Что означает имя дзерасса
ДЗЕРАССА
Раскройте тайну имени ДЗЕРАССА (в латинском транслите DZERASSA) глядя на результаты расчета в нумерологической магии цифр. Вы узнаете скрытые таланты и неизвестные желания. Возможно, вы не понимаете их, но чувствуете, что чего то не знаете о себе и ваших близких.
Значения и происхождение имени ДЗЕРАССА
Первая буква Д имени ДЗЕРАССА расскажет о характере
Характерные черты имени ДЗЕРАССА
ДЗЕРАССА: число взаимодействия с миром «6»
«Шестерочника» легко узнать – это тот самый человек, который отличается необыкновенной удачливостью, всегда окружен друзьями, имеет прекрасную семью и не понаслышке знает, что такое взаимная любовь. Баловень судьбы? На самом деле это не совсем так. Все, что получает «шестерочник» с кажущейся легкостью, им заслужено. Этот человек отличается спокойным, уравновешенным характером, умением помочь в трудной ситуации, дать толковый совет или просто выслушать того, кому необходима моральная поддержка. В служении другим на самых разных уровнях люди шестерки часто находят смысл своей жизни; именно они умеют отдавать, ничего не теряя, и спокойно принимать любые дары. Близкие и друзья «шестерочника» чувствуют себя рядом с ним спокойно и комфортно – такой человек не играет в психологические игры, не пытается ими манипулировать, говорит именно то, что думает, но в форме, которая никого не обидит.
Стремление «шестерочников» к гармонии накладывает отпечаток не только на их отношения с людьми, но и на то, как они организовывают свою жизнь – от основополагающих тенденций, до мелочей. Можно не сомневаться, что квартира человека шестерки чиста и уютна, рабочее место – комфортно и располагает к продуктивному труду, а место отдыха радует глаз приятным пейзажем. «Шестерочники» не только ценят красоту, но и способны увидеть ее во всем, что их окружает. Именно поэтому они часто обладают незаурядными талантами в области дизайна, и, что немаловажно, способны помочь любому раскрыть лучшие стороны своей души.
Если «шестерочникам» что и мешает в жизни, так это неспособность принять решение быстро, и не отступать от него ни на шаг. Такие люди способны помогать другим, давать простые и разумные советы, но сами часто терзаются беспричинными сомнениями, нервничают и переживают по мелочам. Они восприимчивы к радостям жизни, но и беды принимают близко к сердцу; часто реагируют излишне эмоционально и подолгу страдают от душевных ран.
ДЗЕРАССА: число душевных стремлений «8»
Восемь – число устремлений души, придающее человеку громадное желание независимости. Для таких людей не существует авторитетов. Собственные мысли и идеалистические представления о мире делают их изгоями и отщепенцами. Однако громадная целеустремленность и умение диктовать собственные правила приводят людей «восьмерки» к признанию и заслуженному лидерству в коллективе.
Жажды власти, богатства и славы предостаточно. Желая обеспечить достойный уровень жизни для своего семейства, человек числа восемь может ступить на опасный путь, но природная осторожность не даст пострадать от собственной неосмотрительности. Чем раньше такой человек найдет наиболее подходящее дело для себя, тем скорее он приобретет авторитет, и тем более размеренной будет его жизнь.
Если такого не происходит, то «восьмерочник» погружается в борьбу со стереотипами, предубеждениями, нормами и кажущейся несправедливостью. Вечный бой лишает людей числа восемь сил и бодрости, а также вероятности найти свое счастье. «Восьмерочники» часто имеют способности предпринимателя, но своими деньгами не рискуют. Их бизнес успешен, а партнеры и инвесторы честны.
Удача сопутствует людям восьмерки только тогда, когда выбрано правильное направление для самовыражения и реализации. Жизнь только своими интересами приводит к тоске, унынию и одиночеству, но эгоизм угасает, как только приходит понимание, что чем больше отдаешь, тем больше приобретаешь.
Люди числа восемь имеют огромные амбиции, но не всегда находят силы для их воплощения. Умение убеждать, увлечь за собой других открывает соратникам немалые возможности, однако чересчур трудный выбор ведущего наказывается своими же единомышленниками ударом в спину. Находчивость помогает сориентироваться в сложной ситуации, а речь, подкрепленная обоснованными аргументами, вызывает безграничное доверие.
Самый худший вариант «восьмерочника» нетерпелив, лишен благоразумия, капризен и невероятно придирчив в любовных отношениях, но даже такой всегда прислушивается к голосу разума и пересмотрит свои поступки, если убедится, что так надо для исполнения задуманного.
ДЗЕРАССА: число истинных особенностей «7»
Люди, которые находятся под воздействием цифры 7, воспринимают окружающую действительность спокойно и умиротворенно. Они всегда подчиняются голосу разума и имеют завидное самообладание. Когда находящиеся возле них теряют самоконтроль – люди семерки остаются полностью спокойны, и берут ситуацию в свои руки.
При пожаре «семерочник» первым вспомнит о плане эвакуации, а при кораблекрушении разыщет спасательные жилеты и шлюпки. Он не боится экспериментировать, убедившись вначале, что не повредит этим себе и своему окружению.
В пиковых ситуациях «человек-семерка» необходим, но и в повседневной жизни его сообразительность уж точно не помешает. «Семерочник» удовлетворен своей жизнью. Он не ставит перед собой невыполнимых задач и не жалеет о случившемся, всегда поступает обдуманно, но не чужд разумного риска. Он упускает из виду мелочи, что иногда сильно его подводит. Однако, поставив перед собой цель, человек семерки, обычно, ее достигает, благодаря поддержке надежных соратников.
«Семерочник» способен отстоять свои интересы, но и об окружающих не забывает. Он прилагает максимум усилий, чтобы улучшить жизнь близких, но его волнуют и глобальные проблемы, в решении которых он участвует по мере своих сил. Человек семерки не пройдет мимо чужих страданий, из-за обостренного чувства справедливости и умения сопереживать незаслуженно обиженным.
Обычно эти люди выбирают независимую деятельность. При работе в коллективе, они затрачивают слишком большое количество сил, для установления комфортной, спокойной, товарищеской обстановки среди коллег. «Семерочник» предпочитает не использовать проторенные пути.
Для него интересно добиться успеха на той стезе, где других постигла неудача. Таким образом, он показывает себе и всем остальным, что для него, как для человека, сильно увлеченного какой-либо идеей, все в этом мире возможно.
История происхождения и толкование имени Дзерасса
Толкование имени
Как следствие – настоятельная необходимость в присутствии «объекта приложения». Должен быть кто-то, к чьим ногам можно «бросить весь мир». А иначе жизнь не будет иметь смысла.
Производные формы имени Дзерасса
Внешний облик
Совместимость имени Дзерасса, проявление в любви
Лучшие имена для брака, какое мужское имя лучше всего подходит имени Дзерасса
Мотивация
Пожелания окружающих при принятии решения если и учитываются, то лишь как второстепенные факторы: Вы уверены, что если хорошо Вам, то и все остальным не на что жаловаться. А значит – можно и нужно заставить их «идти в водной упряжке» с Вами, в выбранном Вами же направлении.
И вот здесь открывается возможность увидеть все под другим углом. Содействие извне Вам необходимо, и прежде всего – в качестве «сдерживающего начала». Иначе Вы можете захотеть «перевернуть землю».
Но если Вы вынуждены использовать чужие возможности, значит – надо научиться делиться результатами. И чем раньше Вы сделаете выбор в пользу такой схемы деятельности, тем больше у Вас шансов сохранить душу чистой, а сердце – здоровым.
Характеристика имени Дзерасса
Иногда настоящая любовь может прийти к вам на склоне лет, в качестве награды за самоотверженность и преданность.
Впрочем, в целом, вы – прекрасная личность, ведь ваше главное призвание – дарить людям добро и поддержку.
Что означает имя дзерасса
Свати Фарнæ «Дзерасса у моря»
Сказители неизменно называют Дзерассу красавицей (Дзерассæ-рæсугъд), подтверждая это весьма поэтичным описанием ее внешности: она сияет, как солнце (хурау æрттивы), у нее золотые волосы (сызгъæрин хилтæ) и черные брови (сау æрфгуытæ), она белолицая (урсцъар цæсгом), ее улыбка нежна, как вечерний свет заходящего солнца (худæн былтæ хур бон изæрау), ее взгляд, словно сияние луны (йæ фæкаст – мæйрухс), она стройна, у нее «лебединая» шея (йæ конд – хъазхъуыр).
Красота не единственное достоинство Дзерассы. Обладая способностью к превращениям, в образе голубки она проникла в сад Бурафарныга и похитила плоды чудесной яблони нартов. Но однажды нартовские близнецы Ахсар и Ахсартаг, охранявшие яблоню, ранили ночную похитительницу. По ее кровавому следу братья вышли к берегу моря. Ахсартаг спустился в подводное царство Донбеттыра, исцелил Дзерассу и стал ее мужем. После возвращения Ахсартага и Дзерассы на морской берег между Ахсаром и Ахсартагом возник конфликт, приведший к гибели обоих братьев. У Дзерассы от Ахсартага родились близнецы Уырызмаг и Хамыц, которые положили начало сильнейшему нартовскому роду Ахсартагката. Такова в самых общих чертах фабула сказания о Дзерассе. Анализу данного сказания посвящено немало прекрасных страниц в книгах В. Абаева, Л. Чибирова, А. Туаллагова и В. Цагараева, поэтому мы выделим лишь некоторые аспекты, требующие дальнейшего изучения.
Для похищения яблок из нартовского сада Дзерасса оборачивается золотой голубкой (или же оленем). Однако в некоторых вариантах она превращается в лисицу. Недавние исследования Клауса Майлана показали, что в архаичных мифологиях лиса является священным животным Великой Богини-матери, подательницы плодородия во всех его проявлениях. Черты такой богини прослеживаются в образе Дзерассы, но еще более отчетливо – в образе ее матери, появляющейся в некоторых текстах под именем Уазыхъхъ. В рассматриваемом сказании внимание привлекает специфическая связь лисы и водной стихии. Отметим некоторые близкие соответствия из мифологии североевропейских народов, в которой также прослеживается связь лисицы и Морской девы.
В датской сказке только лиса знает дорогу к Морской деве и показывает ее герою, а в шведской – Морская дева сама превращается в лисицу. Особенно интересна лапландская сказка, в которой два брата, преследуя лису, вышли на берег моря. Вместо лисы они встретили здесь все ту же Морскую деву, и, вероятнее всего, речь первоначально шла о превращении лисы в Морскую деву. Лапландская сказка обнаруживает и другие соответствия с нартовским сказанием. Так, например, в обоих случаях отмечается особая сила, заключенная в волосах морской обитательницы. Для того чтобы подняться со дна морского на берег, Дзерасса совершает какую-то магическую манипуляцию: «Потянула она свой волос в тот час, когда исполняется просимое (айвæзта йæ сæры хил курдиат сахаты), и оба они, Ахсартаг и Дзерасса, превратились в больших перламутровых рыб и устремились со дна морского на поверхность». В лапландской сказке один из братьев также спускается в морские глубины, и, чтобы юноша не захлебнулся, перед погружением в море Морская дева велит ему уткнуться лицом в ее волосы.
Лиса, образ которой принимает Дзерасса, наделяется эпитетами хины «хитрая» и цæллаг. Действительно, лисица – существо весьма проворное, сообразительное и хитрое. Все эти незаменимые свойства много раз помогают нашей красавице провести сторожей и вдоволь отведать дивных яблок в саду Бурафарныга (благо нартовские яблоки продукт не только волшебный, но и вполне диетический). Относительно термина цæллаг полной ясности нет. Его переводят и как «плескливая», и как «пирующая», и как «хитрая».
В Сослановском цикле имеется сказание, которое в основных чертах повторяет сюжет о Дзерассе и волшебной яблоне. «Сестра семи братьев» (авд æфсымæры хо) превратилась в куницу и проникла в селение нартов. Сослан стал преследовать ее и выстрелом из лука нанес тяжелую рану. Затем он явился в дом семи братьев и исцелил девушку, приложив к ее ране оторванный стрелой кусочек куньей шкуры. Благодарные братья отдали сестру в жены Сослану. Здесь героиня превращается не в лису, а в куницу. В нартовском эпосе эта замена не единичная и не случайная, поскольку встречается и в других фольклорных традициях. Так, по славянским народным представлениям, лисица – животное, родственное куньим и другим пушным зверям, поэтому в фольклорных текстах прослеживается взаимозаменяемость лисы и куницы. Не связано ли осетинское сæлавыр «куница» с загадочным животным салаврика (sālāvriká) из ведийской мифологии? Считается, что салаврика обозначает оборотня или какого-то хищного зверя из семейства Canidae, к которому относится и лиса.
Оказавшись у донбеттыров, Ахсартаг исцеляет раненую Дзерассу при помощи чудесных нартовских яблок. Отметим особо, что действие происходит в морских глубинах, а эти яблоки – красного цвета (сырхфарс фæткъуытæ, уд ирвæзынгæнæг). В другом сказании упавшее в море яблоко указывает Уырызмагу путь к донбеттырам. Подводный мир в эпосе несет в себе явные признаки мира иного, потустороннего, поэтому можно предположить, что мотив «яблока в море» связан с известным элементом осетинского поминального обряда: под стол с приготовленными для посвящения покойному едой и напитками ставят наполненное пивом ведро, в которое бросают красное яблоко. Можно сказать, что яблоко в емкости с пивом представляет собой зримую модель нартовского мотива. И коль скоро нартовские яблоки спасают Дзерассу от смерти, возможно, в поминальном обряде красное яблоко также связано с представлениями о воскрешении и бессмертии.
Вернувшись из подводного царства, Ахсартаг и Дзерасса находят на морском берегу шалаш Ахсара. Дзерасса остается в шалаше, Ахсартаг же отправляется на поиски брата. В это время возвращается Ахсар, которого Дзерасса принимает за своего мужа (ведь они близнецы, ничем не отличающиеся друг от друга). Поняв, что перед ним жена его брата, Ахсар отстраняется от Дзерассы. В ряде вариантов эпизод ночлега в шалаше дополнен интересной деталью: приготовив постель, Ахсар кладет между собой и Дзерассой меч. Насколько нам известно, Т. Гуриев первым обратил внимание на эту деталь и сопоставил ее с аналогичным мотивом в германо-скандинавской мифологии, где Сигурд добывает невесту (Брюнхильду) для своего побратима Гуннара, с которым они очень похожи. Сигурд выдает себя за Гуннара и проводит с его невестой три ночи, но всякий раз кладет меч между собой и Брюнхильдой.
Потянула она свой волос в тот час, когда исполняется просимое (айвæзта йæ сæры хил курдиат сахаты), и оба они, Ахсартаг и Дзерасса, превратились в больших перламутровых рыб и устремились со дна морского на поверхность / Если виновен я в том, в чем ты меня подозреваешь, пусть стрела эта двумя уйдет в небо, вернется обратно одной и поразит меня в голову. Если же душа моя чиста, то пусть уйдет вверх одна стрела, а вернутся обратно две и поразят наши головы.
Выявив эту аналогию, Т. Гуриев наметил перспективное направление исследований. Немногим позднее в статье Йоста Гипперта разделяющий меч Ахсара был определен как один из вариантов широко распространенного в средневековой европейской литературе мотива о «символе непорочности» (symbolum castitatis), т. е. о лежащем в постели между мужчиной и женщиной предмете, чаще всего, обнаженном мече, символизирующем непорочность или верность. Помимо указанного соответствия из германо-скандинавского эпоса, данный мотив ярко представлен в рыцарских романах. Сравнение последних с нартовским сказанием может выявить много интересного, пока же выскажем некоторые предварительные замечания.
Мотив «символа непорочности» занимает важное место в известном рыцарском романе «Ами и Амиль». Два доблестных рыцаря, Ами и Амиль, находятся на службе у императора Карла Великого. Внешне друзья настолько похожи друг на друга, что их невозможно отличить. Амиль совершает серьезный проступок, вступив в связь с принцессой Белиссантой, о чем вскоре предатель Ардре доносит императору. Чтобы оправдать себя, Амиль должен сразиться с доносчиком в так называемом поединке Божьего суда. Амиль опасается, что потерпит поражение (сознание древних не допускало мысли о победе виновного в подобных поединках), однако на помощь ему приходит Ами. Он вступает в схватку вместо своего друга-близнеца, Амиль же в это время вынужден выдавать себя за Ами и делить ложе с его женой Лубией. Но каждую ночь Амиль кладет между собой и Лубией обнаженный меч, оправдываясь необходимостью воздержания, будто бы предписанного ему врачом. Более того, он предупреждает ее о смертельной опасности: она будет убита мечом, как только попытается нарушить эту границу.
Кроме «символа непорочности», можно отметить и другие совпадающие детали. Дзерасса возмущена тем, что «муж» кладет между ними обнаженный меч. Казалось бы, все могло завершиться благополучно, если бы Ахсар просто объяснил Дзерассе, кто он такой. Но вплоть до возвращения брата Ахсар не проронил ни слова. Очевидно, архаичная мифологическая схема, которой следует сказитель, исключала возможность такого объяснения и требовала, чтобы Ахсар не раскрывал себя, оставляя Дзерассу в опасном заблуждении. Надо полагать, этому имелось какое-то объяснение, но текст сказания его не сохраняет, отчего вся ситуация кажется абсолютно нелогичной. С Амилем и Лубией происходит нечто похожее: Лубия изумлена и гневно требует объяснений от «мужа», положившего между ними меч. Амиль, так же как и Ахсар, не раскрывает себя, но его поведение оправданно, поскольку он сознательно заменяет своего друга.
Как уже отмечалось, Амиль может доказать, что не вступал в связь с Белиссантой, только сразившись в поединке Божьего суда со своим обвинителем. Несмотря на то что разделяющий меч должен быть неоспоримым доказательством непорочно проведенной ночи, трагическая развязка неизбежна почти во всех вариантах осетинского сказания, и здесь также присутствует мотив Божьего суда. Чтобы развеять возникшие у брата подозрения, Ахсар пускает в небо стрелу с такой молитвой: «Если виновен я в том, в чем ты меня подозреваешь, пусть стрела эта двумя уйдет в небо, вернется обратно одной и поразит меня в голову. Если же душа моя чиста, то пусть уйдет вверх одна стрела, а вернутся обратно две и поразят наши головы». Перед нами акт Божьего суда, совершаемого с той же целью, что и в рыцарском романе: доказать или опровергнуть нарушение запрета, касающегося отношений с женщиной.
Мотив «символа непорочности» встречается в знаменитом рыцарском романе о Тристане и Изольде, причем здесь имеется еще одно интересное совпадение: меч разделяет Тристана и Изольду, когда они спят в шалаше, точно так же как в шалаше находятся разделенные мечом Ахсар и Дзерасса.
Уже в XIX в. исследователи (Генрих Грайн и др.) высказывали мнение о том, что в основе рыцарского романа об Ами и Амиле лежит древняя легенда, вероятно, «восточного происхождения». Стало быть, для объяснения всех этих аналогий нельзя исключать возможность заимствования, но каким образом и в каком направлении оно проходило, еще предстоит выяснить.
Образ нартовской Дзерассы вдохновляет и пламенных «лириков», и строгих «физиков». Ей посвящены картины осетинских художников М. Туганова, А. Дзанаева, Ш. Бедоева и др. А на карте далекой Венеры наряду с землей Афродиты и плато Лакшми появилась равнина Дзерассы (Dzerassa Planitia), получившая такое название благодаря известному конструктору космических аппаратов Р. Комаеву. В Осетии Дзерасса – одно из самых распространенных женских имен, и его современные носительницы, на удивление, так же прекрасны, как нартовская героиня. Может, есть в этом имени что-то волшебное?
Дзерасса
Дзера́сса — героиня осетинского нартского эпоса. Дочь владыки водной стихии Донбеттыра. Имела также семь братьев и две сестры.
Содержание
Мифология
В образе птицы Дзерасса пытается похитить чудодейственное золотое яблоко нартов. Но старший сын Уархага Ахсартаг ранил её, отправившись по её следам в подводное царство. Там он помогает исцелить её, получая в награду руку и сердце Дзерассы. Из-за её роковой ошибки погибают оба брата Ахсар и Ахсартаг, громко оплакивает их Дзерасса, её плач услышал Уастырджи.
Спустившись на землю на своем трехногом коне, он обещает похоронить братьев, но взамен требует чтобы Дзерасса стала его женой, на что она соглашается. Но сразу после того, как тела были преданы земле, она скрывается в подводном царстве отца. Поняв, что ждёт ребенка, Дзерасса возвратилась на землю и родила сыновей-близнецов Урызмага и Хамыца.
Повзрослев, братья находят своего деда Уархага, и Дзерасса выходит за него замуж. Но через два года она умирает, оставив после себя могущественный род нартов вождей Ахсартагката (Ахсартаггатæ).
В настоящий момент Дзерасса довольно распространённое у осетин имя.
Ссылки
Примечания
Мета | Нартский эпос • [[Категория:Осетинская мифология]] |
---|---|
Божества | Анигол • Артхурон • Атынаг • Афсати • Афцаджы дзуар • Ахсавидар • Ацырухс • Барастыр • Батрадз • Борхуарали • Галагон • Гатаг • Дауджыты дзуар • Джеры дзуар • Дзерасса • Дзуар • Дигори зад • Донбеттыр • Курдалагон • Лагты Дзуар • Мадизаны дзуар • Мады Майрам • Мигдау • Мыкалгабырта • Наф • Никкола • Ногбон • Реком • Рыныбардуаг • Сафа • Саубараг • Сау дзуар • Сау бараджы дзуар • Семь дзуаров • Сызгарин дзуар • Таранджелоз • Татартуп дзуар • Тбау • Тутыр • Тхостаты дзуар • Уастырджи • Уасхо • Уаты хицау • Уацилла • Фалвара • Фарн • Фарныджы дуаг • Фыры дзуар • Хетаджы дзуар • Хилы дзуар • Хоралдар • Хохы дзуар • Хур • Хурзарин • Хуыджыры • Хуыцауы дзуар • Хуцау • Цацы дзуар • Цауы дзуар |
Герои | Агунда • Адагыз • Адухуа • Адыл • Азырта • Айсана • Акола • Алаф • Алагата • Аларды • Алдар • Алимбег • Амзор • Амцег • Арахцау • Асак-Масак-Пёстробородый • Ахсар • Ахсартаг • Ахсартагката • Афсарон • Ацамаз • Ацата • Балга • Бегенди • Бедзенаг • Бедуха • Безымянный сын Урузмага • Бигар • Биценон • Бицента • Богаз-Алдар • Бора • Бората • Бурафарныг • Бурон • Габутдзали • Гумир-Алдар • Гумирта • Гуппурсары • Дзех • Дзигло • Дзудзумар • Дзылы • Елазар • Елда • Елта-Быца • Зарисар • Кан • Кандз • Кармагон • Конага • Косер • Кулбадаг-Ус • Кызмыда • Малик • Маргудз • Марзаздухт • Мысыра-Алдар • Мысырхан • Нарт • Насран-Алдар • Сайнаг-Алдар • Салимат • Саумарон-Бурдзабах • Саууай • Сидамон • Сокур • Соппар • Сосаг-Алдар • Сосруко • Сыбалц • Сырдон • Татартупп • Тогус-Алдар • Тотрадз • Уадахез • Уадахсина • Уадмерита • Уазафтау • Уархаг • Урызмаг • Уциг Малсаг • Фацбадан • Фыдыуаны • Хамыц • Челахсартаг • Шалхинская красавица • Шатана • Уархаг • Уархтанаг • Уон • Хорческа • Хыз • Чех • Чинта |
Мифические существа | Алаша • Аминон • Артауз • Арфан • Бынаты Хицау • Гемура • Гуыдырты ком • Дауаги • Дзындз-Аласа • Дурдура • Елтаган • Зальская змея • Зеды • Каджи • Кадзита • Кандзаргас • Кар • Карамадз • Караф • Кафкундар • Кафтисар-Хуандон-Алдар • Майхорта • Нокар • Пакундза • Пёстробородый уаиг • Руймон • Силам • Сокур-Уаиг • Тар Тыхос • Тыхыфырт-Мукара • Уаиги • Уадхассаг • Хадох • Хандзарагас • Хайраг • Харан-Хуаг • Цылан |
Мифические места | Адай-Хох • Ак-Море • Арвыдуар • Баргуан • Бардуаг • Бибиц • Бунвандаг • Бурамадз • Дзанат • Дзахана-Махана • Зилахар • Зындон • Идыл • Крепость Гура • Курус • Лазгар-Холм • Мысыр • Нартский ныхас • Ныхас • Поле Хазма • Равнина Гума • Роща Хетага • Саденгиз • Сакола • Сау-Хох • Степь Балга • Терк-Турк • Теснина Арга • Уаз • Уаскупп • Харам-Обау • Хусудаг • Хусдзагат |
Мифические предметы | Абырджыты авзаг • Авдадзыхос • Аза-дерево • Алутон • Арын-Сапон • Бонварнон • Гамхуд • Дзускара • Дзыхыдон • Заловский снег • Зуб Хамыца • Камень Забвения Горя • Караз • Кара-Сапон • Кардагсталы • Колесо Балсага • Нартамонга • Панцирь Церека • Ронг • Сагадак • Симд (танец) • След Арфана • Така • Шлем Бидаса • Уарп • Усыпальница Софии • Фандыр • Фаринк • Хатский язык • Чызджыты авзаг • Цуанатты авзаг |
Полезное
Смотреть что такое «Дзерасса» в других словарях:
ДЗЕРАССА — героиня осетинского нартского эпоса. Её эпитеты: «златокудрая», «краса земли», «сияющая подобно солнцу и луне». Д. одна из трёх сестёр семи братьев, дочь владыки водного царства Донбеттыра. В образе птицы (по другому варианту: оленя) повадилась в … Энциклопедия мифологии
Дзерасса — горный перевал в республике Северная Осетия, разделяет долины рек Земегондон и Восточный Земегондон (обе бассейна р.Аргон); высота – 2800м. Перевод оронима, возможно, восходит к осетинским джир – «кабан» и ссару – «найденный», «место, где… … Топонимический словарь Кавказа
Туганова, Дзерасса Михайловна — Дзерасса Туганова Имя при рождении: Дзерасса Михайловна Туганова Род деятельности: артистка цирка, наездница, дрессировщица, педагог Дата рождения: 4 февраля 1929( … Википедия
Ахсартаг — (осет. Æхсæртæг) один из главных героев осетинского нартского эпоса, сын нарта Уархага и его жены Сайнагон, имел также брата близнеца Ахсара, который впоследствии погибает. Содержание 1 Мифология 2 Имя … Википедия
Дзерассæ — – нарты кадджыты хъайтар. «Зæххы фидауц», «Сызгъæрин дзыкку» «Мæй æмæ хурау тæмæндзаст». Дзерассæ у дондунейы паддзах Донбеттыры æртæ чызгæй иу, нарты кадджыты хъæбатыр Æхсæртæджы бинойнаг, фаззон хъайтартæ Уырызмæг æмæ Хæмыцы мад. Дзерассæ æмæ… … Словарь по этнографии и мифологии осетин
НАРТЫ — герои древних эпических сказаний многих кавказских народов осетин, абхазов, абазин, адыгов, убыхов, карачаевцев, балкарцев, чеченцев и ингушей. Н. упоминаются в фольклоре некоторых народов Дагестана (напр., у тюркоязычных кумыков) и отдельных… … Энциклопедия мифологии
Тугановы — семья цирковых наездников джигитов, отец и дочь. Михаил Николаевич (1900 1974), народный артист РСФСР (1958). С 1925 работал в номерах джигитовки, создал конный аттракцион, с 1939 руководитель конного Донского казачьего ансамбля. Дзерасса… … Энциклопедический словарь
Донбеттыр — Донбеттыр в осетинском нартском эпосе повелитель воды, морской стихии. Донбеттыр считался покрвителем рыбаков. Ему поклонялись они, соблюдая в момент промысла определенные обряды (подобно тому, как было с Афсати).… … Википедия
Уархаг — (староосет. волк ), родоначальник нартов в осетинском нартском эпосе. Муж Сайнагон, отец близнецов Ахсара и Ахсартага. От Ахсартага впоследствии происходит род Ахсартагката военных вождей нартов. Мифология Уархаг отправляет своих сыновей охранять … Википедия
Туганов, Михаил Николаевич — Михаил Николаевич Туганов Имя при рождении: Михаил Николаевич Туганов Род деятельности: артист цирка, наездник, дрессировщик, педагог Дата рождения: 2 августа 1900( … Википедия