Что означает интегративная наука

Интегративные науки в формировании современного научного мировоззрения

Что означает интегративная наука. Смотреть фото Что означает интегративная наука. Смотреть картинку Что означает интегративная наука. Картинка про Что означает интегративная наука. Фото Что означает интегративная наука Что означает интегративная наука. Смотреть фото Что означает интегративная наука. Смотреть картинку Что означает интегративная наука. Картинка про Что означает интегративная наука. Фото Что означает интегративная наука Что означает интегративная наука. Смотреть фото Что означает интегративная наука. Смотреть картинку Что означает интегративная наука. Картинка про Что означает интегративная наука. Фото Что означает интегративная наука Что означает интегративная наука. Смотреть фото Что означает интегративная наука. Смотреть картинку Что означает интегративная наука. Картинка про Что означает интегративная наука. Фото Что означает интегративная наука

Что означает интегративная наука. Смотреть фото Что означает интегративная наука. Смотреть картинку Что означает интегративная наука. Картинка про Что означает интегративная наука. Фото Что означает интегративная наука

Что означает интегративная наука. Смотреть фото Что означает интегративная наука. Смотреть картинку Что означает интегративная наука. Картинка про Что означает интегративная наука. Фото Что означает интегративная наука

Синергетика как мост между неорганической и живой природой. До середины 70-х годов нашего столетия существовал непреодолимый барьер между неорганической и живой природой (рис. 42, а). Считалось, что лишь живой природе присущи саморегуляция и самоорганизация. Правда, некоторые советские естествоиспытатели и философы еще в 60-е годы высказывали предположения о наличии процессов самоорганизации и в неорганической природе. Так, упомянутый выше Л.А. Петрушенко рассматривал природу как некое связное целое, состоящее из различным образом организованных систем и способное к самоорганизации или, наоборот, к самодезорганизации, обусловленной возрастанием энтропии. В качестве примеров самоорганизации в неорганической природе он приводил авторегуляцию, принцип наименьшего действия и принцип Ле-Шатеяье [1].

Что означает интегративная наука. Смотреть фото Что означает интегративная наука. Смотреть картинку Что означает интегративная наука. Картинка про Что означает интегративная наука. Фото Что означает интегративная наука

Ранее мы уже говорили об отмеченном А. Жабиным самопроизвольном образовании на Земле минералов с более сложной кристаллической решеткой. Исследования отечественных естествоиспытателей вновь и вновь подтверждали наличие явлений самоорганизации в неорганической природе.

В природе происходили и происходят не только статические, но и динамические взаимодействия типа взрыва, когда под действием высокого давления и температуры протекают разнообразные химические реакции: обмена, разложения, полимеризации, причем при взрывной реакции молекулы полимера связываются, как правило, в более длинные цепочки. Взрывными воздействиями удалось получить и аминокислоты, входящие в состав полимеров. Подобные процессы могли произойти (и происходят) и на нашей планете при землетрясениях, разрядах молний и т. п. Так, в еще горячих пеплах вулкана Тятя на Кунашире и последнего извержения Толбачика на Камчатке (1987 г.) зафиксированы аминокислоты, парафины и нуклеотиды.

Что означает интегративная наука. Смотреть фото Что означает интегративная наука. Смотреть картинку Что означает интегративная наука. Картинка про Что означает интегративная наука. Фото Что означает интегративная наука

Но когда по истечении, например, биологического цикла организм стареет, разрушается и погибает, он достигает максимального значения энтропии, хаоса. Такой хаос, действительно, пугает. Он всецело деструктивен и не может выступать в качестве созидающего начала, из него не может развиваться новая организация.

В своей работе «Философия нестабильности» И. Пригожин освобождает понятие нестабильность от негативного оттенка. Нестабильность не всегда зло, подлежащее устранению, или же некая досадная неприятность. Нестабильность способствует выявлению и отбору лучшего. Вот этим бы воспользоваться российским демократам для мобилизации всего интеллектуального потенциала страны для вывода ее из кризиса. Но Пригожин не прав, когда в центр проблемного поля ставит нестабильность. Существуют лишь определенные стадии развития процессов, когда нестационарные диссипативные структуры становятся неустойчивыми [б].

Кибернетика как научная основа процессов управления н саморазвития. С появлением живой субстанции (флоры, фауны), а позже и целенаправленной человеческой деятельности возможности самоорганизации неизмеримо расширяются, что приводит к возникновению и все большему усложнению биосферы и ноосферы. В ноосфере создаются не только всевозможные предметы быта, орудия труда, сложнейшие технические системы, но и индустрия информации, интегральные сети связи, глобальное телевидение и, наконец, углубляются процессы экономической и культурной интеграции государств, стремящихся путем адаптации к изменяющимся условиям найти новые формы взаимодействия, кооперации, самосовершенствования и выживания человеческого общества. Ибо становится ясным, что только такая глобальная самоорганизация жизни открывает человечеству возможность оптимизации управления всей экосферой.

Установленное кибернетикой единство процессов управления в живой природе, технике, обществе и мышлении имеет огромное мировоззренческое и практическое значение, поскольку дает ясную, по существу, единую методологию деятельности человека. Как было отмечено во Введении, до сих пор еще появляются публикации, ставящие под сомнение интегративную функцию кибернетики, ее негэнтропийную роль, поэтому в данной монографии мы показываем эту важнейшую, мировоззренческую сторону кибернетики, существенно углубляющего понимание диалектики процессов в смысле единства материального мира. В частности, двухконтурность структуры механизма управления ранее была проиллюстрирована нами на примерах из всех четырех названных выше сфер. Не подлежит сомнению, что такая интегративность открывает путь для анализа и изучения самоорганизующихся систем любого уровня по единой методологии.

Роль научного управления в жизни общества, особенно в социально-экономической сфере, весьма велика. Не случайно академик Берг определял кибернетику как науку об оптимизации управления. Высокая эффективность западной экономики держится на научном управлении, на непрерывном стремлении его оптимизировать, насыщать информацией, знаниями.

Источник

О науке интегральной.

О науке интегральной.

Почти прощальная статья.

Давно пришло время поставить точку в истекшем периоде жизни и стать другим.

Что ж. Я свой выбор сделал: не хочу в мерзкого урода-старикашку, не хочу в ископаемое, не хочу обрастать мхом! Не хочу, не собираюсь и не буду!
Тем более, что от меня теперь уже ничего не зависит.
Кроме того, та жизнь, которую я собираюсь вести в дальнейшем, с ЭТИМ творчеством несовместима.

Заключительная статья о науке.

Монопроцессы. монопроцессы. А полипроцессов нет что ли? Моль съела?

Помимо классической мононауки (занимающейся монопроцессами), должна быть создана и полинаука (занимающаяся полипроцессами), черты которой давно уже предугаданы и даже отчасти проработаны немногочисленными энтузиастами.

Напомню в очередной раз, что как позитивиста-прагматика меня интересует не наука ради самой науки, а именно те научные прикладные аспекты, которые можно воплотить в реальную практику. И вообще не забывайте, что только практика является критерием истины!

В моей собственной интерпретации интегральная наука базируется на целом ряде прикладных методов, которые я назвал «ВАРИАНТАМИ», например:
1. Вариант «соотнесение»,
2. Вариант «подъем»,
3. Вариант «сходимость»,
4. Вариант «приближение»,
5. Вариант «подход»,
6. Вариант «реставрация»,
.

Кроме того, аналогично системным принципам, сформулированы и принципы интегральной науки:
1. Принцип прогресса,
2. Принцип симметричности,
3. Принцип асимметричности,
4. Принцип системности,
5. Принцип синергетичности,
6. Принцип цикличности,
7. Принцип переходов,
.
X. Принцип неопределенности,
.
Y. Принцип управляемого хаоса,
.

Следует отметить, что ПРИНЦИПЫ являются условными модификаторами для вариантов.

Вот такой вот списочек-схемка получился. Пусть и примитивный, но мне нравится. Тем более, что на заре развития Систем Искусственного Интеллекта (СИИ) где-то такие задачи Искусственным Интеллектом (ИИ) решались тоже.
Ась? Что вы там возмущаетесь? Ну разумеется, я осознаю, что пока что особо нового ничего нет!
Тем не менее, давайте теперь назовем Системы Искусственного Интеллекта (СИИ), предназначенные для решения подобных элементарных задач, Системами Искусственного Интеллекта (СИИ) ПЕРВОГО УРОВНЯ.
Сразу же возникает вопрос: если есть Системы Искусственного Интеллекта (СИИ) первого уровня, то должны быть и Системы Искусственного Интеллекта (СИИ) ВТОРОГО УРОВНЯ. То есть, было бы желательно в наших изысканиях подняться на следующую ступень. Сделать это достаточно просто, тем более, что Системы Искусственного Интеллекта (СИИ) второго уровня разрабатываются достаточно давно, да и работают вполне успешно. Применяются же Системы Искусственного Интеллекта (СИИ) второго уровня для решения таких задач, которые я буду называть «ПРОБЛЕМАМИ» или для реализации таких возможностей, которые я буду называть «ИНТЕЛЛЕКУТАЛЬНЫМИ ФУНКЦИЯМИ». Таким образом, все логично: Системы Искусственного Интеллекта (СИИ) второго уровня предназначены для решения различных ПРОБЛЕМ на базе вполне конкретных ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ. Составной частью ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ в том или ином варианте, в том или ином объеме является возможность решения тех или иных ЗАДАЧ Систем Искусственного Интеллекта (СИИ) первого уровня.

Как же все это соотносится с интегральной наукой. В аналогичной ситуации, если мы хотим подняться на ступеньку вверх, нам следует использовать вариант «прогрессивное асимметричное соотнесение» (с асимметрией первого или второго порядка), а в качестве второго элемента будущей триады подыскать проекцию идеальной сущности более высокого порядка. В данном конкретном случае искать, разумеется, ничего не нужно; все и так известно. Для работы используем вырожденную проекцию того комплекса явлений (с асимметрией первого порядка), которое назовем «СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ» часть которой являются следующие ПРОБЛЕМНЫЕ или ПРЕДМЕТНЫЕ ОБЛАСТИ:
1. БЕЗОПАСНОСТЬ.
2. ТРАНСПОРТ.
3. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И МЕДИЦИНА.
4. ФИНАНСОВАЯ СФЕРА.
5. ТЕХНИКА.
6. ОБРАЗОВАНИЕ.
7. СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА.
8. УПРАВЛЕНИЕ.
9. НАУКА.
10. БИЗНЕС И КОММЕРЦИЯ.

Используем вариант «простое соотнесение»; получаем, что Системы Искусственного Интеллекта (СИИ) второго уровня на базе ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ решают ПРОБЛЕМЫ в следующих ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЯХ:
1. В БЕЗОПАСНОСТИ.
2. НА ТРАНСПОРТЕ.
3. В ЗДРАВООХРАНЕНИИ И МЕДИЦИНЕ.
4. В ФИНАНСОВОЙ СФЕРЕ.
5. В ТЕХНИКЕ.
6. В ОБРАЗОВАНИИ.
7. В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И АРХИТЕКТУРЕ.
8. В УПРАВЛЕНИИ.
9. В НАУКЕ.
10. В БИЗНЕСЕ И КОММЕРЦИИ.

Предвосхищая следующий вопрос, скажу, что для реализации Систем Искусственного Интеллекта (СИИ) третьего и более высоких уровней необходимы, как минимум, инструменты НАУКИ-ПОЭТИКИ.
Была ли практическая реализация Систем Искусственного Интеллекта (СИИ) более высоких уровней? Была, и не одна.
К Системе Искусственного Интеллекта (СИИ) ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ можно отнести Интеллектуальную Прогнозирующую Систему «Бизнес-Прогноз» (зарегистрирована в РосАПО в 1996 г.); ЛИЧНО Я КАК ДИРЕКТОР ПО НАУЧНОЙ РАБОТЕ АОЗТ «ЭЛАНТ» В 1994-1997 гг. РУКОВОДИЛ ВСЕМИ РАБОТАМИ ПО ЕЕ СОЗДАНИЮ НА БАЗЕ СВОЕЙ СОБСТВЕННОЙ МЕТОДОЛОГИИ.
Кроме того, Система Искусственного Интеллекта (СИИ) ЧЕТВЕРТОГО УРОВНЯ включена составной частью в мою собственную программную разработку Партнерская Система «ЗОРАН» (зарегистрирована в РосАПО в 1998 г.) наряду с некоторыми элементами Искусственного Разума (ИР) и Искусственной Личности (ИЛ).
Короче, огромное количество материалов, включая ограниченную рабочую версию Партнерской Системы «ЗОРАН» можно отыскать в интернете; там и ищите.

Снова пока ничего нового.

I. Итак, первый элемент триады (МАТЕМАТИКА), «ИСЧИСЛЕНИЯ»:
1. АЛГЕБРАИЧЕСКОЕ.
2. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЕ.
3. ИНТЕГРАЛЬНОЕ.
4. ТЕНЗОРНОЕ.
5. КОМПЛЕКСНОЕ.
6. ИНВАРИАНТНОЕ.
7. ВЕРОЯТНОСТНОЕ.
8. КОМБИНАТОРНОЕ.
9. ГРАФОВОЕ.
10. МАТРИЧНОЕ.

II. Используем вариант «прогрессивное асимметричное соотнесение» (с асимметрией второго порядка).

IV. Используем вариант «простое соотнесение».

А еще это целое направление стратегических исследований, настоящая программа получилась, пусть и в черновом варианте. Ну каким еще языком можно достучаться до ЛПР? Президенты! Премьеры! Ау. Ваши клерки все спускают на тормозах, любую инициативу снизу, без рассмотрения отправляют в канализацию!

Так что, как ни горько это констатировать, но человечество предпочло упустить и Искусственный Разум (ИР) и Искусственную Личность (ИЛ) и сотни, если не тысячи, других чудесных вещей, проворонило и свое собственное Величие, о котором уже уверенно можно говорить как о НЕСОСТОЯВШЕМСЯ.

И НЕ ЖАЛКО ТАКИХ НИ КАПЕЛЬКИ.

Источник

Социология как интегративная наука

Социология сформировалась как междисциплинарная наука, базирующаяся на данных биологии, психологии, этики, философии, истории и экономики.

Она занимает особое место среди общественных наук. Это продиктовано следующими причинами: во-первых, социология в отличие от других общественных наук, изучает общество в целом; во-вторых, социология является теоретической и методической основой для специальных общественных наук; в-третьих, социология разрабатывает методы социального измерения, которые используются другими науками.

Социология обладает двойным статусом: она принадлежит к социальным и гуманитарным наукам. С одной стороны, ее относят к таким социальным наукам как психология, экономика, политология, антропология. С другой стороны, у социологии много общего с философией, историей, культурологией, которые образуют класс гуманитарных наук.

В частности социологию и философию объединяет то, что они рассматривают общество в целом, но при этом социология изучает законы меньшей степени общности, в отличие от философии. У социологии понятия и категории более конкретны, нежели у философии. Целью философии является выработка мировоззрения, тогда как у социологии — получение объективных данных о жизни общества. Философия формирует основополагающие принципы понимания общества, а социология конкретизирует эти положения на основе анализа социальной реальности.

Существует тесная связь социологии с историей. Многие выводы социология делает на основе обобщения исторических фактов. А историческая наука обогащается за счет использования количественных методов анализа явлений, что позволяет историкам преодолевать описательный подход при изучении исторических событий.

Наблюдается эффективная взаимосвязь между социологией и экономикой. Социология помогает экономистам анализировать роль человеческого фактора на производстве, его влияние на производительность труда, повышение качества продукции, принятие управленческих решений. В свою очередь, социологические исследования не могут не опираться на экономическую теорию, так как процессы, происходящие в сфере материального производства, оказывают основополагающее воздействие на развитие общества.

Развитие отраслевых социологических направлений (социологии культуры, менеджмента, организаций) позволяет также подтвердить интегративный статус социологии. Нельзя изучить социологию менеджмента, не вторгаясь в сферу управления, а социологию преступности, не затрагивая сферу права.

Именно поэтому, отраслевые социологические направления можно определить как пограничные отрасли социологии. Ибо объективный социологический анализ многих социальных проблем оказывается ограниченным, или невозможным без использования наряду с социологическими знаниями и теориями данных других социальных, гуманитарных и даже естественных наук.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Интегративный подход

В учебниках и словарях психология определяется как наука, изучающая процессы активного отражения человеком объективной реальности в форме ощущений, восприятий, мышления, чувств и других процессов и явлений психики или как наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Что касается предмета психологии, то это, как правило, факты, закономерности, механизмы психики, при этом психика определяется как форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.

Интеграция в психологии и психотерапии во многом обусловлена кризисом современной научной психологии, которая оказалась не в состоянии удовлетворить широкий общественный заказ на методы личностной терапии, личностного развития, переживания трансцендентного опыта, кризисных состояний закономерного, ситуативного характера и широкого диапазона состояний сознания.

Необходимость в интегративном подходе возникла также в связи с игнорированием научной психологией интерперсонального (сознательного и бессознательного аспектов социального сознания) и трансперсонального опыта.

Трансперсональная психология сделала огромный шаг для возвращения психологии к своему предмету и, самое главное, к духовным и экзистенциальным проблемам человеческой жизни. «Трансперсональные переживания – переживание человеком выхода за пределы своего Я, за пределы пространства и времени, возврата в культурное и историческое прошлое человека и мира. Человек как бы вспоминает эпизоды из истории жизни на Земле. Таким образом, это свидетельствует о том, что человек обладает способностью беспрепятственно «путешествовать» в любом времени, в любом мире, микро- и макрокосмосе.

Это приводит к концептуально важному моменту интегративной психологии, где она выступает в своём прикладном аспекте как психология развития, «восхождения» личности к себе самой – к высшей интегрированности индивидуального сознания. Где само восхождение», «личностный рост», «духовное самосовершенствование», «Высшие» и «низшие» уровни больше являются абсурдом дифференциации реальности, а все концепции по этому поводу (философские, психологические, духовные, религиозные, научные, метафизические и пр.) простой игрой сознания.

В самом широком смысле интегративный подход в психотерапии направлен на процесс самораскрытия, самодвижения, саморазвития, самораспаковывания индивидуального свободного сознания в континууме времени-пространства.

Интегративный подход позволяет ухватить сознание в целостности, как активное, открытое, саморазвивающееся неструктурированное пространство, способное наполнять реальность смыслом, отношением и переживанием. Этот подход позволяет объединить телесные переживания (ощущения), эмоции, чувства, мышление и духовные переживания в целостность, в единство системы «Человек», и показать, при каких условиях возможно достижение ею подлинной целостности и аутентичности. Здесь же снимается проблема разделения «душа – тело» (психосоматическое единство становится очевидным).

Если искать предмет интегративной психологии в области исследования путей к трансперсональному опыту, расширению сознания и личностному росту индивида, преодолении кризисов на пути духовного или другого роста, то можно сказать, что интегративный подход может помочь в решении этой задачи не только в её теоретическом осмыслении, но и в анализе уже существующих психотехнологий, а также – в порождении новых методов психологии, адекватных её предмету. И здесь необходимы создание и разработка принципиально новой методологии, которая бы учитывала проявленность психического на всех уровнях существования человека.

Даже вычленение этих уровней является искусственным в соответствии с интегративным подходом, так как любое объяснение является воздействием, а некоторые теории обладают качеством модели мира человека, имеющим мировоззренческий смысл. Любые воздействия концептуализируются личностью, а наиболее мощные из них полностью изменяют объяснительную схему реальности, жизненный мир.

Мировоззренческим оком интегративной методологии является принцип целостности. Понятия «целостный подход», «целостная личность» использовались давно и разными направлениями и школами психотерапии: от гештальт- и гуманистической психотерапии до отечественных направлений (культурно-исторический, деятельностный подходы и т.д.). Вероятно, сами понятия «цель» и «целое» этимологически связаны (по-гречески – ‘свершение, завершение’; ‘окончание, высшая точка, предел, цель’; ‘законченный, полный, свершившийся’; ‘окончательный, крайний, совершенный’). Достижение цели одновременно означает и завершение действия, замыкание круга, восхождение к полноте, совершенству, красоте.

Цель достигается тогда, когда оказывается построенным совершенное симметричное целое. Только в настоящее время, в начале третьего тысячелетия, когда знания о психике человека пополняются не только за счет чисто научных исследований (в общем понимании), а еще и за счет существовавших всегда в качестве скрытых эзотерических знаний, можно говорить о более целостном понимании, что такое человек и его сознание.

В эзотерике всегда понималось четкое отличие психики и сознания человека, души и духа, в отличие от научной психотерапии, которая пыталась идти своим путем, расколотым по большей части на две линии: материалистическую и идеалистическую (что дало неплохие результаты исследования разных сторон психики, ее объективную детерминацию и субъективную сущность).

Сложность предмета прикладной психотерапии заключается в том, что личность, ее содержание, не определяется лишь набором характерологических черт или неким проблемным состоянием. Как правило, за проблемами стоят более глубокие неосознаваемые структуры (гештальты, СКО, целостности психической реальности, субличности, скрипты и т. п.). Более того, с интегративной точки зрения, они являются одновременным следствием всей психической реальности, включающей не только персональные, но и интерперсональные и трансперсональные мегаструктуры.

Интегративная психология исходит из того, что человек – существо целостное, т. е. самостоятельное, способное к саморегуляции и развитию. Но человек – не единственная целостная сущность в мире. Все в обществе как в социальном организме также обладает целостностью, само социальное сообщество целостно на любой стадии функционирования (от диффузной группы до коллектива и чувства «мы») и независимо от сложности и объема организации (от малых групп до человечества как мегасоциальной системы).

Социальные сообщества, которые являются объектом психологии и психотерапии, представляют собой иерархию, в которой каждый индивид является «целым» по отношению к своим системным компонентам и «частью» по отношению к социальным сообществам. Оба эти аспекта существования (и часть, и целое) должны быть выражены полноценно для осуществления потенций любого индивида. Отсюда понятна тяга человека выйти за свои пределы, трансцендировать, быть, чувствовать, осознавать себя частью социальных сообществ и всего мироздания.

Принципиальный интегративный тезис состоит в том, что мир – это не сложная комбинация дискретных объектов, а единая и неделимая сеть событий и взаимосвязей. И хотя наш непосредственный опыт, кажется, говорит нам, что мы имеем дело с реальными объектами, на самом деле, мы реагируем на сенсорные преобразования объектов или сообщения о различиях.

Как доказывает в своих работах Грегори Бэйтсон, мышление в терминах субстанции и дискретных объектов представляет собой серьезную эпистемиологическую ошибку. Информация течет в цепях, которые выходят за границы индивидуальности, и включает все окружающее, социальное и природное.

Таким образом, при интегративном взгляде на мир акцент смещается от субстанции и объекта к форме, паттерну и процессу, от бытия к становлению. Структура – продукт взаимодействующих процессов, не более прочный, чем рисунок стоячей волны при слиянии двух рек. Согласно интегративному подходу в психотерапии и психологии, человечество подобно живому организму, органы, ткани и клетки которого имеют смысл только в их отношении к целому.

Смысл интегративного подхода на уровне индивидуальности заключается в том, что психика человека является многоуровневой системой, обнаруживающей в личностно структурированных формах опыт индивидуальной биографии, рождения, а также безграничного поля сознания, трансцендирующего материю, пространство, время и линейную причинность, которые при ближайшем приближении можно обозначить как интерперсональные и трансперсональные уровни организации психического. Сознание является интегрирующей открытой системой, позволяющей различные области психического объединять в целостные смысловые пространства.

Целостность личности подразумевает учет всех ее проявлений (по крайней мере, тех, которые уже описаны, возможно, изучены, но не до конца объяснены): биогенетических, социогенетических, персоногенетических, интерперсональных и трансперсональных (на наш взгляд, последние два включают ряд особенностей, еще мало принимаемых официальной наукой, но уже не отрицаемых как несуществующие).

В настоящий момент в научных дисциплинах наблюдается бум в стремлении целостного, всеохватного осмысления человека. Понятие, которое вводится для обозначения этого стремления, – «интегративное». Мы можем встретить в научных публикациях словосочетания «интегративный подход в науке», «интегративная психотерапия», «интегративная педагогика», «интегративная антропология» и даже «интегративная гештальт-терапия».

В европейской философии родоначальником интегративной психологии можно считать Иммануила Канта (1724-1804), который в своих философских трактатах высказал идею целостности природы человека, наметив иерархические уровни его психики. Философская антропология, возникшая в начале двадцатого столетия в Германии, воскресила взгляды И. Канта о единстве природы человека, однако дало им новое, отвечающее духу времени, истолкование. В это же время (в 1921 году вышла первым изданием книга Эрнста Кречмера «Телосложение и характер») доводы о необходимости интегрального подхода к совершенствованию диагностики заболеваний и их лечению приводились со стороны психиатрии и медицины.

Развитие психологии и психотерапии связано со все большей интеграцией различных подходов, вначале рассматривавшихся как противоречащие, несовместимые, но впоследствии оказавшиеся вполне дополняющими. Можно обозначить интегративный подход как эволюционно адекватный. Развитие психологии и психотерапии приводит ко все большей популярности концепций, ориентированных на интегральный, целостный подход.

Наиболее совершенным выражением этой идеи является интегральная психология Кена Уилбера, который, продолжая традицию И.Канта, Ф. Брентано, В. Дильтея и Карла Юнга, смог создать целостную картину эволюции человеческого сознания и описать многоуровневый спектр психической реальности.

Интегративный подход дает возможность более широкого, целостного и многогранного взгляда на понимание человеческой природы и всей Вселенной. С позиции этого подхода представляется возможным свести воедино основные положения пяти ведущих направлений психологии и психотерапии: физиологического, бихевиористического, гуманистического и трансперсонального в рамках концептуальной схемы интегративного подхода.

В рамках интегративного подхода мы рассматриваем следующие направления психотерапии:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *