Что означает дорога в жизни человека

Дорога как метафора жизненного пути человека

Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины
(Данте. Божественная комедия. Перевод М. Лозинского)

Дорога является универсальной метафорой жизненного пути человека. На своих консультациях я много раз сталкивался с тем, что люди спонтанно начинают описывать свой текущий или прошедший жизненный этап как некую дорогу. И часто эта метафора оказывается точнее многих слов. Такую метафору удобно использовать как способ понимания жизненного пути человека. И иногда я предлагаю своим клиентам представить основные этапы своей жизни в виде различных дорог. Это можно делать как в воображении, так и через специальные карточки. Такой взгляд часто помогает увидеть какие-то общие закономерности и тенденции. Нередко это открывает массу возможностей для понимания текущей проблемы. Особенно это может быть полезно в ситуациях, когда человек ощущает потерянность и дезориентацию, — он не знает, куда двигаться дальше. Это важный вопрос, один из главных в жизни, и для ответа на него нередко нужно заглянуть в прошлое: а куда человек шёл до этого? Где он уже был? Насколько он удовлетворён пройденным путём?

В этой статье я хотел бы дать беглый обзор символического значения дороги.

В самом общем смысле дорога связывает различные точки в пространстве. На сегодняшний день, археологи самые первые дороги датируют четвёртым тысячелетием до нашей эры и связывают их появление с развитием колёсного и вьючного (то есть использующего ресурсы людей и животных) транспорта. Посмотрите на одну из сохранившихся дорог инков в Мачу-Пикчу (территория современного Перу):

Что означает дорога в жизни человека. Смотреть фото Что означает дорога в жизни человека. Смотреть картинку Что означает дорога в жизни человека. Картинка про Что означает дорога в жизни человека. Фото Что означает дорога в жизни человека

Видно, что эта дорога для своего времени была очень качественной. До строительства подобных дорог должны были существовать и более просто обустроенные пути между различными селениями. То есть дороги сопровождают человечество многие тысячи лет. А всё что сопровождает жизни всех людей в течение многих тысяч лет, постепенно становится чем-то глубоко внутренним для каждого человека, Карл Юнг такие образы назвал архетипическими. И образ дороги – это тоже архетип, то есть та тема, с которой сталкиваются все люди длительное время. Тогда дорога с одной стороны может быть связью между разными пунктами, а с другой – отражать глубоко внутренние переживания.

Для жителя некого древнего селения пойти по дороге означало покинуть своё родное селение и отправиться в другое. Отсюда одно из основных символических значений дороги – дорога это граница между своим и чужим миром. А граница – это то, что и соединяет и разъединяет одновременно.

Человеческая жизнь, тот путь, по которому мы идём – это тоже некая граница (пространство, территория) между своим и чужим миром. Говоря о двух мирах, мы можем подумать о пути от рождения до смерти. И почти во всех религиозных традициях рассматривается путешествие души к загробной жизни.

В рамках своей жизни человек имеет возможность проделать ещё одно «путешествие» от своего мира до мира другого. Это процесс отделения от своих родителей, другими словами, это процесс взросления. Современное общество предлагает всё больше возможностей для увеличения продолжительности детства. Возможно, это реакция на современный этап развития общества – общество потребления. Может поэтому в современном мире утратили свою силу обряды перехода (инициации), которые существовали во всех культурах. В самом общем виде эти обряды предполагали, что подрастающий член племени в назначенное время должен покинуть своё племя и некоторое время, находясь в этом «ином мире», он должен был пройти через ряд испытаний, также старейшины племени знакомили его с мифологией своего племени. Важной составляющей этих обрядов инициации было символическое столкновение со смертью. В процессе этого обряда посвящения происходили большие перемены во внутренней жизни человека, для него инициация являлась тем путём, который переводит его из детства во взрослую жизнь. Поэтому по завершении инициации человек возвращался в своё селение уже совсем другим, взрослым и готовым к созданию своей собственной семьи. Поэтому обряды инициации хорошо отражают ещё одно важное символическое значение дороги, — это символ трансформации, преодоления, реализации и освобождения. Сюда уходит корнями известный афоризм «вернувшись из путешествия ты никогда уже не будешь прежним».

В культуре многих народов можно обнаружить общий универсальный мифологический сюжет, в котором некий герой, чаще самый обычный человек, начинает своё путешествие и в процессе этого путешествия он сталкивается с различными испытаниями и чудесным образом преобразует свои внутренние качества и взгляды на мир. Его жизнь становится более осознанной. Джозеф Кэмпбелл назвал такую мифологему «путешествием героя». Этот сюжет встречается во многих мифах самых разных народов, например, в серии сюжетов о Будде. Но этот сюжет встречается не только в мифах и сказках, но и в творчестве современных авторов. Его можно проследить в сюжетах фильмов «Звёздные войны», «Хоббит», «Гарри Поттер», «Король лев» и во многих других. В этих сюжетах мы сталкиваемся с символикой дороги как жизненного пути, символа трансформации, становления, дороги как метафоры поиска своего места в жизни. С точки зрения Джозефа Кэмпбелла, этот иной мир, где оказывается герой, соответствует бессознательному. В этом смысле, как только герой преодолевает первый порог, он вступает на территорию своего собственного бессознательного и начинает в этом мире находить союзников, что-то преобразовывать, что-то преодолевать, с кем-то сражаться, что-то находить. С этой точки зрения, для героя, который прошёл свой путь, его собственное бессознательное становится более изученным. При удачном прохождении, он становится властелином двух миров. И здесь мы подходим к символике дороги как пути к себе, пути самопознания. Поэтому во многих сказках герой отправляется в путь-дорогу.

Говоря о дороге, мы сталкиваемся с экзистенциальной темой. Та дорога, по которой мы идём, часто предлагает нам выбор, куда пойти дальше. И от того, какой путь мы выберем, будет зависеть то, какими мы станем. В этом плане каждый раз в ситуации выбора мы сталкиваемся перед выбором между разными вариантами нашего Я, потенциальными вариантами Я. А когда мы выберем и пройдём путь, мы переведём эту потенциальность в реальность. Какое-то из этих потенциальных Я станет реальным, а остальные Я останутся нереализованными. И здесь мы сталкиваемся с темой не только свободы (по какой дороге пойти?), но и ответственности. Ответственности перед собой (по какой дороге пойду, таким и стану), но и ответственности социальной (решая пойти по какой-то дороге я её делаю более натоптанной, и другим будет легче по ней тоже пойти). С этой позиции дорога является хорошей метафорой для обозначения основных экзистенциальных данностей бытия: осознание конечности (дорога нашей жизни когда-то кончится), отсутствие смысла (нам не говорят, в чём смысл той или иной дороги, мы сами придаём смысл тому, какой путь выбираем), свобода (мы можем выбрать любую дорогу или проложить свою собственную), ответственность (решая пойти по одной дороге, в этот момент мы не можем пойти по другой; делая выбор в пользу одной, мы отказываемся от другой), экзистенциальное одиночество (раз мы формируемся в процессе нашего пути, то для того, чтобы кто-то мог меня понять полностью, он должен пройти в точности мой путь так, как это сделал я. То есть он должен прожить жизнь так, как прожил её я, а это невозможно. В этом плане мы можем быть поняты другим только до определённой степени).

Получается, что дорога своей символикой отправляет нас к вопросам нашего бытия. И тогда этот образ может помогать нам в поиске ответов как на жизненно важные вопросы, так и в ориентации, как мы дальше хотим развиваться. Общение с психологом через образ дороги может быть удивительно плодотворным для работы с темой психологического взросления, преодоления кризисных периодов, для работы с экзистенциальными темами, для моделирования своего будущего.

Источник

Итоговое сочинение: Дорога в жизни человека

(430 слов) Судьба — это и есть дорога, по которой человек идет к своим целям. Каждый день становится шагом к тем результатам, которых мы ждем от жизни. Кто-то стремится к славе, кто-то — к богатству, кому-то важнее построить семью или найти призвание. Все мы к чему-то стремимся, и нередко именно географические маршруты становятся ключами от ларчиков, где лежат наши мечты. Такими примерами богата литература, ведь она основана на реальных закономерностях человеческого бытия.

Дорога сыграла роковую роль в жизни Андрея Штольца, героя романа И.А. Гончарова «Обломов». Он родился и жил в захолустье, где не было возможности для карьерного и личностного роста. Если бы он остался в деревне, то не смог бы выйти за рамки должности приказчика. Но Штольц оказался смелым и самостоятельным юношей. Он уехал в столицу, чтобы реализовать себя и свои мечты. Путь к цели не был простым и легким. Без протекции, дворянского титула и состояния Андрей начинал восхождение по карьерной лестнице с низов. Он долго служил, чтобы добиться присвоения личного дворянства. После этого он вышел в отставку и занялся бизнесом. Коммерческие успехи и высокий чин в Табели о рангах открыли ему двери в высшее общество. Но и тогда Штольц не остановился в своем развитии. Читатель помнит, что героя крайне сложно застать в столице. Он постоянно путешествует по делам и личным нуждам, ведь под лежачий камень, как известно, вода не течет. Герой не стал бы таким успешным, эрудированным и мудрым, если бы никуда не уехал из глубинки и жил на всем готовом. Дорога открыла для него новые возможности.

Отъезд из родной глубинки помог и Надежде, героине рассказа А.П. Чехова «Невеста». Она родилась в маленьком городе, где не было перспектив для девушки. Почти все обитатели этого места не имели серьезных планов на жизнь и довольствовались сытым прозябанием. Даже жених Нади не хотел работать. Пределом его мечтаний была спокойная праздность, обеспеченная родителями и их наследством. Надежда вдруг осознала, что такой удел ей не нравится. Эта сонная одурь не была жизнью в полном смысле слова. Ей хотелось испытать себя, развиваться, повидать мир и найти свое место в нем. Поэтому Надежда решилась на побег из дома. Она уехала в большой город, чтобы поступить в учебное заведение и перекроить судьбу на новый лад. И у нее все получилось! Родные простили беглянку, отношения наладились. В финале девушка счастлива и полна надежд на будущее, ведь дорога предоставила ей новые возможности и перспективы.

Таким образом, дорога в жизни человека открывает новую страницу, где будут победы и поражения, взлеты и падения. То, что там окажется, зависит только от нас. И лучше заполнить эти листы открытиями, интересными впечатлениями, полезным опытом, чем сидеть на одном месте и бояться идти вперед. Любую дорогу осилит только идущий.

Источник

Как вы понимаете выражение «дорога длиной в жизнь»?

Известное выражение «дорога длиною в жизнь» имеет глубинный смысл. Каков же он? Перефразируя эти слова, можно сказать иначе: поиск своей дороги всю жизнь. Получается, что человек на протяжении всего своего жизненного пути ищет себя, пробует в разных начинаниях и в конечном итоге приходит к тому необходимому ощущению, к истинности выбранного. Многие писатели описывали подобные ситуации на страницах своих произведений. Обратимся к ним за примером.

В известном романе-эпопее Льва Николаевича Толстого в рамках данной темы нам интересен образ Андрея Болконского. Он всю свою недолгую жизнь занимался поиском смысла, выбором верной стези. В начале романа читатели видят героя, который не понимает, для чего он живет на белом свете. Его все раздражает, даже собственная жена, которая ждет ребенка. Андрей уходит на фронт, надеясь там найти себя. В первых сражениях Андрей мечтает прославиться, выделиться, чтобы его заметили. В этом он видит свою дорогу. Спустя недолгое время герой понимает, что эти представления были ложными. Слава не наполняет его жизнь смыслом, внутри снова пустота. Куда же идти дальше? Страдания, испытанные во время сражения, помогают герою понять себя. Глядя на вечное небо, Андрей понимает, в какой ненужной суматохе проходят дни. Зачем эта война, ведь важно совсем другое. В успокоении и тишине Болконский видит смысл своей жизни. Теперь он уже иначе видит этот мир, и совсем по-другому представляет свое место в нем. И пусть это произошло слишком поздно, герой погибает от смертельного ранения, но он нашел себя, принял себя, понял, и это самое главное.

Еще один ищущий себя герой изображен в романе «Тихий Дон» Михаила Александровича Шолохова. Казак Григорий Мелехов готов был сражаться за царя, как только его призовут для этого. Но во время Первой мировой войны, убив австрийца, герой испытал огромное сожаление. В душе зародились сомнения: Григорий вслушивается в антиправительственные разговоры.

Таким образом, подводя итог, следует отметить, что многие люди ищут свой путь всю жизнь. Их дорога извилиста и не проста. Но они не хотят мириться с тем, что не по душе, движутся дальше, снова ищут. И пусть порой поздно, но находят свой путь, ту подходящую для себя тропу, по которой им комфортно идти. Вот такая она, дорога длиною в жизнь.

Источник

Дорога в жизни человека — примеры итоговых сочинений ЕГЭ

Что означает дорога в жизни человека. Смотреть фото Что означает дорога в жизни человека. Смотреть картинку Что означает дорога в жизни человека. Картинка про Что означает дорога в жизни человека. Фото Что означает дорога в жизни человека

Мы подготовили для Вас несколько вариантов итогового сочинения на тему — Дорога в жизни человека. Используйте наши примеры для подготовки и написания своего сочинения.

Вариант 1 (кратко)

Как только человек появляется на свет, сразу же вступает на ту дорогу, которую Бог создал для него. Она идеальная, без черных полос, без проблем. Дорога усеяна цветами и любовью, она прекрасна. Если человек идет прямо, не поворачивая на тропинки, его ждет изумительное будущее, но все мы люди, и все рано или поздно совершаем ошибки…

До года все малыши одинаковые: плачут, смеются, агукают, просятся на ручки. И странно то, что все мы, одинаковые в детстве, кардинально меняемся с возрастом. Кто-то приобретает популярность, кто-то встает на опасный путь, кто-то спасает жизни, кто-то наоборот отнимает. Странно, но судьбу не обманешь. А все же. Неужели ничего не изменить? Мы сами творцы, создаем наше будущее. Каким оно будет, зависит только от нас. Не нужно все «сваливать» на судьбу, на Бога. Найти виновного легко, а признать ошибку?

Человек с добрыми намерениями не может идти по темной дороге. Все вокруг от доброты и любви должно расцвести. Не стоит ошибаться с выбором, жить только одна и слишком коротка, чтобы тратить ее на пустяки. Нужно прожить ее так, чтобы одни завидовали, другие восхищались.

Нет, мы не застрахованы от ошибок, свои тараканы у всех в шкафу. Да и зачем их выставлять напоказ. Совершили ошибку, исправьте ее. Не исправишь ситуацию, одна ошибка за другой проглотит душу целиком. Даже не заметишь, как втянулся в этот мрак. Дороги, которые мы выбираем, разные. Судьба уготовила для нас одну дорогу, так зачем же испытывать судьбу, меняя нашу жизнь? Вот я. Моя мечта – стать хорошим человеком, чтобы мать и отец гордились мной. Чтобы с гордостью на лице и улыбкой они говорили – вот, это наш ребенок! Да, я пока не знаю, что меня ожидает, я только вступаю во взрослую жизнь, но меня мучает вопрос: «Неужели человек, со светлыми мыслями выберет не ту тропу и пойдет по ней?». Нет, я не буду таким. Я смогу изменить мир в лучшую сторону, ведь дорогу выбираю Я!

Вариант 2

Зачем же люди отправляются в путешествие? Конечно, каждый по-своему ответит на данный вопрос, но на мой взгляд, существует несколько причин. Первая – это отдых, смена привычной обстановки и посещение новых мест мира. Другая же причина более сложная: путешествие может помочь переосмыслить себя и свои жизненные ценности.

За примерами обратимся к произведениям художественной литературы. Так, в повести Джерома К. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки» трое лондонских холостяков Джей, Гаррис и Джордж решают отправиться в двухнедельное плавание по Темзе вместе с фокстерьером Монморенси. Автор чётко объясняет цель их путешествия – во-первых, отдых от монотонной городской жизни и восстановление пошатнувшегося здоровья, во-вторых, это единственный способ, с помощью которого можно хоть как-то скрасить пустое времяпровождение. Во время плавания герои попадают в различные комические ситуации, с ними происходит очень много забавных историй. Однако они остаются в полном восхищении от вояжа, ведь им выпала уникальная возможность насладиться красотами и пейзажами величественной реки.

Более серьёзное во всех его смыслах путешествие, способное кардинально изменить мировоззрение человека, описано в пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума». Раньше главный герой Чацкий был частью фамусовского общества и не мог осознать истинную сущность московского дворянства. Однако после путешествий по западным государствам он полностью изменил мнение не только о своём окружении, но и о России в целом. Чацкий понял, что для страны характерна серьёзная отсталость, а правящая элита способна только на разграбление богатств. Автор заостряет внимание на том, что главный герой полностью переосмыслил себя и стал намного умнее своего прежнего окружения.

Подводя итоги сказанному, мы приходим к выводу: с одной стороны, путешествие – это способ отвлечься от монотонной рутины, а с другой – это источник духовного обогащения и поиск нового «Я».

Вариант 3

Вся наша жизнь — дорога в неведомое: это утверждение старо как мир, но спорить с ним не приходится. Мы понятия не имеем, что произойдёт не то что через несколько лет — часов. Сколько раз ваши планы отменялись из-за непредвиденных обстоятельств? Торопились в кино или на концерт — застряли в пробке, мечтали о воскресной поездке в парк развлечений — с утра плохо себя почувствовали, ждали выхода новой серии любимого сериала — отрубилось электричество.

Под дорогой можно понимать разное. Это и путь, который совершает человек в движении, направляясь из одной точки в другую. Это и путешествия, с помощью которых человек познает собственный внутренний мир и окружающую действительность. Однако дорога может восприниматься не только в прямом, но и в переносном смысле слова. Каждый человек прокладывает собственный жизненный путь, который основывается на индивидуальных целях, интересах и приоритетах. Жизненный путь скажет о человеке больше, чем он сам. Он характеризует личность человека не с лучшей стороны. Как мы уже говорили, дорога жизни – это путь к знаниям, опыт человека, его мысли, поступки, его эмоции, чувства. В дороге человек может быть счастливым, а может быть и несчастливым. Если дорога проходит через горы или реки, то человек преодолевает трудности, которые сопутствуют и другим людям. Дорога в гору заставляет человека трудиться и преодолевать себя, чтобы достичь вершины. Но дорога к вершине – это еще и путь к Богу.

В романе “Война и мир” Лев Толстой подчеркивает то, что для хорошего человека нет препятствий. И Андрей Болконский, и Пьер Безухов шли к своей цели по своему пути, были верны своим идеалам, но не предавали их, как бы тяжело и сложно им не было. Оба героя смогли найти свое место в жизни и остаться достойными людьми. Андрей Болконский, видимо, под влиянием своего отца, одного из последних «екатерининских орлов», мечтал найти свою судьбу на войне и совершить невероятный подвиг, который принесет ему известность. Прилежно работал в Генштабе, был адъютантом самого Кутузова. Но в войне 1805-1807 годов, во время битвы при Аустерлице, князь Андрей был ранен в голову и несколько часов пролежал в полубессознательном состоянии под красивым австрийским небом, и именно тогда он понял, что все это мимолетное слава, которую он ставил целью жизни, была ничем по сравнению с самой возможностью жить. Лицом к лицу встретившись со своим бывшим кумиром Наполеоном, юноша уже не испытывает былой радости. Напротив, все, что ему было дорого, что сейчас дорого Наполеону, Андрею все это стало чуждо. Он с болью осознает, насколько глубоко был неправ, стремясь удовлетворить амбиции юности славой. Именно после этих событий начинается духовное возрождение героя.

Судьба Андрея Болконского заставляет задуматься над тем, что взлеты и падения – неотъемлемая часть жизни каждого человека, что невозможно сразу же определить верный путь, который принесет человеку счастье, что поиски собственного «я» могут быть очень долгими, и именно в этом заключается жизненный путь человека, смыслом жизни которого в широком смысле этого слова можно считать нахождение смысла собственного существования.

Источник

Итоговое сочинение: Что значит «идти по жизни своим путем»?

(425 слов) Чтобы получить от жизни все, что захочется, важно найти свой путь, который к этим целям приведет. Недостаточно слепо брести по течению в надежде, что все само собой наладится. Дорога индивидуальности всегда скрыта в зарослях, которые еще нужно прорубить, придерживаясь строгого направления. Когда человек принципиально следует за своей путеводной звездой, самостоятельно решая свою участь, это и означает, что он идет по жизни своим путем. Чтобы раскрыть значение этой фразы точнее, приведем примеры из литературы.

Вспомним рассказ М. Горького «Старуха Изергиль». Данко шел своей дорогой, несмотря на ропот и неудовольствие соплеменников, которые жаловались, критиковали его, но все равно следовали за ним. В критический момент, когда все герои оказались в чаще и выбились из сил в попытках отыскать выход из леса, именно Данко, храбрый юноша, предложил свое направление и воодушевил людей. Он взял на себя бремя лидерства и ответственности за судьбу племени и сам решал, куда повести тех, кто доверился ему. Какие бы упреки ни слышал герой от них, он продолжал делать то, что считал нужным. Даже тогда, когда путники хотели расправиться с ним, он не отрекся от своей миссии. Данко вырвал сердце из груди и осветил им выход из тупика. Этого никто не мог ни предугадать, ни повторить. Герой двигался по своему маршруту, принципиально придерживался своей точки зрения и не изменил направления даже под угрозой гибели. Это и есть наглядное воплощение смысла фразы «идти по жизни своим путем».

Похожий пример, но уже более реалистичный, мы видим в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Главный герой был обижен судьбой: в детстве его разлучили с семьей, увезли насильно из дома и оставили умирать в монастыре. Но ребенок упорно не хотел принимать свой удел и чуть не погиб, отказываясь принимать пищу из рук того, кто его пленил. Позже природа взяла свое, и Мцыри оправился. Но решения своего не изменил. Он лишь притворялся, что принимает правила игры, а перед самым своим постригом сбежал из своей тюрьмы. Мцыри храбро боролся со стихией и следовал за своими инстинктами, но не смог добраться до дома. Блуждая три дня, он выбился из сил, и его нашли монахи. Убедившись в том, что побег невозможен, Мцыри отказался довольствоваться тем, что ему осталось. Он умер, ведь его больше ничего не мотивировало жить. Герой шел своим путем, так как принципиально придерживался своей позиции и своего направления, несмотря на превратности судьбы и сопротивление людей.

Таким образом, своей дорогой идет тот, кто самостоятельно определяет свою судьбу и делает лишь то, что считает правильным. Такой человек принципиален, категоричен, смел и решителен. Он знает, что ему нужно от жизни, и идет за этим целенаправленно, несмотря на препятствия и трудности. Его путь всегда индивидуален и неповторим.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *