность факторинга состоит в том, что все три стороны в результате совершения данной операции остаются в результате в выигрыше: фактор получает комиссионное вознаграждение, платежи; продавец вовремя получает денежные средства за минусом комиссии, не останавливает свой производственный цикл, снижает кассовые разрывы; покупатель получает отсрочку платежа, но при этом выплачивает только предусмотренную стоимость товара. Однако нужно учитывать, что стороны берут на себя определенные обязанности, заключая договор факторинга (табл. 13.3).
Обязанности фактора | Обязанности продавца | Обязанности покупателя | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Финансовое субсидирование контрагента через передачу ему денежных средств в порядке, установленном договором. Принятие от клиента пакета документов, позволяющих вести его бухгалтерию в случаях, определенных подписанным договором. Оказание клиенту иных услуг финансового характера, которые согласованы сторонами. Составление для клиента подробного финансового отчета. Предъявление должнику по его запросу подтверждения того, что финансовое требование было действительно передано фактору | Уступка либо обязательство последующей уступки фактору финансового требования к должнику. Передача агенту пакета документов, который доказывает право финансового требования, а также информации, которая требуется для осуществления этого требования. Информирование должника о факте передачи требования в письменной форме (желательно отправка извещения заказным письмом с сохранением чека об отправке). Оплата услуг фактора (финансового агента) | Произведение платежа фактору при условии, что должник был уведомлен о факте передачи права требования в письменной форме (уведомление он может получить как от фактора, так и от клиента, при этом в нем должна содержаться информация о факторе (финансовом агенте), на счет которого необходимо перевести средства). Произведение платежа по данному денежному требованию клиенту в том случае, если агент не представил ему доказательства того, что переуступка была осуществлена Рассмотрим классификацию факторинговых операций по разным критериям: При международном (внешнем, экспортном) факторинге продавец, покупатель и фактор находятся в разных странах. Как правило, экспортер заключает с фактором договор глобальной цессии, в котором обязуется уступать фактору дебиторскую задолженность всех или определенного круга покупателей (например, всех покупателей в определенной стране). При внутреннем факторинге продавец, покупатель и фактор находятся в пределах одной страны. 2. По форме заключения договора: Открытый (конвенционный) факторинг – это вид факторинга, при котором плательщик уведомляется об участии в расчетах фактора-посредника. Оповещение осуществляется путем записи на счете-фактуре о направлении платежа в адрес фактора. При закрытом (конфиденциальном) факторинге покупатель вообще не уведомляется о переуступке поставщиком требований фактору-посреднику. В этом случае должник ведет расчеты с самим поставщиком, а последний после получения платежа должен перечислить соответствующую его часть факторинговой компании для погашения кредита. 3. По условиям платежа: В мировой практике наличие регресса (права обратного требования) снижает стоимость факторингового обслуживания, так как фактор получает некоторую дополнительную страховку от риска неуплаты денежного требования. Факторинг без права регресса означает, что фактор при неоплате покупателем счетов в течение определенного срока (обычно от 36 до 90 дней) должен оплатить все издержки по взысканию долга в пользу продавца. В этом случае поставщик не несет риска по проданной им фактору дебиторской задолженности. В договоре между клиентом и фактором-посредником может предусматриваться и право регресса, т. е. право возврата фактором клиенту неоплаченных покупателем счетов с требованием погашения кредита. Факторинговые фирмы, как правило, весь риск неплатежа покупателя берут на себя. Факторинг с частичным регрессом (закупочный) предусматривает, что инициатором является не продавец, а покупатель. Фактором предоставляется 100 % средств поставщику, независимо от каких-либо других условий и обязательств. Отличительные особенности этого вида следующие: договор, заключается с покупателем, а не с продавцом; вознаграждение фактора выплачивает дебитор; все риски ложатся на дебитора, а не на продавца. 4. По наличию финансирования: При факторинге с финансированием продавец уступает фактору право последующего получения платежей от покупателей. Обычно клиенты получают от фактора 80–90 % стоимости отгруженной продукции. Таким образом, фактор предоставляет клиенту кредит в виде досрочной оплаты поставленных товаров. Резервные 10–20 % стоимости отгрузки клиенту не выплачиваются, а бронируются на определенном счете на случай претензий в его адрес от покупателя по качеству продукции, цене и в дальнейшем возмещаются поставщику в момент поступления платежа за товар. Получение такой услуги отвечает потребностям предприятия, так как позволяет ему превратить продажу с отсрочкой платежа в продажу с немедленной оплатой и на этой основе ускорить движение капитала, сократить неплатежи. За свои услуги фактор получает: комиссионные за инкассацию счетов; процент по факторинговому кредиту, который взимается в течение срока от даты предоставления кредита до поступления средств за эту продукцию от покупателя. Под факторингом без финансирования понимают инкассирование фактором дебиторских счетов клиента. В этом случае клиент, отгрузив продукцию, предъявляет счета своему покупателю через фактора, который должен получить причитающийся в пользу клиента платеж в сроки, согласованные клиентом и покупателем в договоре. 5. По объему, оказываемых услуг: Факторинг с полным обслуживанием будет значительно дороже, так как фактор, кроме классических услуг, может предложить клиенту страховые, бухгалтерские, консалтинговые, юридические услуги, услуги по сбыту продукции. Факторинг с обслуживанием отдельных операций обойдется клиенту дешевле, он сам понесет расходы на получение как минимум бухгалтерских и юридических услуг. 6. По периодичности обслуживания: Реализация данного критерия зависит от экономической ситуации в целом и проблем с дебиторской задолженностью у отдельных поставщиков. Регулярный факторинг может повлечь за собой расширение и удешевление услуг для клиента, в отличие от разового. Данную классификацию можно продолжать, активное предложение и спрос на факторинговые услуги формируют их многовариантность для клиентов. Форфейтинг – форма кредитования экспортера банком или финансовой компанией (форфейтером) путем покупки ими на полный срок без оборота на продавца на заранее оговоренных условиях векселей или других долговых требований по внешнеторговым операциям. Таким образом, форфейтинг предусматривает покупку (продажу) документарной дебиторской задолженности, выраженной, как правило, в оборотных документах и сопровождаемой процессом дисконтирования. Форфейтинг – одна из современных форм кредитования внешней торговли, появившаяся под влиянием быстрого роста экспорта дорогостоящего оборудования с длительным сроком производства, усиления конкурентной борьбы на мировых рынках и повышения роли кредита в развитии мировой торговли. Форфейтинг получил сравнительно широкое распространение в Швейцарии, Германии, Франции, Великобритании. Использование форфейтинга для каждой страны зависит от того, какой вексельный закон взят в основу вексельных операций. На сегодняшний день два закона регламентируют весельные отношения: «Конвенция о Единообразном Законе о переводном и простом векселе» (Женева, 07.06.1930 г.) и Английский вексельный закон «О переводных векселях» (1882). Так, СССР ратифицировал Женевскую конвенцию в 1936 г. В 1980-е гг. в мире была попытка унифицировать вексельное законодательство: была принята «Конвенция ООН о международных переводных и международных простых векселях» (Нью-Йорк, 1988). Ее подписали три государства: Канада, США и СССР (правопреемником является Российская Федерация), присоединились или ратифицировали пять государств: Гвинея, Гондурас, Габон, Мексика, Ливан. Однако на текущий момент она не действует, так как может вступить в силу после того, как ее участниками путем ратификации или присоединения станут 10 государств. В связи с этим широкое распространение форфейтинга пока невозможно в силу того, что контрагентами должны быть страны из одной группы соответствующего вексельного закона. В Гражданском кодексе РФ понятие договора форфейтинга отсутствует, поэтому использование нашей страной данной сделки строится на накопленном мировом опыте. В современных условиях схему форфейтинга можно представить следующим образом (рис. 13.5). Расходы по форфейтированию складываются так: К ним добавляются управленческие расходы в размере примерно 0,5 % годовых. Если покупаемые требования предоставляются после получения согласия форфейтера на поставку, он начисляет комиссию в 1–1,5 % годовых в соответствии с разницей во времени между заключением соглашения и предоставлением документов. Общие расходы по форфейтированию исчисляются путем дисконтирования суммы требований. Накопленный опыт использования форфейтинга позволяет выделять его особенности (табл. 13.4).
Таким образом, расширение внешнеторговой деятельности может способствовать активному использованию форфейтинга, но нужно учитывать нюансы законодательства стран, вовлеченных в эту операцию. Лизинговые операции и их характеристикаЛизинговые операции коммерческих банков в современных условиях являются достаточно выгодным вариантом проведения сделок. При этом нужно учитывать, какие особенности проведения им присущи. В международной практике лизинговые операции регулирует Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге (Оттава, 28.05.1988 г.). С 01.05.1995 г. она вступила в силу после присоединения к ней (ратификации) Италии, Нигерии и Франции. В Конвенции также участвуют Белоруссия, Венгрия, Латвия, Панама, Узбекистан, Украина. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию в 1998 г. Правовое регулирование лизинговых операций в России осуществляется на основе ГК РФ и Федерального закона № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» от 29.10.1998 г. По договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование. Субъектами лизинговой операции являются: – лизингодатель – физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю. В качестве лизингодателя обычно выступают лизинговые компании, которые во многих случаях представляют собой дочерние структуры крупных банков. При этом банки контролируют и независимые лизинговые компании, предоставляя им кредиты. Таким образом, банки косвенно участвуют в лизинговых операциях. Коммерческие банки могут и напрямую участвовать в лизинговых операциях, для этого они образуют в своем составе лизинговые службы. Активизация банков при проведении лизинговых операций связана с преимуществами банков как держателей ресурсов, а также лизинговые операции являются альтернативой банковскому кредитованию; – лизингополучатель – физическое или юридическое лицо, которое по договору обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга; – продавец – физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок имущество, являющееся предметом лизинга. Продавец обязан передать предмет лизинга лизингодателю или лизингополучателю в соответствии с условиями договора купли-продажи. Продавец может одновременно выступать в качестве лизингополучателя в пределах одного лизингового правоотношения. Субъекты лизинга могут быть резидентами и нерезидентами. Предметом лизинга могут быть: Схема лизинга представлена на рис. 13.6. Лизинговые платежи выплачиваются в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором лизинга. Размер, способ осуществления и периодичность лизинговых платежей также определяются договором лизинга. Лизинговые платежи включают: Стороны выбирают один из методов начисления лизинговых платежей: Особенности отдельных видов лизинга представлены в табл.13.5.
Лизинг дает ряд преимуществ участникам данных операций (табл. 13.6).
Также лизинговым операциям присущи недостатки (табл. 13.7).
Таким образом, лизинговые операции являются для банков дополнительным вариантом размещения средств, с определенными специфическими чертами. Трастовые операции коммерческих банковТрастовые операции – это операции коммерческих банков, направленные на доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами. В международной практике до сих пор нет единой трактовки трастовых операций. В ряде стран имеются свои традиции, сложившиеся исторически и определенные законодательно. Так, Россия придерживается в отношении трастовых операций континентально-европейского права, где возобладал договорный подход к гражданско-правовым формам управления чужим имуществом (исключающий их рассмотрение в качестве вещных или квазивещных институтов). Правовой основой данных операций в РФ выступает гл. 53 ГК РФ «Доверительное управление имуществом». Объектами доверительного управления могут быть предприятия и другие имущественные комплексы, отдельные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу, ценные бумаги, права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами, исключительные права и другое имущество. Но нужно отметить, что для кредитных организаций имеется своя специфика. Объектом доверительных операций кредитных организаций может являться любое имущество, определенное законодательно, если доверительное управление этим имуществом не приведет к нарушению банками запрета на осуществление производственной, страховой и торговой деятельности. Первое направление, по которому работают банки – это доверительное управление ценными бумагами. Второе направление – доверительное управление денежными средствами. В соответствии с ГК РФ деньги не могут быть самостоятельным объектом доверительного управления за исключением случаев, предусмотренных законом. Такое исключение предусмотрено ст. 5 Закона «О банках и банковской деятельности». Закон предусматривает, что кредитные организации вправе осуществлять доверительное управление денежными средствами юридических и физических лиц. Следовательно, второе направление – это доверительное управление денежными средствами юридических и физических лиц. Доверительное управление кредитными организациям может осуществляться двумя способами: В условиях рыночной экономики трастовые операции приобретают особую привлекательность для банков. Это связано с тем, что трастовые операции позволяют коммерческим банкам упрочить свои позиции на рынке и по следующим направлениям: Операции коммерческих банков Private BankingБанковское обслуживание состоятельных клиентов является одним из ведущих направлений деятельности многих коммерческих банков, которое позволяет им размещать дополнительные финансовые ресурсы клиентов, повышать свой имидж и конкурентоспособность. По величине размещенных средств банки выделяют следующие группы клиентов: Mass (Retail), Mass Affluent, HNWI и Ultra HNWI. Первые две группы относятся к клиентам розничного и среднего класса, последние две – к группам богатых людей. Сегментация по группам идет по имеющимся активам клиентов, которые способны приносить доход, без учета расходов на личные нужды. К категории Mass (Retail) относятся розничные клиенты с капиталом до 100 тыс. долл. К категории Mass Affluent – клиенты (средний класс) с капиталом от 100 тыс. долл. до 1 млн долл. К категории HNWI (от англ. High Net Worth Individuals – наиболее состоятельные физические лица) относятся клиенты с капиталом от 1 млн до 30 млн долл. К категории Ultra HNWI – суперсостоятельные клиенты, капитал которых превышает 30 млн долл. По оценке крупнейшей консалтинговой компании Capgemini в мире насчитывается чуть больше 14 млн HNWI. На первом месте по количеству таких людей – США, на втором – Япония, на третьем – Германия. UHNWI в мире, по последним данным, насчитывается около 211 тыс. чел., а их совокупное состояние – более 30 трлн долл. UHNWI составляют всего 0,003 % населения мира, но при этом владеют 13 % всего мирового богатства, а их совокупные активы в сфере недвижимости достигают более 5 трлн долл. (3 % мировых фондов недвижимости). Количество HNWI в России составляет около 189,5 тыс. человек. По количеству долларовых миллионеров Россия занимает 15-е место в мире, опережая Норвегию, Саудовскую Аравию и Бразилию. Банковское обслуживание состоятельных клиентов различается по уровню обслуживания asset management (управление активами), Private Banking, wealth management, VIP-обслуживание. Следует отличать Private Banking от VIP-обслуживания, которое является качественным предоставлением определенных банковских продуктов и услуг состоятельным людям. VIP-клиентом банка может стать любой из топ-менеджеров компаний, обслуживающийся в ней. Такому клиенту доступны все продукты и услуги банка, но этот сервис несравним с услугой Private Banking. В табл. 13.8 рассмотрено содержание каждого из вышеперечисленных направлений.
Индивидуальное банковское обслуживание особо значимых клиентов (Private Banking) является одним из направлений банковской деятельности, связанным с обслуживанием физических лиц. Осуществляется на основе комплексного подхода к индивидуальным потребностям клиента, эффективному управлению его капиталом, консультированию по финансовым и другим актуальным для клиента вопросам. Обслуживание в рамках Private Banking основано на анализе предпочтений клиента, его образе жизни, склонности к риску и определении горизонта инвестирования. Private Banking в каждой стране имеет особенности, отвечающие потребностям состоятельных клиентов того региона, где он развивается. Определяющим фактором клиента Private Banking является «отсечение» по сумме его активов, предназначенных для инвестирования, как правило, от 1 млн долл. США. На рис. 13.7 представлены основные принципы банковского обслуживания клиентов сегмента Private Banking. Банки осуществляют сегментацию клиентов Private Banking, что позволяет кредитной организации определить стандарты обслуживания и предложить обслуживание, соответствующее сложившимся стандартам. Сегментация состоятельных клиентов предполагает два уровня. На первом уровне определяется группа клиентов, которым может быть предоставлено индивидуальное обслуживание. На втором уровне проводится сегментация внутри группы клиентов Private Banking для организации обслуживания с учетом индивидуальных особенностей клиентов. В основе первого уровня отнесения клиентов к сегменту Private Banking традиционно рассматриваются величина передаваемого в управление банку капитала. Сегодня банки самостоятельно устанавливают порог вхождения в сегмент Private Banking в зависимости от различных факторов, начиная от желания иметь определенную доходность, заканчивая состоянием национальной экономики. В основу сегментации второго уровня могут быть положены различные критерии, такие как зрелость капитала, психологические особенности клиента, национальность клиента и география происхождения его капитала, демографические особенности. Критерии сегментации второго уровня представлены в табл. 13.9.
Банковские продукты и услуги для состоятельных клиентов можно разделить на следующие группы: I группа – разработка стратегии инвестирования и формирования инвестиционного портфеля клиента; II группа – традиционные банковские услуги и продукты; III группа – страховые и консультационные слуги; IV группа – фидуциарные услуги и услуги в области наследования капитала; V группа – услуги, направленные на повышение лояльности клиента к банку и формирование его стиля жизни. Банковские продукты I группы составляют основу обслуживания особо значимых клиентов банка. Разработка стратегии инвестирования и формирования инвестиционного портфеля клиента – это не только наиболее сложная часть комплекса услуг, оказываемых состоятельным клиентам, в этой деятельности сконцентрирована сущность Private Banking как сохранение и приумножение богатств клиента. Разработка стратегии инвестирования начинается с изучения портрета клиента и его финансового состояния. Здесь важными характеристиками являются национальность, возраст, профессия, семейное положение, место проживания клиента, цель и срок инвестирования. Оценка финансового состояния включает величину ежегодного дохода, его источники, долю состояния и сумму ликвидных средств, которую клиент намерен разместить в банке. При подготовке стратегии банк учитывает особенности налогообложения инвестирования в различных странах, угрозы и риски потери капитала. При отсутствии у клиента стратегии наследования и защиты капитала банком осуществляется юридическая экспертиза проблем наследования, выявляются возможные наследники и способы наследования, оцениваются возможные изменения в стратегии при разделении капитала и возможным разногласиям наследников в отношении стратегии инвестирования средств. Инвестиционный портфель формируется в соответствии с избранной инвестиционной стратегией клиента Private Banking. Активы диверсифицируются по классам (фонды облигаций, фонды акций, альтернативные инвестиции), по валютам (рубли, доллары, евро и др.), странам, отраслям промышленности. Также учитывается уровень допускаемого клиентом риска и ликвидности вложений, ожидаемая доходность и определяемый клиентом горизонт инвестирования. Ориентируясь на тип клиента, его возможность и готовность рисковать, банки предлагают несколько вариантов инвестиционных портфелей, сгруппированных по степени консервативности инвестиционной стратегии: консервативный, умеренный, сбалансированный, портфель роста, портфель агрессивного роста. Банк принимает на себя обязательства осуществлять мониторинг инвестиционного портфеля, постоянно отслеживать конъюнктуру рынка и оценивать ее потенциальное влияние на инвестиционную стратегию клиента. В случае существенных изменений на рынке, политических осложнений клиенту предлагается скорректировать структуру инвестиций, сделав ее более консервативной, или разместить средства на банковские депозиты. Фактически речь идет о конструкторе банковских продуктов. В зависимости от выбранной стратегии банки предлагают различные пакеты, которые могут включать: В период нестабильности банки предлагают клиентам альтернативные инвестиции, которые представляют собой вложения средств в фонды прямых инвестиций, фонды недвижимости, хедж-фонды. К альтернативным также можно отнести инвестиции в произведения искусства, антиквариат, винные и другие коллекции. Основным отличием альтернативных инвестиций является отсутствие корреляции с инструментами фондового рынка. II группа – традиционные банковские продукты представляет клиентам Private Banking. В отличие от традиционных банковских продуктов, предоставляемых mass retail и mass affluent, предполагают различные дополнения и преференции: более высокие ставки по депозитам, ниже рыночных ставки по кредитам, льготный курс при конвертации валют, отсутствие платы по различным банковским операциям и др.18 В табл. 13.10 представлены традиционные банковские продукты.
Кроме перечисленных в табл. 13.10 банковских услуг и продуктов, клиентам Private Banking предлагаются и традиционные инвестиционные услуги, которые включают доверительное управление активами, инвестиционное консультирование, аналитическое обеспечение, брокерское обслуживание, специальные условия проведения Forex-операций и др. III группа – страховые и консультационные услуги. Дочерние страховые компании банков предлагают клиентам Private Banking комплексные индивидуальные программы страхования, гарантирующие страховую защиту клиента и его семьи. Программы страхования состоятельных клиентов включают страхование транспортных средств, гражданской ответственности, личного имущества, здоровья клиента и его близких, российской и зарубежной недвижимости, предметов искусства и антиквариата, винных коллекций и др. Консультационные услуги включают вопросы налогового, юридического консультирования, сопровождение сделок, представительство адвоката в судах. Консультации могут быть предоставлены клиенту как в стране, гражданином которой он является, так и в стране фактического проживания клиента и его семьи, а также в стране ведения бизнеса. Юридические услуги и налоговое консультирование непосредственно не влияют на сохранение и приумножение частного капитала, однако имеют прямое отношение к управлению благосостоянием клиента и его семьи. К услугам в области налогового консультирования можно отнести налоговое планирование, подготовку и защиту налоговых деклараций, разработку оптимальных схем владения собственностью, сопровождение самостоятельных сделок клиента по приобретению недвижимости, акций, долей участия и другие вопросы, связанные с налогообложением. IV группа – фидуциарные услуги и услуги в области наследования капитала. Эта группа продуктов отвечает за сохранение и передачу капитала последующим поколениям. Основным инструментом является оказание фидуциарных услуг, которые предполагают доверительные отношения между лицом, оказывающим данные услуги, и лицом, пользующимся ими. Фидуциарные услуги предоставляются путем создания траста или семейного фонда. Траст представляет собой соглашение, обеспечивающее гибкое управление и защиту имущества учредителя, распределение доходов до и после его смерти. Траст может включать различные активы: средства на банковских счетах, ценные бумаги, недвижимость, воздушные и морские суда и др., состоит из учредителя, попечителя и бенефициаров. В отличие от траста семейный фонд является юридическим лицом, который управляется советом фонда. Совет фонда выбирается лицом учредителем для осуществления управления активами в соответствии с руководящими документами фонда и несет фидуциарные, т. е. основанные на доверии обязательства перед бенефициаром. Так же, как и в трасте, активы, передаваемые частным лицом фонду, перестают быть юридическим имуществом этого лица и переходят в собственность фонда. В результате имущество, переданное фонду, не принадлежит ни учредителю, ни бенефициарам, ни третьим лицам. Преимущества трастов и семейных фондов активно используются при планировании наследования капитала, так как наследование на основе завещания приведет к значительным потерям капитала из-за национальных особенностей налогообложения и прав на наследство. V группа – услуги, направленные на повышение лояльности клиента к банку и управлению образом жизни (lifestyle management). Они представляют собой комплексную организацию процессов во всех нерабочих сферах жизни – дома, на досуге, на отдыхе, включают праздничные мероприятия, охрану здоровья. Это своего рода информационный и организационный сервис, упрощающий жизнь (он же консьерж-сервис). Это услуги, позволяющие предоставить клиенту дополнительный сервис, дополнительные привилегии (дисконтные программы, доступ в залы VIP-персон, частные деловые клубы и пр.). данные услуги представлены в табл. 13.11. Современные банки предлагают клиентам широкий и разнообразный спектр продуктов. Однако только услуги I и IV групп по своей сущности относятся к сегменту Private Banking. Российские клиенты чаще выбирают зарубежные Private Banking и Family Offices для размещения своих активов. Около 70 % средств россиян размещены offshore, и только 20–30 % денежных средств россиян-миллионеров размещены в российских Private Banking. Реальный объем клиентского сегмента Private Banking составляет примерно 20 000–25 000 человек. В среднем клиент Private Banking обслуживается в 2–3 банках.
Проблема сохранения капитала и передачи его последующим поколениям привела к тому, что банки стали работать с потенциальными наследниками, подготавливая для себя следующее поколение клиентов. В сегменте Private Banking предлагаются продукты и услуги для детей-подростков состоятельных клиентов, а также специальные программы для начинающих инвесторов – детей клиентов старше 20 лет. Цель такого банковского обслуживания – воспитание финансовограмотных будущих клиентов и их лояльного отношения к банку. Для того чтобы обеспечить клиентам комплексное обслуживание Private Banking не только в России, но и за рубежом, российские банки приобретают специализированные структуры в Швейцарии и других развитых странах. Благодаря этому российские клиенты получают за рубежом обслуживание, соответствующее их потребностям, а также полный набор финансовых инструментов и возможностей Private Banking. При этом российские банки через свои дочерние структуры имеют возможность аккумулировать капитал российских HNWI и управлять им в полном объеме. |