Что означает количественный подход к менеджменту
3. Количественный подход к управлению
3. Количественный подход к управлению
Одновременно с системным подходом в 1950-х гг. возник количественный подход в управлении, или исследование операций.
Он продолжал направление Ф. Тэйлора, но на основе новых достижений в математике, статистике, компьютерной технике. Данное направление разрабатывало модели принятия решений в наиболее сложных ситуациях, где нельзя ограничиваться прямой причинно-следственной зависимостью. В готовую модель подставлялись количественные значения исследуемых переменных и рассчитывался оптимальный вариант решения проблемы.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
1.8. От стоимостного анализа к управлению стоимостью
1.8. От стоимостного анализа к управлению стоимостью Чтобы успешно вписаться в конкурентную рыночную среду, реализовать стратегическое планирование компания, должна критически переосмыслить используемые управленческие инструменты, устранить их недостатки. Возможный
14.1 Два подхода к управлению динамикой розничных цен
14.1 Два подхода к управлению динамикой розничных цен В сегодняшнем мировом ритейле (во всяком случае — в торговле товарами массового спроса) идет жесткая конкуренция между двумя основными подходами к управлению динамикой розничных цен, а именно стратегией ЕНЦ и
7. Количественный подход куправлению. Системный и ситуационный подходы. Теория «7S»
7. Количественный подход куправлению. Системный и ситуационный подходы. Теория «7S» Одновременно с системным подходом в 1950-х гг. возник количественный подход в управлении, или исследование операций. Он продолжал направление Ф. Тэйлора, но на основе новых достижений в
Шаг 4: сопричастность к управлению через комитеты
Шаг 4: сопричастность к управлению через комитеты В дополнение к совету управляющих доктор Уилл в 1923–1924 годах учредил ряд комитетов (клинической практики, образования, научных исследований, финансов, персонала и др.), что позволило поддержать менеджмент по многим
60. СИТУАЦИОННЫЙ И ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ
60. СИТУАЦИОННЫЙ И ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ Возможности ситуационного подхода: 1) представляет возможность непосредственного применения научных методов к конкретным ситуациям и условиям; 2) ситуационный подход сохраняет концепцию процесса управления; 3) он
Количественный подход к управлению (с 1950 г. по настоящее время)
Рубрика | Менеджмент и трудовые отношения |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 15.05.2017 |
Размер файла | 48,3 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Министерство образования и науки РФ
Уральский государственный горный университет
Кафедра экономики и менеджмента
по дисциплине «Теория менеджмента»
Количественный подход к управлению (с 1950 г. по настоящее время)
Преподаватель Соколова О.Г.
г. Екатеринбург 2016 г.
Введение
Современная технически сложная экономика требует совершенствования систем управления на всех уровнях агрегирования. Для обеспечения управляемого развития современному руководителю уже недостаточно личного опыта, интуиции и организаторских способностей в их традиционном понимании. Ему необходимы научные знания о процессах переработки информации и принципах принятия решений.
Принципы количественного подхода (или науки управления) сформированы на основе общей теории систем и исследования операций.
канторович линейное программирование управление
1. Количественная школа менеджмента
Количественные методы с общим названием «исследование операций» применялись при решении военно-тактических задач еще во Вторую мировую войну. Англичане первые использовали математические расчеты, математическое моделирование, чтобы отыскать способ наиболее эффективного использования ограниченного числа своих боевых истребителей и средств противовоздушной обороны. Позднее пришлось искать способ максимизации эффективности военных поставок по обеспечению высадки союзников в Европе.
В западных странах указанная дисциплина в том или ином объеме включается в качестве одного из важнейших базовых элементов в учебные планы подготовки экономистов и практических менеджеров всех уровней и тем самым имеет серьезное воздействие на общую культуру принятия управленческих решений. В нашей стране дело обстояло и до сих пор обстоит по иному: теоретические исследования и инструментальная база (соответствующие разделы абстрактной математики, математические модели, численные алгоритмы, компьютерные программы и т.п.) представлены достаточно хорошо, но наука об управленческих задачах все еще не востребована реальной практикой управления.
1.2 Суть количественной школы менеджмента
Представителями этой школы являются: Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир, Р. Калман, Л. Клейн и др.
Авторы обращали внимание на важность: временного планирования, создания графиков движения ресурсов и хода технологических процессов, решения задач оптимизации. Особую важность использование количественных методов исследования приобретает в ситуациях, требующих обработки большого массива информации в условиях дефицита времени.
Компьютер позволил исследователям операций конструировать математические модели возрастающей сложности, которые наиболее приближаются к реальности и, следовательно, являются наиболее точными.
Развитие идей и методов количественного направления стали так называемые «синтетические» учения: системный, ситуационный и процессный подходы к менеджменту. Количественные методы опираются на такие научные теории, как теория принятия решений, теория исследования операций, теория игр, теория массового обслуживания, теория оптимальных систем, статистический анализ и др.
Дальнейшее развитие методов математического моделирования нашло свое отражение в возникновении теории принятия решений. Первоначально это теоретическое направление основывалось на использовании алгоритмов выработки оптимальных решений с применением теории статистических решений, теории игр. Позднее на разработке количественных прикладных и абстрактных моделей экономических явлений, таких, как модель затрат и выпуска продукции; модель прогнозирования научно-технического и экономического развития. В современных условиях использование количественных подходов широко поддерживается, особенно в связи с распространением компьютерных технологий.
2. Л.В. Канторович
Как экономист Л.В. Канторович заявляет о себе в конце тридцатых годов. В 1939 году выходит в свет его знаменитая брошюра “Математические методы организации и планирования производства”, ознаменовавшая рождение линейного программирования. Уже в 1942 г. им был написан первый вариант капитальной монографии “Экономический расчет наилучшего использования ресурсов”. Эта работа настолько опережала время и настолько не соответствовала догматам тогдашней политической экономии, что ее публикация оказалась возможной только в 1959 г и повторно в 1960 г.
Идеи Л.В. Канторовича были легализованы, получили некоторое признание и начали использоваться в экономической практике. В дальнейшем эта книга была переведена на английский, французский, японский, румынский, словацкий, польский, сербский, испанский языки. Приоритет Л.В. Канторовича был признан и на Западе, о чем свидетельствует присуждение ему Нобелевской премии.
Л.В. Канторович был членом ряда зарубежных академий и почетным доктором многих университетов, участвовал в работе международных научных обществ. До последних своих дней Леонид Витальевич был полон творческих планов и активно работал над их претворением в жизнь.
Л.В. Канторович скончался 7 апреля 1986 г. в Москве.
2.2 Задачи оптимизации
Задачи оптимизации были порождены практической деятельностью человека. В 40-х годах исследование экономических проблем и задач организационного управления породили новый раздел математического анализа, получивший название математического программирования. Линейное программирование (часть математического программирования) относится к числу наиболее широко распространенным методам анализа задач организационного управления.
Любая задача линейного программирования включает три основные составляющие элемента: управляемые переменные, целевую функцию и ограничения.
Ограничения. Как уже сказано выше, принимающий управляющие решения, перебирая значения управляемых переменных, интересуется теми из них, которые доставляют максимум или минимум целевой функции. Однако такой поиск ведется при некоторых ограничивающих или регулирующих условиях, включенных в постановку задачи и не подлежащих изменению для данной задачи. Такие условия выражаются в виде управлений и неравенств, которые в случае задач линейного программирования являются линейными. На практике в качестве ограничений часто выступают ресурсы сырья, капиталовложений, потребности в готовой продукции и т.д. Если область допустимых решений сводится к одному элементу, то оптимизационной задачи нет и изучаемая система лишена возможности управления.
2.3 Линейное программирование Л.В. Канторовича
Ядром открытия Л.В. Канторовича является установленная им объективная связь задачи оптимального планирования с задачей определения соответствующих стоимостных показателей. На этой основе формулируются признаки оптимальности, позволяющие предложить различные схемы направленного перебора допустимых планов и систем стоимостных показателей. Иными словами, c оптимальным планом любой линейной программы автоматически связаны оптимальные цены.
Таким образом, цели общества, оптимальный план и цены составляют одно неразрывное целое. Им указаны конкретные условия, при которых объективно обусловленные оценки оптимального плана совпадают с полными (прямыми и сопряженными) затратами труда.
Вывод
Своей научной и человеческой судьбой Л.В. Канторович преподал нам два урока:
задачи организационного управления в нашем сложном мире, чреватом катастрофическими последствиями ошибок, все более нуждаются в научном анализе и требуют самых совершенных (в том числе математических и компьютерных) средств современной науки;
научная методология, передовые идеи, способные в корне переустроить и преобразовать управление обществом, побеждают не сами собой, а в результате колоссального напряжения духовных и интеллектуальных сил конкретных личностей;
Заключение
Список используемых источников
7. Источники из Интернета:
8. Количественная школа менеджмента. URL: http://refleader.ru/jgepolatypol.html.
9. Научные школы менеджмента. Представители школы научного менеджмента. URL: http://fb.ru/article/187816/nauchnyie-shkolyi-menedjmenta-predstaviteli-shkolyi-nauchnogo-menedjmenta
10. Основные школы управления. URL: http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/osnovnye-shkoly-upravleniya.html
11. Тенденции развития менеджмента: основные этапы, научные школы и концепции управления. URL: http://libsib.ru/menedzhment/tendentsii-razvitiya-menedzhmenta-osnovnie-etapi-nauchnie-shkoli-i-kontseptsii-upravleniya/vse-stranitsi
12. Этапы развития менеджмента. Современная управленческая парадигма. URL: http://studme.org/50561/menedzhment/etapy_razvitiya_menedzhmenta_sovremennaya_upravlencheskaya_paradigma#371
13. Школа науки управления с 1950 г. по настоящее время. URL: http://www.adload.ru/page/eco_03-0414_1617. htm
14. Количественный подход. URL: http://www.bbest.ru/razryprresh/istnaykobyprresh/shkolipodvnaukobypr/kolpodx
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Задача управленческой деятельности-количественная и качественная оценка и учёт результатов работы организации. Всеобщее управление качеством. Ориентация на потребителя и лидерство руководства. Вовлечение сотрудников. Системный подход к управлению.
реферат [50,1 K], добавлен 12.10.2008
Сущность менеджмента как научного направления, история формирования его основополагающих идей. Классификация и этапы развития разнообразных школ менеджмента, их дальнейшие перспективы. Исследование и общая характеристика количественной школы управления.
контрольная работа [137,9 K], добавлен 19.06.2014
Системный подход к управлению и его корифеи. Современное представление о системном подходе. Понятие системного подхода, его основные черты и принципы. Отличия традиционного и системного подходов к управлению. Значение системного подхода в управлении.
курсовая работа [62,0 K], добавлен 21.10.2008
Сущность системного подхода как основы комплексного анализа. Основные принципы системного подхода. Системный подход в менеджменте организации. Значение системного подхода в управленческой организации. Системный подход к управлению операциями.
курсовая работа [49,7 K], добавлен 06.11.2008
Значение количественной школы управления. Основные этапы построения модели и исходные положения системного подхода. Характеристики методов и средств кибернетического менеджмента. Применение математических и логических моделей в управлении организацией.
презентация [721,0 K], добавлен 16.07.2015
Количественный подход к менеджменту
Он связан с использованием знаний математики, статистики, инженерных наук для решения проблем управления.
Управленческие решения – результат труда руководителя.
Исследование операций вкл. в себя:
использование научного метода познаний (этапы):
в)верификация гипотезы (проверка)
2. построение моделей – подобий форм реальности (описание операций с помощью ряда переменных для решения проблем управления)
3. ПРИМЕНЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ (прогнозирование, моделирование, линейного и нелинейного программирования и др.) для принятия оптимальных управленческих решений.
Несмотря на то, что исследование операций опирается на математические методы частично используются эвристические (творческих, логических) методов принятия управ-их решений: метод экспертизы, мозговые штурмы и т.д.
Типы моделей, используемых в управлении:
Теория игр (моделирование оценки воздействия принятого решения на конкурента).
Теория очередей/модель оптимального обслуживания (используется для определения оптимального числа каналов обслуживания по отношению потребностей к ней)
Управления запасами (используется для определения оптимального времени размещения заказов на ресурсы и их кол-ва, а также объема готовой продукции на складах)
Линейного программирования (для определения оптимального способа распределения дефицитных ресурсов при наличии конкурирующих потребностей). варианты применения: 1)определение оптимальных ассортиментов выпускаемой продукции, маршрута производства изделий, место положения завода и условий.
Имитационная модель (включает процесс создания модели и ее экспериментальное применение)
При положительном результате эксперимента принимаются решения об осуществлении изменения в реальной системе.
Используются в ситуациях с большим числом переменных, сложностью математического анализа зависимостей между ними, высоким уровни неопределенности.
Например, специалист по маркетингу может создать модели для имитации ожидаемого объема сбыта в связи с изменением цен или рекламы продукции.
К кол-ым методам относятся экономический анализ. Проведение экон.анализа (использование методов оценки издержек и экономических выгод, относительной рентабельности деятельности предприятия; расчет точки безубыточности и др.) также является реализацией кол-ого подхода к управлению.
Потенциальное расширение применения кол-ых методов в управлении связано с развитием информационных технологий, использованием программных продуктов для решения управленческих задач.
Менеджмент с точки зрения количественных методов
Наиболее бурное развитие школа количественных методов (количественная школа управления) получила с 1950-х годов одновременно с системным подходом. Он продолжал направление Ф. Тэйлора, но методы, разработанные авторами школы, позволили использовать в менеджменте последние достижения в области математики, информатики, статистике, инженерных наук и связанных с ними областей знаний и т.п., а также компьютерной техники. Они внесли существенный вклад в совершенствование теории управления.
Представителями этой школы являются: Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбер, Л.В. Канторович (Нобелевский лауреат), В.В. Новожилов, Д. Форестер, А. Раппопорт, Р. Калман, Л. Клейн и др.
Системный подход
Системный подход — это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Это наиболее сложный подход
Его сущность состоит в реализации требований общей теории систем, согласно которой каждый объект в процессе его исследования должен рассматриваться как большая и сложная система и, одновременно, как элемент более общей системы.
Развернутое определение системного подхода включает также обязательность изучения и практического использования следующих восьми его аспектов:
— состоящего в выявлении элементов, составляющих данную систему. Во всех социальных системах можно обнаружить вещные компоненты (средства производства и предметы потребления), процессы (экономические, социальные, политические, духовные и т.д.) и идеи, научно-осознанные интересы людей и их общностей;
— заключающегося в выяснении внутренних связей и зависимостей между элементами данной системы и позволяющего получить представление о внутренней организации (строении) исследуемого объекта;
— предполагающего выявление функций, для выполнения которых созданы и существуют соответствующие объекты;
— означающего необходимость научного определения целей исследования, их взаимной увязки между собой;
— заключающегося в тщательном выявлении ресурсов, требующихся для решения той или иной проблемы;
— состоящего в определении совокупности качественных свойств системы, обеспечивающих ее целостность и особенность;
— означающего необходимость выявления внешних связей данного объекта с другими, то есть, его связей с окружающей средой;
— позволяющего выяснить условия во времени возникновения исследуемого объекта, пройденные им этапы, современное состояние, а также возможные перспективы развития.
Ситуационный подход
Ситуационный подход гласит, что различные методы управления должны применяться в зависимости от конкретной ситуации, так как организация — это открытая система, постоянно взаимодействующая с окружающим миром (внешней средой), поэтому главные причины того, что происходит внутри организации (во внутренней среде), следует искать в ситуации, в которой эта организация вынуждена действовать.
Этот подход нацелен на непосредственное применение новых научных методов в конкретных ситуациях и условиях.
Здесь важно «ситуационное мышление» — понимание того, какие приемы будут более эффективными для достижения целей в данной ситуации. Главная сложность в том, что ситуационные процессы многочисленны и взаимосвязаны и их нельзя рассматривать независимо друг от друга, поэтому руководителю бывает довольно сложно определить заведомо верный метод.
Ситуационный подход призван связать конкретные приемы и концепции управления с определенными конкретными ситуациями, изучить ситуационные различия между организациями и внутри самих организаций.
Теория ситуационного подхода опирается на четыре основных положения:
§ руководитель должен быть знаком с эффективными средствами профессионального управления. Для этого нужно понимать процесс управления, особенности индивидуального и группового поведения, владеть навыками системного анализа, знать методы планирования и контроля, количественные методы принятия решений;
§ руководитель должен предвидеть вероятные последствия от применения в данной ситуации каждого из управленческих методов, которые всегда имеют как сильные, так и слабые стороны, а также определенные сравнительные характеристики. Например, можно увеличить заработную плату всем работникам за дополнительную работу, что, несомненно, на какое-то время повысит их мотивацию, но надо сравнить рост затрат с полученными выгодами; возможно, такая мера окажется разорительной для организации;
§ руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию, выявлять факторы, наиболее важные в сложившейся ситуации, определять возможный эффект от изменения тех или иных переменных показателей ситуации;
§ руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые дали минимальный негативный эффект, с конкретными ситуациями для обеспечения наибольшей эффективности в достижении целей организации.
Что означает количественный подход к менеджменту
2.4. Школа науки управления. Современные подходы в менеджменте
Новые предприниматели послевоенного периода столкнулись с множеством сложнейших связей и зависимостей, конкуренцией и соперничеством. В этих условиях нужны были новые системы управления, учитывающие динамизм внешней среды и позволяющие быстро и гибко приспосабливаться к ее изменениям. Потребность в новых подходах к менеджменту испытывали и крупнейшие национальные и транснациональные корпорации.
Им требовались методы, которые, с одной стороны, позволяли бы оптимизировать принимаемые ими решения, оптимально использовать все ресурсы компании, с другой – помогали бы сохранить сложные организационные отношения между всеми составляющими. Формирование школы науки управления (с 1950 г. по настоящее время) связано с возникновением кибернетики и исследования операций. Представители школы: Берталанфи, А. Рапопорт, Р. Акофф, А. Гольдбергер, В. Леонтьев и др.
Первоначально исследование операций сводилось к разработке способов количественного анализа задачи как целого без выделения ее частей. По своей сути исследование операций – это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации.
После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывает модель ситуации. Модель – это форма представления реальности, упрощающая эту реальность, облегчающая понимание ее сложности. Модели, разработанные в исследованиях операций, упрощают сложные проблемы, сокращая число переменных, подлежащих рассмотрению, до управляемого количества. После создания модели переменным задаются количественные значения. Это позволяет объективно сравнить и описать каждую переменную и отношения между ними.
Ключевой характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений моделями, символами и количественными значениями. Компьютер позволил исследователям операций конструировать модели возрастающей сложности. Учеными строились модели, наиболее часто встречающиеся в менеджменте, а именно: распределение ресурсов, управление запасами, массовое обслуживание, выбор стратегии развития.
В дальнейшем в школе сформировалась теория принятия решений. В настоящее время исследования в области управленческих решений направлены на разработку: методов математического моделирования процессов выработки и принятия решений в организациях; алгоритмов выработки оптимальных решений с применением теории статистических решений, теории игр и т. д.; количественных прикладных и абстрактных моделей экономических явлений, в том числе, моделей воспроизводства моделей баланса затрат и выпуска продукции, моделей прогнозирования научно-технического и экономического развития.
Современные подходы в менеджменте – набор определенных приемов познания и способов деятельности, направленных на достижение целей управления (рис. 2.4.1.).
Рис. 2.4.1. Современные подходы в менеджменте
Процессный подход – эта концепция, означающая крупный поворот в управленческой мысли, широко применяется и в настоящее время. Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других – это не единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций. А. Файоль, которому приписывают первоначальную разработку этой концепции, считал, что существует пять исходных функций: планирование, организация, координация, мотивация и контроль. Другие авторы разработали иные перечни функций. Обзор современной литературы позволяет выявить следующие функции: планирование, организация, распорядительство (или командование), мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство, переговоры, заключение сделок и т. д.
Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системных методов анализа. Так называемый системный подход в менеджменте был связан с применением общей теории систем для решения управленческих задач. Он предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи, технология, ресурсы. Главная идея системной теории состоит в том, что ни одно действие не предпринимается в изоляции от других. Каждое решение имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуаций, когда решение в одной области превращается в проблему для другой.
Системный подход рассматривает организацию как интегрированную систему. Организация как открытая система имеет тенденцию приспосабливаться к многообразной внутренней среде. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Она имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде.
При современном применении системного подхода менеджеры должны сознавать важность следующих аспектов организации.
Субсистемы (подсистемы) являются индивидуальными частями, составляющими целую организацию. Каждая подсистема есть часть системы, которая, несомненно, может быть подсистемой завода, который может быть подсистемой конгломерата, который, несомненно, является подсистемой какой-то отрасли индустрии. Индустрия есть подсистема всей экономики.
Синергия означает концепцию, что целое является большим, чем сумма его частей. Это означает, что целая организация не может быть определена простым перечислением ее различных отделов. Синергия делает упор на взаимозависимость среди всех частей организации. В смысле бизнеса это означает, что отдельные подразделения внутри организации являются более продуктивными, когда они кооперируются и взаимодействуют чем когда они действуют независимо.
Открытая система – это система, в которой элементы ее взаимодействуют с окружающим миром; закрытая система – это система, в которой такого взаимодействия нет. Фактически все организации, в той или иной степени, взаимодействуют с их окружением, и задача состоит в том, чтобы определить оптимальную степень активности.
Границы являются точками, в которых организация встречается с внешним окружением. В закрытой системе, такой как частный обслуживающий бизнес, обеспечивающий питание в одной компании, границы довольно четко определены. Интересы этого бизнеса не выходят за рамки точно регулируемого числа потребителей. Однако граница между самой фирмой и внешним окружением постоянно изменяется.
Обратная связь есть процесс получения информации о различных системах для того, чтобы определить их состояние и вносить коррективы, если необходимо.
Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, то есть конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на организацию в данное время. Используя данный подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации. Как и системный, ситуационный подход не является простым набором предписываемых руководств, это способ мышления об организационных проблемах и решениях. В нем также сохранена концепция процесса управления. Итак, ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. Ситуационный подход использует ситуационные различия между организациями и внутри самих организаций. Менеджеру необходимо определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации.
Программно-целевой подход предусматривает четкое определение цели и разработку программы действий для оптимального её достижения. Чаще всего он используется в условиях наличия проблемных ситуаций, не находящих своего решения в инерционном режиме функционирования и развития программируемой системы. Иначе говоря, программно-целевой метод должен быть использован, если проблема не устраняется в процессе естественного функционирования системы, а, наоборот, обладает тенденцией к обострению. Вследствие этого необходимо принять специальные программные меры, сконцентрировать усилия, мобилизовать ресурсные возможности в интересах решения проблемы в течение определенного срока. Как следует из этих положений, программно-целевой метод относится к категории проблемно-ориентированных, тесно связанных с решением насущных, масштабных, долговременных проблем.
Комплексный подход предусматривает принятие управленческих решений с учетом важнейших факторов внутренней среды. При применении комплексного подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, при необходимости и другие (например, политические, демографические) аспекты менеджмента и их взаимосвязи. Если упустить один из обязательных аспектов менеджмента, то проблема не будет полностью решена.
Количественный подход предполагает формализацию управленческого процесса и описание его при помощи математических моделей. Данное направление разрабатывало модели принятия решений в наиболее сложных ситуациях, где нельзя ограничиваться прямой причинно-следственной зависимостью. В готовую модель подставлялись количественные значения исследуемых переменных и рассчитывался оптимальный вариант решения проблемы.
Маркетинговый подход предполагает ориентацию управления на удовлетворении спроса потребителей:
• повышение качеств объекта в соответствии с нуждами потребителя;
• экономия ресурсов у потребителя за счет повышения качества;
• экономия ресурсов в производстве за счет факторов масштаба производства, научно-технического прогресса (НТП);
• применение системы менеджмента.
Выходные данные учебника:
Репина Е.А., Анопченко Т.Ю, Володин Р.С., Менеджмент. Учебное пособие [Текст, таблицы] / Южный федеральный университет. – Ростов н/Д.: Изд-во АкадемЛит, 2015, –316 с.