Что означает двоеточие в паскале
Pascal. Операторы ввода-вывода
Ввод данных:
Процедура ввода данных с клавиатуры – Read (читать). Ее можно представить так:
В качестве списка ввода выступают имена переменных. Во время выполнения оператора ввода данных программа останавливается и ждет, пока они будут введены. Для завершения ввода необходимо нажать Enter. Если переменных несколько, то они могут вводиться через пробел, либо, введя одну переменную нужно нажать Enter, потом ввести вторую и т. д.
Для перевода каретки после выполнения оператора Read на новую строку, следует прибавить окончание ln:
Также можно не указывать список ввода:
Программа не перейдет к выполнению следующей части до тез пор, пока не выполниться пустой оператор.
Вывод данных:
Для вывода данных в Паскале имеется оператор Write. Для того, чтобы каретка переводилась на следующую строку, к нему прибавляется окончание ln и получается Writeln. В общем виде эти операторы имеют вид:
Элементами списка вывода являются величины различных типов, в том числе выражения и строки, отделенные друг от друга запятыми, например:
Здесь x и y – параметры, заключенные в круглые скобки. Возможно использование оператора вывода и без параметров:
Форматированный вывод:
Недостаточно просто вывести значение на экран, нужно также сделать это как можно корректнее. Допустим нам нужно в одном операторе Write вывести значения нескольких переменных (a=1, b=2, c=3). Пишем:
После выполнения, на экране действительно отобразятся значения данных переменных, но это понятно компьютеру, а пользователь увидит число 123. Необходимо придать вид выводимым данным, сделать это в Паскале можно двумя способами:
1) Вписать пробел вручную, например:
2) Воспользоваться возможностью форматированного вывода:
Двоеточие относиться к переменной, после которой оно следует, и говорит программе, что при выводе (переменной) нужно выделить место, заданное целым числом (в нашем случае это 2), т. е. под значения, хранящиеся в переменных b и c отводиться две клетки, сами они выведутся «прижатыми» к правому краю.
Процедура форматированного вывода может применяться и к другим типам данных, но особого внимания заслуживает вещественный тип. Как известно переменные вещественного типа имеют целую и дробную части, поэтому для них предусмотрена такая форма записи с использованием формата:
Результат выполнения: 32.101
Формат 5 означает, что всего под число 32.1012 выделено 5 клеток, а 2 – из этих пяти под дробную часть отводиться 2 клетки.
Урок 1 — Переменные и константы. Первая программа
В этом уроке рассмотрим:
Разделы справочной информации внимательно читать не обязательно, к ним стоит обращаться по мере необходимости.
1 Структура программы на Паскаль
PROGRAM имя программы;
(английскими буквами, одно слово. Хотите глубже? То необходимо воспользоваться правилами написания идентификаторов )
USES подключаемые библиотеки (модули);
(дополнительные возможности, их можно подключать к программе в этой строке)
LABEL список меток;
(из одного места программы «прыгать» в другое)
CONST раздел описания констант;
(постоянные величины, их нельзя изменять)
TYPE описание типов переменных;
VAR определение глобальных переменных;
(описание всех переменных величин, которые в программе могут изменяться)
основной блок программы
Разумеется, что не все приведенные выше блоки обязательны для использования. Сейчас приведем тот минимум, который необходимо использовать.
Данная программа ни чего не делает, так как в ней нет ни одного оператора.
2 Пример программы на Pascal
Результатом данный программы будет вывод на экран строки «Hello, World!».
Запустите Turbo Pascal и перепишите исходный код программы. Теперь запустите программу, это можно сделать зажав сочетание клавиш Ctrl+F9. Результат выполнения программы всегда можно посмотреть зажав сочетание клавиш Alt+F5.
3 Константы и переменные. Примеры
Переменные в Pascal, служат для хранения некоторых величин. Переменные тождественны идентификаторам, т.е. для того, чтобы в программе объявить переменную необходимо назвать ее.
3.1 Константы
Те переменные, которые не изменяются, называются константами. Различают следующие типы констант:
‘Pascal programming language’
Рассмотрим программу «Hello world!» с использованием константы.
В данном случае мы объявили константу hello равную значению ‘Привет, ‘. Далее в программе достаточно в нужном месте подставить эту константу. Теперь если нам вдруг понадобиться вместо программы, которая здоровается, сделать программу, которая прощается, достаточно в начале программы поменять «Привет, » на «До свидания, » и программа будет прощаться с пользователем.
Если Вы обратили внимание, то в примере у константы не указан явно не указан тип, такие константы называются Обычными константами. Тип обычных констант определяется по их значению.
Помимо обычных констант существуют Типизированные константы. Тип таких констант объявляется явно:
Дополнительно хочется обратить внимание на апострафы в константах. Если Вам в константе понадобится использовать апострофы, то просто продублируйте их:
3.2 Переменные в Pascal
Для хранения данных, полученных от пользователя, в программе вводятся переменные. К примеру для того, чтобы передать программе имя какого-то человека нам нужно в коде программы записать строчку:
Хочу обратить Ваше внимание на тот факт, что все идентификаторы(переменные, название программы) в коде Turbo Pascal могут состоять исключительно из символов латинского алфавита (A-Z, a-z), цифр (0-9) и символа нижнего подчеркивания («_»). Также идентификаторы не должны начинаться с цифр.
Теперь попробуем объявить несколько переменных разного типа. Допустим мы хотим знать имя пользователя, его возраст и его рост. Для этого возьмем код программы их первого примера и изменить в соответствии с новыми требованиями.
Хочу обратить ваше внимание на 5 строчку кода. Когда у нас есть несколько переменных одного типа, мы можем объявить их в одной строке, описав их через запятую и после последнего поставить знак двоеточия и написать требуемый тип.
4 Справочная информация по типам данных
Типы данных в Паскале определяют возможные значения переменных, констант, выражений и функций. Они бывают встроенными и пользовательскими. Встроенные типы изначально присутствуют в языке программирования, а пользовательские создаются программистом.
По способу представления и обработки типы данных бывают:
В этой статье будут рассмотрены лишь, наиболее простые типы данных, так как на начальных этапах обучения, вашей программе будет проще обойтись, например, без файлов и записей, чем без целочисленных или строковых переменных.
4.1 Целочисленный тип
Сюда входят несколько целочисленных типов, которые различаются диапазоном значений, количеством байт отведённых для их хранения и словом, с помощью которого объявляется тип.
Тип | Диапазон | Размер в байтах |
shortint | -128…127 | 1 |
integer | -32 768…32 767 | 2 |
longint | -2 147 483 648…2 147 483 647 | 4 |
byte | 0…255 | 1 |
word | 0…65 535 | 2 |
Объявить целочисленную переменную можно в разделе Var, например:
Var book: word;
Над переменными этой категории можно выполнять все арифметические и логические операции за исключением деления ( / ), для него нужен вещественный тип. Также могут быть применены некоторые стандартные функции и процедуры.
4.2 Вещественный тип
В Паскале бывают следующие вещественные типы данных:
Тип | Диапазон | Память, байт | Количество цифр |
Real | 2.9e-39 … 1.7e38 | 6 | 11-12 |
Single | 1.5e-45 … 3.4e38 | 4 | 7-8 |
Double | 5.0e-324 …1.7e308 | 8 | 15-16 |
Extended | 3.4e-4932 … 1.1e493 | 10 | 19-20 |
Comp | -9.2e63 … (9.2e63)-1 | 8 | 19-20 |
Над ними может быть выполнено большее количество операций и функций, чем над целыми. Например, эти функции возвращают вещественный результат:
4.3 Логический тип
4.4 Символьный тип
Символьный тип данных – это совокупность символов, используемых в том или ином компьютере. Переменная данного типа принимает значение одного из этих символов, занимает в памяти компьютера 1 байт. Слово Char определяет величину данного типа. Существует несколько способов записать символьную переменную (или константу):
К величинам символьного типа данных применимы операции отношения и следующие функции:
4.5 Строковый тип
Перечисляемый тип данных представляет собой некоторое ограниченное количество идентификаторов. Эти идентификаторы заключаются в круглые скобки, и отделяются друг от друга запятыми. Пример:
Var A: (Monday, Tuesday);
4.6 Интервальный тип данных
Когда необходимо задать какой то диапазон значений, то в таких ситуациях применяется интервальный тип данных. Для объявления используется конструкция m..n, где m – минимальное (начальное) значение, а n – максимально (конечное); здесь m и n являются константами, которые могут быть целого, символьного, перечисляемого или логического типа. Описываться величины интервального типа могут как в разделе типов, так и в разделе описания переменных.
5 Pascal. Операторы ввода-вывода
5.1 Ввод данных
Процедура ввода данных с клавиатуры – Read (читать). Ее можно представить так:
Для перевода каретки после выполнения оператора Read на новую строку, следует прибавить окончание ln :
Также можно не указывать список ввода:
Программа не перейдет к выполнению следующей части до тез пор, пока не выполниться пустой оператор.
5.2 Вывод данных
Элементами списка вывода являются величины различных типов, в том числе выражения и строки, отделенные друг от друга запятыми, например:
Здесь x и y – параметры, заключенные в круглые скобки. Возможно использование оператора вывода и без параметров:
Недостаточно просто вывести значение на экран, нужно также сделать это как можно корректнее. Допустим нам нужно в одном операторе Write вывести значения нескольких переменных ( a=1, b=2, c=3 ). Пишем:
1) Вписать пробел вручную, например:
2) Воспользоваться возможностью форматированного вывода:
Двоеточие относиться к переменной, после которой оно следует, и говорит программе, что при выводе (переменной) нужно выделить место, заданное целым числом (в нашем случае это 2), т. е. под значения, хранящиеся в переменных b и c отводиться две клетки, сами они выведутся «прижатыми» к правому краю.
Процедура форматированного вывода может применяться и к другим типам данных, но особого внимания заслуживает вещественный тип. Как известно переменные вещественного типа имеют целую и дробную части, поэтому для них предусмотрена такая форма записи с использованием формата:
Результат выполнения: 32.101
Формат 5 означает, что всего под число 32.1012 выделено 5 клеток, а 2 – из этих пяти под дробную часть отводиться 2 клетки.
6 Выражения с тандартные функции
6.1 Стандартные функции Pascal
В программировании, довольно часто приходиться выполнять однотипные действия, причем в задачах разного уровня и класса. И для ускорения процесса написания кода эти действия выносят в специальные подпрограммы – стандартные функции. Обращение к такой подпрограмме происходит по ее имени, а в скобках указывается значение аргумента. В следующей таблице указаны те стандартные функции, которые используются в языке программирования Pascal.
Функция | Назначение |
ABS(x) | Вычисление абсолютного значения x: |х| |
SQR(x) | Вычисление квадрата x: x*x |
SIN(x) | Вычисление синуса x: sin x |
COS(x) | Вычисление косинуса x: cos x |
ARCTAN(x) | Вычисление арктангенса x: arctg x |
EXP(x) | Вычисление экспоненты (числа Е) в степени x |
EXP10(x) | Вычисление 10 в степени x |
LN(x) | Вычисление натурального логарифма x |
LOG(x) | Вычисление десятичного логарифма x |
SQRT(x) | Вычисление квадратного корня из x |
A DIV B | Вычисление частного при делении А на В с отбрасыванием остатка |
A MOD B | Нахождение остатка от делении А на В |
TRUNC(x) | Нахождение целой части x |
RANDOM(x) | Псевдослучайное число в интервале [0, x] |
ROUND(x) | Округление значения x в сторону ближайшего целого |
ODD(x) | Проверяет аргумент на нечетность. Результат TRUE, если аргумент нечетный, FALSE – если четный. |
ORD(x) | Возвращает порядковый номер аргумента и, как следствие, преобразует величину порядкового типа в величину целого типа. |
CHR(x) | Определение символа языка Паскаль по его порядковому номеру |
SUCC(x) | Нахождение элемента, идущего после данного в перечне допустимых элементов |
PRED(x) | Нахождение элемента, идущего перед данным в перечне допустимых элементов |
FRAC(X) | Возвращает дробную часть x |
INT(X) | Возвращает целую часть x |
Pi | Значение математической постоянной π |
EOF(x) | Возвращает TRUE, если файл находится в стоянии “конец файла”, иначе FALSE, если нет конца файла |
6.2 Выражения в Pascal
Выражение состоит из переменных, констант, полей в записях, указателей функций, круглых скобок и знаков операций. Для корректной записи выражений необходимо знать не только как обозначаются те или иные операции, функции и т. п., но также стоит предусмотреть приоритеты их выполнения, математические и логические правила, а также некоторые тонкости самого языка. Для более углубленного изучения выражений, стоит рассмотреть несколько примеров.
Как видите выражения в Pascal, имеют такой же приоритет, как и в математике, а с помощью круглых скобок его можно изменить.
Такое логическое выражение возвращает истину, лишь в том случае, когда истинны оба выражения, т. е. если a входит в диапазон от 1 до 20 включительно. Стоит обратить внимание на скобки, здесь они необходимы для изменения приоритета, так как у операторов сравнения он низший.
3) (a+3>0) and (a+3 1) and (b
Условие вернет истину, тогда когда истинными будут два условия слева или справа от OR, а также если они оба будут истинными.
Логическая операция OR (или) суть дизъюнкция в логики и поэтому имеет следующую таблицу истинности:
X | Y | X or Y |
0 | 0 | 0 |
0 | 1 | 1 |
1 | 0 | 1 |
1 | 1 | 1 |
Ложь имеет место только когда X и Y ложны (нули). В том случае, чтобы истина возвращалась только тогда, когда одно из условий верно следует применить оператор XOR (исключающее или):
(a+3>0) and (a+3 1) and (b
В Pascal нет функции возведения числа в степень (кроме степени 2), поэтому существует два пути:
1 — умножать число само на себя, какое то количество раз;
2 — воспользоваться функциями экспоненты и натурального логарифма.
В этом примере использованы оба варианта, но если степень, в которую необходимо возвести число, достаточно велика, то предпочтение следует отдать второму способу.
помогите засунуть в програму readln.требует зачем то после него двоеточие
Поясните пожалуйста что означает двоеточие и то что идет после него
В 4 строчке после параметра в скобочках нету «;» или же тела функции, что не сходится с моим.
Зачем двоеточие при вызове конструктора?
Доброго времени суток, вот есть код, объясните зачем тут двоеточия при вызове конструктора? class.
Зачем async void требует await?
Привет! У меня есть метод который долго кропотливо кое-что рисует, я его обозначил как async void.
Требует точку с зяпятой непонятно зачем
Всем привет, возможно я в глаза долблюсь, но в один момент он начал требовать точку с запятой, вот.
У меня есть винда 2000 sp4 на него надо както засунуть касперского
Добрый день! Прошу помочь в одном вопросе, или чёнить посоветовать!! У меня есть винда 2000 sp4 на.
Двоеточие после имени поля
Что означает цифра после двоеточия в определении полей структуры, где это может пригодится? struct.
Дано код составить из него полноценную програму
For i:=1 to Length(s) do if s in then s:=chr(ord(s+32)) else if s in then s:=chr(ord(s-32))
Exe из ресурсов требует несвойственные для него параметры
Ребята, помогите, суть проблемы такова. В ресурсы засунула exe файл и в стадии разработки все.
Pascal. Основы
Как и любой другой язык программирования, Паскаль имеет свой алфавит. Под алфавитом языка программирования понимают набор символов, с помощью которых могут быть образованы величины, выражения и операторы.
Алфавит языка Паскаль включает:
Для описания величин в языке Паскаль используются константы и переменные.
Константы – величины, не изменяющие своего значения в процессе выполнения программы.
Переменные – величины, в ходе выполнения программы могут быть неоднократно переопределены.
Типы констант и переменных
Паскаль позволяет использовать следующие типы констант и переменных:
Каждому из перечисленных типов соответствует свой набор операций по обработке данных. Так, для целочисленного и вещественного типов используются операции арифметических действий (сложение, вычитание, умножение, деление). Для логического типа выполняются операции and – логическое и, or – логическое или, xor – логическое исключающее или, not – логическое не.
Кроме того, Паскаль предусматривает возможность вычисления для каждого типа данных значений стандартных функций.
В данной таблице приведены стандартные арифметические функции.
Функция | Назначение |