Что означает критерий результаты для бизнеса с точки зрения награды efqm
Что означает критерий результаты для бизнеса с точки зрения награды efqm
Концепция European Foundation for Quality Management. EFQM объяснения
Идея Total Quality Management (Комплексное управление качеством) (TQM) состоит в том, что контроль качества не следует передавать контроллеру качества, находящемуся на завершающем этапе поточной линии. (Проверяющему окончательный результат). Он должен пронизывать организацию от этапа поставки сырья до момента отгрузки конечных продуктов.
Что такое концепция EFQM. Описание
Модель EFQM признает, что существует много подходов для достижения устойчивого превосходства во всех аспектах деятельности. Она основывается на предположении о том, что превосходные результаты по отношению к исполнению, клиентам, людям и обществу достигаются с помощью лидерской политики и стратегии, которые осуществляются посредством партнерств, ресурсов и процессов.
Концепции EFQM model
- Ориентация на результаты. Достижение результатов, которые устраивают все заинтересованные стороны организации. Ориентация на потребителя. Создание устойчивой воспринимаемой потребительской ценности. Руководство и постоянство намерения. Проницательное и воодушевляющее руководство, соединенные с постоянством намерения. Менеджмент процессов и фактов. Управление организацией через совокупность взаимозависимых и взаимосвязанных систем, процессов и фактов. Развитие людских ресурсов и вовлечение. Максимизация вклада сотрудников через их развитие и вовлечение. Непрерывные обучение, инновация и улучшение. Бросьте вызов статус-кво используя процесс обучения для создания возможностей инновации и улучшения. Развитие партнерств. Развитие и поддержание партнерств, добавляющих ценность. Социальная ответственность корпорации. Превышение минимальных регулирующих концепций, в условиях которых работает организация, и стремление понять и удовлетворить ожидания заинтересованных сторон в обществе.
Использование EFQM
EFQM можно использовать для следующих целей:
- Оценка организации. Определение фокуса деятельности в целях улучшения. Бенчмаркинг. Анализ и создание стратегии. Основа для подачи заявки на European Quality Award и многие национальные награды качества.
Инструменты EFQM
Доступны следующие инструменты:
Критерии оценки премии делового совершенства EFQM изменили
Опубликовано: 13.07.2020 Рубрика: Новости Автор: Единый Стандарт
Возможностью продемонстрировать высокие стандарты управления с помощью Премии EFQM активно пользуются в России. Различные отечественные организации в разное время становились лауреатами и победителями конкурса: Ставропольский государственный аграрный университет (победитель – 2011 год, лауреат – 2006), Институт «Якутнипроалмаз» (победитель – 2012 год), ПАО «Камаз» (2013, – ред.). Участие в премии и соответствующая маркировка менее популярны, чем сертификация по стандарту ISO 9001. От него Критерии EFQM отличаются иной интерпретацией TQM, учетом большего количества тем менеджмента и социальных факторов. В то время как ISO 9001 сосредоточен на менеджменте качества – EFQM оперирует концепцией «делового совершенства». Впрочем, в 2020 году, по многочисленным просьбам некоммерческих организаций, работающих с Критериями, EFQM исключила слово «деловой» и теперь концентрируется на «совершенстве». В год в России проводится 12-15 проверок организаций на соответствие Критериям. Известно, что в Евросоюзе с ними работает около 30000 компаний и других структур. Документация и требования EFQM обновляются на постоянной основе. Общие решения о том, в каком направлении модель делового совершенства будет двигаться в 2020 году были приняты в конце прошлого года. В работе над ними принимало участие порядка 2000 экспертов по менеджменту. Дискуссии и встречи, приведшие к выработке подходов к EFQM 2020, развернулись на площадке 60 различных организаций. Российский филиал EFQM учредили в 2001 году, кроме того, напомним, что в нашей стране есть и собственный аналог такого конкурса – Премия Правительства в области качества. Кстати, старт конкурсу за ее соискание в 2020 году дали совсем недавно – в декабре 2019.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Что означает критерий результаты для бизнеса с точки зрения награды efqm
The EFQM Global Award – самая престижная европейская награда за деловое совершенство организации. Она является высшим достижением организаций по всему миру, независимо от того, являются ли они частными, государственными или некоммерческими. Как правило, они уже получили признание на национальном или региональном уровне (например, по схеме признания EFQM или национальных премий в области качества или делового совершенства). Эти организации демонстрируют несомненный успех в превращении стратегии в действия и постоянном улучшении своей деятельности.
Премия EFQM Global Award поддерживается одним из самых сложных процессов оценки. Для оценки организаций и выявления лучших практик международная команда асессоров EFQM из 4-8 опытных профессионалов, обученных проведению оценки EFQM, проводит недельный визит в организацию. Они изучают документы и проводят собеседования с отдельными лицами и группами, чтобы проанализировать, насколько эффективно организация решает свои стратегические задачи.
Обратный отчет асессоров, представляемый организации, содержит множество полезной информации, помогающей организации совершенствовать свою деятельность на стратегическом уровне. После этого отчет представляется независимому жюри, которое определяет уровень признания каждой организации-заявителям Преми. На протяжении всего процесса оценки взаимодействие с группой асессоров позволяет организации получить экспертную информацию для решения своих будущих задач.
Награда была учреждена EFQM в 1991 году как Европейская Премия по качеству (European Quality Award – EQA). В 1996 году в условиях конкурса была выделена отдельная категория для организаций так называемого «общественного сектора». С 1997 года была предусмотрены категории отдельных бизнес-единиц (производственных подразделений, исследовательских центров, департаментов маркетинга и продаж и т.п.), а также малых и средних предприятий (SME), куда попадали организации с численностью работников не более 250 человек. За прошедшие 14 лет в конкурсе приняли участие более 500 самых различных организаций из всех европейских стран.
Начиная с 2001 года возможности получения признания для участников конкурса были расширены путем введения двух новых уровней признания. Кроме Победителя (Award Winner), жюри конкурса теперь ежегодно определяет Призеров (Prize Winner) и Финалистов (Finalist). Перечень организаций, ставших Победителями и Призерами начиная с 1992 года, представлен на веб-сайте EFQM.
С 2006 года премия стала носить наименование EFQM Excellence Award (ЕЕА). Новое название отражает идею использования Модели Совершенства EFQM для достижения организациями устойчивого успеха во всех аспектах ее деятельности.
С 2017 года конкурс стал глобальным и в нем стали активно участвовать организации всего мира, а не только европейские. Он получил название Global EFQM Excellence Award (GЕЕА), а с 2019 года — The EFQM Global Award (EGA).
EFQM Global Award — это ежегодное мероприятие, призванное отметить лучшие в мире организации, будь то частные, государственные или некоммерческие. Он отмечает лидеров с бесспорным успехом в превращении стратегии в действия и постоянном повышении эффективности своей организации.
АСЕССОРЫ EFQM GLOBAL AWARD
Премия EFQM Global Award поддерживается одной из самых строгих оценочных процедур в мире. Сообщество асессоров EFQM состоит из сотен обученных EFQM и партнерскими организациями профессионалов из самых разных организаций по всему миру. Они вкладывают свой опыт и свое время в оценку EFQM, включая вершину нашей схемы признания, премию EFQM Global Award — одну из самых сложных и надежных оценок бизнеса в мире.
Асессоры EFQM представляют широкий и разнообразный круг организаций — от частного и государственного секторов, от малых и средних предприятий до международных транснациональных корпораций и различных секторов промышленности и услуг. Они привносят в процесс оценки широкий спектр опыта и знаний.
УРОВНИ ПРИЗНАНИЯ УЧАСТНИКОВ КОНКУРСА НА ПРИЗ GЕА.
Победители конкурса
The Global EFQM Award присуждается ежегодно европейской организации, признанной наилучшей в том, каких результатов она достигает, и какие подходы при этом используются.
В связи с исключительностью этих организаций жюри не всегда определяет победителя d этой категории, еще более увеличивая престиж тех, кто достиг этого уровня.
Вы можете достичь различных уровней признания – вплоть до «Призние EFQM — 7 звезд или даже выиграть глобальную награду EFQM.
Применение модели EFQM для самооценки деятельности организации
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 20.10.2019 2019-10-20
Статья просмотрена: 280 раз
Библиографическое описание:
Применение модели EFQM для самооценки деятельности организации / А. С. Селиверстов, А. Р. Семидотченко, Д. Ю. Уткин [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 42 (280). — С. 221-223. — URL: https://moluch.ru/archive/280/63221/ (дата обращения: 25.12.2021).
В современных рыночных условиях предприятия все чаще ищут новые интегрированные системы для обеспечения наивысшего качества продукции с минимальными потерями, за счет своевременного выявления возможностей и возникающих проблем. Одной из таких систем является модель EFQM, которую рассмотрим в данной статье.
Главной задачей каждой компании должно быть управление эффективностью, данный термин используется для обозначения новой категории систем и процессов, а также указывает на необходимость интеграции стратегии и ключевых показателей эффективности в процессы управления. Модель EFQM — это практический инструмент, помогающий организациям создать такую систему управления, измеряя на каком этапе находится компания на пути к совершенству, помогая понять проблемы и стимулировать решения. Модель EFQM была представлена в начале 1992 года в качестве основы для оценки организаций на получение Европейской премии в области качества. На сегодняшний день данная модель активно используется различными компаниями в качестве инструмента самооценки.
Модель EFQM основана на мысли, что превосходные результаты в отношении производительности достигаются благодаря политике и стратегии лидерства, которая обеспечивается через людей, партнерства ресурсы и качество продукции. Основополагающими характеристиками совершенствования являются:
− Ориентация на результаты
− Ориентация на клиента
− Лидерство и постоянство цели
− Развитие и вовлечение людей
− Постоянное обучение, инновации и улучшения
Результаты мониторинга данных характеристик должны использоваться в качестве основы для самооценки организации.
Модель EFQM — это модель основная на 9 критериях. Пять из них являются «активаторами», а четыре — «результатами». Модель EFQM представлена на рисунке 1.
На рисунке 1 представлена модель, имеющая 9 рамок, каждая из которых представляет критерии, по которым можно оценить прогресс организации на пути к совершенству. Каждый из девяти критериев формирует ряд вопросов, на которые необходимо ответить при самооценке организации, рассмотрим их более подробно:
Лидерство так же важно, как продукция и процессы. Грамотное управление мотивирует в создании культуры постоянного улучшения. Рассмотрим вопросы, которые необходимо проработать для оценки лидерских качеств менеджмента организации:
− Как руководство участвует в создании культуры постоянного улучшения?
− Как руководство поддерживает мероприятия по улучшению?
− Как руководство оценивает и мотивирует персонал?
Политика и стратегия. Модель EFQM занимается не только качеством продукции или услуг, но и политикой и стратегий организации. Для грамотной оценки применяемой стратегии необходимо ответить на следующие вопросы:
− Используется ли соответствующая информация для разработки стратегии?
− Каким образом стратегия реализована?
− Возможные слабые стороны и улучшения стратегии?
Персонал. Модель охватывает аспекты обучения и качества обслуживания для эффективного развития человеческих ресурсов, командной работы, расширения прав и возможностей. Для оценки работы персонала необходимо ответить на данные вопросы:
− На каком уровне менеджмент организации?
− Какова организационная структура?
− Какова роль персонала в организации?
Партнерство и ресурсы. Поставщики становятся партнерами с акцентом на взаимовыгодные отношения. Развитие и использование знаний является предметом модели EFQM. Для оценки партнерских отношений необходимо ответить на следующие вопросы:
− Оценка финансовых ресурсов для реализации постоянного улучшения?
− Насколько эффективна обработка информации?
− Каковы отношения с поставщиками?
− Какова роль управлением закупок?
Процессы. В центре внимания модели находятся ключевые процессы, необходимые для реализации стратегии организации. Для оценки процессов предприятия необходимо ответить на следующие вопросы:
− Рассмотрение контроля и управления процессами?
− Оценка и улучшение?
− Стимулы к инновациям и обновлению процессов?
Результаты для потребителей. Основной блок требует оценки удовлетворенности клиентов посредством опросов и собеседований. Для оценки удовлетворенности клиентов необходимо ответить на следующие вопросы:
− Какова удовлетворенность клиентов?
− Лояльны ли клиенты?
Результаты для сотрудников. Предполагается, что персонал должен участвовать в брифинге, для определения оценки:
− Опрос удовлетворенности персонала?
− Функционирование сотрудника в организации?
Положение в обществе. Модель EFQM предполагает установление компанией своего влияния в обществе. Для оценки данного критерия необходимо ответить на следующие вопросы:
− Как компания участвует в общественной деятельности?
Ключевые показатели. Модель требует измерения результатов работы компании, для оценки которых необходимо проработать следующие вопросы:
Модель EFQM — это инструмент, который использует показатели эффективности организации для стимулирования организационного улучшения. Используя модель для самооценки, организация способна определить свои сильные и слабые стороны, а также области улучшения и степень своей деятельности.
Похожие статьи
Сравнение разных подходов в оценке удовлетворенности.
Проблема удовлетворенности клиентов качеством получаемых услуг является актуальной для любой фирмы, не только с точки зрения ее конкурентоспособности, но и выживаемости. Существует немало методов оценки удовлетворенности клиентов. Однако важно не просто.
Методика оценки результативности интегрированной системы.
Продукцию пищевой промышленности принято считать потенциально опасной. Поэтому в пищевой промышленности всех стран все большее значение приобретает разработка и использование таких систем управления качеством.
Анализ подходов к оценке результативности систем менеджмента.
2. Оценка результативности СМК определяется на основе оценки результативности
Интегральный показатель самооценки СМК предприятия рассчитывается как среднее
Отраслевая модель системы управления качеством для автомобилестроения предлагает.
Исследование степени удовлетворенности клиентов качеством.
Оценить качество услуг гораздо сложнее, чем качество товара, ведь клиент воспринимает не
Концепция качества банковской услуги и критериев ее оценки предложена в работах
В практической деятельности маркетолога для определения уровня удовлетворенности.
Современные методы оценки удовлетворенности.
Ниже приведены три метода оценки удовлетворенности, в основе которых лежат
Оценка критериев осуществлялась по двум направлениям. В рамках первого направления была произведена оценка восприятия качества полученной в вузе образовательной услуги.
Современные пути совершенствования качества деятельности.
Ключевые слова: самооценка организации, качество деятельности организации, блокчейн, технология.
Самооценка представляет собой процесс всестороннего оценивания, в качестве итога
− возможность получать объективные оценки деятельности предприятия, которые.
Диагностика системы управления вуза | Статья в журнале.
Ключевые слова: самооценка, система управления, функциональная модель оценки
Самооценка системы менеджмента ОИВТ на основе функциональной модели проводилась
Маслов Д. В. Стратегическое развитие вуза с применением модели EFQM / Д. В. Маслов, Ю. В.
Улучшение качества продукции производственного процесса
Качество продукции — это присущее какому-либо объекту свойства и характеристики
Процесс управления качеством продукции — это действия, совершаемые при создании
По официальному заявлению Международной организации по стандартизации, вступила в силу.
Управление качеством выпускаемой продукции | Молодой ученый
Управление качеством — это деяния, осуществляемые при создании, эксплуатации либо потреблении продукции в целях установления
Организация управления работы по качеству продукции действует по определенной схеме. В данной схеме важно определение.
Критерии оценки качества услуг | Статья в журнале.
§ непостоянство качества услуги. В процессе производства и реализации услуг занят контактный персонал организации. Поэтому качество самих услуг полностью зависит от уровня профессионализма, деловых и индивидуальных качеств исполнителя, его.
Модель делового совершенства Европейского фонда управления качеством (EFQM)
В настоящей публикации содержится краткое описание модели делового совершенства EFQM и фундаментальных теоретических принципов, на которых она основывается. В статье также показано, как организации могут применять данную модель для самооценки в интересах последующего повышения своих показателей и какие преимущества им приносит участие в конкурсах на европейские премии по качеству. Модель делового совершенства EFQM обладает достаточной гибкостью, что позволяет применять ее с равным успехом в крупных и малых предприятиях частного и государственного секторов.
Модель делового совершенства EFQM представляет собой добровольно применяемую организациями схему оценки достигнутых результатов в продвижении к деловому совершенству, основанную на использовании девяти критериев. EFQM признает право на существование различных подходов к достижению устойчивого совершенства в различных аспектах деятельности. Вместе с тем модель EFQM исходит из следующих предпосылок. Уровень совершенства предприятия оценивается деловыми показателями, а также полнотой удовлетворенности потребителей, собственных сотрудников и общества в целом. Достигается же он за счет правильного управления, основанного на выработанных стратегии и политике, посредством соответствующего использования персонала, партнеров, ресурсов и процессов (см. приведенную ниже схему). Стрелки на схеме подчеркивают динамичность модели, в которой инновации и обучение способствуют повышению возможностей предприятия, что, в свою очередь, ведет к улучшению его деловых результатов. Для краткости изложения используются термины «возможности» и «результаты», которыми обозначены две основные категории критериев модели. К категории «возможности» отнесены критерии, характеризующие основные составляющие деятельности организации, а название категории «результаты» говорит само за себя.
Результаты для сотрудников
Ключевые показатели деятельности организации
Политика и стратегия
Результаты для потребителей
Партнерство и ресурсы
Результаты для общества
Инновации и обучение
Фундаментальные концепции делового совершенства
Ориентация на результаты
Признаком делового совершенства организации является соответствие достигнутых ею результатов интересам всех сторон.
В быстро меняющихся условиях современного мира совершенные организации отличают гибкость и быстрота реагирования на изменения требований и ожиданий всех заинтересованных сторон, которые происходят часто и быстро. Совершенная организация оценивает и умеет предвидеть потребности и ожидания заинтересованных в ее деятельности сторон, отслеживает их мнения и опыт общения с ней, следит за работой других организаций и анализирует их опыт. Она собирает информацию о существующих и будущих заинтересованных сторонах и использует ее для установления, внедрения и пересмотра политики, стратегии, целей, задач, показателей и планов на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу. Собираемая информация также помогает организации устанавливать сбалансированные требования к результатам своей деятельности в интересах всех сторон и добиваться их выполнения.
Ориентация на потребителя
Совершенная организация создает устойчивые потребительские ценности.
Совершенная организация хорошо знает и понимает своих потребителей. Для нее очевидным является тот факт, что именно потребители являются окончательными арбитрами, оценивающими качество производимых товаров и предоставляемых услуг. Ей также хорошо известно, что добиться максимальной лояльности потребителей, удержать их, сохранить и расширить принадлежащие ей доли рынка можно только путем четкой ориентированности на запросы и ожидания существующих и потенциальных потребителей. Поэтому такая организация чутко реагирует на малейшие изменения взглядов клиентов, а в случае необходимости производит сегментацию потребительского рынка с целью повышения эффективности реагирования на его запросы. Она следит за деятельностью конкурентов и изучает их конкурентные преимущества, умеет эффективно предсказывать будущие потребности и ожидания потребителей и действует так, чтобы соответствовать или даже превосходить их. Такая организация отслеживает и анализирует опыт общения с потребителями и их мнения о себе, а при неблагоприятном развитии событий в этой области реагирует на них быстро и эффективно. Совершенные организации умеют выстраивать и поддерживать отличные отношения со всеми потребителями своих товаров и услуг.
Совершенное руководство и постоянство целей
Совершенная организация управляется творческими и проницательными руководителями-лидерами, руководствующимися постоянными целями.
Совершенной организацией управляют лидеры, умеющие четко установить направления ее деятельности, объединить и мотивировать других руководителей побудить подчиненных действовать в выбранном направлении. Они формулируют систему ценностей организации, прививают ей этические нормы и корпоративную культуру, создают организационную структуру, что придает предприятию индивидуальность и делает его привлекательным для всех заинтересованных сторон. В совершенной организации руководители всех уровней направляют и поощряют развитие подчиненных в направлении делового совершенства, а сами являются образцами для подражания в части своего поведения и эффективности работы. Личным примером они показывают, как совместно со всеми заинтересованными сторонами совершенствовать работу предприятия. В неустойчивые периоды они демонстрируют спокойствие и приверженность постоянным целям. В то же время они способны быстро адаптироваться к постоянно меняющейся обстановке, направляя деятельность организации в нужное русло и увлекая за собой подчиненных.
Управление с использованием процессного подхода и на основе реальной информации
Управление совершенной организацией осуществляется на основе комплекса взаимосвязанных и зависящих друг от друга систем и процессов с использованием фактической информации.
В совершенной организации присутствует эффективная система управления, разработанная на основе изучения потребностей и ожиданий всех заинтересованных сторон и предназначенная для их удовлетворения. Систематическое внедрение стратегии, политики, целей и планов организации осуществляется посредством четко отработанного комплекса процессов, которые повседневно и эффективно реализуются, управляются и совершенствуются. Все принимаемые в организации управленческие решения основаны на реальной, надежной информации о текущем уровне и планируемых значениях деловых показателей, о возможностях существующих систем и процессов, о потребностях, ожиданиях и мнениях заинтересованных сторон, о деятельности других организаций, включая данные о работе конкурентов. Оценки существующих рисков и эффективное управление ими строится на базе тщательного изучения показателей работы организации. Управление организацией осуществляется на высокопрофессиональном уровне, обеспечивающем соответствие или превышение предъявляемым требованиям. Руководство организации предпринимает все необходимые меры, чтобы сохранить доверие заинтересованных сторон.
Повышение квалификации персонала и его привлечение к участию в делах организации
В совершенной организации обеспечено максимальное участие работников в ее делах путем повышения их квалификации и вовлечения в решение стоящих перед ней задач.
В совершенной организации большое значение придают имеющемуся перспективному уровню квалификации персонала, необходимому для реализации стратегии, политики, целей и планов. В такой организации занимаются повышением квалификации сотрудников в соответствии с указанными потребностями, активно и постоянно содействуют их индивидуальному развитию. В ней составляют и реализуют планы индивидуальной подготовки сотрудников, нацеленные на максимально полное раскрытие и использование их потенциальных способностей. Совершенная организация хорошо понимает значение интеллектуального капитала, которым она располагает в лице своих сотрудников, и важность использования их знаний в интересах организации. Пути улучшения материального и морального стимулирования сотрудников определяют таким образом, чтобы позволить повысить степень их вовлеченности в дела организации, поощрить их преданность ей. В организации стремятся максимально использовать способности своих работников и активно привлекать их к решению стоящих задач посредством создания корпоративной культуры, основанной на общих ценностях, атмосфере доверия, открытости и распределении ответственности. Совершенная организация привлекает своих сотрудников к выработке и реализации идей, нацеленных на ее дальнейшее развитие.
Непрерывное обучение, внедрение инноваций и усовершенствований
Совершенная организация не приемлет идею сохранения status quo и стремится к переменам, широко используя возможности обучения для выработки новых идей и создания возможностей для своего дальнейшего совершенствования.
Совершенная организация находится в процессе непрерывного самообразования, используя собственный опыт и изучая деятельность других предприятий. Она тщательно проводит внутренний и внешний бенчмаркинг, собирает знания и опыт своих сотрудников и содействует их максимально широкому распространению. Совершенная организация открыта для восприятия и применения новых идей, исходящих от всех заинтересованных сторон, поощряет сотрудников заглядывать в будущее и стремится к развитию своих возможностей в соответствии с будущими потребностями. Она очень внимательно относится к защите своей интеллектуальной собственности и к ее использованию в коммерческих интересах. Сотрудники такой организации постоянно анализируют текущее состояние дел и ищут пути непрерывного внедрения инноваций в интересах повышения ее ценности.
Развитие партнерства
Совершенная организация развивает и поддерживает взаимовыгодные партнерские отношения с другими организациями и предприятиями.
Совершенная организация понимает, что успешность ее работы в современном, постоянно меняющемся, предъявляющем растущие требования мире во многом зависит от состояния ее партнерских отношений с другими организациями и предприятиями. Поэтому она постоянно ищет пути установления и развития таких отношений. Партнерство позволяет повысить ценность продукции и услуг компании за счет оптимизации основного производства. Партнерами организации могут быть ее потребители, поставщики, общественные и государственные учреждения и даже конкуренты, если отношения с ними выстраиваются на основе четко определенной, взаимной выгоды. Партнеры взаимодействуют друг с другом ради достижения общих целей, оказывают взаимную поддержку на основе обмена опытом, ресурсами и знаниями, выстраивают устойчивые отношения, основанные на доверии, уважении и открытости.
Социальная ответственность корпораций
Совершенная организация в своей деятельности выходит за рамки минимальных законодательных требований, регулирующих ее работу, стремится изучать общественные потребности, ожидания и соответствовать им.
Совершенная организация придерживается высоких этических норм, будучи прозрачной и подотчетной для общества в той части своей деятельности, которая относится к ее социальной ответственности. Она учитывает современные и перспективные требования к социальной ответственности и сохранению окружающей среды. Принципы социальной ответственности входят в число корпоративных ценностей и глубоко укоренены внутри совершенной организации. Открыто провозглашая свою ответственность перед обществом, такая организация строго соблюдает и даже превосходит в своей деятельности требования местного законодательства и, когда это необходимо, требования мирового сообщества. Наряду с управлением рисками совершенная организация отыскивает и реализует возможности для совместной работы с общественными организациями над взаимовыгодными, общественно значимыми проектами, а также для поддержания высокого уровня общественного доверия. Она в курсе того воздействия, которое ее деятельность оказывает на общество, и стремится минимизировать его любые современные и будущие отрицательные последствия.
Уровни совершенства организаций
В конце 2001 г. EFQM принял схему признания соответствия организаций действующим европейским стандартам и нормам, установив для них три уровня делового совершенства. Эта схема нацелена на признание достижений предприятий и организаций независимо от их размеров и на поощрение их будущих усилий на пути продвижения к деловому совершенству. Для мотивации и поощрения систематического совершенствования организаций существует немало эффективных способов, нацеленных на обучение и переподготовку сотрудников, устанавливающих основные цели, достижение которых позволяет организации продемонстрировать успехи сотрудникам, поставщикам и потребителям. Схема признания достижений организаций путем присуждения уровней делового совершенства была принята EFQM в ответ на требования общества установить четкий, расписанный по этапам маршрут движения организаций в сторону достижения ими высших уровней делового совершенства. Эта схема представляет собой пирамиду, каждому ярусу которой соответствуют определенные отличительные признаки, позволяющие отнести любую организацию в целом или ее подразделение к определенному уровню делового совершенства. Три уровня совершенства организаций в рассматриваемой схеме выявляются на основе модели делового совершенства EFQM и восьми перечисленных выше концепций делового совершенства. Эта схема построена как комплексная иерархическая система оценок, которую каждая организация приспосабливает к собственным задачам. Организации сами решают, на какой уровень признания делового совершенства они могут претендовать в зависимости от достигнутой зрелости в области использования основных концепций делового совершенства.
Цели внедренной схемы EFQM заключаются в следующем:
Схема признания EFQM с присуждением различных уровней делового совершенства из числа возможных трех открыта для любых организаций, в том числе и не являющихся членами Фонда.
Уровень 1. Европейская премия по качеству (EQA)
Европейские премии по качеству присуждают на основе строгого и требовательного анализа деятельности тех организаций-претендентов или их отдельных подразделений, которые могут рассматриваться в качестве образцов для подражания на национальном или европейском уровне и обладают не менее чем пятилетним опытом непрерывного совершенствования. Оценка соискателей премии проводится на базе модели делового совершенства EFQM, которая служит также основой для многих других национальных и региональных премий. Для того чтобы войти в число претендентов на получение EQA в категории средних и малых предприятий, организация должна в соответствии с утвержденным графиком представить подробный документ, объемом до 75 страниц (в зависимости от разновидности применяемой модели), который анализируется и оценивается асессорами EFQM. В число квалифицированных асессоров Фонда входят опытные руководители предприятий, ученые и эксперты разных отраслей, представляющие различные европейские страны. Обычно численность группы асессоров составляет 4 человека, но может варьироваться в зависимости от размеров и сложности оцениваемой организации. Если оценка компании асессорами по результатам изучения ее представления превышает некоторый минимальный уровень, установленный жюри премии, то команда асессоров наносит в эту компанию визит, продолжающийся обычно три дня. Компания-соискатель обязана предоставить асессорам открытый доступ ко всем сторонам своей деятельности. Асессоры посещают организации-соискатели, с тем чтобы дать независимую, объективную оценку информации, содержащейся в представлении, проверить точность оценок по всем критериям и представить жюри подробный отчет. Жюри рассматривает представленные отчеты и решает вопрос о награждении соискателей. При этом существует три уровня признания: финалист, призер и лауреат. Любая организация, добившаяся даже статуса финалиста премии, вправе гордиться своим достижением. Она может определенно играть роль примера делового совершенства и входит в почетный перечень наиболее уважаемых европейских компаний.
Уровень II. Организация, признанная совершенной
Этот уровень установлен Фондом для признания заслуг организаций или их подразделений, имеющих большой опыт проведения самооценки с использованием модели делового совершенства EFQM. Для получения почетного звания «Совершенная организация» проводится оценка соискателей на основе всех 32 критериев модели, которая позволяет выявить сильные стороны организации и установить те области ее деятельности, которые требуют улучшения. Соискатели проходят ту же оценочную процедуру, что и соискатели EQA, но представляют более краткий документ по заранее установленной форме. Они также должны быть готовы принять у себя команду асессоров Фонда в составе двух-пяти опытных экспертов на срок до трех дней. Асессоры анализируют представление и составляют отчет, содержащий указания на те области деятельности организации, которые требуют дальнейшего совершенствования, и оценки по всем критериям модели. В отличие от конкурса на соискание EQA, процесс рассмотрения соискания данного почетного звания не имеет строгих временных рамок и может происходить в течение всего года.
Уровень III. Организация, приверженная принципам делового совершенства
Это звание установлено для организаций, только начинающих свой путь к достижению делового совершенства. Основное внимание при этом уделяют оказанию помощи в оценке текущего состояния организации и в установлении приоритетных направлений ее совершенствования. Процесс присуждения звания происходит в два этапа. На первом этапе соискатели звания проводят самооценку с использованием упрощенного опросного листа, основанного на девяти критериях модели EFQM. Такая оценка дает самое общее представление о том, как состояние организации выглядит в сопоставлении с образцовыми компаниями. Результатом самооценки должно быть установление областей, в которых деятельность организации требует совершенствования. На втором этапе организация должна продемонстрировать, какие меры по ее совершенствованию уже предприняты. При этом она должна представить успешно реализованный план мероприятий, составленный на основе самооценки с использованием модели делового совершенства EFQM. Опытный оценщик, выделенный Фондом, в течение однодневного посещения организации должен подтвердить выполнение плана, получив соответствующую информацию путем проведения встреч и дискуссий с сотрудниками и проверки соответствующей документации. Успешное прохождение данной процедуры дает организации право использовать соответствующий знак в коммерческих и рекламных акциях. Все соискатели данного уровня совершенства бесплатно получают материалы, поясняющие применение модели делового совершенства EFQM, и описания подходов, используемых ведущими организациями в этой области.
1 Аббревиатура составлена по начальным буквам английских терминов, обозначающих результаты (Results), подходы (Approach), развертывание (Deployment), оценивание (Assessment) и анализ (Review).