Что означает история учительница жизни

Historia est magistra vitae

«История — учительница жизни» — так с латинского переводится ставшее крылатым выражение древнеримского политика, писателя, оратора Цицерона. Оно так давно и широко известно, что потеряло свою остроту и постоянную актуальность. Превратилось почти в пословицу «Своя рубашка ближе к телу», которой мы иногда козыряем, не очень углубляясь в её смысл. Между тем события, разворачивающиеся вокруг «учительницы жизни» в её исконных «вотчинах» — исторических факультетах — заставляют не просто насторожиться, а бить в колокола.

С ужасом узнал, что бюджетных мест, для поступавших на исторический факультет ОНУ им. И. И. Мечникова в 2020 году, было. четыре! В 2019 и 2018 годах — 7 и 10 соответственно. То есть, можно предположить, что года через три — четыре среди абитуриентов, стремящихся стать историками, бюджетников не будет. Хорошо, если в названии факультета сохранится слово «история». Не успели привыкнуть к названию «историко-философский», после присоединения философов, а уже поговаривают об очередном альянсе — с филологами. Разве только неблагозвучность — «филолого-исторический» помешает.

Дурдом! Высшее гуманитарное образование стремительно катится в пропасть. Ясное дело — не только гуманитарное. И не только в Украине. Но меня, извините, мало интересует всякое другое. Отчасти потому, что сам — историк. Главное в другом.

«История — учительница жизни». Как же глубоко копнул Цицерон! Для человека, чтобы кто не говорил, нет ничего важнее жизни. История же учит жизни, значит, она — важнейшая из наук! Предводительница, командирша, богиня!

Вы никогда не задумывались над смыслом словосочетания «прошлая жизнь»? Это тавтология! «Прошлое» и «жизнь» — синонимы, ведь не может наука изучать не свершившееся. Прогнозировать — может, изучать — нет.

Предмет истории — прошлое всех землян вместе и каждого в отдельности. Вот я написал эту строчку, и она стала прошлым. Вы прочли, и для вас она — прошлое. Ваша прогулка с собакой и моя утренняя зарядка дополнили ваше и моё прошлое. Прожитый день — микроскопический заряд огромного аккумулятора опыта, который носит в себе мозг.

Ни одна наука, кроме истории, не занимается комплексным, всесторонним изучением опыта человечества. Вы спросите: «Разве математики, физики, химики не исследуют прогресс своих наук?». Исследуют, но тогда это уже история физики, химии или иной науки.

Мы даже не осознаём, что живем, опираясь в каждом микроскопическом движении мысли и тела, на опыт прошлого. Он — в генной памяти, во всем, что касается производства себе подобных. Он — в обучении новых людей правилам жизни в обществе. Он — в учебных планах детских садов, школ, вузов. Он — в сфере производства, науки, культуры в широком и узком смыслах и т. д., и т. п. И всё это громадьё, «Эверест Эверестов» проблем плюс биографии (читай — «роль личности в истории») изучает наша наука.

Разумеется, процесс познания бесконечен, нельзя объять необъятное, но стремиться к этому надо, и, как минимум, ключевые вопросы своего существования без учёта мнения историков человечество решить не может.

Возьмем главную проблему двух последних тысячелетий — войны. Без изучения историками механизма возникновения и прекращения военных конфликтов прогресс цивилизации затормозился бы на столетия. То же можно сказать о постоянно актуальных вопросах революций, демократии, государственного строительства, борьбы с фашизмом, экстремизмом, терроризмом, голодом, эпидемиями.

Историки скрупулёзно изучили не только опыт негативный, но и опыт позитивный — успеха, процветания. Это ещё более важно! Ведь не для мук и страданий, в самом деле, рождается человек?! Понятие «прогресс» вообще теряет смысл без изучения прошлого.

Приоритетными потребителями «продукта» труда историков всегда были политики. Изначально многие из них выступали в двух ипостасях — «создателей» и «пользователей». Времена меняются, и сегодня трудно фиксировать, насколько возрастает вес почитателей истории в политическом плане, но то, что невежды многое теряют, — это точно.

Вообще мельчает личностный «калибр» власть имущих, растет их зависимость от «свиты» и «тени». Ощущается острая потребность в лидерах планетарного масштаба, способных реформировать устаревшую ООН, обуздать агрессоров, начать бескомпромиссную борьбу на экологическом и медицинском «плацдармах». Стать таким лидером без широкого исторического кругозора невозможно.

А как относится к истории простой люд? По моим наблюдениям, Цицерона не цитирует, но для него-то она действительно учительница жизни. Все мы, в сущности, историки. Каждый лучше любого историка знает историю своей жизни. Насколько позволяет интеллект — делает выводы из побед и поражений. Насколько позволяет терпение — пытается научить этому своих детей. Правда, занятие сие неблагодарное — редко кто из чад прислушивается к увещеваниям родителей. Моё поколение не исключение.

Но очень многие любят историю, пусть чаще в форме историй, звучащих за дружескими столами. Реже — с подачи кино, телевидения, компьютера. Ещё реже читают исторические романы. И уж самые «продвинутые» добираются до научных фолиантов.

При этом (внимание!) большинство мнит себя знатоками истории, полагает, что она наука лёгкая, и если ты не знаешь математики, то тебе дорога на истфак. Мягко говоря — заблуждаются. В своём очерке о доценте В. С. Алексееве-Попове (см. «Порто-франко» от 10 сентября 2020 г.) я писал, какие титанические усилия прилагал он, чтобы вдолбить нам, студентам уже третьего (!) курса, разницу между социальными философиями Сен-Симона и Фурье. Меня постижение этих различий привело к пониманию глобальных закономерностей истории. В такие моменты хочется кричать: «Эврика!», — насколько ярко и объёмно перед тобой является истина. Не уверен, что все закончившие наш истфак получили доступ к тайнам богини истории Клио. Да это, наверное, всем и не нужно. В науке истории, как и в других сферах, «кто-то стреляет, а кто-то подносит снаряды». Друг без друга им не обойтись.

Похоже, «батарея» истфака несет невосполнимые потери. Боюсь, что речь идет о медленной кончине. Контрактники лишь оттягивают роковой день. Большинство из них использует студенческие годы для достижения целей, не связанных с исторической наукой, а уж тем более с работой в школе. Так что же делать?

Рецептами спасения как отдельно взятого факультета, так и исторической науки в целом, не владею. Скорее всего, её ожидает участь прозябания в тени бурно развивающихся новых и новейших наук. Вернуть ей ту роль, которую она играла, например, при социализме, невозможно.

Да, довольно грустная история получается. Хочется напоследок чего-то светлого, хотя бы лучика надежды. Ладно уж, расскажу о своей мечте.

Три студенческих года носил я громкий титул редактора факультетской стенной газеты «Историк», хотя на самом деле занимался технической работой — собирал материалы. Доводил их до «товарного вида», то есть редактировал, тогда ещё не профессор Анатолий Бачинский. Романтик по натуре, он всячески поощрял свежие, порой сумасбродные, явно утопичные идеи членов редколлегии. Мы же, зная его слабость, старались придумать что-то, что вызвало бы его поддержку. Вот тогда и родилась у меня мысль о создании настоящей, «взрослой» газеты историков, окончивших Одесский госуниверситет. Как идею Бачинский мысль поддержал, но остудил фантазии, заявив, что на практике это невозможно. На дворе был 1972 год.

После 1991 года стало возможным любому желающему издавать что угодно — были бы «бабки». Их-то как раз хватало только на самое необходимое. Всё надеялся, что дела поправятся, но начались проблемы со здоровьем. Короче, воплотить идею в жизнь я не в состоянии. Поэтому обращаюсь к патриотам истфака с предложением взвесить все «за» и «против» и принять правильное решение.

Несколько штрихов к моему видению газеты. Бумажный вариант — обязательно. Для историков подержать в руках документ — очень важно. Рабочее название «Выпускник истфака», но это, разумеется, не догма. До 90 % материалов — биографии и автобиографии выпускников. Рассказать как можно больше о жизненных дорогах питомцев факультета — основная цель проекта. Судьбы конкретных людей, вот что прежде всего нас интересует. Или я не прав?

Замысел в общих чертах представил, дело за малым — найти реализаторов. Для начала — хотя бы одного. Надеюсь, что среди тысяч выпускников, живущих в Одессе, области, стране, мире такой подвижник найдется и тем впишет своё имя в историю.

P. S. В Одессе живут несколько человек — «истфаковцев», обладающих организаторскими способностями, финансовыми возможностями, широкими связями в деловых и журналистских кругах. По этическим соображениям фамилии называть не буду, но думаю, что информация о моем предложении до них дойдет.

Источник

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 19:42, сочинение

Краткое описание

История учит только одному, что никто не воспринимает ее уроки всерьез. Сколько бы катастроф и катаклизм удалось бы избежать, если бы люди не просто знали бы историю, но и анализировали ее события и могли бы предугадать последствия тех или иных решений. Сколько уже примеров было в истории человечества деспотии и тирании. Не мало примеров можно найти в произведениях таких ученых, как Платон, Аристотель, Плутарх. Не смотря на это, когда в стране экономический или политический кризис, люди обращают свои надежды к сильной руке, которая наведет порядок, решит все их проблемы.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Эссе по истории.docx

История учит только одному, что никто не воспринимает ее уроки всерьез. Сколько бы катастроф и катаклизм удалось бы избежать, если бы люди не просто знали бы историю, но и анализировали ее события и могли бы предугадать последствия тех или иных решений. Сколько уже примеров было в истории человечества деспотии и тирании. Не мало примеров можно найти в произведениях таких ученых, как Платон, Аристотель, Плутарх. Не смотря на это, когда в стране экономический или политический кризис, люди обращают свои надежды к сильной руке, которая наведет порядок, решит все их проблемы. И никто не задумывается над одним простым вопросом- а какой ценой. В истории можно найти немало таких примеров, в том числе и в 20 веке (Ленин, Сталин, Гитлер, Муссолини). Потом люди жестоко расплачивались за свои ошибки. А посмотри они немного назад, и осмыслив то, что они там увидят, может и не сделали они бы тот выбор, столь роковой для них. Но история учит лишь тому, что никто не хочет воспринимать ее уроков. И у нас в стране многие думают, что придет добрый дядя, решит все наболевшие проблемы, но никто не думает какой ценой.

Давайте анализировать прошлое, чтобы понять будущее.

Источник

Данная статья содержит размышления о личности учителя истории: каким должен быть человек, передающий исторические знания в школе. Также в публикации можно найти мысли о значимости исторического образования, как средства воспитания чувтсва патриотизма, гражданственности, толерантности и причастности детей к судьбе своей страны, малой родины. Материал может применятся учителями истории в качестве вспомогательного инструментария на классных часах, в беседах.

История – учитель жизни

А кто же является оратором истории сегодня? Конечно же, обычный учитель – тот, кому известны тайны веков, кто знает сам и делится этими знаниями с другими, человек–носитель исторических фактов, знаток культуры, роста и падения мировых цивилизаций, ему открыты страницы истории мира и страны, он – аналитик и скептик, романтик и исследователь, он – современник каждой эпохи человечества.

И сегодня огромное значение имеет воспитание в подрастающем поколении чувства патриотизма, гражданственности, толерантности, причастности к судьбе своей страны, что просто невозможно без знания истории. Так сложилось, что испокон веков из поколения в поколение мы передаем историю: мира, страны, рода, семьи и с молоком матери впитываем значимость тех событий, которые происходили с нашими предками, пропускаем через свое сердце и передаем своим потомкам.

Знание истории – важнейшее из знаний в жизни каждого человека, благодаря которому мы имеем уникальную возможность учиться на ошибках прошлого, следить за ходом истории человечества со стороны, взглядом наблюдателя и изымать только положительные и полезные моменты, тем самым избегая возможности повторения исторических ошибок. А если мыслить не столь глобально, и перенести знания истории на свою жизнь, то можно также легко применять их, пользуясь опытом поколений, накопленным веками, что само по себе является огромной ценностью.

Из всего сказанного непроизвольно вырисовывается важность роли учителя истории – человека, который не просто является носителем исторических событий и хронологических данных, но и делиться своими знаниями, является непосредственным проводником в лабиринте событий прошлого. Его роль в воспитании подрастающего поколения важна, учитывая значимость исторического воспитания в условиях современного мира.

Учитель истории в школе должен пользоваться авторитетом, его слова не должны расходиться с делом, а жизнь должна быть примером для подражания. За таким учителем идут следом, его слушают и слышат. Он – оратор. Цель его деятельности – научить, показать, просветить, и каждый раз уча своих воспитанников, учиться самому.

Источник

История

Что означает история учительница жизни. Смотреть фото Что означает история учительница жизни. Смотреть картинку Что означает история учительница жизни. Картинка про Что означает история учительница жизни. Фото Что означает история учительница жизни

“История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего”. М. де Сервантес

Я считаю, что данное высказывание наиболее точно отражает основную идею и смысл понятия «История», ибо именно на ней зиждется все то, чего добилось человечество. Проблема, поднятая автором, будет актуальна всегда, ведь по сей день пишется наша история, с нашими ошибками и достижениями, которая впоследствии станет примером для будущих поколений.

Автор обращает наше внимание на важность этой науки. Это учебник, написанный временем, который служит постоянным напоминанием о том, что каждое действие несёт свои последствия. Из него нельзя вырвать страницы, или забыть главу, как нельзя стереть жизни и деяния наших предков.

Существует множество высказываний, подтверждающих мою мысль. Например, Цицерон утверждал, что «история- учительница жизни», а также, что «не знать истории- значит всегда быть ребёнком». А Шиллер, в свою очередь, говорил об этой науке так: «Всемирная история- это всемирный суд».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что история- это нечто глобальное, до конца неизведанное, и чем больше человечество будет ее познавать, чем глубже будет вникать в неё, тем больше уроков вынесет, тем подготовленнее будет к различным поворотам судьбы.

Что означает история учительница жизни. Смотреть фото Что означает история учительница жизни. Смотреть картинку Что означает история учительница жизни. Картинка про Что означает история учительница жизни. Фото Что означает история учительница жизни

При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org

Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.

Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.

Источник

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемМаксим Сбитеньщиков

Похожие презентации

Презентация на тему: » Что изучает история. Что есть история? Оратор Древнего Рима Цицерон называл историю «учительницей жизни», потому что «не знать того, что было до твоего.» — Транскрипт:

1 Что изучает история

2 Что есть история? Оратор Древнего Рима Цицерон называл историю «учительницей жизни», потому что «не знать того, что было до твоего рождения, означает навсегда оставаться младенцем». Оратор Древнего Рима Цицерон называл историю «учительницей жизни», потому что «не знать того, что было до твоего рождения, означает навсегда оставаться младенцем».

3 Задание… Какой образ возникает у Вас при слове «история»? Какой образ возникает у Вас при слове «история»?

4 Задание Внимательно рассмотрите иллюстрации стр Внимательно рассмотрите иллюстрации стр Что их объединяет? Что их объединяет?

5 Вводим понятие… Наука, которая изучает жизнь и деятельность людей в прошлом, называется историей Наука, которая изучает жизнь и деятельность людей в прошлом, называется историей

6 Запоминаем… История – это наука о прошлом человечества с момента его зарождения: прошедшие события, жизнь и занятия людей, культура

7 Задумаемся… Для чего нам необходимо знать историю? Для чего нам необходимо знать историю?

8 Чернышевский утверждал: « Можно не знать, не чувствовать влечения к изучению математики, греческого и латинского языков, химии, можно не знать тысячи наук, и все-таки быть образованным человеком; но не любить истории может только человек, совершенно неразвитый умственно» « Можно не знать, не чувствовать влечения к изучению математики, греческого и латинского языков, химии, можно не знать тысячи наук, и все-таки быть образованным человеком; но не любить истории может только человек, совершенно неразвитый умственно»

10 Для чего нужна история? История учит правильно, грамотно рассуждать и понимать все, что творится в мире. История учит правильно, грамотно рассуждать и понимать все, что творится в мире.

11 Для чего учить историю? Человек, знающий историю, любит Родину и с уважением относится к народам. История воспитывает достойных людей, создателей лучшей жизни и ее защитников Человек, знающий историю, любит Родину и с уважением относится к народам. История воспитывает достойных людей, создателей лучшей жизни и ее защитников

12 Запомните: Историческое знание избавляет от заблуждений не обижая при этом заблуждающихся людей Историческое знание избавляет от заблуждений не обижая при этом заблуждающихся людей

13 История открывает Прекрасный мир искусства, учит понимать красоту старинных ваз, картин и скульптур. История учит прекрасное, умное и доброе искусство Прекрасный мир искусства, учит понимать красоту старинных ваз, картин и скульптур. История учит прекрасное, умное и доброе искусство

14 История сражается за правду и справедливость… История не стоит в стороне от жизни. Она учит людей, как добиться справедливости. Изучая прошлое, люди учатся понимать настоящее и улучшать будущее История не стоит в стороне от жизни. Она учит людей, как добиться справедливости. Изучая прошлое, люди учатся понимать настоящее и улучшать будущее

15 История интересна и увлекательна… Тому, кто заинтересуется историей, откроются удивительные дороги в прошлое. Встретятся и трудности, но как радостно их преодолевать! Тому, кто заинтересуется историей, откроются удивительные дороги в прошлое. Встретятся и трудности, но как радостно их преодолевать!

16 Что же значит знать историю? Это значит – отвечать на вопросы: Когда?Почему?Где?

17 Как работают историки? Задание: прочитайте материал на страницах 5-6 учебника и ответьте на вопросы учителя. Задание: прочитайте материал на страницах 5-6 учебника и ответьте на вопросы учителя.

18 У вас все впереди… Счастливого путешествия по великой стране Истории!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *