Что означает кличет див

«Новый Геродот»

Див «Слова о полку Игореве»

Модератор: Лемурий

Див «Слова о полку Игореве»

Что означает кличет див. Смотреть фото Что означает кличет див. Смотреть картинку Что означает кличет див. Картинка про Что означает кличет див. Фото Что означает кличет див
Грифон и семарглы начала XII века(Суздальские врата)

Что означает кличет див. Смотреть фото Что означает кличет див. Смотреть картинку Что означает кличет див. Картинка про Что означает кличет див. Фото Что означает кличет див
Изборник 1076г. 108 об.

Срезн.
Что означает кличет див. Смотреть фото Что означает кличет див. Смотреть картинку Что означает кличет див. Картинка про Что означает кличет див. Фото Что означает кличет див

Див (грифон) для Руси XII века не был языческой символикой. Его образ «охранителя» использовали и в фасадной скульптуре соборов.

Что означает кличет див. Смотреть фото Что означает кличет див. Смотреть картинку Что означает кличет див. Картинка про Что означает кличет див. Фото Что означает кличет див
Вознесение грифонами Александра Македонского на небо. Фасадная скульптура Дмитриевского собора во Владимире.

Re: Див «Слова о полку Игореве»

Попробуем посмотреть значение этого символа в скифский период у народа, населявшего «землю Трояню»( между Герросом, Азовским морем и Танаисом жили царские скифы ).

Геродот в кн.3.116 обмолвился, что на севере Европы живут грифоны стерегущие золото.

Слово «аримасп» (др.-греч. Αριμασπος, лат. в мн.ч. Arimaspi) на скифском языке как раз и означает «одноглазые люди».

Что означает кличет див. Смотреть фото Что означает кличет див. Смотреть картинку Что означает кличет див. Картинка про Что означает кличет див. Фото Что означает кличет див
Греческий сосуд со сценой битвы аримаспов и грифонов.

Многочисленные золотые украшения скифов говорят о том, что они имели доступ к золотым копям, а хранителями золота как раз и считались грифоны.

Re: Див «Слова о полку Игореве»

Но эти данные не соответствуют более поздним археологическим находкам.
Весьма странно, что Б.А. Рыбаков не привел фотографий наверший к своей версии, приведи их и на вопросе «Дива на древе» можно было бы поставить точку, однако, это не так.

Если присмотримся внимательно, то увидим плоские втулки не удобные для насаживания на древко, скобы с бубенцами и остаток ремней конной упряжи в ушках втулок (рис.4 ниже) не дают точного определения назначений этих наверший как воинских штандартов.

Что означает кличет див. Смотреть фото Что означает кличет див. Смотреть картинку Что означает кличет див. Картинка про Что означает кличет див. Фото Что означает кличет див

Re: Див «Слова о полку Игореве»

Итак, расставим всё на свои места:

Див = Грифон (Жит. Власия)

В четвертой книге “Истории” Геродот излагает две версии
легенды о происхождении скифов. Согласно первой, в необитаемой
земле, позднее получившей название Скифия, от брака Зевса и дочери
Борисфена рождается первый человек по имени Таргитай. Три его сына
– Липоксай, Арпоксай и Колаксай – становятся родоначальниками
различных частей скифского народа. В царствование сыновей Таргитая
с неба падают золотые предметы – плуг с ярмом, секира и чаша. При
попытке двух старших братьев овладеть ими, они воспламеняются, и
лишь когда к ним подходит младший брат, золотой огонь гаснет, и
Колаксай овладевает небесными дарами. После этого старшие братья
соглашаются отдать царство Колаксаю.

Как видите ВСЁ сходится.

Re: Див «Слова о полку Игореве»

8. Так сами скифы рассказывают о себе и о соседних с ними северных странах..
Эллины же, что живут на Понте, передают иначе. Геракл, гоня быков Гериона, прибыл в эту тогда еще необитаемую страну (теперь ее занимают скифы). Герион же жил далеко от Понта, на острове в Океане у Гадир за Геракловыми Столпами (остров этот эллины зовут Эрифией). Океан, по утверждению эллинов, течет, начиная от восхода солнца, вокруг всей земли, но доказать этого они не могут. Оттуда-то Геракл и прибыл в так называемую теперь страну скифов. Там его застали непогода и холод. Закутавшись в свиную шкуру, он заснул, а в это время его упряжные кони (он пустил их пастись) чудесным образом исчезли.

Что означает кличет див. Смотреть фото Что означает кличет див. Смотреть картинку Что означает кличет див. Картинка про Что означает кличет див. Фото Что означает кличет див
Змееногая богиня скифов. Конский налобник из кургана Большая Цимбалка.

Что означает кличет див. Смотреть фото Что означает кличет див. Смотреть картинку Что означает кличет див. Картинка про Что означает кличет див. Фото Что означает кличет див
Скифский сосуд из Куль-Обы (близ Керчи) IV в до н.э.

Что означает кличет див. Смотреть фото Что означает кличет див. Смотреть картинку Что означает кличет див. Картинка про Что означает кличет див. Фото Что означает кличет див
Геракл / Таргитай (отец трех сыновей =Троян) объявляет сыновьям свои условия.

Что означает кличет див. Смотреть фото Что означает кличет див. Смотреть картинку Что означает кличет див. Картинка про Что означает кличет див. Фото Что означает кличет див
Старший сын Агафирс / Липоксай от неудачной попытки ранит себе челюсть

Что означает кличет див. Смотреть фото Что означает кличет див. Смотреть картинку Что означает кличет див. Картинка про Что означает кличет див. Фото Что означает кличет див
Средний сын Гелон / Арпоксай от неудачной попытки ранит себе ногу

Что означает кличет див. Смотреть фото Что означает кличет див. Смотреть картинку Что означает кличет див. Картинка про Что означает кличет див. Фото Что означает кличет див
Младший сын Скиф / Колаксай натягивает лук отца и получает царство, где хранилось золото, которое и охраняли грифоны.

Как солярный символ Грифон изображается обычно в сочетании с Оленем.
Грифон (символ бога солнца Ойтосура) терзает Оленя, атрибут Артимпасы (богини Луны).

Что означает кличет див. Смотреть фото Что означает кличет див. Смотреть картинку Что означает кличет див. Картинка про Что означает кличет див. Фото Что означает кличет дивЧто означает кличет див. Смотреть фото Что означает кличет див. Смотреть картинку Что означает кличет див. Картинка про Что означает кличет див. Фото Что означает кличет див
Грифон, терзающий Оленя. Пазырыкский курган на Алтае

см. также о символах «Мирового Древа»: гл.Скифо-сарматская Богиня

Re: Див «Слова о полку Игореве»

Re: Див «Слова о полку Игореве»

Re: Див «Слова о полку Игореве»

Re: Див «Слова о полку Игореве»

Посмотрите на герб Керчи (Пантикапей), некогда столицы Боспорского царства, через которое торговали зерном с Грецией скифы и увидите того самого «нашего» ОХРАНИТЕЛЯ (Дива-Грифона).

Что означает кличет див. Смотреть фото Что означает кличет див. Смотреть картинку Что означает кличет див. Картинка про Что означает кличет див. Фото Что означает кличет див
Бронзовая монета (тетрахалк) Пантикапея с профилем Сатира, грифоном и осетром. IV в. до н.э.

Re: Див «Слова о полку Игореве»

Re: Див «Слова о полку Игореве»

А фото находки есть? По хорошему, множество есть изображений скифских грифонов в работе Шлеев В.В. К вопросу о скифских навершиях.// КСИИМК, вып. XXXIV, М.-Л., 1950 (см. выше).

Но там они выполняют апотропеическую функцию по отношению к лошадям. На свой же одежде скифы смогли носить грифона, если он выполнял «охранительную функцию».

Что означает кличет див. Смотреть фото Что означает кличет див. Смотреть картинку Что означает кличет див. Картинка про Что означает кличет див. Фото Что означает кличет див

Остается выяснить после распрямления оного предмета кому эта «налобная диадема» могла принадлежать: богатому скифу, его жене или боевому коню, ведь всех их захоронили вместе.

Re: Див «Слова о полку Игореве»

Re: Див «Слова о полку Игореве»

Что же касается спорности цит. из «Жития Власия» и то по цит. из Срезн., то пока других аналогий на сегодняшний день всё равно не имеем.
Хотя и не удивлюсь, если Климент Смолятич близ своего Трахтемировского монастыря, построенного на месте огромного скифского городища, видел начертание скифских грифонов и они имели на Руси своё название.

Re: Див «Слова о полку Игореве»

Источник

«…Уже връжся Див на землю…»

Среди многих персонажей «Слова о полку Игореве» Див является самым загадочным. В самом произведении он появляется два раза. В первый раз он «кличет вверху дерева» давая то ли пророчество, то ли предупреждение половцам о походе Игоря Святославича, во втором случае – «вержется на землю». О том, кем является Див на самом деле, существует множество предположений. Большинство исследователей сходится в том, что Див является мифическим существом, чем-то вроде лешего или вещей птицы. Но далее начинаются разногласия.

Что означает кличет див. Смотреть фото Что означает кличет див. Смотреть картинку Что означает кличет див. Картинка про Что означает кличет див. Фото Что означает кличет дивВыдающийся исследователь русского языка В.И.Даль считал Дива зловещей птицей-пугачем, вероятнее всего филином [Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1. М., 1955. С.435]. Литературовед С.В.Шервинский выдвинул предположение, что Див – это птица удод, В.Суетенко считал его лешим, а Н.Дорожин отождествил Дива из «Слова о полку Игореве» с реликтовым гоминидом [См.: Дорожин Н. Кто он, Див из «Слова»? \\ Техника-молодежи. 1983. № 3.]. Последнее предположение порождено, скорее всего, желанием блеснуть остроумием и как-то выделиться. Мы же, следуя принципу Оккама, не будем «плодить сущности», и обратимся к авторитетам в области древнерусского литературоведения.

Академик Д.С.Лихачев считал Дива половецким языческим божеством. В своей работе, посвященной анализу «Слова о полку Игореве» он указал: «В связи с этим отметим, что Див явно «чужой», а не русский бог, как и «тьмутороканский болван»… Ведь, клича с дерева, какое-то языческое божество – Див – обращается к «чужим» странам» [Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. Л., 1985. С.28]. В другой книге академик Д.С.Лихачев пишет: К половецким богам относится Див, возможно, относится Карна и некоторые другие мифические существа «Слова» [Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве». М., 1982. С.112]. В книге профессора Л.Н.Гумилева «Поиски вымышленного царства» утверждается, что под Дивом подразумевается дьявол, или земли дьявола [См.: Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. М., 1970. С.257]. Соответственно, в такой трактовке образа Дива две фразы из «Слова о полку Игореве» приобретают следующий смысл: 1) божество восточных народов Див криком с вершины дерева предупреждает жителей своих стран о походе Игоря; 2) уже бросился Див (божество восточных народов) на землю русскую.

Это позиция взвешенная и исторически достоверная. Есть, однако, обстоятельство, не позволяющее однозначно принять трактовку образа Дива выдающимися русскими учеными. Это отсутствие в фольклоре тюркских народов персонажа, похожего по имени или описанию на Дива. Половцы по своему происхождению были тюрками, и, хотя они исчезли с лица земли, стоит предположить, что у современных турок, туркмен или узбеков найдется сходный фольклорный персонаж. Есть Дэв, однако он «обитал» в Иране, отделенном от Руси Тураном – ордами тюрко-язычных кочевников, одинаково враждебных Руси и Ирану. Это делает сопоставление Дива и Дэва в данном контексте неактуальным.

Зато может быть актуальным персонаж, ставший архитипичным и для иранского Дэва и для русского (смеем это утверждать) Дива. Это божество древних праиндоевропейцев Дий, Владыка Высокого Неба. У древних греков этот персонаж трансформировался в Дзеуса-Зевса [Стоит вспомнить хотя бы знаменитое выражение: «Deus exe mahina» в котором слово «Deus» восходит к слову «Дий».], у персов (иранцев) – в Дэва, у ариев – в Дьяву, у кельтов – в Дису. Не хватает одного персонажа – славянского. Им вполне может оказаться Див из «Слова о полку Игореве». В этом случае Дива можно отождествить с мужем богини Лады, носившего имя Диди, впоследствии переосмысленного в Деда [См.: Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., Наука, 1994. С.374.; Даниленко В.Н., Шилов Ю.А. Начала цивилизации. М., 1999. С.260-261].

Сопоставление Дива с Дием-Дьяусом находит подтверждение в древнерусской литературе. Так, в апокрифе «Хождение Богородицы по мукам» [Именно на этот апокриф ссылался академик Д.С.Лихачев, обосновывая древнерусское происхождение бога Трояна], в списке, относящемся к 12 веку можно прочесть: «И да быша разумели многие человеци, и в прельсть велику не внидуть, мысляще боги многы – Перуна и Хорса, Дыя и Трояна» [Срезневский И.И. Древние памятники русского языка и письма. \\ Известия ОРЯС, Т.X. С-Пб., 1861-1864. С.551-578]. Особенно примечателен тот факт, что Дий и Троян упоминаются в одной паре.Что означает кличет див. Смотреть фото Что означает кличет див. Смотреть картинку Что означает кличет див. Картинка про Что означает кличет див. Фото Что означает кличет див

Рассмотрим Дива-Дия поближе. В первый раз он упоминается в «Слове о полку Игореве» как вещая птица:

«Збися Див
Кличет връху дерева
Велитъ послушати
Земли незнаемь»

И далее перечисляются пункты половецкой земли. Получается, что русское языческое божество предупреждает врагов Руси об опасности? Но Див, пришедший из глубин тысячелетий, вполне мог поменять характеристику с положительной на отрицательную и стать злым и вероломным персонажем. Ведь его оттеснили на второй план более «молодые» языческие боги [В качестве примера: Тиамат, шумерская богиня плодородия, в Вавилоне и Ассирии превращается в злого демона].

Это предположение находит подтверждение при рассмотрении семантического материала древнерусского языка. С одной стороны, слово «дивъ» в древнерусском языке имело тоже значение, что и «диво», с другой стороны означает знамение, предзнаменование [Например: «Проклинаю полагающих звездам члвеческа имена и… дроугоу дивъ творящих». См.: Словарь древнерусского языка. Т.2. М., 1989. С.465], что приводит нас по цепочке ассоциаций к понятию неба. Слово «дивый» имеет насколько значений: чудный, изумительный, редкостный, прекрасный, превосходный [См.: Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1. С.435], что вполне соответствует эпитетам высшего божества. Слово «дивьныи» находится в том же смысловом ряду и означает прославленный, знаменитый, достойный [«Киприан великии… добродетею дивен». См. Словарь древнерусского языка. Т.2. С.465.; также: «О светло светлая и украсно украшеная земля руская! Многими красотами удивлена еси…»]. «Дивиться» не только в украинском языке, но и в русских диалектах означает глядеть, видеть (ассоциация со светом, а значит, с небом), а «дивовать» – смотреть на что-либо необыкновенное и удивительное [«Не диви на народ, диви на время», «Друг дружку дивя, а все до обеда едя». См.: Словарь русских народных говоров. Вып.8. Л., 1972. С.47]. Этот смысловой ряд восходит к понятиям неба, света, небесного знамения, удивительного, а так же к понятию зрения, способности видеть и удивляться. Для древних славян эти понятия были, по-видимому, связаны с представлениями о небесном божестве. Но есть и другие цепочки понятий, связанных с корнем «див». Слово «дивiй» в древнерусском языке означает лесной, дикий, невежественный, жестокий, грубый [Даль В. Толковый словарь… Т.1. С.435.; Словарь русских народных говоров. Вып.8. С.48]; а «дивачить» – вести себя странно, чудачить [Словарь русских народных говоров. Вып.8. С.47].

Что означает кличет див. Смотреть фото Что означает кличет див. Смотреть картинку Что означает кличет див. Картинка про Что означает кличет див. Фото Что означает кличет див

Так Див в фантазии народа перестал быть дающим знамения небесным божеством и превратился в лесного жестокого демона, пророчащего неприятности и радующегося человеческим неудачам. В «Слове о полку Игореве» он не просто дает плохое пророчество, но и предпринимает шаги, чтобы это пророчество осуществилось, то есть «дивачит» над князем Игорем. Эту трактовку полностью подтверждает дальнейшее повествование «Слова»: «Уже несчастия его (Игоря) подстерегают птицы по дубам, волки грозу поднимают по оврагам, орлы клекотом на кости зверей зовут, лисицы брешут на червленые щиты». Таким образом, текст просто перенасыщен дурными языческими предзнаменованиями. Но «спалъ князю умь похоти» и Игорь не замечает предупреждения вещей птицы Дива так же, как и христианское знамение в виде солнечного затмения.

Но в виде какой птицы Див сидит на верху дерева? Счастливую и несчастливую судьбу на Руси всегда возвещала кукушка. Это представление настолько глубоко укоренилось в народном сознании, что превратилось в разновидность ритуала: «Кукушка, кукушка, сколько мне на свете жить?» С другой стороны, в своей работе Ю.А.Шилов приводит свидетельства почитания древними греками бога Дзеуса-Зевса в образе кукушки [Даниленко В.Н. Шилов Ю.А. Указ. Соч. С.279]. Таким образом, первый отрывок из «Слова о полку Игореве» приобретает такую трактовку: темное божество Див в облике кукушки пророчит гибель русского войска и раскрывает врагам планы Игоря Святославича.

Второе упоминание Дива в тексте «Слова» невозможно понять вне контекста предшествующего отрывка:

«Уже снесеся хула на хвалу
Уже тресну нужда на волю
Уже врьжеся Див на землю».

Таким образом, Див, дважды упомянутый в «Слове о полку Игореве», фактически выступает в двух разных ипостасях. Это приводит нас к выводу, что мы имеем дело с отрывком недошедшей до нас детально проработанной языческой традиции. Таким образом, гипотеза, отождествляющая Дива с Дием индоевропейцев, кажется вполне обоснованной.

Что означает кличет див. Смотреть фото Что означает кличет див. Смотреть картинку Что означает кличет див. Картинка про Что означает кличет див. Фото Что означает кличет див

Использованы картины В.Ларева-Королькова

© Лицейское и гимназическое образование № 1 2009

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Дивъ кличетъ

Это слово донеслось до меня из девятивековой дали, когда я, зелёный юнец, впервые раскрыл роскошное издание «Слово о полку Игореве», бывшее в домашней библиотеке.

Вот строка, на которой, как на ветке древесной верхушки, обнаружилось загадочное ночное существо, скорее всего крылатое: «. збися дивъ, кличетъ връху древа. «.

Так кто же он, сей Дивъ? Филин? Зуй? Сова? Другое чудо ночное, клювастое и глазастое? Такого мнения придерживаются некоторые исследователи «Слова». Но сердце не хочет принимать этого объяснения. Исчезает, порождая вздох разочарования, волнующая таинственность «клика» и образа. Под незнаемым Дивом пусть лучше остаётся мифический бестелесный, ни на какое существо не похожий, кликун тревожной вести.

Примечание автора:

С этой позиции и продолжим начатое повествование.

Другие исследователи «Слова» видят в Диве некоего архаичного гоминида, вроде модного в 60 гг. йети, который попадался на глаза одиноких путешественников в глухих углах планеты. Всегда это было волосатое двуногое существо, безобидное и осторожное. Его, якобы, заметили ещё шумеры.

Наш родной Дивъ, вестник беды, сроден Дэву «Авесты»; древним грекам он явился в виде Зевса (от «деус»- Бог). У славян порождал диво страшное и прекрасное. Наконец, нашим предкам явилось самое чудное диво – дева, воспеваемая поэтами. Словом, Дивъ многолик, склонен к изменам своей сущности, прекрасен и ужасен одновременно, капризен. Но всюду и всегда наделён даром предсказания беды, хотя сам бывает тому не рад. Вспомните его второе появление в «Слове». Накликав беду на дружину Игоря, он пал с верху древа на землю, надо полагать, не без последствий для себя.

Совсем недавно (по временным меркам долгожителя) я был сторонником птичьего происхождения мифического вещуна в «дивном вопросе». Но неожиданно провидение выбрало меня слуховым свидетелем таинственного клика, который не мог принадлежать ни одному существу вообще, ни одной живой твари на земле, по моему убеждению. А может быть, я случайно оказался в нужном месте в нужное время. Как бы то ни было, по завершении своего пребывания под солнцем продолжительностью три четверти века, я решил проверить себя в горах, которые воспитали во мне всё лучшее, чем я наделён. Нет, я не поддался искушению покорить какой-либо видный пик в давно исхоженной складчатой зоне. Мне и однотысячник уже был не по ногам. Выбрал скромную вершину в окружении низкорослых подружек. Каменные великаны находились вдалеке, как бы приниженные расстоянием за широкой долиной. Последняя в настоящем повествовании сыграет одну из главных ролей. Пусть читатель остановит взгляд на ней. Эта долина, утверждают геологи, унаследовала крупный, сквозь толщу земной коры, тектонический провал. Он так или иначе наблюдается в рельефе южнее и севернее описываемой местности по меридиану. Здесь же опущенным участком земной поверхности воспользовалась горная Быстрица. Последние миллионы лет она вгрызается в верхние отложения коры, ослабленные в момент, когда земля вздрогнула, вскрикнула, раскалываясь снизу вверх от мощного удара Плутона. Видать, божеству подземного царства стало невыносимо жарко возле магматического очага, и ему захотелось глотнуть свежего воздуха планеты.

На базе поисковиков я оказался узнаваемым гостем не только для ветеранов предпенсионного возраста. Несколько моих книг с рассказами о геологах, в библиотечке камералки, выразительно потрёпанных, вызывали интерес к автору и среди полевой молодёжи. Двое из них вызвались проводить старика к месту, которое я наметил для самоиспытания.

Маршрут к подножию моей вершины я одолел, не отставая от попутчиков, не давая им ощутить разницу в возрасте частыми привалами. А вот подъём на темя горы огорчил меня осознанием своего бессилия перед летами. Довольно крутой склон изобиловал выходами скальных пород на дневную поверхность, трещинами и скользким щебнем. Мои проводники, то один, то другой, деликатно протягивали руку в трудных местах пролагаемой нами тропы по целине склона. Поддерживали, где надо, имитируя сыновние объятия. Нашли щадящий предлог освободить меня от большей части поклажи на спине.

Наконец, макушка горы. Она кажется выше окружающих гор. Только кажется. Но я обманываться рад. На ней выбрита ветрами, выжжена солнцем, выморожена зимами тонзура в поросли шиповника и каких-то с виду доисторических растений высотой с человеческий рост. Сентябрьское солнце и в полдень даёт достаточно места спасительной тени.

В мои полевые годы к живой дикой природе не надо было ни присматриваться, ни прислушиваться, ни принюхиваться. Она находилась в непосредственной близости от меня. Она всегда всюду настойчиво напоминала о себе, чем могла. А могла многим, даже когда был занят профессиональным делом, когда мыслями был далеко в иных сферах. Ею, той жизнью, были настолько переполнены все зримые предметы, горы и небо над ними, воды текучие и неподвижные, отдельные камни и даже песчинки, пылинки, что казалось всё обозримое – единый организм. Он радуется солнцу и боится небытия.

Есть люди, способные почти безошибочно назвать всякую сущую тварь по голосам, по характерному шуму, издаваемому при перемещении, по особому плеску в воде и прочим иным приметам. Дядько Трохым из села Жабье, например, слышал, по его словам, «як трава ростэ». Я к таким знатокам не отношусь. Но долгое пребывание в щедро залесённых горах помогло кое-какому распознаванию источников звука. Мне открылось нечто общее в голосах полуночников леса, как и в голосах дневных птиц и зверей, некоторых насекомых. И в шуме листвы под ветром я, кажется, мог отделить жёсткий бук от мягкой берёзы.

На закате солнцелюбивые обитатели леса готовятся ко сну по расписанию светила, неторопливо и мирно, постепенно и согласно затихая. Ночные клики раздаются не сразу. Хозяева тьмы выдерживают паузу, дают возможность будущей жертве забыть во сне о ценности земной жизни.

Однако, в тот вечер заведённый с сотворения мира порядок стал нарушаться, что я заметил не умом. Подсказал инстинкт. Возникло тревожное чувство надвигающейся беды. Когда последними лучами заката зажглись самые нижние звёзды над горизонтом, враз, словно оглушённая вселенской немотой, умолка многоголосица отходящих ко сну гор. Пугающее молчание природы совпало с резким ослаблением звёздного накала. Будто земля стряхнула с себя мириады тонн пыли или задымила ввысь множеством заводских труб. Со стороны долины донёсся продолжительный хруст. Неужели вновь стала ломаться в этом месте земная кора?! Мою вершину встрясло. И вновь немота мира, недвижимость тверди. Растерянный, я поднялся на ноги. Мой очаг погас. Горы затаились.

И тут раздался голос.

Да, эти звуки, длившиеся с четверть минуты, негромкие, но отчётливые в немом пространстве, я принял именно за голос живого существа. Притом разумного, наделённого человеческими чувствами. В нём слышались страдание, тревога, предупреждение о какой-то беде, показалось мне. Не могу сказать, сколько времени я простоял неподвижно, осмысливая происшествие. Голос умолк. Других звуков ночного леса тоже не было слышно.

Наконец, на ум пришло одно объяснение случившемуся, не вызывающее внутреннего возражения. Дивъ! Это голос Дива. Никто бы тогда не мог переубедить меня в обратном. Он кликал (другого слова для характеристики этого голоса не нахожу), призывал всё живое, мыслящее обратить внимание на что-то важное, неумолимо надвигающееся большой бедой на мир под звёздами. Дивъ, кто бы он ни был, сам при этом страдал, испытывал страх и боль, чувствовал я. Может быть, и вину за то, что вновь явился вестником недоброго.

Солнце нового дня вернуло голоса горному лесу. Всё живое дружно вскричало в полную силу. Предупреждение, если оно было кем-либо услышано, легкомысленно забылось. Никто из людей, обитателей горных селений, не обратил внимания на странные звуки в долине Быстрицы. Остались в неведении и мои спутники, устроившие себе ночлег под горой. Понятно, в тот час они предавались молодым снам с иными голосами и видениями.

С той ночи я ломаю себе голову, чему свидетелем я стал по воле случая (случая ли, вопрос отдельный).

Был голос со дна долины. Это факт. Не рухнувшего дерева, не ветра в каменной расщелине, не треснувшей скалы, не прорванной запруды. Голос живой. Тоже факт. Более того, голос существа мыслящего. Я назвал его Дивом, чему объяснение выше. Почему он кликал? Что накликал? Скоро ли это случится?

По характеру звучания горловой голос отличается от грудного. Так и в моём случае, звуки приписываемые мной незнаемому Диву донеслись до меня не со дна долины, с уверенностью могу сказать, а из глубокой полости в земной коре, возможно из-под неё, от самого ядра планеты. Может быть, здесь разгадка?

Так появилась жизнь на избранных планетах при подходящих для этого светилах. Но Бог Вселенная, Бог Слово не был бы вселенским разумом, если бы не обладал утончёнными чувствами мыслящего существа. Представим, он возлюбил планету Земля как самого себя. И, ослеплённый этим неземным чувством, не сразу заметил, что выросшие из зверей люди направили основные силы своего разума на самоуничтожение. И непосредственно, взаимной страстью «убий ближнего своего«, и тотальным умерщвлением первозданной природы – среды своего обитания.

Тогда раздался из глубины больной Земли полный смертельной муки предостерегающий голос, который я в памятную ночь принял за клик мифического Дива. Только он оказался не мифическим.

Залесская Русь. Сентябрь 2021г.

На заставке: «Крик». Эдвард Мунк

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *