Что означает древнегреческий термин история выделите правильные

История

Исто́рия (др.-греч. ἱστορία — расспрашивание, исследование) — область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и так далее) в прошлом.

Содержание

Первоначальное значение, этимология и смысл термина

Первоначальное значение слова «история» восходит к древне­греческому термину, означавшему «расследование, узнавание, установление». История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов. В Древнеримской историографии (историография в современном значении — отрасль исторической науки, изучающая её историю) это слово стало обозначать не способ узнавания, а рассказ о событиях прошлого. Вскоре «историей» стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, происшествии, действительном или вымышленном.

Что означает древнегреческий термин история выделите правильные. Смотреть фото Что означает древнегреческий термин история выделите правильные. Смотреть картинку Что означает древнегреческий термин история выделите правильные. Картинка про Что означает древнегреческий термин история выделите правильные. Фото Что означает древнегреческий термин история выделите правильные

Что означает древнегреческий термин история выделите правильные. Смотреть фото Что означает древнегреческий термин история выделите правильные. Смотреть картинку Что означает древнегреческий термин история выделите правильные. Картинка про Что означает древнегреческий термин история выделите правильные. Фото Что означает древнегреческий термин история выделите правильные

Историография

Термин историография имеет несколько значений. Во-первых, это наука о том, как пишется история, насколько правильно применяется исторический метод, и как он развивается. Во-вторых, тем же термином обозначают совокупность исторических трудов, часто тематически или иным способом отобранных из общей совокупности (например, историография 1960-х годов о средних веках). В-третьих, термином историография обозначают причины создания исторических сочинений, выявляемые в ходе их анализа, по выбору тематики, способу интерпретации событий, личным убеждениям автора и аудитории, к которой он обращается, по использованию доказательств или методу ссылок на других историков. Профессиональные историки обсуждают также возможность создания единого рассказа об истории человечества или серии таких рассказов, конкурирующих за аудиторию.

Философия истории

Философия истории — часть философии, пытающаяся решить вопрос о конечном смысле человеческой истории. К этой же области философии относятся спекуляции о возможном телеологическом конце истории, то есть развивается ли история по какому-то плану, имеет ли какую-то цель, направляющие принципы и конечна ли она во времени. Философию истории не следует путать с историографией, то есть с исследованием истории как академической дисциплины, которая имеет определённые методы, их практическое применение и собственную историю развития. С другой стороны, не следует путать философию истории с историей философии, то есть исследованием истории философской мысли.

К основным подходам к развитию философии истории можно отнести следующие:

Методы истории

Что означает древнегреческий термин история выделите правильные. Смотреть фото Что означает древнегреческий термин история выделите правильные. Смотреть картинку Что означает древнегреческий термин история выделите правильные. Картинка про Что означает древнегреческий термин история выделите правильные. Фото Что означает древнегреческий термин история выделите правильные

Что означает древнегреческий термин история выделите правильные. Смотреть фото Что означает древнегреческий термин история выделите правильные. Смотреть картинку Что означает древнегреческий термин история выделите правильные. Картинка про Что означает древнегреческий термин история выделите правильные. Фото Что означает древнегреческий термин история выделите правильные

Современные историки ставят перед собой следующие вопросы:

Исторический метод заключается в следовании принципам и правилам работы с первоисточниками и другими доказательствами, найденными в ходе исследования и затем используемыми при написании исторического труда.

Геродот (484—425 гг. до н. э.) [21] большинством историков считается «отцом» этой науки:

Собственные традиции и развитые методы исторического исследования существовали в древнем и средневековом Китае. Основы профессиональной историографии там заложил Сыма Цянь (145—90 гг. до н. э.), автор «Исторических записок». Его последователи использовали этот труд как образец для исторических и биографических сочинений.

Постижение закономерностей исторических процессов

В начале XIX века основатель позитивизма Огюст Конт обещал доказать, что «существуют законы развития общества, столь же определенные, как и законы падения камня». Но установить законы истории было не так просто. Когда немецкий историк Карл Лампрехт попытался отстаивать точку зрения Конта, то Эдуард Мейер, другой немецкий историк, ответил, что в течение многолетних исследований ему не удалось открыть ни одного исторического закона и он не слышал, чтобы это удалось другим. Макс Вебер считал бессмысленными попытки поиска исторических закономерностей. Философ Карл Ясперс писал: «История имеет глубокий смысл. Но он недоступен человеческому пониманию». Эдвард Хьюлетт Карр утверждал, что на Западе больше не говорят об «исторических законах», что само слово «причина» вышло из моды.

При этом отрицание причинной обусловленности событий прошлого ставило под сомнение право истории считаться наукой. Так, философ Бертран Рассел говорил: «История — ещё не наука. Её можно заставить казаться наукой лишь с помощью фальсификаций и умолчаний». Социолог Эмиль Дюркгейм говорил: «История может считаться наукой лишь в той степени, в которой она объясняет мир».

На постижение законов истории претендовал марксизм, выдвинувший теорию общественно-экономических формаций и утверждавший, что развитие производительных сил приводит к изменению производственных отношений, которые и определяют сущность каждой формации. Но этот подход не позволяет объяснить глубокие различия между характером развития общественных отношений у различных народов.

Герберт Спенсер и Освальд Шпенглер рассматривали человеческие общества как подобия биологических организмов, которые рождаются, живут и умирают. Арнольд Тойнби проделал колоссальную работу, описав в 12 томах историю 21 цивилизации (первый том этого труда вышел в свет в 1934 году). Он пытался сравнивать развитие этих цивилизаций и пришел к выводу, что цивилизация рождается как «ответ» конкретного общества на «вызов» со стороны природы или других обществ. «Вызовом» могло быть перенаселение, вторжение внешних врагов или другое событие, ставящее под угрозу существование общества, а «ответом» — социальная организация или технические новшества, позволяющие обществу выжить.

В середине XX века наиболее популярной теоретической концепцией исторического развития стала теория модернизации. По определению одного из создателей этой теории, Сирила Блэка, модернизация — это процесс адаптации традиционного общества к новым условиям, порожденным промышленной революцией. [29]

Вопрос о распространении различных общественных систем во многом сводился к проблеме распространения технических инноваций, культурной диффузии. Наиболее четко идеи диффузионизма были сформулированы в так называемой теории культурных кругов. Eё авторы Фридрих Ратцель, Лео Фробениус и Фриц Гребнер считали, что сходные явления в культуре различных народов объясняются происхождением этих явлений из одного центра, что важнейшие элементы человеческой культуры появляются лишь однажды и лишь в одном месте. Они дают народу-первооткрывателю решающее преимущество перед другими народами.

В 1963 году Уильям Макнил, один из учеников Тойнби, опубликовал монографию «Восхождение Запада». Он детально описал фундаментальные открытия древности и Средних веков, которые вызвали радикальные перемены в общественной структуре.

Но эта концепция не давала ответа на вопрос о причинах катастрофических кризисов, время от времени постигавших различные страны. Немецкий экономист Вильгельм Абель, сопоставив динамику численности населения Европы с динамикой цен, пришел к выводу, что картина циклического развития экономики с XII века вплоть до промышленной революции в целом соответствует мальтузианской теории. [29]

В 50-е и 60-е годы XX века мальтузианская теория циклов нашла подробное отражение в обобщающих трудах Слихера ван Бата, Карло Чиппола и ряда других авторов. Большую роль в разработке этой теории играла французская школа «Анналов», в частности работы Жана Мевре, Пьера Губера, Эрнеста Лабрусса, Фернана Броделя, Эммануэля Ле Руа Ладюри. В 1958 году, подводя итог достижениям предшествующего периода, редактор «Анналов» Фернан Бродель заявил о рождении «новой исторической науки», La Nouvelle Histoire. Он писал: «Новая экономическая и социальная история на первый план в своих исследованиях выдвигает проблему циклического изменения. Она заворожена фантомом, но вместе с тем и реальностью циклического подъема и падения цен». В скором времени существование «новой исторической науки» было признано во всем западном мире. В Англии она стала называться новой научной историей, а в США — новой экономической историей, или клиометрией. Исторический процесс описывался клиометристами с помощью огромных числовых массивов, баз данных, закладываемых в память компьютеров.

В 1974 году вышел первый том «Современной миросистемы» Иммануила Валлерстайна. Развивая идеи Фернана Броделя, Валлерстайн показал, что становление мирового рынка связано с неравномерностью экономического развития. Страны «мирового центра», где появляются новые технологии и откуда исходит диффузионная (а иногда и завоевательная) волна распространения инноваций, благодаря этому эксплуатируют страны «мировой периферии».

В 1991 году появилась демографически-структурная теория Джека Голдстоуна. Она опиралась на неомальтузианскую теорию, но предлагала более детализированный подход, в частности, она рассматривала влияние кризиса перенаселения не только на простой народ, но также на элиту и на государство.

В работе «В погоне за мощью» Уильям Макнил, описывая диффузионные волны, порожденные техническими открытиями Нового времени, дополняет свою модель описанием мальтузианских демографических циклов. Таким образом, можно говорить о новой концепции развития человеческого общества, в которой внутреннее развитие общества описывается с помощью неомальтузианской теории, однако на демографические циклы иногда накладываются волны завоеваний, порожденных совершенными в других обществах открытиями. За этими завоеваниями следуют демографические катастрофы и социальный синтез, в ходе которого рождается новое общество и новое государство. [29]

Исторические периоды

История (исторический период) в классическом понимании начинается с появлением письменности. Период, предшествующий её появлению, называют доисторическим периодом. В российской историографии выделяют следующие крупнейшие периоды мировой истории:

Существуют также альтернативные периодизации всемирной истории. Например, в западной историографии окончание средних веков связывают с XVI веком, после чего начинается единый период современной истории.

Исторические дисциплины

Дисциплины, связанные с историей

Смежные дисциплины

Примечания

Литература

Первобытное общество · Древний мир (до 476 года) · Средние века (476—середина XVII века) · Новое время (середина XVII века—1918 год) · Новейшее время (с 1918 года)

Источник

Что означает древнегреческий термин история выделите правильные

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

откуда появилось слово история

Первоначальное значение слова «история» всходит к древнегреческому термину, означавшему «расследование, узнавание, установление». История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов. В Древнеримской историографии (историография в современном значении — ветвь исторической науки, изучающая её историю) это слово стало обозначать не метод узнавания, а рассказ о событиях прошедшего. Скоро «историей» стали именовать вообщем всякий рассказ о каком-либо случае, происшествии, реальном либо измышленном.

Николаос Гизис. Аллегория истории, 1892 г.Истории, пользующиеся популярностью в той либо другой культуре, но не подтверждаемые посторонними источниками, к примеру, легенды о короле Артуре, числятся обычно частью культурного наследства, а не «беспристрастным исследованием», которым должна быть неважно какая часть истории как научной дисциплины.

Этимология и смысл термина

Слово история пришло из греческого языка ( ἱστορία, historia), и происходит от праиндоевропейского слова wid-tor-, где корень weid-, «знать, видеть». В российском языке представлен словами «видеть» и «ведать».

В Старой Греции слово «история» означало хоть какое познание, получаемое методом исследования, а не только лишь фактически историческое познание в современном смысле. К примеру, Аристотель использовал это слово в «Истории животных». Оно встречается также в гимнах Гомера, сочинениях Гераклита и тексте присяги Афинскому государству. В древнегреческом было также слово historeîn, «исследовать», которое поначалу использовалась исключительно в Ионии, откуда потом распространилась на всю Грецию и, в конце концов, всю эллинистическую цивилизацию.

В том же древнегреческом смысле слово «история» употреблялось Френсисом Бэконом в широкоупотребительном термине естественная история. Для Бэкона история — «знание о предметах, место которых определено в пространстве и времени», и источником которого является память (так же как наука — плод раздумий, а поэзия — плод фантазии). В средневековой Великобритании слово «история» почаще использовалось в смысле рассказа вообщем (story). Особенный термин история (history) как последовательность прошедших событий появился в британском языке в конце XV в., а слово «исторический» (historical, historic) — в XVII в. В Германии, Франции и Рф в обоих смыслах как и раньше употребляется одно и то же слово «история».

Источник

Билет № 1. Понятие. Слово «история» (ίστορία) происходит из древнегреческого языка

Что означает древнегреческий термин история выделите правильные. Смотреть фото Что означает древнегреческий термин история выделите правильные. Смотреть картинку Что означает древнегреческий термин история выделите правильные. Картинка про Что означает древнегреческий термин история выделите правильные. Фото Что означает древнегреческий термин история выделите правильные Что означает древнегреческий термин история выделите правильные. Смотреть фото Что означает древнегреческий термин история выделите правильные. Смотреть картинку Что означает древнегреческий термин история выделите правильные. Картинка про Что означает древнегреческий термин история выделите правильные. Фото Что означает древнегреческий термин история выделите правильные Что означает древнегреческий термин история выделите правильные. Смотреть фото Что означает древнегреческий термин история выделите правильные. Смотреть картинку Что означает древнегреческий термин история выделите правильные. Картинка про Что означает древнегреческий термин история выделите правильные. Фото Что означает древнегреческий термин история выделите правильные Что означает древнегреческий термин история выделите правильные. Смотреть фото Что означает древнегреческий термин история выделите правильные. Смотреть картинку Что означает древнегреческий термин история выделите правильные. Картинка про Что означает древнегреческий термин история выделите правильные. Фото Что означает древнегреческий термин история выделите правильные

Что означает древнегреческий термин история выделите правильные. Смотреть фото Что означает древнегреческий термин история выделите правильные. Смотреть картинку Что означает древнегреческий термин история выделите правильные. Картинка про Что означает древнегреческий термин история выделите правильные. Фото Что означает древнегреческий термин история выделите правильные

Что означает древнегреческий термин история выделите правильные. Смотреть фото Что означает древнегреческий термин история выделите правильные. Смотреть картинку Что означает древнегреческий термин история выделите правильные. Картинка про Что означает древнегреческий термин история выделите правильные. Фото Что означает древнегреческий термин история выделите правильные

Понятие. Слово «история» (ίστορία) происходит из древнегреческого языка, где оно означало «рассказ», «повествование о том, что удалось узнать», «исследование». В настоящее время термин «история» имеет несколько значений. С одной стороны, историей называют всякий процесс развития в природе и обществе – в этом смысле можно говорить об истории самых разных объектов и явлений (например, истории галактики, истории растений, истории языка и т.д.). С другой стороны, понятием «история» обозначают прошлое, хранящееся в памяти людей, а также любой рассказ об этом прошлом. В похожих значениях понятие «история» применяется и в разговорной речи – как синоним слов «прошлое», «происшествие, случай» и «рассказ о произошедшем».Методы, используемые в историческом исследовании, можно разделить на две группы: общенаучные и специальные (частнонаучные). Общенаучные методы подразделяются на эмпирические(наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент) и теоретические (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, обобщение, аналогия, инверсия, моделирование, системно-структурный подход, построение гипотез). К специальным историческим методам относятся:

– конкретно-исторический или идеографический метод; суть его – в описании фактов, явлений и событий, без чего невозможно ни одно исследование;

– сравнительно-исторический метод; подразумевает, что явление изучается не само по себе, но в контексте подобных явлений, разнесенных во времени и пространстве; сопоставление с ними дает возможность глубже понять исследуемый феномен;

– историко-генетический метод; связан с прослеживанием генезиса – т.е. зарождения и развития изучаемого явления;

– ретроспективный метод; заключается в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причин событий;

– историко-типологический метод; связан с классификацией объектов познания по избранному признаку (признакам) для облегчения их анализа (в чистом виде предстает, например, в археологии, где обширные классификации и хронологии строятся на определенных видах орудий труда, керамики, украшений, форме погребений и пр.)

– хронологический метод; предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности.

Кроме того, в исторических исследованиях используются методы других наук, приходящих на помощь истории в рамках междисциплинарного взаимодействия: лингвистики, антропологии, биологии, медицины, социологии, психологии, географии, геологии, физики, химии, математики (статистики). Значительная часть этих методов применяется при посредничестве источниковедения, в процессе расширения источниковой базы.

Исторические источники. Исторические источники являются основой любого исторического исследования, без которой невозможно научное познание прошлого. Выявление источников, их систематизация и анализ составляют один из основных компонентов исторической науки. Этими задачами ведает специальная дисциплина – источниковедение.

Существует множество определений понятия «исторический источник». В соответствии с одним из них под историческим источником понимается любой объект, непосредственно отражающий исторический процесс и дающий возможность изучить прошлое человечества. Иными словами, исторический источник, – это всё созданное или видоизмененное в процессе человеческой деятельности, а значит, объективно способное нести в себе информацию о ней.

Классификация исторических источников также является дискуссионной проблемой. Существует несколько типологических подходов – источники могут классифицироваться по жанру, по массовости, по времени и месту возникновения, по осознанности и намеренности создания и т.д. Наиболее употребительной является классификация по форме кодирования и хранения информации. В самом общем виде она делит источники на письменные и неписьменные, при более подробной типологизации выделяются источники письменные, вещественные, изобразительные, лингвистические, устные, этнографические, фонодокументы и фотокинодокументы (в последнее время к перечисленным типам добавляют также исторические источники, хранящиеся в Интернете).

Что означает древнегреческий термин история выделите правильные. Смотреть фото Что означает древнегреческий термин история выделите правильные. Смотреть картинку Что означает древнегреческий термин история выделите правильные. Картинка про Что означает древнегреческий термин история выделите правильные. Фото Что означает древнегреческий термин история выделите правильные

Количество потенциальных исторических источников в широком смысле безгранично. Однако при изучении различных исторических периодов численность их оказывается далеко не одинаковой. Наименьшее число памятников, как правило, доходит до нас от первобытной эпохи и эпохи древности. В последующие века, по мере развития общественных отношений и технологий, источниковая база заметно расширяется и дифференцируется. Также для разных периодов различна роль разных групп источников. Важнейшим водоразделом в этом смысле можно считать изобретение письменности и появление письменных источников. Письменные источники традиционно составляют основу исторической науки. Они имеют свою видовую классификацию – например, могут быть разделены на источники нарративные, т.е. описательные, повествовательные (к ним относятся хроники и летописи, биографии и жития, мемуары и дневники, публицистика и частная переписка) и источники документальные или актовые (памятники права, международные договоры, деловая документация, официальная переписка и др.).

В ходе исследования все исторические источники подлежат исторической критике. Основными её задачами являются, во-первых, выяснение значения источника как такового, во-вторых, анализ содержащихся в нем сведений. Источником как таковым занимается первичная критика, исследующая процесс происхождения источника (автор, место, время, условия и цель создания, связи с другими источниками) и имеющая главной целью установление подлинности источника. Важным её элементом является внешняя критика, то есть внешнее описание источника, включающее в себя подробное рассмотрение материала, формы, размера и прочих физических особенностей. Вторичная критика источника подразумевает критику его показаний и выяснение достоверности (т.е. достаточной степени соответствия явления и его отображения в источнике) сообщаемых в нём сведений.

Функции истории. История традиционно является основой гуманитарного образования и важнейшим фактором формирования самосознания людей. Она выполняет ряд функций, зачастую выходящих за пределы мира науки. В их число входят:

– описательная (нарративная) функция, сводящаяся к фиксированию происходящего и первичной систематизации информации;

– познавательная (когнитивная, объяснительная) функция, суть которой – понимание и объяснение исторических процессов и явлений;

– прогностическая функция (предвидение будущего) и практически-рекомендательная (практически-политическая) функция. Обе подразумевают использование уроков прошлого для улучшения жизни человеческих сообществ в ближайшем и отдаленном будущем;

– воспитательная (культурно-мировоззренческая) функция, функция социальной памяти. Эти функции отвечают за формирование исторического сознания, самоидентификацию общества и личности.

Источник

вопросы по истории. вопросы. Основателем исторической науки считается древнегреческий мыслитель

б) цивилизационный подход

в) теорию локальных цивилизаций

б) воспитательная функция

в) функция социальной памяти

б) определенный уровень развития общества, наступающий в жизни народов после эпохи дикости и варварства

в) целостная система, в которой взаимодействуют друг с другом различные компоненты: географическая среда, экономика, политическое устройство, религия, культура и искусство

б) формационного подхода

в) цивилизационного подхода

Представители цивилизационного подхода рассматривали историю человечества через призму понятий «культурно-исторический тип» и «цивилизация». Каждая цивилизация в своем развитии уникальна, не похожа на другие своими культурными особенностями. Цивилизации имеют свой естественно-исторический возраст: они рождаются, взрослеют, расцветают, потом стареют и умирают. Культурные основы одной цивилизации не передаются другой. По мнению историков данного направления, выделяются такие цивилизации, как античная, китайская, индо-буддийская, романо-германская (западная), арабо-мусульманская, российская и т. Д

1 На какие периоды делится первобытное общество?

Как правило, древнейшая история делится на три продолжительных периода: каменный век (3 млн лет тому назад – конец III тыс. до н. э.), брон-

зовый век (конец III тыс. до н. э. – I тыс. до н. э.) и железный век (с I тыс. до н. э.). В свою очередь, каменный век как самый продолжительный период, подразделяется на подпериоды: древний каменный век (палеолит), средний каменный век (мезолит), поздний каменный век (неолит).

Период палеолита обычно подразделяют на ранний (нижний), средний и поздний (верхний

2 Что такое родовая община?

коллектив родственников, проживающих на одной территории и ведущих совместное хозяйство

3 Что такое соседская община?

Несколько живущих по соседству родовых общин составляли племя.

4 Объясните понятия «матриархат» и «патриархат».

На вершине социальной лестницы стояли правитель и его окружение – знать и жрецы. Они занимали высшие государственные посты и обладали огромными землями и богатствами. Далее следовали чиновники, купцы, воины, ремесленники

Основную часть населения древневосточных государств составляли свободные крестьяне-общинники, которые платили налоги правителю – собственнику всей земли в государстве. Кроме свободных общинников были и зависимые крестьяне, которые работали на храмы, знать или царя. У них тоже был свой надел земли, но на правах аренды, и они не имели права уйти со своих участков.

Другая система правления сложилась в Спарте. Спартанцы подчинили свою жизнь законам войны. Завоевания других территорий давали им рабов и богатство. Все мужчины полиса были воинами, работали только рабы и неспартанцы, живущие в округе. Во главе государства стояло два царя (один уходил на войну, другой оставался в Спарте), власть которых передавалась по наследству. Но подлинная власть находилась в руках Совета старейшин, который и решал все важные вопросы жизни полиса. Формально верховным органом власти считалось народное собрание, но оно только утверждало решения, принятые Советом. То есть по политическому устройству Спарта представляла собой олигархию

10 Опишите политическое устройство Римской республики

Наиболее крупной культурной общностью бронзового века была индоевропейская языковая семья, из которой в середине II тыс. до н. э. выделились праславяне. Родственные племена праславян занимали территории от Одера на западе до Карпат на востоке

б) господство натурального хозяйства

в) отсутствие классов и государства

г) средний уровень производительных сил

б) среднего палеолита

в) позднего палеолита

б) среднего палеолита

в) позднего палеолита

б) среднего палеолита

в) позднего палеолита

б) среднего палеолита

в) позднего палеолита

б) они запрещали кровную месть

в) в соответствии с ними не все слои общества имели определенные права

б) торговля и кораблестроение

Выделите в списке черты, характерные для античной цивилизации.

А – морская цивилизация

Б – речная цивилизация

В – восточный деспотизм

Г – родина демократии

Д – полисная система

Е – все слои общества имели определенные права

Выделите в списке черты, характерные для Древнего Востока.

А – морская цивилизация

Б – речная цивилизация

В – восточный деспотизм

Г – родина демократии

Д – полисная система

Е – все слои общества имели определенные права

б) наступил период феодальной раздробленности

в) образовались сословно-представительные монархии

г) образовались абсолютные монархии

б) синтез западной и восточной моделей феодализма

в) общинный феодализм

г) феодализм с элементами рабовладения

б) Арабском халифате

б) священная война против «неверных»

г) объединение всех восточнославянских племен в составе Руси

д) строительство крепостей на границе со степью

а) завоевании варягов

в) набегах половцев

б) набегах печенегов

г) монголо-татарском нашествии

б) оживление торговых связей с Востоком

в) распад Руси на княжества

г) нарушение международных связей Руси

Расположите имена московских князей в хронологической последовательности их правления.

А – Иван Калита 1325-1340

Б – Дмитрий Донской 1359-1389

В – Иван Красный 1353-1359

Г – Василий I 1389-1425

Д – Семен Гордый 1340-1353
Укажите три события, которые характеризуют эпоху Ивана III.

А – строительство белокаменного кремля в Москве

Б – присоединение Твери к Москве

В – присоединение Новгорода к Москве

Г – поход хана Тохтамыша на Москву

Д – Куликовская битва

Е – Стояние на Угре

б) развитии капиталистических отношений

г) слабости буржуазии

в) ростом миграций в Америку

б) появляются новые энергетические ресурсы

в) появляются новые классы

в) Латинской Америки

Выделите государства, в которых сложились абсолютные монархии.

Г –Испания Д– Италия

Назовите составляющие модернизации.

А – промышленная революция

Г – рывок в развитии техники

Тест5
1. К царствованию Ивана Грозного относятся следующие явления и учре-ждения: …

2. В XVI в. произошло …
а) подписание указа о 15-летнем сроке сыска беглых крестьян

б) подписание Указа о заповедных летах

в) введение бессрочного сыска беглых крестьян

г) введение Юрьева дня
3. Правительство Российского государства, образовавшееся после свержения царя В. Шуйского в 1610 г., называлось …
а) Семибоярщиной

б) Верховным тайным советом

в) Советом всея земли

4. Начало династии Романовых было положено в …
а) 1605 г.

5. С царствованием Алексея Михайловича связаны следующие события: …
а) принятие Соборного уложения

г) отмена местничества

д) церковный раскол

е) введение нового летоисчисления
6. В эпоху петровских преобразований следующие учреждения: …
а) министерства

в) Государственный совет

е) Синод
7. Форма государственного правления в России при Петре I – это …
а) парламентская республика

б) сословно-представительная монархия

в) абсолютная монархия

г) президентская республика
8. К эпохе дворцовых переворотов относится …
а) замена коллегий министерствами

б) учреждение Cената

в) попытка ограничения власти монарха

г) прекращение деятельности Земского собора
9. Годы царствования императрицы, о которой идет речь: «Ни у кого из тех, кто когда-либо занимал российский престол, не было так мало прав на цар-ский венец, как у нее… Но ее царствование было одним из самых благопо-лучных в истории России…» – …
а) 1725–1727

г) 1762–1796
10. Результат внешней политики Екатерины II – …
а) выход в Балтийское море

б) утверждение России на Черном море

в) контроль над черноморскими проливами

г) вхождение Финляндии в состав России
Установите соответствие между именами правителей XVI–XVII вв.

и их деятельностью.

Б – Лжедмитрий I провозглашение себя императором

Какие три из перечисленных мероприятий характеризовали политику просвещенного абсолютизма?

А – созыв Уложенной комиссии

Б – открытие Смольного института благородных девиц

В – принятие Указа о единонаследии

Г – созыв Учредительного собрания

Д – запрет на ввоз иностранной литературы

Е – опубликование Жалованной грамоты дворянству

б) отмена крепостного права

в) учреждение министерств

В приведенном выше отрывке из воспоминаний речь идет об императоре … а) Петре I

б) борьба европейских государств за австрийское наследство

в) рост национально-освободительного движения в Польше

г) стремление Турции захватить Крым

б) учреждение Государственного совета

в) введение всеобщей воинской повинности

б) учреждение губерний

в) учреждение земств

г) введение рекрутских наборов

б) укрепление сословного строя

в) разрушение общины

г) развитие рынка вольнонаемного труда

Расположите события в хронологической последовательности.

А – Крымская война 1853-1856

Б – открытие первой железной дороги 1837

В – аракчеевщина 1814

Г – Отечественная война 1812-1814

Укажите, какие три события относятся к царствованию Александра III.

А – ограничение юрисдикции суда присяжных

Б – аграрная реформа П. Столыпина

В – деятельность I Государственной думы

Г – Морозовская стачка

Д – манифест «Об усовершенствовании государственного порядка»

Е – «циркуляр о кухаркиных детях»

б) индустриальное общество

г) постиндустриальное общество

б) среднеразвитым странам

в) высокоразвитым странам

г) странам «первого эшелона»

б) свержение самодержавия

г) упразднение поста премьер-министра

б) ликвидация пережитков феодализма

в) созыв Учредительного собрания

г) выход России из войны

б) ростом командно-административной системы

в) продолжением политики военного коммунизма

г) восстановлением в ограниченных рамках элементов рыночной экономики

в) окончилась Гражданская война

г) образовался СССР

А – 1922 г. Б – 1933 г. В – 1934 г. Г – 1939 г

б) невмешательство государства

в) усиление монополий

г) упразднение государственных границ

б) отрицает концепцию государства всеобщего благоденствия

в) развивает идеи монархизма

г) развивает идеи социал-реформизма

а) оказалась Вторая мировая война

б) оказалось крушение империализма

в) оказался план Маршалла

г) оказалась холодная война

Определите последовательность событий.

А – переход к демократии в странах Восточной Европы 1989

Б – план Маршалла 1951

В – образование зоны свободной торговли в Северной Америке 1994

Г – изобретение первого персонального компьютера 1973

Д – приход неоконсерваторов к власти 1982

б) замену отраслевых министерств на территориальные советы народного хозяйства

в) развитие частного предпринимательства

г) понижение плановых показателей

б) введение на предприятиях системы хозрасчета

в) сокращение расходов на военную промышленность

г) введение продовольственных карточек для рабочих

б) являлось оформление суверенной российской государственности и предотвращение распада России

в) являлось создание семи федеральных округов

б) произошло подписание Федеративного договора

в) произошли выборы в Верховный Совет

г) произошло принятие Конституции РФ

в) Развитие тяжелой промышленности

г) Развитие торговли

Выделите три события, относящиеся к периоду «оттепели».

А – принятие новой Конституции

Б – полет Ю. Гагарина в космос

В – Карибский кризис

Г – ввод советских войск в Афганистан

Д – освоение целины

Е – курс «неосталинизма»

Установите хронологическую последовательность событий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *