Что означает красный цвет по верованию чувашей в вышивке
Чувашский орнамент: особенности, символы и значения
Чувашская вышивка с древних времён являлась не простым украшением для одежды и предметов интерьера, а особым языком, состоящим из различных узоров. Большое значение имеют не только знаки, но и цветовая гамма рисунка. Чаще всего в вышивке используется сочетание белого, красного и чёрного цвета. Белый цвет нитей в старинных чувашских узорах отсутствовал, но его заменял фон, который обозначал чистоту и мудрость. Чёрный цвет заключает в себе двойственную трактовку: он может символизировать земледелие или связь жизни и смерти. Различные оттенки красного, от бордового до розового, отображают чувства, в том числе любовь и отвагу.
Иногда в узоре присутствуют жёлтые и зелёные нити. Они связаны с солнечным светом и растительными мотивами. Наиболее древним считается красный узор на фоне белого сукна и разноцветный узор на красной ткани. Каждый рисунок был трехуровневым и заключал в себе ближний, дальний и глубокий слой. Его читали снизу вверх.
Символика чувашских орнаментов
Каждый рисунок нитью в народном костюме несёт в себе зашифрованное послание. Чтобы понять его, нужно уметь трактовать отдельные знаки и понимать их значение. Символика чувашского орнамента могла многое рассказать о статусе человека, поведать о его родовой принадлежности. Она различалась в зависимости от пола, возраста и несла в себе защитные свойства. Каждый стежок и знак имел определённое место и собственное значение в вышивке. Например, прямая черта символизировала жизненный путь, треугольник — жилище, спираль — мысли. Особые знаки существовали для понятий «забота о ближнем», «братство», «честь и отвага», «равенство».
Обожествляя явления природы, предки чувашей отражали свои представления о миропорядке в различных орнаментах. Людей окружали бытовые и культовые предметы, украшенные образами великой богини, солнца, древа жизни и вселенной. Национальное своеобразие чувашского орнамента заключалось в использовании геометрического узора, который наделялся свойствами оберега. Специальные декоративные швы и рисунки были предназначены для защиты от злых духов. Затем традиционные узоры — ромбы, круги и розетки утратили своё первоначальное назначение и стали использоваться только для украшения.
Особенности вышивки
Чуваши издревле занимались вышивкой, техника постоянно совершенствовалась, а опыт рукодельниц передавался от поколения к поколению. В своей работе мастерицы по созданию чувашского орнамента используют около 30 видов швов, которые выполняются на белом и окрашенном сукне или на домотканом холсте. Для особых случаев, чаще всего в украшении головных уборов, использовались серебряные и золотые нити. Мотивы вышивки похожи на узоры других народов Поволжья, но чуваши выделяются филигранностью исполнения, сочетанием «плотных» и «редких» швов.
Вышивка в народной чувашской одежде
В национальном костюме украшения для пояса — масмак, сара, яркач зашивались плотным набором нитей, а воротник, нагрудник, рукава и подол – в технике косых стежков и росписи. Благодаря плавным переходам от сочных цветовых акцентов к белому суконному фону достигается особая декоративность народной одежды. Особенно отличается праздничный костюм, который меньше всего изменился с древних времён и сохранил большую часть символических узоров. Повседневные элементы гардероба сильно изменились под воздействием местных условий, практически не сохранив традиционных вышитых элементов. Но ритуальная одежда и предметы быта: свадебные рубашки и пояса, покрывала невесты, подушки в большинстве своём остались такими же, как в древности. Они выполняются на белом холсте и вышиваются чаще всего красными или бордовыми нитями.
Чувашский орнамент в современном мире
Узор старинной вышивки на музейных экземплярах свадебного костюма глубоко исследуется специалистами по восточной этнографии. Ими обнаружены элементы реликтового рунического письма тюркских племён в отдельных чувашских узорах и орнаментах, что подтверждает древнейшее происхождение этого вида рукоделия. Но с развитием фабричного производства и после появления техники вышивки крестиком филигранное и трудоёмкое народное искусство стало вытесняться и заменяться менее сложными видами швов, а орнаменты упростились. Но даже после такой замены чувашские рукодельницы продолжают создавать высокохудожественные вышивки и украшать ими костюмы и бытовые предметы.
Презентация мероприятия «Язык чувашской вышивки»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Язык чувашской вышивки.
В старину,вышивка была примитивной- стежки имитировали штрихи ткани. Постепенно штрихи приобретали очертания различных геометрических фигур, а также стилизованных изображений птиц, зверей, человека, дерева жизни.
Главным цветом в чувашских вышивках является красный, ассоциирующийся в сознании народа с жизнью, понятием материнства, счастья. Черный цвет – цвет земли, цвет добра. Белое поле холста воспринималось как благополучие планеты, чистый воздух, здоровье. Дополнительные цвета Желтым цветом вышивали солнце, звезды, другие светила. Зеленый цвет – признак жизни, роста и развития; использовали его при закрашивании растений, деревьев. Синий цвет символизирует сияние, радугу, небосвод.
Чуваши в прошлом поклонялись огне, воде, земле. Поэтому в орнаментах старинных вышивок большое место занимали знаки этих субстанций. Одним из любимых узоров чувашских мастериц является космический огонь.
Ведущим орнаментом в чувашской вышивке является знак Солнца, как источника жизни. Солнце вышивалось в форме круга, крестика, квадратика, свастика, восьмиугольника.
В узорах, показывающих жизнь на земле и на небесах, размещались живые существа- птицы. звери, люди:
Вопросы для повторения. Назовите основные цвета чувашской вышивки. Дополнительные цвета чувашской вышивки. Значения цветов чувашской вышивки. Главные символы чувашской вышивки. Каково значение вышивки в народной одежде? Какие изделия можно украсить чувашским орнаментом?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные методы арт-терапии: базовые техники
Курс повышения квалификации
Правополушарная живопись
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1391531
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Зарплаты педагогов Ростовской области вырастут в среднем на 10-15%
Время чтения: 2 минуты
Поставщики интернета для школ будут работать с российским оборудованием
Время чтения: 1 минута
Ученые изучили проблемы родителей, чьи дети учатся в госпитальных школах
Время чтения: 5 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
И чудный видится узор. Чувашская вышивка, отредакт
Друзья мои, наверное, нет человека, которого бы не оставило равнодушным искусство вышивки. Даже если вы не интересуетесь рукоделием, то скорее всего, не раз восхищались искусными работами мастеров, создающих на своих полотнах красочные картины, богато расшитые цветными нитками или бисером.
Сегодня я хотела бы поговорить с вами о чувашской национальной вышивке.
В орнаментальном искусстве вышивки воплощалась жизненная философия древних чуваш.
У каждого народа были свои представления о мироздании, о природе и ее явлениях. По верованиям чуваш природа обожествлялась. Традиционные представления о сотворении мира у древних болгаро-чуваш нашли свое отражение в узорах вышивки. Вышивка иллюстрировала своеобразную модель мира, состоящего из семи этажей.
Верхний, средний и нижний миры соединяло Мировое древо, воплощением которого чаще всего выступал дуб юман*. Мастерицы вышивали его на спине рубашки. Будучи подобием Вселенной, фигуру человека чуваши также отождествляли с Мировым древом. Древний человек считал дерево живым, похожим на себя и держащим на своих плечах небосвод.
В узорах чувашской вышивки можно увидеть сюжет о богатыре Улыпе, который поддерживает на своих плечах небо. Этот сюжет вышивали узорами, которые назывались «свод неба» на плечах женских рубашек и мужских халатах.
Вне пространства и времени находился хаос, который вышивальщицы воплощали в сложных космогонических* сюжетах. Например, тема всемирного водяного хаоса отражена на женском головном уборе масмак.
В основном в орнаментах преобладают геометрические формы, квадраты. Так, например, земля изображалась в виде квадрата. Интересно, а почему? Такой себе землю представляли древние чуваши. В воззрениях болгаро-чуваш земля была четырехугольной или восьмиугольной. Также в качестве мотивов изображались разные деревья, птицы, животные, небесные светила и другие явления природы, выраженные в различных символах. Например, воду означали геометрические вышитые линии, напоминающие гребни волн.
В древности вышивали все чувашские девушки и умению мастерицы искусно вышивать придавали огромное значение. По красоте и изяществу вышивки судили о характере мастерицы, ее умению вести домашнее хозяйство. Считалось, что если вышивка была красивая и аккуратная, то девушка будет хорошей хозяйкой и женой. Но если девушка не умела вышивать, это считалось позором и такую девушку могли не взять замуж.
И в наше время вышивка с национальным колоритом не потеряла своей актуальности. Салфетки, скатерти и другие вещи традиционно пользуются спросом у гостей и жителей нашей республики. Эти вещи необыкновенно красивы.
Я совершенно искренне восхищаюсь неповторимой красотой узоров, созданной умелыми руками мастеров.
Рукоделие у нас очень любят. Я сама люблю вышивать и рука, бывает, так и тянется в тихие зимние вечера к ниткам и иголке. Эх, бывало, сядешь отдохнуть за пяльцами: и чудный видится узор.
В некоторых мифах верхний мир и земля имеют семь ярусов.
Лит: Г.Б.Матвеев («Чувашская мифология: этнографический справочник», Чувашское книгоиздательство ISBN 978-5-7670-2750-7). Книга напечатана по решению Ученого совета Чувашского государственного института гуманитарных наук.
А.А.Трофимов (1976,1979).
Что означает красный цвет по верованию чувашей в вышивке
Про Чувашию говорят, что это «край ста тысяч песен, ста тысяч слов, ста тысяч вышивок». Традиционный орнамент можно встретить на каждом шагу. К слову, по дороге в Чебоксары в глаза бросаются автобусные остановки, расписанные чувашскими узорами. Сразу понимаешь, где находишься.
Здесь шутят, что природа не одарила их богатыми недрами, как соседей, зато дала золотые руки. Еще век назад никто бы на этих землях и не подумал взять в жены девушку, которая не умеет вышивать. Рисовать иглой замысловатые узоры она должна была научиться гораздо раньше, чем готовить обед. А сейчас такие мастерицы на вес золота…
История промысла ручной вышивки в Чувашии началась с 1921 года, когда в селе Альгешево Чебоксарского уезда Казанской губернии открылась артель для мастериц ближних деревень. В конце 1923 г. для развития традиционного промысла было учреждено товарищество «Кустарь — художник», которое спустя шесть лет получило название «Паха тере», что в переводе с чувашского означает «чудесный, качественный узор».
Со временем товарищество превратилось в крупнейшее предприятие по национальной вышивке, продукция которого отправлялась даже в европейские страны. На предприятии работали специалисты с огромным опытом и создавались уникальные изделия с вышивкой.
Однако, начиная с 90-х годов прошлого века предприятие начало приходить в упадок. Дешевый китайский ширпотреб люди предпочли ценному национальному колориту, фабрика оказалась на грани банкротства, а мастера с 30-ти летним стажем и огромным опытом работы оказались на улице.
«К сожалению, старая фабрика так и прекратила свое существование, однако нам удалось сохранить бренд „Паха тере“ как символ искусства национальной чувашской вышивки»
Наталия Посынкина, генеральный директор фирмы художественных промыслов
«Это особая специфика — национальный чувашский узор хоть и геометричен по своей сути, но очень разнообразен. Каждый символ имеет свое особое значение. Это позволяет изделию быть не только красивым, но и передавать определенное послание своему владельцу
или быть оберегом»
Евгения Жачина, знаток чувашской вышивки
«Несколько десятилетий назад я задалась целью перезнакомить родственников с папиной и маминой стороны и нарисовала родословное древо на рулоне бумажных обоев, — рассказывает Евгения Жачева. — Но бумага со временем порвалась, и мне так было жалко свой труд, что я задумалась, как бы сохранить родословную. Выпилить из дерева? Мне не по силам… И тогда пришла идея вышить ее. В то время я еще ничего не знала о традиционных чувашских швах и орнаменте. Первая попытка оказалась неудачной. С лицевой стороны рисунок вроде бы напоминал чувашский узор. А с изнаночной — полная неразбериха. Обратилась к мастерам. Помогли, подсказали. Узнала, что способов вышивки у чувашей множество. Изучала древнее искусство в архивах. Исследовав все имеющиеся образцы в музеях республики, поехала в Питер — именно там сегодня находится самая большая коллекция чувашских узоров.
Я поехала и целую неделю зарисовывала там цветными карандашами чувашские орнаменты. Один узор задал мне загадку, которую я не могла расшифровать несколько недель. Вы не поверите, я спать не могла, только о нем и думала, пока однажды мне не представился случай. Уже дома я увидела в музее старинный костюм и, пока никто не видит, аккуратно потянула ниточки вышивки иголочкой. И была поражена: орнамент был выполнен двухслойным швом. Сначала мастерица вышивала узор с одной стороны, а затем точно такой же — с другой.»
Она и не заметила, как новая страсть поглотила ее всю без остатка.
«Чувашская вышивка — это письменность нашего народа, и орнамент можно читать как книгу. К сожалению, смысла многих узоров нам уже не понять, ведь вышивка менялась так же, как язык. Наши далекие предки использовали руническое письмо, и эти знаки дошли до нас в виде орнамента.»
Евгения Жачина, знаток чувашской вышивки
То, что делает Евгения Жачева, высший пилотаж! Она выпустила уже шесть книг, где раскрывает секреты предков, которые ей удалось разгадать. Большая часть альбомов вышла в подарочных переплетах, с глянцевыми страницами. Но деревенские жители попросили выпустить книгу попроще, чтобы она была доступна по цене.
Тайны магических рун: что можно увидеть на новой 8-часовой экскурсии
В Чувашии стартовали 5 новых туристических маршрутов от проекта «Городские легенды». Мы выбрали «Тайны магических рун». Он посвящен чувашским орнаментам и вышивке.
Экскурсия состоит из трех частей: обзорной экскурсии по Чебоксарам на автобусе, посещения Музея чувашской вышивки и поездки в этнографический комплекс «Ясна». Это однодневный тур и рассчитан он на 8 часов, но с учетом вечерних пробок в сторону Чебоксар времени уходит больше.
Все, что вы прочитаете дальше – краткий пересказ того, что мы услышали от нескольких экскурсоводов и попытались осмыслить.
Вышивка
Чувашская вышивка — не просто украшение одежды и предметов обихода. Узоры несут зашифрованную информацию, их можно читать. И «по одежке встречают», не зря говорят. По вышитым узорам на одежде жители Чувашии понимали, что за человек перед ними, откуда он, из какого роду-племени, каков его социальный статус. По родовым знакам можно было прочитать программу развития рода, к чему стремятся его представители. Такая памятка жизни, которая всегда с тобой.
Три уровня
У каждого значка свое значение. Вышивка на разных частях одежды отличалась: нельзя вышивать узоры подола платья на груди, и наоборот. Почему? Потому что наряд — это единая композиция, где у каждого элемента свое место. Есть три уровня, каждому уровню соответствуют свои узоры, символы, обозначения:
Таким образом, для чувашей было важно помнить о своих предках, выполнять свое предназначение, чтить Единого Бога и другие высшие силы. А если что-то подзабыл — не беда. Достаточно посмотреть на узоры своей одежды и все вспомнить. Конечно, с возрастом задачи могли естественно меняться, соответственно, менялась вышивка на одежде, изменялись также украшения и форма головных уборов.
Трактовка
В наше время не так много умельцев читать чувашские символы и извлекать из них скрытый смысл. Да, есть ключи — это орнаменты и их значения. И камень на Заливе даст подсказку любому желающему. Но это отдельные буквы рунического алфавита. А чтобы научиться складывать из них слоги и слова, нужны время и практика. И все же. Если у вас есть какие-то старинные вышивки, оставшиеся в наследство, то можно сфотографировать образец и отправить его в «Ясну» на расшифровку. А специалисты этнокомплекса помогут понять, о чем же рассказывают узоры на фамильной одежде.
Обереги
Руны — знаки, несущие сакральный смысл. А ещё это определенная энергия каждого символа. Энергию можно использовать для разных целей, в том числе и для защиты. Конечно, не вся одежда, особенно повседневная, богато украшена вышивкой. Иногда узоров минимум. И специальные рунические защитные письмена обязательно были лишь вокруг вырезов одежды: по кругу узкой горловины, по подолу и низу рукавов.
Заготовки
Вышивка на одежде в качестве оберега была не всегда. Раньше для защиты на рубахи нашивали специальные металлические пластины. Затем эти пластины перенесли на куски кожи — и появились легендарные чувашские украшения. А рубахи вместо пластин начали защищать специальной вышивкой. И вышивка делалась не на самой рубахе, а на отдельном лоскуте ткани. Узоры готовились заранее, затем пришивались к готовому изделию. Это и узор, и дополнительное усиление еще одним слоем ткани.
Это интересно
Хотя сами чуваши относительно невысокого роста, платья были длинными. Такие платья-рубахи специальным образом подворачивали, что было удобно при собирательстве, в такой «люльке» можно было носить младенцев. Из-за большой длины горловины кажутся непропорционально маленькими и очень узкими.
Чувашская вышивка счетная. Она требует большой внимательности и точности. Если ошибся в одном месте — придется все переделывать. Много геометрических фигур и орнаментов: треугольники, робы, квадраты и трапеции. Встречаются символические изображения животных и небесных светил. Например, утка — семейное гнездо. Кони иногда изображаются многоногими, ведь кони везде успевают: и в поле трудиться, и людей возить, в обрядах участвовать.
Кроме упорядоченной счетной вышивки есть тамбурная вышивка, но она несчетная, несет больше декоративную функцию, это в основном растительные мотивы.
Вышивка может быть односторонняя, двухсторонняя (идентичные узоры с одной и с другой стороны), двухслойная (узоры на лицевой и изнаночной стороне различные). По красоте и аккуратности вышивки судят о качествах характера мастерицы. Чуваши ценили (и сейчас ценят, наверное) трудолюбие, аккуратность, осмысленность.
Многие думают, что основные цвета чувашей — это желтый и красный, ведь именно эти цвета используются в государственной символике. Но это не все:
Материалы
Для вышивки использовали натуральные нитки разных цветов. Для верховых чувашей, живших вблизи судоходной Волги, завозились шелковые нитки. А кто такой роскоши позволить себе не мог, вышивал нитками шерстяными. На ярмарках закупали бусины и бисер, ракушки каури и другие материалы для изготовления украшений.
Женские головные уборы
Голову закрывали специальным платком сурпан, на котором также была вышивка. А закреплялся сурпан вышитой лентой масмак. Но эта лента шла не по обхвату головы, как сейчас одевают, а от уха до уха, и сурпан закрепляется так, что волосы оставались открытыми. Возможно, что сурпан обязательно носили с другим головным убором.
Девичий головной убор тухья уже закрытый. Но с шишечкой на голове. Шишечка – как антенна, так девушка учится и собирает информацию со всего космоса (!). Чтобы затем, став женщиной (и изменив головной убор на хушпу), строить жизнь в соответствии с усвоенными знаниями. И воплощать своим образом жизни полученную мудрость.
Вот из-за этих самых «шапочек», украшенных серебряными монетами и похожих на шлемы богатырей, древних чувашек и сравнивают с воительницами-амазонками.
Украшения
Серебряные монеты и пластины активно использовали и для других украшений. Так, считалось, что серебро отпугивает от злых духов. А ещё чувашские украшения звенят при ходьбе, создавая причудливые мелодии. Умельцы знали, как и куда расположить монеты (самые крупные были у висков), чтобы вызвать нужный звук.
Особенность чувашский украшений в том, что монеты нашивали не просто рядом, а определенным чешуйчатым способом, накладывая друг на друга. Эта самая настоящая кольчуга способна защитить не только от духов, но и физических ударов. Мощные нагрудные украшения ама, шӳлкеме и правда выглядят как доспехи воина.
По традициям, если полководец погибал, его место занимал не воин-соратник, а его жена. И она должна была быть для этого достаточно сильной, смелой и выносливой. Чувашские женщины были не просто хранительницами домашнего очага, но и боевыми подругами своих мужей. При необходимости они могли встать на защиту своей семьи.
Такой набор украшений весит немало. От 16 кг серебра на простой девушки. И до 40 кг металла у богатой и знатной. И его нужно было носить до рождения 1-го ребенка.
Средство оплаты
Потом на чудесных чувашских «шапочках» оставались только бисер и ракушки, ведь во время войны все металлические монетки срезались и уходили на нужды фронта. В последующем что-то реставрировалось и постепенно восстанавливалось. Но сколько всего безвозвратно утрачено и потеряно навсегда…
Девушка сама готовила себе приданое на свадьбу. С раннего детства она вышивала себе платья-рубахи и подарки для гостей-родственников, готовила подушки, тулупы и прочее богатство. Самыми красивыми и богато украшенными были платок жениха и покрывало невесты.
Вот знакомишься с этими дивными историями, где исторические факты причудливо переплетаются с мифами и легендами, и кажется, что все эти руны и обереги — дела давно минувших дней. Да, есть вышивка на сценических костюмах артистов. «Ясна» пытается воссоздать быт и уклад древних чувашей. Но мы-то с вами иначе живем. И «воинственные шапочки» уже давно не носим. И одежда современная, не обережная.
Но есть руны, которые мы точно хорошо знаем. Они активно влияют на нашу жизнь. Например, символы на флаге Чувашской Республики. Передают нам информацию из прошлого, помогают хранить заветы предков, оберегают нас и всех наших потомков.
На флаге изображено три руны:
Собрав руны вместе, послание можно расшифровать так: Прекрасен путь чувашей, хранящих мудрость рода и живущих в гармонии и согласии. Так было, есть и будет.
Флаг хранит информацию о том, как полагается жить чувашам, благословляет на жизнь в мире и согласии, также активно оберегает свой народ от всевозможных потрясений, – объясняет экскурсовод. – Возможно, это совпадение и удачное географическое расположение нашего региона, ведь разные стихийные бедствия в виде ураганов, пожаров и наводнений, к счастью, обычно обходят солнечную Чувашию стороной. Но, может, дело в волшебных рунах, помогающих чувашам жить в гармонии и согласии, в том числе и с силами природы.
По поверьям, чӑваш пӗтсен – тӗнче пӗтет (то есть когда исчезнут чуваши, исчезнет и вселенная). Давайте не будем проверять, правдиво ли пророчество, а будем жить так, чтобы безопасности мира ничего не угрожало?
Вместо вывода
Экскурсия вдохновляет. Мы, оказывается, потомки славных богатырей и прекрасных амазонок, наследники великих сувар и булгар. И не так важно, все ли это правда или где-то она смешана с вымыслом — возвращаешься после экскурсии с желанием достойно продолжать род своих предков (жаль, что к обеду проходит).
Как попасть на экскурсию?
Cheb.media побывал на тестовой экскурсию. Как сообщила руководитель «Городских легенд» Анна Казанцева, организатор учтет все шероховатости. В первую очередь это касается длины нескольких маршрутов – их чуть сократят, чтобы гости не так сильно уставали. Маршрут с вышивкой останется таким же.
Куда еще можно поехать?
– Звездный путь и Волжский променад (Шоршелы, Марпосад, Гоусдарева гора);
– Рукотворные и духовные чудеса (Мокринский мост, Канаш, и Цивильск, Тихвинский Богородицкий женский монастырь);
– Дорогами научных открытий (Дом-музей Н.И.Лобачевского в Козловке и Музей «Бичурин и современность» в Кугесях, Птичий полет);
– Две культуры, один мир (этнографический музей в Ибресях, Алатырь, Свято-Троицкий монастырь).
Организатор обещает дать возможность развиваться местному бизнесу, на каждой локации туристов будут встречать местные экскурсоводы (и пирожки).
Цена экскурсии по предварительным данным будет составлять от 1200 до 1800 рублей, заявки принимаются на сайте (пока выезды будут по мере заполняемости группы, в ближайшее время будут организовывать и выезды в конкретные даты).