Что означает гусельки яровчаты
Что означает гусельки яровчаты
Гусли звонкие, яровчатые
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Введение
На уроках в музыкальной школе нам рассказывали про инструменты. Учительница сказала, что изучая историю какого-либо инструмента, можно многое узнать об истории своей страны. На уроках музыкальной литературы меня заинтересовала история появления гуслей. Однажды я была на концерте, на котором выступал коллектив гусляров. Мне очень понравилось звучание данного инструмента, и я решила узнать о нем как можно больше.
Актуальность моей работы в том, что в настоящее время интерес к гуслям заметно вырос. Во всех ансамблях есть свой гусляр-инструменталист, возрождаются народные промыслы по изготовлению гуслей.
Цель работы:создать свои гусли и попробовать воспроизвести некоторые приёмы игры на них.
Задачи:
1. Исследовать историю страны через изучение старинного музыкального инструмента «гусли».
2. Изучение литературных и музыкальных произведений, где упоминается такой инструмент как гусли.
3. Исследовать процесс изготовления гуслей.
4. Воспитание музыкального и эстетического вкуса.
5. Формирование чувства патриотизма и гордости за свой народ и свою Родину
Объект исследования: гусли
Предмет исследования: этапы создания самодельных гуслей.
Гипотеза: создание макета гуслей в домашних условиях позволит не только освоить технологию изготовления этого русского инструмента, но и открыть некоторые страницы истории нашей страны.
Методы исследования: изучение и анализ литературы, наблюдение, сравнение, обобщение, систематизация, аргументация, практические опыты.
Практическая значимость моей в изучении древнерусской истории через музыкальный инструмент.
Глава I. История создания гуслей
1.1. Значение гуслей
В прежние времена они были слышны в деревенских избах. Об этом инструменте существует много легенд и народных присказок. В первый раз, гусли упоминаются в 1591году. Но более точной даты создания данного инструмента нет и в одном источнике.
Территория распространения культуры гуслей имеет очевидное территориальное ядро, генетически связанное с предками восточных славян (их северной части) и болтами (приложение 1, рисунок 2)
Историки доказывают, что «гусли» – исконно русское слово. Музыкантов, играющих на гуслях, называют гуслярами (приложение 1, рисунок 3)
Не гукнуть – значит, не прозвучать, не издать ни единого звука. Ни «гука» – ни звука. Но кроме этого звук «гу» имеет еще значение «идти, двигаться».
Гусляры исполняли свои песни не только в положении сидя, но и передвигаясь, для чего подвешивали гусли на тонкие ремешки. Отсюда и русское слово «гулять», а также значение сочетаний «отгулять свадьбу» или «отгулять праздник». В это время мы и двигаемся, и «звучим».
Песни и наигрыши на гуслях любили все: как простолюдины, так и цари. Как они «дожили» до наших дней?
У этого инструмента действительно бывали тяжелые времена. Гусли были гонимы. Их отбирали, ломали. Целыми телегами, как сказано в исторических источниках, грузили их, везли за Москву-реку и жгли. Даже считалось грехом слушание гуслей. Гусляры высмеивали пороки власти и церкви, а это не всем нравилось. Каждый, кто интересуется историей православия на Руси, сталкивается с феноменом крайне негативного отношения церковников к такому, казалось бы, безобидному инструменту, как гусли. В XII веке любого, кто был замечен в ворожбе, рассказывании сказок или гудении в гусли, ожидали «посмертные муки». В XVI веке один из вопросов на исповеди звучал как: «Не пел ли ты песен бесовских, не играл ли на гуслях?» Во время царствования Алексея Михайловича изъятые у населения гусли сжигались возами. Видимо, ненависть была в первую очередь основана на связи гуслей с языческими верованиями (приложение 1, рисунок 4).
В разных странах и у разных народов появлялись музыкальные инструменты, похожие на гусли, но назывались они по–разному.
Со временем менялись корпуса и конструкция гуслей. Претерпели изменения среди обработки материала и нанесение лака. Изменилась и декоративная отделка. В результате гусли из грубого народного инструмента, превратились в настоящее произведение искусства с уникальным и богатым звучанием
1.2 Виды гуслей
Сравнение по материалу
Все гусли имели общие детали: струны, холковый ряд, корпус, резонатор и струнодержатель. Форма и расположение могли быть разными.
В то время инструмент делался из сухих досок клена или ели. Название гуслей иногда происходили и от поделочного материала. Струны на гуслях настраивали с помощью шпеньков. Сначала струны делали из жил животных. На корпусе древних гуслей устанавливалось пять струн. Самое малое количество струн. Это число может доходить до 66. Однако пятиструнность гуслей, по мнению ученых, наилучшим образом соответствует ладу русской песни.
Во многих былинах по-разному называют гусли: яровчатые и звончатые (приложение 1, рисунок 5). Но в чем же разница?
В старину корпус гуслей делали из дробленой сухой еловой или кленовой доски, выдалбливали ящик, в виде корыта и натягивали струны. Особенно мастерами был любим клен явор, отсюда и название гуслей.
Сначала струны делали из жил животных.
Сравнение по форме
По форме выделяли шлемовидные и крыловидные гусли, столововидные.
Крыловидные гусли. В дальнейшем форма плоской резонаторной коробки менялась. Появились гусли крыловидной формы. В них бывает от 4 до 14 струн. Гусли звончатые похожи на крыло птицы или на геометрическую фигуру – трапецию. Мастера их расписывали яркими красками, придумывая причудливые орнаменты. Крыловидные гусли были почти в каждом крестьянском доме, под них пели колыбельные, рассказывали сказки, плясали. Родители делали своим детям игрушечные гусельки (приложение 1, рисунок 7)
Столововидные. Со временем менялись корпус и конструкция гуслей, претерпели изменения технология обработки материала и нанесения лака. Изменилась и декоративная отделка. И в результате гусли из грубого народного инструмента превратились в настоящее произведение искусства с уникальным и богатым звучанием. Инструмент, возникнувший на рубеже 17-18 вв. Бытовал и как переносной инструмент, который возлагался горизонтально на колени гусляра. В основном же был распространён как неподвижный инструмент с большим количеством струн (до четырёх октав). Иногда такие гусли попадались в домах зажиточных горожан, где сопровождали застолья. В настоящее время используются и в академической среде, где так же развился в клавишные гусли (которые открывали, по нажатию клавиши соответствующие ей струны, как на крыловидных). Обычно играли на них, как на шлемовидных, но часто попадалось и глиссандо, при глушении струн для образования аккорда (приложение 1, рисунок 8)
1.3. Гусли в литературных произведениях
Со временем Киевской Руси частые упоминания о гуслях их значение для народа встречаются в русских летописях, сказаниях, устном народном творчестве…(приложение 1, рисунок 9)
Информация о гуслях
Памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» (11-12 в.)
«Боян же, братие, не 10 соколовна стадо лебедей пущаше,но своя вещиа перстына живая струны вскладаше;они же сами князем славу рокотаху».
Под перебор волшебных струн
Все веселились — стар и юн,
Гусляр персоной важной слыл,
Народа он душою был.
былины и старинные русские сказки
Возьму гусли звонкие, яровчатые
Да настрою гусли на старинный лад,
Заведу старину стародавнюю, бывальщину
О деяньях славно-русского богатыря Добрыни Никитича.
В опере « Руслан и Людмила» по поэме А.С. Пушкина М.И. Глинка
И звонких гуслей беглый звук
Все смокли, слушают Баяна
И славит сладостный певец
Людмилу-прелесть, и Руслана,
Сборник русской поэзии «Лирикон»
Вольные мысли передавали гусляры
Гусли звонкие рокочут и звенят,
Про веселье чистой трелью говорят.
Мысли-песни напеваю я струнам,
Вольный ветер их разносит по полям.
народные певцы нелестно пели о властях
. О волюшке, о долюшке былинник запоет, И сердце к вольной волюшке покличет, позовет. Великой злобой дыбились вельможи да цари, Чтоб на руси повывелись бродяги гусляры. Но пели гусли звонкие, и был их лад суров, И шли бунты жестокие от песен гусляров.
русская народная былина «Добрыня Никитич»
Подрубили эту древу,Подрубили эту древу, Под самый под корень, Под самый под корень. Разрубили эту древу, Разрубили эту древу, На четыре части, На четыре части. Они сделали из древа, Они сделали из древа, Гусли звончатые, Гусли звончатые.
Русская народная Сказка « Кот, дрозд и петух»
Как кот настроил гусельцы и начал играть
Кот настроил гусельцы и давай натренькивать:
— Трень, брень, гусельцы,
Еще дома ли Лисафья-кума,
Во своем ли теплом гнездышке?
1.4 Гусли и современность
В настоящее время интерес к гуслям заметно вырос. Появились современные гусляры — сказители, задавшиеся целью воссоздания древней традиции как игры на гуслях, так и пения под гусли. Наряду с щипковыми гуслями трех видов, основным приемом игры на которых является щипок и бряцание, появились и гусли клавишные. Механика, установленная на них, при нажатии на клавиши открывает струны, и дает возможность выбрать нужный аккорд. Это заметно упрощает игру на гуслях как на аккомпанирующем инструменте.
В настоящее время среди ведущих коллективов, использующих звончатые гусли, по праву можно выделить государственный академический ансамбль гусляров (худ. руководитель – Народный артист РФ, профессор Ю. Евтушенко), ансамбль гусляров (худ. руководитель – лауреат международных конкурсов Л. Жук). Академический национальный оркестр им. Н. Осипова (худ. руководитель – Народный артист РФ, профессор Н. Калинин), академический оркестр Всероссийской государственной телерадиокомпании (худ. руководитель – Народный артист СССР, профессор Н. Некрасов) и многие другие коллективы.
Наибольшую известность получили современные гусляры.
Егор Стрельников родился на Украине, в Запорожской области. В 2000 году Егором Стрельниковым, Максимом Гавриленко и Романом Тюнякиным был создан ансамбль гусляров «Живая вода», где Егор Стрельников стал художественным руководителем. С самых первых концертов проявил себя как яркий, самобытный гусляр-инструменталист, виртуоз-самородок! Учился у знаменитого в России мастера — Дмитрия Локшина. Искусство инструменталиста обрело еще большую силу, когда он стал исполнителем духовных песнопений и былин Древней Руси. Яркая струнная имитация колокольных звонов привела его на звонницы православных храмов. И вот, он уже звонарь Свято-Данилова монастыря в Москве (приложение 1, рисунок 10)
Дмитрий Локшин (1921-1995)- широко известно в мире гусельной музыки. Ученик П. Е. Шалимова, Локшин является самым значительным деятелем в этой сфере исполнительства на русских народных инструментах в XX веке. И не только как солист-виртуоз, (он первым вывел гусли на концертную эстраду) но и конструктор новых инструментов (гуслей) с большими возможностями. Д. Б. Локшин создал несколько конструкций шлемовидных гуслей: 19-струнные, 23-струнные, перекрёстные 48-струнные, а также портативные клавишные гусли (приложение 1, рисунок 11)
Глава II. Изготовление гуслей
2.1. Технология изготовления
Секрет изготовления музыкального инструмента передавался столетиями.
Меня заинтересовало, а можно гусли сделать самим и нашли с папой инструкцию изготовления гуслей:
Инструкция: Нам нужен набор инструментов для работы по дереву: топор, полукруглые и прямые стамески, молоток, дрель со сверлами, ножовка, напильник, рубанок, наждачная бумага.
1. Изготавливаем корпус. Берем бревно березы, отпиливаем его с двух концов и раскалываем пополам. Далее по заготовке рисуем контур гуслей, как нами задуман инструмент, и начинаем стамеской выбирать дерево, оставляя по 1 см с боков и по 2,5 см на концах (приложение 2, фото 1-6)
2. Пружины делаются тоже из сухой ели и устанавливаются на расстоянии 5—6 см друг от друга
3. На корпус и на пружины ложится дека.
Это верхняя часть инструмента, которая наклеивается на «корыто» сверху и влияет на громкость и тембр гуслей. Она делается из еловых дощечек толщиной до 3 мм, склеиваемых между собой по длине, бок о бок.
7. Утицы – это дощечки, в которых проделываются отверстия для крепления металлического стержня. К нему крепятся струны. Утицы испытывают огромную нагрузку, поэтому, чтобы их не оторвало струнами, утицы надо крепко приклеивать к деке и для прочности закреплять винтами-саморезами.
8. Узор. Наши предки не делали ничего лишнего. Можно вырезать на деке медведя, гусляра или что-то сказочное, ведь инструмент существует, пока есть среда, которая его питает, — сказка, легенда, былина (приложение 2, фото 9)
2.2. Настройка инструмента
Результаты исследований показали, что во всех разновидностях инструмента основой является корпус-резонатор с натянутыми струнами, предназначенными для извлечения звука только одной высоты. Если на древних гуслях количество струн 4—5, то гусли более позднего периода имели 7-9 струн разной длины, которые натягивались параллельно одна другой. Все остальные струны (сколько бы их ни было) в октаву: 8 струну по первой, 9 струну по второй, 10 струну по третьей, и т.д.
Для исполнения народной музыки такой звуковой диапазон считался достаточным, так как обычно народные исполнители при игре используют две-три тональности. Гусли имели следующие строи:
пятиструнные гусли настраивались по звукам терцового ряда (ля(1), до(2), ми(2), соль(2), ля(2));
семиструнные имели диатонический строй;
иногда гусли настраивали в минорный звукоряд.
2.3 Способы извлечения звука
При игре гусли находятся у исполнителя в вертикальном положении, верхний угол инструмента слегка прижимается к груди. Колени — основная опора для гуслей, во время игры они слегка раздвинуты.
Пальцы левой руки находятся на струнах (при игре ими приглушают звучание ненужных струн), пальцами правой руки ударяют по открытым струнам. Пальцы всегда расположены у резонаторного отверстия. Чуть согнутыми, без напряжения подушечками пальцев прикасаются к струнам. Играют на гуслях медиатором.
Это небольшая продолговатая пластинка с заостренным утлом, сделанная из кости, пластмассы, пластика. Размеры медиатора: длина не превышает 25 мм, ширина 20 мм, толщина 1 мм, форма овальная. Играют медиатором с двух концов: заостренный край дает резкий звук, заоваленный — более мягкий. Для мягкого звучания медиатор слегка сжимают, ослабляя пальцы правой руки. Левая рука при перестановке пальцев на струнах в различные позиции заглушает те струны, входящие в аккорд, которые не должны звучат.
2.4 Приемы игры
Звук на инструменте извлекается следующими способами:
бряцание — поочередные удары медиатором по струнам вниз и вверх;
арпеджио — последовательное извлечение звуков, входящих в аккорд, от низких звуков к высоким, то же в обратном движении;
глиссандо — быстрое скольжение медиатором по открытым струнам;
тремоло — быстрое чередование легких ударов медиатором по струнам, с определенной частотой, попеременно вниз и вверх;
пиццикато — воспроизведение отдельных звуков или аккордов щипком подушечек пальцев правой или левой руки;
Заключение
Теоретическая часть оказалась самым увлекательным путешествием в историческое прошлое России по местам народных промыслов, связанных с изготовлением гуслей.
Я считаю, что цель работы достигнута, задачи выполнены:
Я убедилась, чтобы изготовить гусли самостоятельно, важно не только знать технику изготовления, но еще нужно вложить душу.
В ходе исследования я рассмотрела исторические сведения о гуслях и гусельном искусстве.
Я убедилась, что изучая историю гуслей, можно многое узнать об истории своей Родины.
Литература
1. В. Городовская. Романсы, вальсы, русские народные песни в обр. М., 2000
4. К. Шаханов. Школа игры на гуслях звончатых.- С. –Петербург, 2010.- 138 с
6. Лавров Г.И. История древнего инструмента.- М. Просвещение, 2006.- 225 с.
7. Лавров Г.И. История древнего инструмента. – С.-П. Детская литература, 1980. – 234с.
10. Тихомиров Д.П. История гуслей. – М. Тарту, 1962. – 115 с.
11. Фаминцын А. С. «Гусли», исторический очерк. – М.: Наука, 1890. – 168 с.
Приложения
Приложение 1
Рисунок 1. Гусли. Первое упоминание на Руси 6 в.
Рисунок 2. Карта распространения гуслей
Рисунок 4. Слепой гусляр
Рисунок 5. Гусли звончатые
Рисунок 6. Шлемовидные гусли.
Рисунок 7. Крыловидные гусли
Рисунок 8. Столовидные гусли
Рисунок 9. УНТ о гуслях
Рисунок 10. Егор Стрельников. Рисунок 11. Дмитрий Локшин
Рисунок 12. Певец-гусляр Андрей Байкалец
Рисунок 13-14. Зажим пальцами
Приложение 2
Фото 1. Начало моей работы. Фото 2. Замеры
Фото 3. Распиливание Фото 4. Шлифовка
Фото 5-6. Покраска
Фото 7-8. Натягивание струн
Все устаревшие слова из былины «Садко» и их значение, что писать?
Ввиду того, что былина содержит просто огромное количество устаревших слов, я не буду перечислять абсолютно все, но исключу из своего ответа те из них, которые на слуху у всех, общеизвестны и значение которых не вызывает никакого спорного толкования (например: град, казна, гусельки, невод, барыши, дружина, гербовый, братия и т.п.)
А теперь перейдем к малоизвестным устаревшим словам, значение которых современному читателю может быть понятно только из словаря.
Былина «Садко». Устаревшие слова, конечно, для создателя былины устаревшими не были,а стали таковыми они для нас, так как написана былина была не одно столетие назад.
Начинается поэма с указания места действия.
Это Ново-град, значит Новгород.
Далее гусли автор называет яровчатыми, для нас это уже совсем не понятно. Значение слова «звонкие». Буквально значит сделанный из дерева ясеня. Видимо ясеневые гусли имели особое звучание.
Всколыбалася. Слово относится к экспрессивной лексике. Значение «пошла волнами, забурлила, всколыхнулась, словно закипела».
Бел-горюч камень. Так называли камень около моря с чудесными свойствами.
Утехи = утешение, забава.
Заклад = залог, спор.
Красный товар. Конечно, речь не о цвете, а качестве товара.
Палаты. Комнаты во дворце, или богатом доме.
Дружина. Отряд воинов, слуг, окружающий князя, служащий ему.
Жребий вольжаный. Это значит кусок дерева с меткой, вольжаный = деревянный. Садко хотел сделать жребий из дерева, так как дерево легкое, то оно плавает на поверхности и не идет ко дну, что значило бы, что не зовет его к себе царь морской.
Вальяжный = красивый, прочный, изящный.
Столованье = пир, обед.
Сдивоваться = изумиться, удивиться.
Когда реке Десна давали название ещё не было такой профессии учёный-географ. Гораздо позже, уже в IХХ веке географы договорились считать берега реки, глядя вниз по течению, поэтому Десна оказалась левым притоком реки Днепр. Хотя названа именно правой, ибо находилась «одесную» от Борисфена, как считали жившие в этой местности славянские племена. Кстати подобный казус произошёл не только с Десной, множество рек на земле носят название правая-левая, хотя расположены в обратном порядке.
«Песнь о Вещем Олеге» Пушкина написана в 1822 году. За это время русский язык постоянно обновлялся. В него входили как новые термины и понятия, так и исчезали старые. Те слова, которые вышли из употребления называют архаизмами.
У архаизмов или устаревших слов есть синонимы в современном языке, они не уходят из языка насовсем. Они остаются в произведениях художественной литературы или пословицах.
В «Песни о Вещем Олеге» А.С.Пушкина можно найти следующие устаревшие слова:
Гусли: от седой старины до наших дней
Кто не знает, что такое гусли? Этот древнейший и самый, что ни на есть традиционный русский народный музыкальный инструмент. На Руси гусли звучали на боярских и княжеских пирах, крестьянских братчинах и в повседневном быту, на торжественных церемониях и языческих игрищах, скоморошьих потехах, на свадьбах и тризнах.
На гуслях играют богатыри Добрыня Никитич и Соловей Будимирович, боярин Ставр Годинович, новгородский гость Садко.
Звучат гусли и в народных песнях и сказках («гусли – самогуды»):
«- Лежат гусли не налажены, Коляда!
— Во тереме то гусли лежати,
Ай да некому во гусли играти. »
Гусли, а так же кюсле, крезь, коклес, кантеле прочие гуслеподобные инструменты балтов и финно-угров имели форму крыла (северный, «новгородский», прибалтийский тип), а так же шлема, усеченного треугольника, псалтыри* (южный, «киевский» тип). Естественно, они имели множество видов, впрочем, сводимых в рамки этих двух типов. Корпус выдалбливался из дерева (на севере это ель или сосна), сверху покрывался тонкой декой с резонаторным отверстием, над ней натягивались струны. Струны первоначально могли быть волосяными, льняными, кишечными, но в былинах они уже металлические, «звончатые», и могли «перержаветь».
Самые древние пятиструнные гусли были найдены на втором Троицком раскопе в 1975 году. Они найдены во дворе жилой усадьбы, принадлежащей в XI в. богатому новгородцу. Здесь же, во дворе этого дома, найдена берестяная грамота № 526, перечисляющая должников на довольно-таки большую сумму: 16 гривен и 4 куны. Среди множества бытовых предметов (стальные кресала, янтарные перстни, бронзовые булавки, столовая посуда и т. п.) найдено ожерелье из аметистовых граненых бус, бусы стеклянные золочёные бочковидные, бусы стеклянные битрапециоидные серебрёные и т. п. Гусли были в свое время сломаны и тремя частями брошены во дворе. Сохранились в довольно хорошем состоянии полностью дека, окрылок с небольшой частью корытца и обломок нижней части корытца гуслей. Все фрагменты гуслей прекрасно соединяются друг с другом, для полноты не хватает лишь средней части корытца. Общая их длина 83 см. ширина окрылка 13см. в его верхней фигурной части расположены пять круглых отверстий для колков диаметром 0,8 см. расстояния между отверстиями по линии натяжения струн 2,5 см., 2,2 см., 1,7 см. и 1,7см. Длина окрылка до деки 20см. Ширина резонаторного корытца у нижнего конца гуслей 5,5 см. В средней части гуслей ширина корытца 10 см., глубина 3,8 см., толщина стенок корытца 0,6 см. Окрылок и корытце гуслей сделаны из одного бруска сосны.
На боку корытца аккуратно вырезано слово «СЛОВИША». Имя владельца или мастера, сотворившего гусли (вполне возможно это был один и тот же человек, так как, как правило, мастер, изготавливающий гусли, является одновременно и отличным гусляром).
Бесподобно мастерство Садко, завораживающего своей игрой стихию и духов, даже царь морской (Водяник) веселится под игру гусляра:
«Скажут, мастер играть в гусельки яровчаты:
Поиграй же мне в гусельки яровчаты.
Как начал играть Садко в гусельки яровчаты,
Как начал плясать царь морской во синем море.»
Пение и игра на музыкальных инструментах были глубоко взаимосвязаны: обрядовое песнопение способствовало рождению музыкальных инструментов, установлению их строя. И здесь музыка сочеталась с танцем, недаром языческие обряды получили ещё и название «игрищ». Христианство, естественно, не могло положительно относиться к музыке, песням и танцам, справедливо видя в них не просто забаву, но языческий обряд и наделяя этими атрибутами Дьявола и бесов. В «Житии святого Исакия» рассказывается о явлении к нему бесов в виде прекрасных юношей «их же лица бяху аки солнце»: удариша (бесы) в сопели, тимпаны и гусли, Исакиа же поемше, начаша с ними скакати и плясати на мног час, и утрудивше его, оставиша еле жива суща, и тако поругавшееся ему исчезоша». (Печёрский патерик).
В сказании «О русальях», приписываемому святому Нифонту (рукопись XIV в.) читаем: «якоже труба гласящи собирает вон, молитва же творима совокупляеть ангелы божии; а сопели, гусли, песьни неприязньскы, плясания, плескания собирают около себя студныя бесы; держай же сопельника в сласть любляй гусли и пенья, плесканья и плясанья, чтить темного беса». Далее следует рассказ о видении святого Нифонта, как нечистые духи радуются при встрече с сопельником, влекут за ним толпы народа и прельщают «овы плясати, а другие плескати вспевающе»; вместе с ними пляшут и бесы: «народи же не видяху бесов, только блаженный Нифонт».
В «Слове христолюбца» (Паисьевский сборник XIV в.) песни, пляска и музыка отнесены к одному разряду с идольскою жертвою: «не подобает крестьянам игр бесовьских играти, еже есть: плясанье, гуденье, песни мирьские и жертвы идольские».
В послании Елеазарова монастыря игумена Памфила псковскому наместнику и властям (1505г.) говорится: «зело не престала зде еще лесть идольская, кумирное празнование, радость и веселие сотонинское. Егда бо приходит великий праздник день Рождества Предтечева, а тогда во святую ту нощь мало не весь град взмятежся и взбесится бубны и сопели, и гудением струнным, и всякими неподобными играми сотонинскыми, плесканием и плясанием. встучит бо град сей и возгремят в нем людии ей безаконием и погибелью лютою, злым прельщением пред Богом, стучать бубны и глас сопелий и гудут струны, женам же и девам плескание (ударенье в ладоши) и плясание и главам их накивание, устам их неприязнен кличь и вопль, всескверныя песни, бесовская угодня свершахуся, и хребтом их вихляние и ногам их скакание и топтание».
В «Домострое» (XVI в.) песни, пляски, скакание, бубны, трубы и сопели называются «делами богомерзкими». В наказах монастырским приказчикам XVII века предписывалось наблюдать, чтобы крестьяне «в бесовские игры, в сопели и гусли, и в гудки и в домры, и во всякие игры не играли, и в домах у себя не держали».
Царская окружная грамота 1648 года требует, чтоб православные не призывали к себе скоморохов, «никаких бесовских див не творили, и по ночам на улицах и полях, и во время свадеб песен не пели и не плясали и в ладони не били, и скоморошья платья и личин на себя не накладывали». Ибо все эти действия, по словам окружной грамоты, указывают на забвение Бога и православной веры и потому воеводам предписывалось отбирать, ломать и жечь музыкальные инструменты, а тех, у кого они найдутся, бить батогами и ссылать в «украйные места».
По свидетельству Олеария, ещё раньше, при Михаиле Фёдоровиче, по распоряжению патриарха, не только у скоморохов, но и вообще по домам были отобраны музыкальные инструменты (пять возов) и публично сожжены, как орудие дьявола.
Стоит отметить, что католицизм, допускающий участие музыки в своём богослужении, относился к народной музыке несколько мягче. У чехов дуда и кобза употреблялись при церковных службах, а у поляков кобзы знаменитых «игрецов» вешались в храмах под иконами. И только со времени Петра I закончились протесты духовенства и запретительные меры правительства против так называемых «бесовских действ». Но свое дело они сделали, и Фаминцын в конце XIX века отмечал, что «ныне гусли в руках русского народа представляют весьма редкое, исключительное явление».
Не думаю, что положение изменилось в лучшую сторону и сейчас, в начале XXI века. Звучат ли гусли в городах и деревнях России, изучается ли игра на гуслях в музыкальных школах, наряду, к примеру, с домрой и балалайкой, можно ли их купить так же просто, как, скажем, гитару? Думаю, не стоит продолжать, исключения только подтверждают правило. Гусли и поныне являются редкостью, диковинкой, своеобразной «славянской экзотикой» (наряду с лаптями и косовороткой «а ля рус»). Все о них знают, видели (возможно, не только в кино и на картинках), но много ли народу на них играет?
_____________________
• Изображение гуслей-псалтыря можно встретить на древнерусских миниатюрах уже в XIV веке. Обычно с ними изображался царь Давид. «Царь Давидъ пасяше овцыи играша въ гусли егда бъ младъ у отца своего Ieфъя». В русском азбуковнике XVI столетия встречаем: «Псалтирь во Евреяхъ бъ сотворенъ сосудъ деревянъ, на немъ же бяху десять струнъ и нарицашеся той сосудъ по гречески псалтирь, а по славенски иъсневецъ». Самое раннее изображение гуслей-псолтыря помещено в Новгородской Симоновской (Хлудовской) псалтири конца XIII века. Следует отметить, что в XVIII веке гусли в руках Давида замещаются арфой.
Светозар Озерский
жрец озерской общины ССО СРВ
май 2015 года
Список литературы: