Что означает business intelligence в информационных технологиях
Кто такой бизнес-аналитик и как помогает компаниям быть на шаг впереди
«Когда не только видишь, но и понимаешь свой бизнес, — чувствуешь, что можешь покорить мир», — так говорит о бизнес-анализе Анна Гуськова, преподаватель курса «Бизнес-аналитик» в Нетологии. И это так: бизнес-аналитики исследуют, считают, планируют и структурируют — занимаются почти всем от запуска проекта до оптимизации бизнеса.
Предлагаем познакомиться с этой профессией поближе, узнать о задачах бизнес-аналитика, его роли в компании и доходах. Помог разобраться в теме Константин Большухин, партнёр студии продвинутой аналитики Modelta и преподаватель курса «Бизнес-аналитик».
Роль бизнес-аналитика в компании
Бизнес-аналитик в классическом понимании — экономист, который разбирается в процессах, экономике, финансах, организационном развитии и помогает компании решать стратегические задачи. Например, оптимизировать бизнес-процессы, разработать стратегию развития или запустить новый бизнес в другой стране.
В зависимости от потребностей компании объём и описание задач аналитика может существенно различаться.
Да и аналитики бывают разные:
Соответственно у этих специалистов разный набор навыков и инструментов.
Дата сайентисты и системные аналитики сильнее в программировании, лучше разбираются в инструментах BI, организации системы хранения и обработки данных.
Маркетинговые аналитики работают с BI, оптимизируют маркетинговые кампании, экономику продаж.
Финансовые аналитики разбираются в финансовых инструментах, инвестициях, кредитах и займах, условиях финансирования.
Продуктовые аналитики лучше знают метрики, связанные с конкретными продуктами, и инструменты для анализа работы эффективности продуктов (performance).
Наконец, бизнес-аналитики погружаются в выстраивание процессов, экономику, финансы, исследования. Работают с BI и отчётностью, визуализируют данные.
Посмотрим, в каких командах задействованы бизнес-аналитики и какова их роль в каждой из них.
Консалтинг
Чаще всего бизнес-аналитики работают в консалтинговом подразделении — внутреннем отделе или в консалтинговой компании. Под консалтингом подразумеваем управленческий консалтинг, среди известных представителей которого компании McKinsey, PWC, Deloitte, Ernst&Young.
Консалтинг — это проектные команды, которые решают задачи по изменению компании. Имеется в виду изменение бизнес-процессов — допустим, закупок, найма и онбординга, системы KPI — или создание и внедрение новых проектов.
Пример. Перед запуском системы для оплаты проезда «Тройка» в Московском метро консультанты просчитали экономику, затраты, ресурсы, схему работы.
Стратегический блок
Это подразделение компании, которое занимается долгосрочным планированием и развитием бизнеса. Например, аналитики решают, будет ли компания приобретать новые активы, запускать новые направления бизнеса.
Пример. Помимо «Северстали» и добывающих предприятий «Севергрупп» решила развиваться через создание цифровых активов, в частности, купив онлайн-ритейлера «Утконос».
Цифровая трансформация
Подразделение компании, которое внедряет цифровые технологии для оптимизации бизнес-процессов, повышения ценности для клиентов, разработки инноваций и улучшения организационных результатов.
Использование инструментов обмена данными, Интернета вещей позволяет получать метрики от больших производственных машин, объединять их в единую экосистему и минимизировать потери, к примеру, металла, а также оптимизировать трудозатраты.
Пример. Цифровая трансформация в металлургической или тяжёлой промышленности — это работа по внедрению ИТ-систем, в результате чего часть процессов автоматизируют, а часть оптимизируют.
BI и отчётность
Это команда, которая создаёт инструменты для сбора данных и далее для управления компанией на основе данных. Например, инструмент для сбора данных Share point для сотрудников или автоматический сбор данных.
BI — решение на собственном движке или внутри сервисов Tableau, Power BI, QlikView. Позволяет создавать автоматические отчёты, которые демонстрируют эффективность работы компании.
Операционная команда
Аналитики в операционных командах могут посчитать финансовую модель проекта: сколько денег нужно вложить для реализации проекта, где целесообразно купить существующую компанию для выхода на рынок, а где — создать компанию с нуля.
В таких случаях это смежная с менеджментом специальность.
Пример. В Яндексе операционная команда запускает бизнес в новых городах и странах.
Планирование
Функция, близкая к отчётности и стратегии. Такие команды создают системы KPI, поддерживают OKR (инструменты планирования), премии, расчёт показателей эффективности, бонусы — количественные показатели, которые крупные компании используют для сохранения конкурентоспособности и развития.
Business Intelligence (BI) — бизнес-аналитика, точнее — анализ бизнес-данных для принятия управленческих решений
«Горизонтальная» команда
Часто бизнес-аналитики работают в команде с горизонтальным менеджментом. Как правило, это системные аналитики, консультанты или ассоциаты. Они входят в «горизонтальный» блок кросс-функциональных специалистов (продуктовики, финансисты, IT) для совместной работы над проектом и подчиняются одному руководителю.
Пример. Команда по запуску нового актива. Руководитель команды отчитывается перед управляющим актива, финансовым директором или директором по аналитике — лидером бизнес-юнита или бизнес-функции. Тот в свою очередь подчиняется генеральному директору (CEO).
Комфортная среда «горизонтальных» команд позволяет обмениваться мнениями, опытом.
Бизнес-аналитики достаточно быстро получают «прививку» ответственности: на уровне старшего аналитика можно делать финансовые расчёты для проектов на миллиарды рублей. Это один из самых привлекательных аспектов работы бизнес-аналитика.
Чем занимается бизнес-аналитик
Вакансия ИТ-компании Flocktory —
оптимизируют рекламу и ecom на основе данных
📊 Что такое BI-системы и зачем они нужны?
Miroslav Kungurov
Чем занимается BI-аналитик?
BI-аналитик оперирует двумя источниками информации: получаемыми с рынка внешними данными и внутренними данными компании, в которой он работает.
Порции информации из внутренних и внешних источников поступают регулярно, то есть они находятся в постоянном движении на своеобразных линиях ускользания от BI-аналитика. По аналогии с диджеем, сводящим дорожки, BI-аналитик выстраивает ускользающие линии информации и затем фиксирует их таким образом, чтобы создать картину, конфигурацию, пригодную для интерпретации, бизнес-анализа и принятия решений. В итоге цель BI-аналитика – открыть выгодные для бизнеса перспективы.
В обязанности BI-аналитика входит :
Инструменты BI-аналитика
SQL-запросы
Бизнес-процессы описываются тысячами показателей. Например, для анализа продаж детской игрушки понадобятся сведения о географическом положении магазина, с какими товарами и в какой день недели покупалась игрушка, на какой полке располагалась игрушка, как производилась оплата – по кредитной, дебетовой карте или наличными – и так далее. Детализация приводит к образованию больших массивов данных, которые нужно правильно структурировать для дальнейшего анализа. Обычно данные хранятся в базах данных, поэтому BI-аналитик должен уметь писать SQL-запросы на разных диалектах.
Технология OLAP
Для создания сложных многотабличных запросов и быстрого получения результата – по сравнению с простой двумерной таблицей – применяют OLAP (англ. online analytical processing, интерактивная аналитическая обработка), в котором массив данных структурируется в виде многомерной таблицы, OLAP-куба (рис. 1). Оси такого куба – анализируемые показатели, а на пересечении осей – данные.
Рис. 1. Иллюстрация OLAP-куба
Метод ETL
Хорошо, если в таблицах нет пропущенных значений, дубликатов, аномалий и сам массив данных самодостаточен – по нему можно решить задачу анализа без обогащения массива данными из внутренних или внешних источников. Так бывает не всегда. Поэтому для подготовки данных к анализу BI-аналитики применяют шаг Transform (очистка данных) из метода предобработки ETL (англ. Extract, Transform, Load – «извлечение, преобразование, загрузка»):
Языки Python и R
Подробнее о работе с Pandas и визуализации данных читайте в наших статьях:
Отображение рез ультатов в визуальном формате – графики, диаграммы или на карте – дает представление о наиболее важных показателях, которые не всплывают в контексте таблицы. Информации много, поэтому вручную писать код для каждого графика занимает много времени. Чтобы клепать отчеты в промышленных масштабах BI-аналитик пользуется платформами с функциями хранилища данных, автоматизированной отчетности и построения дашбордов.
Один из главных инструментов аналитика – специальные BI-платформы.
Популярные BI-платформы
На некоторых платформах удобнее рисовать графики, на других сводить данные, а у третьих крутая кривая обучения, чтобы полностью использовать их возможности. Учитывая, что платформы в 9/10 случаев платные, нужно определиться, какой функционал нужен. В вакансиях на Хедхантере чаще всего фигурируют Tableau и Power BI.
Microsoft Power BI
powerbi.microsoft.com | Цена : Power Desktop распространяется бесплатно, Pro-версия стоит от 625 ₽/мес.
Power BI Desktop – часть набора продуктов Power BI. Desktop-версия устанавливается на локальный компьютер и позволяет подключать, преобразовывать и визуализировать данные. Power BI Pro – продвинутая версия с большим функционалом.
Tableau
C 2003 г. Tableau помогает не техническим специалистам создавать визуальную аналитику и интерактивные графики. Система имеет интуитивный и не загроможденный пользовательский интерфейс.
Qlik – дает доступ к облачной аналитике с низким порогом вхождения и прозрачной ценовой политикой в отличие от Tableau (pdf, англ., шестая страница).
Oracle Analytics Cloud
Oracle Analytics Cloud предлагает комплексную бизнес-аналитику, формирование отчетности, машинное обучение из коробки и возможности визуализации данных.
Metabase
Metabase – инструмент бизнес-аналитики с открытым исходным кодом. Он не требует знания SQL и имеет приятный интерфейс, позволяющий создавать аналитические графики всего несколькими щелчками мыши.
Литература
Интернет-ресурсы и YouTube-каналы
Резюме начинающего BI-аналитика
Зарплата : от 60 тыс. руб. (актуально на момент публикации статьи в г. Москва).
Дополнительные бесплатные курсы :
Кто такие BI-разработчики
Привет! Меня зовут Димитрий, я декан факультета BI-разработки GeekBrains, а также руководитель команды BI-разработки в компании inDriver.
Я окончил Финансовый университет при Правительстве РФ и три года проработал в консалтинге, но после решил сменить специальность и выбрал BI-разработку. Учился на онлайн-курсах, смотрел видео с конференций, читал форумы — и через девять месяцев устроился на свою первую работу в этой области. Сейчас занимаюсь разработкой в области business intelligence уже около пяти лет.
Что такое business intelligence
Представьте условный бизнес — например, по продаже фруктов. Допустим, всё началось с маленького ларька. При таком объёме продаж довольно легко понять, что происходит с поставками, что продаётся хорошо, на какие товары можно поднять цену, на какие — снизить. Иначе говоря, владелец видит полную картину происходящего и может легко принять решение о дальнейшем развитии. Но бизнес растёт, а вместе с ним увеличивается и объём информации, которую надо постоянно обрабатывать, хранить и анализировать.
Переместимся в будущее. Перед нами уже крупная компания, которая занимается поставками фруктов по всему миру. У неё большой штат, много подразделений, процессов, задач и, конечно, данных. При этом потребность понимать, что происходит с бизнесом, никуда не делась. Наоборот, она только растёт на всех уровнях: от топ-менеджмента и вниз по корпоративной иерархии. Данные для проведения анализа, формирования гипотез и выводов на постоянной основе нужны руководителям подразделений и команд, аналитикам и многим другим. И каждому хочется, чтобы информация была представлена в понятном и доступном виде. И здесь мы подходим к понятию business intelligence.
Business intelligence — это направление разработки, основная задача которого в интерпретации данных. Они собираются в основном машинным способом в форму, которая удобна для восприятия человеком. BI занимается автоматизацией отчётности и визуализацией информации — и позволяет пользователям принимать решения, опираясь на данные, которые представлены в понятном для них виде и прямо отвечают на поставленные вопросы.
Вернёмся к нашему фруктовому бизнесу. Благодаря BI сотрудники теперь могут проанализировать бизнес-показатели: от общих значений по всей компании до конкретного офиса, подразделения или направления поставок. Им не нужно готовить отчётность самостоятельно, тратить время на её обновление, проверку и передачу заказчикам. У них появляется больше времени и ресурсов, чтобы заниматься своими задачами, анализом и поиском лучшего для бизнеса решения.
Чем занимается BI-разработчик
Конкретный список задач может варьироваться в зависимости от места работы и того, какую роль в компании отводят BI-разработке. При этом глобально BI-разработка — это связующее звено между бизнесом и данными. С одной стороны, она тесно взаимодействует с поставщиками данных, их владельцами, а также аналитиками. С другой — с подразделениями бизнеса и продуктовыми командами.
BI-разработчик понимает потребности бизнеса и продуктовой команды, касающиеся анализа данных. Он знает, какая информация нужна на постоянной основе, понимает методологию расчётов показателей и метрик, а также представляет, есть ли вообще возможность вычислить их. Если это невозможно, предложит альтернативные варианты. Так что коммуникация — неотъемлемая часть рабочего процесса.
Hard skills зависят от грейда и технологического стека компании. Обычно нужно знать:
Ещё лучше, если у специалиста есть опыт работы с разными СУБД, знания в области анализа данных и продуктовой аналитики.
Как работает BI-разработчик
Например, так. В команду приходит запрос от бизнеса — построить дашборд. Это набор интерактивных виджетов, которые должны прямо отвечать на поставленные вопросы и помогать принять верное решение по конкретной бизнес-задаче. BI-разработчик начинает анализировать запрос заказчика и собирать информацию. Он составляет список вопросов о функциональности дашборда, уровне детализации, методологии расчётов показателей, периоде для анализа. Выясняет, на какие вопросы должен отвечать дашборд, какие решения хотят принимать с его помощью. Узнаёт, есть ли примеры того, как заказчик закрывает потребность в информации уже сейчас.
Когда разработчик обсудил все вопросы с заказчиком, команда анализирует информацию и начинает создавать MVP-версию дашборда. Заказчик даёт обратную связь по ней: чего не хватает, что лишнее. После доработок получается финальная версия. Если данных слишком много, можно разработать дополнительные агрегаты над более детализированными слоями данных — то есть укрупнить срезы данных, чтобы повысить производительность дашборда. Также разработчик выбирает и настраивает функциональность для визуализации данных: фильтры, параметры, экшены и другое. Далее дашборд поддерживает команда BI-разработки.
Пример дашборда по финансовым показателям компании. Такая информация необходима бизнесу для стратегического планирования
Плюсы работы в business intelligence
На мой взгляд, работать в BI очень интересно. Во-первых, вы часто сталкиваетесь с нестандартными и интересными задачами, которые усложняются по мере роста потребностей бизнеса и объёма данных. Во-вторых, BI даёт всестороннее понимание этих потребностей — и того, как поставщики данных могут их удовлетворить. В-третьих, для меня важно, что мой труд приносит людям пользу и делает их работу эффективнее.
Узнать подробности о факультете BI-разработки и оставить заявку на обучение вы можете на его странице.
Привет! Меня зовут Димитрий, я декан факультета BI-разработки GeekBrains, а также руководитель команды BI-разработки в компании inDriver.
Я окончил Финансовый университет при Правительстве РФ и три года проработал в консалтинге, но после решил сменить специальность и выбрал BI-разработку. Учился на онлайн-курсах, смотрел видео с конференций, читал форумы — и через девять месяцев устроился на свою первую работу в этой области. Сейчас занимаюсь разработкой в области business intelligence уже около пяти лет.
Что такое business intelligence
Представьте условный бизнес — например, по продаже фруктов. Допустим, всё началось с маленького ларька. При таком объёме продаж довольно легко понять, что происходит с поставками, что продаётся хорошо, на какие товары можно поднять цену, на какие — снизить. Иначе говоря, владелец видит полную картину происходящего и может легко принять решение о дальнейшем развитии. Но бизнес растёт, а вместе с ним увеличивается и объём информации, которую надо постоянно обрабатывать, хранить и анализировать.
Переместимся в будущее. Перед нами уже крупная компания, которая занимается поставками фруктов по всему миру. У неё большой штат, много подразделений, процессов, задач и, конечно, данных. При этом потребность понимать, что происходит с бизнесом, никуда не делась. Наоборот, она только растёт на всех уровнях: от топ-менеджмента и вниз по корпоративной иерархии. Данные для проведения анализа, формирования гипотез и выводов на постоянной основе нужны руководителям подразделений и команд, аналитикам и многим другим. И каждому хочется, чтобы информация была представлена в понятном и доступном виде. И здесь мы подходим к понятию business intelligence.
Business intelligence — это направление разработки, основная задача которого в интерпретации данных. Они собираются в основном машинным способом в форму, которая удобна для восприятия человеком. BI занимается автоматизацией отчётности и визуализацией информации — и позволяет пользователям принимать решения, опираясь на данные, которые представлены в понятном для них виде и прямо отвечают на поставленные вопросы.
Вернёмся к нашему фруктовому бизнесу. Благодаря BI сотрудники теперь могут проанализировать бизнес-показатели: от общих значений по всей компании до конкретного офиса, подразделения или направления поставок. Им не нужно готовить отчётность самостоятельно, тратить время на её обновление, проверку и передачу заказчикам. У них появляется больше времени и ресурсов, чтобы заниматься своими задачами, анализом и поиском лучшего для бизнеса решения.
Чем занимается BI-разработчик
Конкретный список задач может варьироваться в зависимости от места работы и того, какую роль в компании отводят BI-разработке. При этом глобально BI-разработка — это связующее звено между бизнесом и данными. С одной стороны, она тесно взаимодействует с поставщиками данных, их владельцами, а также аналитиками. С другой — с подразделениями бизнеса и продуктовыми командами.
BI-разработчик понимает потребности бизнеса и продуктовой команды, касающиеся анализа данных. Он знает, какая информация нужна на постоянной основе, понимает методологию расчётов показателей и метрик, а также представляет, есть ли вообще возможность вычислить их. Если это невозможно, предложит альтернативные варианты. Так что коммуникация — неотъемлемая часть рабочего процесса.
Hard skills зависят от грейда и технологического стека компании. Обычно нужно знать:
Ещё лучше, если у специалиста есть опыт работы с разными СУБД, знания в области анализа данных и продуктовой аналитики.
Как работает BI-разработчик
Например, так. В команду приходит запрос от бизнеса — построить дашборд. Это набор интерактивных виджетов, которые должны прямо отвечать на поставленные вопросы и помогать принять верное решение по конкретной бизнес-задаче. BI-разработчик начинает анализировать запрос заказчика и собирать информацию. Он составляет список вопросов о функциональности дашборда, уровне детализации, методологии расчётов показателей, периоде для анализа. Выясняет, на какие вопросы должен отвечать дашборд, какие решения хотят принимать с его помощью. Узнаёт, есть ли примеры того, как заказчик закрывает потребность в информации уже сейчас.
Когда разработчик обсудил все вопросы с заказчиком, команда анализирует информацию и начинает создавать MVP-версию дашборда. Заказчик даёт обратную связь по ней: чего не хватает, что лишнее. После доработок получается финальная версия. Если данных слишком много, можно разработать дополнительные агрегаты над более детализированными слоями данных — то есть укрупнить срезы данных, чтобы повысить производительность дашборда. Также разработчик выбирает и настраивает функциональность для визуализации данных: фильтры, параметры, экшены и другое. Далее дашборд поддерживает команда BI-разработки.
Пример дашборда по финансовым показателям компании. Такая информация необходима бизнесу для стратегического планирования
Плюсы работы в business intelligence
На мой взгляд, работать в BI очень интересно. Во-первых, вы часто сталкиваетесь с нестандартными и интересными задачами, которые усложняются по мере роста потребностей бизнеса и объёма данных. Во-вторых, BI даёт всестороннее понимание этих потребностей — и того, как поставщики данных могут их удовлетворить. В-третьих, для меня важно, что мой труд приносит людям пользу и делает их работу эффективнее.
Узнать подробности о факультете BI-разработки и оставить заявку на обучение вы можете на его странице.
Business Intelligence: что это, сколько получают специалисты и какая в этом польза для бизнеса
На сегодняшний день одним из самых быстро развивающихся и перспективных IT направлений является Business Intelligence. Мы в Hays подготовили обзор основных требований к кандидатам на вакансии в области BI, а также проанализировали уровень заработных плат специалистов и факторы мотивации, причем как материальной, так и не материальной.
При поиске BI-специалистов работодатели редко ориентируются на отрасль компании и готовы смотреть широко. Для них важно, чтобы персонально сотрудник влился в корпоративную культуру компании. Поэтому кандидатам, которым комфортно работать в компаниях с жестким иерархическим и бюрократическим подходом, вряд ли подойдут компании со свободной и гибкой культурой. Некритичным является опыт работы с BI-решением, так как все имеющиеся на рынке решения идентичны и BI-специалистам, обладающим опытом в одном из них, будет несложно разобраться в новой системе. Наиболее популярными BI-решениями на рынке являются Power BI, Tableau и QlikView.
К специалистам разного уровня работодатели предъявляют определенные требования. Так, у специалистов уровня Junior предполагается наличие высшего профильного образования (информационные технологии, математика, статистика), уверенное владение Excel, знание или, желательно, опыт работы с одним из BI-решений.
Те, кто претендует на вакансию Middle-уровня, должны иметь опыт работы в роли BI-специалиста от двух лет, уметь писать SQL-запросы, а также иметь опыт разработки отчетов и дашбордов в одном из BI-решений.
К кандидатам на роль Senior-уровня работодатели предъявляют следующие требования: опыт работы в роли BI-специалиста от четырех лет, опыт разработки отчетов и дашбордов с нуля в одном из BI-решений, опыт работы с OLAP-кубами, а также глубокие знания архитектуры и функциональных возможностей BI-решений, опыт разработки и развития хранилища данных, умение общаться с бизнес-заказчиками.
Кандидатам, претендующим на вакансии руководителя отдела, необходимо будет продемонстрировать опыт руководства командой, умение разрабатывать стратегию развития BI, иметь опыт взаимодействия с топ-менеджментом, а также показать наличие реализованных BI-проектов в роли руководителя команды.
Для ряда компаний важно знание английского языка на разговорном уровне. Это связано с необходимостью вести коммуникацию с экспатами, работающими в российском офисе, либо с коллегами из зарубежных офисов.
Специалисты Junior-уровня могут претендовать на среднюю заработную плату 100 000 рублей ежемесячно. В зависимости от имеющихся навыков и опыта их зарплата на рынке варьируется от 70 000 рублей до 110 000 рублей в месяц.
Специалисты уровня Middle получают от 120 000 до 200 000 рублей ежемесячно.
Senior-специалисты в среднем по рынку могут рассчитывать на зарплату от 190 000 до 260 000 рублей в месяц.
А руководители отделов в зависимости от размеров компании, количества сотрудников, а также набора выполняемых задач получают от 290 000 до 700 000 рублей, а средняя заработная плата по Москве и Санкт-Петербургу — 450 000 рублей в месяц.
По опросам BI-специалистов, Hays выделил 3 основных фактора материальной мотивации. Во-первых, это возможность профессионального развития. Во-вторых, это возможность карьерного роста. И третий фактор — финансовый рост.
BI-специалисты определили два основных фактора нематериальной мотивации. Ими стали получение глубокой технической экспертизы и плотное общение с бизнесом. В отличие от многих других IT-специалистов, менее критичными факторами мотивации для BI-специалистов являются возможность работы на удаленной основе и релокация в зарубежные страны.
Специалистов, которых мотивирует первый фактор, могут заинтересовать вакансии, позволяющие изучать и использовать в работе новые технологии. Основной тенденцией среди таких кандидатов является применение технологий машинного обучения. Это обуславливается тем, что они в дальнейшем заинтересованы в переходе в область Data Science.
Кандидаты, заинтересованные в общении с заказчиком, ищут для себя вакансии на стыке IT и бизнеса. Им интересно глубоко погружаться в бизнес-процессы компании, общаться с внутренними заказчиками, выступать для них в роли партнера со стороны IT. Они стараются уходить от большого количества технических задач, хорошо понимают ценность функции BI для компании и в своей работе ориентируются прежде всего на требования бизнеса.