Что означает европейское чудо

Такое вот, это европейское «экономическое чудо»

Долгое время Европа представляла собой ряд малонаселенных аграрных государств, находящихся на периферии Евразии. Однако за считанные века она превратилась в культурный и экономический центр мира. Разгадываем секрет «европейского чуда».

Наследство

Европейская цивилизация выросла не на пустом месте, а наследовала богатейшую античную культуру, в первую очередь Древнего Рима. Искусство, архитектура, строительные технологии, право, система управления, религия, военное дело – все это было адаптировано на почве зарождающихся средневековых феодальных государств Европы.

Великое переселение

Массовые этнические перемещения, охватившие Европу в IV-VIII веках нашей эры привели к многочисленным войнам, но они также способствовали культурному, языковому и религиозному обогащению народов. Европа была сродни гигантскому плавильному котлу, в котором выкристаллизовывались и сохранялись наиболее жизнеспособные элементы.

Наука

Европейцы развили и усовершенствовали подход к науке, который сочетал в себе экспериментальные исследования и математический анализ. Наиболее наглядно это выразилось в трудах Галилея, Коперника, Гюйгенса и Ньютона.

Одним из ключевых факторов в развитии наук стало использование инструментального подхода. Применение телескопа, микроскопа, барометра, хронографа, секстанта, вакуумного насоса, электростатического генератора способствовало прорыву в области научных знаний.

В период Промышленной революции экономический рост стимулировала опора на богатый научный опыт и инновационные технологии. Использование квалифицированной рабочей силы значительно ускорило прогресс.

География и климат

Европа, в отличие от многих других мест на Земле, занимает максимально благоприятное географическое положение. Американский биолог Джаред Даймонд, объясняя «европейское чудо», отмечает подходящие для одомашнивания растений и животных условия в этой части Евразийского континента.

Экономист из Колумбийского Университета Джеффри Сакс выдвинул гипотезу, согласно которой умеренный климат Европы создал преимущество перед жаркими странами, благодаря которому здесь образовались более «продуктивные почвы», а также отсутствовали тропические болезни.

Колониальная политика

Религия

Макс Вебер в своей «Протестантской этике» выражал мнение, что страны, исповедующие «правильную» религию, опережают в своем развитии все прочие. В первую очередь успех европейских стран он связывает с протестантизмом, который лучше стимулирует «дух капитализма».

Атмосфера терпимости и плюрализма, которую обеспечил «Акт веротерпимости», принятый в 1689 году английским парламентом, создал условия для свободного развития философской и научной мысли. Более того, Англиканская церковь способствовала популяризации ньютоновской теории и экспериментальной науки.

Следует также назвать и религиозные войны XVI-XVII веков, которые привели к зарождению либерализма. Теперь протестантские страны смогли сами определять вектор своего развития, смело внедрять научные и социальные эксперименты.

Экономические институты

Французский историк Фернан Бродель сравнивая европейскую экономику с экономикой остального мира отмечал, что она «обязана своим более быстрым развитием превосходству своих экономических инструментов и институтов – биржам и различным формам кредита».

Экономисты Дарон Асемоглу и Джеймс Робинсон при объяснении европейского прогресса вводят такое понятие как «вовлекающие экономические институты», которые, по мнению ученых, «позволяли наилучшим образом использовать человеческие таланты и способности, и которые дают возможность индивидуумам принимать самостоятельные решения».

Среди характерных черт «вовлекающих экономических институтов»: свободный выбор профессий, защита частной собственности, непредвзятая судебная система, а также общедоступные службы, обеспечивающие единые правила игры.

Демография

Исследователей всегда интересовал вопрос, почему не густонаселенная и богатая Азия, а Европа стала местом взрывного экономического роста. Австралийский историк Эрик Джонс в книге «Европейское чудо» выдвигает демографическую гипотезу этого феномена. По его мнению, «нуклеарная» семья и поздние браки, которые обеспечивали контроль над численностью населения Европы, позволяли оптимально распределять ресурсы и выстраивать экономическую политику.

Культурная особенность

Дополняя «культурную теорию» профессор экономики Дейдр МакКлоски отмечает «буржуазное достоинство» и высокий этический статус занятия бизнесом в Европе, невиданные для других стран и эпох.

Конкуренция

Промышленная революция в Европе была обязана высокому уровню конкуренции на экономическом рынке. Объясняя это, американский экономист Дуглас Норт вводит понятие «неестественных государств», которые в противовес «естественным странам» не могли существовать в нищете, а создали условия для роста благосостояния наиболее целеустремленных индивидов.

В отличие от тоталитарных деспотий Востока, в «неестественных государствах» Европы сложились механизмы ограничения насилия и появились «порядки открытого доступа» для желающих попасть в элиту – то есть для тех, кто решил заработать больше чем это необходимо для жизни.

Случайность

Необычную версию «экономического чуда» Европы выдвигает американский социолог и политолог Джек Голдстоун. Он считает, что вплоть до 1750 года не было никаких предпосылок для возвышения Европы, так как она мало отличалась от других территорий планеты. Небогатые аграрные государства Европы, управляемые монархами, находились в тех же условиях, что и Россия или Османская империя. А эпоха Великих географических открытий означала лишь выход провинциальных португальских и голландских торговцев на развитые азиатские рынки.

Согласно Джеку Голдстоуну Европе просто повезло: «цепь благополучных случайностей привела к созданию условий для постоянного опережающего роста». Именно из-за этого Европа стала регионом опережающего развития, исходя из изменения модели накопления, распространения и применения знаний.

Источник

Презентация по всеобщей истории. 8 класс. Тема 1 «Европейское чудо»

Что означает европейское чудо

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Европейское чудо» Тема 1 8 класс. Всеобщая история. История Нового времени Дивулин С.А., учитель истории и обществознания МБОУ – школы № 16 г.Феодосии

План урока Европа становится лидером мира. Рост населения. Наступление капитализма. Транспортная революция. Торговля преображает мир.

1.Европа становится лидером мира Экономика Европы до XVI века уступала экономике Востока Научная, военная, аграрная, демографическая революции Наиболее развитые страны Европы К XVIII начался стремительный экономический рост европейских стран Удачное расположение Европейского континента Отсутствие набегов кочевников, процветание конкуренции Великие географические открытия, Реформация Появление и развитие капитализма, модернизация Модернизация – переход от традиционного аграрного к современному индустриальному обществу

2. Рост населения Средние века Высокая рождаемость Высокая смертность XVIII век Снижение смертности Рост численности населения Европы 1700 год 1800 год 110-120 млн 187 млн Каждый пятый житель Земли был европейцем, 2/3 людей жили в странах Азии

2. Рост населения Причины увеличения роста населения Улучшение европейского климата Новые методы и технологии в сельском хозяйстве Снижение эпидемий, улучшение санитарии и гигиены Страна Годы 1700 1800 Франция 21-22 млн 29 млн Германские государства 15 млн 25 млн Англия (с Уэльсом и Шотландией 5, 74 млн (1750) 10,5 млн Ирландия Увеличилось более, чем в 2 раза Венгрия Увеличилосьв 5 раз

2. Рост населения Томас Мальтус (1766—1834) В 1798 году была опубликована книга Essay on the Principleа of Population («Очерк о законе народонаселения») Мальтузианство Закон этот состоит в проявляющемся во всех живых существах постоянном стремлении размножаться быстрее, чем это допускается находящимся в их распоряжении количестве пищи Рост населения запустил многие экономические процессы, рост спроса на продукты питания, промышленные товары, рост рынка рабочей силы

3. Наступление капитализма Капитализм — экономическая система производства и распределения, основанная на частной собственности, юридическом равенстве и свободе предпринимательства XVIII век Увеличение количества денег в экономике Рост числа покупателей и потребителей услуг Использование наемного труда Вкладывание обратно прибыли в производство Рациональное обустройство хозяйства Поиск способов развития в кредит Капиталистические методы развития

3. Наступление капитализма В XVIII была завершена аграрная революция (перестройка сельского хозяйства ради увеличения его доходности)

4. Транспортная революция Строительство новых и улучшение старых дорог Перевязка по рекам и каналам Транспортная революция – долгий процесс, начавшийся в XVIII веке с улучшения имеющихся средств сообщения и закончившийся в XIX веке с развитием железных дорог

5. Торговля преображает мир XVIII век стал временем расцвета европейской заморской торговли Европейское разделение труда Расширение производства Новые рынки сбыта Торговля становится международной Политика меркантилизма – убежденность в том, что страна должна продавать как можно больше, а покупать как можно меньше, чтобы золото не уходило за рубеж

Домашнее задание § 1 с. 9-22, вопросы, задания, подготовить сообщение о европейском разделении труда

Что означает европейское чудо

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что означает европейское чудо

Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

Что означает европейское чудо

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что означает европейское чудо

Номер материала: ДБ-1254568

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что означает европейское чудо

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что означает европейское чудо

В российских школах могут появиться «службы примирения»

Время чтения: 1 минута

Что означает европейское чудо

НИУ ВШЭ откроет первую в России магистратуру по управлению низкоуглеродным развитием

Время чтения: 2 минуты

Что означает европейское чудо

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что означает европейское чудо

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что означает европейское чудо

Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год

Время чтения: 2 минуты

Что означает европейское чудо

Минздрав включил вакцинацию подростков от ковида в календарь прививок

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

«Европейское чудо». Как Запад стал самой успешной цивилизацией.

Долгое время Европа представляла собой ряд малонаселенных аграрных государств, находящихся на периферии Евразии. Однако за считанные века она превратилась в культурный и экономический центр мира. Разгадываем секрет «европейского чуда».

Наследство

Что означает европейское чудо

Европейская цивилизация выросла не на пустом месте, а наследовала богатейшую античную культуру, в первую очередь Древнего Рима. Искусство, архитектура, строительные технологии, право, система управления, религия, военное дело – все это было адаптировано на почве зарождающихся средневековых феодальных государств Европы.

Великое переселение

Массовые этнические перемещения, охватившие Европу в IV-VIII веках нашей эры привели к многочисленным войнам, но они также способствовали культурному, языковому и религиозному обогащению народов. Европа была сродни гигантскому плавильному котлу, в котором выкристаллизовывались и сохранялись наиболее жизнеспособные элементы.

Наука

Что означает европейское чудо

Европейцы развили и усовершенствовали подход к науке, который сочетал в себе экспериментальные исследования и математический анализ. Наиболее наглядно это выразилось в трудах Галилея, Коперника, Гюйгенса и Ньютона.

Одним из ключевых факторов в развитии наук стало использование инструментального подхода. Применение телескопа, микроскопа, барометра, хронографа, секстанта, вакуумного насоса, электростатического генератора способствовало прорыву в области научных знаний.
В период Промышленной революции экономический рост стимулировала опора на богатый научный опыт и инновационные технологии. Использование квалифицированной рабочей силы значительно ускорило прогресс.

География и климат

Европа, в отличие от многих других мест на Земле, занимает максимально благоприятное географическое положение. Американский биолог Джаред Даймонд, объясняя «европейское чудо», отмечает подходящие для одомашнивания растений и животных условия в этой части Евразийского континента.
Экономист из Колумбийского Университета Джеффри Сакс выдвинул гипотезу, согласно которой умеренный климат Европы создал преимущество перед жаркими странами, благодаря которому здесь образовались более «продуктивные почвы», а также отсутствовали тропические болезни.

Колониальная политика

Религия

Что означает европейское чудо

Макс Вебер в своей «Протестантской этике» выражал мнение, что страны, исповедующие «правильную» религию, опережают в своем развитии все прочие. В первую очередь успех европейских стран он связывает с протестантизмом, который лучше стимулирует «дух капитализма».
Атмосфера терпимости и плюрализма, которую обеспечил «Акт веротерпимости», принятый в 1689 году английским парламентом, создал условия для свободного развития философской и научной мысли. Более того, Англиканская церковь способствовала популяризации ньютоновской теории и экспериментальной науки.
Следует также назвать и религиозные войны XVI-XVII веков, которые привели к зарождению либерализма. Теперь протестантские страны смогли сами определять вектор своего развития, смело внедрять научные и социальные эксперименты.

Экономические институты

Французский историк Фернан Бродель сравнивая европейскую экономику с экономикой остального мира отмечал, что она «обязана своим более быстрым развитием превосходству своих экономических инструментов и институтов – биржам и различным формам кредита».
Экономисты Дарон Асемоглу и Джеймс Робинсон при объяснении европейского прогресса вводят такое понятие как «вовлекающие экономические институты», которые, по мнению ученых, «позволяли наилучшим образом использовать человеческие таланты и способности, и которые дают возможность индивидуумам принимать самостоятельные решения».
Среди характерных черт «вовлекающих экономических институтов»: свободный выбор профессий, защита частной собственности, непредвзятая судебная система, а также общедоступные службы, обеспечивающие единые правила игры.

Демография

Исследователей всегда интересовал вопрос, почему не густонаселенная и богатая Азия, а Европа стала местом взрывного экономического роста. Австралийский историк Эрик Джонс в книге «Европейское чудо» выдвигает демографическую гипотезу этого феномена. По его мнению, «нуклеарная» семья и поздние браки, которые обеспечивали контроль над численностью населения Европы, позволяли оптимально распределять ресурсы и выстраивать экономическую политику.

Культурная особенность

Что означает европейское чудо

Конкуренция

Промышленная революция в Европе была обязана высокому уровню конкуренции на экономическом рынке. Объясняя это, американский экономист Дуглас Норт вводит понятие «неестественных государств», которые в противовес «естественным странам» не могли существовать в нищете, а создали условия для роста благосостояния наиболее целеустремленных индивидов.
В отличие от тоталитарных деспотий Востока, в «неестественных государствах» Европы сложились механизмы ограничения насилия и появились «порядки открытого доступа» для желающих попасть в элиту – то есть для тех, кто решил заработать больше чем это необходимо для жизни.

Случайность

Необычную версию «экономического чуда» Европы выдвигает американский социолог и политолог Джек Голдстоун. Он считает, что вплоть до 1750 года не было никаких предпосылок для возвышения Европы, так как она мало отличалась от других территорий планеты. Небогатые аграрные государства Европы, управляемые монархами, находились в тех же условиях, что и Россия или Османская империя. А эпоха Великих географических открытий означала лишь выход провинциальных португальских и голландских торговцев на развитые азиатские рынки.
Согласно Джеку Голдстоуну Европе просто повезло: «цепь благополучных случайностей привела к созданию условий для постоянного опережающего роста». Именно из-за этого Европа стала регионом опережающего развития, исходя из изменения модели накопления, распространения и применения знаний.

Источник

Какое влияние оказала научная революция на европейское чудо

Что означает европейское чудо

Чтобы ответить а вопрос о том, какое влияние оказала научная революция на европейское чудо, надо понять, что вообще означают эти термины. Взаимосвязь науки и развития европейских государств здесь прослеживается самая прямая, и эти события изучаются в 8 классе на уроках истории.

Терминология

Влияние научной революции на европейское чудо

Влияние научной революции на европейское чудо было самым что ни на есть прямым. Именно научные достижения в самых разных областях, запущенные в производство и применённые на практике, и стали причиной этого самого «чуда». Паровой двигатель, железные дороги, достижения в области металлургии и сельского хозяйства, химические и физические открытия, и, конечно же, открытие электричества – благодаря всему этому промышленность и экономика стран Европы начали развиваться невероятными темпами. Человечеству потребовались тысячи лет, чтобы перейти от лошадей к паровому двигателю, и всего лишь около сотни лет, чтобы перейти от парового двигателя к бензиновому, основанном на принципе внутреннего сгорания.

Благодаря научной революции к концу 19 века и началу 20-го страны Западной Европы стали в разы богаче, чем другие государства, куда богаче Османской империи или Китая, которые раньше были передовыми странами в технологическом плане. Научная революция сделала жизнь западноевропейского общества гораздо комфортнее, она подтолкнула вперёд развитие экономики и ускорила технический прогресс, став одним из основных факторов появления «европейского чуда». Разработки и открытия внедрялись в повседневную жизнь всё быстрее и быстрее, принося всё больше пользы.

Оцените статью и поделитесь ей в соцсетях!

Средний рейтинг: 4.9 / 5. Количество оценок: 24

Источник

«Европейское чудо»

Урок истории в 8 классе

Особенности и значение темы. Урок насыщен фактическим материалом, обобщение которого формирует представление учащихся о процессе модернизации. Желательно при этом соблюсти определённый баланс: жизнь европейцев в XVIII в. не была лёгкой и безоблачной, демографические сдвиги не затмевают данных о высокой детской смертности; показатели роста уровня жизни — проблемы бедности; информация о научной революции и росте грамотного населения — в целом низкого уровня образования. В этом плане актуален также материал о работорговле. Использование гистограмм и графиков позволяет облегчить усвоение теоретических знаний и создаёт основу для развития умения анализировать статистические данные.

Планируемые результаты изучения материала

Личностные:

— понимать значение открытий и инноваций, новых знаний в формировании картины мира, осознавать взаимосвязь и взаимовлияние различных сфер жизни общества и видов деятельности людей и их роль в модернизации общества.

Метапредметные (УУД):

— устанавливать временные и причинно-следственные связи между событиями и процессами;

— решать проблемные и познавательные задачи, используя полученные знания;

— искать и отбирать аргументы, подтверждающие приведённые суждения, в различных источниках информации (текст, статистические данные, историческая карта);

— представлять текстовую информацию в форме таблицы;

— организовывать учебное сотрудничество при работе в группах.

Предметные:

— определять значение понятий и терминов и уметь применять термины при выполнении познавательных заданий: «европейское чудо», демографическая революция, модернизация, промышленная революция, научная революция, транспортная революция, меркантилизм, разделение труда, биржи, «треугольная торговля», мальтузианство;

— рассказывать о технических усовершенствованиях и изобретениях;

— анализировать статистический материал и делать выводы;

— сравнивать исторические процессы, находить их сходство и различие;

— извлекать информацию из письменных и визуальных источников;

— оценивать деятельность исторических личностей эпохи Великих географических открытий.

Межпредметные связи. Обществознание (экономическая сфера, товарно-денежные отношения). География (географическое положение ведущих стран Европы и Азии, географическое разделение труда, специализация).

Внутрикурсовые связи. История раннего Нового времени (Великие географические открытия, Реформация).

Варианты проблемных и познавательных заданий. Почему Европа XVIII в. становится мировым лидером? В чём проявлялось европейское лидерство?

Проектные и исследовательские задания: «Транспортная революция» в XVIII в. Разделение труда в Европе в XVIII в.: предпосылки и последствия.

Основные понятия и термины: «европейское чудо», демографическая революция, модернизация, промышленная революция, научная революция, транспортная революция, меркантилизм, разделение труда, биржи, «треугольная торговля», мальтузианство.

Дополнительные источники информации:

Литература: Алъдебер Ж., Бендер Й. и др. История Европы. — М.: Просвещение, 1996. — С. 264-266.

Ресурсы Интернета: Повседневная жизнь в XVII-XVIII вв. (для любознательных) http://fcior.edu.ru/card/11111/povsednevnaya-zhizn-v-xvii-xviii-vv-dlya-lyuboznatelnyh.html

План урока:

1. Европа становится лидером мира.

3. Наступление капитализма.

4. Транспортная революция.

5. Торговля преображает мир.

ХОД УРОКА

Первый вариант изучения нового материала

Первый пункт плана изучается с опорой на учебник. Восьмиклассники начинают работу над понятием «модернизация» (переход от традиционного к индустриальному обществу, в процессе которого структура общества, государства, экономики, культуры преобразуется в соответствии с требованиями времени). В параграфе раскрыты факторы европейского взлёта. Учитель может использовать приём комментированного чтения п. 1 и составления плана: перечисление факторов модернизации, создавших условия превращения Европы в мирового лидера. Рекомендуется уточнить также термин «фактор» (от лат. «делающий», «производящий») — движущая сила, причина процесса или явления. В сильном классе можно использовать иной приём: предложить учащимся таблицу «Факторы лидерства Европы» (используется компьютерная доска или раздаточный материал) и дать задание раскрыть каждый из факторов с опорой на текст учебника. Перечень факторов приводится в таблице (первая строка), их конкретизация в устной или письменной форме выполняется учащимися.

Факторы лидерства Европы в XVIII в.

Геополитические факторы (географическое положение, влияние соседних государств и народов)

Политические факторы (взаимодействие европейских государств, политика государей)

Великие географические открытия

Реформация

Научная революция

1. Благоприятные климатические условия.

2. Защита от завоевателей

1. Соперничество множества европейских государств.

2. Государство не подавляет общество, а поддерживает его

Выгоды заморской торговли

1. Веротерпимость и конкуренция религий.

2. Протестантизм нацеливает на личное преуспеяние

Научные открытия влияют на появление и внедрение технических новшеств

Для изучения 2-5 вопросов организуется самостоятельная работа по вариантам или в группах с текстом учебника и раздаточным материалом. Предварительно учитель выписывает на доске и объясняет термины «капитализм», «разделение труда», «меркантилизм». Время выполнения заданий — 5-7 мин. Отчёт о выполнении задания группой или ответ одного из учащихся не должны затягиваться и превышать 4-5 мин. Используются 3-4 задания по выбору учителя, при выборе всех вариантов не будет возможности организовать коллективное обсуждение результатов. Остальные задания могут быть даны на дом.

Вопросы и задания

1 вариант. Проанализируйте статистические данные и сделайте выводы о демографической ситуации в Европе XVIII в. Найдите информацию в учебнике и объясните, почему складывается именно такая демографическая ситуация (с чем связаны рост рождаемости и снижение смертности).

2 вариант. Прочитайте фрагмент из трактата Т. Мальтуса «Опыт закона о народонаселении» (1798 г.) и ответьте на вопросы: какую закономерность пытался обосновать Т. Мальтус? В чём Мальтус увидел стоящую перед человечеством опасность в XVIII в.? Сбылись ли прогнозы автора? Объясните, почему.

3 вариант. Найдите в параграфе данные об изменении уровня жизни в ведущих европейских государствах. В каком государстве уровень жизни был наиболее высоким? Какие факторы сделали это возможным?

4 вариант. Найдите в параграфе информацию и заполните таблицу «Изменения в организации промышленного и сельскохозяйственного производства в условиях капитализма (Англия, XVIII в.)».

Изменения в организации

5 вариант. Найдите информацию в параграфе и заполните схему «Транспортная революция в Европе». Объясните причины происходящих перемен.

6 вариант. Найдите информацию в параграфе и составьте аналитическую справку «Европейская торговля». Отразите в ней: а) разделение труда в Европе; б) новые формы торговых сделок, которые появились в XVIII в.

7 вариант. Найдите информацию в параграфе и составьте аналитическую справку «Заморская торговля Европы». Отразите в ней: а) импорт (ввоз) и экспорт (вывоз); б) «треугольную торговлю».

8 вариант. Прочитайте фрагмент из книги судового врача А. Фальконбриджа «Отчёт о работорговле на побережье Африки» (1788 г.) и ответьте на вопросы: каковы были цели работорговцев? В каких условиях содержались африканские рабы? Дайте оценку работорговле.

Второй вариант изучения нового материала

Школьная лекция по плану параграфа. Для активизации деятельности учащихся в начале лекции ставятся проблемные познавательные задания; пункты плана и основные понятия учитель записывает на доске в процессе объяснения. В конце урока организуется обсуждение проблемных заданий.

Домашнее задание. § 1, выполнить задания, не использованные на уроке (первый вариант планирования) или ответить на вопросы к параграфу по выбору учителя (второй вариант планирования).

Опережающее задание к уроку «Век Просвещения»: подготовить биографические справки о философах: И. Кант (1724-1804), Т. Гоббс (1578-1679), Д. Локк (1632-1704), Монтескье (1689-1755), Вольтер (1694-1778). Если учитель планирует организацию выставки репродукций портретов философов, учащимся рекомендуется единая форма оформления подготовленных материалов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *