Что означает киокушинкай каратэ
Символика
Главными символами школы Кёкусинкай легендарного Масутацу Оямы являются Канку и Чэндэн
Канку — это символ Кёкусинкай означающий «приветствие восходящему солнцу». Раскрытые ладони, поднимающиеся по кругу, формируют символ, позволяющий созерцать небо. Узкие концы Канку представляют собой сомкнутые пальцы и символизируют пределы. Широкие части представляют запястья и обозначают бесконечность и силу. Символ Канку заключен в окружность, символизирующую непрерывность, подразумевающую глубину.
Чэндэн — сложный иероглиф Кёкусинкай, состоящий из трёх простых иероглифов:
«Кёку» — окончательный, абсолютный предел
«Син» — правда, действительность, реальность, истина
«Кай» — организация, общество, союз
Ключевым в названии «Кёкусинкай», конечно же, является полное глубокого символизма слово «Кёкусин», выражающее центральную идею школы Оямы Масутацу и поддающееся различным интерпретациям.
Если исходить из современных и наиболее употребительных значений иероглифов «кёку» и «син», название «Кёкусин» можно перевести как «абсолютная истина». Поэтому слово «Кёкусинкай» часто переводят как «Союз абсолютной истины».
Однако сам Ояма Масутацу в своей известной работе «Философия Кёкусин» раскрывает значение слова «кёкусин» через словосочетание «макото-о кивамэру», что означает «доискиваться правды» или «доходить до конца в постижении истины». Нет, Ояма не претендовал на знание «абсолютной истины», он лишь звал своих последователей к ее постижению! Есть ещё и другая интересная трактовка. В книге «Воспитай дух воина и тебе не будет равных», в главе «Школа. Что это такое?» Ояма трактует «Кёкусинкай» — как «подлинное, настоящее каратэ», сравнивая его с существующим каратэ бесконтактным, которое он считает «не настоящим каратэ», из-за отсутствия в нём реальных ударов в поединках. Но это еще не всё. В самом названии «кёкусин» зашифровано прямое указание на то, как именно следует искать истину, что нужно для этого.
Дело в том, что иероглиф «син» (кит. чжэнь – 真) выражает специфическое понятие китайской (и шире — дальневосточной) философии и культуры. В отличие от западной и индийской философии, где понятие «истина» имеет главным образом онтологический смысл, в китайском понятии «шин» сильнее выражен смысл ценностно-нормативный. В древнейшем китайском словаре «Шо вэнь цзе цзы» «чжэнь» толкуется как «превращение человека, вознесшегося на небо». Впервые в философском контексте понятие «чжэнь» использовал даосский мудрец Чжуан-цзы (около 369 — 286 до н. э.) как обозначение подлинности бытия и предела искренности в человеке, необходимого для того, чтобы обрести утраченное единство с окружающим миром, постичь Путь-Дао, управляющий жизнью вселенной. Именно в этом значении иероглиф «чжэнь» используется во многих философских текстах дальневосточной традиции.
Иероглиф «кёку» (кит. цзи – 極) в китайской философской традиции соотносится с понятием «ри» (кит. ли – 理), которое обозначает абстрактный принцип или закон, а также предельный стандарт и высший идеальный прототип какой-либо вещи. У космоса тоже должен быть предельный стандарт, высший и всеохватывающий. Он охватывает всё множество ри вещей и является их высшей совокупностью. Он называется Тай-цзи – «Великий Предел». Соответственно, «Кёкусин» – это, прежде всего, «предельная искренность», без которой невозможно постижение истины, подлинное познание боевого искусства, достижение вершин – пределов – мастерства.
Действительно, Ояма видел высшую цель каратэ-до в поиске абсолютной истины на пути воинского искусства, что превращало практику Кёкусинкай в своего рода религиозный ритуал, путь самопознания. Мастер решительно отстаивал духовные ценности Будо каратэ — каратэ как Пути постижения и совершенствования себя посредством практики боевого искусства, — противопоставляя их корыстной мотивации профессионального спорта. Преобладающему в профессиональном спорте духу самоутверждения он противопоставлял характерный для Будо дух самоотрицания.
Кекусинкай
Кёкусинкай ( 極真会 «общество высшей истины») или Кёкусин ( 極真 «высшая истина») — стиль каратэ, основанный Масутацу Оямой (大山 倍達 О:яма Масутацу) в 1950-х годах. Кёкусинкай считается одной из самых трудных и жёстких разновидностей каратэ.
Содержание
Каратэ Кёкусинкай
Кёкусинкай — контактный стиль каратэ, созданный в 50-е годы XX-го века Масутацу Оямой в противовес множеству бесконтактных школ и самому принципу «каратэ без контакта». Демонстрируя миру мощь реального каратэ, Кёкусинкай постепенно завоевал популярность буквально во всех странах, а позже лёг в основу множества других контактных стилей каратэ.
Для основателя Кёкусинкай Масутацу Оямы смысл всей его подвижнической жизни заключался в возрождении каратэ как воинского искусства. Провозглашая идеал Будо-каратэ, Ояма решительно отделял всю систему воинского воспитания и практики от спорта, следуя воинской традиции Востока и духу Бусидо. Однако возрождение каратэ как искусства Будо сочеталось с массовой его пропагандой как «каратэ для миллионов», в том числе далеко за пределами Японии.
«Сильнейшее каратэ» продемонстрировало свою реальную мощь прежде всего на спортивных татами, а чемпионаты мира по Кёкусинкай претендовали на статус «Олимпийских игр в каратэ». Развитие стиля Кёкусинкай во многих странах оказалось связано со спортивными организациями и олимпийским движением, спортивными единоборствами и далёкими от воспитания воинов методиками спортивной подготовки.
За полвека существования каратэ Кёкусинкай оно прочно утвердилось среди спортивных единоборств, закономерно изменив и целеполагание, и ориентацию, и систему подготовки бойцов. Следствием этих изменений явились стремительное развитие этого вида спорта и впечатляющие спортивные достижения.
Каратэ Кёкусинкай — чрезвычайно зрелищный вид спорта. Спортивные поединки (кумитэ) проводятся в полный контакт без защитного снаряжения (шлемов, перчаток, протекторов). Единственное ограничение — запрет ударов в голову руками. Полноконтактные бои, насыщенные высокими ударами ногами и мощными ударами руками, неизменно привлекают на соревнования по Каратэ Кёкусинкай большое число зрителей.
Символы
Иероглиф Кёкусинкай
Иероглиф (канзи) Кёкусинкай является одним из общепризнанных символов стиля. Как правило, канзи изображается в каллиграфическом исполнении.
Канзи «Кёкусинкай» состоит из трёх иероглифов:
«Кёку» — окончательный, абсолютный предел
«Син» — правда, действительность, реальность, истина
«Кай» — организация, общество, союз
Наиболее часто встречаемая в литературе трактовка символа «Кёкусинкай» — Союз абсолютной истины, хотя встречаются и такие переводы как, например, «Общество предельной реальности». Наиболее точно Кёкусин следует переводить как «Предельная искренность».О смысле названия «Кёкусин»
Символ Канку
Канку происходит из ката Канку — формы созерцания неба. В этой ката руки поднимаются по кругу, как бы очерчивая небо, и так формируется символ. Точки в Канку представляют пальцы и обозначают пределы или пики. Толстые секции представляют запястья и обозначают силу. Центр представляет бесконечность, обозначая глубину. Символ вписан в круг и заключён в нём, что обозначает текучесть и круговое движение. При жизни основателя Кёкусинкай Масутатсу Оямы, канку являлось символом Международной Организации кёкусинкай и ассоциировалось с самим стилем Кёкусинкай. Однако с появлением в середине 90-ых годов нескольких Федераций, развивающих Кёкусинкай и имеющих свои собственные символы (например, «Большая волна» у IFK, «Кокоро» у WKO, «Вихрь» у IBK), Канку перестала являться объединяющим символом Кёкусинкай.
Философия Кёкусинкай каратэ
Ритуальные поклоны
В начале и конце занятия, при входе в додзё и выходе из него, а так же перед каждым кумитэ выполняются ритуальные поклоны, выражающие уважение к учителю, ученикам, тренировочному залу и символам Кёкусинкай. Различают следующие виды ритуальных поклонов: Сихан ни рэй — поклон сихану (с 5-го дана и выше).
Сэнсэй ни рэй — поклон учителю (с 3-го дана и выше).
Сэнпай ни рэй — поклон старшему (от седан до нидан).
Отагай ни рэй — поклон друг другу.
Система степеней
Как в большинстве воинских искусств Японии в Кёкусинкай различают ученические (кю) и мастерские (даны) степени. В Кёкусинкай десять кю (10-й кю является самым младшим, 1-й — старшим) и 10 данов (1-й дан — младший, 10-й — старший). Каждой степени соответствует пояс определённого цвета с одной или несколькими поперечными полосками (либо без таковых), нашитыми на правый конец пояса. Традиционно, данам соответствует чёрный пояс. На чёрный пояс нашиваются жёлтые (золотые) полоски, число которых соответствует дану (с первого по девятый). Десятому дану соответствует красный пояс.
Система цветности ученических поясов (кю) значитительно отличается от системы цветности поясов в других боевых искусств и имеет более глубокое значение, чем простой переход от светлого цвета к более тёмному при увеличении степени. Цвета поясов кю объединены в пять групп, имеющих один цвет, причём на пояс, соответствующий более старшему кю, нашивается полоска цвета более старшей группы (исключение — пояс 1-го кю имеет жёлтую полоску). Ниже приводится система цветности ученических поясов с описанием смысла цвета.
10-й кю — белый пояс (белый цвет — чистота и незнание)
Примечание: в федерацияx IKO 10-му кю соответствует оранжевый пояс, а белый пояс носят ученики, ещё не имеющие степени
9-й кю — белый (оранжевый) пояс с голубой полоской
8-й кю — голубой пояс (цвет неба при восходе Солнца)
7-й кю — голубой пояс с жёлтой полоской
6-й кю — жёлтый пояс (восход Солнца)
5-й кю — жёлтый пояс с зелёной полоской
4-й кю — зелёный пояс (распустившийся цветок)
3-й кю — зелёный пояс с коричневой полоской
2-й кю — коричневый пояс (зрелость)
1-й кю — коричневый пояс с жёлтой (золотой) полоской.
Чёрный цвет 1-9 данов означает мудрость.
Экзамены
Для присвоения ученических и мастерских степеней претенденты должны сдать экзамены, включающие тесты на знание базовой техники, ката, упражнения на силу и выносливость, кумитэ, тамэсивари. В устной форме может спрашиваться знание теории и философии каратэ.
Для сдачи экзамена на ту или иную степень претендент обязан выполнить так же и требования на все предыдущие степени. Так, претенденту на 6-й кю нужно продемонстрировать знание техники, ката и теории с 10-го по 6-й кю.
Претендент, успешно сдавший все тесты, получает сертификат с указанием защищённой степени, запись в будо-паспорте и право носить пояс соответствующего цвета.
Существуют минимальные временные интервалы между экзаменами, различающиеся в разных федерациях. Для получения старших степеней эти интервалы больше, чем для получения младших.
В разных федерациях и школах Кёкусинкай экзаменационные требования на различные степени различаются, часто — значительно, поэтому степени, присвоенные в одной федерации, как правило, не признаются в других федерациях.
Ученические и мастерские степени присваиваются пожизненно. Лишение степени может быть связано лишь с тяжёлым дисциплинарным проступком.
Номенклатура
Кохай — младшый
Сэнпай — старший
Сэнсэй — учитель (мастер, обладающий 3-4 даном; в исключительных случаях так же 1-2 даны)
Сихан — мастер с 5-7 даном
Ханси — мастер с 8-10 даном
Кантё — мастер-наставник всей организации
Сосай — шеф, директор всей организации
Общие термины
В каратэ Кёкусинкай изучаются следующие ката:
Форма одежды
Стилем Кёкусинкай, как и многими другими видами восточных единоборств, занимаются в кимоно, состоящим из штанов и куртки свободного покроя и пояса. Используется кимоно только белого цвета, а цвет пояса должен соответствовать степени занимающегося. Кимоно для Кёкусинкай несколько отличается от традиционного, имея более короткие рукава — примерно до локтей или чуть ниже. Такой покрой часто называют покрой-Ояма, он так же характерен для стилей, произошедших от Кёкусинкай (Асихара-каратэ, Ояма-каратэ).
Кимоно и пояс имеют нашивки, определяемые конкретной федерацией и школой. Но, как правило, для всех школ характерна нашивка в виде каллиграфии «Кёкусинкай» на левой стороне груди.
Каратэ Кёкусинкай в Великобритании
Британское каратэ Кёкусинкай было основано в 1965 г. после возвращения Стива Арнейла и Боба Боултона из Японии, где они 4 года изучали Кёкусинкай в Токийском Хонбу. Благодаря глубоким познаниям и усилиям сихана Стива Арнейла (ныне 9-й дан) британская организация достигла больших успехов. Она известна высоким уровнем проведения нокдаун-турниров по правилам фулл-контакта. Однако в ней проводятся также соревнования по ката и по кумитэ — по правилам ВУКО и кликера (что является новшеством в кёкусинкай).
Британское каратэ Кёкусинкай является членом-основателем Международной Федерации каратэ IFK.
Каратэ Кёкусинкай в России
Основоположник каратэ в России (и в прежнем СССР) — А. И. Танюшкин (ныне 6-й дан). Восприняв стиль Кёкусинкай от лучших мастеров Европы, он открыл первую секцию в Москве в 1973 г. К концу 1970-х годов в стране сформирвалась школа, имеющая представителей во всех крупных регионах. После снятия почти 10-летнего запрета на каратэ, в 1989 году появилась Федерация Кёкусинкай СССР. Основателем ее был Александр Танюшкин. Слова «каратэ» в названии этой федерации не было потому что в тот момент любой вид каратэ в Советском Союзе был под запретом. Поэтому создание такой федерации было огромным шагом вперед для развития единоборств в СССР. За период работы национальной организации каратэ Кёкусинкай вошло в систему спортивной классификации страны как официальный вид спорта, а развитие достигло международного уровня. В 1993 г. Федерация Кёкусинкай России одна из первых вошла в новую Международную Федерацию каратэ (IFK), возглавляемую сиханом Стивом Арнейлом (ныне 9-й дан). По поручению IFK на базе российской национальной организации создан Евроазиатский Комитет, представляющий IFK на территории бывшего СССР. Его возглавил С. Степанов(ныне 5 дан). Комитет просуществовал до 1998 года, проведя за это время 6 международных турниров класса «А».
Турниры по кёкусин проводимые в России:
— «Кубок Заполярья» — Международный турнир по каратэ Кёкусин в абсолютной весовой категории среди мужчин, проводится ежегодно в середине декабря в г. Воркута, Республики Коми.
Киокушинкай каратэ
“В век угрозы ядерной войны, кровопролитных локальных войн, противостояния сверхдержав и многочисленных крупных организаций, определяющих судьбы всего человечества, люди начинают заниматься каратэ-до для сохранения в какой-то мере достоинства одного человека, надеясь обрести силу”. © Масутацу Ояма
История стиля Киокушинкай каратэ
Стиль Киокушинкай каратэ создан корейцем японского происхождения Оямой Масутацу после второй мировой войны на основе различных стилей японского каратэ, прежде всего Годзю-Рю, Шотокан и корейских систем рукопашного боя.
Мастер Ояма, чьи заслуги реформатора признают все, даже недруги и завистники, сыграл огромную роль в деле возвращения каратэ-до истинного духа Будо.
В 1954 году было открыто первое додзё Киокушинкай, что и считается началом школы Киокушинкай Будо Каратэ. В переводе Киокушинкай означает “Общество абсолютной истины””. Основная идея Оямы заключалась в том, чтобы возродить древнюю традицию истинных боевых искусств в условиях новейшего времени.
Реформы Оямы состояли прежде всего в возврате к изначальной, традиционной, системе обучения, то есть к созданию “ядра” школы, где ограниченное количество ближайших учеников (учи-дэши) проходят “посвящение” в сокровенные тайны боевого искусства под руководством самого основателя, как это делалось в родовых кланах самураев или в монастырских общинах, и в четкой привязке дзэнских принципов к технике каратэ.
Но не только это выделило детище Оямы из общей массы школ каратэ. Киокушин – это, прежде всего, предельная эффективность боевого тренинга, постоянная психологическая и физическая готовность к схватке, максимальный реализм поединков, приоритет практики перед теорией.
В начале 60-х годов, когда происходило становление стиля, Ояма и его ученики делом доказывали свою приверженность идеалам истинного Будо: яростные спарринговые марафоны, поединки с представителями различных видов единоборств, невероятные, стоящие на грани возможного трюки, поединки с животными.
Внешне техника Киокушинкай больше всего похожа на технику Годзю-Рю. Процесс обучения весьма продолжителен, и в нем можно выделить несколько важнейших этапов:
Соревновательные поединки проводятся с полным контактом, без использования защитного снаряжения, что позволяет не только оценить технический уровень каратэка, но и его способность противостоять реальным ударам противника, вести бой в состоянии психологического и физического давления. Удары руками в голову и шею запрещены, как и удары в спину. Методы обучения отличает большая суровость и почти воинская дисциплина.
Стиль Киокушинкай, организационно, не входит ни в какие другие союзы каратэ-до. Хонбу, головная организация Международной Организации каратэ Киокушинкайкан (IKO), находится в Токио, где проводятся сезонные сборы лучших учеников.
Международная организация каратэ Киокушинкайкан, самая многочисленная из всех ветвей Киокушина, проводит соревнования различных уровней, в том числе и чемпионаты мира. В настоящее время этим стилем занимаются порядка 15 миллионов человек в 140 странах мира!
Основатель стиля – Масутацу Ояма (Masutatsu Oyama)
Киокушинкай (кекусинкай). Правила и особенности. Плюсы и минусы
Киокушинкай (кекусинкай) в дословном переводе означает «общество высшей истины». Это контактный стиль каратэ, появившийся в 1950-х гг благодаря мастеру Масутацу Ояма. Этот вид единоборства считается одним из самых сложных и жестких, но при этом он пользуется наибольшей популярностью в мире.
Создавая кекусинкай, Ояма стремился противопоставить его бесконтактным стилям, и ему это удалось. Дисциплина сразу показала свою мощь на спортивном татами, на мировых чемпионатах, а также послужила базой для множества других видов каратэ. Развитию единоборства способствовали многие спортивные организации, в том числе и Олимпийское движение.
Правила и особенности киокушинкай
Схватка между спортсменами носит название «кумите», что в переводе с японского означает «поединок». Кумите отличаются зрелищностью, поскольку запрещают удары руками только по голове и удары в пах, а количество защитной экипировки минимально. Бои насыщены разнообразными ударами ногами и руками, которые выполняются мощно и эффектно, потому на состязаниях по кекусинкай всегда присутствует огромное количество болельщиков.
Площадка для спарринга (додзе) имеет форму квадрата со стороной 8 м. Ее поверхность устлана матами. Бойцы выходят на площадку с противоположных сторон и становятся лицом к главному судье. Участник, вызванный первым, надевает красную повязку и располагается справа от рефери. Тому, кого вызвали вторым, полагается белая повязка и место слева от судьи.
Экипировка спортсменов состоит из:
Другие защитные аксессуары могут использоваться только по рекомендации врача и с разрешения главного судьи.
На турнире присутствует 4 судьи и рефери. Последний находится на додзе, около бойцов. Обычно он одет в черные брюки, рубашку темно-синего цвета, а на шее — желтый галстук-бабочка. Также, как и спортсмены, он выходит на площадку босиком. Каждый из судей, включая рефери, имеют право голоса при определении результатов поединка.
Выйдя на площадку для кумите, спортсмены выполняют ритуальные поклоны, цель которых — выразить уважение судье, тренеру, сопернику и символам единоборства.
Продолжительность поединка зависит от категории бойцов:
Правилами киокушинкай предусмотрена возможность назначения судьей дополнительного времени боя (до 2 мин.). Это происходит в случае, если по завершению поединка победитель не выявлен.
Разрешенные и запрещенные удары
Участникам поединка разрешается выполнять следующие технические приемы:
Кекусинкай запрещает:
Кроме того, недопустимо драться, опустив вниз голову.
За использование запрещенных приемов, разговоры в процессе боя, за грубое и неспортивное поведение боец получает предупреждения. Таковых предусмотрено 4: устное, первое, второе; предпоследнее и последнее, влекущее дисквалификацию.
Победителя кумите выявляют одним из следующих способов:
Чистая победа присуждается бойцу, если:
Половина победы объявляется в следующих случаях:
Хантэй, или победа по решению судейской коллегии, объявляется, если за отведенное на поединок время победитель не установлен. В этом случае судьи проводят голосование и выявляют чемпиона по большему количеству голосов.
Критериями принятия решения выступают такие показатели, как:
Если при этом один из участников имеет оценку «вадза-ари», коллегия присуждает первенство ему. При наличии предупреждений у бойцов побеждает тот, у кого их меньше. Если один из участников не нарушал правила, то первенство присуждается ему.
Система поясов
Квалификационные уровни в киокушинкай подразделяются на ученические (кю) и мастерские (даны). И тех, и других предусмотрено по 10, и каждому соответствует пояс определенного цвета с поперечными полосами или без них.
Все 10 данам полагается черный пояс, который означает мудрость. На него нашиваются полоски золотого цвета в количестве, соответствующем дану. Мастер 10 уровня носит пояс красного цвета.
Для получения более высокого уровня необходимо сдать аттестационный экзамен, который включает в себя:
Между аттестациями предусмотрены определенные промежутки времени. В разных федерациях они разнятся, но есть одно главное правило: чем выше уровень, тем больше времени должно пройти между экзаменами. Кю и даны присваиваются на всю жизнь и могут быть сняты только за серьезное дисциплинарное нарушение.
Символ киокушинкай
Именуется «Канку» («созерцание неба») и происходит от соответствующего упражнения (ката). В этом упражнении боец поднимает руки вверх, проводя ими по кругу. Точки в Канку — это пальцы, толстые секции — запястья, а центр — это бесконечность. В 1950-х гг. данный символ был принят Международной организацией кекусинкай, но в настоящее время существует несколько Федераций, курирующих различные стили, а потому Канку утратил свой объединяющий смысл.
Плюсы и минусы
Хотя данный вид единоборства признан наиболее жестким, он имеет большое количество достоинств, благодаря которым и заслужил мировое признание.
К основным из них можно отнести:
К минусам дисциплины можно отнести:
Тем не менее, достоинства этой дисциплины явно превосходят его недостатки. А потому многие спортсмены останавливают свой выбор именно на киокушинкай. Он позволяет подготовить крепких бойцов, не уступающих по физической силе и технике представителям других видов боевых искусств.
Статьи о киокушинкай каратэ
Ниже представлен базовый список терминов с их определением, которые используются в Киокушинкай карате.
Общие понятия
Канжи — обозначает КиокуШинКай, где Киоку — абсолют, Шин — истина, Кай — организация, всё вместе переводится как «Организация абсолютной истины».
Канку — один из символов Киокушинкай каратэ, символ взят из одноимённого ката «Канку». В этом ката руки подняты к небу и соединены в больших и указательных пальцах. Точки Канку обозначают пальцы рук, а широкие секции справа и слева представляют запястья, а центральный круг символизирует глубину и бесконечность неба. Круг за символом обозначает продолжительность и круговое действие.
Сосай — основатель киокушинкай карате — Масутацу Ояма (годы жизни: 1923 — 1994, первая школа киокушинкай каратэ была открыта в 1954 г. в Токио).
Сихан (шихан) — мастер киокушинкай каратэ со степенью 5 дан (чёрный пояс с 5ю золотыми полосками) и выше.
Сенсэй — учитель, мастер киокушинкай каратэ со степенью 3-4 дан (чёрный пояс с 3-4 золотыми полосками)
Сэмпай — старший ученик, тренер (зачастую обладатель чёрного пояса)
Додзё (доджо) — зал для занятий
Дан — мастерская степень (чёрный пояс)
Кю — ученическая степень (с 10 по 1)
Доги — одежда для занятий каратэ (часто по ошибке путают с «Кимоно»)
Осу (ос) — словесная форма приветствия, согласия, понимания
Техника
Кихон — базовая техника (отработка такой техники производится без участия партнёра)
Рэнраку — технические комбинации
Ката — комплекс упражнений
Кумитэ — бой (спаринг)
Якусоку кумитэ — учебный спаринг без участия партнёра в передвижении на один шаг
Самбон кумитэ— ученичебный спаринг без участия партнёра в передвижении на три шага
Дзию (джию) кумитэ — свободный спаринг
Нагорэ — мягкое дыхание (лёгкий вдох носом и выдох ртом)
Ибуки — силовое дыхание (быстрый вдох носом и выдох ртом с применением силы лёгких)
Нидан — двойное повторение
Самбон — тройное повторение
Команды
Сеёдза — сесть на колени
Мукусо — закрыть глаза
Мукусо ямэ — открыть глаза
Рэй — поклон
Ёи — приготовиться
Хаджимэ — начать
Ямэ — закончить
Маваттэ — развернуться
Хантай — сменить (например, стойку)
Наорэ — вернуться в исходное положение
Ясумэ — расслабиться
Ичи (ити) – один
Ни – два
Сан – три
Ши (си) – четыре
Го – пять
Року – шесть
Шичи (Сити) — семь
Хачи (Хати) – восемь
Ку – девять
Джу (Дзю) — десять
УРОВНИ
Джодан (дзёдан) – верхний
Чюдан – средний
Гэдан – нижний
НАПРАВЛЕНИЯ
Агэ – вверх
Ороси – сверху вниз
Маэ – вперед
Ёко – в сторону
Усиро – назад
Маваси – по кругу
Сото – снаружи внутрь
Учи – изнутри наружу
Хидари – лево
Миги – право
Ой – одноимённое положение
Гяку – разноимённое положение
Маэ коса – зашаг спереди
Усиро (уширо) коса – зашаг сзади
Кайтэн – поворот через спину
Ура – техника, выполняемая с разворотом на 360 °
Ударные части тела
Сэйкэн – кулак (передняя часть: два казанка указательного и среднего пальца).
Уракэн – тыльная часть кулака.
Тэццуй – нижняя часть кулака
Шуто (Сюто) – внешнее ребро ладони
Хайто – внутреннее ребро ладони
Шотэй (Сётэй) – нижняя часть ладони.
Кокэн – запястье.
Нукитэ – ладонь с четырьмя выпрямленными пальцами
Хиджи (Хидзи) – локоть
Тюсоку – подушечки пальцев стопы
Сокуто – внешнее ребро стопы
Тайсоку – внутренняя выемка стопы
Хайсоку – подъём стопы
Хидза – колено
Аши (Аси) – стопа
Какато – пятка
Сунэ – голень
Стойки
Ёи дачи — стойка ожидания
Фудо дачи — пятки на ширине плеч, носки развёрнуты
Дзенкутсу дачи — передняя нога согнута, задняя прямая
Учи хачи дачи — пятки на ширине плеч, носки повёрнуты внутрь
Мисуби дачи — пятки вместе, носки врозь
Кокутсу дачи — стойка с заднеё приклонённой ногой, передняя нога пяткой не касается пола
Некоаши дачи — стойка подобна кокутсу дачи, но расстояние между ногами значительно меньше
Санчин дачи — ноги на ширине плечь немного согнуты, одна нога на ступню впереди другой, носки обоих ног повёрнуты внутрь
Киба дачи — ноги шире плеч и согнуты в коленях на 90°
Тсури аши дачи — стойка на одной задней ноге
Моро аши дачи — ступни параллельно на ширине плеч, одна нога выдвинута на длину ступни вперёд
Хейсоку дачи — ступни вместе
Какэ аши дачи — «скрученная» стойка с заступом ноги сзади или спереди;
Блоки
Дэёдан укэ – верхний блок
Сото укэ – блок предплечьем снаружи внутрь
Учи укэ – блок предплечьем изнутри наружу
Гэдан барай – сбив вниз
Маэ-Маваши-Укэ (Маэ Маваси Укэ) – передний круговой блок.
Шуто-Маваши-Укэ (Сюто Маваси Укэ) – круговой блок в позиции Шуто.
Моротэ учи укэ — блок предплечьем изнутри наружу, усиленный второй рукой
Учи укэ гэдан барай – двойной блок предплечьями
Удары руками
Маэ хидзи атэ – подбив локтем
Удары ногами
Какэ гэри (ура маваси гэри) – обратный круговой удар
До маваси кайтэн гэри — «вертушка в падении»