Что означает гипертрофированное чувство

Консультация психолога: онлайн по России, странам СНГ и личный прием в Самаре

Психолог Зобнин Олег Вячеславович проводит профессиональные консультации онлайн по всей территории России и других стран. Для клиентов из г. Самары организован личный прием по адресу: ул. Революционная 128.

ДЕВИЗ ПСИХОЛОГА: ВЫХОД ЕСТЬ ВСЕГДА!

Услуги психолога онлайн

Олег Зобнин – эксперт в области НЛП. За 20 лет психологической практики он убедился, что нейролингвистическое программирование решает проблемы:

    ДЕПРЕССИИ И СТРЕССА
    Упадок сил, послеродовая депрессия, ощущение ненужности и безысходности – общение с психологом онлайн или при личной встрече поможет разобраться в себе, выяснить первопричину проблем. С апатией и отсутствием желания жить нужно и можно бороться. Получите профессиональную помощь у Олега Зобнина. ПАНИЧЕСКИХ АТАК
    Сопровождают приступы тревоги, удушья, дрожь в теле и другие неприятные симптомы панических атак? Позвонить психологу онлайн – это возможность сделать первый шаг к нейтрализации стресса. Специалист подберет для вас индивидуальные психотехники, которые помогут избавиться от панических атак. РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ
    Возникли сложности в общении с ребенком, особенно подросткового возраста? Вы можете обратиться за консультацией психолога для подростка онлайн. Профессиональная помощь понадобится как ребенку, так и родителям, чтобы вместе выяснить причины сложных отношений внутри семьи. СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
    Взаимоотношения между мужем и женой часто сопровождаются взаимными обидами, непониями, ссорами, которые приводят к тому, что оба несчастливы в браке. Молчание, замкнутость, желание пустить все на самотек – неправильное решение. Поговорите с психологом онлайн, по телефону или на личном приеме в Самаре и убедитесь, что кризис в семье можно преодолеть совместными усилиями: специалист + клиент. ПРОБЛЕМ НА РАБОТЕ
    Трудовая деятельность занимает, как минимум, 8 часов нашей жизни ежедневно. Провести это время в напряжении, стрессе, недовольстве собой, конфликтах с коллегами – не лучшее решение. Консультация психолога дистанционно или на приеме в офисе поможет наладить коммуникацию с коллегами, влиться в коллектив, найти свое место в команде.

Различные инструменты НЛП, которые использует в своей работе Олег Зобнин, помогут повысить самооценку, научиться развиваться и жить полной жизнью без страхов и преград. Нейролингвистическое программирование снимает внутренние блоки, которые мешают построить счастливую личную жизнь или удачную карьеру.

В статьях Блога вы найдете отражение ваших проблем:

Проблемы в семье

Конфликт матери и дочери

Депрессия

Любовь и Разлука

Неуверенность в себе

Стресс

Обида, Вина, Стыд

Мотивация и самомотивация

Сказкотерапия

Причины обратиться к психологу online

Клиенты со всей России и других стран мира обращаются к Олегу Зобнину, потому что:

Консультации психолога онлайн, на личном приеме проводятся платно, стоимость – 3000 руб/час. Минимальное время общения со специалистом – 15 минут. Вы можете выбрать VIP-пакет услуг и детально обсудить все интересующие вас вопросы на протяжении двух часов личного общения и двух часов в Facebook или VK.

У Вас трудности, конфликты на работе, в семье. От вас ушел любимый человек и жизнь стала серой, тоскливой и ненужной. Вы не знаете, что делать? Найдите меня в Skype, WhatsApp, Viber или напишите письмо. Я Вам обязательно помогу.

+7 987 955-49-56 (WhatsApp);
+7 987 955-49-56 (Viber);
olegvzobnin (Skype);

Источник

«Я не как все»: игры раздутого эго

Признаки раздутого эго и способы приведения себя в адекватное состояние

Мы часто слышим фразы «У него завышенное ЧСВ», «У тебя корона разбухла», «У нее эго распирает». Но что если эти слова относятся к нам самим? Что такое раздутое эго, как его обнаружить и что с этим делать.

Что означает гипертрофированное чувство. Смотреть фото Что означает гипертрофированное чувство. Смотреть картинку Что означает гипертрофированное чувство. Картинка про Что означает гипертрофированное чувство. Фото Что означает гипертрофированное чувство

Раздутое эго — настолько обыденное и многогранное явление, что идентифицировать его можно по целой массе признаков. Назовем самые яркие и узнаваемые из них:

1. Напор в общении

2. Нарушение баланса между «давать» и «брать»

Раздутое эго заставляет человека впадать в крайности — он либо «внимает» все подряд и без разбора, либо «вынимает» все из себя, опустошаясь. В результате человек постоянно чувствует себя неудовлетворенным

В случае повышенного «внимания и принятия всего подряд без разбора» человек впадает в состояние жертвы, на котором все ездят.

В случае вынимания — это состояние «причиняющего добро миру» ярого активиста или карьериста, вынимающего из себя всё новые и новые идеи, проекты, действия — ни минутки тишины, ни грамма созерцания, ни намека на удовольствие от процесса. Он хочет отдать себя всего, ему кажется, что только так он найдет свое счастье, но не получает за это ожидаемой благодарности и быстро угасает, разочаровываясь в себе и в мире

Как с дыханием, где есть вдох и выдох, и они равнозначно важны, так и со вниманием и выниманием — нарушение баланса в этих вещах приводит к печальному исходу. Больное эго с этой точки зрения — это неуважение к балансу брать-давать и потеря чувства соединенности, единства в существовании. Когда есть глубинное чувство соединенности и общности, такие перекосы вряд ли случатся, т.к. есть осознание важности и аспекта давания, и принятия. Каждая клеточка должна принимать полезные вещества и выдавать во внешнюю систему то, что является продуктом ее жизнедеятельности. Если она перестанет принимать — погибнет и не сможет выполнить миссию, важную для общего. Если она перестанет выдавать вовне что-то ценное системе, система начнет хандрить

3. Гипертрофированное чувство границ

Схожий с давлением в общении признак — чрезмерное, даже болезненное отстаивание своих границ, с возмущением и иногда даже криками. Человеку просто наступили на ногу, случайно, и это уже вызывает у него бурю негативных эмоций. У него будто появляется аллергия на то, что его могут случайно задеть, его выворачивает и трясет от любых, даже эфемерных поползновений на его границы.

Страх быть ущемленным в своих правах — из той же оперы. У расслабленных людей, когда с эго всё в порядке, этот вопрос вообще не появляется, они ни с кем не бодаются. Если их задевают, они просто отходят в сторону, не принимая чью-то невоспитанность или бестактность на свой счет

4. Отсутствие эмпатии

Раздутое эго приводит к тому, что человек перестает чувствовать: себя и других. Все его внимание обращено на процессы обслуживания собственной важности и значимости, других он не слушает, не слышит, не чувствует, не понимает. А если и хочет, то у него это не получается, потому что сквозь призму собственного эго всё интерпретируется с искажениями.

Верный признак неполадок с эмпатией — это совершенно неожиданная обратная связь от окружающих людей, когда люди начинают вести себя очень непредсказуемо, как будто бы даже неадекватно. Внезапно от окружающих прилетает что-то такое, о чем человек с короной даже не мог подумать, это поведение не вписывается в его систему координат, и это может не то чтобы удивить, а даже шокировать или причинить невыносимую боль

Некоторые люди бьют себя пяткой в грудь, доказывая, что они очень чувствительны, а потом не могут понять, почему кто-то поступил так или иначе. Это говорит о том, что человек не чувствует других людей, иначе он бы легко предсказывал их реакции, его трудно было бы чем-то удивить

Тема про чувствование людей — это основная тема в soft skills, про это написано огромное количество статей и книг, в частности под нашумевшим термином «эмоциональный интеллект». Грустно только то, что даже эмоциональный интеллект у нас развивают через голову… а начинать необходимо с возвращения базовой чувствительности, для которой технически нет места, потому что ЧСВ раздуто.

Одно из частных проявлений проблемы с эмпатией и способности чувствовать — это склонность к обобщениям, частое использование таких слов, как «все», «всегда», «никто», «никогда». Это говорит о том, что человек настолько не в контакте со своими чувствами, что он начинает мыслить абстрактными категориями и навешивать на все ярлыки.

5. Громкая или слишком тихая речь, претензия в голосе, нарушение физических границ других людей

Среди внешних проявлений разбухшего эго можно назвать голос на повышенных или, наоборот, пониженных тонах, а также очень беглую речь. Это говорит о том, что человек не задумывается, насколько комфортно окружающие чувствуют себя при общении с ним. Это может быть не только речь, но и нарушение физических границ людей, находящихся рядом. Они могут дотрагиваться до кого-то, когда это неуместно или же наоборот — не подпускать к себе в моменты, когда не помешало бы пожать руку или обняться

Еще более яркое внешнее проявление нездорового эго — высокомерные тон. Кто-то говорит от сердца, расслабленно и мягко, а кто-то — от эго, и это добавляет в речь кичливые ноты. Претензия в голосе — явный признак располневшего эго, которому не помешало бы сбросить вес

6. Сравнение и оценивание

В сравнении нет ничего плохого, это способность мозга производить операции по структурированию и категоризации. Но бессознательная болезненная привычка сравнивать себя с другими, оценивать окружающих, делать акцент на статусе, на иерархии, на соответствие каким-то критериям — звоночек об излишнем размере эго.

Нехорошим признаком будет служить возвеличивание или унижение кого-либо — такая полярность и категоричность в оценках почти всегда носит нездоровый характер. При здоровом эго возникает уважение и принятие людей со всеми их достоинствами и недостатками, это ощущение, что всем и всему есть место, лишних людей не бывает, каждый имеет право на существование. Слово уникальность является привычным, вместо «лучший» или «недостойный»

7. Конкуренция за внимание

Если человек борется сознательно и бессознательно за внимание к своей персоне — верный симптом заболевшего эго. Он все время кричит «Я! Я! Я!», ему жизненно необходимо, чтобы его заметили, даже если ему особо нечем похвастаться. Внимание извне — как вода или еда становится жизненной необходимостью

Человек в нездоровой Я-позиции уверен, что его недооценивают, что ему недодают. Это вечные дети, которые не могут принять тот факт, что они безусловно ценны только для себя и своих родителей (да и то не всегда). Слова о том, что отношение к ним напрямую зависит от их поведения, воспринимаются ими болезненно, они не хотят признавать это и убеждены, что заслуживают всеобщего внимания и похвалы.

8. Щемящее чувство одиночества

Люди с раздутым эго настраивают вокруг себя столько эмоциональных заборов и блоков («я — сам по себе, другие — отдельно»), что рано или поздно начинают чувствовать себя очень одинокими и несчастными, хотя они сами загнали себя в такую ловушку

Отчасти это вытекает из предыдущего признака: разросшееся эго ставит их в позицию «я не как все», и это вызывает отторжение у окружающих. От таких людей все отворачиваются, им не хочется иметь дело с тем, кто считает себя лучше них. Мы недостаточно хороши, чтобы играть с тобой? Окей, тогда сиди в своей песочнице один.

Наверное, здесь имеет смысл сказать (давно было пора), что почти у всех нас эго в той или иной степени подраздуто. Как говорят психологи, травмы детства делают свое дело. Поэтому щемящее чувство внутреннего одиночества знакомо практически каждому. Хорошая новость заключается в том, что как только удается обнаружить за собой: «Кажется, я чувствую себя одиноко» — первое, что нужно сделать, признать, что это просто эго. А дальше, двинувшись в общность и соединенность с миром, можно проще с этим справиться.

9. Неприятие критики

Личность со здоровым эго и хорошим чувством границ практически невозможно задеть, в каком-то роде он неуязвим для критики, он стабилен и его сложно вывести из равновесия. При болезненном эго всё происходит иначе — человека можно зацепить практически любой оценкой, чужие суждения могут довести его до кипений, до слез и истерики. Бывает и так, что состояние «меня зацепило» происходит и вовсе на ровном месте, когда критика относилась не к нему, но человек принял это на свой счет и начал злиться, страдать, обижаться. «Сама придумала и сама обиделась» — бытовой пример такого случая.

Любое слишком бурное эмоционирование на слова и поступки других людей может быть признаком раздутого эго. Когда с эго все в порядке, вы позволяете, что люди могут себя проявлять по-разному, это их право, и реагируете соответственно

Идея в библейской фразе «подставь другую щеку» не в том, чтобы тебя продолжили избивать, а в том, чтобы дать человеку шанс проявить себя по-другому. Возможно, в первый раз он задел тебя случайно и незлонамеренно, просто слишком размахался руками, но при раздутом эго любую реакцию, любое поведение окружающих людей человек с огромной короной будет воспринимать болезненно, не пытаясь трезво посмотреть на то, хотели ли его ранить или нет.

10. «Мне все должны»

При общении люди часто выставляют друг другу какие-то требования, ставят условия, при невыполнении которых общение становится невозможным. Какие-то требования действительно необходимы — если вам хамят, проявляют агрессию, делают что-то неприятное, вы вправе прервать общение и закрыть свои границы от этого человека. Но больное эго выставляет такой шквал этих требований, что там не может быть и речи о каком-то принятии людей такими, какие они есть. Завышенные требования к самому себе — еще одно проявление феномена «мне все должны», как и агрессия, которая может быть направлена на самого себя.

Что делать с раздутым эго?

Обнаружить проблему — это уже полдела, но что делать с этим знанием дальше? Ниже — несколько рекомендаций, как можно нивелировать этот отравляющий жизнь дефект:

1. Поправить корону

Увидеть свою съехавшую на глаза корону, посмеяться над самим собой и поставить ее на место — это первый шаг к тому, чтобы ситуация поменялась. Осознанность и хорошее чувство юмора способны спасти от многих бед, — это универсальное средство, налаживающее любые отношения, в том числе и со своим собственным раздутым эго.

2. Принять чужую правду

Мы часто говорим «нет» другой картине мира, отрицаем другую позицию. А полезно — открыться этому и попытаться увидеть какую-то выгоду, найти истину и ресурс в том, с чем вы не могли согласиться ранее. Какая-то часть правды есть в любом мнении, в любой позиции, даже самой идиотской, какой она кажется на первый взгляд. Постараться принять эту правду, допустить, что такая точка зрения тоже достойна существования, — один из методов усмирить себя, когда у вас «бомбит»

3. Найти свои ценности

За каждыми вашими действиями стоит какая-то ценность. Например, когда вы что-то доказываете, попытайтесь понять, зачем вы это делаете? Чтобы чувствовать свою собственную важность? Хорошо, значит это ваша ценность — чувствовать свою значимость. А можете ли вы делать что-то другое, проявить себя как-то иначе в этой ситуации, чтобы реализовать эту ценность на практике?

Для работы со своими ценностями существует техника «пирамида Дилтса» — это несколько логических уровней, которые позволяют навести порядок в голове и разобрать по полочкам любые действия, увидеть цели и понять ценности. Как вариант, можно попробовать этот или какой-то другой метод для работы со своими ценностями — это полезно не только для усмирения своего эго, но и вообще для всей жизни, для всех ее аспектов.

4. Быть готовым к провалу

Чтобы усмирить свое эго, нужно прийти в состояние готовности облажаться или сдаться. Готовность к тому, что у вас не получится отстоять свою позицию, готовность проиграть и принять последствия своего провала. Снижение важности и принятие любого исхода событий не только отлично сдувает эго, но и успокаивает нервы, снимает тревогу и стресс

5. Договориться о невозможности договориться

В общении с другими людьми помогает такой способ: договориться о том, что вы никогда не сможете договориться. Изменить картину мира другого человека в одном моменте, в процессе разговора мы все равно не сможем. У него уже сложилась своя нейронная сеть, у него есть свои убеждения, свой набор знаний. Даже если вы разговариваете с ребенком, вы не сможете его переделать быстро «под себя». Поэтому договариваться нужно не на уровне картин мира, а на уровне результатов, которые мы должны получить за счет какого-то совместного действия или обсуждения

6. Почувствовать единство с другими

Еще одна рекомендация — осознавать, что рядом находится личность, имеющая право быть собой. У нее свой жизненный путь (в т.ч. путь ошибок и уроков), свои верования, свои устремления. Здесь нужно найти опору на глубинное уважение к человеку. Просто вспомнить о том, нахожусь ли я сейчас в позиции уважения или нет?

Эго разобщает и заставляет нас дистанцироваться друг от друга. Поэтому нужно попробовать найти общую основу, какую-то базу, за счет которой можно почувствовать общность с другим человеком. Может быть, у вас общие интересы или общие ценности? Или общий результат, к которому вы оба стремитесь? Целенаправленно сместив внимание на общность, любой разговор будет проходить намного легче и приятнее для обеих сторон.

7. Замечать свою эмоцию в моменте

«Что я сейчас чувствую?» — этот вопрос помогает прийти в себя во многих случаях. Раздутое эго часто сопровождается негативными эмоциями. Важно просто заметить вредную эмоцию, и это уже снизит накал ситуации, сделает ее менее критичной. Как только вы осознали эмоцию, нужно порадоваться, что вы ее отследили, и заменить ее на радость и гордость за себя. «Ух ты, я отследила, что я злюсь!», — если раньше у вас была привычка уходить в эту злость с головой, то сейчас нужно посмотреть на нее отстраненно, и тогда эта эмоция вас отпустит. Вернее, вы отпустите ее, если не будете за нее держаться.

8. Вспомнить про божественное начало

Эта рекомендация не всем понятна. Но при этом для некоторых только она и работает, а остальное из нашего списка — цветочки. Здесь нужно вспомнить, что во вселенной есть нечто намного мудрее нас и через других людей это нечто разговаривает с нами. Кому-то легче всего назвать это Богом

Такой подход помогает, когда внутри начинает что-то клокотать и появляется убежденность, что вы правы, а все остальные — дураки и ничего не понимают. Вспоминая о том, что через тела этих людей, через их проявления с вами взаимодействует что-то божественное, вы начинаете расслабляться, открываться, и в какой-то момент уже на рациональном уровне действительно проявляется что-то ценное, что эти люди хотели до вас донести.

© М. Иванова, 2019 г.
© Публикуется с любезного разрешения автора

Источник

Значение слова «гипертрофированный»

Что означает гипертрофированное чувство. Смотреть фото Что означает гипертрофированное чувство. Смотреть картинку Что означает гипертрофированное чувство. Картинка про Что означает гипертрофированное чувство. Фото Что означает гипертрофированное чувство

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ГИПЕРТРОФИ’РОВАННЫЙ, ая, ое (спец.). Подвергшийся гипертрофии. Гипертрофированные мышцы.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

гипертрофи́рованный (прилагательное)

1. мед. о каком-либо органе или ткани увеличенный в объёме вследствие болезни, усиленной работы и т. п.

2. книжн. характеризующийся гипертрофией, чрезмерно преувеличенный ◆ То давление на науку, которое было произведено, очень скверно отозвалось на ней, исказив действительный образ науки, введя в чистую науку работу по специально-техническим заданиям, создав некоторый саморекламирующий дух и создав научные институты гипертрофированных размеров, совмещающие науку и технику, понизив ее уровень, и в некоторых случаях почти полностью уничтожив чистую научную работу. П. Л. Капица, «Записка о чистой науке», 1935 г. (цитата из НКРЯ)

гипертрофи́рованный (причастие)

Делаем Карту слов лучше вместе

Что означает гипертрофированное чувство. Смотреть фото Что означает гипертрофированное чувство. Смотреть картинку Что означает гипертрофированное чувство. Картинка про Что означает гипертрофированное чувство. Фото Что означает гипертрофированное чувствоПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова карфагеняне (существительное):

Источник

Публикации в СМИ

Клинико-патогенетические и терапевтические аспекты тревожных расстройств

Что означает гипертрофированное чувство. Смотреть фото Что означает гипертрофированное чувство. Смотреть картинку Что означает гипертрофированное чувство. Картинка про Что означает гипертрофированное чувство. Фото Что означает гипертрофированное чувство

Эмоции составляют неотъемлемый компонент и проявление жизнедеятельности человека. Разновидностей положительных эмоций всего две: радость и интерес. Отрицательные эмоции имеют более широкий спектр, чем положительные, и делятся на биологические (тревога, страх, страдание, гнев и их производные) и социальные (стыд, вина, боязнь утраты своего «я»). Оcобое место среди них занимает тревога, являющаяся одним из наиболее древних эволюционных механизмов. Ее биологическое значение в том, что она как аналог активно-оборонительной реакции обеспечивает организму предуготованность к действию в ситуации стресса. По мнению Р. Мэй [7], «тревога есть опасение в ситуации, когда под угрозой оказывается ценность, которая, по ощущению человека, жизненно важна для существования его личности». В данном контексте тревога является естественной, адекватной, полезной. Однако при ряде объективных и субъективных условий тревога становится избыточно выраженной, теряет свой адаптивный характер и рассматривается как патологическая (табл. 1). Трансформируясь из нормальной в патологическую, тревога становится основой для формирования тревожных расстройств (ТР).

Этиопатогенез и эпидемиология ТР

В настоящее время — в период стрессов и перегрузок — распространенность ТР в популяции очень велика [1, 10]. По данным зарубежной литературы, одномоментно 9% населения в мире страдает каким-либо ТР, а за все время своей жизни ТР переносят почти 25% людей.

Рассматривают биологические и психологические предпосылки формирования ТР [2]. Психологические аспекты этиопатогенеза представлены в рамках различных психологических теорий. В частности, психоаналитическая теория рассматривает тревогу как сигнал появления неприемлемой, запретной потребности или импульса, которые побуждают индивида бессознательно предотвращать их выражение. С позиций бихевиоризма тревога и, в частности, фобии первоначально возникают как условно-рефлекторная реакция на болезненные или устрашающие стимулы. Когнитивная психология делает акцент на ошибочных и искаженных мыслительных образах, предшествующих появлению тревоги.

Биологические теории в основу определения понятия берут биологический критерий, т. е. специфическое состояние мозгового субстрата. В данной парадигме любые ТР рассматриваются как следствие церебральных патологических изменений, выявление которых связывается с дальнейшим совершенствованием диагностических технологий. В частности, исследования биоэлектрической активности мозга пациентов с ТР показывают различия пространственно-частотных характеристик электроэнцефалограммы (ЭЭГ) у лиц с повышенным уровнем тревожности [3, 5]. Исследование уровня церебрального метаболизма позволяет предполагать, что основой мозгового обеспечения реактивной тревожности является система, наиболее устойчивые звенья которой такие церебральные структуры, как верхнетеменная ассоциативная кора, парагиппокампальная извилина, таламус и хвостатое ядро, амигдалярный отдел мозга [2, 12].

Особенность современного подхода к вопросу изучения тревоги состоит в представлении о ее многофакторной природе, основанном на признании единства биологических, психологических и социальных составляющих ТР.

Классификация тревожных расстройств

Существующие классификации ТР предполагают формирование самостоятельных рубрик, основанных на понимании тревоги не как синдрома, а как отдельной диагностической единицы. Тревога и ТР рассматриваются в двух наиболее широко используемых диагностических системах — МКБ-10 и американской DSM-IV-TR.

В МКБ-10 не используется традиционная дифференциация между неврозами и психозами, которая была использована в МКБ-9. Тем не менее, термин «невротические» сохраняется в названии большой группы расстройств F40-F48 «Невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства».

В руководстве по диагностике и статистике психических расстройств DSM-IV-TR (2000) до переиздания данной классификации в 1980 году к тревожным расстройствам применялся термин «невроз». Однако в дальнейшем приобрела место тенденция все большего клинического «дробления» ТР, которое нашло отражение в поздних классификационных системах поведенческих и психических нарушений.

Клиническая характеристика тревожных расстройств

В группу ТР входят несколько довольно разнородных заболеваний, связанных одним общим признаком — высоким уровнем тревоги, которая носит стойкий характер, может ограничиваться или не ограничиваться какими-либо определенными обстоятельствами (фиксированная или нефиксированная, личностная и ситуативная).

Клинически ТР проявляются психическими и соматическими (вегетативными) симптомами, важной отличительной чертой которых является полисистемность.

В качестве психических проявлений ТР наиболее часто выступают:

Вегетативные (соматические) проявления тревоги включают:

Характерным свойством тревоги является не только предвосхищение той или иной опасности, но и побуждение к поиску и конкретизации этой опасности, что приводит к формированию тех или иных синдромов. От того, по какому пути идет конкретизация (реализация) тревоги, зависит формирование того или иного клинического синдрома, т. е. того или иного варианта ТР.

Характеристика основных вариантов тревожных расстройств

Генерализованное тревожное расстройство (ГТР) (F41.1) характеризуется тревогой, которая носит генерализованный и стойкий характер, не ограничивается какими-либо определенными средовыми обстоятельствами и даже не возникает с явной предпочтительностью в этих обстоятельствах (т. е. является «нефиксированной»).

Для постановки диагноза первичные симптомы тревоги должны присутствовать у больного в течение как минимум шести недель. Наиболее часто в этом качестве выступают:

Диагностические критерии для ГТР менее четкие, чем для других вариантов ТР, и скорее построены по принципу исключения. По мнению большинства исследователей, ГТР не представляет единой диагностической категории, а отражает скорее особый тревожный феномен, возникающий при разных диагнозах.

Остальные ТР, разнесенные по другим рубрикам и подрубрикам, по существу определяются вышеперечисленными критериями (большинством из них или только частью) и дополнительными критериями, определяющими специфику того или иного ТР.

Основная черта панического расстройства (F41.0) — периодически повторяющиеся приступы паники, возникающие спонтанно, внезапно, без видимой связи с внешними раздражителями («как гром среди ясного неба»), длятся 5–30 мин и сопровождаются такими симптомами, как одышка, сердцебиение, головокружение, удушье, боль в груди, дрожь, усиленное потоотделение и страх умереть или сойти с ума. Приступы часто возникают в ситуации, когда больные стеснены в свободе передвижения или в помещении, откуда они не сумеют выбраться и где не смогут получить помощь.

Паническому расстройству часто сопутствует агорафобия. В настоящее время этот термин трактуется шире, чем раньше, и включает страх не только открытых пространств, но и любых ситуаций, из которых нет возможности немедленно выбраться и вернуться в безопасное место. Хотя агорафобия считается отдельным расстройством, она часто служит механизмом защиты при паническом расстройстве: оставаясь дома или покидая его только с сопровождающими, больные тем самым избегают стресса, снижая вероятность приступа.

Фобическое тревожное расстройство (F40) клинически проявляется как страхи сверхценного содержания, которые не оправдываются конкретной угрозой или не соответствуют ей по степени значимости.

Ниже перечислены характерные свойства фобий:

Тематика фобий разнообразна. Один из самых частых вариантов фобий — нозофобия (страх болезни, например, канцерофобия) — чаще провоцируется болезнью кого-то из знакомых. Даже тщательное медицинское обследование редко приносит облегчение.

Для агорафобии (F40.0) специфичен страх оказаться в людской толпе, в общественном месте, в какой-либо поездке, особенно самостоятельной. Как было сказано ранее, агорафобия может сопровождать панические атаки, но может возникать и без них.

Социальная фобия (F40.1) — выраженный страх оказаться в центре внимания или страх повести себя так, что это вызовет смущение или унижение в определенных ситуациях, таких как общение или прием пищи в общественных местах, публичные выступления, случайная встреча знакомых лиц на публике, посещение общественных туалетов, пребывание в небольших группах (например, на вечеринках, собраниях, в классной комнате) и т. д.

Определяющим критерием специфических (изолированных) фобий (F40.2)является страх в рамках строго ограниченной ситуации или строго определенных объектов (высоты, змей, пауков, полетов на самолете и т. д.). Как и при социальных фобиях, избегание значимых ситуаций в ряде случаев помогает больным достаточно успешно приспосабливаться к повседневной жизни.

Обсессивно-компульсивное расстройство (F42) включает навязчивости, которые нередко приводят к формированию навязчивых действий и ритуалов (компульсии). Навязчивости (обсессии) — это упорно и неотступно преследующие человека идеи, мысли или импульсы, которые воспринимаются как болезненные и неприятные, например богохульные мысли, мысли об убийстве или сексе. Для них характерны следующие признаки:

Компульсивность — повторяющееся, целенаправленное и намеренное поведение, возникающее как реакция на навязчивости с целью нейтрализовать или предотвратить психологический дискомфорт.

Примером являются навязчивые мысли на тему грязи и загрязнения, приводящие к навязчивому мытью и избеганию «загрязняющих» объектов, патологический счет и навязчивая проверка, например многократные проверки, выключен ли газ, или возвращения на одну и ту же улицу, чтобы убедиться, что никого не задавил и др.

Постстрессовая тревога в рамках посттравматического стрессового расстройства (F43.1) развивается после угрожающих жизни ситуаций или катастрофы (военные действия, авария на АЭС, автомобильная катастрофа, пожар, наводнение, изнасилование). Характерны стойкие болезненные воспоминания, повышенная возбудимость, раздражительность и вспышки гнева, нарушения сна и кошмары, включающие картины пережитой ситуации, чувство одиночества и недоверия, ощущение собственной неполноценности, избегание общения и любых видов деятельности, которые могут напомнить происшедшие события.

Смешанное тревожное и депрессивное расстройство (F41.2) диагностируется в тех случаях, когда у больного присутствуют симптомы как тревоги, так и депрессии, но ни те, ни другие по отдельности не являются отчетливо доминирующими или выраженными.

В рамках специфических расстройств личности (F60) (следует помнить, что выраженные расстройства личности — это привычные для русскоязычного читателя психопатии) относительно недавно появилось (впервые лишь в DSM-III) тревожное («уклоняющееся», «избегающее») расстройство личности (F60.6). В какой-то мере оно напоминает сенситивный тип психопатии, не всегда выделявшийся в российских классификациях. Пациентов уже с раннего детства характеризуют как робких, застенчивых людей с заниженной самооценкой. Гипертрофированный страх вызвать к себе даже незначительное критическое отношение приводит их к избегающему поведению.

Очень близко по клинической картине к тревожному типу примыкает зависимое расстройство личности (F60.7). Оно, как и предыдущее, также заимствовано из DSM и в классической российской и немецкой психиатрии отсутствовало. Неуверенность в себе, опасение проявления каких-либо заметных реакций (особенно сексуальных и агрессивных) объединяется выраженной тревогой, страхом быть покинутым значимым человеком.

Особенностями проявления тревоги в детском возрасте являются:

Специфические ТР детского возраста представлены в рубрике F93 «Эмоциональные расстройства детского возраста». Большая часть их является по существу преувеличением нормальных тенденций в процессе развития, нежели качественно новыми феноменами. Примером является тревожное расстройство в связи со страхом разлуки в детском возрасте (F93.0). У таких детей не формируются навыки самостоятельного поведения и страх разлуки приобретает гипертрофированные размеры. Тревога у ребенка может приобретать формы:

Рубрика «Фобическое тревожное расстройство детского возраста» может быть использована только для страхов, специфических по отношению к определенным стадиям развития и отвечающих критериям рубрики F93:

Социальное тревожное расстройство детского возраста (F93.2) используется только для расстройств, возникающих в возрасте до 5 лет и не соответствующих обычным для этого возраста проявлениям. Обращает на себя внимание выраженная разница между поведением в домашней обстановке и во внесемейных социальных ситуациях, что сопровождается проблемами социального функционирования.

Лечение тревожных расстройств

Опыт работы с пациентами, страдающими ТР, неизбежно приводит клиницистов к заключению о максимальной эффективности комплексного подхода, сочетающего психотерапию, психофармакотерапию и социально-средовое воздействие (табл. 2).

Основным методом в сложном терапевтическом комплексе при ТР является психотерапия [4, 11]. В настоящее время в распоряжении психотерапевта имеется большой арсенал средств, начиная от простых, которые решают задачи симптоматического улучшения, до сложных, направленных на разрешение внутренних конфликтов пациента. Большинство схем психотерапии основано на предположении, что тревога обусловлена преувеличенной оценкой угрозы или неверной трактовкой собственного состояния повышенной активации. При этом либо переоценивается внешняя опасность, либо недооцениваются собственные возможности справиться с ней. Возникают тревожные опасения и чувство беспомощности, при которых повышенное внимание уделяется своему внутреннему состоянию. Повышенная настороженность приводит к сужению внимания и снижению его концентрации, а также к нарушениям самоконтроля и правильного реагирования. Важнейшая цель психотерапии — поэтапное приведение пациентов к осознанию сути своего психологического конфликта и далее к постепенной модификации прежних неадекватных схем и установок и в итоге выработка новой, более гармоничной и гибкой системы взглядов и отношений, более зрелых механизмов адаптации, восстановление самоконтроля и адекватного реагирования. Содержание основных психотерапевтических методов, эффективных в работе с тревожными расстройствами, приведено в табл. 3.

Все вышеперечисленные методы в равной степени эффективны при различных вариантах ТР, тем не менее, стоит отметить, что определенные техники более предпочтительны и в определенном смысле специфичны при конкретных формах ТР (табл. 4).

Особую роль в терапии ТР играет психофармакотерапия (табл. 5). В настоящее время существует богатый арсенал противотревожных препаратов, позволяющих влиять не только на психические, но и на соматические проявления тревоги.

В основе формирования тревоги лежит нарушение баланса некоторых медиаторов: серотонина, норадреналина и ГАМК. Противотревожные препараты в основном реализуют свое действие именно через эти медиаторные системы. Среди ГАМКергических анксиолитиков ведущее место занимают бензодиазепиновые транквилизаторы. Основными преимуществами бензодиазепиновых анксиолитиков являются быстрое и реальное достижение терапевтического эффекта. Из недостатков лечения бензодиазепинами следует назвать: синдром «отдачи» (быстрое возобновление или преходящее усиление симптоматики после отмены препарата), риск привыкания и формирования лекарственной зависимости, нарушение познавательных функций (внимания, концентрации, памяти), нарушение координации. Поэтому препараты бензодиазепиновой группы нельзя принимать дольше 2–4 недель.

В связи с вышеперечисленными «бензодиазепиновыми» проблемами в клиническую практику широко внедряются анксиолитики нового поколения небензодиазепиновой природы. К ним относятся, в частности, блокаторы гистаминовых Н1-рецепторов: тофизопам (Грандаксин), который обладает анксиолитическим действием, является психовегетативным регулятором, а также не оказывает седативного и миорелаксирующего действия, и гидроксизин (Гидроксизин, Атаракс), который отличается быстрым наступлением эффекта, отсутствием привыкания и лекарственной зависимости, не нарушает познавательные функции, обладает противозудным и противорвотным действием.

Среди других небензодиазепиновых анксиолитиков можно отметить также азапироновый препарат буспирон (Спитомин) и Афобазол (препятствует развитию мембранозависимых изменений в ГАМК-рецепторе).

Через серотонинергические системы на тревогу воздействуют трициклические антидепрессанты, селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС) и антидепрессанты двойного действия.

Препаратами первого выбора для лечения тревожных расстройств являются бензодиазепиновые транквилизаторы и СИОЗС, в качестве препаратов второй очереди рассматриваются трициклические антидепрессанты и небензодиазепиновые анксиолитики.

В ряде случаев положительный эффект при лечении тревоги достигается при применении нейролептиков — тиоридазина (Сонапакс), сульпирида (Эглонил), тиаприда (Тиаприд) и др. Однако следует помнить, что при назначении нейролептиков возможно появление слабости, снижение артериального давления, нарушение менструального цикла, прибавка массы тела, выделение молозива, снижение либидо.

Бета-адренергические блокаторы (такие как пропранолол и атенолол) особенно действенны при выраженном вегетативном компоненте ТР, так как блокируют физические симптомы боли в груди, сдавливания горла и одышки, не оказывая седативного (расслабляющего) эффекта.

В ряде случаев психотропные препараты могут плохо переноситься пациентами из-за побочных эффектов, что в конечном итоге нивелирует их терапевтическую эффективность. Официальные препараты растительного происхождения, имеющие существенно меньше побочных эффектов, могут рассматриваться в качестве альтернативной терапии или использоваться для усиления эффективности рецептурных препаратов. Основным же показанием для применения этой категории препаратов являются кратковременные субсиндромальные или «неразвернутые» (мягкие) тревожные расстройства.

Среди фитопрепаратов, используемых клиницистами для лечения субпороговой тревоги, широкое распространение получило лекарственное средство Ново-Пассит, который показал свою эффективность, возможности применения в самых разных возрастных группах [6, 8], отсутствие каких-либо побочных эффектов, высокую анксиолитическую активность и, наконец, что весьма важно, свою доступность. Активными компонентами препарата являются сухие экстракты лекарственных растений с выраженной седативной активностью (хмель, зверобой, мелисса, страстоцвет, бузина, валериана, боярышник) и гвайфенезин, обладающий выраженным анксиолитическим действием.

Благодаря уникальному составу Ново-Пассит часто назначается детям и взрослым с различными формами тревожных расстройств. Седативный и анксиолитический эффект препарата способствует устранению тревоги и связанных с ней вегетативных симптомов: расстройств сна, напряжения мышц, головных болей и астении. Препарат нетоксичен, безопасен и не вызывает привыкания.

Еще одной альтернативой лекарственным средствам стали гомеопатические противотревожные препараты. К таким препаратам относится Тенотен, в состав которого входят тонкие регуляторы — антитела к белку S-100, содержащемуся в отделах головного мозга, ответственных за адекватное эмоциональное реагирование. В результате реализуется его ГАМК-миметическое действие, восстановление ГАМКергической нейропередачи. Клиническое действие при этом проявляется снижением тревоги, улучшением когнитивных функций [9].

Выбор психотропного препарата зависит от характеристик ТР:

По мере усложнения клинической картины и хронизации тревоги приоритет все в большей степени отдается антидепрессантам или комбинированной терапии.

Среди других препаратов, применяемых в терапии ТР, можно отметить препараты, улучшающие гемодинамические и метаболические процессы в ЦНС (пирацетам (Ноотропил), гамма-амино-масляная кислота (Аминалон), для детей — гопантеновая кислота (Пантогам)). Эти препараты, оказывая прямое активирующее влияние на интегративные механизмы мозга, стимулируют когнитивные процессы, повышают устойчивость мозга к «агрессивным» воздействиям, улучшают кортико-субкортикальные связи, облегчают передачу информации между полушариями, улучшают синаптическую передачу в структурах головного мозга. В решении данной задачи хорошо зарекомендовали себя препараты Нейромультивит и Энерион, воздействующий на структуры ретикулярной формации и оказывающий стимулирующее действие.

В настоящее время в мировой клинической практике накапливается материал, свидетельствующий о том, что специально подобранные «афферентные (сенсорные) притоки» способствуют оптимизации вегетативной регуляции при различных патологических состояниях, в частности, при ТР (Gudzzetta C. E., 1989; Маляренко Т. И. и соавт., 1998, 2000; Завьялов А. В., 2000; Говша Ю. А., 2003). Для решения данных задач используются акустические (музыка), обонятельные (запахи), зрительные и другие сенсорные притоки, а также комбинированные формы психосенсорного воздействия в комплексной терапии ТР. В комплексе терапии ТР используются также другие методы, основанные на физиогенном воздействии: рефлексотерапия, массаж.

Исходя из сказанного, представляется важным повышение информированности специалистов широкого профиля об особенностях диагностики и терапии ТР. Современные подходы к лечению ТР строятся с позиции интегративного подхода, сочетающего в себе психотерапию, психофармакотерапию и социально-средовое воздействие. ЃЎ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *