Что означает двоеточие в паскале

Pascal. Операторы ввода-вывода

Ввод данных:

Процедура ввода данных с клавиатуры – Read (читать). Ее можно представить так:

В качестве списка ввода выступают имена переменных. Во время выполнения оператора ввода данных программа останавливается и ждет, пока они будут введены. Для завершения ввода необходимо нажать Enter. Если переменных несколько, то они могут вводиться через пробел, либо, введя одну переменную нужно нажать Enter, потом ввести вторую и т. д.

Для перевода каретки после выполнения оператора Read на новую строку, следует прибавить окончание ln:

Также можно не указывать список ввода:

Программа не перейдет к выполнению следующей части до тез пор, пока не выполниться пустой оператор.

Вывод данных:

Для вывода данных в Паскале имеется оператор Write. Для того, чтобы каретка переводилась на следующую строку, к нему прибавляется окончание ln и получается Writeln. В общем виде эти операторы имеют вид:

Элементами списка вывода являются величины различных типов, в том числе выражения и строки, отделенные друг от друга запятыми, например:

Здесь x и y – параметры, заключенные в круглые скобки. Возможно использование оператора вывода и без параметров:

Форматированный вывод:

Недостаточно просто вывести значение на экран, нужно также сделать это как можно корректнее. Допустим нам нужно в одном операторе Write вывести значения нескольких переменных (a=1, b=2, c=3). Пишем:

После выполнения, на экране действительно отобразятся значения данных переменных, но это понятно компьютеру, а пользователь увидит число 123. Необходимо придать вид выводимым данным, сделать это в Паскале можно двумя способами:

1) Вписать пробел вручную, например:

2) Воспользоваться возможностью форматированного вывода:

Двоеточие относиться к переменной, после которой оно следует, и говорит программе, что при выводе (переменной) нужно выделить место, заданное целым числом (в нашем случае это 2), т. е. под значения, хранящиеся в переменных b и c отводиться две клетки, сами они выведутся «прижатыми» к правому краю.

Процедура форматированного вывода может применяться и к другим типам данных, но особого внимания заслуживает вещественный тип. Как известно переменные вещественного типа имеют целую и дробную части, поэтому для них предусмотрена такая форма записи с использованием формата:

Результат выполнения: 32.101

Формат 5 означает, что всего под число 32.1012 выделено 5 клеток, а 2 – из этих пяти под дробную часть отводиться 2 клетки.

Источник

Урок 1 — Переменные и константы. Первая программа

В этом уроке рассмотрим:

Разделы справочной информации внимательно читать не обязательно, к ним стоит обращаться по мере необходимости.

1 Структура программы на Паскаль

PROGRAM имя программы;
(английскими буквами, одно слово. Хотите глубже? То необходимо воспользоваться правилами написания идентификаторов )

USES подключаемые библиотеки (модули);
(дополнительные возможности, их можно подключать к программе в этой строке)

LABEL список меток;
(из одного места программы «прыгать» в другое)

CONST раздел описания констант;
(постоянные величины, их нельзя изменять)

TYPE описание типов переменных;

VAR определение глобальных переменных;
(описание всех переменных величин, которые в программе могут изменяться)

основной блок программы

Разумеется, что не все приведенные выше блоки обязательны для использования. Сейчас приведем тот минимум, который необходимо использовать.

Данная программа ни чего не делает, так как в ней нет ни одного оператора.

2 Пример программы на Pascal

Результатом данный программы будет вывод на экран строки «Hello, World!».

Запустите Turbo Pascal и перепишите исходный код программы. Теперь запустите программу, это можно сделать зажав сочетание клавиш Ctrl+F9. Результат выполнения программы всегда можно посмотреть зажав сочетание клавиш Alt+F5.

3 Константы и переменные. Примеры

Переменные в Pascal, служат для хранения некоторых величин. Переменные тождественны идентификаторам, т.е. для того, чтобы в программе объявить переменную необходимо назвать ее.

3.1 Константы

Те переменные, которые не изменяются, называются константами. Различают следующие типы констант:

‘Pascal programming language’

Рассмотрим программу «Hello world!» с использованием константы.

В данном случае мы объявили константу hello равную значению ‘Привет, ‘. Далее в программе достаточно в нужном месте подставить эту константу. Теперь если нам вдруг понадобиться вместо программы, которая здоровается, сделать программу, которая прощается, достаточно в начале программы поменять «Привет, » на «До свидания, » и программа будет прощаться с пользователем.

Если Вы обратили внимание, то в примере у константы не указан явно не указан тип, такие константы называются Обычными константами. Тип обычных констант определяется по их значению.

Помимо обычных констант существуют Типизированные константы. Тип таких констант объявляется явно:

Дополнительно хочется обратить внимание на апострафы в константах. Если Вам в константе понадобится использовать апострофы, то просто продублируйте их:

3.2 Переменные в Pascal

Для хранения данных, полученных от пользователя, в программе вводятся переменные. К примеру для того, чтобы передать программе имя какого-то человека нам нужно в коде программы записать строчку:

Хочу обратить Ваше внимание на тот факт, что все идентификаторы(переменные, название программы) в коде Turbo Pascal могут состоять исключительно из символов латинского алфавита (A-Z, a-z), цифр (0-9) и символа нижнего подчеркивания («_»). Также идентификаторы не должны начинаться с цифр.

Теперь попробуем объявить несколько переменных разного типа. Допустим мы хотим знать имя пользователя, его возраст и его рост. Для этого возьмем код программы их первого примера и изменить в соответствии с новыми требованиями.

Хочу обратить ваше внимание на 5 строчку кода. Когда у нас есть несколько переменных одного типа, мы можем объявить их в одной строке, описав их через запятую и после последнего поставить знак двоеточия и написать требуемый тип.

4 Справочная информация по типам данных

Типы данных в Паскале определяют возможные значения переменных, констант, выражений и функций. Они бывают встроенными и пользовательскими. Встроенные типы изначально присутствуют в языке программирования, а пользовательские создаются программистом.

По способу представления и обработки типы данных бывают:

В этой статье будут рассмотрены лишь, наиболее простые типы данных, так как на начальных этапах обучения, вашей программе будет проще обойтись, например, без файлов и записей, чем без целочисленных или строковых переменных.

4.1 Целочисленный тип

Сюда входят несколько целочисленных типов, которые различаются диапазоном значений, количеством байт отведённых для их хранения и словом, с помощью которого объявляется тип.

ТипДиапазонРазмер в байтах
shortint-128…1271
integer-32 768…32 7672
longint-2 147 483 648…2 147 483 6474
byte0…2551
word0…65 5352

Объявить целочисленную переменную можно в разделе Var, например:
Var book: word;

Над переменными этой категории можно выполнять все арифметические и логические операции за исключением деления ( / ), для него нужен вещественный тип. Также могут быть применены некоторые стандартные функции и процедуры.

4.2 Вещественный тип

В Паскале бывают следующие вещественные типы данных:

ТипДиапазонПамять, байтКоличество цифр
Real2.9e-39 … 1.7e38611-12
Single1.5e-45 … 3.4e3847-8
Double5.0e-324 …1.7e308815-16
Extended3.4e-4932 … 1.1e4931019-20
Comp-9.2e63 … (9.2e63)-1819-20

Над ними может быть выполнено большее количество операций и функций, чем над целыми. Например, эти функции возвращают вещественный результат:

4.3 Логический тип

4.4 Символьный тип

Символьный тип данных – это совокупность символов, используемых в том или ином компьютере. Переменная данного типа принимает значение одного из этих символов, занимает в памяти компьютера 1 байт. Слово Char определяет величину данного типа. Существует несколько способов записать символьную переменную (или константу):

К величинам символьного типа данных применимы операции отношения и следующие функции:

4.5 Строковый тип

Перечисляемый тип данных представляет собой некоторое ограниченное количество идентификаторов. Эти идентификаторы заключаются в круглые скобки, и отделяются друг от друга запятыми. Пример:

Var A: (Monday, Tuesday);

4.6 Интервальный тип данных

Когда необходимо задать какой то диапазон значений, то в таких ситуациях применяется интервальный тип данных. Для объявления используется конструкция m..n, где m – минимальное (начальное) значение, а n – максимально (конечное); здесь m и n являются константами, которые могут быть целого, символьного, перечисляемого или логического типа. Описываться величины интервального типа могут как в разделе типов, так и в разделе описания переменных.

5 Pascal. Операторы ввода-вывода

5.1 Ввод данных

Процедура ввода данных с клавиатуры – Read (читать). Ее можно представить так:

Для перевода каретки после выполнения оператора Read на новую строку, следует прибавить окончание ln :

Также можно не указывать список ввода:

Программа не перейдет к выполнению следующей части до тез пор, пока не выполниться пустой оператор.

5.2 Вывод данных

Элементами списка вывода являются величины различных типов, в том числе выражения и строки, отделенные друг от друга запятыми, например:

Здесь x и y – параметры, заключенные в круглые скобки. Возможно использование оператора вывода и без параметров:

Недостаточно просто вывести значение на экран, нужно также сделать это как можно корректнее. Допустим нам нужно в одном операторе Write вывести значения нескольких переменных ( a=1, b=2, c=3 ). Пишем:

1) Вписать пробел вручную, например:

2) Воспользоваться возможностью форматированного вывода:

Двоеточие относиться к переменной, после которой оно следует, и говорит программе, что при выводе (переменной) нужно выделить место, заданное целым числом (в нашем случае это 2), т. е. под значения, хранящиеся в переменных b и c отводиться две клетки, сами они выведутся «прижатыми» к правому краю.

Процедура форматированного вывода может применяться и к другим типам данных, но особого внимания заслуживает вещественный тип. Как известно переменные вещественного типа имеют целую и дробную части, поэтому для них предусмотрена такая форма записи с использованием формата:

Результат выполнения: 32.101

Формат 5 означает, что всего под число 32.1012 выделено 5 клеток, а 2 – из этих пяти под дробную часть отводиться 2 клетки.

6 Выражения с тандартные функции

6.1 Стандартные функции Pascal

В программировании, довольно часто приходиться выполнять однотипные действия, причем в задачах разного уровня и класса. И для ускорения процесса написания кода эти действия выносят в специальные подпрограммы – стандартные функции. Обращение к такой подпрограмме происходит по ее имени, а в скобках указывается значение аргумента. В следующей таблице указаны те стандартные функции, которые используются в языке программирования Pascal.

ФункцияНазначение
ABS(x)Вычисление абсолютного значения x: |х|
SQR(x)Вычисление квадрата x: x*x
SIN(x)Вычисление синуса x: sin x
COS(x)Вычисление косинуса x: cos x
ARCTAN(x)Вычисление арктангенса x: arctg x
EXP(x)Вычисление экспоненты (числа Е) в степени x
EXP10(x)Вычисление 10 в степени x
LN(x)Вычисление натурального логарифма x
LOG(x)Вычисление десятичного логарифма x
SQRT(x)Вычисление квадратного корня из x
A DIV BВычисление частного при делении А на В с отбрасыванием остатка
A MOD BНахождение остатка от делении А на В
TRUNC(x)Нахождение целой части x
RANDOM(x)Псевдослучайное число в интервале [0, x]
ROUND(x)Округление значения x в сторону ближайшего целого
ODD(x)Проверяет аргумент на нечетность. Результат TRUE, если аргумент нечетный, FALSE – если четный.
ORD(x)Возвращает порядковый номер аргумента и, как следствие, преобразует величину порядкового типа в величину целого типа.
CHR(x)Определение символа языка Паскаль по его порядковому номеру
SUCC(x)Нахождение элемента, идущего после данного в перечне допустимых элементов
PRED(x)Нахождение элемента, идущего перед данным в перечне допустимых элементов
FRAC(X)Возвращает дробную часть x
INT(X)Возвращает целую часть x
PiЗначение математической постоянной π
EOF(x)Возвращает TRUE, если файл находится в стоянии “конец файла”, иначе FALSE, если нет конца файла

6.2 Выражения в Pascal

Выражение состоит из переменных, констант, полей в записях, указателей функций, круглых скобок и знаков операций. Для корректной записи выражений необходимо знать не только как обозначаются те или иные операции, функции и т. п., но также стоит предусмотреть приоритеты их выполнения, математические и логические правила, а также некоторые тонкости самого языка. Для более углубленного изучения выражений, стоит рассмотреть несколько примеров.

Как видите выражения в Pascal, имеют такой же приоритет, как и в математике, а с помощью круглых скобок его можно изменить.

Такое логическое выражение возвращает истину, лишь в том случае, когда истинны оба выражения, т. е. если a входит в диапазон от 1 до 20 включительно. Стоит обратить внимание на скобки, здесь они необходимы для изменения приоритета, так как у операторов сравнения он низший.

3) (a+3>0) and (a+3 1) and (b

Условие вернет истину, тогда когда истинными будут два условия слева или справа от OR, а также если они оба будут истинными.

Логическая операция OR (или) суть дизъюнкция в логики и поэтому имеет следующую таблицу истинности:

XYX or Y
000
011
101
111

Ложь имеет место только когда X и Y ложны (нули). В том случае, чтобы истина возвращалась только тогда, когда одно из условий верно следует применить оператор XOR (исключающее или):

(a+3>0) and (a+3 1) and (b

В Pascal нет функции возведения числа в степень (кроме степени 2), поэтому существует два пути:

1 — умножать число само на себя, какое то количество раз;

2 — воспользоваться функциями экспоненты и натурального логарифма.

В этом примере использованы оба варианта, но если степень, в которую необходимо возвести число, достаточно велика, то предпочтение следует отдать второму способу.

Источник

помогите засунуть в програму readln.требует зачем то после него двоеточие

Поясните пожалуйста что означает двоеточие и то что идет после него
В 4 строчке после параметра в скобочках нету «;» или же тела функции, что не сходится с моим.

Зачем двоеточие при вызове конструктора?
Доброго времени суток, вот есть код, объясните зачем тут двоеточия при вызове конструктора? class.

Зачем async void требует await?
Привет! У меня есть метод который долго кропотливо кое-что рисует, я его обозначил как async void.

Требует точку с зяпятой непонятно зачем
Всем привет, возможно я в глаза долблюсь, но в один момент он начал требовать точку с запятой, вот.

У меня есть винда 2000 sp4 на него надо както засунуть касперского
Добрый день! Прошу помочь в одном вопросе, или чёнить посоветовать!! У меня есть винда 2000 sp4 на.

Что означает двоеточие в паскале. Смотреть фото Что означает двоеточие в паскале. Смотреть картинку Что означает двоеточие в паскале. Картинка про Что означает двоеточие в паскале. Фото Что означает двоеточие в паскалеДвоеточие после имени поля
Что означает цифра после двоеточия в определении полей структуры, где это может пригодится? struct.

Что означает двоеточие в паскале. Смотреть фото Что означает двоеточие в паскале. Смотреть картинку Что означает двоеточие в паскале. Картинка про Что означает двоеточие в паскале. Фото Что означает двоеточие в паскалеДано код составить из него полноценную програму
For i:=1 to Length(s) do if s in then s:=chr(ord(s+32)) else if s in then s:=chr(ord(s-32))

Что означает двоеточие в паскале. Смотреть фото Что означает двоеточие в паскале. Смотреть картинку Что означает двоеточие в паскале. Картинка про Что означает двоеточие в паскале. Фото Что означает двоеточие в паскалеExe из ресурсов требует несвойственные для него параметры
Ребята, помогите, суть проблемы такова. В ресурсы засунула exe файл и в стадии разработки все.

Источник

Pascal. Основы

Как и любой другой язык программирования, Паскаль имеет свой алфавит. Под алфавитом языка программирования понимают набор символов, с помощью которых могут быть образованы величины, выражения и операторы.

Алфавит языка Паскаль включает:

Для описания величин в языке Паскаль используются константы и переменные.

Константы – величины, не изменяющие своего значения в процессе выполнения программы.

Переменные – величины, в ходе выполнения программы могут быть неоднократно переопределены.

Типы констант и переменных

Паскаль позволяет использовать следующие типы констант и переменных:

Каждому из перечисленных типов соответствует свой набор операций по обработке данных. Так, для целочисленного и вещественного типов используются операции арифметических действий (сложение, вычитание, умножение, деление). Для логического типа выполняются операции and – логическое и, or – логическое или, xor – логическое исключающее или, not – логическое не.

Кроме того, Паскаль предусматривает возможность вычисления для каждого типа данных значений стандартных функций.

В данной таблице приведены стандартные арифметические функции.

Вычисление косинуса числа

Вычисление синуса числа

Вычисление абсолютного значения числа

Вычисление квадрата числа

Вычисление квадратного корня числа

Вычисление арктангенса числа

Вычисление экспоненты числа

Вычисление натурального логарифма числа

Вычисление четности числа

Вычисление целой части числа

Примечание: Во всех тригонометрических функциях число x указывают в радианах.

Переменные и константы с помощью знаков операций, стандартных функций и круглых скобок могут связываться в выражения. Правила их записи близки к соответствующим правилам записи математических выражений. При вычислении значений выражений устанавливается следующий приоритет выполнения операций:

Операции одного и того же старшинства выполняются слева направо в порядке их появления в выражении. Выражения в круглых скобках вычисляются в первую очередь.

Любая программа, написанная в Паскаль, строится в соответствии с рядом правил, определяющих ее структуру. В частности, в состав любой программы должны входить три раздела:

Лишь в простейших программах второй из перечисленных разделов может отсутствовать. Каждый раздел имеет в свою очередь составные части, так что в целом структуру программы, написанной на языке Паскаль, можно представить следующим образом.

Раздел объявлений и соглашений

Кроме того, в программе могут использоваться комментарии – любой текст, ограниченный (*…*) или <…>. Комментарий может быть помещен в любом месте программы.

Рассмотрим более подробно назначение каждой части программы.

Заголовок программы состоит из зарезервированного слова Program и идентификатора – имени программы.

В строке Uses производится подключение используемых в данной программе библиотек (стандартных модулей). Паскаль содержит ряд модулей, в том числе:

В разделе описания меток содержатся сведения об используемых в программе метках. Переход по ним выполняется оператором goto. Метки отделяются от помечаемого оператора знаком “:”, должны быть описаны, могут быть целочисленными (от 0 до 9999) или идентификаторами. Каждая описанная метка обязательно должна появиться в программе.

Для описания констант используется ключевое слово const, имя константы, знак “=” и значение константы:

В разделе описания типов Type программист может задавать свои типы, сформированные на основе определенных правил с использованием стандартных типов.

В разделе Var описываются переменные, используемые в программе:

В списке переменных их имена отделяются запятой, в качестве имени типа можно использовать один из стандартных типов или идентификатор типа, объявленного в разделе Type. Описанные таким образом переменные могут использоваться в пределах блока, где они были описаны, а также во всех вложенных блоках, если в них эти переменные не описаны повторно.

В разделе текстов процедур и функций в соответствии с определенными правилами производится описание процедур и функций.

Процедура

Процедура имеет следующую структуру:

Раздел объявлений процедуры может включать подразделы Label, const, type, var для обявления локальных меток, постоянных, типов и переменных собственно. Слово «локальный» означает, что все перечисленные объекты могут быть использованы только в рамках данной процедуры или других подчиненных ей процедур.

Функция

Описание функций отличается по структуре от описания процедур только заголовком:

Функция – это особый вид процедуры, результатом разботы которой является единственное значение. С этим значением связывается имя функции, в то время как име процедуры служит только для ее вызова.

Основной блок программы состоит из ряда операторов и является выполняемой частью программы. Он начинается со слова Begin и заканчивается словом end, после которого должна стоять точка. Операторы языка Паскль не привязаны к определенной позиции строки. В одной строке можно указывать несколько операторов. Исполняемые операторы отделяются друг от друга знаком « ; ».

Допускается перенос с одной строки на другую частей операторов (но без разделения ключевых слов).

Как было указано выше, основной блок программы представляет собой некоторый набор операторов.

Оператор – неделимый элемент программы, который позволяет выполнить определенные действия.

Операторы должны записываться строго в соответствии с правилами, установленными для данного языка программирования. Рассмотрим основные операторы языка Паскаль.

Оператор присваивания

Данный оператор предписывает запомнить некоторое значение в переменной. Значение и индентификатор переменной разделены парой знаков « := ». Типы объектов с обеих сторон данного знака должны строго совпадать, за исключением того случая, когда тип переменной – real, а тип выражения – integer.

Общий вид оператора:

Операторы ввода/вывода

Немногие программы обходятся без ввода данных и совсем нет таких, которые не выводят полученные результаты. Ввод данных с клавиатуры дисплея выполняется операторами:

При выполнении оператора read (readln) программа останавливается и ждет, пока нужное количество чисел не будет введено с клавиатуры. Вводимые числа разделяют пробелами или нажатием клавиши Enter. По завершении ввода данных следует нажать Enter, после чего компьютер перейдет к выполнению следующего оператора программы.

Вывод данных на экран дисплея выполняется операторами:

Выражения в списке разделяются запятыми. Значения выражений сначала вычисляются, а затем выводятся на экран. Буквы ln имеют то же значение, что и в операторе readln.

Вслед за выражением через двоеточие можно указать ширину поля экрана, в котором разместится выводимое значение.

займет для вывода числа 10 три позиции, а для вывода числа 55 – шесть позиций на экране.

При выводе вещественных значений можно указать, сколько десятичных цифр следует сохранить в дробной части числа, причем количество цифр указывается вслед за шириной поля после двоеточия.

Если х =3,14159, то оператор

займет для вывода переменной х шесть позиций, две из которых будут использованы для дробной части х (т.е. значение х будет округлено до 3,14).

Для того, чтобы прокомментировать выводимые значения, в список ввода можно помещать строки любых символов, заключенные в одинарные кавычки – апострофы.

При выполнении фрагмента программы

На экран будет выведено:

Приведем пример Паскаль-программы.

Задача – составить программу для подсчета суммы двух заданных чисел. Для этого необходимо ввести текст в память компьютера и сохранить на диске под именем pr1. Далее запустить программу на выполнение. При наличии ошибок внести соответствующие исправления. Получить результаты работы программы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ФункцияНазначение