Что означает имя скотинин в комедии недоросль
Что означает имя скотинин в комедии недоросль
Исследовательские работы и проекты
Говорящие фамилии в произведениях Д.И. Фонвизина и А.С. Грибоедова
Говорящие фамилии в произведении «Недоросль» Д. И. Фонвизина
Фамилии действующих лиц – это, пожалуй, первое, что привлекает внимание читателя комедии Фонвизина “Недоросль”. Фамилии эти “говорящие”, их значение формирует у читателя отношение к героям, которые их носят. У нас складывается определенное мнение по поводу того или иного героя.
К положительным действующим лицам относятся Правдин, Софья, Стародум и Милон. Каждый из них поддерживает идеи Просвещения, считая основными человеческими ценностями добродетель, честность, любовь к родине, высокую мораль и образованность. Их полной противоположностью являются отрицательные герои – Простаковы, Скотинин и Митрофан.
Они представители «старого» дворянства, которое всеми силами хватается за устаревшие идеи крепостного и феодального устройства. Их основными ценностями являются деньги, положение в общественной иерархии и физическая сила. И именно фамилии намекают читателю на принадлежность героя либо к положительным, либо к отрицательным действующим лицам с первого его появления.
Предпочитает не иметь своего мнения — сцена с шитьём кафтана: «При твоих глазах мои ничего не видят». Неграмотный и бесхребетный, в сущности, он не такой уж плохой человек. Любит Митрофана, «как надлежит родителю». «Он смирен», — говорит о нём Правдин.
Простакова в отличие от мужа не является такой простой. Её больше характеризует её девичья фамилия Скотинина, которая указывает нам на её грубость и невежественность. Изображена необразованной, хитрой и злобной «бабой», которой принадлежит вся власть в семье: «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится».
Подтверждением этой же мысли является изменение отношения к Софье. Единственный человек, внушающий ей добрые чувства,— сын Митрофанушка, «друг сердешный», «душенька». Поэтому в финале её даже жаль, ведь и он отворачивается от неё.
В комедии присутствуют не только говорящие фамилии, но и имена, которые не хуже раскрывают сущность героя.
Образ и характеристика Тараса Скотинина в комедии «Недоросль», описание в цитатах
Тарас Скотинин. Художник Н. Муратов. |
Тарас Скотинин — один из ярких отрицательных персонажей комедии «Недоросль» Фонвизина.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Тараса Скотинина, описание характера и личности героя.
Смотрите:
— Краткое содержание комедии
— Все материалы по комедии «Недоросль»
Образ и характеристика Тараса Скотинина в комедии «Недоросль», описание в цитатах
Тарас Скотинин является братом госпожи Простаковой и дядей недоросля Митрофанушки Простакова.
Имя Тарас в переводе с греческого означает «мятежник», «смутьян». Также есть мнение, что имя Тарас произошло от слова «taurus», что в переводе с латинского означает «бык», «вол».
«Я Тарас Скотинин, в роде своем не последний. Род Скотининых великий и старинный. «
«Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет. «
«. Я сам служивал в гвардии и отставлен капралом. «
«. Десять тысяч твоего доходу! Эко счастье привалило; да я столько родясь и не видывал. «
«. Сестрица моя вывезла меня скоро-наскоро из моей деревни в свою. «
«Нет, мне нравится не девчонка [. ] И не деревеньки, а то, что в деревеньках-то ее водится и до чего моя смертная охота. «
«. Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата. У меня в этом, сестрица, один обычай с тобою. «
«. Да не хочу губить души, не найдя виноватого. «
«. Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет. «
«. весь околоток говорит, что ты мастерски оброк собираешь. «
«. а всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду. «
«. коли у меня теперь, ничего не видя, для каждой свинки клевок особливый. «
«. да отчего же я к свиньям-то так сильно пристрастился. «
«. Когда же у вас могут быть счастливы одни только скоты, то жене вашей от них и от вас будет худой покой. «
«. Человек ты, как вижу, не без ума, а хочешь, чтоб я отдал мою племянницу за кого – не знаю. » (Стародум о Скотинине)
«. Вы, господин Скотинин, сами признаете себя неученым человеком. «
«. не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет. » (слова отца Скотининых)
«. Я отроду ничего не читывал, сестрица! Бог меня избавил этой скуки. «
«Скажу, не похвалясь: каков я, право, таких мало. «
«Я думаю, что Скотинины все родом крепколобы. «
«У меня такой обычай, как что заберу в голову, то из нее гвоздем не выколотишь. У меня, слышь ты, что вошло в ум, тут и засело. О том вся и дума, то только и вижу во сне, как наяву, а наяву, как во сне. «
«. Ну, будь я свиной сын, если я не буду ее мужем или Митрофан уродом. «
Критика об образе Тараса Скотинина в «Недоросле»
(В. О. Ключевский, книга «Д. И. Фонвизин. Его жизнь и сочинения», под ред. В. И. Покровского, 1905 г.)
Это была цитатная характеристика и образ Тараса Скотинина в комедии «Недоросль» Фонвизина: описание характера и личности героя.
Скотинин
История персонажа
Персонаж пьесы Дениса Фонвизина «Недоросль». Брат помещицы Простаковой, большой любитель свиней. Мечтает жениться на Софье, наследнице богатого дядюшки Стародума.
История создания
Идея комедии «Недоросль» родилась у Дениса Фонвизина зимой 1778 года, когда писатель вернулся в Россию из Франции. За границей Фонвизин познакомился с местной законодательной системой, философией, изучил социальную жизнь Франции и оценил местные театральные постановки. Весь приобретенный опыт писатель использовал для работы над пьесой.
Денис Фонвизин
Фонвизин работал над текстом три года и в 1782 году попытался поставить пьесу в Петербурге. Здесь писателю отказывают, и Фонвизин вместе с актером Иваном Дмитревским, который позже исполнил роль Стародума, выезжает в Москву, чтобы попробовать добиться разрешения на постановку там. В Москве, однако, пьесу снова не пропускает цензура. Фонвизину понадобилось еще несколько месяцев, чтобы «пробить» постановку пьесы. Премьера состоялась на сцене Вольного Российского Театра в Петербурге. Образ Скотинина в премьерном спектакле воплотил актер Сергей Рахманов.
Пьеса «Недоросль»
Тарас Скотинин — персонаж с говорящей фамилией, которая отражает необразованность и грубость героя, «скотский» характер и любовь к скоту, который интересует героя куда больше, чем люди. Описание внешности Скотинина в пьесе не дается, но представление о ней можно составить по иллюстрациям художника Николая Муратова.
Персонажи комедии «Недоросль»
Персонаж приходится братом госпоже Простаковой, главной отрицательной героине романа, и дядюшкой ее сыну, недорослю Митрофанушке. Герой отслужил в гвардии и вышел в отставку в чине капрала. Точный возраст Скотинина неизвестен, но это точно немолодой человек.
По происхождению Скотинин — дворянин, и он считает, что это дает ему право колотить слуг, когда захочется. Герой всегда находит, в чем обвинить крестьян, и наказывает тех с жестокостью. Скотинин «вытрясает» из крестьян все, что только можно, и «сдирает» с них всякий понесенный им самим убыток. При этом денег у персонажа не так много, как тому хотелось бы. Принадлежащая Скотинину деревня приносит маленькую прибыль.
По натуре персонаж расчетлив и готов любой ценой прибрать к рукам чужое имущество, если такая возможность представится. Скотинин стремится жениться на Софье, племяннице Стародума, хотя «девчонка» ему безразлична — герой хочет завладеть принадлежащей Софье собственностью, о чем говорит, не скрываясь.
Тарас Скотинин на сцене театра
Единственный предмет любви для Скотинина — свиньи. В принадлежащей персонажу деревне свиньи чувствуют себя лучше и живут роскошнее, чем крестьяне. Любовь эта так велика, что персонаж называет самого себя «свиным сыном». В семействе Простаковых эта страсть героя хорошо известна. Сестра, госпожа Простакова, однажды с нежностью и одобрением заявляет брату, что хорошая свинья ему нужнее жены.
Скотинин необразован и не блещет интеллектом. Персонаж сам признается, что «никогда не думает» и «отроду ничего не читывал». В семействе Скотининых детей ничему не обучали. Более того, человек, желающий учиться, считался недостойным принадлежать к благородной фамилии.
По сюжету пьесы, Софья — дальняя родственница Простаковых, милая и добрая девушка – живет у тех в доме, как в плену, и постоянно терпит обиды и унижения. Простаковы собираются организовать женитьбу Скотинина на Софье, хотя девушка откровенно против этой идеи. Мнение героини, однако, никого не интересует, и Софью собираются выдать замуж насильно.
Иллюстрация к пьесе «Недоросль»
Планы госпожи Простаковой на Софью меняются, когда девушке приходит письмо от дядюшки Стародума. Тот разбогател и назначает Софье большое приданое. Теперь Простакова собирается выдать Софью замуж уже не за брата, а за собственного сына Митрофанушку.
План срывается из-за приезда в поместье Стародума. Девушка жалуется дядюшке на Простаковых и признается, что давно и взаимно влюблена в молодого офицера Милона. С благословения Стародума молодые люди заключают помолвку. Узнав об этом, Простакова пытается похитить Софью, чтобы обвенчать-таки с Митрофанушкой, но злодейке не удается увезти девушку. В финале пьесы Скотинин и Простакова лишаются поместья, и дальнейшая биография героев неизвестна.
Павел Чичиков
В школьной программе по литературе Скотинина сравнивают с Чичиковым, персонажем романа Николая Гоголя «Мертвые души».
Цитаты
«Мужик был рослый, ворота низки, забыл наклониться. Как хватит себя лбом о притолку, индо пригнуло дядю к похвям потылицею, и бодрый конь вынес его из ворот к крыльцу навзничь. Я хотел бы знать, есть ли на свете ученый лоб, который бы от такого тумака не развалился; а дядя, вечная ему память, протрезвясь, спросил только, целы ли ворота?»
«Я отроду ничего не читывал. Бог меня избавил этой скуки».
Раскройте смысл говорящих фамилий героев комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
13 героев, 13 разных имен, 13 разных образов. Но всех их объединяет то, что Д.И. Фонвизин дал им имена, схожие с их характерами, имя и характер героев в произведении неотъемлемо связанны друг с другом.
Фамилии действующих лиц – это фамилии “говорящие”. По ним можно определить черты характера или род занятия героев.
Еще в начале произведения они рассказали о том, кто из героев положительный, а кто отрицательный.
Все действующие лица комедии делятся на три группы. Самой яркой являются отрицательные герои: Простаковы, Скотинин, Митрофан. К положительным героям относятся Стародум, Софья, Правдин, Милон. А к третьей группе относятся все остальные лица – это учителя и слуги.
Значение имен и фамилий героев в пьесе «Недоросль». Расшифровка «говорящих» имен и фамилий героев комедии «Недоросль»:
Тарас Скотинин: скотоподобный и скотолюбивый.
Госпожа Простакова: урожденная Скотинина (до замужества носила эту фамилию), также скотоподобная, грубая и жестокая помещица.
Господин Простаков (Терентий Простаков): простак, глупец.
Митрофан Простаков: в переводе с греческого имя «Митрофан» означает «похожий на свою мать». Митрофан действительно походит на свою мать, госпожу Простакову.
Правдин: стоит за правду.
Милон: милый молодой человек.
Стародум: придерживается старины, старинных дворянских добродетелей.
Вральман: врун, обманывающий своих хозяев.
Цыфиркин: обучает математике, то есть цифрам,
Это для вас дополнительное приложение ( дополнительный материал)
Следующие герои: Стародум, Правдин, Скотинин, Кутейкин, Цыфиркин и Вральман имеют соответствующие «говорящие» фамилии, которые характеризуют персонажей даже больше, чем их речевые обороты.
3. Объясните, почему Л.Н. Толстой использует в рассказе «После бала» повествование как от первого, так и от третьего лица.
Рассказ “ После бала ” основан на реальных событиях того времени: все, о чем повествуется в произведении, происходило с братом писателя — Сергеем Николаевичем Толстым.
Писатель использует в своем произведении повествование как от первого лица, так и от третьего. Каждая из этих форм имеет свои идейно-художественные задачи.
Повествование от первого лица создает иллюзию восприятия живого голоса рассказчика, обладает доверительной интонацией. Эта форма позволяет по-особенному сильно выразить состояние человека, его настроения, переживания.
В повествовании от третьего лица рассказчик выступает как человек, который знает больше, чем повествователь от первого лица. Он наблюдает героя произведения как бы со стороны.
Но все же в основном рассказ ведется от первого лица — Ивана Васильевича.
Билет № 5
1. Дайте определение понятию «трагедия» и проиллюстрируйте на примере произведения В. Шекспира «Ромео и Джульетта».
2. Дайте определение термину «антитеза» и проиллюстрируйте на примере рассказа Л.Н.Толстого «После бала» (изображение полковника на балу и после бала).
3. Прочитайте наизусть стихотворение А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье». Определите виды рифм и способ рифмовки.
1. Дайте определение понятию «трагедия» и проиллюстрируйте на примере произведения В. Шекспира «Ромео и Джульетта».
Трагедия − один из видов драмы, в основе которого лежит напряженный, непримиримый конфликт, чаще всего оканчивающийся гибелью героя.
В пьесе показано столкновение отцов и детей. Шекспир изображает борьбу двух любящих за свое чувство с окружающей их средой, в которой еще живы древние предрассудки и старозаветная семейная мораль. По обычаю того времени, выбор партнера при вступлении в брак сына или дочери производили родители, не считаясь с чувствами детей.
Показаны все стадии и ступени этого конфликта. Оба старика, главы враждующих домов, в душе тяготятся этой вековой распрей, но по инерции поддерживают ее. Слуга участвуют в ней из вынужденной покорности.
В результате конфликта Ромео и Джульетта погибают.
Можем ли мы назвать произведение трагедией? Да. В основе трагедии «Ромео и Джульетта» лежит конфликт (столкновение) людей, интересов, позиций. Этот конфликт не может разрешиться иначе, как через страдания героев, ведет к их гибели.
В конфликт вовлекаются остальные участники трагедии, он переживается всеми.
В трагедии «Ромео и Джульетта» конфликтно само время, обстановка, противоположные характеры.
2. Дайте определение термину «антитеза» и проиллюстрируйте на примере рассказа Л.Н.Толстого «После бала» (изображение полковника на балу и после бала).
Антите́за (противопоставление) — стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.
Контраст в рассказе Л.Н.Толстого «После бала» наблюдается во всем: между описанием бала и описанием предрассветной улицы; между музыкой бала и «жестокой, нехорошей музыкой» из звуков флейты и барабана, а также между обликом полковника на балу и на плацу, после бала.
3. Прочитайте наизусть стихотворение А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье». Определите виды рифм и способ рифмовки.
Я помню чудное мгновенье.
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Ри́фма (др.-греч. «размеренность, ритм») — созвучие в окончании двух или нескольких слов.
По качеству и количеству совпадений слогов рифмы принято разделять на точные и неточные.
В стихотворении рифма точная: как мужская (ты – красоты), так и женская (вдохновенье – виденье)
Римфовка- это система, порядок чередования рифм в стихе.
Виды рифмовки. Выделяют три основных вида рифмовки в стихосложении:
— смежная (парная): первая строка рифмуется со второй, третья, соответственно, с четвертой, пятая с шестой и т. д. аабб»
— перекрестная (попеременная): абаб
— кольцевая (опоясывающая, охватная): абба
Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 7482 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Скотинин и другие герои пьесы
В комедии «Недоросль» раскрываются актуальные проблемы, с которыми сталкивались помещики и дворяне в XVIII веке. Ее автор противопоставляет образованность, воспитанность и высокие моральные принципы таким качествам, как лень, глупость и невежество. Юмор и глубокое понимание писателем человеческих проблем позволяют и в наши дни зачитываться этим произведением. Основные персонажи пьесы:
Дополнительно Фонвизин вводит второстепенных героев. Среди них — муж госпожи Простаковой, пустой и безвольный человек, находящийся под каблуком у супруги, а также портной Тришка, который прислуживает Простакову. Присутствуют учителя Митрофана (семинарист Кутейкин, немец Вральман, отставной сержант Цыфиркин) и его нянюшка Еремеевна.
Краткое содержание комедии
Текст пьесы описывает жизнь помещичьей семьи Простаковых. Действие начинается с того, что хозяйка дома недовольна тем, как сшили кафтан ее сыну. Он оказался узким для юноши. Портной Тришка оправдывается, как может, ведь он предупреждал о своем неумении шить. Господин Простаков соглашается с женой, а Скотинин уверяет, что кафтан сшит хорошо. Тем не менее Тришку выгоняют.
После Скотинин обсуждает с четой Простаковых идею отдать за него сироту Софью, дядя которой Стародум очень давно уехал в сибирские края и не дает о себе знать. Разговор обнажает алчную натуру Тараса, которого очень интересуют свиньи в деревнях Софьи. Однако девушка приносит письмо от дяди, которое разрушает все стратегические планы.
Простаковы не верят ей и утверждают, что послание написано старинным поклонником Софьи. Тогда девушка предлагает им самостоятельно прочесть текст. Выясняется, что все неграмотны. Письмо дают прочесть Правдину. Из него присутствующие узнают, что дядя оставил девушке 10 тысяч рублей. И вот уже барыне приходит в голову женить сына на Софье. Из вечной фурии по отношению к девушке она становится ласковой и приветливой.
В деревне останавливаются солдаты, среди которых Софья узнает своего возлюбленного Милона. Она уже знает о намерении Простаковой сосватать за нее недоросля и делится своими переживаниями с офицером. Замужество в этой ситуации — худшее, что может случиться с Софьей. Милон это понимает. Они встречают Скотинина, который волнуется, что может остаться без жены и денег. Милон вместе с Правдиным подначивают его поссориться с сестрой, утверждают, что она им манипулирует.
Мимо идут Митрофан с няней, которая безуспешно пытается заставить юношу учиться. Скотинин и Митрофан ссорятся из-за Софьи, однако вмешательство Правдина и Еремеевны удерживает их от драки.
Вскоре приезжает сам Стародум, которого Правдин ставит в известность о произволе Простаковых в отношении Софьи. Дядя решает не рубить сплеча: он много повидал в жизни и хочет разобраться в ситуации. Стародуб радостно встречает Софью и объясняет свой отъезд тем, что здесь он не мог бы «честно заработать денег, не променяв их на совесть».
В то же время Скотинин и госпожа Простакова все же сумели подраться. Милон усмирил их, а затем вся семья, включая Митрофана, приветствовала дядю Софьи. Стародума удивил тот факт, что Митрофан назвал его «вторым отцом». Он сказал, что забирает племянницу в Москву и уже нашел ей жениха, скрыв при этом, что это Милон. Простаковы пытаются его переубедить, намекая на Митрофана и всячески расхваливая его. Они говорят, что юноша усердно учится и не отрывается от книг. Стародум не хочет это слушать.
Вскоре после этого учителя Митрофана Цыфиркин и Кутейкин жалуются друг другу, что юноша не может несколько лет освоить грамоту и арифметику. Они винят в этом Вральмана и хотят побить горе-ученика, чтобы он хоть что-то начал делать. Мать уговаривает Митрофана поучиться для вида. Цыфиркин задает задачи, которые Простакова прерывает фразами: «Нашел деньги, не делись, забери себе. Не учись ты этой дурацкой науке».
Лишь юношу начинает обучать грамоте Кутейкин, приходит Вральман. Он утверждает, что барину необязательно учиться грамоте, а дружить стоит со «своими», такими же неграмотными. Простакова его поддерживает.
Стародум объясняет Софье понятия честности, преданности, неподкупности. Он говорит, что ее достоин только человек, который обладает подобными качествами, и раскрывает имя жениха — Милон. Их отрывает от беседы Скотинин, который всячески расхваливает себя. Приходят Простакова с сыном и Правдин. Барыня превозносит «умного» Митрофана, однако юноша не может дать ни один ответ на простые вопросы Стародума. Простакова оправдывает сына.
Стародум говорит, что наутро забирает племянницу и уезжает насовсем. Тайну того, кто жених Софьи, он не раскрывает. Трио Скотинин, Простакова и ее сын планируют перехватить девушку на выезде. После выясняется, что Простакова велела няне похитить Софью, но помешал Милон. Правдин указывает, что это незаконно, и говорит о возможном наказании. Простакова вымаливает прощение Софьи.
Позже Правдин зачитывает документ, согласно которому дом и деревня переходят под его опеку. Барыня просит три дня на сборы, но Правдин ей отказывает. Тогда она вспоминает, что задолжала учителям. Однако чиновник желает рассчитаться с ними из своего кармана. Тут и выясняется, что Вральман — бывший конюх Скотинина, а не учитель немецкого и знаток высшего общества.
Цыфиркин не желает брать лишних денег, поскольку за все годы не сумел научить Митрофана ничему. Его вознаграждают за честность. Кутейкин же остается ни с чем. Стародум с племянницей и его женихом собираются уезжать. Милон грубит матери и говорит, чтобы она от него отстала, за что получает нарекание от отца. Милон предлагает юноше пойти на военную службу, тот соглашается. Горю Простаковой нет меры — она потеряла все.
Подытожил пьесу Стародуб: «Вот злонравия достойные плоды». Действительно, каждому воздалось по заслугам. В итоге:
Описание брата Простаковой
Тарас — брат главной героини сочинения Фонвизина, госпожи Простаковой. Вместе они росли в семье, где было 18 детей, однако все, кроме брата и сестры, погибли по недосмотру. У старших не было желания давать ребятам образование. Они считали чтение книг и учебу бесполезным занятием. О матери героя мало что известно. Отец же сумел разбогатеть, но отличался невероятной жадностью и умер на сундуке с золотом.
Скотинин как типичный представитель помещичьего сословия — отрицательный персонаж, который вызывает негативный отклик в душе читателей. Он является упрямым и глупым человеком, любит похвалить себя и не скрывает, что идеи, которые приходят ему в голову, «ничем не выбьешь». О персонаже можно сказать следующее:
Тарас признается в том, что никогда не думает. За всю жизнь он не открыл ни одной книги, зато обожает возиться со свиньями. Они в его владениях живут куда лучше, чем простые крестьяне. По мнению Стародума, у Тараса есть ум, хоть и небольшой. Однако глупость и невежество родом из детства не позволяют ему меняться, развиваться, постигать новое.
Характеристика Скотинина из комедии «Недоросль» позволяет утверждать, что персонаж собрал в себе много человеческих недостатков, свойственных помещикам своего времени. Это грубость, циничность, деспотизм, невежество, высокомерие.
Значение фамилии Тараса
Говорящая фамилия персонажа, как и других героев пьесы, отображает черты его характера. С одной стороны, она подчеркивает страсть к свиньям, с другой — характеризует его как грубого, невежественного человека. Значение фамилии Скотинин подчеркивает его любовь быть среди скота. Свиньи ему милее людей, которых он ни во что ни ставит и всячески пытается унизить. Это отдушина Тараса, он обходится с животными гораздо лучше, чем с людьми. Фамилия же отражает жизненное кредо персонажа — цинизм и подлость.
От Скотинина нет жизни ни своим, ни соседним крестьянам. Его деятельность смущает даже сестру, которая высказывает, что свиньи ему важнее, чем жена, а скотина во дворе живет лучше работников. Тарас не отрицает этого, продолжает бить и обдирать людей до нитки.
Образ в произведении
Хоть Скотинин относится к второстепенным персонажам, его роль в развитии сюжета значительна. В начале комедии он полностью уверен, что сговор и свадьба состоятся. Деньги Софьи Тарас мечтает потратить на свой заветный идеал — свиней. Ему хочется скупать их всех, объединять и держать у себя. Скотинин ставит их выше будущей жены. Он считает, что раз для свиней всей России у него найдется место, то и для Софьи — тоже.
Когда открылось известие о наследстве, у Скотинина появляется соперник — собственный племянник. Не оставляя темы жениться, Тарас решает действовать напрямую — просит руку девушки у Стародума, но получает отказ. Однако жажда денег застилает глаза. Скотинин ссорится с сестрой, дерется с племянником. Персонаж ведет себя надменно, считает, что осчастливит Софью, взяв ее в жены.
Печально, что сатирический портрет Тараса — не выдумка. На протяжении столетий проявляют существование люди, в которых свинство заложено в генах. Они действуют исключительно в своих интересах и считают, что все им обязаны, при этом винят окружающих, считают их глупцами и невеждами. Объяснение подобного поведения можно искать в наглости, бесцеремонности и себялюбии.
На примере Скотинина автор показывает, каким может стать человек без образования и достойного воспитания. Он многократно подчеркивает, что дело не только в Скотинине. Таких, как он, тысячи дворян, которые поведением и поступками недостойны своего звания. Собственное благополучие и удовлетворение потребностей волнуют их гораздо больше, чем судьба близких, подчиненных и Отечества. С помощью своего героя Фонвизин высмеивает таких людей и призывает читателей акцентировать внимание на образовании детей, воспитании в них доброты и нравственности.