Что означает имя митрофанушка недоросль
Имя Митрофан
Полное имя: Митрофан
Ближайшие именины: 1 июня
Значение имени
В переводе с греческого имя означает «Явленный матерью».
Трудолюбие, чувство юмора, чувствительность
Характер Митрофана
Так случилось, что благодаря творчеству Дениса Фонфизина и в частности его пьесе «Недоросль» имя его главного героя – Митрофанушка – одно время было чуть ли не нарицательным. Конечно, в разных слоях общества это проявлялось по-разному, однако на сегодняшний день имя Митрофан практически вышло из употребления и выглядит как совсем уж устаревшее. Скорее всего, человек с таким именем будет чувствовать себя в обществе довольно неуютно, и самолюбие Митрофана может стать довольно болезненным. В некоторых случаях это приводит к развитию комплекса неполноценности, в других же – склоняет человека на поиск путей самоутверждения в обществе. Если Митрофан умеет с юмором отнестись к своему имени, то оно может быть принято обществом довольно благосклонно. Так, сегодня в околобогемных компаниях входят в моду всякие забавные и устаревшие имена, такие как Митрофан, Феофан и тому подобное, которые, если их умело подать, способны выгодно выделить человека среди обладателей привычных и потому безликих имен. Кроме того, многие Митрофаны предпочитают менять свое имя на более нейтральное, как, скажем, Митя, хотя полностью от уколов самолюбия это и не спасает.
В целом же Митрофан обычно довольно добродушен, трудолюбив и к тому же обладает прекрасным воображением. Чувствительное самолюбие и некоторая страстность, заложенная в энергетике его имени, заставляют его больше жить внутренней жизнью, скрытой от глаз окружающих. Неудивительно, если мечты будут заменять ему реальность. Вполне возможно, что на людях Митрофан будет держаться несколько замкнуто, однако в близком кругу, где никто не ставит под сомнение его достоинства, он вполне может стать душой компании. Особенно если его характеру не чуждо будет чувство юмора.
С этих позиций Митрофан мог бы хорошо реализовать свои таланты в какой-либо творческой профессии, однако для полноценного успеха ему все же следует несколько сгладить свое самолюбие и набраться уверенности в себе.
4 сочинения Образ Митрофанушки в комедии «Недоросль»
Пример сочинения 1
Одним из главных героев комедии “Недоросль” Фонвизина является Митрофан Терентьевич Простаков. Имя Митрофан означает “подобный”, похожий на мать. Может, таким именем госпожа Простакова хотела показать, что ее сын – отражение самой Простаковой.
Митрофанушке шестнадцать лет, но его мать не хочет расставаться со своим ребенком и желает оставить при себе до двадцати шести лет, не отпуская на службу. Сама госпожа Простакова тупа, нагла, невежлива, и поэтому не прислушивается ни к чьему мнению. У самого Митрофанушки отсутствует цель в жизни, он не хочет учиться, его мать нанимает ему учителей лишь потому, что так положено в дворянских семьях, а не для того, чтобы сын ее учился уму-разуму.Самые дурные качества характера, самые отсталые взгляды на науку характеризуют таких молодых дворян, как Митрофан.
Сама госпожа Простакова души в Митрофанушке не чает. Фонвизин показывает неразумность ее слепой, животной любви к своему детя, Митрофану, любви, которая, в сущности, губит ее сына. Митрофан объедается до коликов в животе, а мама все уговаривает съесть еще.
Няня говорит: “Он уже и так, матушка, пять булочек съел”. На что Простакова отвечает: “Так тебе жаль шестой, бестия”. Эти слова показывают заботу о сыне.Она стараетсяь обеспечить ему беззаботное будущее, хочет найти богатую жену. Если кто – либо обижает ее сына, она сразу встает на защиту. Митрофан относится к своей матери пренебрежительно: “Да!
Того и гляди, что от дядюшки таска: а там с его кулаков да за часослов” Что, что ты хочешь сделать? Опомнись, душенька!” “Вить здесь и река близко. Нырну, так и поминай как звали”. “Уморил!
Уморил, Бог с тобой!” Эти слова доказывают, что он совсем не любит и ему совсем не жаль свою родную мать, Митрофан ее не уважает и играет ее чувствами.
А когда потерявшая власть Простакова бросается к сыну со словами: “один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка!”, в ответ слышит бессердечное: “Да отвяжись ты, матушка, как навязалась” “Ночь всю така дрянь в глаза лезла” “Какая же дрянь Митрофанушка?” “Да то ты, матушка, то батюшка”. Простаков боится жены и в ее присутствии о сыне говорит так: “По крайней мере, я люблю его, как подлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя от радости сам истинно не верю, что он мой сын” и добавляет, глядя на жену: “При твоих глазах мои ничего не видят”. Тарас Скотинин, смотря на все происходящее, повторяет: “Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!” А Митрофан к своему дяде обращается: “Что ты, дядюшка, белены объелся?
Убирайся, дядюшка, проваливай”. Своей матери Митрофан всегда грубит, огрызается на нее. Хотя Еремеевна не получает не копейки за воспитание недоросля, она старается его обучить хорошему, защищает от дяди: “издохну на месте, а дитя не выдам.
Сунься, сударь, только изволь сунуться. Я те бельмо-то выцарапаю”. Старается сделать из него порядочного человека: “Да поучи хоть немножко”.
Из всех учителей хвалит Митрофанушку только немец Адам Адамыч Вральман, да и то только чтобы Простакова на него не сердилась и не ругала его.
Митрофан был невоспитанным, грубым, избалованным ребенком, которого все вокруг слушались и которому подчинялись, он был уверен в том, что все люди должны ему помогать, давать советы.
Каким бы умным и трудолюбивым ни был человек, в нем есть частица такого Митрофанушки. Каждый человек иногда ленится, есть и такие люди, которые стараются жить только за счет родителей, сами ничего не выполняя. Конечно, многое зависит от воспитания детей родителями. К людям, похожим на Митрофана, я отношусь и не хорошо, и не плохо.
Просто я стараюсь избегать общения с такими людьми. И вообще думаю, что таким людям надо стараться помогать справляться с их трудностями и проблемами.
Надо вразумить их, заставить учиться. Если же такой человек сам не хочет исправляться, учиться и работать, а наоборот, остается глупым и избалованным, относится неуважительно к старшим, значит, всю жизнь он проживет недорослем и неучем.
Пример сочинения 2
Митрофан – сын Простаковых, которые своим подходом к воспитанию сына испортили его (чрезмерная опека матери, необразованность родителей, грубость, хитрость и корыстность, жестокость и другие негативные черты их характера, которые перенимает сын) и вырастили неблагодарным и злонравным маменькиным сыном.
Роли отца в формировании Митрофана как личности совсем не прослеживается: он – безвольная тень своей жены. Митрофан растет таким же расчетливым, как его мать, таким же неучем, как родители, таким же безвольным, как отец. У Митрофана была возможность изменить свою жизнь – встреча с Правдиным, чувства к Софье, однако привитые с детства черты характера не дают ему вырваться из привычной среды. Митрофан – жертва подобного подхода к воспитанию молодого поколения.
Митрофан в комедии противопоставлен Софье, самостоятельной, стремящейся к просвещению, уважающей родителей и старшее поколение. В характере недоросля собраны худшие черты молодого поколения, воспитанного на старых традициях, в условиях умственной и моральной деградации: корысть, пассивность, инфантильность, неуважение к родителям и старшим, жестокость.
Пример сочинения 3
Характеристика героя:
Митрофан Простаков, или Митрофанушка, — это 15-летний сын помещиков. По материнской линии его фамилия была Скотинин. Вероятно, именно это оказало влияние на его сильнейший интерес к свиньям. Семья Простаковых очень гордилась своим знатным происхождением.
Родители считают сына очень маленьким, но при этом умным и разумным. На самом деле Митрофан — посредственный и заурядный человек. Это изнеженный и избалованный маменькин сынок, который очень любит покушать.
Ему присущи следующие качества:
жестокость;
бессердечие;
глупость;
лень;
подлость.
Главный герой обижает свою няню, спорит с учителями, обзывает их. Имеет мелкую душонку, ябеда и жалобщик. Мать сильно любила его, но Митрофан грубил ей, даже угрожал.
Это настоящий тунеядец, бездельник и лентяй. Он прекрасно осознает свою глупость, но этот факт его нисколько не расстраивает. Митрофанушка не стремится к развитию, его устраивает то положение дел, в котором он находится. Ему неинтересно познавать новое и получать навыки, вместо этого герой хочет жениться. Простаков учится на протяжении четырех лет, только толку от этого мало. Учеба не дает результатов. Он кое-как может посчитать до трех, хотя арифметику изучает несколько лет. Все это связано с нежеланием учиться.
Проблемы в учебе зависят не только от способностей юноши. На самом деле его учителя сами невежды и безграмотные люди. Так, учитель французского преподает язык, которого сам не знает.
Семейное воспитание
Семья Простаковых не приемлет ничего нового. Они считают, что образование им не нужно, так как крепостное право не отменили, поэтому есть люди, которые будут за них все делать.
Для этого семейства характерны следующие качества:
алчность;
жадность;
неуважение к людям;
интерес только к материальному благополучию и власти.
Митрофанушка видит пример своих родителей и перенимает их поведение. Он отражает черты близких людей.
Воспитание человека играет важную роль. То, каким вырастет ребенок, зависит именно от родителей. Они должны показать, как вести себя в обществе, обращаться с людьми. Только в семье Простаковых никто не знает об этом и незнаком с такими понятиями, как честь, достоинство, уважение, порядочность, благоразумие и честность. Они считают, что образование ни к чему.
В развязке сюжета можно увидеть корыстные мотивы матери недоросля. Это эпизод, когда она узнала про богатство Софьи. Женщина решила выдать ее замуж за своего сыночка. Но для этого будущую невесту нужно было украсть. Митрофан помог ей в этом.
Намерения семьи раскрылись, правда восторжествовала. Имущество Простаковых арестовали, а Митрофанушке пришлось идти на службу.
Жанровой особенностью комедии является то, что все действие происходит одним днем. Писатель понимал необходимость образования и просвещения. Только так можно было изменить общество в лучшую сторону, а личность сделать высоконравственной и достойной.
Пример короткого сочинения №4
Имя Митрофан переводится как подобный матери, похожий на мать. Ему было шестнадцать лет, он должен уже был идти на службу в пятнадцать лет, но госпожа Простокова не хотела разлучаться с сыном. У него не было цели в жизни, он не думал а будущем и об учебе, и целыми днями Митрофанушка гонял голубей. Он был не трудолюбивым, а был очень ленив. Он никогда не перетруждал себя. Ведь из избалованного сыночка Митрофани превращается в жестокого человека, предателя. Он предает свою мать, когда узнает, что она уже не хозяйка в доме. Он показывает свое действительное отношение к ней. Мне кажется, худшего наказания, даже такой, как Простакова, и быть не может. Госпожа Простакова говорит, что без наук люди живут и жили.
Няня Еремеевна, которая как могла воспитала Митрофанушку, терпела все оскорбления, но после всего этого Митрофан хотел, чтобы она его защищала от всех. А мать, которой он постоянно жаловался на няню и своих учителей, всегда ругалась и не платила ей, думая, что няня и так обязана ей за то, что ее кормят и она живет с ними. К своим учителям, из которых только учитель арифметики старался передавать свои знания Митрофану, он относился с пренебрежением.
Отца Митрофан вообще не замечает, потому что тот ему ни в чем не помогает. Митрофанушка очень капризный и беспечный ребенок, он глуп и невежлив, не задумывается о своем будущем и о людях.
Я считаю что, такие люди, как Митрофанушка, не знают, что такое счастье, так как они об этом даже не задумываются, поэтому они не могут быть счастливы.
Образ Митрофанушки в комедии «Недоросль»
сочинение по литературе 8 класса
Значение имени
Одним из основных персонажей комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» предстает Простаков Митрофан, юный дворянин, недоросль. В переводе имя Митрофан обозначает «являющий свою мать». И молодой человек с успехом подтверждает свое имя.
Уже с юных лет Митрофан научился грубости и неуважению к людям. Как и Простакова он воспринимает крепостных как предметы, не имеющие чувств и эмоций. Как его мать относится к отцу – бранится на него, порой поднимает на него руку, так и Митрофан относится к своим родителям – даже в простом разговоре называет их обоих дрянью. А в сложную для матери минуту (в финале пьесы) и вовсе отказывается от нее.
Влияние Простаковой на становление личности недоросля
Мать проявляла заботу об образовании сына, но делала она это лишь для отвода глаз – руководствуясь государственным указом о необходимости науки для поступления на службу.
Учителей Митрофана нельзя назвать специалистами, но даже то немногое, что они пытаются передать ему, он не способен воспринимать. Возможно, тут тоже сказывается влияние матери – она убеждает сына учиться только для глаз, просит его не сильно то вслушиваться в слова преподавателей, больше ориентироваться на ее советы. Из всех учителей хвалит недоросля только Вральман, желая добиться расположения Простаковой. Но фамилия Адама Адамыча говорит сама за себя.
Слушаясь советов матери, Митрофан не знал элементарных правил грамматики и арифметики, не имел представления об истории страны и географическом положении государств.
Отношение к родственникам
Несмотря на заботу матери, Митрофан не питает уважения ни к ней, ни к отцу. Тут тоже значителен пример матери – она не уважает никого вокруг, также ведет себя и сын. Ему совершенно не жаль Простакову, он пренебрегает ей, не уважает ее, играет ее чувствами ради собственной прихоти.
Отец для него имеет еще меньшее значение. Скорее всего потому, что Простаков, боясь гнева жены, постоянно хвалит отпрыска, совершенно без причины. Дяде Митрофан всегда хамил и побаивался его гнева. Другими словами, никто из семьи недоросля не удостоился его любви. Думаю, он попросту не умел любить и не знал, то такое чувство вообще существует.
Заключение
В финале комедии все получают то, что заслужили: Простакова отречение собственного сына, Митрофан отправляется служить. Остается только надеяться, что служба окажет на него благотворное влияние, и он хоть что-то поймет в этой жизни, осознает свои ошибки и исправит их.
Современным молодым людям тоже стоит задуматься над проблемой Митрофана. Не случайно произведение не утратило актуальности и в наше время – нынешние недоросли порой совершают те же проступки, что и Митрофанушка почти три века назад.
Образ и характеристика Митрофанушки в комедии «Недоросль», описание Митрофана Простакова
Образ и характеристика Митрофанушки в комедии «Недоросль», описание Митрофана Простакова
«С тех пор как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!» (действие 1 явление V)
«. шестнадцать лет исполнится около зимнего Николы. » («зимний Никола» отмечается 19 декабря по новому стилю, действие 3 явление V)
«Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин. » (Скотинин о нем, действие 1 явление IV)
«А я матушкин сынок.» (Митрофан о себе, действие 3 явление V)
«Мамушка, заслони меня!» (слова Митрофана, действие 2 явление IV)
«. то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын. « (отец о Митрофане, действие 1 явление IV)
«Дитя, первое, растет. « (госпожа Простакова, действие 1 явление II)
«. дай позавтракать ребенку. » (госпожа Простакова, действие 1 явление IV)
«. пока Митрофанушка еще в недорослях, пота его и понежить; а там лет через десяток, как войдет, избави Боже, в службу, всего натерпится. » (госпожа Простакова о сыне, действие 1 явление VI )
«Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку. [. ] Так мне и жаль стало. [. ] Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку. » (действие 1 явление IV)
«Ну, еще слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю. « (Митрофан —Еремеевне, действие 2 явление IV)
«Еремеевна (заслоня Митрофана, остервенясь и подняв кулаки). Издохну на месте, а дитя не выдам. Сунься, сударь, только изволь сунуться. Я те бельмы то выцарапаю.» (действие 2 явление IV)
«Митрофан. Ну! Давай доску, гарнизонна крыса! Задавай, что писать.
Цыфиркин. Ваше благородие, завсегда без дела лаяться изволите.» (действие 3 явление VII)
«Уж года четыре как учится. [. ] Троим учителям денежки платим. « (действие 1 явление VI)
«Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит. С его умом, да залететь далеко, да и Боже избави. » (Простакова, действие 3 явление VII)
«Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин. « (слова Простаковой, действие 1 явление VI)
«Так у нас одна кручина. Четвертый год мучу свой живот. По сесть час, кроме задов, новой строки не разберет; да и зады мямлит, прости Господи, без складу по складам, без толку по толкам. » (Кутейкин о Митрофане, действие 3 явление VI)
«Дал мне Бог ученичка, боярского сынка. Бьюсь с ним третий год: трех перечесть не умеет. » (Цыфиркин о Митрофане, действие 3 явление VI)
«По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман. « (действие 1 явление VI)
«. а кабы ты, барин, что-нибудь у меня перенял. » (Цыфиркин, действие 3 явление VII)
«Не возьму ничего. Он ничего не перенял.» (Цыфиркин о Митрофане, действие 5 явление VI)
«Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.
Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.
Простаков. Помнится, друг мой, ты что то скушать изволил.
Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.
Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.» (действие 1 явление IV)
«Уж давно, дядюшка, берет охота…» (слова Митрофана, действие 2 явление IV )
«. Митрофанушка наш весь в дядю. И он до свиней сызмала такой же охотник, как и ты. Как был еще трех лет, так, бывало, увидя свинку, задрожит от радости. » (Простаков о Митрофане, действие 1 явление V)
«Этот ловит целовать руку. Видно, что готовят в него большую душу. » (Стародум о Митрофане, действие 3 явление V)
«. я опять нажалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему. « (Митрофан — няне, действие 2 явление IV)
«Я дал бы себе ухо отнести, лишь бы этого тунеядца прошколить по-солдатски. » (слова Цыфиркина, действие 3 явление VI)
«Я и сам, матушка, до умниц-то не охотник. Свой брат завсегда лучше. « (действие 3 явление VIII)
« Не крушинься, мая матушка, не крушинься; какоф тфой тражайший сын, таких на сфете миллионы, миллионы. Как ему не фыпрать сепе кампаний?» (слова Вральмана, действие 3 явление VIII )
«Он хотя и шестнадцати лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет. » (Софья, действие 2 явление II)
«Вить здесь и река близко. Нырну, так поминай как звали. « (действие 2 явление VI)
«Ты ж меня взманила, пеняй на себя. « (действие 3 явление VII)
«Г-жа Простакова (бросаясь обнимать сына). Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка!
Г-жа Простакова. И ты! И ты меня бросаешь! А! неблагодарный! (Упала в обморок.)» (действие 5 явление последнее)
Критика об образе Митрофана Простакова
«. сын Простаковой, Митрофанушка, которого она любила со всей силой своей страстной натуры, любила слепо, безотчетно, как может любить только невежественный человек, а потому приносила своему сыну больше вреда, чем пользы.
Семейная обстановка и особенно пример матери сделали то, что он не чувствует ни уважения, ни привязанности к своему отцу. Но и привязанность его к матери не может быть прочна, потому что не имеет истинной нравственной основы. Эта любовь эгоиста, который проявляет чувство признательности до тех лишь пор, пока исполняются его прихоти. В сущности и матери своей он не уважает и даже не боится ее.
(В. Н. Малинин, книга «Д. И. Фонвизин» под ред. В. И. Покровского, 1905 г.)
Это был цитатный образ и характеристика Митрофанушки из комедии «Недоросль» Фонвизина: описание Митрофана Простакова в цитатах.
Происхождение, характеристика и значение имени Митрофан
Услышав название комедии «Недоросль» вырисовывается образ бездельника и неуча. Не всегда слово недоросль имело ироничный смысл. Во времена Петра I недорослями называли дворянских детей, не достигших 15 лет. Фонвизину удалось придать слову другое значение. После выхода комедии оно приобрело нарицательный характер. Образ и характеристика Митрофанушки в комедии «Недоросль» являются отрицательными. Через этот персонаж Фонвизин хотел показать деградацию русского дворянства, когда человек перестает быть человеком, превращаясь в невежественную и глупую скотину.
Ключевую роль в комедии «Недоросль» занимает Митрофан Простаков, дворянский сын. Имя Митрофан означает «подобный», схожий с матерью. Родители, как в воду глядели. Назвав таким именем ребенка, получили полную свою копию. Бездельник и тунеядец, привыкший, что все желания выполняются с первого раза. Любимые занятия хорошо поесть и поспать. Митрофану всего 16 лет и когда у сверстников полно стремлений и желаний, у него они отсутствуют напрочь.
Митрофан и мать
Митрофан типичный маменькин сынок.
«Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!»
Отец любит сына не меньше, чем мать, но мнение отца для него ничего не значит. Видя, как мать обращается с супругом, унижая на глазах крепостных, то словом, то подзатыльником, парень сделал определенные выводы. Если мужик добровольно позволил превратить себя в тряпку, то, чего он может заслуживать. Единственное желание вытереть ноги и переступить.
Благодаря матери Митрофан абсолютно не приспособлен к жизни. Зачем забивать голову проблемами и заботами, когда есть слуги и мать, ради него готовая на все. Ее опека и собачье обожание раздражали. Материнская любовь не находила отклика в его сердце. Он вырос холодным, бесчувственным. В финальной сцене Митрофан доказал, что мать ему безразлична. Он отказывается от родного человека, стоило ему услышать, что она лишилась всего. Бросившись к нему в надежде получить поддержку, женщина слышит грубое:
«Да отвяжись ты, матушка, как навязалась»
Корысть, желание разбогатеть быстро и не прилагая усилий стали его кредо. Эти черты тоже передались от матери. Даже свадьба с Софьей была с подачи маман, желающей выгодно пристроить непутевого сына.
«Не хочу учиться, хочу жениться»
Это слова Митрофана, адресованные ей. Предложение было воспринято им на ура. Ведь свадьба с богатой наследницей сулила ему беззаботное и обеспеченное будущее.
Взаимоотношения с родителями
Митрофана очень любят его родители. Мать – госпожа Простакова – боготворит своего сына. Она действительно готова ради него на все. Простакова воспитывала Митрофанушку таким образом, что он не умел жить по-настоящему. В жизни его ничего не интересовало, проблемы и жизненные трудности ему были не знакомы, так как родители делали все, чтобы Митрофанушка с ними не сталкивался. Этот факт сильно воздействовал на отношение Митрофанушки к собственной жизни: он чувствовал свою вседозволенность. В основе жизни героя лежала лень и апатия, стремление осуществлять только собственные цели, связанные с покоем.
Главный герой видел то, как его мать обращается с его отцом. Простаков не играл большой роли в их семье. Это стало причиной того, что и Митрофан не воспринимал своего отца серьезно. Он рос бесчувственным и эгоистичным, не проявляя любви даже к матери, которая в свою очередь его любила очень сильно. Такое равнодушное отношение к матери персонаж продемонстрировал в финале произведения: Митрофанушка отказывает госпоже Простаковой в поддержке со словами «Да отвяжись ты, матушка, как навязалась».
Такая цитатная характеристика в полной мере указывает на результаты вседозволенности и слепой родительской любви. Д. И. Фонвизин продемонстрировал, как такая любовь губительно влияет на человека.
Отношение к учебе
Наука давалась Митрофану с трудом. Четыре года бились учителя, чтобы хоть чему-нибудь научить бестолкового парня, но результат был нулевой. Мать сама необразованная женщина, внушала сыну, что учиться необязательно. Главное деньги и власть, все остальное пустая трата времени.
«Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Не учись этой дурацкой науке!»
Указ Петра о том, что дворянские дети должны знать арифметику, божье слово и грамматику сыграли свою роль. Ей пришлось нанять учителей не из любви к наукам, а потому что так положено. Неудивительно, что с таким отношением к учебе Митрофан не понимал и не знал элементарных вещей.
Недоросль. Д.И. Фонвизин. Спектакль Малого театра + радиоспектакль. Анализ.
Тема воспитания и образования в дворянских семьях была одной из актуальных в России в начале XIX века. «В России домашнее воспитание есть самое недостаточное, самое безнравственное; ребенок окружен одними холопями, видит одни гнусные примеры, своевольничает или рабствует, не получает никаких понятий о справедливости, о взаимных отношениях людей, об истинной чести. Воспитание его ограничивается изучением двух или трех иностранных языков и начальным основанием всех наук, преподаваемых каким-либо нанятым учителем», — писал Пушкин.
Одним из первых проблему эту затронул Д. И. Фонвизин в комедии «Недоросль». С первой же реплики автор вводит нас и атмосферу русской помещичьей усадьбы. Мы знакомимся с госпожой Простаковой, ее супругом, сыном Митрофанушкой. В семье этой дарит «матриархат». Госпожа Простакова, не отличаясь особым умом и образованностью, держит в подчинении все свое семейство. «При твоих глазах мои ничего не видят», — благодушно заявляет господин Простаков, полностью принимая существующее положение дел. Достается от своенравной помещицы и слугам, и кормилице Митрофана, старой Еремеевне, и учителям сына, Кутейкину и Цыфиркину.
Сама же Простакова практически ничему не училась. Родители ее были «старинные люди», ее с братом «ничему не учили». «Бывало, добры люди приступят к батюшке, ублажают, ублажают, чтоб хоть братца отдать в школу… Покойник-свет и руками, и ногами… Бывало, изволит закричать: прокляну ребенка, который что-нибудь переймет у басурманов, и не будь тот Скотинин, что чему-нибудь учиться захочет», — простодушно рассказывает помещица, пребывая в полной уверенности в правильности подобного «воспитания».
Покойный батюшка ее «не умел грамоте, а умел достаток нажить и сохранить». Госпожа Простакова унаследовала качества своего отца: при своем полном невежестве, грубости, самодурстве, она расчетлива и корыстна. Узнав, что ее воспитанница, Софья, стала богатой невестой, она задумывает женить на ней Митрофанушку, который, впрочем, и не думает сопротивляться.
Митрофанушка — недоросль, ленивый, неуклюжий увалень, которому нет еще и шестнадцати лет. Любимое занятие его — гонять голубей. Митрофан не особенно жалует науки. «Не хочу учиться, а хочу жениться», — заявляет он. Тем не менее к нему постоянно ходят учителя: семинарист Кутейкин учит его грамматике, отставной сержант Цыфиркин — математике, немец Вральман — «по-французски и всем наукам». И сынок Простаковой в науках «весьма преуспевает»: из грамматики он знает, что есть «существительна да прилагательна». Дверь, по его мнению, является прилагательным, так как она приложена к своему месту. Другая дверь, которая еще не навешена, — «покамест существительна». Столь же успешен Митрофан и в изучении математики — Цыфиркин бьется с ним третий год, а «этот недоросль… трех перечесть не умеет». Истории и прочим наукам обучает Митрофана немец Вральман, ранее служивший у Стародума кучером. Вральман не утруждает своего воспитанника занятиями — вместо того, чтобы учить его истории, Вральман заставляет рассказывать «истории» скотницу Хавронью и вместе с Митрофаном с удовольствием слушает ее.
Госпожа Простакова, всем сердцем любя сына, всячески его балует. Привить Митрофану какие-либо положительные качества или понятия о нравственности она не в состоянии, так как сама лишена их. Результаты подобного воспитания плачевны: Митрофанушка не только невежествен, но и злонравен. Он труслив, груб со своими учителями. В финале комедии он отрекается от собственной матери, лишившейся всех прав на управление имениями. Потерпев неудачу в своем намерении женить сына на Софье и лишившись имений, госпожа Простакова растерянна и разбита. В надежде найти утешение она бросается к Митрофанушке, а в ответ слышит: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…»
Героем-резонером выступает в комедии дядюшка Софьи, Стародум. «Вот злонравия достойные плоды!» — восклицает он в финале. Этот персонаж выражает в комедии авторские взгляды, утверждая, что достойное воспитание должно быть залогом благосостояния государства. Образование должно быть на высоком уровне, однако образование не имеет ценности само по себе. Главная цель всех знаний человеческих — «благонравие», «просвещение возвышает одну добродетельную душу».
Самодурка-помещица, госпожа Простакова, ее брат Скотинин, обожающий свиней, ленивый Митрофанушка — «…все в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на русское. А между тем ничего нет в ней карикатурного: все взято живьем с природы и проверено знаньем души».
Таким образом, система воспитания и образования, принятая в русских дворянских семьях в XVIII—XIX веках, была во многом несовершенной, порочной, уродующей юные умы и сердца, губящей судьбы. В молодых людях развивались такие качества, как лень, пассивность, инфантилизм, неумение реализовать свои собственные мечты и одновременно — высокомерие, чувство превосходства по отношению к окружающим. Эти качества во многом способствовали жизненной несостоятельности людей, фатальной неизбежности несчастливой судьбы. В русской литературе эта тема была развита затем Пушкиным и Гончаровым.
Школьникам объясняют на «Недоросле»: быть митрофанушкой старомодно
Пострадал за правду
Предки Дениса Фонвизина были рыцарями, выходцами из Ливонии. При Иване Грозном род обрусел. Дворяне Фонвизины верой и правдой служили властям. Сам Денис Иванович, получив хорошее образование, в том числе философское, сначала служил переводчиком в иностранной коллегии. Занимался литературными переводами. Но и сам испытывал тягу к писательству. В то время популярностью пользовалась его комедия «Бригадир». А вот «Недоросль» поначалу вызвала неприязнь у властей. Возможно, потому, что обличала коррупцию, произвол, рабство. Недаром Фонвизин писал пьесу одновременно с политической статьей «Рассуждение о непременных государственных законах». Автор нередко критикует царский деспотизм, крепостничество, требует конституцию. И даже… угрожает переворотом в случае, если власти не прислушаются к веяниям времени.
А в «Недоросле» он обличает то же самое, только в более веселой форме. Недаром первые же реплики матери Митрофанушки, госпожи Простаковой, намекают на произвол помещиков и бесправие крепостных. И все последующие пять явлений этот произвол показывают. Так что критики даже называли главной темой комедии конфликт в социально-политической жизни России. А в основе сюжета — борьба передовых, прогрессивных дворян Правдина и Стародума с теми, кто считает крепостничество благом, — Простаковыми и Скотининым. Прототипом прогрессивного Стародума стал отец писателя.
Фонвизин до конца жизни писал. Но его творчество не одобряла императрица Екатерина II. Она даже запретила драматургу опубликовать пятитомник произведений.
Юбилей прошел без торжеств. Памятник главному герою нигде не открыли, хотя поминают часто.
Говорящие фамилии
Фонвизин работал над «Недорослем» несколько лет. Закончил в 1781 году. Сначала пьесу хотели поставить в Москве. Но цензура испугалась смелых идей, открыто высказанных в комедии. И запретила постановку. Петербургские чиновники оказались смелее. И 24 сентября 1782 года прошла премьера на сцене Вольного Российского театра (сейчас не существует).
К Фонвизину пришел успех. Неизвестный автор «Драматического словаря» даже написал о премьере «Недоросля»: «Несравненно театр был наполнен, и публика аплодировала пьесе метанием кошельков». Иными словами, смелые идеи пришлись по душе прогрессивным петербуржцам.
А еще через пару лет рискнули и в Москве. 14 мая 1783 года «Недоросля» поставили студенты университета. После этого пьесу играли во многих любительских театрах.
Понравилось и то, что даже фамилии героев были говорящими. Глава семейства Простаков — слабый человек, под каблуком у властной жены. Госпожа Простакова тоже в принципе проста в своем самодурстве — типичная помещица-крепостница. Любит только сына, а остальных за людей не считает.
Имя «недоросля» — Митрофан — в переводе означает что-то типа «маменькин сынок». Он такой и есть — избалован до крайности. Про Скотининых и говорить не приходится. Уже по фамилии ясно, что герои отрицательные. Брат Простаковой Скотинин к тому же обожает свиней. Государственный чиновник носит фамилию Правдин. И, что интересно, оказывается порядочным человеком: узнав о самодурстве Простаковой, отбирает у нее имение в пользу государства. Софья, из-за которой разгорелся сыр-бор, — имя, по мнению автора, наиболее подходит образованной и доброй девушке. Ее возлюбленного, офицера, зовут Милон: сразу понятно, что он красивый и порядочный, как и положено офицеру.
Самая интересная фамилия — Вральман. Это немец, бывший кучер, который выдает себя за ученого. Он учит Митрофана французскому языку и прочим наукам. Еще одного учителя зовут Цифиркин. Тришка — портной-самоучка. Как в поговорке — «Тришкин кафтан».
По мнению специалистов, такими говорящими именами автор сразу расставил акценты и обозначил «ху из ху».
Сюжет вполне актуальный. Софья должна получить большое наследство от своего дяди Стародума. Поэтому на нее начинается охота. Женихи пытаются добиться расположения девушки доступными им способами. Дальше всех зашла мама Митрофана Простакова. Она организовала похищение богатой невесты, чтобы насильно выдать ее замуж за сынка. Но настоящий жених Софьи, Милон, предотвратит кражу. Так что, как и положено, справедливость восторжествовала.
Не осовременили, но сократили
Сегодня пьеса не так часто идет на сцене. И фильмов по ней мало снято. В 1926 году по мотивам комедии режиссер Григорий Рошаль создал фильм «Господа Скотинины». В 1987 году выпустили телеверсию спектакля Малого театра.
Сейчас в нескольких городах России в ТЮЗах идут постановки по «Недорослю». А в Северной столице премьера прошла в конце сентября в театре «Пушкинская школа». Поставил спектакль режиссер Владимир Портнов. Он не стал осовременивать пьесу, как это сейчас модно. Например, переносить действие в современную реальность: делать из героев восемнадцатого века нынешних школьников или студентов, надевать на девушек мини-юбки, а на мальчиков — джинсы, и снабжать их айфонами и айпадами.
— Чересчур осовременить старую пьесу, чтобы на нее пошли зрители, — это ход расхожий, и он исчерпывает себя за пять минут, — говорят в театре. — Ну посмотрят школьники как бы на самих себя, посмеются и поприкалываются. А дальше-то что? Значительно сложнее поставить спектакль восемнадцатого века, но так, чтобы он был интересен и современным подросткам. Чтобы они смотрели не на внешние атрибуты, а на внутреннюю сущность героев, поняли мысли, которые есть в пьесе.
Премьера удалась. Часть юных зрителей даже не читала Фонвизина, но от души смеялась. Другие уже проходили «Недоросля» по школьной программе, им тоже понравилось. Так что актеры смеют надеяться, что дети не просто развлеклись, а вынесли для себя что-то полезное.
— Режиссер немного сократил пьесу, — признались в театре. — У Фонвизина некоторые монологи длинноваты и язык тяжеловат, современным детям трудно его воспринимать. Так что мы сделали текст легким, «летящим», но без потери смысла. Да переставили местами некоторые сцены, как было логичнее.
Театр заинтересовала возможность разглядеть в персонажах простых и наивных людей, живущих по давным-давно заведенным порядкам.
Режиссер сделал историю как крах обаятельных и простодушных людей, обнаруживающих собственную незащищенность ни от кого и ни от чего.
Авторы спектакля утверждают: у них не было намерения поставить перед зрителями своеобразное зеркало: мол, любуйтесь, мы все немного недоросли. Конечно, какое-то созвучие с современностью есть, учитывая, как много сегодня говорят о падении качества образования и всеобщей вопиющей неграмотности.
Но желания заклеймить все и всех не присутствовало.
— Сегодня еще такая тенденция — возвращение к театру восемнадцатого века, интерес к старым пьесам, особенно таким, которые давно не игрались, — объясняют в театре. — Это достаточно сложная для постановки работа. И то, что зритель наш спектакль принял, радует.
Как признались в театре, когда задумались о постановке, про юбилей не знали. А когда выяснилось, оказалось в тему.
— Мы просто послушались Пушкина, который писал о значимости этой комедии, — шутят актеры. — Можно сказать, воспользовались его рекомендацией. Пушкин нам плохого не посоветует!
Премьера в театре «Пушкинская школа» удачно совпала с юбилеем пьесы.
Психология и юмор
Девять лет идет «Недоросль» в Государственной филармонии Петербурга для детей и юношества. Спектакль рассчитан на молодежь — старшеклассников и студентов. Да и учителя приводят детей целыми классами. Недаром же говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Пьеса поставлена практически так, как написано у Фонвизина. Костюмы соответствующие. Звучат русские народные мелодии и музыка Дмитрия Шостаковича.
— Школьники очень хорошо воспринимают спектакль, — говорят в театре. — Хоть он и идет около трех часов, но темп у него стремительный, а потому время проходит незаметно.
В героях постановки, особенно во второстепенных, много юмора, но мягкого, не злого. Никого из героев не осмеивают и не осуждают. Наоборот, в каждом создатели спектакля нашли что-то привлекательное, человеческое. Чтобы герои из восемнадцатого века не выглядели ходульными, неинтересными. Также в постановке сделан акцент на психологию, мотивацию поступков. Современным школьникам это помогает понять пьесу, делает ее доступной. Дети следят не только за перипетиями сюжета, но и за взаимоотношениями персонажей, сочувствуют им. А каждое событие в спектакле становится значимым, ярким. В конце есть даже трагический момент. Митрофанушка, освободившись от домашних пут, предает мать, которая посвятила ему всю жизнь. На этом сделан акцент, и молодые люди чутко воспринимают предательство, вздыхают и задумываются.
Но самое главное — спектакль поставила выпускница театрального вуза режиссер Ольга Бабенко. Это была ее дипломная работа. По возрасту она была не так далека от своих зрителей. А потому ей удалось разговаривать с публикой практически на одном языке.
Да и Митрофанушку играет молодой и очень обаятельный актер Константин Сироткин. В филармонии ему прочат большое будущее.
ЕСТЬ МНЕНИЯ
В одной из своих статей Александр Пушкин написал: «…пожалеешь невольно, что не Фонвизину досталось изображать новейшие наши нравы».
Социолог Татьяна ПРОТАСЕНКО:
— Я считаю, что современная молодежь совершенно другая. Она обучается, но избирательно, тому, что нужно. В этом смысле подростки сегодня прагматичные, и интерес у них направленный.
Такова реальность. Падения образования тоже не вижу. Одни интересуются одним, другие — другим. Есть, конечно, неучи… Но даже в богатых семьях это редкость. Вот развлечения у «золотой молодежи» могут быть нестандартными. Но образование они получают хорошее.
Психолог Сергей ГОРБАТОВ:
А тут речь скорее о личностном инфантилизме. Если рассматривать человека как носителя нравственных качеств, то в случае с недорослем мы имеем дело с отсутствием ответственности, в том числе за других людей. Это такое инфантильное существо, которое независимо от возраста пребывает в плену детских иллюзий. Такой типаж — неизменная константа, но ничего антисоциального в митрофанушках нет.
Учительница средней школы Екатерина ВЛАДИМИРОВА:
— Как правило, из «Недоросля» мы помним только одну фразу: «Не хочу учиться, а хочу жениться». Пьеса так долго живет благодаря тому, что в ней четко обозначена мораль: знания — сила. Поэтому «Недоросль» и включен в школьную программу. Но такую пьесу слишком трудно ставить на сцене, она чересчур назидательная и прямолинейная.
Во времена Фонвизина такой ход был актуален. Сейчас в моде более тонкие вещи. Пьесу редко ставили на сцене даже в царские времена. Хотя недорослей в те времена хватало. Но тем, про кого она написана и кто в ней осмеивался, совсем не хотелось смотреть на себя как в зеркало. Мелким помещикам такая учеба была не нужна. После революции тоже было немного не до пьесы. Построение коммунизма, индустриализация… При чем тут недоросль? В нашем обществе недорослей быть не могло!
И сейчас мы объясняем школьникам: будешь плохо учиться — станешь митрофанушкой. Имя героя уже стало нарицательным. Но у современных подростков другая мотивация к учебе: им нужно пробиваться в жизни, а без учебы — никуда. Хотя недоросли сегодня, конечно, есть, чего уж там греха таить… Но у этого явления другие социально-экономические причины.
«Опасен или смешон Митрофан (Комедия «Недоросль»)»
Давно уже имя Митрофанушки и само слово «недоросль» стали, нарицательными и вызывают ироническую улыбку при их упоминании. Великий мастер сатиры Д. И. Фонвизин смог создать по-настоящему яркий и живой образ молодого болвана, вступающего в жизнь. Именно Митрофанушка постепенно становится героем, вокруг которого разгорается конфликт в доме Простаковых. То, что он отрицательный персонаж, не вызывает сомнения. А вот с каким чувством отнестись к нему, как определить его место среди других отрицательных героев? Читая первые сцены комедии, сразу же знакомишься с Митрофанушкой, сыном помещиков Простаковых. Первое чувство — смех. Разве можно не смеяться над обжорой, который всю •ночь страдает после обильного ужина, но утром опять не лишает себя удовольствия проглотить несколько подовых булок? Смешон Митрофан и своей неповоротливостью, и необходимостью в свои годы иметь рядом няньку, и скудостью ума, и бедностью речи.
По чем ближе узнаешь Митрофанушку, тем суровее становится отношение к нему. Убеждаешься, что не такой уж и безвредный этот обжора, лишенный ума и совести. И если еще вызовет улыбку Митрофан на уроке или на экзамене перед Стародумом, то это уже смех, к которому примешивается чувство страха: ведь за Митрофанушкой — будущее, он будет править людьми, строить жизнь государства. А что может быть страшнее, чем если судьбу народа и страны будут решать подобные Митрофану люди — тупые, ограниченные, не обремененные ни порядочностью, ни воспитанностью, ни духовностью?
И уж совсем страшен Митрофан по отношению к окружающим. Получивший уроки жестокости и грубости от матери, он неуважительно относится к отцу, к самой матери, а слуг и вообще за людей не считает. Даже Еремеевну, которая вырастила и вскормила его и готова жизнь за него отдать, Митрофан оскорбляет и унижает. Его. неблагодарность близким людям, грубость и цинизм вызывают отвращение. Можно с уверенностью сказать, что Митрофанушка куда более опасен, чем смешон.
Конечно, можно попробовать оправдать действия Митрофана издержками его воспитания и обучения. Можно обвинить Простакову, которая своей слепой любовью и безнравственными поступками воспитала такого гнусного человека. Но ведь нельзя же оправдать зло, невежество, духовную нищету обстоятельствами, чьими-то ошибками, условностями жизни. Так можно все оправдать, а человек должен сам отвечать за все, что он совершает. Как можно понять, оправдать, а тем более простить Митрофана, когда он в страшную для его матери минуту отталкивает ее от себя и не, находит слов поддержки для самого близкого человека?
В финале комедии он просто безобразен, лишен всего человеческого. Судьбу недоросля теперь решает Правдин, отправляя его на службу, и можно только представить, сколько зла может принести людям Митрофанушка. Помните слова Стародума: «Невежда без души— зверь»? Это и о Митрофане — потерянном для общества человеке, страшном своим бездушием и невежеством, Митрофане, который никогда не станет лучше, потому что ума ему не дали, а душу забрали.
Характеристика Простакова-младшего
Митрофан Терентьевич Простаков — юноша пятнадцати лет, недоросль. Он дворянин, его отец — помещик Простаков. Представляет собой типичного маменькиного сынка. Родители видят в своём сыне разумного молодого человека, но на деле это, конечно же, расходится с действительностью.
Отношения с родителями
Митрофанушка балованный и изнеженный, мать с отцом воспринимают его, подростка, как дитя и ребёнка. Он обожает вкусно и сытно поесть. Молодой человек растёт бездушным и жестоким, так, например, выражает сочувствие не отцу, которого поколачивают, а матери, что устаёт, когда бьёт батюшку. Недоросль-дворянин изо дня в день позволяет себе плохо относиться к кормилице, которая его растила с малых лет.
Юноша также возмущён и ругается в адрес собственных учителей: «Дай доску, гарнизона крыса! Задавай, что писать…» (цитата). Простаков-младший — это глуповатый человек, с которым разумные люди, пожалуй, дел никогда иметь не будут.
Чтобы добиться своих целей, Митрофан прибегает к угрозам по отношению к родной матери: «пеняй на себя», «здесь и река близко. Нырну, так поминай как звали» и так далее. Юноша всегда был ленив, жил на иждивении родителей, ничем отродясь не занимался.
Простакова вызывает лишь отрицательные эмоции, ведь вырастила такого кошмарного человека, который вдвое её страшен. Недоросль вдобавок смешон и нескладен. Все эпизоды с ним комические и глуповатые. Как возможно набивать до отказа брюхо перед сном, а наутро жаловаться о чувстве голода. Забавно юноше в 15 лет ежедневно подзывать няньку.
Митрофан — это сатирический образ в комедии, но сущность молодого человека пугающая: злобив, бездушен, глуповат, хамоват. Если допустить, что подобные «митрофанушки» воспитаны, например, в половине семей, обществу в этом бессердечии грозит серьёзная опасность.
Внешний вид героя
Весь идейный и художественный образ Митрофана из комедии «Недоросль» отталкивающий и негативный: паренёк с мелкой душой, у него подлое сердце, нравится ябедничать и жаловаться — «опять нажалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску». Митрофанушку безгранично любит мать, но он в ответ грубит: «отвяжись, зачем навязалась».
Автор знакомит читателя с недорослем в то время, когда тот вертится и красуется в новеньком кафтане. Матушка юноши расположилась поблизости и ругает работу портного. Молодой человек уже достаточно взросл, он высокого роста, плотного телосложения. Физиономия не особо умная, как и его дела. В целом внешность можно охарактеризовать неуклюжей и отталкивающей.
День за днём основный восторг у дворянина-недоросля вызывает подсмеивание над окружающими, одурачение, баловство. Парня абсолютно точно отлично кормят, он в еде себя не ограничивает, по этой причине у юноши регулярно с силой болит живот.
Тело вымахало, а вот сердцем и характером Митрофана не занимались. Молодой человек убеждён, что ум ему в жизни не пригодится (около трёх лет изучает с учителем азбуку), полагает, будто все трудности на его жизненном пути разрешит и определит своими стараниями его матушка. Ей, надо отметить, практически удалось пристроить родного сынка за обеспеченную наследницу Софию, которая вдобавок очень хороша собой и добра душой.