Что означает красный цвет по верованию чувашей
Чувашский орнамент: особенности, символы и значения
Чувашская вышивка с древних времён являлась не простым украшением для одежды и предметов интерьера, а особым языком, состоящим из различных узоров. Большое значение имеют не только знаки, но и цветовая гамма рисунка. Чаще всего в вышивке используется сочетание белого, красного и чёрного цвета. Белый цвет нитей в старинных чувашских узорах отсутствовал, но его заменял фон, который обозначал чистоту и мудрость. Чёрный цвет заключает в себе двойственную трактовку: он может символизировать земледелие или связь жизни и смерти. Различные оттенки красного, от бордового до розового, отображают чувства, в том числе любовь и отвагу.
Иногда в узоре присутствуют жёлтые и зелёные нити. Они связаны с солнечным светом и растительными мотивами. Наиболее древним считается красный узор на фоне белого сукна и разноцветный узор на красной ткани. Каждый рисунок был трехуровневым и заключал в себе ближний, дальний и глубокий слой. Его читали снизу вверх.
Символика чувашских орнаментов
Каждый рисунок нитью в народном костюме несёт в себе зашифрованное послание. Чтобы понять его, нужно уметь трактовать отдельные знаки и понимать их значение. Символика чувашского орнамента могла многое рассказать о статусе человека, поведать о его родовой принадлежности. Она различалась в зависимости от пола, возраста и несла в себе защитные свойства. Каждый стежок и знак имел определённое место и собственное значение в вышивке. Например, прямая черта символизировала жизненный путь, треугольник — жилище, спираль — мысли. Особые знаки существовали для понятий «забота о ближнем», «братство», «честь и отвага», «равенство».
Обожествляя явления природы, предки чувашей отражали свои представления о миропорядке в различных орнаментах. Людей окружали бытовые и культовые предметы, украшенные образами великой богини, солнца, древа жизни и вселенной. Национальное своеобразие чувашского орнамента заключалось в использовании геометрического узора, который наделялся свойствами оберега. Специальные декоративные швы и рисунки были предназначены для защиты от злых духов. Затем традиционные узоры — ромбы, круги и розетки утратили своё первоначальное назначение и стали использоваться только для украшения.
Особенности вышивки
Чуваши издревле занимались вышивкой, техника постоянно совершенствовалась, а опыт рукодельниц передавался от поколения к поколению. В своей работе мастерицы по созданию чувашского орнамента используют около 30 видов швов, которые выполняются на белом и окрашенном сукне или на домотканом холсте. Для особых случаев, чаще всего в украшении головных уборов, использовались серебряные и золотые нити. Мотивы вышивки похожи на узоры других народов Поволжья, но чуваши выделяются филигранностью исполнения, сочетанием «плотных» и «редких» швов.
Вышивка в народной чувашской одежде
В национальном костюме украшения для пояса — масмак, сара, яркач зашивались плотным набором нитей, а воротник, нагрудник, рукава и подол – в технике косых стежков и росписи. Благодаря плавным переходам от сочных цветовых акцентов к белому суконному фону достигается особая декоративность народной одежды. Особенно отличается праздничный костюм, который меньше всего изменился с древних времён и сохранил большую часть символических узоров. Повседневные элементы гардероба сильно изменились под воздействием местных условий, практически не сохранив традиционных вышитых элементов. Но ритуальная одежда и предметы быта: свадебные рубашки и пояса, покрывала невесты, подушки в большинстве своём остались такими же, как в древности. Они выполняются на белом холсте и вышиваются чаще всего красными или бордовыми нитями.
Чувашский орнамент в современном мире
Узор старинной вышивки на музейных экземплярах свадебного костюма глубоко исследуется специалистами по восточной этнографии. Ими обнаружены элементы реликтового рунического письма тюркских племён в отдельных чувашских узорах и орнаментах, что подтверждает древнейшее происхождение этого вида рукоделия. Но с развитием фабричного производства и после появления техники вышивки крестиком филигранное и трудоёмкое народное искусство стало вытесняться и заменяться менее сложными видами швов, а орнаменты упростились. Но даже после такой замены чувашские рукодельницы продолжают создавать высокохудожественные вышивки и украшать ими костюмы и бытовые предметы.
И чудный видится узор. Чувашская вышивка, отредакт
Друзья мои, наверное, нет человека, которого бы не оставило равнодушным искусство вышивки. Даже если вы не интересуетесь рукоделием, то скорее всего, не раз восхищались искусными работами мастеров, создающих на своих полотнах красочные картины, богато расшитые цветными нитками или бисером.
Сегодня я хотела бы поговорить с вами о чувашской национальной вышивке.
В орнаментальном искусстве вышивки воплощалась жизненная философия древних чуваш.
У каждого народа были свои представления о мироздании, о природе и ее явлениях. По верованиям чуваш природа обожествлялась. Традиционные представления о сотворении мира у древних болгаро-чуваш нашли свое отражение в узорах вышивки. Вышивка иллюстрировала своеобразную модель мира, состоящего из семи этажей.
Верхний, средний и нижний миры соединяло Мировое древо, воплощением которого чаще всего выступал дуб юман*. Мастерицы вышивали его на спине рубашки. Будучи подобием Вселенной, фигуру человека чуваши также отождествляли с Мировым древом. Древний человек считал дерево живым, похожим на себя и держащим на своих плечах небосвод.
В узорах чувашской вышивки можно увидеть сюжет о богатыре Улыпе, который поддерживает на своих плечах небо. Этот сюжет вышивали узорами, которые назывались «свод неба» на плечах женских рубашек и мужских халатах.
Вне пространства и времени находился хаос, который вышивальщицы воплощали в сложных космогонических* сюжетах. Например, тема всемирного водяного хаоса отражена на женском головном уборе масмак.
В основном в орнаментах преобладают геометрические формы, квадраты. Так, например, земля изображалась в виде квадрата. Интересно, а почему? Такой себе землю представляли древние чуваши. В воззрениях болгаро-чуваш земля была четырехугольной или восьмиугольной. Также в качестве мотивов изображались разные деревья, птицы, животные, небесные светила и другие явления природы, выраженные в различных символах. Например, воду означали геометрические вышитые линии, напоминающие гребни волн.
В древности вышивали все чувашские девушки и умению мастерицы искусно вышивать придавали огромное значение. По красоте и изяществу вышивки судили о характере мастерицы, ее умению вести домашнее хозяйство. Считалось, что если вышивка была красивая и аккуратная, то девушка будет хорошей хозяйкой и женой. Но если девушка не умела вышивать, это считалось позором и такую девушку могли не взять замуж.
И в наше время вышивка с национальным колоритом не потеряла своей актуальности. Салфетки, скатерти и другие вещи традиционно пользуются спросом у гостей и жителей нашей республики. Эти вещи необыкновенно красивы.
Я совершенно искренне восхищаюсь неповторимой красотой узоров, созданной умелыми руками мастеров.
Рукоделие у нас очень любят. Я сама люблю вышивать и рука, бывает, так и тянется в тихие зимние вечера к ниткам и иголке. Эх, бывало, сядешь отдохнуть за пяльцами: и чудный видится узор.
В некоторых мифах верхний мир и земля имеют семь ярусов.
Лит: Г.Б.Матвеев («Чувашская мифология: этнографический справочник», Чувашское книгоиздательство ISBN 978-5-7670-2750-7). Книга напечатана по решению Ученого совета Чувашского государственного института гуманитарных наук.
А.А.Трофимов (1976,1979).
Презентация мероприятия «Язык чувашской вышивки»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Язык чувашской вышивки.
В старину,вышивка была примитивной- стежки имитировали штрихи ткани. Постепенно штрихи приобретали очертания различных геометрических фигур, а также стилизованных изображений птиц, зверей, человека, дерева жизни.
Главным цветом в чувашских вышивках является красный, ассоциирующийся в сознании народа с жизнью, понятием материнства, счастья. Черный цвет – цвет земли, цвет добра. Белое поле холста воспринималось как благополучие планеты, чистый воздух, здоровье. Дополнительные цвета Желтым цветом вышивали солнце, звезды, другие светила. Зеленый цвет – признак жизни, роста и развития; использовали его при закрашивании растений, деревьев. Синий цвет символизирует сияние, радугу, небосвод.
Чуваши в прошлом поклонялись огне, воде, земле. Поэтому в орнаментах старинных вышивок большое место занимали знаки этих субстанций. Одним из любимых узоров чувашских мастериц является космический огонь.
Ведущим орнаментом в чувашской вышивке является знак Солнца, как источника жизни. Солнце вышивалось в форме круга, крестика, квадратика, свастика, восьмиугольника.
В узорах, показывающих жизнь на земле и на небесах, размещались живые существа- птицы. звери, люди:
Вопросы для повторения. Назовите основные цвета чувашской вышивки. Дополнительные цвета чувашской вышивки. Значения цветов чувашской вышивки. Главные символы чувашской вышивки. Каково значение вышивки в народной одежде? Какие изделия можно украсить чувашским орнаментом?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные методы арт-терапии: базовые техники
Курс повышения квалификации
Правополушарная живопись
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1391531
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Госдуме проверят содержание учебников русского языка как иностранного
Время чтения: 2 минуты
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Где родина чувашей?
Кто предки чувашей?
Прародина чувашей Прародиной тюркских племен и народов является Центральная Азия. Ученые полагают, что древнейшие предки чувашей — огурские (болгарские) и суварские (сабирские) племена — в древности жили на территории между Тянь-Шанем и Алтаем, в бассейне верхнего Иртыша.
Какая национальность у чувашей?
чăва́ш) — тюркский народ, коренное население Чувашской Республики (Россия). Численность 1,5 млн, из них в России 1 млн. 435 тысяч (согласно результатам переписи 2010 года).
Как произошла нация чуваши?
Их происхождение, история и своеобразный язык считаются весьма древними. По мнению ученых, корни этого народа обнаруживаются в древнейших этносах Алтая, Китая, Средней Азии. Ближайшими предками чувашей считаются булгары, племена которых населяли обширную территорию от Причерноморья до Урала.
Какая гаплогруппа у чувашей?
Наиболее распространёнными Y-хромосомными гаплогруппами чувашей являются R1a (28-32%) и N-M231 (20%), с меньшей частотой представлены другие гаплогруппы: E-M78, N-P43 (особенно N-L1419), J2, I1, R1b, I2a, J1a и C.
Какой характер у чувашей?
Как раньше называли чувашей?
В исторических документах XVI—XVII веков чувашами авторы нередко называли предков современных бесермян, южных удмуртов, казанских татар и собственно чувашей. Одновременно с этим, предки современных чувашей именовались черемисами и татарами.
Какая внешность у чувашей?
У современных чувашей встречаются такие типы внешности, как: монголоидно-европеоидный тип с преобладанием европейских черт — 63,5% европеоидные типы (с русыми волосами и светлыми глазами, а также с более темной кожей и волосами, коричневыми глазами) — 21,1% чистый монголоидный тип — 10,3%
Что означает красный цвет по верований у чувашей?
Согласно системе представлений чувашей о символике цветов, желтый – это цвет Вселенной, цвет чистоты, красный цвет – цвет, оберегающий от зла.
Что значит чуваш?
Чува́ши́ (чуваш. чăвашсем) — народ суваро-булгарского происхождения, основное население Чувашской Республики (Россия).
Какой расе относятся чуваши?
Общая численность – 1,5 млн человек (2010). По антропологическому типу у чувашей встречаются как европеоидные, так и монголойдные элементы, поэтому ученые относят их к смешанной уральской расе. Язык. Чувашский язык представляет алтайско-тюркскую ветвь булгарской группы.
Когда появились первые чуваши?
Первые люди в границах современной Чувашии появились около 80 тыс. л. н. в микулинский межледниковый период.
В каком году была создана Чувашская Республика?
Как называется столица Чувашской Республики?
Почему у чувашей русские фамилии?
Кто смог объяснить, что он из «такого-то рода», его записывали по древнему имени рода или прозвищу предка. Многие по имени отца тотчас же стали Ивановыми, Петровыми, Сидоровыми и т. д. Таким образом, жители чувашских деревень нашего района начали носить русские фамилии.
Сколько лет чувашскому языку?
Чувашский язык восходит к древне- (4—11 вв.) и среднебулгарскому (13—16 вв.) языкам.
Что означает красный цвет по верованию чувашей
Одежда — важная часть многовековых национальных традиций. Она раскрывает особенности менталитета народа, воспроизводит в орнаменте его представления о добре и зле, формирует неповторимый культурный облик.
Чувашская одежда представлена разнообразием головных уборов, платьев и костюмов, а также известна богатством вышитых ромбо- и зигзагообразных узоров, монетной и бисерной отделки, специального кроя. По назначению она использовалась лишь примерно до середины XX века. Некоторые старинные наряды дошли до наших дней и пополнили коллекции Национального музея, Музея чувашской вышивки, Чувашского государственного художественного музея.
Чаще всего чуваши изготавливали одежду из домотканого полотна, кожи, войлока, овечьей шерсти или сукна. Почти в каждом крестьянском дворе имелся прядильный и ткацкий инвентарь. Холсты для будущих изделий умели ткать все деревенские женщины. Для этого они выращивали лен и коноплю. Обувь чуваши мастерили из дерева и луба.
Белая рубаха (кĕпе) — основа всех чувашских одеяний. Мастерицы шили ее из конопляного полотнища. Боковые части закрывали прямыми вставками, которые расширяли рубаху книзу и подчеркивали ее объемный силуэт. Высота женского кĕпе достигала 120 см, а мужского — 80 см.
Весной и осенью женщины спасались от прохлады легким кафтан-халатом или суконным кафтаном. Зимой чуваши надевали штаны из домашнего сукна и приталенную шубу из овчины со сборками на талии (кĕрĕк). Женская одежда отличалась от мужской большим числом сборок. Как правило, их было около пяти. Они подчеркивали состоятельность владельца шубы. Ведь если много сборок, значит и немало овчин ушло на ее изготовление.
Одежда девочек была проще, но выглядела не менее нарядно. Платья украшались несложным узором или тесьмой на подоле. На нагрудной части рубахи обычно вышивали две аккуратные косые полосы, а одну — только для сирот.
Мужчины носили холстяные туникообразные рубахи (кĕпе) длиной до колен. Здесь грудной разрез располагался справа и завязывался тесьмой. Кĕпе низовой группы чувашей (анатри) отличались цветным клетчатым узором в красную или синюю клетку. Простые рабочие рубахи ничем не украшались, а праздничные — имели вышивку на грудном разрезе, рукавах и подоле.
Считалось, чем богаче узор, тем праздничнее одеяние. Однако мужской наряд орнаментировался скромнее женского. К примеру, на рубахе в области плеч вышивали узоры-символы неба, в области груди — узоры-символы огня, которые, по верованиям древних чувашей, обозначали мужественность.
Кроме того, мужчины носили штаны (йeм) и однотонную безрукавку. На праздники парни надевали кожаные сапоги (сăран атă).
Весной и осенью представители верховой группы носили в повседневности холстяной кафтан (шупăр) или шерстяной кафтан (сăхман), а низовой — суконный халат (пустав). Так же, как и женщины, зимой мужчины ходили в штанах из домашнего сукна и шубе из овчины с 2−3 сборками на талии (кĕрĕк). В дорогу поверх шубы или кафтана состоятельные чуваши надевали черный овчинный тулуп.
Одежда мальчиков была схожа со взрослой, но она не имела вышивки с ритуальной символикой. Ворот рубахи мальчика-подростка украшал однотонный узор.
Головные уборы чуваш — уникальное явление в национальной культуре. Необычные женские шапочки, украшенные вышивкой, бисером, монетами, а также мужские войлочные шляпы — одни из самых узнаваемых элементов чувашской одежды.
Тухья — округлый головной убор, который носили девочки и незамужние девушки по праздникам и выходным дням. Он изготавливался из 1−2 слоев холста, украшался бисерной вышивкой и серебряными монетами.
Тухья низовых чувашей была с шишечкой, бисерным навершием, наушниками или ремешком для закрепления на подбородке. Убор верховых чувашей этих деталей не имел. Орнамент состоял из крупных меандров, ромбов и крестов с загнутыми концами. После замужества девушки передавали свои тухьи младшим сестрам.
Замужние женщины покрывали голову сурпаном — полоской белой ткани, концы которой украшались вышивкой. В обычные дни поверх сурпана повязывали пуç тутри, узкую повязку на голову. По праздникам женщины носили хушпу, открытую шапочку, богато украшенную монетами. Отличительная особенность хушпу — хӳри, наспинная полоса до пояса или ниже с рядами монет и бисерной вышивкой.