Что означает fsc на упаковке
Что означает fsc на упаковке
FSC владеет пятью зарегистрированными товарными знаками:
Аббревиатура «FSC»
Полное название «Forest Stewardship Council»
Логотип «дерево с галочкой»
Полный знак «Леса для всех навсегда»
Кто может использовать товарные знаки FSC
Если вы организация или частное лицо, желающее использовать товарные знаки FSC, вы принадлежите к одной из следующих категорий:
Если ваша компания FSC-сертифицированная, вы можете использовать товарные знаки FSC как на продукции, так и в рекламных материалах. Для этог:
Данный раздел для вас, если вы:
Чтобы начать использовать товарные знаки FSC, вам необходимо:
Начинайте использовать и получать выгоды!
Если логотип FSC используется в книге, в учебных материалах или в текстах для конкретного материала, то можно заключить соглашение на единичное использование товарных знаков.
Это могут быть следующие материалы:
Руководство по использованию товарных знаков FSC держателями рекламных лицензий
FSC Trademark Use Guide for Promotional (rus)
Как использовать логотип и другие товарные знаки FSC?
Как правило, за исключением упоминания в тексте, товарные знаки FSC используются следующим образом:
Этикетка «на продукции»
(*) Элемент, обязательный при определенных обстоятельствах (см. п. 3.6 и п. 3.7).
Рекламная панель
Внимание: если компания держатель сертификата хочет использовать товарные знаки FSC для продвижения, то необходимо использовать шаблон рекламной панели, а не этикетки «на продукции».
Рекламная панель со знаком «Леса для всех навсегда»
Важно: нельзя размещать рекламную панель на продукции.
Категории этикеток FSC «на продукции»
Часто задаваемые вопросы
Для создания этикеток «на продукции» и рекламной панели существует портал по товарным знакам. Доступ к этому порталу FSC-сертифицированным компаниям предоставляет их орган по сертификации, держателям рекламной лицензии – офис FSC. Необходимо лишь поставить галочки в нужных графах и получить на выходе готовый макет. Важно: любое использование товарных знаков FSC должно быть согласовано.
Размещать этикетку FSC и делать рекламные заявления можно только на той и относительно той продукции, которая входит в область действия сертификата.
Каждая компания при получении сертификата, как правило, подписывает лицензионное соглашение на право использования товарных знаков FSC и получает лицензионный код вида FSC C000000. Несертифицированные компании при подписании лицензионного соглашения с офисом FSC получают лицензионный код вида FSC N000000. Лицензионным кодом должно сопровождаться каждое использование товарных знаков FSC. Подробнее – см. в соответствующих документах (ситри раздел с документами ). Каждый лицензионный код уникален. Вбив его в базу info.fsc.org, можно узнать статус сертификата FSC, а также дополнительную информацию о компании.
Поскольку товарные знаки FSC являются зарегистрированными, их использование должно сопровождаться знаком регистрации. Вот несколько основных моментов:
Его следует использовать на счетах-фактурах и торговых документах для указания статуса FSC-сертифицированного продукта.
Стандарт по использованию товарных знаков FSC иногда обновляется, меняются и шаблоны этикеток. Однако стандарт не запрещает продавать остатки товаров со старыми этикетками.
В таких случаях можно обратиться в Российский национальный офис FSC. При этом важно представить изображение использования товарных знаков: фотографии, скан или ссылку на интернет-страницу.
Если вы хотите указать на статус FSC-сертифицированной компании или на FSC-сертифицированную продукцию в ваших рекламных материалах, то вы можете разместить там рекламную панель. Необходимо четко указывать, какая продукция является сертифицированной, а какая нет .
Нет, если вы хотите делать подобные заявления, необходимо быть FSC-сертифицированной типографией. Только так возможно подтвердить, что на ваше предприятие поступает FSC-сертифицированное сырье. В противном случае заявление становится голословным.
На визитках вы можете продвигать свой статус FSC-сертифицированной компании, но только используя товарные знаки в виде текста и с указанием вашего лицензионного кода (например, «Мы сертифицированы FSC (FSC C######)»). К тому же, вы можете заказать их в FSC-сертифицированной типографии.
Компью А рт
Потребители в развитых западных странах, выбирая мебель или бумагу, все чаще интересуются, сертифицирована ли древесина, из которой сделан товар, заготовлена ли она методами, которые не ведут к истощению лесных ресурсов.
Между тем, по статистике, каждое четвертое такое изделие, поставляемое из России, имеет сомнительное происхождение. При этом в последнее время отмечаются признаки истощения ресурсов высококачественной древесины в доступных районах. Более того, деревья, из которых выполнены изделия, могли быть срублены в природоохранной зоне или с нарушением правил рубки. Подчас в магазинах реализуется продукция из пород древесины, которые, согласно российскому законодательству, вообще запрещены к рубке.
В развитых странах сегодня уже сформировались так называемые экологически чувствительные рынки. Это значит, что там растет спрос на товары, произведенные без ущерба природе. В Европе и Америке покупатель, прежде чем приобрести древесину или товар из нее, ищет на нем знаки экологической сертификации. В том числе и FSC. В нашей стране Всемирный фонд дикой природы (WWF России) в партнерстве с Лесным попечительским советом (FSC) начали работу по продвижению сертифицированной лесной продукции на рынке, что будет способствовать формированию экологически чувствительного рынка лесной продукции.
Что такое FSC-сертификация
В начале 1990х годов как результат протестов, бойкотов, кампаний со стороны экологических организаций и отдельных государств родилась идея лесной сертификации, которая позволила бы отделить продукцию из ответственно управляемых лесов от прочей продукции из древесины.
В 1993 году в г.Торонто (Канада) 130 участниками, представляющими разные страны мира и различные экологические и промышленные организации, был создан Лесной попечительский совет — ЛПС (Forest stewardship council, FSC).
Лесной попечительский совет является независимой неправительственной международной организацией в области лесной сертификации и ответственного управления лесами. Сертификация по схеме FSC осуществляется органами сертификации, аккредитованными в системе FSC. Сама FSC как организация не осуществляет лесную сертификацию. Благодаря этому FSC имеет возможность сохранить независимый подход при разработке требований и стандартов, а также независимое отношение к сертифицирующимся компаниям.
Цели лесной сертификации
Сертификация FSC своей конечной целью ставит поддержание экологически социально ответственного и экономически выгодного лесопользования. Необходимо, чтобы конечный потребитель имел возможность отличить сертифицированную продукцию от несертифицированной. Непосредственной задачей сертификации лесоуправления является подтверждение соответствия деятельности лесозаготовительного или лесохозяйственного предприятия «Принципам и Критериям FSC». Основной целью сертификации лесоуправления является:
Для того чтобы отвечать первой цели, сертификация должна быть организационно и политически адаптирована к местным условиям, быть целевой и эффективной, приемлемой для всех заинтересованных сторон, базироваться на утвержденных национальных стандартах, совместимых с принципами устойчивого управления лесами. Для того чтобы отвечать второй цели, сертификация должна быть приемлема для потребителей, основываться на объективных и измеримых показателях, проводиться независимым и надежным аудитором, быть доступной по стоимости и ясной для контроля.
Выгоды лесной сертификации
Для чего России нужна FSC-сертификация
В настоящее время в Российской Федерации сертифицировано большинство крупнейших экспортеров лесной продукции. Десять ведущих российских экспортеров продукции лесопиления и деревообработки, на долю которых приходится почти 20% экспорта, уже имеют сертификаты FSC или находятся в процессе сертификации. Из следующих сорока крупнейших экспортеров с 20 процентами экспорта 24 компании тоже получили сертификаты FSC. В целлюлознобумажном производстве восемь ведущих экспортеров, обеспечивающих 2/3 экспорта продукции, также имеют сертификаты FSC.
Китай в последние десять лет является главным импортером российского леса, который перерабатывает древесину на своей территории и экспортирует готовую продукцию главным образом в США и страны Евросоюза. Таким образом, значительная часть российских лесоматериалов через Китай в конечном счете попадает на экологически чувствительные рынки этих стран. В связи с требованиями рынков США и ЕС китайские компании стали требовать, чтобы из Российской Федерации поставлялась сертифицированная продукция. Этот факт привел к росту сертификации лесотоваров Дальнего Востока и Сибири.
Евросоюз в марте 2013 года ввел в действие новый регламент, который будет стимулировать дальнейшую сертификацию российских экспортеров на СевероЗападе Российской Федерации. Самый большой в Европе покупатель древесной продукции из России — Финляндия. Финские компании являются одними из лидеров PEFCсертификации в Европе. Однако в России они предпочитают стандарты FSC. Гармонизация обоих стандартов (PEFC и FSC) возможна и целесообразна.
Япония является важным экспортным рынком, требующим сертифицированную продукцию. Пять основных российских экспортеров в Японию, на долю которых приходится более трети российского экспорта, уже сертифицированы или находятся в процессе сертификации. В процесс сертификации постепенно вовлекаются более мелкие экспортеры с российского Дальнего Востока.
США потребляют 13% экспорта российской фанеры. Поправки к закону Лейси (Lacey Act) вводят уголовную ответственность за ввоз на территорию страны продукции из нелегально заготовленной древесины. Из пяти ведущих российских экспортеров фанеры в США четыре компании имеют сертификаты FSC. Их доля в экспорте составляет около 40%.
Российский внутренний рынок является главным потенциалом для FSCсертифицированной продукции. Первый этап кампании WWF и FSC по продвижению FSCсертифицированной продукции на внутренний рынок уже привел к сертификации многих производителей лесопродукции и поставщиков сырья. FSCсертификация продолжится в европейской части Российской Федерации, преимущественно на СевероЗападе. Регионы центральной части Российской Федерации и Поволжья, которые ориентированы большей частью на внутренний рынок, также будут осваивать сертификацию. В Сибири и на Дальнем Востоке сертификация последовательно будет распространяться на соседние регионы, прилегающие к нынешним центрам сертификации (Амурская область, Забайкальский край, Хакасия, Алтайский край и др.).
Фактически, единственным регионом Российской Федерации, еще не затронутым лесной сертификацией, является Кавказ. Экспорт региона ориентирован на рынки Турции (65%) и Азербайджана (10%). ЕС и США, которые покупают продукцию из региона, должны стать двигателем сертификации на Кавказе. Другие рынки России, где значительна доля напольных покрытий с Кавказа, также будут стимулировать сертификацию в регионе. В ближайшие дватри года можно ожидать появления первых сертификатов FSC на Кавказе.
Пока отсутствуют FSCсертификаты в Калининградской области, ориентированной на экспорт в страны ЕС. Крупнейший производитель в регионе имеет сертификат FSC на цепочку поставок, но сырье поставляется в основном из Сибири. Ожидается, что принятие нового лесного законодательства Европейским Союзом начнет сертификацию лесов в регионе.
Как осуществляется сертификация FSC
Сертификация по схеме FSC — это добровольный процесс и проводится только при условии желания и готовности хозяйствующего субъекта удостоверить уровень ведения лесного хозяйства и лесопользования по отношению к требованиям устойчивого управления лесами. Эта система, основанная на аудите третьей стороной, оценивает уровень ведения лесного хозяйства. Способ создания стандартов FSC является наиболее репрезентативным, так как предусматривает согласование точек зрения всех заинтересованных партнерских организаций, включая неправительственные.
Рис. 1. Маркировка сертифицированной древесины
Рис. 2. Маркировка обработанной сертифицированной древесины
Главным информационным инструментом в достижении цели FSC является возможность маркировки сертифицированной продукции товарными знаками (рис. 1 и 2). Этот знак ставится на конечную продукцию и говорит потребителю о том, что продукция исходит из хорошо управляемых лесов, то есть лесов, в которых не нарушаются требования национального природоохранного законодательства. Крайне важно, чтобы доверие к товарным знакам FSC поддерживалось за счет общественного признания и понимания. Для этого необходимо обеспечить и гарантировать максимально корректное использование товарных знаков.
Виды сертификации FSC
Сертификация лесоуправления (FSC FM) — сертификация предприятия, ведущего лесное хозяйство. Главное отличие данного вида сертификации в том, что предприятие не получает права на использование знака FSC, а лишь получает сертификат и соответствующий регистрационный номер сертификата.
Комплексная сертификация лесоуправления и внутренней цепочки поставок (FSC FM/CОC) — сертификация предприятий, осуществляющих лесопользование с целью заготовки, переработки и продажи лесной продукции на арендуемых лесных участках. Дает право использовать знак FSC.
Рис. 3. Бумага для принтеров Canon, сертифицированная FSC
Рис. 4. Бумага Mondi «Снегурочка», сертифицированная FSC
Сертификация цепочки поставок (FSC CОC) предусматривает оценку организаций, занимающихся переработкой, закупкой или перекупкой сертифицированной древесины или продукции на основе древесины. При успешном прохождении сертификации организация получает сертификат и право использовать знак FSC. Сертификация по данной схеме проводится на соответствие стандарту цепочки поставок FSCSTD40004 v.21. Каждая организация в производственной цепи и цепи поставок, которая закупает сертифицированный материал или продукцию, имеет возможность в дальнейшем предлагать и продавать свою продукцию как FSCсертифицированную.
Сертификация цепочки поставок и контролируемой древесины (FSC CОC/CW) — сертификация организаций, занимающихся переработкой, транспортировкой и продажей лесной продукции в случае, если организация планирует закупать и/или использовать в процессе производства несертифицированную древесину или продукцию на основе древесины. Дополнительно проводится проверка на соответствие стандарту для оценки предприятием FSCконтролируемой древесины FSCSTD40005 v.21. Не дает право использовать товарный знак FSC.
При этом каждая последующая стадия обработки лесной продукции в рамках нового предприятия, предполагающая ее переработку, переупаковку и перемаркировку, должна проходить сертификацию цепочки. Более того, продукция, полученная из лесов, на которые имеется только сертификат лесоуправления, не имеет право входить в дальнейшую цепочку поставки, то есть не имея сертификата FSC FM/CОC, продукция лесозаготовителя не может появляться на следующих стадиях переработки как сертифицированная и тем более маркироваться знаком FSC.
Рис. 5. Картонный стаканчик, сертифицированный FSC
Рис. 6. Пакет, сертифицированный FSC
Рис. 7. Упаковка «Тетра Пак», сертифицированная FSC
Основные этапы сертификации
Срок действия FSCсертификата — 5 лет.
Когда мы говорим о возможности поставить значок FSCсертификации на любую готовую печатную продукцию, правила FSC таковы: на готовое печатное изделие можно поставить значок сертификации только в том случае, если бумага была FSCсертифицирована, ее ввез в Россию FSCсертифицированный поставщик бумаги и печать осуществила FSCсертифицированная типография. Таким образом, в ходе всего процесса производства должна сохраняться непрерывная цепочка сертификации.
Статистика
По данным ООН (UNECE), FSCсертификация является наиболее быстро развивающейся системой лесной сертификации в мире. Рынок продукции с логотипом FSC оценивается в 30 млрд долл., или 79% от всего рынка лесобумажной продукции, а темпы развития этого «зеленого» сектора рынка на порядок превосходят темпы развития несертифицированного сектора. Продукция FSC закупается ответственными потребителями, бизнесом и в рамках государственных закупок легальных и сертифицированных материалов более чем в 15 странах мира. По состоянию на 29.04.2016 в России 41,85 млн га лесов сертифицировано, выдано сертификатов на лесоуправление — 199. По площади FSCсертифицированных лесов Россия прочно занимает второе место в мире, уступая только Канаде. Сертифицировано предприятий по цепи поставок — 574.
Сертифицированная продукция
Сертифицированная продукция маркируется специальным товарным знаком FSC («Дерево с галочкой»), который предназначен для информирования рынка. Это позволяет потребителю приобретать продукцию именно из сертифицированных лесов и гарантировать, что при производстве, переработке и поставке в продукцию не подмешивают древесину нежелательного или неизвестного происхождения.
Области экономики, охваченные FSC, не ограничиваются лесным сектором. Сегодня российские компании производят широкий спектр FSCсертифицированной продукции от круглого леса до спичечной соломки и деревянных сувениров.
В настоящее время на российском рынке имеется FSCсертифицированная продукция, относящаяся к следующим позициям:
Рынок FSCсертифицированных товаров в России по совокупной выручке крупнейших лесных компаний по итогам 2014 года превысил 280 млрд руб. Ключевое значение в этом сыграли крупные ЦБК, доля которых составила порядка 75%, остальная часть приходится на деревообрабатывающие предприятия.
В России статус FSC имеют более 40 млн га леса, что составляет четверть переданных в аренду лесных массивов России. Стремительное развитие лесной сертификации связано с тем, что сертификат FSC стали получать крупные лесные компании, которые производили экспортноориентированную продукцию. Наличие сертификата до сих пор является «входным билетом» на экологически чувствительные рынки Европы и Америки. Продукция, поступающая в эти страны, должна иметь заметную авторитетную экомаркировку, узнаваемую потребителями.
Сертифицированные производители и поставщики в России (по данным на март 2016 года)
Все данные получены из открытых источников.
Код и наименование: P2.1. Бумага копировальная, печатная, для писем, мелованная и немелованная
Что такое FSC или как экологично вырубают деревья для бумаги и мебели
Древесина считается возобновляемым ресурсом, однако это ещё не значит, что на месте каждого срубленного дерева вырастет новое. На деле интенсивная рубка ведёт к деградации лесов: ценные породы заменяются малоценными, почвы беднеют, реки мелеют, животные мигрируют, коренное население лишается средств к существованию. Recycle рассказывает о самой известной сертификации лесоматериалов, значок которой можно встретить на чем угодно – от пакета с соком до деревянных брусьев, из которых строили дома для Олимпийской деревни.
Что такое FSC
Подсчитано, что 13 млн га лесов ежегодно исчезают безвозвратно. Более всего страдают тропические леса; в России дела обстоят чуть лучше, но всё же до 20% (по данным независимых экологических организаций) продукции из российской древесины имеет сомнительное происхождение.
Идея о необходимости разработки стандартов ответственного управления лесами окончательно оформилась в начале 1990-х гг. Само название FSC (Forest Stewardship Council, Лесной попечительский совет) появилось в 1990 году; первый сертификат выдали в 1993; первая штаб-квартира открылась в 1994.
По прошествии 20 лет FSC превратился в крупнейшую сертификационную систему: её офисы есть почти 40 странах, сертифицированные леса – в 79 странах, сертифицированные компании работают в 112 станах.
Екатерина Брусиловская, менеджер по развитию Российского национального офиса FSC:
«На данный момент Россия занимает второе место после Канады по площади FSC-сертифицированных лесов (около 38 млн га). Это примерно площадь Германии. Выдано 189 сертификатов лесоуправления. Часто на сертификацию идут крупные и средние компании, которые экспортируют свою продукцию в другие страны, например, в страны ЕС, в США – там требуется, в том числе и на законодательном уровне, доказывать легальность ввозимой продукции, а сертификат FSC в значительной степени облегчает выполнение этого требования. Для мелких лесозаготовителей сертификация в меньшей степени выгодна, поскольку это все-таки затраты.
Некоторые компании открыты к сотрудничеству с экологическими организациями в большей степени, некоторые в меньшей, кто-то более ответственный, кто-то менее. Однако факт остается фактом: сертификация оказывает серьезное влияние на рост ответственности российских лесозаготовителей. Благодаря усилиям экологических организаций сертифицированные компании в России добровольно сохраняют около 1,5 млн га ценных лесов. Это соответствует площади 3-4 заповедников или национальных парков».
Как получить сертификат
Существует три основных вида сертификатов:
1. Сертификат лесоуправления (FM) – для лесозаготовителей. Подразумевает соответствие 10 принципам и 56 критериям, которые, впрочем, могут быть адаптированы к условиям конкретной страны.
2. Сертификат цепочки поставок (СоС) – для тех организаций, которые приобретают права собственности на сертифицированную древесину, полуфабрикат или готовые изделия на их пути от делянки до фабрики. Например, для того, чтобы знак FSC мог быть нанесён на обложку книги, сертификации должны подвергнуться не только бумага, но и типография.
3. Контролируемая древесина (CW) – для древесины, не соответствующей строгим требованиям стандарта FM, но не являющейся неприемлемой с точки зрения FSC (например, заготовленной незаконно или с серьезными нарушениями прав людей и ущербом для природоохранной ценности лесов)
Как правило, организации получают смешанные сертификаты: например, FM/CoC – для тех, кто заготавливает и поставляет древесину; CW/FM – для тех, кто заготавливает и поставляет контролируемую древесину.
Екатерина Брусиловская:
«В России аккредитован российский национальный стандарт лесоуправления FSC, который разработан с учетом природных и других особенностей нашей страны. Стандарт объемный и содержит много разноплановых требований (это и сохранение ценных лесных массивов, и учет интересов местного населения, и обеспечение экономической эффективности предприятия, и многое другое), он регулярно обновляется и улучшается с учетом мнения заинтересованных сторон.
Аудит в схеме FSC проводят независимые коммерческие организации, аккредитованные в системе – органы по сертификации. Сначала аудитор проводит опрос заинтересованных сторон, чтобы получить дополнительную информацию о деятельности компании.
Затем команда аудиторов посещает компанию, где проводит как офисный аудит, так и полевой, с посещением лесных участков, в том числе мест рубок, посадок, ухода за лесом, т.е. проверяет, как на деле выполняются требования стандарта. По результатам аудита орган по сертификации принимает решение о выдаче сертификата.
Сертификат выдается на 5 лет с возможностью пролонгации, раз в год проходит контрольный аудит. Система FSC открытая, существует механизм подачи и рассмотрения жалоб. Возможен и внеплановый аудит – если в орган по сертификации поступает сигнал о нарушениях со стороны компании, – и приостановка действия сертификата (на период приостановки компании запрещено продавать что-либо с FSC-заявлением). Наконец, сертификат может быть отозван, в этом случае он восстановлению не подлежит».
Где можно встретить знак FSC
Поддержать ответственное лесоуправление можно, покупая товары со знаком FSC – от офисной бумаги и канцтоваров до отделочных материалов и дачных домиков. Знак может быть нанесён на сам товар (первыми такими изделиями стали в 1994 году деревянные кухонные лопатки), на этикетку или упаковку. В случае со стройматериалами или готовыми домами сертификат прилагается к сопроводительной документации.
Только в России значок сертификации FSC можно встретить на сотнях наименований товаров. Это салфетки, открытки, картон, офисная бумага, а также садовые скамейки, будки для собак, деревянные беседки и деревянные стройматериалы (от фанеры до паркетной доски) в целом. Даже новый каталог Икеа полностью сделан из FSC-сертифицированной бумаги.
Кстати, FSC-сертифицированные лесоматериалы используются на Олимпийских играх. Например, на Играх в Ванкувере в 2010 году с применением FSC материалов построили 733 коттеджа и 16 крупных жилых зданий деревни атлетов. Подиум для награждения был также сделан из сертифицированного кедра. А на Играх в Лондоне в 2012 году 100% древесины и бумаги были либо сертифицированными либо вторично используемыми. В Сочи в 2014 году поставщик древисины был также выбран в соответствии с FSC стандартами.
Как выбрать сертифицированную продукцию
Каждое появление знака FSC сопровождается уникальным лицензионным кодом вида FSC123456. Проверить подлинность кода можно на сайте http://info.fsc.org.
Екатерина Брусиловская:
«Часто встречается неправомерное использование логотипов FSC. Это могут быть просто ошибки в шаблоне (в изображении логотипа), использование логотипа по незнанию, либо действительно неправомерное. В первых двух ситуациях, а часто и в третьей тоже, вопрос можно решить путем переговоров. Однако надо помнить, что логотип FSC является зарегистрированным товарным знаком и его использование регулируется законодательством. Т.е. в подобных ситуациях можно обращаться в суд. Однако в России таких прецедентов еще не было.
Что касается стоимости сертифицированных товаров, то, с одной стороны, понятно, что компания несет дополнительные расходы на сертификацию и должна как-то эти расходы компенсировать. С другой – компания борется за клиентов, поэтому ей тоже невыгодно сильно повышать цену. Если продукт массовый, как, например, офисная бумага, то повышение цены либо небольшое, либо его вообще нет. Также на рынке наблюдается такая ситуация, что сертифицированными становятся товары премиум-класса, и там вопрос повышения цены отходит на второй план».