Что означает демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления
Статья 1 Конституции Российской Федерации
Последняя редакция Статьи 1 Конституции РФ гласит:
2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.
Комментарий к Ст. 1 КРФ
1. Статья 1 имеет важнейшее значение, ибо она дает определение Российской Федерации, перечисляя ряд ее важнейших признаков, конкретизируемых в дальнейших статьях этой главы и во всей Конституции.
Россия есть федеративное государство, состоящее из ее субъектов, т.е. членов этого единого государства. Это конкретизируется затем в положениях о суверенитете РФ, верховенстве ее Конституции и законов на всей территории России и т.д. (статья 4 КРФ), о составе равноправных субъектов РФ и об основах ее федеративного устройства (ст. 5), о единстве гражданства РФ (ст. 6), об органах государственной власти РФ и ее субъектов, о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации (статья 11 Конституции РФ), в ряде других глав Конституции (гл. 2, 3 и др.).
Россия впервые была объявлена республикой 1 сентября 1917 г. Временным правительством, не имевшим для этого необходимых полномочий, а 25 октября 1917 г. она была вновь провозглашена республикой Советов, но, по справедливому мнению М.В. Баглая, легитимность и этого акта, как и других установлений Октябрьского переворота, «более чем сомнительна» (см.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2001. С. 124). Вполне законно Россия была провозглашена республикой демократически избранным Учредительным собранием в первый же день его работы, но вслед за этим оно было разогнано большевиками. Окончательно республика в России учреждена всероссийскими референдумами 1990 и 1993 гг.
Некоторые важнейшие характеристики РФ, которые, как и уже названные, еще предстоит полностью оправдать на деле, не «попали» в комментируемую статью 1 КРФ. Прежде всего это определение Российской Федерации как социального государства: оно дано в статье 7 (см. комментарий к ней). РФ охарактеризована как светское государство в ст. 14 Конституции (см. комм. к ней). Многие демократические государства многосторонне охарактеризованы не в разных статьях, а в их единых главных конституционных определениях.
Определения России как социального и светского государства не были включены в текст ст. 1 Конституции РФ, так как во время подготовки ее проекта многие политики и ученые совершенно неосновательно усматривали в термине «социальное государство» остаток коммунистической идеологии, а не необходимый признак современного неолиберального и демократического государства. Термин «светское государство», вероятно, был сочтен не настолько важным, чтобы включить его в ст. 1. Но единая сводная конституционная характеристика России, конечно, охватывает все эти ее свойства.
Однако мощный потенциал конституционных норм, характеризующий РФ как демократическое, правовое, социальное и т.д. государство, в значительной мере не используется. Эти положения в полной мере не осуществляются, нередко грубо нарушаются, сохраняя в значительной мере формальный характер. Они будут становиться все более действенными по мере достижения обществом значительных успехов в своем социально-экономическом, культурном и политическом развитии, в преодолении имеющихся недостатков и в полном осуществлении всех конституционных прав человека и гражданина в России (см.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юристъ, 2004. С. 140, 144, 152-153, 189 и др.).
2. В ч. 2 комментируемой статьи 1 Конституции РФ наименования «Российская Федерация» и «Россия» определены как равнозначные, т.е. как синонимы. В том же смысле в преамбуле и в ст. 59 употреблены слова «Отечество» и «Родина». Разумеется, вне конституционной терминологии эти слова могут иметь иные смысловые оттенки. Например, наша страна была Россией и до превращения в федерацию.
Россия – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления
Характерной особенностью Конституции Российской Федерации 1993 г. является специфика формы правления, которую она закрепляет.
Основными характеристиками демократического государства являются:
1. Народовластие, т.е. признание народа единственным источником государственной власти и носителем суверенитета. «1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является его многонациональный народ. 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Эти нормы статьи 3 определяют содержание понятий «демократическое государство» и «государство с республиканской формой правления». Народ, свободно выражая свою волю, наделяет государственную власть необходимыми правомочиями: правом властвовать, правом принимать властные решения. Многонациональный народ РФ осуществляет свою власть непосредственно (непосредственная демократия), а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (представительная демократия). Высшим непосредственным выражением власти являются референдум и свободные выборы.
Референдум РФ – всенародное голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум наряду со свободными выборами является непосредственным выражением власти народа.
2. Рыночная экономика, которая служит экономической основой государства, устанавливает равенство различных форм собственности, свободу предпринимательства и частной инициативы.
Характерной чертой Конституции РФ 1993 г. является ее адекватный характер складывающимся в обществе общественным отношениям. Она отражает переходный характер российского общества, противоречивый способ его существования. В ней нашли воплощение то, что достигнуто и отстаивается многонациональным народом России: многообразие форм собственности, конкуренция, свобода экономической деятельности, политический и идеологический плюрализм, признание прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство, основанное на самоопределении и равноправии народов, самостоятельный статус местною самоуправления и т.д.
4. Осуществление государственной власти на основе принципов легитимности и разделения властей. В РФ принцип разделения властей впервые провозглашен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, в которой разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную объявлялось важнейшим принципом функционирования РСФСР как правого государства. В апреле 1992 г. этот принцип был внесен в ст.1 Конституции РСФСР 1978 г. в качестве одной из основ конституционного строя России. Принцип разделения властей провозглашен и в действующей Конституции РФ. В ст.10 закреплено, что государственная власть в России разделена на законодательную, исполнительную и судебную, органы, которых самостоятельны. Данный принцип является механизмом сдержек и противовесов в организации и осуществлении государственной власти, обеспечивает их самостоятельное функционирование и взаимодействие, препятствует развитию авторитарных и тоталитарных тенденций.
5. Децентрализация государственной власти, строгое разграничение полномочий между федеральными органам и органами субъектов РФ, поощрение местной инициативы.
Особенностью Конституции Российской Федерации 1993 г. является ее отношение к федеративному устройству России. Она придает статус субъектов Российской Федерации не только национально-государственным образованиям, но и обычным административно-территориальным единицам (включая Москву и Санкт-Петербург).
6. Демократический порядок формирования и осуществления государственной власти, создание политико-правовых механизмов обеспечивающих реальную возможность участия граждан в формировании, деятельности органов и в контроле за ними.
7. При принятии государственно-значимых решений по воле большинства должно учитываться мнение и интересы меньшинства.
8. Утверждение и соблюдение принципа верховенства закона, высокая правовая культура и политическое, нравственное сознание общества, должностных лиц и граждан.
9. Политический плюрализм: многопартийность, свобода мнений, отсутствие общеобязательной официальной идеологии. Согласно Конституция никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной (ст.14).
10. Наличие легальной оппозиции
По форме государственного устройства Россия является федерацией.
Федерация характеризуется территориальным единством, государственным суверенитетом в пределах своей территории, единым гражданством, единой федеральной конституционно-правовой системой, единой системой государственной власти, единой официальной государственной символикой, едиными вооруженными силами, единой кредитно-денежной политикой.
Правовое государство представляет собой способ организации государства, при котором оно подчинено праву, главной целью его деятельности является обеспечение прав, свобод человека и гражданина. Правовой характер государства проявляется:
— в признании верховенства права и закона; основным законом России является Конституция Российской Федерации, в ст.15 которой предусмотрено, что она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России; законы и иные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации;
— реальности прав личности, их правовой защищенности (судебная и внесудебная форма защиты);
— взаимной ответственности государства и граждан;
— признании принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
В России создаются правовые механизмы, основанные на демократических идеях, призванные обеспечить охрану конституционного строя, защиту прав и свобод личности, повышается авторитет и независимость судебных и правоохранительных органов, однако уровень преступности, правового нигилизма в обществе еще высок.
Республиканская форма правления имеет следующие признаки:
— верховная власть осуществляется выборными органами;
— источником власти является народ;
— сроки полномочий высших представительных органов ограничены;
— использование демократических институтов;
— юридическая и политическая ответственность главы государства и других должностных лиц.
Россия является президентско-парламентской (полупрезидентской) республикой, так как Президент РФ избирается всенародным голосованием, государственная власть осуществляется Президентом, Федеральным Собранием, Правительством, судами РФ. Президент располагает собственными полномочиями, позволяющими действовать независимо от Правительства, одновременно действуют Председатель Правительства и министры, образующие Правительство, которое в части ответственно перед парламентом. При выражении вотума недоверия Правительству Президент может отправить его в отставку или распустить парламент.
Что такое федеративное устройство
В федерации действует единая конституция, есть федеральные органы государственной власти, единое гражданство, общая валюта.
Одновременно члены федерации могут иметь собственные конституции, местные парламенты, правительства, суды.
Центр и субъекты федерации делят властные полномочия между собой. Например, центральная власть ведает обороной и внешней политикой, а за строительство школ на местах отвечают регионы; при этом налоговая политика находится в совместном ведении: есть федеральные, а есть местные налоги. Государственная собственность также бывает федеральной, а бывает региональной.
Примеры федеративных государств: Россия, США, Германия, Канада, Бразилия, Индия, Объединенные Арабские Эмираты.
Федерации бывают симметричными (с одинаковым статусом субъектов, как в США) и асимметричными (с разным статусом субъектов, как в Бразилии).
Признаки федеративного государства
Территория состоит из отдельных субъектов: штатов, провинций, республик, областей, кантонов, эмиратов или земель.
Двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральным правительством и парламентом собственные парламенты и правительства есть у субъектов.
Субъекты имеют право издавать региональные законы.
У субъектов могут быть собственный институт гражданства, столица, герб и т.п.
Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной конституцией.
Страны с федеративным устройством. Примеры федераций
Российская Федерация состоит из 85 субъектов федерации. Ими являются республики, края, области, автономные области и автономные округа, города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь).
Федеративные государства на карте мира. Wikimedia
Федеративное устройство России. Федерализм как основа конституционного строя РФ
В России 85 субъектов федерации, выделенных по территориальному (область, край, город федерального значения) или национальному признаку (республика, автономная область, автономный округ).
2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.
Конституция РФ. Статья 1
Принцип федерализма предполагает децентрализацию государственной власти, разграничение полномочий между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления.
2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.
3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.
Конституция РФ. Статья 5
Конституция РФ предусматривает, что число субъектов федерации может измениться путем добровольного вхождения в состав РФ иностранного государства или путем образования на территории РФ нового субъекта (за счет объединения или разделения уже существующих, выделения одного субъекта из состава другого, вхождения одного в состав другого).
Принципы федерализма в РФ
Государственная целостность. Единая система власти, единое экономическое пространство, общие законы.
Равенство и самоопределение народов. Равные права на национальное развитие, развитие национальной культуры и языка, гарантия прав малочисленных народов.
Единство системы государственной власти. Федеральные органы объединяют всю совокупность органов власти субъектов РФ.
Верховенство федерального права. Федеральные законы и иные акты центральных органов власти обладают приоритетом по отношению к законам субъектов.
Разграничение предметов ведения и полномочий. Конституция определяет взаимоотношения между центральной властью и субъектами, разграничивает сферы полномочий и компетенции
Равенство субъектов РФ. Защищаются интересы государства в целом и отдельных его субъектов, ни один из субъектов не имеет преимущества перед другими.
Разграничение предметов ведения. Полномочия федерального центра и субъектов федерации в РФ
В России в соответствии с Конституцией действует разделение полномочий между федеральным центром и субъектами.
В ведении Российской Федерации находятся:
Внешняя политика и оборона.
Финансовое, валютное, таможенное регулирование.
Уголовное и гражданское право.
Федеральный парламент издает законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ.
В совместном ведении находятся:
Защита прав и свобод граждан.
Вопросы воспитания, образования, науки и культуры.
Административное, трудовое, семейное, жилищное право.
Координация внешнеэкономических и международных связей субъектов.
Охрана окружающей среды.
На территории всей страны действуют федеральные законы, в соответствие с которыми принимаются законы субъектов федерации.
В ведении субъектов федерации находятся:
Все остальные вопросы, находящиеся вне ведения РФ, и вопросы, которые Конституция не конкретизирует в полной мере
Субъекты РФ могут принимать нормативные акты по вопросам, не входящим в компетенцию федеральной власти. При противоречии местных законов с федеральными действуют федеральные законы.
Выпускникам, сдающим ЕГЭ по обществознанию, нужно уметь отличать различные типы территориально-государственного устройства. Для этого необходимо знать признаки федеративного государства, унитарного государства и конфедерации.
В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство Z включает в себя шесть территорий, обладающих определенной политической и юридической самостоятельностью и правом принимать собственные конституции, не противоречащие основному закону страны.
Какова форма государственного (территориального) устройства Z?
Укажите факт по условию задачи, на основе которого Вы это установили.
Назовите любые две характеристики этой формы государственного устройства, не названные в условии задачи.
2) Факт, подтверждающий федеративное устройства: государство Z включает в себя шесть территорий, обладающих определенной политической и юридической самостоятельностью и правом принимать собственные конституции, не противоречащие основному закону страны.
3) В числе двух дополнительных характеристик можно назвать:
— Двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральными органами имеются органы субъектов федерации.
— Двухпалатный парламент, где одна из палат представляет интересы субъектов.
— Разграничение предметов ведения федерации и субъектов.
Конституция провозглашает Z демократическим федеративным государством с республиканской формой правления. Какие из приведённых признаков характеризуют форму государственного (территориального) устройства Z? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) регулярные выборы главы государства и парламента на альтернативной основе
2) гарантия соблюдения политических и социальных прав и свобод граждан
3) политический плюрализм
4) двухпалатная структура парламента, обеспечивающая представительство регионов
5) включение в состав нескольких государственных образований, каждое из которых обладает определённой собственной компетенцией
6) действие конституций субъектов при верховенстве общей конституции
Правильный ответ: 456
Российская Федерация – демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления.
В основах конституционного строя Российской Федерации закреплены характеристики важнейших параметров государства: формы правления, формы государственного устройства, политического режима, отношения государства к праву, задачам развития общества, гражданским институтам.
Конституционными характеристиками Российского государства согласно ст.1 Конституции РФ, являются: демократическое государство; федеративное государство; правовое государство; государство с республиканской формой правления.
Конституционные характеристики Российского государства также как и принципы конституционного строя развиваются в многочисленном законодательстве. Конституционные характеристики являются своего рода стандартами, нормативам, ориентирами, к которым общество и государство должны стремиться в их развитии.
Россия как демократическое государство характеризуется на основе статей 1, 3, 31-33 Конституции Российской Федерации. Под демократическим государством понимается организация публичной власти, при которой созданы эффективные механизмы участия населения в управлении делами государства, включая осуществление гражданского контроля над деятельностью органов публичной власти. Характеризуя РФ как демократическое государство, необходимо рассмотреть следующие элементы: народовластие, принцип разделения властей, политическое многообразие, наличие местного самоуправления.
Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Осуществление власти народа происходит в двух формах: непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (представительная форма народовластия).
Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Право на участие в осуществлении власти в этих формах принадлежит только лицам, являющимся гражданами Российской Федерации (ст. 32 Конституции РФ). Прямое волеизъявление граждан (ч. 2 ст. 130 Конституции РФ) возможно и в других формах, хотя они в Конституции РФ и не раскрываются (например, собрания граждан муниципального образования, петиции, индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местно самоуправления и др.).
Принцип разделения властей означает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10 Конституции РФ). Данный принцип направлен на недопущение концентрации и последующей узурпации власти одним органом или институтом власти, например, высшим должностным лицом. Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 11 Конституции РФ) государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды Российской Федерации.
В Российской Федерации признаются политическое многообразие и многопартийность. Общественные объединения равны перед законом (ст. 13-14 Конституции РФ, ФЗ «Об общественных объединениях»). Каждый имеет право на объединение. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ст. 30 Конституции РФ).
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, посредством которого решаются вопросы местного значения. Под местным самоуправлением понимается право и способность населения разных территориальных единиц управлять в рамках закона под свою ответственность и в собственных интересах значительной частью общественных дел. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Россия как федеративное государствохарактеризуется на основе статей 1, 5, 65-78 Конституции Российской Федерации. Под федеративным государством понимается сложное государство, состоящее из политико-территориальных единиц, органы которых обладают определенной самостоятельностью и независимостью от центральных (общефедеральных) публичных учреждений. Основными признаками федеративного государства являются: 1) конституционно-правовой статус федеративного государства и его политико-территориальных единиц; 2) разграничение предметов ведения между федерацией и ее политико-территориальными единицами, а также разграничение полномочий между федеральными и региональными органами власти; 3) система правовых механизмов взаимоотношений центральных органов и органов политико-территориальных единиц, входящих в состав федерации, в том числе в сфере преодоления и разрешения споров.
В мире насчитывается около двухсот государств. Из них всего лишь 26 являются федеративными – Австрия, Бельгия, Германия, Швейцария, Индия, Малазия, ОАЭ, Пакистан, Бразилия, Канада, Мексика США, Нигерия, Танзания, Эфиопия и др.
Одним из важных признаков федеративного государства является установление качественных правовых форм реализации принципа равноправия и самоопределения народов в рамках федерации, проживающих на ее территории. Особенно это актуально для федераций, в государственно-территориальном устройстве которых в той или иной мере учитываются национальные, этнические, языковые, религиозные особенности различных групп населения.
Россия как государство с республиканской формой правления характеризуется на основе статей 1, 32, 81, части 1 статьи 96 Конституции Российской Федерации. Под государством с республиканской формой правления понимается государство, в котором система формирования органов, прежде всего высших, базируется на обязательном и периодическом проведении демократических выборов, цивилизованных правовых механизмах взаимодействия государственных органов, например, сбалансированной системы «сдержек и противовесов». Основными признаками государства с республиканской формой правления являются: 1) периодические выборы высших государственных органов и органов местного самоуправления, а также механизмы сменяемости персонального состава органов в ином порядке, например, ротации; 2) реализация принципа разделения властей на основе демократических законодательства и практики.
Россия как правовое государствохарактеризуется на основе статьи 1, части 2 статьи 4, статьи 15 Конституции Российской Федерации. Под правовым государством понимается государство, устройство и функционирование которого базируется на букве и духе конституции, организованный в нем правопорядок пронизывает все сферы взаимодействия личности, общества и публично-властных институтов, в котором уважается естественное право как система надпозитивных норм, ориентированных на признание высшей ценностью человека, его прав и свобод.
Основными признаками правового государства являются: 1) верховенство конституции в системе национального права, соответствие ей решений и действий (бездействия) всех органов публично власти и должностных лиц; 2) подчинение конституции и законов естественному праву как объективно существующим нормам, основываным на общепризнанных идеях разумности, добропорядочности, справедливости и равенства; 3) эффективное правовое обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина; 4) судебная система, функционирующая на независимости, беспристрастности, состязательности и иных демократических началах правосудия; 5) реализация принципа приоритета норм международного права.
Принцип правового государства означает не только разделение властей, верховенство закона, но и признание того, что права и свободы человека, имеющие надпозитивный характер, и в том числе достоинство человека, являются высшей ценностью.