Что означает информационные ресурсы
Информационный ресурс
Источник:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 14.06.2005 N 439-ПП
«О ДАЛЬНЕЙШЕМ ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ ПО СОЗДАНИЮ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОРТАЛА»
(вместе с «КОНЦЕПЦИЕЙ СИСТЕМЫ ГОРОДСКИХ ПОРТАЛОВ», «ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ К МОСКОВСКОМУ ГОРОДСКОМУ ПОРТАЛУ (МГП) В СЕТИ ИНТЕРНЕТ»)
Смотреть что такое «Информационный ресурс» в других словарях:
Информационный ресурс — Информационный ресурс данные в любом виде, которые можно многократно использовать для решения проблем пользователей. Например, это может быть файл, документ, веб сайт, фотография, видеофрагмент. Для информационных ресурсов в Интернете… … Википедия
информационный ресурс — 3.2 информационный ресурс (information resource): Любой объект, который можно идентифицировать (такое же определение в рекомендации Интернет RFC 2396 [1]). Примечание В данном определении подразумеваются объекты, используемые для хранения и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Информационный ресурс адресной программы — 3. Информационный ресурс адресной программы (далее информационный ресурс) представляет собой совокупность сведений об объектах капитального строительства, мероприятиях (укрупненных инвестиционных проектах), объектах недвижимости, подлежащих… … Официальная терминология
внешнее воздействие на информационный ресурс — Фактор опасности, вызываемый стихийными бедствиями, мощными электромагнитными излучениями или диверсионными актами и приводящий к нарушению целостности информации или ее блокированию. [Домарев В.В. Безопасность информационных технологий.… … Справочник технического переводчика
информационный остров — Полезный многим информационный ресурс, хранимый на компьютере, не подсоединенном к Сети. [http://www.morepc.ru/dict/] Тематики информационные технологии в целом EN information island … Справочник технического переводчика
информационный — 3.1.24 информационный (informative): По ИСО/МЭК 14252. Источник: Р 50.1.041 2002: Информационные технологии. Руководство по проектированию профилей … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Информационный менеджмент — Информационный менеджмент это специальная область менеджмента, выделившаяся как самостоятельное направление в конце 70 х гг. XX века. Содержание 1 Сфера и задачи 1.1 Сфера информационного менеджмента … Википедия
Исаакиевская площадь — Координаты: 59°55′55″ с. ш. 30°18′31″ в. д. / 59.931944° с. ш. 30.308611° в. д. … Википедия
Информационные ресурсы; понятие — Информационные ресурсы; понятие, сущность, структура Информационные ресурсы; понятие, сущность, структура Ресурсы это имеющиеся в наличии запасы, средства, которые могут быть использованы при необходимости. В настоящее время учёные и практики… … Википедия
Электронные деньги — (Electronic money) Электронные деньги это денежные обязательства эмитента в электронном виде Все, что нужно знать об электронных деньгах история и развитие электронных денег, перевод, обмен и вывод электронных денег в различных платежных системах … Энциклопедия инвестора
Понятия информации и информационных ресурсов
ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Введение
Использование информационных ресурсов – неотъемлемая составляющая практически любой сферы деятельности. Работа с информацией сопровождает не только научные исследования, но и повседневные, обыденные действия человека. Однако специфичность потребностей в информации обусловливает уровень доступа к ней. На обыденном уровне информационные запросы просты, а их результаты легко постижимы. В научном знании использование информации является отдельной прикладной задачей, требующей специальных навыков. Для облегчения этой задачи информационные потоки формируются в упорядоченные массивы, называемые информационными ресурсами.
Современная форма представления информационных ресурсов имеет сложную структуру, а их содержание является глобальной, постоянно расширяющейся системой. Это связано, с одной стороны, с продвижением компьютерных технологий, с другой — с общим накоплением информации как критерия многовекового развития человечества. Оба аспекта связаны между собой и провоцируют дальнейшую эволюционную динамику друг друга.
Большинство информационных ресурсов сегодня представлены в электронном виде, доступ к ним возможен через глобальную сеть Интернет или посредством электронных носителей, что на первый взгляд требует лишь компьютерной грамотности для их использования. Однако пользователи довольно часто сталкиваются с проблемами адаптации к каждому отдельному информационному ресурсу. Во избежание таких проблем необходимо базовое освоение группы информационных ресурсов, тематически объединенных по требуемой специфике знаний.
Понятия информации и информационных ресурсов
Информационные ресурсы – совокупность данных, организованных для достоверного получения информации. Сегодня под информационными ресурсами часто подразумевают электронные базы данных или ресурсы Интернета. Это связано с тем, что понятие «информационный ресурс» появилось в результате развития программного обеспечения для интеграции информации. Однако, на самом деле, в это понятие может быть включен более широкий спектр данных, составленный на основе различных видов информации.
Семантика слова «информация» не раз претерпевала изменения на протяжении истории, определяя его как сведения, данные, передача сообщений и прочее. С изобретением технических средств, передающих информацию (телеграф, радио), возникла необходимость в научном подходе с целью обеспечения ее надежности, измерения и контролируемости. Так зародилась теория информации, ключевым вопросом которой было измерение количества информации. Использование математического аппарата для решения этого вопроса привело к определению информации как снятию неопределенности (К.Шеннон) и меры упорядоченности материальных систем (Л. Бриллюэн).
В современной науке термин «информация» получил более широкое толкование. Информацией называют сведения, полученные из внешнего мира, и приспособление к ним наших чувств, а также совокупность закодированных данных, необходимых для принятия решения и его реализации. Информацией может быть алгоритм построения системы, обеспечивающей воспроизведение этой информации, функционально связанной со средой своего местоположения.
Однако единственного, точного определения информации не существует. «Сопоставляя различные определения информации, можно выделить две концепции: атрибутивную и функциональную. Обе концепции сходятся в том, что информация существует в объективной действительности, но расходятся по поводу наличия ее в неживой природе. Атрибутивная концепция рассматривает информацию как атрибут, присущий всем уровням материи, а функциональная – как функциональное качество самоорганизующихся систем.»[1]
В совокупности определений информации выявляется ее онтологическое и методологическое понимание. «Онтологическое понимание состоит в том, что информация принадлежит объективной действительности в качестве особого явления материального мира или функции высокоорганизованных систем. Методологическое понимание представляет информацию как продукт познания, познавательный инструмент, абстрактную функцию. Более продуктивным для решения проблем менеджмента является методологическое понимание информации.»[2]
Во всех определениях информации ей присущи следующие свойства:
1. Двойственность. На свойства информации влияют как свойства данных, составляющих ее содержательную часть, так и свойства методов, взаимодействующих с данными в ходе информационного процесса.
2. Объективность. Более объективной принято считать ту информацию, в которую методы вносят меньший субъективный элемент. Это свойство включает также достоверность и адекватность информации, то есть степень ее соответствия реальности и отсутствия ложных данных.
3. Полнота. Полной является информация, содержащая достаточно данных для принятия решений или для создания новых данных на основе имеющихся.
4. Доступность — возможность получения информации.
5. Актуальность — степень соответствия информации текущему моменту времени.
Одним из оснований для выделения видов информации служит способ ее обработки и применение.
1. Математическая информация состоит из кодов, чисел и формул, являющихся статистическими данными, кодировкой каких-либо данных, описанием физических процессов и т.д. Для обработки такой информации служат специальные устройства (счеты, калькулятор, компьютер с соответствующим программным обеспечением и т.д.). Если ее объем невелик, обработка может быть произведена человеком с помощью математического аппарата без технических устройств. Средствами хранения математической информации являются бумажные и электронные носители, в исключительных случаях хранителем может быть человек.
2. Текстовая информация – информация, представленная в виде текста. Текст может быть рукописным или печатным, хранящимся на материальном (бумажном, каменном, деревянном и т.д.) или электронном носителе.
3. Графическая информация – статические знаковые изображения, то есть изображения, дающие отсылку к какому-либо объекту. Знаки выполняют функцию алфавита в чтении изображения. Для удобства понимания знаковых структур их изучают в рамках типологии Ч. Пирса, выделившего знаки-индексы, иконические знаки и знаки-символы.
Знаки-индексы являются ассоциативным отображением означаемого объекта. Примеры знаков-индексов: след человека на песке (означающий, что здесь прошел человек), дым (означающий, что рядом с ним есть огонь) и проч.
Иконические знаки передают подобие формы и содержания изображаемого объекта. Примеры иконических знаков: изображение цветка, животного, человека и прочее.
Знаки-символы означают какой-либо объект по принятому соглашению и не имеют с ним объективной связи. Примеры знаков-символов: дорожный знак «кирпич» (запрещающий проезд), знаки плюс и минус (означающие сложение и вычитание) и проч.
Таким образом, знаки любого типа и изображение, составленное из них, являются информацией, обработка которой происходит при помощи различных изобразительных и компьютерных средств и способов (изобразительное искусство, фотография, компьютерная графика), а хранение в виде картин, фотографий, электронных файлов и т.д.
4. Аудио-информация – информация, представленная в виде звука. Она может представлять собой озвученные сведения (прогноз погоды, пароль), позывные и прочее. Современная обработка аудиоинформации происходит с помощью цифровых (программных) компьютерных систем, а хранение на электронных носителях, хотя еще существуют магнитофонные записи, кассеты и пластинки.
5. Видеоинформация – динамическая графическая информация. Иногда под видеоинформацией подразумевают изображение, зафиксированное на фотоснимке, но поскольку оно является статическим, его относят к графической информации. Также как и в случае с аудиоинформацией, современная обработка видеоинформации происходит с помощью цифровых (программных) компьютерных систем, а хранение на электронных носителях, хотя еще существуют магнитные ленты, кинопленки и прочее.
В тематически определенном видовом составе информация, найденная, отобранная, обработанная и сохраненная представляет собой информационный ресурс, концепция которого определяется его целевым назначением.
Пример. Информационные ресурсы управления современным предприятием представлены такими составляющими как менеджериальная информация (по управлению предприятием, персоналом и производством), маркетинговая (по управлению разработкой продукта и рынка сбыта) и таргетинговой (по долгосрочным программам завоевания рынка сбыта и выделению целевой аудитории). |
В информационном обществе все большее внимание уделяется не традиционным видам ресурсов (материальные, природные, трудовые, финансовые, энергетические и т.д.), а информационным, которые приобретают первостепенную значимость. Сегодня овладение информационными ресурсами рассматривается как экономическая категория.
Введение термина «информационный ресурс» вызвало достаточно много дискуссий. С принятием Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» большая часть неопределенности была снята. Сегодня принято следующее определение понятия «информационные ресурсы»:
Информационные ресурсы – это совокупность данных, организованных для получения достоверной информации в самых разных областях знаний и практической деятельности. Законодательство Российской Федерации под информационными ресурсами подразумевает отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах.
Ресурсы определяют как запасы, источники чего-либо.
Юридическая формула, принятая в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» гласит: Информационные ресурсы — отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)». Это определение дает юридическое основание для решения проблемы охраны информационных ресурсов.
Вместе с тем, как и многие юридические формулы, данное определение сильно сужает понятие, которое большинством людей воспринимается гораздо шире. Здесь нет противоречия, просто не все в жизни можно измерить точными формулами. На самом деле, при более широком подходе к информационным ресурсам уместно относить все научно-технические знания, произведения литературы и искусства, множество иной информации общественно-государственной значимости, зафиксированной в любой форме, на любом носителе информации, включая, разумеется, и те, о которых сказано в законе.
Информационные ресурсы общества в настоящее время рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости ресурсам материальным, сырьевым, энергетическим, трудовым и финансовым. Однако между информационными ресурсами и всякими иными существует одно важнейшее различие: всякий ресурс, кроме информационного, после использования исчезает (сожженное топливо, израсходованные финансы и т. п.), а информационный ресурс остается «несжигаемым», им можно пользоваться многократно, он копируется без ограничений.
В современном мире объём информации увеличивается лавинообразно. Все труднее становится выбрать из неё ту, которая более всего отвечает существующему запросу. Различают пертинентную и релевантную информацию.
В конце ХХ века возникает понятие «информационные ресурсы».
Сегодня понятие «информационные ресурсы» достаточно многопланово и включает в себя все многообразие документов на традиционных и нетрадиционных носителях.
Информационные ресурсы подразделяются по классам собираемой информации.
К первично собираемой информации, т.е. той, которая отражает специфику ее источника, области или сферы создания, возникновения, относится информация, образующаяся самостоятельно в природных условиях (например, количество колец на спиле дерева, свидетельствует о его возрасте). Информация о количественных и качественных характеристиках разных социальных процессов образуют класс «снимаемой информации». Выделенные по этому признаку информационные ресурсы можно классифицировать как естественные, производственные, социально-экономические. Например, информация о росте населения.
Другой класс информационного ресурса образуют сведения, данные, получаемые искусственно в процессе научно-исследовательской деятельности, а также любой творческой работы. Она базируется на обработке уже имеющейся информации по специальным параметрам и моделям (математическая обработка, логическая, семантическая и т.д.). К этому же классу относятся и объекты, создаваемые как авторские произведения в области литературы, искусства. Важным компонентом этих ресурсов является информация, получаемая в результате интеллектуальной деятельности человека. Выделяется вторичная информация, возникающая на основе переработки уже имеющейся информации, и новая, фиксирующая то, что человечество до сих пор не знало. Сюда относятся открытия, прогнозы в области различных социальных и природных процессов.
Развитие мировых информационных ресурсов позволило:
· Превратить деятельность по оказанию информационных услуг (получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов – совокупности данных, сформированную производителем для распространения в вещественной или невещественной форме) в глобальную человеческую деятельность;
· Сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;
· Образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ;
· Повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговли и др. за счет своевременного использования необходимой информации.
По существующей классификации, информационные ресурсы могут быть государственными и негосударственными и как элемент состава имущества находятся в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Отношения по поводу права собственности на И.р. регулируются гражданским законодательством РФ. Физические и юридические лица являются собственниками тех документов, массивов документов, которые созданы за счет их средств, приобретены ими на законных основаниях, получены в порядке дарения иди наследования. Российская Федерация и субъекты РФ являются собственниками И.р., создаваемых, приобретаемых, накапливаемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, а т.ж. полученных путем иных установленных законом способов. Государство имеет право выкупа документированной информации у физических и юридических лиц в случае отнесения этой информации к государственной тайне. Собственник И.р.
содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне, вправе распоряжаться этой собственностью только с разрешения соответствующих органов государственной власти. Субъекты, представляющие в обязательном порядке документированную информацию в органы государственной власти и организации, не утрачивают своих прав на эти документы и на использование информации, содержащейся в них. И.р., являющиеся собственностью организаций, включаются в состав их имущества в соответствии с гражданским законодательством РФ. И.р., являющиеся собственностью государства, находятся в ведении органов государственной власти и организаций в соответствии с их компетенцией, подлежат учету и защите в составе государственного имущества. И.р. могут быть товаром, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ. Собственник И.р. пользуется всеми правами, предусмотренными законодательством РФ, в т.ч. правами: назначать лицо, осуществляющее хозяйственное ведение И.р. или оперативное управление ими; устанавливать в пределах своей компетенции режим и правила обработки, защиты И.р. и доступа к ним; определять условия распоряжения документами при их копировании и распространении.
Полезное
Смотреть что такое «ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ» в других словарях:
Информационные ресурсы — в широком смысле совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации. Информационные ресурсы по законодательству РФ отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в… … Финансовый словарь
информационные ресурсы — Совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации. [ГОСТ 7.0 99] информационные ресурсы Отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках … Справочник технического переводчика
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ — ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ. Массивы документов, понятия, теории, методики, совокупность интеллектуальных ресурсов, участвующих в информационном обмене, в том числе и с помощью компьютерных средств. Информационные ресурсы по иностранным языкам… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ — по законодательству РФ документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). Закон РФ Об информации, информатизации и защите информации от 25 января 1995 г.… … Юридический словарь
Информационные ресурсы — (a. information resources; н. Informationsnachquellen; ф. ressources d information; и. recursos de informacion) совокупность информац. фондов, техн. средств, необходимых для оперативного удовлетворения информац. потребностей специалистов … Геологическая энциклопедия
Информационные ресурсы — отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем). Источник: МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О МЕЖДУНАРОДНОМ… … Официальная терминология
Информационные ресурсы — ( IT resources) – 1. Отдельные документы и отдельные массивы документов, содержащиеся в информационных системах (в библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). 2. В организации (обществе, компании, предприятии и… … Экономико-математический словарь
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ — В широком смысле совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации. По законодательству РФ отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах:… … Словарь бизнес-терминов
Информационные ресурсы — (англ. information resources) в РФ отдельные документы, и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах … Энциклопедия права
информационные ресурсы — 3.38 информационные ресурсы (information resource): Оборудование, используемое для обработки, передачи или хранения информации, независимо от того, находится оно внутри организации или за ее пределами. Примечание К подобному оборудованию… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Информационные ресурсы — отдельные документы и массивы документов, а также документы и массивы документов в информационных системах. Важнейшей проблемой практического использования и.р. является проблема их классификации. При рассмотрении и.р. как объекта гражданских… … Большой юридический словарь
Информационные ресурсы: классификация, источники, поставщики. Коротко о главном
Рассматривается сущность информационных ресурсов, дается их классификация, приводятся сведения об источниках и основных поставщиках их конкретных групп. Основная часть содержит только минимально достаточные сведения, а все детали вынесены в приложения.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Информационные ресурсы: классификация, источники, поставщики. Коротко о главном предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Понятие информационных ресурсов
Современный этап развития человечества характеризуется стремительным ростом социального и экономического значения информации.
1) Время удвоения объема накопленных научных знаний составляет уже 3—4 года;
2) Материальные затраты на хранение, передачу и переработку информации превышают аналогичные расходы на энергетику.
Происходит перераспределение трудовых ресурсов из сферы материального производства и обслуживания в информационную сферу. В настоящее время в развитых странах в ней работает более 50% занятого населения.
Информационные ресурсы становятся очень важной частью национального богатства, а эффективность их использования все в большей степени определяет экономическую мощь страны в целом.
Сведения — это набор сигналов физических процессов воспринимаемых наблюдающим субъектом.
Если субъектом является человек, то он воспринимает сведения через органы чувств.
Если субъектом является машина, то она воспринимает сигналы с помощью системы датчиков, обеспечивающих их регистрацию.
Зарегистрированные субъектом сведения фиксируются в виде данных.
Данные — это сведения, полученные путём измерения, наблюдения, логических или арифметических операций и представленные в форме, пригодной для хранения, передачи и обработки.
Передача данных — обмен данными любого характера между различными устройствами по каналам связи.
Обработка данных — последовательность операций, производимых над данными.
Данные различаются по формату и структуре.
Формат данных — это характеристика данных, определяющая структуру и способ их хранения, множество возможных значений и допустимые операции, которые можно выполнять над ними.
Структура данных — это логическая схема, в соответствии с которой данные упорядочены и могут быть интерпретированы при выполнении операций их обработки.
Сведения фиксируются как данные в виде документов, имеющих определенный формат и структуру.
Документ — это материальный объект с зафиксированными на нем данными, предназначенными для хранения, обработки и передачи во времени и пространстве.
Документ в электронной форме — это документ, представленный в форме набора электрических состояний элементов технических средств обработки, хранения и передачи информации, допускающий преобразование в форму, пригодную для однозначного восприятия человеком.
Структурно, документ является совокупностью нескольких реквизитов.
Реквизиты документа — это обязательные характеристики, которые должен содержать документ для его однозначной идентификации.
Сами по себе данные не являются информацией. Это лишь сведения, тем или иным способом зафиксированные на определенном материальном носителе.
Информация — это сведения, независимо от формы их представления, усваиваемые субъектом в форме знаний.
В широком смысле информация — это общенаучное понятие, определяющее процессы обмена сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами.
Таким образом, информация — это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, увеличивающие знания об их параметрах, свойствах и состояниях у наблюдающего субъекта.
Термин «информация» имеет множество определений, которые сводятся к 4 подходам к пониманию информации.
1) Количественный (синтаксический) подход: информация — это любое сообщение, любая (в том числе произвольная) последовательность символов. При таком подходе практически отождествляются понятия «данные» и «информация».
2) Семантический (смысловой) подход: информация — смысл сообщения, полученный в результате его интерпретации.
3) Прагматический подход: информация — сообщение, которое имеет ценность, значимость для субъекта. Информация, не обладающая ценностью, называется тривиальной.
4) Статистический подход: информация — сообщение о состоянии системы, уменьшающее неопределенность знаний о ней.
На основе статистического подхода была введена единица измерения информации — бит (от англ, binary digit) — количество информации, необходимое для полного описания состояния системы с двумя равновероятными исходами.
Информация неотделима от процесса получения сведений и их фиксации в виде данных. В этом смысле данные являются ресурсом для получения информации.
Ресурсы — запасы, источники чего-либо.
Информационные ресурсы — это совокупность данных, организованных для получения достоверной информации в самых разных областях знаний и практической деятельности.
Законодательство Российской Федерации под информационными ресурсами подразумевает отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах.
Информационная система — это организационно упорядоченная совокупность документов и информационной инфраструктуры.
Примеры информационных систем в данном понимании: библиотеки, архивы, фильмотеки, базы данных, Internet.
Существуют и другие определения информационной системы.
Информационная инфраструктура — это совокупность информационных технологий, управляемых и поддерживаемых в рабочем состоянии с помощью определенных организационно-технических мероприятий.
В массивах документов в разных формах представлены знания, которыми обладали создававшие их люди. Поэтому информационные ресурсы — это знания, подготовленные людьми для тех или иных целей применения в обществе и зафиксированные на материальном носителе. В этом смысле информационные ресурсы общества — это знания, материализованные в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ, а также произведений искусства, литературы и науки.
В течение большей части истории развития цивилизации основным предметом труда являлись материальные объекты, а деятельность вне материального производства и обслуживания обычно относилась к категории непроизводственных затрат. Соответственно и экономическая мощь государства оценивалась по имеющимся у него материальным ресурсам. К 70—80м годам ситуация стала меняться и в развитых странах развитие экономики и общества в целом стало все в большей степени зависеть от эффективности формирования и использования информационных ресурсов — информационного потенциала общества.
Информационный потенциал общества включает индустриально технологический комплекс средств накопления, передачи и обработки данных той или иной страны, а также сеть научно-исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организационных и социальных институтов, деятельность которых содействует эффективному использованию информационных ресурсов, а также подготовки для этих целей необходимого количества специалистов соответствующего профиля. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема повышения информационной культуры общества, то есть степени его подготовки к эффективному использованию информационных ресурсов и продуцированию новых знаний.
Информационный потенциал определяет способность решать задачи информационного обслуживания всех заинтересованных пользователей на уровне максимальных возможностей, определяемых достигнутым на данный момент состоянием информационных технологий.
Высокий информационный потенциал страны приводит к возникновению в ней информационного общества.
Информационное общество — это общество, в котором большая часть населения занята получением, переработкой, передачей и хранением информации.
В информационном обществе главным ресурсом является информация. На основе владения информацией о различных процессах и явлениях можно оптимально строить любую деятельность. За счет эффективного использования информационных ресурсов в информационном обществе повышаются качество потребления и качество производства. Люди, эффективно использующие информационные технологии, имеют лучшие условия труда.
Основными критериями развитости информационного общества считаются:
— уровень распространения компьютерной техники;
— уровень развития компьютерных сетей;
— доля населения, занятого в информационной сфере;
— эффективность использования информационных и коммуникационных технологий на производстве, в быту и государственном управлении.
Информационные ресурсы являются непосредственным продуктом интеллектуальной деятельности наиболее квалифицированной и творчески активной части трудоспособного населения страны. Вклад в формирование национальных информационных ресурсов вносят представители практически всех основных профессиональных групп.
Информационная индустрия — это все виды деятельности, связанные с формированием информационных ресурсов, поддержанием их в актуальном состоянии, созданием и обслуживанием средств связи, обработки и копирования информации.
В настоящее время относительная ценность информационных ресурсов по отношению ко всем остальным национальным ресурсам имеет отчетливо выраженную тенденцию к возрастанию.
Растущая зависимость промышленно развитых стран от источников технической, экономической, политической, военной и другой информации, а также от уровня развития и эффективности использования средств ее передачи и переработки привела к формированию на рубеже 1980-х гг. принципиально нового понятия — национальные информационные ресурсы.
Национальные информационные ресурсы — это информационные ресурсы, созданные и широко используемые в конкретном государстве.
Эффективность использования национальных информационных ресурсов характеризуется отношением объема реально используемых ресурсов к их накопленным объемам.
— национальные информационные ресурсы являются экономическими категориями;
— эффективность использования информационных ресурсов — важнейший показатель информационной культуры общества;
— национальные информационные ресурсы общества — часть экономической мощи государства.
Информационные ресурсы страны, региона, организации должны рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам сырья, энергии, ископаемых и прочим ресурсам.
Развитие мировых информационных ресурсов позволило:
— превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;
— сформировать мировой и государственные рынки информационных услуг;
— образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен бесплатный или сравнительно недорогой доступ;
— повысить обоснованность и оперативность принимаемых управленческих решений за счёт своевременного использования необходимой информации.
Вследствие высокой востребованности информационных ресурсов их различными потенциальными пользователями, а также высоких затрат на их создание и поддержание в актуальном состоянии, значительная часть информационных ресурсов становится информационным продуктом.
Информационный продукт — это документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и представленная в форме товара.
Основные особенности информационного продукта как товара.
1) Информация не исчезает при потреблении, а может быть использована многократно. Информационный продукт сохраняет содержащуюся в нем информацию, независимо от того, сколько раз она была использована.
2) Информационный продукт со временем подвергается моральному износу, заключающемся в потере актуальности и появлении более новых копий.
3) Разным потребителям дается возможность различных способов потребления информационного продукта. (Монитор, распечатка и т.д.)
4) Производство информации требует значительных затрат по сравнению с затратами на тиражирование. (Большие начальные инвестиции — малые операционные затраты при продаже).
Рынок информационных продуктов и услуг — это совокупность экономических, правовых и информационных отношений по торговле между поставщиками и потребителями, определяющих условия, механизмы предоставления и ценообразование на информационные продукты и услуги.
Основными секторами информационного рынка являются секторы: деловой, социально-политической, научно-профессиональной, массовой и потребительской информации, электронных сделок.
Сектор деловой информации включает:
— биржевую и финансовую информацию (котировки ценных бумаг, информацию о рынке капиталов, товаров, инвестиций, курсы валют, цены, учетные ставки и т.п.);
— экономическую и статистическую информацию (числовые, экономические, социальные, демографические и другие показатели);
— коммерческую информацию (данные о фирмах, компаниях, корпорациях, товарах и т.п.);
— деловые новости в области экономики, бизнеса и менеджмента.
Сектор социально-политической информации ориентирован на обслуживание органов власти и управления информацией статистического, демографического, социального характера и др.
Сектор научно-профессиональной информации охватывает все виды информации в сфере науки, производства и общественных (социальных) отношений.
Сектор массовой и потребительской информации включает сведения массового характера (развлекательная информация, информация о погоде, расписаниях движения транспорта, справочники-путеводители, и пр.), а также справочники, энциклопедии, условия размещения вкладов в различных банках, данные о ценах на товары и услуги, телетекст, видеотекст и др.
Сектор электронных сделок включает системы электронных банковских операций (базирующихся на уже проверенных практикой стандартах и отработанных технических решениях), электронные биржи, системы заказа и резервирования продукции и услуг.
Основными участниками рынка информационных услуг являются:
— продавцы информации (вендоры);
К производителям информации относят, как организации, добывающие и публикующие информацию (информационные агентства, СМИ, патентные ведомства), так и организации, профессионально занимающиеся ее обработкой (отбором информации, ее индексацией, загрузкой в БД).
Не все производители информационных ресурсов могут параллельно с их созданием заниматься распространением.
Например, писатель пишет книгу (создает информационный ресурс), но, как правило, сам ее не тиражирует и не продает. Издательство издает книгу (создает информационный продукт), но отнюдь не всегда продает ее самостоятельно, а размещает в магазины. Поэтому будущие читатели взаимодействуют не с автором и издательством, а с конкретными магазинами.
То же касается и электронных информационных ресурсов. Например, биржа генерирует данные, но отнюдь не всегда участники электронных торгов получают их напрямую. Данные с нескольких бирж могут быть собраны некоторым посредником, который предоставляет их пользователям. Как правило, на платной основе.
Таким образом, вендор является посредником между пользователями информационных ресурсов и их производителями.
Обычно производитель информационного продукта подписывает лицензионное соглашение с вендором, по которому последний имеет право его продавать. С другой стороны — покупатель информации, то есть пользователь также должен заключить контракт с вендором на поставку информационных ресурсов.
Пользователи информации могут классифицироваться по различным признакам. Наиболее часто используемой является следующая классификация:
— специалисты промышленных предприятий и предприятий торговли;
— специалисты маркетинговых и консалтинговых информационных агентств;
— работники научно-исследовательских учреждений и учебных заведений;
— работники государственных учреждений;
— работники общественных организаций;
На мировом рынке результаты промышленной эксплуатации национальных информационных ресурсов представлены тремя основными видами экспорта:
— экспортом овеществленных в наукоемких изделиях промышленности результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР);
— экспортом результатов НИОКР — патентов, лицензий и т. д.;
— экспортом менеджмента — продажей технологий управления.
Рынок информационных услуг имеет многолетнюю историю. Качественные изменения произошли в середине 1960-х годов с распространением вычислительной техники и ее использованием для обработки и передачи информации. В этот период основными источниками информации являлись государственные информационные службы, учебные заведения, библиотеки, общественные организации, занимающиеся сбором информации в определенной области. Пользователям предоставлялась библиография, реферативная и аналитическая информация.
С развитием средств вычислительной техники и средств коммуникаций появились первые автоматизированные информационно-поисковые системы (ИПС). В связи с крайне ограниченными возможностями ЭВМ в ИПС хранились, преимущественно, вторичные документы (поисковые образцы документов), а первичные документы по-прежнему хранились в библиотеках и архивах.
Первые ИПС работали в двух режимах:
— избирательного распространения информации;
При избирательном распространении информации обеспечивались периодические поиски в массиве в соответствии с постоянно действующими запросами и производились оповещения пользователя о найденных документах.
При ретроспективном поиске осуществлялся просмотр всего массива по разовому запросу.
В связи с развитием вычислительной техники появились фактографические ИПС. Они содержали формализованную информацию в виде значений свойств различных объектов (лиц, организаций, событий и т.д.).
С расширением рынка электронной информации наблюдается уменьшение доли государственных служб на информационном рынке. Однако существенная доля государственных информационных служб сохранится и в дальнейшем, так как они обеспечивают органы власти информацией, необходимой для принятия государственных решений в области экономики, политики, социальных процессов, образования, обороны, здравоохранения и т. д.
Становление рынка электронной информации сопровождалось разделением труда организаций, занимающихся информационным обслуживанием. Сформировались три группы информационных служб:
— центры-генераторы (производители информации) — специализируются на добыче информации, формировании баз данных и поддержании их в актуальном состоянии;
— центры распределения (поставщики информации, вендоры) — занимаются информационным обслуживанием пользователей на основе баз данных (БД), поставляемых им центрами-генераторами на коммерческой основе;
— информационные агентства, которые помимо функций сбора информации, формирования и ведения баз данных осуществляют функции обслуживания пользователей.
Большое влияние на развитие рынка информационных услуг оказало создание национальных и мировых сетей передачи данных, а также рост возможностей вычислительной техники, что породило появление принципиально новых информационных технологий. Одно из главных достижений в этой сфере — широкое распространение возможностей диалогового доступа пользователей к удаленным базам данных в режиме on-line. Однако первопричиной быстрого роста информационного рынка явился резкий рост информационных потребностей пользователей. Данное обстоятельство определило выгодность инвестиций в эту отрасль и создание множества крупных информационных корпораций.
Классификация информационных ресурсов
Общая классификация информационных ресурсов
Существуют классификации информационных ресурсов (ИР) по множеству различных признаков.
По целевому предназначению ИР делятся на: