Что означает круг в символике

Что означает круг в символике

Геометрическая фигура, представляющая собой совокупность точек, ограниченных окружностью — замкнутой правильной кривой линией, равноудалённой от центра фигуры; универсальная проекция на плоскость шара (сферы). Универсальный образ гетерогенного происхождения и значения из числа наиболее значимых и распространённых элементов мифопоэтической символики. Чаще всего выражает идею единства, бесконечности, законченности, высшего совершенства.

Схема мирового древа и близкие к ней варианты неоднократно подчёркивают идею круга, нередко мультиплицируя её:

Перенесение мифологических пространственно-космических представлений на социальную среду можно усмотреть:

Следует отметить почти универсально распространённую связь круга и других круглых форм с женским началом.

Круг в сочетании с другими фигурами и символами образует широко разветвлённую область символических и эмблематических ассоциаций. Некоторые из них:

«проявленной сущности», гармонии, порядка Космоса — и имеет предметную соотнесённость с колесом. полный цикл и возобновляющееся совершенство, разрешение всех возможностей в существовании точка, откуда берёт начало движение и, в более широком смысле, сама жизнь, то круг — это «развитие» центральной точки, расширение во всех смыслах, цикличное повторение времён года, жизни, смерти, дня, ночи и т. д.

— солярный круг, Всеведение, совершенство, Семь Небес.

Символическим контрастом кругу является квадрат, представление об их связи достаточно регулярны в мире универсальных и духовных форм, например в индийских и тибетских мандалах, в китайских знаках. Они предполагают друг друга, а их совмещение (соединение) представляет интеграцию, соединение. Вписать квадрат в круг — значит трансформировать сферическую форму Небес в прямоугольную форму Земли (в культовом здании, храме или церкви), опустив Небо до Земли и объединив четыре элемента, и возвратиться к изначальному состоянию простоты в единстве. Промежуточной ступенью такой трансформации является восьмиугольник. Обычные соответствия круга и квадрата в паре:

Область функционирования круга многообразна — от культовых принадлежностей и овеществлённой магии (амулеты и т. п., часто характеризующиеся круглой формой) до концепций искусства и науки;

Символику круга разделяют:

Источник

Круг: значение символа

Что означает круг в символике. Смотреть фото Что означает круг в символике. Смотреть картинку Что означает круг в символике. Картинка про Что означает круг в символике. Фото Что означает круг в символике

Символ круга — идеальная форма, глубинный образ сознания всего жизнепотока, обозначающий совершенство и исток мироздания. Другими отражениями того же самого смысла является точка или шар, если речь об объемной вселенной.

Что означает круг в символике. Смотреть фото Что означает круг в символике. Смотреть картинку Что означает круг в символике. Картинка про Что означает круг в символике. Фото Что означает круг в символике

Сворожий круг — астрологическая система древних славян

Что означает круг в символике. Смотреть фото Что означает круг в символике. Смотреть картинку Что означает круг в символике. Картинка про Что означает круг в символике. Фото Что означает круг в символике

Колесо Сансары — символ круговорота рождения и смерти

Начало любого рождения в двумерной плоскости отражается символом круга. Круг носит значение изначального и неделимого единства, в котором сокрыта суть закона цикличности и вечности бытия. Знание о появлении и развитии Универсума в множестве эзотерических традиций опечатано формой замкнутой окружности.
Уроброс – змея, кусающая себя за хвост, образующая своим телом кольцо мироздания — бесконечно движущиеся, пожирающие и извергающие все сущие вовне.

Что означает круг в символике. Смотреть фото Что означает круг в символике. Смотреть картинку Что означает круг в символике. Картинка про Что означает круг в символике. Фото Что означает круг в символике

Слева: Пояс Зодиака. Справа: Уроборос — змей, кусающий себя за хвост.

Символ круга, по-другому – ноль или дыра, подобная тем черным дырам, что наблюдаем мы в просторах космоса. В видимом пространстве, с одной стороны, – это поглощающая гравитация, из которой даже свет не может вырваться наружу. Но по другую сторону нашей реальности – это точка истока, белый шар энергии, из которого рождается новая вселенная.

Что означает круг в символике. Смотреть фото Что означает круг в символике. Смотреть картинку Что означает круг в символике. Картинка про Что означает круг в символике. Фото Что означает круг в символике

Точка в круге. Астрологическое соответствие — Солнце.

Точка в круге — знак, обозначающий суть Бога Отца, родителя вселенной, как первоисточника любого проявления. Метафизический смысл этого символа – сознательное начало посреди бесконечного пространства.

Что означает круг в символике. Смотреть фото Что означает круг в символике. Смотреть картинку Что означает круг в символике. Картинка про Что означает круг в символике. Фото Что означает круг в символике

Три круга: символ, состоящий из трех пересекающихся окружностей, в эзотерических учениях является обозначением триединой структуры мироздания. Это физическое, духовное и божественное; дух душа и тело; отец, сын и святой дух в символическом изображении.

Что означает круг в символике. Смотреть фото Что означает круг в символике. Смотреть картинку Что означает круг в символике. Картинка про Что означает круг в символике. Фото Что означает круг в символике

Цветок жизни – символ, образованный симметричным пересечением равных окружностей. В конечном своем исполнении этот знак формирует своеобразную матрицу, отображающую универсальные принципы построения Универсума. В структуре Цветка Жизни можно усмотреть практически любую из существующих систем тайнознания: Древо Сефирот, Славянский Триглав, всевозможные звезды и геометрические фигуры.

Что означает круг в символике. Смотреть фото Что означает круг в символике. Смотреть картинку Что означает круг в символике. Картинка про Что означает круг в символике. Фото Что означает круг в символике

Два круга, пересекающихся между собой в сакральной геометрии носят название «рыбий пузырь». Метафизическое значение такого изображения – начало созидания. Две составляющие сферы суть мужское и женское начало – активная и пассивная силы, вступающие во взаимодействие.

Что означает круг в символике. Смотреть фото Что означает круг в символике. Смотреть картинку Что означает круг в символике. Картинка про Что означает круг в символике. Фото Что означает круг в символике

Крест в круге или окружность, разделенная на четыре части имеет мистическое значение единства четырех стихий природы или четырех первоэлемента материального мира, заключенных и ограниченных целостной сферой существования.

Что означает круг в символике. Смотреть фото Что означает круг в символике. Смотреть картинку Что означает круг в символике. Картинка про Что означает круг в символике. Фото Что означает круг в символике

ЭНСО символ дзэн-буддизма

Энсо (дзен-круг)

Он означает момент, когда разум полностью освобождается от мыслей и идей, позволяя творить истинной сущности человека.

Это изображение одно из немногих, возникновение которого история зафиксировала.

В 1707 году монах Хакуин увидел мастерство деревенского каллиграфиста Дзен, которое поразило его до такой степени, что он сжег свои кисти, посчитав свою живопись неотражающей внутренней сущности.

Изображение может быть в виде замкнутой или разомкнутой окружности. В первом случае, круг – это символ непрерывных кармических перерождений, а пространство в нем – знак освобождения и просветления. Второй вариант указывает на что-то более величественное, неотделимое от внешнего мира.

Он является символом целостности, завершенности, циклическом характере бытия. Это графическое проявление содержания Сутры Сердца.

Такое изображение символизирует:

просветление;
силу;
изящность;
вселенную;
пустоту.

Международный Эзотерический Центр OKhelps

Обучайся легко, проведи время с пользой https://okhelps.com/

Получайте ответы на интересующие Вас вопросы от экспертов!

Источник

Что означает круг в символике

Сакральная геометрия. Энергетические коды гармонии

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

Что означает круг в символике. Смотреть фото Что означает круг в символике. Смотреть картинку Что означает круг в символике. Картинка про Что означает круг в символике. Фото Что означает круг в символике

…эта книга началась с Золотого Сечения. Мы тогда разговорились, задались вопросом: а есть ли другие подобные законы, по которым строится жизнь и Вселенная. Николай тогда сказал, что число констант ограничено, а сферы их применения безграничны – до сих пор эту фразу помню. Мы все поговорили и забыли, а ты увлеклась. Надеюсь, ты не поставила точку теперь? Знаю, сколько твоих материалов не вошло в книгу. Так не мучься, ведь и не могло поместиться, иначе то была бы не книга, а библиотека. Так что не останавливайся. Познание не имеет границ. В нем двигаться можно и вширь, и вглубь, и во времени…

Пока не увидел эту рукопись, не мог представить, насколько широко и увлекательно то, о чем никогда не задумывался и не замечал. Прости, что показал кое-что из твоей книги своему шефу. Он вначале покивал, мол, известно это все, а потом вдруг зацепился за рисунок и что-то у него в голове вдруг сошлось. «Эврика!» он, конечно, не кричал, но очень близко… Благодаря тебе у нас родилась идея!

Мистические, секретные коды, по которым живет Вселенная, должны быть понятны каждому человеку, на то он и человек, правда? Высший Разум! Постичь эти тайны – шаг на пути к личному Просветлению и коллективному Постижению.

Ваша книга позволяет сделать первые шаги на этом пути. Довольно большой материал, изложенный сжато. Это и достоинство, и недостаток. Достоинство, потому что дает возможность самому догадываться и проникать в Высший Смысл. Недостаток – в том же самом, увы, не каждый способен думать, мыслить. Но тот, кто способен, найдет свой личный код, любимые Знаки, которые двинут его по пути духовного роста. Ведь только для этого и нужны Знания. Того и пожелаю каждому читателю этой книги.

Удивительная подборка. Словно энциклопедию открыл. Так много информации! Ну не может человек жить на свете и не знать обо всех этих закономерностях!

Главной целью всех исследований внешнего мира должно быть открытие рационального порядка и гармонии, которые Бог ниспослал миру и открыл нам на языке математики.

Потрясающая наука – геометрия. Консервативная, точная, четкая, и в то же время открывающая огромные просторы для фантазии и наблюдения. Охватывает собой все существующее на Земле и в то же время строится на знаниях, которые получает в школе каждый ребенок.

Сакральная геометрия – способ познания всех тайн, которые заключает в себе окружающая природа, тело человека, заключает в себе вся Вселенная.

Пифагор считал геометрию священной наукой, наукой, близкой к Богу. Все пропорции и соотношения в ней – матрица для мироздания и всех процессов жизни. Сущность красоты, таинства прекрасного, базирующегося на определенных геометрических параметрах, в Древней Греции сформировалось в отдельную научную ветвь – эстетику, тесно связанную с понятием космологии. Древние греки воспринимали окружающий мир как совокупность множества гармоничных элементов и оценивали Вселенную по законам геометрии.

Сакральная геометрия соединила в себе мистические духовные практики и четкие научные формулы. По сути, она стала точкой, в которой соединились две реки с противоположным течением, стала пактом перемирия давних врагов – религии и науки, духовного и материального.

Сакральная геометрия включает в себя как изучение древних храмов и предметов искусства, копирование древних символов в очертаниях скульптур, так и уникальную духовную связь человека с энергией геометрической первобытной символики. Сакральная геометрия – это способ подтвердить свою индивидуальность, способ познать Божественный дар и земной человеческий опыт.

Сакральная геометрия (лат. sacralis – священный, божественный) – совокупность представлений (религиозных и мифологических) о гармонии мира, его упорядоченности, о геометрических формах, которые лежат в основе жизни и всего бытия.

Сакральная геометрия – это своего рода мировоззрение, результат мистических переживаний человека. Поэтому сакральная геометрия широко используется в музыке, искусстве, архитектуре. Кто-то считает эту науку божественной пропорциональностью, кто-то – формой упорядочения Вселенной.

С помощью сакральной геометрии мудрецы древности оставили будущим поколениям важные послания, заключенные в гармонии изобразительного искусства, архитектуры, музыки, театральных действий, литературы, хореографии. Найдя ключ к этим посланиям, заключенным в материальную оболочку, можно дешифровать многие тайны бытия.

Уникальной геометрии подвластная не только природа. Художники, архитекторы, скульпторы, гончары, плотники, хореографы, музыканты, мастера прикладного искусства – все их творчество и ремесло подвержено одним и тем же пропорциям! Разве композитор не выверяет каждый такт своего менуэта, чтобы тот соответствовал размеру три четверти – размеру, четко определенному временными отрезками? Разве художник и скульптор не выверяют пропорции изображенных и вылепленных лиц с точностью до миллиметра? Разве архитекторы не проектируют лестницы и башни так, чтобы соблюсти гармонию и равновесие? Гармонию, заложенную самой природой во все, что нас окружает. Гармонию, которую можно высчитать с помощью линейки и транспортира.

Абсолютный символический язык – это язык геометрических фигур…

Геометрические фигуры – конкретное воплощение чисел. Числа принадлежат к миру принципов, и они становятся геометрическими фигурами, спускаясь в физический план.

Символика геометрических форм заложена во все без исключения религиозные верования: христианский крест, иудейская звезда Давида, египетский анкх, буддистское колесо, полумесяц и пятиконечная звезда ислама, и т.д. Если элементарные изображения несут в себе такой мощный религиозный заряд, то какую мощность должна иметь научная система, включающая в себя все эти изображения и законы их построения – геометрия?!

С помощью этой книги вы узнаете о том:

– что такое основные законы построения Вселенной, огромного окружающего нас мира;

– на чем основаны законы сотворения прекрасного (пропорции искусства);

– каковы пропорции человека как венца творения природы, узнаете о сакральной геометрии физического тела человека.

Это не попытка связаться с каким-то сверхъестественными силами, это книга о том, что мы видим вокруг себя каждый день. Это книга о том, что мы УЖЕ знаем, но ЕЩЕ не понимаем.

Сакральная геометрия простейших символов

Символика круга. Совершенная форма

Подобные вещи выдумать нельзя, но они должны подниматься из позабытых глубин, если призваны выразить глубочайшее озарения сознания и высочайшие прозрения духа, соединяя таким образом уникальность сегодняшнего сознания с вековым прошлым человечества.

Источник

Символ круга

Д-р М.-Л. фон Франц определила круг или сферу как символ Самости. Он выражает целостность психики во всех ее проявлениях, включая взаимоотношения между человеком и всей природой. Где бы ни появился символ круга: в примитивном культе солнца или в современной религии, в мифах или снах, в мандалах, нарисованных тибетскими монахами, в градостроительных планах городов или в сферических построениях древних астрономов, — он всегда указывает на единственный наиболее существенный аспект жизни — ее абсолютную завершенность.

Один индийский миф о мироздании повествует, что бог Брахма, стоя на огромном тысячелепестковом лотосе, охватывал взглядом сразу четыре стороны света. Такой четырехсторонний обзор с круга лотоса был своего рода предварительной подготовкой, необходимым определением местоположения перед началом работы по созданию мира.

Аналогичная история рассказывается и о Будде В момент его рождения с земли поднялся цветок лотоса, Будда встал на него, чтобы обозревать пространство в десяти направлениях (в данном случае лотос был восьмилепестковый; Будда смотрел также вверх и вниз, что и дало в сумме десять направлений). Это символическое описание одновременного всеохватывающего обзора было кратчайшим способом показать, что Будда с самого рождения был уникальной личностью, которой на роду было написано стать просветленной. На его личность и дальнейшую жизнь уже легла печать завершенности.

Пространственную ориентацию, осуществляемую Брахмой и Буддой, можно рассматривать как символ потребности человека в психической ориентации. Четыре функции сознания, описанные д-ром Юнгом — мышление, осязание, интуиция и ощущение, — дают человеку возможность воспринимать впечатления о мире, поступающие изнутри и извне. Именно посредством этих функций он постигает и накапливает свой опыт. Благодаря этим функциям он способен реагировать. Наблюдение Брахмы за вселенной в четырех направлениях символизирует необходимость для человека интеграции этих четырех функций. (В искусстве круг часто бывает восьмидольным. Это отражает такое взаимное наложение четырех функций сознания, при котором появляются еще четыре промежуточные функции, например мышление, дополненное осязанием или интуицией, или осязание, ведущее к ощущению).

В изобразительном искусстве Индии и Дальнего Востока четырех- или восьмидольный круг обычно лежит в основе религиозных образов, являющихся инструментами медитации. Это особенно характерно для тибетского ламаизма, где богато разукрашенные мандалы играют важную роль. Как правило, они представляют космос и его связь с божественными силами.

Однако большинство изображений для медитации на Востоке имеют чисто геометрическую структуру, которую называют „янтра“. Помимо круга, самый распространенный мотив янтры — это два пересекающихся треугольника, из которых один расположен вершиной вверх, а другой вершиной вниз. Традиционно эта форма символизирует союз Шивы и Шакти — мужского и женского божеств, и часто встречается также в бесчисленных вариациях в скульптуре. В терминах психологической символики она выражает единство противоположностей — союз личного, переходящего мира эго с безличностным и вечным миром не-эго. В конечном счете этот союз является целью всех религий, фактически, это союз души с богом. Два взаимопересекающихся треугольника несут символическую нагрузку, сходную со значением более распространенной мандалы в форме круга. Они представляют целостность психики или Самость, для которой сознание и подсознание являются равно значимыми составными частями.

И составленные из треугольников янтры, и скульптуры, изображающие союз Шивы и Шакти, подчеркивают напряженность, существующую между двумя противоположностями. Вот почему для них зачастую характерен ярко выраженный эротический и эмоциональный заряд, динамичность которого олицетворяет процесс создания или сотворения целостности. Тогда как четырех- или восьмидольный круг символизирует целостность как таковую, как уже существующую реальность.

Абстрактный круг фигурирует также в картинах дзен-буддизма. Характеризуя картину „Круг“ знаменитого дзен-буддистского священника Сангай, другой художник этого же течения писал: „В секте Дзен круг представляет озарение. Он символизирует совершенство человека“.

Абстрактные мандалы были характерны также и для европейского христианского искусства. Это замечательно подтверждают украшенные розами окна кафедральных соборов, олицетворяющие человеческую Самость, перенесенную на космический план. (Космическая мандала в образе сияющей белой розы явилась в видении Данте). Можно рассматривать как мандалу нимбы Христа и христианских святых на иконах. Во многих случаях нимб Христа разделен на четыре части, что напоминает о его страданиях как Сына Человеческого и смерти на кресте, и одновременно символизирует исключительную завершенность его личности. На стенах древнеримских церквей иногда можно встретить абстрактные круглые фигуры. Возможно, их происхождение относится к языческим временам.

В не христианском искусстве такие круги называют „солнечными колесами“. Они попадаются в наскальных изображениях эпохи неолита, то есть еще до изобретения колеса. Как отмечал Юнг, термин „солнечное колесо“ отражает только внешний аспект изображения. Важнее, однако, было восприятие человеком каменной эпохи архетипического внутреннего образа, который он отображал в своих рисунках с той же добросовестностью, что и образы быков, газелей или диких лошадей.

В христианском искусстве можно обнаружить немало изображений мандалы. Например, нетрадиционное изображение Девы Марии в центре круглого дерева, символизирующего неопалимую купину. Наиболее распространенными мандалами в христианском искусстве являются те, где Христос изображен в окружении четырех евангелистов. Их прототипами являются древнеегипетские изображения бога Гора и его четырех сыновей.

В архитектуре мандала также играет важную роль, но ее часто не замечают. Она входит в план как мирских, так и культовых сооружений почти во всех цивилизациях. Она применялась в древнегреческом, средневековом и даже в современном городском планировании. Классический пример этого мы находим в записях Плутарха об основании Рима.

Согласно Плутарху, Ромул послал за строителями из Этрурии, и те объяснили ему по священным канонам и писаным правилам все церемонии, которые необходимо было соблюдать при строительстве так же, как и при исполнении мистерий. В первый день они вырыли круглую яму в том месте, где в настоящее время стоит Комиция, или здание Народного собрания; в эту яму они бросили символические жертвоприношения из земных плодов. Затем каждый человек кинул туда щепотку земли из тех мест, где родился. Яму назвали „мундус“ (что означает „космос“). Вокруг ямы Ромул с помощью плуга, в который запрягли быка и корову, очертил границу города. В тех местах, где планировались ворота, плуг поднимался и проходил над землей.

Город, основанный во время этой торжественной церемонии, имел форму круга. Однако древнее и известное описание Рима гласит, что он был „квадратным“ городом — urbs quadrata. Согласно одной теории, пытающейся снять противоречие, значение слова „quadrata“ следует понимать как „состоящий из четырех частей“, имея в виду, что круглый город был разделен на четыре части двумя главными уличными артериями, проходящими с севера на юг и с запада на восток, точка пересечения которых совпадала с описанным Плутархом „мундусом“.

Согласно другой теории, это противоречие следует понимать символически, а именно как наглядное изображение математически неразрешимой задачи квадратуры круга, которой много занимались греки и которая сыграла в последующем значительную роль в алхимии. Довольно странно, что перед описанием церемонии очерчивания Ромулом круга при основании города Плутарх также называет Рим „Roma quadrata“ — „квадратным городом“. Для него Рим был одновременно и кругом и квадратом.

В каждой из теорий фигурирует истинная мандала, и это увязывается с утверждением Плутарха о том, что церемония закладки города сравнивалась этрусками с исполнением мистерий, то есть воспринималась как священный ритуал. Она имела более глубокий смыл, чем простое следование внешней форме. Благодаря планировке, в основе которой лежит мандала, город с его жителями возносится выше чисто мирской сферы. Это еще более подчеркивается тем фактом, что у города есть центр — „мундус“, связывающий город с „другим миром“ — обителью духов предков. („Мундус“ был накрыт большим камнем, называвшимся „камень души“. В определенные дни камень отодвигали, и тогда, гласит предание, души мертвых поднимались из ямы).

Ряд средневековых городов был спланирован на основе мандалы и окружался по возможности круглой стеной. Рим, например, разделялся на кварталы двумя главными уличными магистралями, выходившими к четырем воротам. В месте пересечения этих улиц стоял храм или кафедральный собор. Концепция средневекового города с его кварталами была вдохновлена образом Небесного Иерусалима (из Апокалипсиса). Его планировка была квадратной, а стены оснащались воротами — по три с каждой стороны. Однако в Иерусалиме не было храма в центре, поскольку в этом священном городе Бог присутствовал повсюду. (Планировка города в форме мандалы до сих пор не вышла из моды, о чем свидетельствует планировка столицы США).

Как в античную эпоху, так и до нее использование мандалы в плане городов при их закладке никогда не диктовалось соображениями эстетики или экономичности. Речь шла о преображении города в упорядоченный космос, священное место, связанное своим центром с потусторонним миром. Подобное преображение соответствовало жизненным ощущениям и потребностям верующего человека того времени.

Любое священное или мирское здание, имеющее в плане мандалу, является проекцией архетипического образа человеческого подсознания на внешний мир. Город, крепость и храм стали символами психической цельности и тем самым оказывают определенное воздействие на человека, пришедшего туда или проживающего там. (Вряд ли есть необходимость подчеркивать, что даже в архитектуре проецирование духовного содержания было чисто подсознательным процессом. „Такие вещи нельзя придумать, — писал д-р Юнг, — они вырастают вновь из забытых глубин, как результат ярчайшего озарения сознания и благороднейшего предчувствия духа, уникальным сплавом нынешнего сознания и многовекового опыта человечества“).

Центральным символом христианского искусства является не мандала, а крестили распятие. Вплоть до эпохи Каролингов обычной формой креста был равносторонний или греческий крест, что косвенно намекало на мандалу. Но с течением времени центр креста перемещался вверх, пока крест не обрел привычную для наших дней латинскую форму — со стойкой и поперечиной. Это изменение важно потому, что оно соответствует внутреннему развитию христианства вплоть до расцвета средневековья. Попросту говоря, оно символизировало тенденцию удаления средоточия человека и его веры от земной сферы и „вознесения“ их в духовную сферу. Эта тенденция происходит из стремления реализовать слова Христа: „Царство мое не от мира сего“. Таким образом, земная жизнь, мир и тело человека были силами, которые необходимо было преодолеть. Тем самым надежды средневекового человека обращались к потустороннему миру, потому что обещанное праведникам свершение всех желаний виделось только в раю.

Это стремление достигло апогея в средние века и особенно в мистицизме того времени. Надежды на лучшую загробную жизнь находили отражение не только в смещении ввысь центра креста. Они проявлялись также в увеличении высоты готических соборов, которые, казалось, стремились бросить вызов закону тяготения. Их крестообразная планировка имела в основе удлиненный латинский крест, тогда как баптистерии с купелью в центре имели в плане истинную мандалу.

С наступлением Ренессанса, в человеческом мировоззрении стали происходить революционные изменения. Движение „вверх“ (достигшее апогея в позднем средневековье) пошло в обратном направлении: человек повернулся к земле. Он вновь открыл красоты природы и тела, совершил кругосветное путешествие и доказал, что земной шар имеет форму сферы. Законы механики и логики стали основами науки. Мир религиозных чувств, иррационального и мистического, игравший такую важную роль в средневековую эпоху, все больше и больше затмевался триумфом логического мышления.

Аналогичным образом и искусство стало более реалистичным и чувственным. Оно порвало с религиозной тематикой, обязательной для средних веков, и охватило весь видимый мир. Оно преисполнилось многообразием земли, ее великолепием и ужасом, и стало тем, чем раньше было готическое искусство — настоящим символом духа эпохи. Следовательно, вряд ли можно считать случайной и перемену, происшедшую в церковном строительстве. Контрастом взмывающим ввысь готическим соборам стали строения сферического типа. Круг заменил латинский крест. Однако перемена формы, что немаловажно для истории символов, была вызвана эстетическими, а не религиозными причинами. Именно это является единственно возможным объяснением того факта, что центр таких сферических храмов (самое „святое“ место в церкви) обычно пуст, а алтарь находится в нише стены вдали от центра храма. По этой причине их план нельзя признать соответствующим подлинной мандале. Важным исключением является собор Святого Петра в Риме, построенный по проектам Браманте и Микеланджело, алтарь которого расположен в центре. Правда, здесь возникает соблазн приписать это исключение гениальности архитекторов, ибо гений всегда и принадлежит своей эпохе, и превосходит ее.

Несмотря на значительные перемены, принесенные Ренессансом в искусство, философию и науку, центральный символ христианства остался неизменным. Христос по-прежнему, как и в наши дни, изображался на латинском кресте. Это означало, что средоточие религиозного человека осталось зафиксировано на более высоком, более духовном плане, чем у земного человека, вернувшегося к природе. Таким образом у человека возник барьер между традиционной христианской духовностью и его чисто рациональной или интеллектуальной манерой мыслить. С того времени эти две стороны современного человека так и не соединились. На протяжении столетий это разделение, несмотря на все большее проникновение в законы природы, постепенно расширялось и до сих пор раскалывает психику христиан Запада.

Конечно, приведенный здесь краткий исторический обзор слишком упрощен. Более того, он не касается тайных религиозных движений вне христианства, принимавших во внимание в своих верованиях то, что обычно игнорировалось большинством христиан — проблему зла, хтонического (или земного) духа. Такие движения всегда были в меньшинстве и редко оказывали сколько-нибудь заметное влияние на общие процессы. Для христианской духовности они являлись своего рода аккомпанементом в контрапункте, что и определяло их значение.

Наряду со многими сектами и движениями, возникшими примерно в 1000-м году нашей эры, важную роль сыграли исследователи-алхимики. Они превозносили тайны материи и ставили их в один ряд с тайнами „небесного“ духа христианства. Целью их поисков была целостность человека, охватывающая дух и тело, и они изобрели тысячи имен и символов для нее. Одним из важнейших был символ „квадратуры круга“, который является не чем иным, как истинной мандалой.

Алхимики не только описывали результаты своих исследований, но и создали множество картин, представляющих их сны и видения — символические изображения, которые настолько же сложны, насколько загадочны Их вдохновляли темные стороны природы — зло, сны, духи земли. По форме их сочинения и картины всегда были загадочными и нереальными — подобно снам. Великий фламандский художник XV столетия Иероним Босх — наиболее яркий представитель такого рода имажинистского искусства для нас.

Наряду с ними художники Ренессанса, работая в более привычной манере, так сказать, при свете дня, создавали замечательнейшие произведения сенсуального искусства. Их очарование землей и природой было настолько глубоко, что оно практически предопределило развитие изобразительного искусства на следующие пять столетий. Последними великими представителями сенсуального искусства, искусства преходящего момента, наполненного светом и воздушностью, были импрессионисты XIX века.

Здесь следует отличать две совершенно различные формы художественного творчества. Предпринималось много попыток охарактеризовать их. Недавно Герберт Кун, чьи работы о наскальных рисунках я уже упоминала, попробовал определить то, что он называет „имажинистским“ и „сенсуальным“ стилями в живописи. Сенсуальный стиль обычно непосредственно воспроизводит природу или избранный объект. Тогда как имажинистский стиль представляет фантазию или впечатление художника в нереалистической, сходной со сном, а иногда даже абстрактной манере. Определения Куна настолько просты, что я с удовольствием пользуюсь здесь ими.

Зачатки имажинистского искусства рассеяны далеко в глубине веков. В Средиземноморском бассейне его расцвет относится к третьему тысячелетию до нашей эры. И только недавно стало ясно, что эти древние памятники искусства не свидетельствуют о некомпетентности или невежестве, а выражают вполне определенные религиозные и духовные эмоции их создателей, которые особенно притягательны в наши дни, поскольку за последние полвека искусство еще раз прошло через период „имажинизма“.

В наше время геометрический (или абстрактный) символ круга вновь стал играть в живописи важную роль. Но за некоторыми исключениями его традиционная форма претерпела существенную трансформацию, соответствующую недугу бытия современного человека. Круг не является больше единственной смысловой фигурой, охватывающей мир и доминирующей в картине. Иногда художник заменяет его доминирующее положение слабо организованной группой кругов. Иногда же круг рисуется асимметричным.

Пример асимметрии круга можно видеть в известных солнечных дисках французского художника Робера Делоне. А на одной из картин современного английского художника Сери Ричардса, находящейся сейчас в коллекции д-ра Юнга, изображен совершенно асимметричный круг, причем далеко слева от него виден значительно меньший пустой круг.

На картине французского художника Анри Матисса „Натюрморт с вазой настурций“ в центре изображена зеленая сфера на изгибающемся черном луче, который как будто вбирает в себя многочисленные круги листьев настурции. Сфера перекрывает собой прямоугольную фигуру, верхний левый угол которой свернут. Художественное совершенство картины заставляет забыть, что в прошлой манере живописи эти две геометрические фигуры (круг и квадрат) были бы непременно объединены, что передавало бы целую гамму мыслей и чувств. Если же не забывать об этом или задуматься о значении именно такого изображения, то возможны самые разные варианты толкования. Круг и квадрат, испокон веков образовывавшие единое целое, на этой картине разъединены. Но оба они находятся там и касаются друг друга.

На картине русского художника Василия Кандинского, изображена группа разбросанных цветных мячей и кругов, которые напоминают плывущие мыльные пузыри. Они также тонко соотнесены с фоном — большим прямоугольником с двумя маленькими, почти квадратными прямоугольниками, содержащимися в нем. На другой его картине „Несколько кругов“ изображена темная туча (а может быть, падающая птица?), которая также несет разбросанную группу ярких шаров или кругов.

Круги часто появляются в неожиданных сочетаниях на таинственных композициях английского художника Пола Нэша. В первозданной уединенности пейзажа, изображенного на картине „Случай на холмах“, на правом переднем плане лежит мяч. Хотя это явно теннисный мяч, рисунок на его поверхности образует китайский иероглиф вечности „Тай-ги-ту“. Таким образом уединенность оборачивается новой стороной. Нечто подобное происходит в картине Нэша „Пейзаж из сна“. Исчезая из виду, шары катятся в неохватную перспективу отражающегося в зеркале пейзажа с огромным солнцем, встающим над горизонтом. Другой шар лежит на переднем плане перед грубым квадратным зеркалом.

В своем рисунке „На грани понимания“ швейцарский художник Пауль Клее помещает простое изображение сферы или круга сверху сложной структуры из лестниц и линий. Д-р Юнг отмечал, что истинный символ появляется лишь тогда, когда надо выразить нечто, не охватываемое мыслью, а лишь предугадываемое или ощущаемое. Это и показывает простая фигура, изображенная Клее.

Важно отметить, что квадрат, группа прямоугольников и квадратов или прямоугольников и ромбов встречаются в современной живописи так же часто, как круг. Мастером гармонических, поистине музыкальных композиций с квадратами является голландский художник Пит Мондриан. Как правило, во всех его картинах нет настоящего центра, но они образуют строго упорядоченное единство почти в аскетической манере. Еще более распространенными являются картины других художников с изображением неправильных четырехэлементных композиций или многочисленных прямоугольников, скомбинированных в более или менее увязанные группы.

Круг — это символ психики (даже Платон описывает психику как сферу). Квадрат и нередко прямоугольник являются символами земной материи, тела и реальности. В большинстве произведений современного искусства связь между этими двумя изначальными формами или вообще отсутствует, или слаба и случайна, Их разделение — это еще одно из символических свидетельств психического состояния человека XX столетия, душа которого утратила корни, и ей все больше угрожает опасность диссоциации. Даже современная международная ситуация (как отмечал д-р Юнг в своей вступительной главе) демонстрирует очевидность раскола: Запад и Восток разделены Железным занавесом.

Вместе с тем, нельзя не задуматься, почему в живописи так часто появляются квадрат и круг. Похоже, что существует непрерываемое психическое стремление довести до сознания людей основные ценности жизни, которые они символизируют. Более того, даже на некоторых из современных абстрактных картин (обычно представляющих цветовую структуру или что-то вроде „первичной материи“) стали изредка попадаться эти фигуры — будто зародыши нового. Символ круга не раз играл курьезную роль в самых разнообразных явлениях современной жизни, и порой продолжает играть ее. В последние годы второй мировой войны возникли слухи о якобы виденных круглых летающих телах, названных „летающими тарелками“ или НЛО (неопознанные летающие объекты). Юнг охарактеризовал НЛО как проекцию содержимого психики (целостности), которое во все времена символизировалось кругом. Другими словами, слухи о подобных видениях, как и содержание многих снов современных людей, являются попыткой духа коллективного подсознательного излечить раскол, присущий нашему апокалиптическому веку, с помощью символики круга.

Читайте также

Глава 12. Расширение круга: доступность осознаваемого сновидения

Глава 12. Расширение круга: доступность осознаваемого сновидения «Когда жизнь подходит к концу и мы оглядываемся назад, единственное, что имеет смысл, это вопрос: „Какой была наша любовь?“» — Ричард Бах Доступно ли осознаваемое сновидение среднему человеку? Судя по

ЧЕТЫРЕ КРУГА ЛИЧНОЙ МАГИИ

ЧЕТЫРЕ КРУГА ЛИЧНОЙ МАГИИ Разгадав как артист, что управление вниманием – это управление собой, Константин Сергеевич Станиславский предложил четкую схему, по которой актер может управлять объемом своего внимания, а через это – своими чувствами и поведением.Он разделил

Символ

Символ То, что психическое может сказать о своем состоянии и обстоятельствах, в которых оно пребывает, является не просто важным, но зачастую гораздо более важным, чем то, что поставляет нам сознательное мышление. Разумеется, это имеет смысл, если человек может

ПРЕДСТАВИТЕЛИ ДОМАШНЕГО КРУГА

ПРЕДСТАВИТЕЛИ ДОМАШНЕГО КРУГА Эти личности довольно быстро становились очень неплохими специалистами и оставались на неплохом уровне, довольствуясь хорошими производственными результатами, но не достигая пика в своей профессии. Основные интересы их были в семье, даче.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ ОБЩЕСТВЕННОГО КРУГА

ПРЕДСТАВИТЕЛИ ОБЩЕСТВЕННОГО КРУГА Эти личности обращались за помощью крайне редко, но тем не менее их судьба, по нашим представлениям, лучше всего складывается, если их производственная деятельность по своей сути является общественной работой. Еще детьми эти люди

Наблюдение за объектами ближнего круга

Наблюдение за объектами ближнего круга Упражнение 1Начинать развивать внимание следует с тех предметов, которые окружают вас в повседневное жизни. Они называются объектами ближнего круга. Выберите какой-нибудь предмет, который находится в вашей комнате, стоит всегда на

ГЛАВА 1 ЗА ПРЕДЕЛАМИ КРУГА ПОДАВЛЕНИЯ-ВЫРАЖЕНИЯ

ГЛАВА 1 ЗА ПРЕДЕЛАМИ КРУГА ПОДАВЛЕНИЯ-ВЫРАЖЕНИЯ тремительные положительные перемены в жизни Джо, произошедшие после того, как он начал пользоваться Седона-Методом, можно приводить в качестве идеального примера для каждого из нас. Разрешаются неразрешимые проблемы,

Символ весны

Символ весны Персефона-Кора, или «безымянная девушка», во многом близка молодой, неуверенной и полной потенциальных возможностей женщине. Это время до пробуждения другого архетипа, переводящего ее в иную фазу, время ожидания кого-то, кто придет разделить ее жизнь. В

Три круга ада

Три круга ада Человек живёт вдоль трёх осей: тело, внешний мир/люди, противоположный пол. По всем трём осям в человеке течёт ток жизни. Ум-эго обрезает все три оси, помещая человека в кокон.Как можно вытеснить жизнь из человека? Просто: нужно, чтобы человек прошёл через

Расширение круга понятий для придания смысла происходящему

Расширение круга понятий для придания смысла происходящему Эта стратегия, как и получение новых знаний, реализуется в основном через приобретение нового опыта в процессе терапии. Проще говоря, эта стратегия включает в себя расширение активного словаря клиентов и

Найдите выход из замкнутого круга драматических ситуаций

Найдите выход из замкнутого круга драматических ситуаций Как и всякую область своей жизни, вы можете контролировать любые ситуации, от вас зависит, насколько драматично будет складываться та или иная ситуация, в которой вы принимаете участие.Вам нужно начать с

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *