Что означает крестное знамение в православии

Крест и крестное знамение: как использовать без заблуждений и суеверий

Третья неделя Великого поста – Крестопоклонная. В воскресенье на всенощном бдении в центр храма выносится Животворящий Крест, которому всю неделю поклоняются верующие.

Почему крест сопутствует человеку всю жизнь? И от чего никак нельзя откреститься, разъясняет митрополит Антоний (Паканич).

– Владыко, как и что можно крестить в быту?

– Тертуллиан в трактате «О венце воина» (около 211 г.) пишет: «Мы ограждаем свое чело крестным знамением при всех обстоятельствах жизни: входя в дом и выходя из него, одеваясь, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое-либо занятие».

«С большою ревностью мы начертываем крест на жилище, на стенах, на окнах, на челе и в уме. Это знамение нашего спасения, всеобщей свободы и милосердия Господня», – учит святитель Иоанн Златоуст. Можно осенять крестным знамением и пищу перед вкушением, и постель перед сном, и вообще все, что связано с нашими повседневными делами и заботами. Главное, чтобы это было уместно и не нарушало благоговейного отношения к святыне.

– Первые христиане делали начертание креста на лбу, груди и плечах одним перстом. Почему мы крестимся тремя? Когда была установлена такая традиция?

– О крестном знамении одним перстом говорили святитель Епифаний Кипрский, блаженный Иероним Стридонский, блаженный Феодорит Кирский, церковный историк Созомен, святитель Григорий Двоеслов, преподобный Иоанн Мосх и в первой четверти VIII века преподобный Андрей Критский. Согласно выводам большинства современных исследователей, осенение лба (или лица) крестом возникло еще во времена апостолов и их преемников.

Приблизительно к IV веку христиане стали осенять крестом все свое тело, т. е. появился известный нам «широкий крест». Однако наложение крестного знамения в это время все еще было единоперстным. Более того, к IV веку христиане начали осенять крестом не только себя, но и окружающие предметы. Так, современник этой эпохи преподобный Ефрем Сирин пишет: «Животворящим крестом осеняются наши дома, наши двери, наши уста, наша грудь, все наши члены. Этот крест вы, христиане, не оставляйте ни в какое время, ни в какой час; пусть он с вами будет во всех местах. Без креста ничего не предпринимайте; ложитесь ли спать или встаете, работаете или отдыхаете, едите или пьете, путешествуете на суше или плаваете по морю – постоянно украшайте все ваши члены этим живоносным крестом».

В IX веке единоперстие постепенно стало заменяться двуперстием, что было обусловлено широким распространением на Ближнем Востоке и Египте ереси монофизитства, которая воспользовалась дотоле употреблявшейся формой перстосложения – единоперстием для пропаганды своего учения, так как видела в единоперстии символическое выражение своего учения о единой природе во Христе. Тогда православные, вопреки монофизитам, стали использовать в крестном знамении двуперстие как символическое выражение православного учения о двух природах во Христе.

Приблизительно к XII веку в грекоязычных Поместных Православных Церквях (Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Кипрской) двуперстие было заменено троеперстием. Причина тому виделась в следующем: поскольку к XII веку борьба с монофизитами уже закончилась, то двуперстие утратило свой демонстративный и полемический характер, однако оно роднило православных христиан с несторианами, которые также использовали двуперстие. Желая внести изменение во внешнюю форму своего богопочитания, православные греки начали осенять себя троеперстным крестным знамением, тем самым подчеркивая почитание Пресвятой Троицы. На Руси троеперстие было утверждено в XVII веке, во время реформ Патриарха Никона.

– Если условия позволяют, то лучше перчатки снимать, перед тем как осенять себя крестным знамением.

– Как относиться к крестам на одежде: на подошве обуви, сумках, платках… Крест и череп сегодня – одни из самых распространенных изображений на мировых брендах.

— Святитель Иоанн Златоуст учит: «Крест – символ Божественного дара, знамение духовного благородства, сокровище, которое невозможно похитить, дар, который невозможно отнять, основание святости».

Почитание креста связано с той великой Жертвой, которую принес Спаситель за род человеческий. Преподобный Симеон Новый Богослов говорит: «Поскольку Крест сделался как бы жертвенником Страшной Жертвы, ибо на Кресте умер Сын Божий за падение людей, то справедливо мы и чтим Крест, и поклоняемся ему, и изображаем его, как знамение общего спасения всех людей, чтобы поклоняющиеся древу Креста освобождались от клятвы Адамовой и получали благословение и благодать Божию на исполнение всякой добродетели. Для христиан Крест – величайшая слава и сила».

Поэтому весьма печальным является использование образа Креста в неподобающем виде, в качестве модных украшений или отвлеченных символических изображений. Необходимо очень внимательно относиться к символам, сходным с изображением креста, но не имеющим к христианству никакого отношения.

При этом не стоит к любому графическому изображению с пересечением двух линий относиться как к Кресту. Пересечение двух перекладин, или перекресток двух дорог, орнамент или некая геометрическая фигура в виде креста – не являются предметом почитания. Крест Христов имеет четкое каноническое изображение, которое является для нас священным знаком и святыней. Все остальное не есть таковым.

– Что делать, если найдешь крест?

– Поцеловать его и носить с благоговением. Часто приходится слышать, что нельзя поднимать, а тем более носить потерянный кем-то нательный крест, так как на того, кто его наденет, переходят все невзгоды потерявшего. Это не более чем предрассудок. Наоборот, обязанность каждого православного человека поднять крест с земли, чтобы он не подвергся попранию или осквернению. Если же человек смущается носить этот крест или подарить его другому, то следует отнести его в церковь и отдать священнику.

– В каких случаях можно обменяться нательными крестиками?

– Со времен язычества с крестом связано множество суеверий и предрассудков. Они возникают или из-за незнания, или из-за неправильной трактовки канонов Церкви. Считается, что нельзя дарить крест, так как это приносит несчастье тому, кому его дарят. В свете значения креста для православных людей последнее утверждение нельзя рассматривать иначе как хулу на Крест Христов. Хотя свой нательный крест дарить действительно не стоит, если сам даритель при этом остается без креста. В то же время бывают ситуации, когда дарение креста является если не обязательным, то, как минимум, традиционным. Например, на Руси по традиции крестный отец дарил крест мальчику, а крестная мать – девочке. Нет ничего предосудительного и в дарении креста родственнику, другу или подруге, если дар совершается от чистого сердца. Он как бы символизирует пожелание спасения в Вечной Жизни во Христе.

Кроме того, в древности на Руси существовал обычай братания, при котором было положено меняться с побратимом нательными крестами. Обмен крестами символизировал готовность крестного брата или сестры помогать нести крест побратиму. В народе крестное родство ставилось зачастую выше кровного.

– Можно мысленно крестить другого человека? И в каких случаях?

Не нужно стыдиться крестного знамения. Если мы хотим кого-то осенить крестом, то ничего плохого в этом нет. Главное, чтобы мы были движимы чувством любви к человеку и глубокой верой в силу Животворящего Креста Господня.

– Чувство благоговения к святыне является важным аспектом христианской жизни. Храм – особое место благодатного присутствия Божия, где совершаются спасительные Таинства, где верующие собираются для молитвы. Вполне естественно выражать знаки почтительного отношения к Дому Божьему, и, конечно, христиане осеняют себя крестом и кланяются храму каждый раз, когда проходят или проезжают рядом.

– Можно ли входить в храм и участвовать в Таинствах без нательного крестика?

– В жизни православного христианина нательный крест играет особую роль. Нательный крест – это атрибут принадлежности к Христовой Церкви. Крест – наша защита и ограждение от воздействий нечистых духов. По словам праведного Иоанна Кронштадтского: «Крест всегда для верующих есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства ненавидимых врагов».

– Если потерял крестик – это какой-то знак? Что-то может плохое произойти?

– Святитель Иоанн Златоуст учит: «Если есть суеверия у язычников, это нисколько не удивительно. А когда поклоняющиеся Кресту, приобщающиеся неизреченных таинств и достигшие мудрости держатся языческих обычаев, это достойно слез. Суеверия – смешное и забавное внушение сатаны, впрочем, только не смеху, но и геенне подвергающее обольщающихся». Поэтому мы должны строго избегать различных суеверий, которые возникают от недостатка веры и являются человеческими заблуждениями. Не случайно святитель Тихон Задонский говорил, что суеверие наступает, когда оскудевает и исчезает вера.

Евангелие учит нас: «Познаете Истину, и Истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). Знание истинного учения Христова, которое может дать только Православная Церковь, делает человека свободным от рабства греха, человеческих заблуждений и нелепых суеверий.

Источник

О крестном знамении

Мы называемся христианами, потому что веруем в Бога так, как научил нас веровать Сам Сын Божий, Господь наш Иисус Христос.

Иисус Христос не только научил нас правильно веровать в Бога, но и спас нас от власти греха и вечной смерти.

Сын Божий, Иисус Христос, по любви к нам грешным, сошел с неба и, как простой человек, пострадал вместо нас за наши грехи, был распят, умер на кресте и в третий день воскрес.

Как победитель смерти – воскресший в третий день – Он спас и нас от вечной смерти. Он воскресит всех нас, умерших, когда наступит последний день мира, воскресит для радостной, вечной жизни с Богом.

Крест есть орудие или знамя победы Христовой над грехом и смертью.

Один учитель, чтобы лучше объяснить ученикам, как Иисус Христос мог крестом Своим победить зло в мире, пояснил следующим примером.

Долгие годы швейцарцы боролись против своих врагов – австрийцев. Наконец оба враждебных войска сошлись в одной долине, чтобы там дать решительное сражение. Австрийские воины одетые в панцирь (железную одежду) образовали со своими вытянутыми вперед копьями густые ряды, и швейцарцы, взмахивая своими палицами (тяжелые дубинки с утолщенным концом), безуспешно пытались прорвать ряды неприятеля. Несколько раз швейцарцы бросались вперед на врага с безумной храбростью, но каждый раз были отражаемы. Они не в силах были прорвать густой строй копий.

Тогда один из швейцарских воинов Арнольд Винкельрид, жертвуя собою, выбежал вперед, обхватил обеими руками несколько выставленных против него копий и дал им воткнуться ему в грудь. Через это путь швейцарцам был открыт и они ворвались в ряды австрийцев и одержали решительную и окончательную победу над врагами.

Так герой Винкельрид пожертвовал своею жизнью, умер, но дал возможность своему народу победить врага.

Подобно этому и Господь наш Иисус Христос страшные и непобедимые для нас копья греха и смерти принял Своею грудью, умер на кресте, но и воскрес, как победитель греха и смерти и этим открыл нам путь к вечной победе над злом и смертью, то есть открыл путь к вечной жизни.

Теперь все зависит от нас самих: если мы хотим избавиться от власти зла, – греха и вечной смерти, – то мы должны идти за Христом, то есть веровать во Христа, любить Его и исполнять Его святую волю, – во всем слушаться Его (жить с Христом).

Вот почему, чтобы выразить нашу веру в Иисуса Христа, Спасителя нашего, мы носим на теле крест, а во время молитвы изображаем на себе правою рукою знак креста, или осеняем себя крестным знамением (крестимся).

Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони.

Сложенные три первых пальца вместе выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, как Единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий, по сошествии Своем на землю, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы – Божескую и человеческую.

Осеняя себя крестным знамением, мы кладем сложенные так пальцы на лоб – для освящения нашего ума, на чрево (живот) – для освящения наших внутренних чувств, потом на правое и левое плечи – для освящения наших сил телесных.

Крестное знамение дает нам великую силу отгонять и побеждать зло и творить добро, но только мы должны помнить, что крест нужно полагать правильно и неспешно, иначе будет не изображение креста, а простое махание рукой, чему только бесы радуются. Небрежным совершением крестного знамения мы показываем свою непочтительность к Богу – грешим, грех этот называется кощунством.

Осенять себя крестным знамением, или креститься, нужно: в начале молитвы, во время молитвы и по окончании молитвы, а также, при приближении ко всему святому: когда входим в храм, когда прикладываемся к кресту, к иконе и т. п. Креститься нужно и во всех важных случаях нашей жизни: в опасности, в горе, в радости и т. д.

Когда мы крестимся не во время молитвы, то мысленно, про себя, говорим: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь», выражая этим нашу веру в Пресвятую Троицу и наше желание жить и трудиться во славу Божию.

Слово «аминь» – значит: истинно, правда, да будет так.

ВОПРОСЫ: Что мы выражаем, когда полагаем на себя крестное знамение? Как мы складываем пальцы для крестного знамения и что это означает? Осеняя себя крестным знамением, для чего полагаем его на лоб, грудь и плечи? Почему крестное знамение нужно полагать правильно и неспешно? Когда нужно полагать на себя крестное знамение (креститься)? Что называется кощунством?

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

«Вот что значит знамение Креста!»

Духовники и пастыри о силе Креста

Сегодня, в день Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня, публикуем истории о значении креста в жизни каждого христианина и о том, какова она, сила крестная.

Что означает крестное знамение в православии. Смотреть фото Что означает крестное знамение в православии. Смотреть картинку Что означает крестное знамение в православии. Картинка про Что означает крестное знамение в православии. Фото Что означает крестное знамение в православии

Если бы мы только видели, что вокруг нас происходит…

Протоиерей Валериан Кречетов, настоятель храмов Покрова Пресвятой Богородицы и Новомучеников и Исповедников Российских в селе Акулово Одинцовского района Московской области:

– Крестное знамение – это наше исповедание Креста Христова и несения каждым из нас в память о Крестных муках Спасителя креста своего. А несение человеком креста заключается в перерождении души его в результате того, что ему посылается. Есть такое наблюдение: тебе посылается какая-либо скорбь до тех пор, пока она не принесет тебе внутреннюю духовную пользу, тогда Господь может снять этот крест или облегчить его.

Сам же Крест есть символ победы над смертью, прежде всего над смертью нашей души. Известно, что святитель Игнатий (Брянчанинов) явился после смерти своей духовной дочери. «Думайте о смерти, – сказал он. – Не заботьтесь о земном! Все это только сон, земная жизнь – только сон! Все, что написано мною в книгах, все – истина! Время близко, очищайтесь покаянием, готовьтесь». У нее тут же мелькнула мысль: «А у меня – сын!» (Она непрестанно работала, чтобы содержать его). «Это не ваше дело; судьба его в руках Божиих! – ответил он ей. – Вы же заботьтесь о переходе в вечность. Вы слепы, ничего не видите и потому не боитесь, но я открою вам глаза и покажу смертные муки».

Вот что значит знамение креста!

Довелось мне быть знакомым с отцом Евгением Тростиным († 1967), старцем. Он попросил как-то отца Леонида Теплякова – он и сейчас жив – освятить одной женщине дом, так как ей нечистая сила была видна уже даже наяву в ее собственном жилище. Отец Леонид по благословению старца поехал освящать. Всё, как полагается, освятил, а женщина и говорит:

– Батюшка, эти бесы вокруг дома теперь все стоят. Оградите их крестом.

Оградил крестом на все четыре стороны.

– По четырем углам остались.

Он еще раз оградил крестом.

– Один остался, – говорит хозяйка.

Третий раз оградил крестом – ни одного не осталось.

Оказывается, некоторые духи до двух крестов выдерживают. Два крестных знамения их не берет.

Нужно креститься с верою, а не небрежно: на небрежное крестное знамение бесы не обращают внимания

Некоторые считают: «Я перекрещусь – и нечистая сила исчезнет!» Нет, смотря кто. У бесов, демонов тоже есть своя иерархия. Что делать? Прежде всего нужно креститься с верою. Про это хорошо у Сергея Нилуса написано: когда крестятся без веры – так, помашут рукою, – то на такое крестное знамение бесы не обращают внимания. Даже если и с верой крестится человек, как видно из рассказанного случая, бесы не сразу могут отступить. Некоторых из падших духов не устрашить и одно-двукратным осенением, потому что отпали разные ангельские чины, какие-то из них выносят и крестное знамение. Могут даже на себе мечтательно-обманчиво изобразить крестное знамение, изрыгая при этом хулы. Крестного знамения бесы, конечно, боятся, но не так все просто. Хотя по вере глубоковерующих творятся чудеса.

В нашем храме в Акулово одна раба Божия рассказывала, как она в детстве как-то раз тонула. Переправлялись они через реку, да паром перевернулся – а она плавать не умеет! И вот она с уверением произнесла про себя: «На мне же крест, я не могу утонуть». Тут же ощутила, что за что-то зацепилась, – так она и оказалась на берегу.

Или известный случай, как один прихожанин, который, видимо, был связан с нечистой силой, к себе домой священника зазывал. На Пасху раньше по домам молебны служили, и тут вроде неудобно отказаться. Хотя батюшке и не хотелось в тот дом идти. Но пришел, чувствует: что-то неладно. Помолились, сели за трапезу. Хозяин наливочку батюшке предлагает… А он еще раз помолился и перекрестил подношение. Вдруг и рюмка разлетелась, и бутылку разорвало.

При любой угрозе – внешнего толка или когда нечистые помыслы лезут – надо оградить себя крестным знамением

Много известно таких историй. Я в самом начале своего служения в Переделкино служил, у нас там был ныне уже покойный отец Назарий. Позвали его как-то причащать больного, он пошел, а там собака не на цепи. Свирепая такая летит прямо на него. А он взял и перекрестил ее. Так она, точно повиснув в воздухе, встала сначала на дыбы, а потом и назад попятилась. Вот так.

Поэтому при любой угрозе, будь она внешнего толка или брань мысленная, когда всякие нечистые помыслы лезут, прежде всего надо постараться оградить себя крестным знамением. Сделаешь это и сразу же чувствуешь, что все это наносное как-то стихает, отлетает куда-то назад (даже выражение такое есть: с задней мыслью), а ты словно вперед устремляешься. Это как у апостола Павла сказано: «Братие, аз себе не у помышляю достигша: едино же, задняя убо забывая, в предняя же простираяся, со усердием гоню, к почести вышняго звания Божия о Христе Иисусе» (Фил. 3: 13).

О том, что может оказаться не под силу неверующему штангисту

– Приезжал тут ко мне как-то такой мученик Мишенька из Сибири. Он прошел все карцеры. Столько всего претерпел. Но вернулся домой. Стали они жить с женой, а только она его чем прогневит, он кулачком ей приложит то по шее, то по ребру. Сам на себя удивляется: «Как же так? Там, в заключении, я терпел невообразимое, а здесь себя сдержать не могу?! Не в силах потерпеть от жены какую-то малейшую обиду…»

Пошел к одному подвижнику, жил у них там такой юродивый старчик, и говорит ему:

– Такая у меня история… Что же мне делать?

А тот ему отвечает:

– Мишенька, ты неправильно крестишься. Ты, крест на себя налагая, вот сюда руку не доносишь. А надо полный крест на себя налагать: во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! А то ты руку не доносишь, а там лукавый и сидит да шепчет тебе: «Бей жену!»

Как стал он правильно креститься – все исчезло: никакого гнева, никакой раздражительности.

Была у меня еще знакомая, Марья Григорьевна, она у меня выполняла функцию связной со старцем-долгожителем Феодосием. И вот она как-то поехала к своей сестре в Киев. Приехала, собрались они всей родней обедать, читают «Отче наш». А у сестры муж был коммунист: руки назад и не крестится. А Марья Григорьевна ему и говорит:

– А кого ты боишься? Мы же – твоя семья: вот жена, а я ее сестра. Кого ты стесняешься? Почему бы тебе лоб не перекрестить? Что в этом страшного?

А он понес какую-то ахинею про антихриста. Они ему прямо так и сказали:

– Так вот в тебе, коммунисте, этот дух антихристов и живет. Раз ты даже просто при нас отказываешься перекреститься.

Пообедали. Сестры пошли в садик посидеть, а он прилег на диван, закурил. Решил все-таки продемонстрировать, что и он помнит с детских лет, как надо креститься, – пробует, а рука у него не гнется… А он был спортсмен, штангист. Думал: все ему по плечу. А тут пытается руку протянуть для крестного знамения, а не может. И так, и этак пробует, а не получается. Он тогда уже свою правую руку левой взял и еще раз попытался перекреститься – опять никак! Стучит женщинам в окошко: идите, мол, сюда.

– Вот я решился перекреститься, но испугался сейчас того, что, может быть, мою руку парализовало? Почему она не гнется? Не могу даже до лба дотянуться ею…

Марья Григорьевна взяла его руку – раз-раз-раз! – трижды его перекрестила. Он аж дышать легче стал!

– Господи, как долго я жил без Тебя!

Бес все это время на нем сидел да в свои черненькие мерзкие ладошки хлопал! Диктовал ему всякие пакости. А тут схлопотал и смылся.

Сестры пошли ко Всенощной вечером – и он с ними пошел! Так и стал сам тоже в храм ходить. Всего-то крестное знамение надо было наложить на себя – и как это сразу же помогло!

А мы почему крестным знамением не пользуемся? Или неправильно его на себя налагаем, точно мух гоняем?!

Крестное знамение имеет огромную силу для того, кто правильно им пользуется. Таким людям Бог дает верный образ христианской жизни.

Как один мужик показал силу Креста иноверцам

Протоиерей Димитрий Смирнов, настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы, что в Петровском парке:

– Крестное знамение – это наше исповедание веры. Крест называют Животворящим. Он принял на себя Страдания Христовы для спасения рода человеческого – с тех пор древо крестное возымело такую силу, что даже мертвых воскрешает.

Налагая на себя крестное знамение, мы тем самым свидетельствуем, что принимаем Жертву Христову, Его Страдания за нас. Мы исповедуем, что мы, христиане, приняли веру православную вовсе не для того, чтобы, как иные захожане выражаются, «все было хорошо».

Мы же в курсе, что Сам Христос, а также все Его ближайшие ученики так или иначе пострадали. Бог Отец не ставил Христу такой задачи: чтобы у всех все было хорошо.

Все, что на нас грядет, мы должны принимать, и притом безропотно. Потому что, чтобы изжить грех, гнездящийся в каждой душе, нужно очень много потерпеть. Ибо каждый христианин может достичь спасения, только приобретя такую добродетель, как смирение. То есть надо со смирением принять ту жизнь, которую мы по милости Божией каждый проживаем. А смирение выковывается терпением. Поэтому человек, который отвергает страдание, отворачивается и от своего спасения – отказывается от Самого Христа. Если такой эгоист крестится, то чем для него является крестное знамение? Клоунадой, что ли, какой-то? Все крестятся, и я крещусь – так, что ли? Но мы же не от обезьянки произошли. Каждый жест у нас должен быть осмысленным.

Если мы крестимся, то тем самым свидетельствуем, что и наш ум, и наше сердце, и наши рамена, символизирующие силы телесные, существуют не для нас и исполнения наших похотей, а для того, чтобы нам последовать за Христом, разделив Его Страдания.

Нельзя христианину прожить жизнь без боли. Горести неизбежны. «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14: 22).

Надо все происходящее в нашей жизни принимать как из десницы Божией. Наши страдания Христа ради тоже называются нашим крестом.

Поэтому как бы ни пыжился человек устроить себе как можно более удачное существование, ничего из этого не выйдет. Мартышкин труд.

Как бы ни был тяжек именно твой крест, надо принимать его распахнутым сердцем. Потому что крестом – спасение

А что требуется? С терпением принимать все, что Промысл Божий тебе уготовал. У каждого из нас разные кресты: кому болезнь, кому труды непомерные, иного оклеветали… – все надо понести. Как бы ни был тяжек именно твой крест, надо принимать его распахнутым сердцем. Потому что крестом – спасение.

О силе крестного знамения я расскажу случай, о котором поведал некогда митрополит Иннокентий Московский, просветитель Аляски. Один мужик устроился работать в артель на Волге близь Астрахани. Тогда там жило много татар. Оказалось, что он один в артели православный. Так вот эти татары – это сейчас они крещенные бывают, а тогда все как один мусульмане – стали над ним подтрунивать:

А мужик им попался сообразительный, говорит:

– Я бы вам сказал, почему я крест на себе ношу, да ведь вы обидитесь.

– Нет, не обидимся, – пришлось им пообещать: интересно же, что дальше скажет.

– Ну, давайте, кто из вас храбрый? – обратился тогда он.

Вышел ему навстречу один татарин из тех, что покрепче. Стоит, смотрит. А наш мужик возьми сними с себя крест и пошел прямо на татарина, чтобы ему на шею надеть… А тот как завизжит, как отскочит!!

– Вот видите, так и бесы креста боятся! – резюмировал он.

Крестным знамением осеняем себя, потому что Крест – это орудие смирения Господа нашего Иисуса Христа. Гордостью отпал от Бога диавол. А Господь победил его Своим смирением. Ничего так не боится диавол, как смирения, потому для него и непереносим вид Креста.

И нам выпало жить во времена исповеднические

– В Евангелии Господь обращается к нам: «Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет» (Мф. 16: 24). Что за странные слова? Кто может это слышать? У каждого из нас есть свой крест. Трудные обстоятельства жизни, болезни… И не нужно ничего посланного нам отвергать – потерпи!

Святые отцы говорят: «Вы, христиане, настоящие мученики, если исполняете слова Господни». Как нам порою не хочется исполнять то, что читаем в заповедях Христовых. А ты понуди себя, и тогда это вменится тебе в безкровное мученичество.

Когда Господа нашего Иисуса Христа видят во славе, то всегда эта слава осиявает Его Крестом. На иконах Спасителю пишут крестчатый нимб именно потому, что Его так видели те, кто сподобился Его лицезреть. Каждый из нас должен потерпеть свой крест, чтобы и в нас отобразился Христос. Без креста нет Христа.

Без креста нет Христа. И свет-то крестный, и другого света у Господа нет

«Да знаменуется на нас свет лица Твоего, Господи» (Пс. 4: 7), – повторяли ранее на Руси и осеняли себя крестным знамением. Свет-то этот крестный, и другого света у Господа нет.

«Зачем? – упирается современник. – Не хочу!» – но тогда это значит оставаться во мраке.

Сейчас так же, как и веком ранее, наступают исповеднические времена. Нападки-нападки-нападки: на священников, на епископат, на Святейшего, – и вся эта ругань незаметно, может быть, и для тех, кто ее изрыгает, переходит на Самого Христа. Это очень похоже на то, что уже было 100 лет назад.

Лет 30 назад один старенький священник, озираясь так вокруг, недоумевал:

– Покаяния-то почему нет?

На его веку духовенство и верующих мирян расстреливали, гнобили – и никто даже прощения не попросил… Сколько в нашей стране людей в XX веке уничтожено! И что? Как будто так и надо?

Быть православным и сейчас уже стало не «модно». Вот спросят вас в троллейбусе, проезжающем мимо храма:

– И ты, что ли, верующий?

– Конечно, верующий! – ответишь так и перекрестишься: значит, исповедовал Христа!

Ответишь так; «Конечно, верующий!» – и перекрестишься: значит, исповедовал Христа! А отмолчишься – постыдился

А отмолчишься да отвернешься – постыдился.

Сказано: «Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8: 38).

«Силою Креста Твоего, Христе, утверди мое помышление», – поем в одном из ирмосов.

Расскажу такую историю. Лет 30 назад в Москве один псаломщик на всенощном бдении, прочитав канон, зашел в алтарь и вместо того, чтобы поклониться священнику, взял и поклонился диакону! А дело в том, что после того, как заканчивается чтение канона, полагается зайти в алтарь, перекреститься и поклониться настоятелю или архиерею, если он служит. А тут вдруг псаломщик поклонился диакону… Тот, уразумев, что это некая шутка, возьми да и ответно благослови его так, как это делает архиерей или священник. Но руку сложил так, как могут и миряне благословлять, например своего сына или дочку. И вдруг из его руки благословляющего буквально зримо пошла сила – сила крестного знамения! – такая, что они оба, эти шутники, уже не на шутку испугались: и диакон весь затрясся, и псаломщик затрепетал – и оба разбежались по разным углам алтаря.

Крестное знамение имеет огромную силу.

Укрепи нас, Господи, в исповедании Креста Твоего, даруй нам твердо и не изнемогая нести свой маленький-маленький крестик, данный нам десницею Твоею, дабы и нам приблизиться хоть немножечко ко всем святым Твоим. Аминь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *