Что означает конфликт в переводе с латинского языка

конфликт

Смотреть что такое «конфликт» в других словарях:

конфликт — (от лат. conflictus столкновение) столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме. В основе любого К. лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции… … Большая психологическая энциклопедия

КОНФЛИКТ — (от лат. conflictus) в психологии столкновение двух или более сильных мотивов, которые не могут быть удовлетворены одновременно. Психологически конфликт связан с тем, что ослабление одного мотивирующего стимула ведет к усилению другого и… … Философская энциклопедия

Конфликт — (лат. conflictus – столкновение) – способ взаимодействия людей, при котором преобладает тенденция противоборства, вражды, разрушения достигнутого единства, согласия и сотрудничества. В состоянии конфликта могут находиться отдельные люди,… … Политология. Словарь.

КОНФЛИКТ — (лат. conflictus, от confligere сталкиваться). Столкновение, спор, распря. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОНФЛИКТ лат. conflictus, от confligere, сталкиваться. Столкновение, спорь, распря.… … Словарь иностранных слов русского языка

Конфликт — (буквально «столкновение»). В широком смысле К. следует называть ту систему противоречий, к рая организует художественное произведение в определенное единство, ту борьбу образов, социальных характеров, идей, которая развертывается в каждом… … Литературная энциклопедия

конфликт — См … Словарь синонимов

КОНФЛИКТ — КОНФЛИКТ, конфликта, муж. (лат. conflictus) (книжн.). Столкновение между спорящими несогласными сторонами. Конфликт рабочих с администрацией. || Осложнение в международных отношениях. Польско литовский конфликт. Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… … Толковый словарь Ушакова

КОНФЛИКТ — (от лат. conflictus столкновение) столкновение сторон, мнений, сил … Большой Энциклопедический словарь

КОНФЛИКТ — (от лат. conflictus столкновение) противоречие во взглядах и в отношениях, столкновение расходящихся, противоположных интересов, острый спор. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М … Экономический словарь

Конфликт — несогласие между двумя или более сторонами (лицами или группами), когда каждая сторона старается сделать так, чтобы были приняты именно ее взгляды или цели … Словарь терминов антикризисного управления

КОНФЛИКТ — (лат. conflictus столкновение) в широком смысле столкновение, противостояние сторон. Философская традиция рассматривает К. как частный случай противоречия, его предельное обострение. В социологии социальный К. процесс или ситуация, в которой одна … Новейший философский словарь

Источник

Значение слова «конфликт»

Что означает конфликт в переводе с латинского языка

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Конфликты являются предметом изучения науки конфликтологии.

КОНФЛИ’КТ, а, м. [латин. conflictus] (книжн.). Столкновение между спорящими несогласными сторонами. К. рабочих с администрацией. || Осложнение в международных отношениях. Польско-литовский к.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

конфли́кт

1. столкновение противоположных сторон, мнений, сил; серьёзное разногласие ◆ Гарик периодически вступал в глупый конфликт с кем-нибудь из джазовых старейшин города — то с Голоухиным, то с Лисовским. Людмила Улицкая, «Путешествие в седьмую сторону света», 2000 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Он стал рассказывать мне, что вчера на съемке у него был конфликт с Ульяновым и Озеровым, который его обидел тем, что вдруг сказал ему: «Раз вы меня не понимаете, надо пригласить на съемку переводчика». Владлен Давыдов, «Театр моей мечты», 2004 г. (цитата из НКРЯ)

2. разг. то же, что противоречие ◆ Отпустить меня домой вы не можете — конфликт с трудовым законодательством о дисциплине. Анатолий Гладилин, «Прогноз на завтра», 1972 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Вечный конфликт: литература не может обойтись без политики, а политика не прочь обойтись без литературы. Феликс Кривин, «Хвост павлина», 1981-1987 г. (цитата из НКРЯ)

3. полит. осложнение в международных отношениях ◆ Проиграв Америке последний конфликт ушедшей эпохи, Хрущёв спешил послать весточку о первом конфликте эпохи наступившей. Архангельский Александр, «1962. Послание к Тимофею», 2006 г. (цитата из НКРЯ)

4. матем. теория игр ситуация, когда некоторые стороны, игроки, намерены предпринять или предпринимают определённые действия для достижения своих целей, не совпадающих с целями других сторон, игроков

Источник

§1. КОНФЛИКТ

Слово конфликт пришло в русский и другие языки из латыни. Это одно из тех международных слов, которые радуют переводчиков, — они не нуждаются в переводе, поскольку понятны и так: и звучание, и значение их во всех языках примерно одинаково.

Можно жить, обходясь без слова «конфликт», но нельзя жить без конфликтов. Если бы не было этого слова, заимствованного из латыни, то в любых современных языках все равно существовали бытакиеслова, как «столкновение», «разногласие», «спор», «схватка», «борьба» и т. п. И, наверное, нашлось бы какое-то слово для обозначения общего смысла, который имеется в подобных словах. Только произносилось бы оно в каждом языке по-своему. Однако, наверное, тот факт, что слово «конфликт» вошло в разные языки и прижилось в них, не случаен. Из этого, на первый взгляд, чисто лингвистического факта можно даже навлечь некоторые небезынтересные выводы, выходящие за рамки лингвистики. Во-первых, из него следует, что, очевидно, есть потребность в общем понятии, которое охватывает самые различные варианты столкновений, споров, схваток и пр. А во-вторых, этот факт свидетельствует, что повсюду на земле люди, живущие в самых разнообразных условиях, встречаются с явлением, которое обозначается словом «конфликт». Вряд ли среди нас найдется тот, кто никогда не попадал ни в какие конфликты.

Конфликты — это норма жизни

Противоположность конфликта — это согласие, сплоченность, единство, мир. Жить в мире и согласии легко, просто, удобно. Поэтому все мы ценим возможность такой жизни. «Худой мир лучше доб-ройссоры», — утверждает пословица. Несомненно, конфликты чаще всего ничего хорошего нам не приносят. Они вредят делу, мешая совместным согласованным действиям для его выполнения2. Они портят отношения между людьми. Они вызывают нервное напряжение и стрессы, что может даже подорвать здоровье человека. Неудивительно, что люди вобщем-то не любят конфликтов и побаиваются их.

Конфликтологи-практики знают, что участники конфликта обычно не хотят называть конфликтом то, что между ними происходит. Даже тогда, когда конфликт в полном разгаре, они нередко говорят конфликтологу, призванному на помощь: «Не думайте, что мы конфликтуем. Никакого конфликта между нами нет, мы просто расходимся во мнениях. » Люди считают, что конфликтовать плохо, и, значит, утверждение, что они конфликтуют, бросает на них тень, портит их репутацию в глазах окружающих. Поэтому конфликтологу надо быть тут осторожным: квалифицируя какие-либо отношения между людьми как конфликт, не всегда следует начинать улаживание их с заявления: «Между вами конфликт». Услышав подобное утверждение, участники конфликта могут почувствовать неприязнь к человеку, который столь резко и нехорошо характеризует их поведение и тем самым выставляет их в невыгодном свете. А это приведет к тому, что контакт с ними будет затруднен. Они будут избегать откровенности и недоверчиво воспринимать рекомендации конфликтолога, который, по их мнению, неправильно понимает суть дела и неверно оценивает их действия и их личные качества.

Однако хотим мы того или нет, нравится ли нам или не нравится, но конфликты в нашей жизни неизбежны. А раз так, то остается лишь позаботиться о том, чтобы уменьшить вред, который они способны принести, и, если это возможно, извлечь из них хоть какую-то пользу.

• как предотвратить конфликт, грозящий погубить мир и добрые отношения между людьми, затянуть нас в бесконечную череду дрязг, интриг и беспощадных битв, опасных для здоровья и жизни;

• как вести себя в ходе конфликта, чтобы снизить его накал и сделать связанные с ним переживания менее болезненными;

• как завершить конфликт с наименьшими потерями, а может быть, и с каким-то выигрышем от его удачного разрешения.

Это — вопросы чисто практические. Но чтобы искать ответы на них, необходимо изучать конфликты. Этим и занимается конфликтология. Она призвана изучать конфликты и искать способы их урегулирования.

Стоит отметить, что конфликтология рассматривает конфликт как понятие, относящееся к человеку, к поведению и взаимодействию людей.

Это необходимо иметь в виду, ибо никому не запрещено употреблять слово «конфликт», как и любые другие слова, в переносном смысле, придавать ему более широкое или более узкое значение. Иногда говорят о конфликтах, не имеющих отношения к человеку: «конфликт технических устройств», «конфликт между компьютерными программами », «конфликт между видами живых организмов» (травоядными и хищниками, например). Вряд ли целесообразно видеть здесь какое-то «неправомерное» словоупотребление. Если понятно, что подразумевается под словом «конфликт» в подобных случаях, то все в порядке. Это, однако, не те конфликты, которые изучает конфликтология. Можно встретиться и с выражениями вроде «конфликт между теориями», «конфликт идей», «религиозный конфликт». Если при этом речь идет о соотношении между теориями, идеями, религиями самими по себе, как некими безличными объектами, то конфликтология тут оказывается не удел. Проблемы, которые ставятся в такой плоскости, решаются с помощью специальных методов научного исследования, логики, богословия, анализа текстов. Но за «конфликтом» между соперничающими теориями, идеями, религиозными взглядами всегда стоит борьба между людьми, которые их выдвигают и отстаивают. Вот эта борьба и есть конфликт, который входит в сферу интересов конфликтологии. Она рассматривает не отношения между человеческими представлениями и суждениями, а поведение и взаимодействие людей при столкновении их представлений и суждений.

Источник

Глава I. История возникновения понятия «конфликт»

Что означает конфликт в переводе с латинского языка Что означает конфликт в переводе с латинского языка Что означает конфликт в переводе с латинского языка Что означает конфликт в переводе с латинского языка

Что означает конфликт в переводе с латинского языка

Что означает конфликт в переводе с латинского языка

КОНФЛИКТОЛОГИЯ КАК ОТРАСЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КОНФЛИКТОЛОГИИ

История возникновения понятия «конфликт»

Слово «конфликт» пришло в русский и другие языки из латыни. Это одно из тех международных слов, которые не нуждаются в переводе, поскольку понятны и так: и звучание, и значение их во всех языках примерно одинаково. В русском языке оно стало употребляться с XIX в. В классическом «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Даля его еще нет. Современный же «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова не только содержит это слово, но и поясняет его примерами, из которых видно, что в XX в. оно имело очень широкую область применения:

«семейный конфликт», «вооруженный конфликт на границе», «конфликт с сослуживцами», «конфликтная комиссия». В переводе с латинского языка conflictus означает буквально «столкновение». В словаре Ожегова слово «конфликт» толкуется как «столкновение, серьезное разногласие, спор».

Можно жить, обходясь без слова «конфликт», но нельзя жить без конфликтов. Если бы не было именно этого слова, то все равно существовали бы явления, которые обозначались словами типа «столкновение», «разногласие», «спор», «схватка», «борьба» и т. п. И, конечно, нашлось бы конкретное слово для обозначения общего смысла, который имеется в подобных словах. Только произносилось бы оно в каждом языке по-своему. Однако, наверное, тот факт, что слово «конфликт» вошло в разные языки и прижилось в них, не случаен. Из этого, на первый взгляд, чисто лингвистического факта можно даже извлечь некоторые небезынтересные выводы, выходящие за рамки лингвистики. Во-первых, из него следует, что, очевидно, есть потребность в общем понятии, которое охватывает самые различные варианты столкновений, споров, схваток и пр. А во-вторых, этот факт свидетельствует, что повсюду на земле люди, живущие в самых разнообразных условиях, встречаются с явлением, которое обозначается словом «конфликт». Вряд ли среди нас найдется тот, кто никогда не попадал ни в какие конфликты. Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс.

Источник

КОНФЛИКТ

Конфликт
— conflictus; conflictatio;

Смотреть что такое КОНФЛИКТ в других словарях:

КОНФЛИКТ

IКонфли́кт (от лат. conflictus — столкновение) столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьёзное разногласие, острый спор. смотреть

КОНФЛИКТ

КОНФЛИКТ

конфликт м. Серьезное разногласие, столкновение противоположных сторон, мнений, сил.

КОНФЛИКТ

конфликт м.conflict; dispute

КОНФЛИКТ

КОНФЛИКТ

КОНФЛИ́КТ (от лат. conflictus — столкновение) художественный, противоположность, противоречие как принцип взаимоотношений между образами художественного произведения. Термин «К.» традиционно применяется к драматическим и эпическим родам литературы, к театру и кино, т. е. К изобразительно-динамическим видам искусства. Будучи основой и движущей силой действия, К. определяет главные стадии развития сюжета: зарождение К. — завязка, наивысшее обострение — кульминация, разрешение К. (не всегда обязательное) — развязка. Обычно К. выступает в виде коллизии (иногда эти термины трактуются как синонимы), т. е. прямого столкновения и противоборства между изображенными в произведении действующими силами — характерами и обстоятельствами, несколькими характерами или разными сторонами одного характера. Таков, напр., К. Евгения Онегина с окружающей средой — великосветским и провинциальным дворянством; его К. с другими персонажами — Ленским, Татьяной; его внутренний К., проявляющийся в недовольстве собой, стремлении уйти от себя. Совокупность этих К. и определяет весь сюжет пушкинского романа: отъезд Онегина из Петербурга, дуэль с Ленским и т. д. Однако К. может проявляться и в произведениях с ослабленным сюжетом (напр., в чеховских пьесах), а иногда и вовсе внесюжетно — в композиционном контрасте, противопоставлении отдельных ситуаций, предметных деталей, изобразительных ракурсов, в стилистической антитезе и пр. Например, в рассказе Л. Толстого «Три смерти» К. трех персонажей: барыни, работника и дерева — раскрыт композицией, параллелизмом частей, при отсутствии какого-либо сюжетного взаимодействия между персонажами (в кино такой принцип называется монтажом). Как бы ни проявлялся К., в событийной коллизии или в смысловой оппозиции, в образах реальных противоречий или концептуально значимом противопоставлении самих образов, — он составляет, как правило, ядро художественной проблематики, а способ и направленность его разрешения — ядро идеи художественной.

Остается дискуссионной проблема К. в лирике, где К. подчас вообще отсутствует, временами проявляется в специфическом лирическом сюжете [напр., противопоставление памяти и забвенья, любви и опустошенности в стих. Пушкина «К » («Я помню чудное мгновенье »)], часто же — внесюжетно, в прямом лирическом утверждении, в семантической антитезе, синтаксическом параллелизме и пр. (напр., образный контраст потаенной истины и изреченной лжи, «звезд в ночи» и «дневных лучей» в стих. Тютчева «Silentium!»).

Эстетическая специфика К., его пафос зависят от характера взаимодействующих сил. К. высокого и высокого (сил, страстей, характеров, идей) порождает трагический пафос (см. Трагическое). К. низкого и низкого — комический (см. Комическое), К. высокого и низкого — героический, низкого и высокого — сатирический (см. Сатира); эстетически значимое отсутствие К. — идиллический пафос. Различны пути разрешения К. и соответствующие типы читательской (зрительской) реакции на К.: примирение или обоюдное крушение противоборствующих сил, заставляющее читателя возвыситься над их односторонностью [катартич. развязка (см. Катарсис)]; победа одной из сил, заставляющая уверовать в ее правоту и жизнеспособность («тенденциозная» или «ангажирующая» развязка); невозможность примирения или победы, оставляющая силы во взаимном обособлении и выносящая К. за пределы произведения — в жизнь, ставящая вопрос о возможном исходе К. перед самим читателем (проблемная развязка).

В разных произведениях одной эпохи К. обладают определенной общностью. Для античного искусства одним из центральных является К. ограниченного в своих предвидениях человека и тяготеющего над ним рока; для средних веков — К. божественного и дьявольского, духовного и чувственного в природе человека; для Возрождения — свободной, подчас универсальной и героической личности с бесчеловечным и бездушным мирозданием (космосом, социумом); для классицизма — К. личности и государства, страстей и долга; для романтизма — идеала и действительности, гения и толпы, чудесного и пошлого, духовной свободы и житейской нужды. Реализм, приблизив К. к его социально-исторической основе — противоречию между сущностью, возможностями человека и его конкретно-общественным бытием, — развил небывалое многообразие К.; подчеркнув обусловленность характера внешней средой, раскрыл его внутреннюю конфликтность и вытекающую отсюда динамику саморазвития. В литературе модернизма К. трактуется, как правило, глобально — как вечная и неустранимо-безысходная разорванность человека, противостояние социального и биологического, сознательного и подсознательного в его природе, неразрешимое противоречие одинокого индивида с отчужденной от него реальностью. Социалистический реализм выдвигает как главный К. социально-классовые антагонизмы и их революционное разрешение, становление нового, коллективистического сознания в борьбе с индивидуалистической моралью; подчеркивая социальную обусловленность всех К. и их принципиальную разрешимость в ходе исторического прогресса, социалистический реализм, в противоположность модернизму, культивирует не трагический, а героический тип К., в котором противодействующие силы исторически и морально неравноценны и поэтому только одной из них принадлежит будущее.

Гегель Г. В. Ф., Эстетика, т. 1, М., 1968, с. 205—26;

Шоу Б., О драме и театре, пер. с англ., М., 1963;

Волькенштейн В., Драматургия, 5 изд., М., 1969.

КОНФЛИКТ

КОНФЛИКТ

Конфликт (лат. conflictus – столкновение) – способ взаимодействия людей, при котором преобладает тенденция противоборства, вражды, разрушения достигн. смотреть

КОНФЛИКТ

КОНФЛИКТ (буквально «столкновение»). — В широком смысле К. следует называть ту систему противоречий, к-рая организует художественное произведен. смотреть

КОНФЛИКТ

КОНФЛИКТ (англ. conflict; от лат. conflictus — столкновение) — широкий термин, активно эксплуатирующийся в психологии, социологии, др. науках, а также философии, конфликтологии и обыденном сознании. В психологии под К. чаще всего понимается актуализированное противоречие, столкновение противоположно направленных интересов, целей, позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия или оппонентов (от лат. opponentis — возражающий) и даже столкновения самих оппонентов. Сложности точной дефиниции К. связаны не только с различиями дисциплинарных подходов, но и с чрезвычайно широким разнообразием самих К. Были предприняты попытки выделить ряд обязательных признаков К.: 1) биполярность противостоящих тенденций как носитель противоречия; 2) активность, направленная на преодоление противоречия; 3) субъектность (наличие носителей, выразителей К.).

Единая и стройная классификации К., очевидно, будет делом не очень близкого будущего. Имеются многочисленные типологии, которые отражают разнообразие форм К. (и вполне могут комбинироваться). Самая общая дихотомия вычленяет 2 неравновеликие группы К.: интрасубъектные, или интрапсихические (конфликты с самим собой) и интерсубъектные (в которых К. всегда происходит между субъектами — как представителями групп или как отдельными индивидами). Трудно обнаружить область психологии, не соприкасающуюся с проблемами К.: интрапсихическими К. в большей степени занимаются общая, возрастная, клиническая психология, психоанализ; интерсубъектными — социальная, возрастная, организационная, психология труда, экстремальная, спортивная и т. д. В соответствии с др. типологией — по дифференцированному критерию субъекта взаимодействия — выделяют К. внутриличностные, К. межличностные и К. межгрупповые; помимо этого следует выделить К. типа «личность—группа». По временному критерию К. подразделяются на кратковременные и затяжные, однако авторы избегают каких бы то ни было указаний на четкие временные параметры данного критерия. По характеру протекания К. бывают острыми и вялотекущими; по форме проявления — явными и латентными. Ввиду особой распространенности и значимости особо выделяют целый ряд К. по признакам «субъекта и сферы»: семейные, производственные, школьные, этнические, религиозные, генерационные, а также в вооруженных силах — напр., К., вызванные т. н. неуставными отношениями.

С учетом следствий (для личности, группы и/или ее членов) иногда выделяют деструктивный, конструктивный и стабилизирующий типы К. Деструктивные К. расшатывают и разрушают установившиеся структуры и функции, индивидуальные и групповые нормы, девальвируют ценности, углубляют противоречия проблемной ситуации. Конструктивные К., в которых происходит перестройка, обновление структуры, овладение новыми функциями, установление новых связей, способствуют жизнедеятельности личности или функционированию организации. Стабилизирующие К. также приводят к позитивным результатам, однако не за счет инноваций, а путем устранения отклонений и закрепления уже существующего. Последняя типология вызывает слишком много сомнений; возможно, корректнее говорить, что К. может выполнять конструктивную, стабилизирующую и деструктивную функции.

Нормативно-оценочный подход к К. претерпел существенные изменения: от фокусирования исключительно на негативных сторонах и стремления во чтобы то ни было избегнуть К. (зафиксированного в обыденном сознании «худого мира, который лучше доброй ссоры») до слогана «К. — это не обязательно плохо». Все большее понимание находят идеи о: 1) неизбежности (а потому естественности как интра-, так и интерсубъектных К.) и 2) функциональной значимости К. Позитивное влияние К. на личность может проявиться в: интенсификации самопознания и социального познания; ослаблении личностной напряженности; развитии мотивационно-потребностной сферы; создании предпосылок для личностного роста и т. д.; на группу — в поляризации и развитии мнений; повышении сплоченности; повышении эффективности группового взаимодействия; ослаблении внутригрупповой напряженности и пр. Негативное влияние К. на личность может проявиться в: повышении личностной напряженности; снижении самооценки, снижении эффективности деятельности (вплоть до деструкции), возникновении острых эмоциональных переживаний, ухудшении психической и социальной адаптации и пр.; на группу — в отрицат. групповой динамике, повышении внутригрупповой напряженности, ухудшении общения, снижении эффективности совместной деятельности. Кроме того, К. могут оказывать положительное и отрицат. влияние на межгрупповое взаимодействие. Тем не менее «хороший К.» — это вовремя и правильно разрешенный К. (И. А. Мещерякова.)

КОНФЛИКТ

КОНФЛИКТ

(лат. conflictus — столкновение), предельно обострённое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями. К. подразделяют на кратковременные и затяжные, явные и скрытые и др. Принципиально разделение К. на внутренние (внутриличностные) и внешние (межличностные и межгрупповые). Внутриличностный К. — столкновение примерно равных по силе, но противоположных по направленности потребностей, мотивов, интересов, влечений и т. п. у одного и того же человека. Проявляется в неустойчивости настроения, повышенной ранимости и т. п. Если внутри-личностный К. носит затяжной характер, то его проявления принимают форму отклонений в поведении, снижении результатов деятельности; возможно возникновение на его почве невроза. Такого рода К. нередки в детском и особенно в подростковом возрасте, когда произвольность поведения ещё недостаточна для безболезненного выбора между несовместимыми внутр. тенденциями. Педагогу следует проявлять повышенное внимание к отклонениям в поведении детей, поскольку симптомы неблагополучия могут довольно явно свидетельствовать о его причинах, т.е. внутр. К. всегда проявляется внешне. Чтобы вернуть ребёнку эмоциональное благополучие, ему необходимо помочь осознать, какие из его внутр. тенденций вошли в противоречие; восстановить пошатнувшуюся самооценку пли утвердить её на новой основе; привести уровень притязаний в соответствие с индивидуальными возможностями. Межличностный К. — ситуация взаимодействия людей, при к-рой они либо преследуют несовместимые цели, либо придерживаются несовместимых ценностей и норм, пытаясь реализовать их во взаимоотношениях друг с другом, либо одновременно в острой конкурентной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели, к-рая может быть достигнута лишь одной из конфликтующих сторон. Противоречие в межличностных отношениях — явление естественное, поскольку не существует двух абсолютно одинаковых людей, чьи интересы, взгляды, склонности и настроения полностью совпадают. Несовпадение мнений, оценок и т. п. может быть разрешено в доброжелательном споре, в к-ром обе стороны стремятся прийти к согласию. Если же они заинтересованы только в отстаивании своей позиции любой ценой, противоречие неизбежно перерастает в К. В пед. практике, вопреки провозглашавшемуся ранее мнению, имеется ряд оснований для возникновения К. В личности растущего человека происходят определённые изменения, к-рые могут ускользать от внимания педагога и не учитываться в обучении и воспитании. Серьёзные изменения могут происходить с коллективом, членом к-рого является ребёнок. Т. о., в уч.-воспитат. процессе возможно несовпадение личных целей, задач, пед. методов и индивидуальных особенностей учащихся, что нередко приводит к К. между учителем и учеником. Это становится причиной потери учащимся познават. интереса, возникновения неуверенности в своих силах, отрицат. отношения к школе, порождает активное внутр. торможение у ребёнка, к-рое может быть расценено как умственная отсталость. Такой К. иногда провоцирует ребёнка на поиски иной среды общения, в к-рой удовлетворяется потребность к защищённости, ощущении своей полноценности. К. между отд. детьми чаще всего бывает вызван неспособностью одной или обеих сторон преодолеть свой эгоцентризм. При педагогически целесообразном вмешательстве в такой К. он может способствовать успешному формированию личности, положительным изменениям в поведении ребёнка, консолидации сил коллектива. Возможно возникновение межгруппового К., когда в качестве противостоящих сторон выступают группы, преследующие несовместимые цели и своими действиями препятствующие друг другу. К. в своём развитии проходит неск. этапов: возникновение, становление, зрелость, преобразование. Каждый этап предполагает свою логику поведения педагога. Возможны след, варианты психолого-пед. коррекции К.: компромисс (взаимные уступки), привлечение объективных «судей», переключение внимания, «взрыв», отделение деловой и эмоциональной сторон К., отсрочка. Лит.: Драгунова Т. В., Проблема конфликта в подростковом возрасте, ВП, 1972, №2;Кичанова И. М., Конфликт: за или против, М., 1978; Бородкин ф. М., Коряк H. M., Внимание: конфликт!, Новосиб., 1983; Конфликты в шк. возрасте: пути их преодоления и предупреждения, М., 1986; P о я к А. А., Психол. конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка, М., 1988. смотреть

КОНФЛИКТ

КОНФЛИКТ

(от лат. conflictus — столкновение) — противоречие, воспринимаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его преодоление. К. характеризуется следующими признаками: 1) наличие противоречия; 2) восприятие его как значимой, требующей разрешения проблемы; 3) активность, направленная на преодоление противоречия. Традиционно в психологии рассматривают три типа К. Личностный К.— противоречие, возникающее у данного человека между несовместимыми интересами, потребностями, представлениями, ролями и т. п., напр. К. между желанием и чувством долга. Межличностный К.— ситуация, возникающая между разными людьми из-за противоречий в их интересах, целях, способах поведения и др. Межгрупповой К.— возникает, когда участниками ситуации являются группы с разными целями, интересами и т. д. Понятие К. часто рассматривается и в физиологии труда. Он возникает, когда потребности энергопластического обеспечения работы вступают в противоречие с возможностями обеспечения гомеостаза основных жизненных функций. Такое обстоятельство, напр., характерно для целеустремленной деятельности человека в неблагоприятных условиях внешней среды, когда ответная реакция человека носит характер динамического рассогласования. В инженерной психологии изучается особый класс К., которые возникают между человеком и техникой в рамках единой СЧМ. Здесь источником К. является противоречие между требованиями решаемых оператором задач и его возможностями по их решению. Одним из первых на это явление указал Ф. Д. Горбов, назвав ситуацию несоответствия средств отображения информации психофизиологическими возможностями человека по ее приему и переработке как К. человека с прибором. Помимо этого, К. человека с техникой возникает при перегрузке или недогрузке оператора информацией, наличии стрессовых ситуаций, неудобной рабочей позе и многих др. случаях. К. в СЧМ приводят к падению работоспособности и ухудшению функционального состояния оператора, а в случаях их длительного и частого повторения — к возникновению профессиональных заболеваний. Теоретической базой для описания и анализа К. является математический аппарат теории игр. На основе этой теории строятся математические модели К. Одна из первых игровых моделей К. предложена Дж. Нейманом для описания игр двух лиц вполне определенного класса. В дальнейшем эта модель К. усовершенствовалась, обобщалась, расширялась сфера применимости данной модели на К., модели которых отличались от неймановской, но при определенных предположениях допускали сведение их к неймановским игровым моделям, а следовательно, допускали разрешимость данных К. в классе решений теории игр. Эти обстоятельства позволили использовать игровые модели для описания и анализа К. в СЧМ. Дальнейшая разработка теоретических и математических основ разрешения К. в СЧМ проведена В. В. Павловым в рамках разрабатываемой им организмической теории построения оптимальных СЧМ. С этих позиций показывается, что при разрешении К. в СЧМ следует исходить из принципа функционального гомеостазиса, являющегося основным принципом теории К. применительно К СЧМ. Этот принцип требует, чтобы система, находящаяся под воздействием других систем, обладала свойством обеспечивать при решении любой из своих задач постоянство стереотипа своего поведения, проявляя при этом определенную активность и обладая определенной свободой при осуществлении выполняемых действий. Исходя из этих положений, рассматривают различные формы разрешимости К.: индивидуальные, коллективные и кооперативные, показывается, что в общем случае проблему построения теории К. следует рассматривать в классе технических эргатических систем (СЧМ). смотреть

КОНФЛИКТ

КОНФЛИКТ (от лат. conflictus)в психологии столкновение двух или более сильных мотивов, которые не могут быть удовлетворены одновременно. Психологич. смотреть

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *