Что означает лето в древнерусской литературе

ЛЕТО (древнерусск.) – в далёкой древности это слово имело значение Года, как определённого временного цикла, в котором было 9 месяцев по 40-41 суток. Отсюда слова: Летоисчисление, Летопись. Отсюда же и фраза – «Сколько вам Летъ?» (как Мера пройденного Пути Жизни). В Древнерусской Ведической традиции «ЛЕ-ТО» – Сакральный Символ льющегося потока Света, как энергии всепроникающей Воли или Доли, в замкнутом цикле Коловращения Солнца (Купало-Кополло-Аполлона).

Отсюда и древнейший праздник Рода Расы Великой – день Купало, как точка замкнутого цикла Солнечного Коловорота Лето. Отсюда и имя времени года и светлого божества – Лето. Понятие «Лето» выходит из определения Древнерусского слова «Летъ» (замирание, затухание и забвение), когда Солнце, в день Летнего Солнцестояния (Купало), как бы замирает на месте, останавливается на некоторое время. Отсюда и выражение – «Кануть в Лету» (бесследно исчезнуть в забвении или быть забытым).

Древнерусское сакральное слово «Лето» имеет своё отражение даже в Древнегреческой мифологии взаимосвязей божеств Лето-Артемида-Аполлон, где просматиривается Гиперборейский след, доставшийся Эллинам от народа, живущего где-то на Севере. По древним Средиземноморским преданиям Богиня Лето (Лато) родила близнецов Артемиду и Аполлона на плавучем острове Астерия, при этом, корни культа этих Богов уходят глубоко в Арктическое или Артическое прошлое. В Древнерусской традиции «Арта» – это луч Божественного Света, как принадлежность к Божественному Роду, а «Арк» – основа, оплот, средоточие, изначальная сила, это ПраОбраз Гиперборейского Аполлона (Бога Солнца). На Санскрите слово «Арка» – луч солнца, а «Арк» – сиять, излучать свет. На Древнегреческом «Аркси» – начало, основа, а «Аркхиа» – власть.

ЛЕТО – тёплое время года, как промежуток времени между весной и осенью, с самыми длинными светлыми днями. В буквальном смысле с Древнерусского «ЛЁТЪ-О» – это Оно, очень быстро Пролетающее (где «О» – это Коловорот времени, а «ЛЁТЪ» – очень быстро Летящее). На Латыни «Lёto» – умерщвлять, а «Lёtum» – наложить на себя руки, стать жертвой смерти, погибель. На Болгарском языке слово «Лето» звучит, как – Лято, на Сербском – Льето, на Польском – Лато.

ЛЕТОВКА – летнее пастбище, с обилием травы для прокорма скота.
ЛЕТОМИРЬ (древнерусск.) – ярмарка (время народных гуляний).
ЛЕТОРАСЛЬ – годовой побег дерева или другого растения. Отсюда слово «Порасль» (небольшие, молодые или ранние побеги растений).
ЛЕТОСЬ – прошлым летом, в прошлом году.

ЛЁТЪ (древнерусск.) – очень быстро идти, бежать, скакать, почти лететь. Отсюда слово: Полёт. Отсюда и выражение – «Добрался в Лётъ» (в миг, очень быстро). Отсюда же и слова: Лётать, Улёт. Отсюда же и понятие – «Летящая походка».
ЛЁТЪКА (древнерусск.) – скороход, тот, кто быстро бегает.
ЛЕТЪЦЕ (древнерусск.) – год, годик (события или времени). Отсюда выражения – «Сыну нашему уж Летъце» (исполнился годик), «Почитай аве осьмое Летъце, яко княже сгоделъ».
ЛЕТЬ (древнерусск.) – можно, дозволяю (как знак возобновления движения или действия).
ЛЕТЬБА (древнерусск.) – возможность, предоставившийся случай.

Источник

Год —лето

Возьмем еще три слова: время, год и погода. В древнерусском языке слово лето (буквально «период дождей» — от лить) употреблялось в значении «год». От лето и получилось летопись — запись по годам.

Время связывалось с глаголом вертеть, так как время казалось чем-то повторяющимся, приходящим и уходящим: времена года, смена фаз Луны и т. п.; корень у этих слов общий. Час не обозначал «шестьдесят минут». Слово час раньше имело более широкое значение — вообще отрезок времени. Происходит оно от глагола чаяти — ждать, так же как и год — от годити, то есть «ждать», «ожидать». Впрочем, годили значило еще и «мерять». В Новгородской Первой летописи: «В вечернюю годину отступиша от города», то есть «вечерним часом отступили от города».

А в трудах «Феодора, игумена Студийского» (по списку XVII века): «Да не яст до тоя же годины другого дня», то есть «Пусть не ест до того же часа другого дня». Здесь година—это «час».

«Счастливые часов не наблюдают»,— говорит Софья в «Горе от ума» Грибоедова…

Эти примеры доказывают, что «час» не всегда и в наше время означает «шестьдесят минут».

Слово год одного корня с годить и погодить (то есть подождать), погода, годный

В одном рассказе Михаила Зощенко муж, приехавший из города в деревню, так приветствует свою жену:

«Здравствуйте, Анисья Васильевна. Сколько лет, сколько зим не виделись с вами».

Выражение это давно и очень прочно вошло в русский язык. И невдомек нам, что «зима» здесь совершенно ни при чем. Раньше когда-то говорили просто: «Сколько лет не виделись!» И вот по ассоциации с лето к словам сколько лет начали прибавлять и сколько зим. Так получилось потому, что долгое время в русском языке лето обозначало не жаркое время года, но год календарный, то есть двенадцать месяцев, а слово год, година — вообще время, пору и даже судьбу. И выражение сколько лет понималось как «сколько времени, сколько годов».

Год в современном значении известен с XIII века. Лето же в смысле «год» упоминается еще в «Договоре великого князя Олега с греками», заключенном в 907 году.

Древний смысл слов лето — «год» —«время» дошел до наших дней в словах: летопись, летосчисление, в диалектном летось (то есть в прошлом году), многолетние травы, столетие, в здравице «Многая лета…». И теперь еще мы спрашиваем: «Сколько ему лет?»

У Пушкина в «Евгении Онегине»:

«Ни охлаждающая даль,
Ни долгие лета разлуки

Академик И. И. Срезневский объяснял, что слово година, общее всем славянам, в разных краях получило не одинаковый смысл, как и слово час: на северо-западе година — «час», на юго-западе «год», на востоке — вообще «время». В других местах час означал неопределенное время, а иногда и «год».

Чрезвычайно интересно проследить, каким образом новые, порой совершенно неожиданные слова образовались от слова год.

Годовати в древнерусском языке значило «проживать год», а также «позволять», «угождать». Это последнее значение осталось в областных говорах, диалектах.

Годный, стало быть, и угодный; отсюда же и угодно, которое значило: позволено, желательно.

Угодить — сделать что-то вовремя и этим доставить удовольствие, радость —словом, угодить человеку.

Годовать означало «позволять», а не годовать — наоборот, «не позволять». Отсюда и получилось современное негодование, то есть возмущение теми, кто делает что-то непозволенное или не вовремя.

И непогода значит «дурное время», «дурная погода». Раньше говорили негода.

Кто теперь знает, что слово негодный и производное от него негодяй получились от того же корня, что и погода?

Интересно, что слово негодяй еще в конце XVIII века не было ругательным. Первоначально оно значило следующее: «не годящийся к военной службе» (то есть увечный, больной рекрут и т. п.) —и лишь позднее получило бранную окраску — подлый, низкий человек.

Погодить — ждать у моря погоды, ждать напрасно, попусту терять время, Годьно значило «приятно», угодно — опять-таки «что-то полученное вовремя».

Погожий день — хороший день.

Отсюда пригожий, то есть годный, что позднее получило смысл — красивый.

Угодье — поле, лес, озеро, все, что приносит пользу, что «угождает» человеку. Но отсюда получилось и угодничание — прислуживание, раболепство, подхалимство…

Источник

Что означает слова лето в древнерусском языке?

Что означает слова лето в древнерусском языке.

Что означает лето в древнерусской литературе. Смотреть фото Что означает лето в древнерусской литературе. Смотреть картинку Что означает лето в древнерусской литературе. Картинка про Что означает лето в древнерусской литературе. Фото Что означает лето в древнерусской литературе

Что означает лето в древнерусской литературе. Смотреть фото Что означает лето в древнерусской литературе. Смотреть картинку Что означает лето в древнерусской литературе. Картинка про Что означает лето в древнерусской литературе. Фото Что означает лето в древнерусской литературе

Что означает в лето 6476 (968)?

Что означает в лето 6476 (968).

Что означает лето в древнерусской литературе. Смотреть фото Что означает лето в древнерусской литературе. Смотреть картинку Что означает лето в древнерусской литературе. Картинка про Что означает лето в древнерусской литературе. Фото Что означает лето в древнерусской литературе

Что вы узнали о буквах и словах древнерусского языка, языка произведений ХVIII века?

Что вы узнали о буквах и словах древнерусского языка, языка произведений ХVIII века?

Что означает лето в древнерусской литературе. Смотреть фото Что означает лето в древнерусской литературе. Смотреть картинку Что означает лето в древнерусской литературе. Картинка про Что означает лето в древнерусской литературе. Фото Что означает лето в древнерусской литературе

Сколько лет длился период древнерусской литературы?

Сколько лет длился период древнерусской литературы?

А) 100 лет Б) 300 лет В) 500 лет Г) 700 лет.

Что означает лето в древнерусской литературе. Смотреть фото Что означает лето в древнерусской литературе. Смотреть картинку Что означает лето в древнерусской литературе. Картинка про Что означает лето в древнерусской литературе. Фото Что означает лето в древнерусской литературе

К какой группе языков относился древнерусский язык?

К какой группе языков относился древнерусский язык?

Что означает лето в древнерусской литературе. Смотреть фото Что означает лето в древнерусской литературе. Смотреть картинку Что означает лето в древнерусской литературе. Картинка про Что означает лето в древнерусской литературе. Фото Что означает лето в древнерусской литературе

Что означает лето в древнерусской литературе. Смотреть фото Что означает лето в древнерусской литературе. Смотреть картинку Что означает лето в древнерусской литературе. Картинка про Что означает лето в древнерусской литературе. Фото Что означает лето в древнерусской литературе

Помогите пожалуйста сколько лет длился период древнерусской литературы?

Помогите пожалуйста сколько лет длился период древнерусской литературы.

Что означает лето в древнерусской литературе. Смотреть фото Что означает лето в древнерусской литературе. Смотреть картинку Что означает лето в древнерусской литературе. Картинка про Что означает лето в древнерусской литературе. Фото Что означает лето в древнерусской литературе

К какой группе языков относился древнерусский язык?

К какой группе языков относился древнерусский язык?

Что означает лето в древнерусской литературе. Смотреть фото Что означает лето в древнерусской литературе. Смотреть картинку Что означает лето в древнерусской литературе. Картинка про Что означает лето в древнерусской литературе. Фото Что означает лето в древнерусской литературе

К какой группе языков относился древнерусский язык?

К какой группе языков относился древнерусский язык.

Что означает лето в древнерусской литературе. Смотреть фото Что означает лето в древнерусской литературе. Смотреть картинку Что означает лето в древнерусской литературе. Картинка про Что означает лето в древнерусской литературе. Фото Что означает лето в древнерусской литературе

Слово «временных» означает?

Выберите плиз одно из трех а)давно прошедших б)славных в)постоянно изменяющихся Заранее спасибо).

Что означает лето в древнерусской литературе. Смотреть фото Что означает лето в древнерусской литературе. Смотреть картинку Что означает лето в древнерусской литературе. Картинка про Что означает лето в древнерусской литературе. Фото Что означает лето в древнерусской литературе

Зловещая ночная птица, предвещающая несчастье на древнерусском языке?

Зловещая ночная птица, предвещающая несчастье на древнерусском языке.

Что означает лето в древнерусской литературе. Смотреть фото Что означает лето в древнерусской литературе. Смотреть картинку Что означает лето в древнерусской литературе. Картинка про Что означает лето в древнерусской литературе. Фото Что означает лето в древнерусской литературе

Мне кажется что в рассказе не надо было писать что у тома нет родителей.

Что означает лето в древнерусской литературе. Смотреть фото Что означает лето в древнерусской литературе. Смотреть картинку Что означает лето в древнерусской литературе. Картинка про Что означает лето в древнерусской литературе. Фото Что означает лето в древнерусской литературе

Что означает лето в древнерусской литературе. Смотреть фото Что означает лето в древнерусской литературе. Смотреть картинку Что означает лето в древнерусской литературе. Картинка про Что означает лето в древнерусской литературе. Фото Что означает лето в древнерусской литературе

Что означает лето в древнерусской литературе. Смотреть фото Что означает лето в древнерусской литературе. Смотреть картинку Что означает лето в древнерусской литературе. Картинка про Что означает лето в древнерусской литературе. Фото Что означает лето в древнерусской литературе

Там есть строки в которих можно найти характерные оде слова.

Что означает лето в древнерусской литературе. Смотреть фото Что означает лето в древнерусской литературе. Смотреть картинку Что означает лето в древнерусской литературе. Картинка про Что означает лето в древнерусской литературе. Фото Что означает лето в древнерусской литературе

1. Нет 2. Медведю было неудобно просить о помощи кабана, он думал кабан сам предложит 3. На мой взгляд мысль данного произведения заключается в том, что многие люди могут только давать очевидные советы, а как помочь, то сразу некому.

Что означает лето в древнерусской литературе. Смотреть фото Что означает лето в древнерусской литературе. Смотреть картинку Что означает лето в древнерусской литературе. Картинка про Что означает лето в древнерусской литературе. Фото Что означает лето в древнерусской литературе

Что означает лето в древнерусской литературе. Смотреть фото Что означает лето в древнерусской литературе. Смотреть картинку Что означает лето в древнерусской литературе. Картинка про Что означает лето в древнерусской литературе. Фото Что означает лето в древнерусской литературе

Что означает лето в древнерусской литературе. Смотреть фото Что означает лето в древнерусской литературе. Смотреть картинку Что означает лето в древнерусской литературе. Картинка про Что означает лето в древнерусской литературе. Фото Что означает лето в древнерусской литературе

Что означает лето в древнерусской литературе. Смотреть фото Что означает лето в древнерусской литературе. Смотреть картинку Что означает лето в древнерусской литературе. Картинка про Что означает лето в древнерусской литературе. Фото Что означает лето в древнерусской литературе

Что означает лето в древнерусской литературе. Смотреть фото Что означает лето в древнерусской литературе. Смотреть картинку Что означает лето в древнерусской литературе. Картинка про Что означает лето в древнерусской литературе. Фото Что означает лето в древнерусской литературе

1 с 2 д 3 в 4 в 5 е 6 е 7 а 8 д 9 с 10 в 11 е.

Источник

Летописание на Руси

Что означает лето в древнерусской литературе. Смотреть фото Что означает лето в древнерусской литературе. Смотреть картинку Что означает лето в древнерусской литературе. Картинка про Что означает лето в древнерусской литературе. Фото Что означает лето в древнерусской литературе Что означает лето в древнерусской литературе. Смотреть фото Что означает лето в древнерусской литературе. Смотреть картинку Что означает лето в древнерусской литературе. Картинка про Что означает лето в древнерусской литературе. Фото Что означает лето в древнерусской литературе Что означает лето в древнерусской литературе. Смотреть фото Что означает лето в древнерусской литературе. Смотреть картинку Что означает лето в древнерусской литературе. Картинка про Что означает лето в древнерусской литературе. Фото Что означает лето в древнерусской литературе Что означает лето в древнерусской литературе. Смотреть фото Что означает лето в древнерусской литературе. Смотреть картинку Что означает лето в древнерусской литературе. Картинка про Что означает лето в древнерусской литературе. Фото Что означает лето в древнерусской литературе

Что означает лето в древнерусской литературе. Смотреть фото Что означает лето в древнерусской литературе. Смотреть картинку Что означает лето в древнерусской литературе. Картинка про Что означает лето в древнерусской литературе. Фото Что означает лето в древнерусской литературе

Что означает лето в древнерусской литературе. Смотреть фото Что означает лето в древнерусской литературе. Смотреть картинку Что означает лето в древнерусской литературе. Картинка про Что означает лето в древнерусской литературе. Фото Что означает лето в древнерусской литературе

Летопись – это историографический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую запись исторических событий.

Слово летописание произошло от двух слов – «лето», т.е. «год» и «писать». Описание годов – так переводится слово летопись на современный русский язык. Действительно, старинные летописи разделены на главы, каждая из которых посвящена событиям одного года. Описав события за двенадцать месяцев, летописец останавливался, записывал номер нового «лета» и затем продолжал свой рассказ. Одного летописца сменял другой, – так на протяжении столетий летописи пополнялись.

Чаще всего древнерусским летописцем был учёный монах, который проводил за писанием летописей часто большую часть своей жизни. Летописцы приводили в порядок и переписывали труды своих предшественников, сводили в собственный труд несколько источников. Достоверность фактов при этом всегда сохранялась. Исказить летописные известия считалось страшным грехом. Каждый летописец вёл записи по рассказам очевидцев и осведомленных людей.

На страницах летописей встречаются произведения разных жанров: древние договоры, исторические повести, жизнеописания святых, мудрые поучения. Листы летописей часто украшались затейливыми заставками, яркими миниатюрами.

В Древней Руси летопись не только несла память о прошлом, но и была своеобразным учебником мудрости, учила христианским добродетелям, предостерегала от греха, поощряла на благие поступки, обличала злодеяния, ободряла унывающих. Однако основное содержание летописи как жанра составляла преимущественно политическая история страны. Летопись отражала политические идеи и исторические концепции, обосновывала права княжеских и царских династий на власть. Также в летописях отражалось и мировоззрение летописцев. Цель летописи – рассказать потомкам о прошлом, об исторических событиях своего времени, на примерах показать, как надо и как не надо поступать. В достижении поставленной цели велика роль составителя летописи, стремившегося писать правду («несладостное» и «неуласканное»). Он создаёт свод, компиляцию, то есть обращается к разнородным источникам информации о прошлом и настоящем, перерабатывает текст своего предшественника, дополняя его. Это позволяет назвать летопись универсальным, объединяющим жанром, включающим в себя огромный объем информации, написанной в разножанровой и разностилевой манере, который связан годовой сеткой (расположением материала по годам), что принципиально отличает русскую летопись от византийских хроник.

Понятие свод введено в науку А. А. Шахматовым. Его смысл становится понятным уже из перечисления форм летописного повествования: погодная запись, летописное сказание, летописный рассказ, летописная повесть, документы из княжеских архивов; в ней можно встретить и выдержки из переводных памятников, и богословские трактаты, и житийные фрагменты, и похвальные слова.

Погодная запись – древнейшая форма повествования. Она вводится в текст формулой «В лето:» (В год:): « В год 6560 (1052). Преставился Владимир, старший сын Ярослава, в Новгороде и положен был в святой Софии, которую воздвиг сам»; « В год 6561 (1053). У Всеволода родился сын от дочери царской, гречанки, и нарек ему имя Владимир» (хронология специфическая: счёт лет вёлся не от Рождества Христова, а от Сотворения мира, разрыв между этими вехами христианской истории – 5508 лет). И. П. Ерёмин сделал вывод: «Сфера погодных известий – единичные факты, интересные с точки зрения летописца и заслуживающие упоминания, но не требующие подробного изложения». К числу таких фактов (сообщений о событиях) относятся рождения и смерти князей и церковных иерархов, основания церквей, стихийные бедствия, солнечные затмения, появления комет.

Летописные рассказы предлагают описания событий. Они строго фактографичны и насыщены конкретными деталями, воспроизводят логику события, диалоги действующих лиц. Их стилистика напоминает именно рассказ очевидца: «В год 6524 (1016). Пришел Ярослав на Святополка, и стали по обе стороны Днепра, и не решались ни эти на тех, ни те на этих, и стояли так три месяца друг против друга. И стал воевода Святополка, разъезжая по берегу, укорять новгородцев, говоря: «Что пришли с хромцом этим? Вы ведь плотники. Поставим вас хоромы наши рубить!» Слыша это, сказали новгородцы Ярославу, что «завтра мы переправимся к нему; если кто не пойдет с нами, сами ударим на него». Наступили уже заморозки. Святополк стоял между двумя озерами и всю ночь пил с дружиною своей. Ярослав же с утра, исполчив дружину свою, на рассвете переправился. И, высадившись на берег, оттолкнули ладьи от берега, и пошли против неприятелей, и сошлись в схватке. Была сеча жестокая, и не могли из-за озера печенеги помочь; и прижали Святополка с дружиною к озеру, и вступили на лед, и подломился под ними лед, и стал одолевать Ярослав, видев же это, Святополк побежал, и одолел Ярослав. Святополк же бежал в Польшу, а Ярослав сел в Киеве на столе отцовском и дедовском. И было тогда Ярославу двадцать восемь лет».

Что означает лето в древнерусской литературе. Смотреть фото Что означает лето в древнерусской литературе. Смотреть картинку Что означает лето в древнерусской литературе. Картинка про Что означает лето в древнерусской литературе. Фото Что означает лето в древнерусской литературе

Мировоззрение древнерусских летописцев связано с их религиозными убеждениями. Именно под углом своих религиозных воззрений летописцы рассматривали события истории. Для них было несомненным следующее:

Источник

Что означает лето в древнерусской литературе

Из древнерусской литературы

Урок 11
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Летописание. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

Прежде чем начинать уроки по этой теме, учитель литературы должен выяснить, какие темы пятиклассники уже изучали по истории Отечества. Ко времени проведения уроков, посвященных «Повести временных лет», ученики уже должны познакомиться с темой «Древняя Русь». Мы рекомендуем учителю прочитать соответствующую статью учебника по истории за 5 класс, побеседовать с учителем-предметником: какую дополнительную информацию он давал ученикам? Как правило, все существующие программы по истории включают в себя разговор о «Повести временных лет». Учитель построит урок так, чтобы проверить то, что уже известно ученикам, и акцентировать внимание на том, что «Повесть временных лет» — не только важнейший исторический источник, но и литературный памятник.
Мы полагаем, что учитель в 5 классе может бегло остановить на описании развития древнерусской литературы в целом. Учитывая особенности развития младших подростков, у которых преобладает конкретно-предметное мышление, кратко расскажем им о летописании и перейдем к чтению летописного отрывка. К статье (по Л. Дмитриеву), данной в учебнике, мы рекомендуем обращаться в сильном классе.

I. Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Летописание. «Повесть временных лет» как литературный памятник
Слово учителя
Начало письменности у восточных славян связано с Крещением Руси в 998 году во время княжения в Киеве Владимира Святославича, внука княгини Ольги. На Русь письменность пришла из Болгарии, где братья Кирилл (ок. 827—869) и Мефодий (ок. 815—885) создали славянскую азбуку и впервые перевели богослужебные книги с греческого на церковнославянский язык.
Вместе с письменностью на Русь пришли различные жанры византийской христианской литературы: житие, поучение, слово.
В XI веке на Руси возникает летописание. Во время княжения Ярослава Мудрого в Киеве при дворе митрополита, в те времена главного церковного иерарха на Руси, был создан «Древнейший Киевский свод», т. е. были записаны рассказы об основных событиях на Руси с древнейших времен.
Постепенно летописцы начинают записывать не только то, что было, но и то, что происходит в настоящее время, указывают год, месяц, число и даже день недели. Такие записи получили название погодных записей, т. е. записей по годам. Повествование начиналось словами «В лето. » (т. е. «В год. ») — отсюда и название летопись.
Отметим на доске и в тетради:
Летопись. Летописание. Погодная запись (год). (Выделим корни слов.)
В 1073 г. монах Киево-Печерского монастыря Никон Великий, используя «Древнейший Киевский свод», составил «Первый Киево-Печерский свод». В результате нескольких переработок возникает летописный свод, который мы сейчас называем «Повесть временных лет». Нам она известна по более поздним летописным сводам — Лаврентьевской и Ипатьевской летописям.
Летописи сложны по составу. В них есть погодные записи — краткие и развернутые; рассказы о походах и смерти князей, сведения о затмениях солнца, луны, об эпидемиях и пожарах. В летописи включались тексты грамот, договоров, переложения устных исторических преданий, жития, поучения.
В русской культуре летописание играло очень важную роль: оно помогало людям узнавать об истории своего народа, о том, что такое добро и зло, как надо и как не надо поступать человеку.

II. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
Комментированное чтение
Прежде чем начать чтение, нужно провести небольшую вводную работу.
Повествование о подвиге отрока-киевлянина начинается словами: «В лето 6476 (968)». Это значит, что события происходили в 6476 году от Сотворения мира. В Древней Руси было принято летоисчисление не от Рождества Христова, как считаем мы года сейчас, а от Сотворения мира. В скобках современными учеными-историками для нашего удобства указан тот же год по современному летоисчислению.
Святослав (?—972), великий князь киевский, был исключительно деятельным князем. Начиная с 964 года он совершал походы из Киева на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы. Он освободил вятичей от власти хазар, воевал в Волжской Болгарии, разгромил в 965 г. Хазарский каганат, что способствовало укреплению внешнеполитического положения Руси. В 967 г. он отправился в поход в Болгарию, чтобы отвоевать у нее земли по Дунаю. Туда, в небольшой городок Переяславец на Дунае, Святослав хотел перенести столицу Руси.
В это время земли, на которых жили разгромленные Святославом хазары, заняли новые кочевники — печенеги. Когда Святослав с дружиной был в Переяславце, далеко от родного Киева, печенеги впервые напали на стольный град, о чем и рассказывает нам летописный отрывок.
В 970—971 гг. Святослав вновь оказывается на Балканах, где в союзе с венграми и болгарами ведет русско-византийскую войну. При возвращении домой в 972 г. князь Святослав был убит печенегами у днепровских порогов.
Киев в те времена был обнесен крепостной стеной с воротами и располагался на высоком холме над Днепром, там, где в Днепр впадает небольшая речка Лыбедь. Печенеги окружили город, но на том берегу собрались русские люди — «люди той стороны Днепра», и они могли бы помочь осажденным.
Отрок (устар.) — мальчик-подросток в возрасте между ребенком и юношей, 9—15 лет. В Древней Руси словом отрок называли также княжеских слуг. В «Повести временных лет» речь идет не о подростке, а об одном из княжеских слуг.

Отрывок из летописи читает учитель, внимательно следя за реакцией детей и делая необходимые комментарии. Затем ученики отвечают на вопросы о том, как они поняли содержание текста.
— Когда происходили описываемые события?
— Кто княжил в Киеве?
В Киеве в 968 г. княжил Святослав, сын убитого в Искоростене князя Игоря и княгини Ольги.
— Что вы знаете о княжении Святослава?
— Кто такие печенеги? Почему они напали на Киев?
— Как вы понимаете слово отрок?
— Как поступил отрок, чтобы спасти город?
— Что угрожало отроку, если бы враги догадались, что он киевлянин, а не печенег?
— В чем была хитрость воеводы Претича?
— С какими словами обратились жители города к Святославу?

Словарная работа
Ученики читают текст по абзацам, отмечая незнакомые и редкие слова, выписывая их и объясняя, подбирая синонимы. Работа может быть как коллективной, так и индивидуальной в зависимости от уровня литературного развития класса.
Затворилась Ольга в Киеве — приказала закрыть, затворить ворота.
Изнемогали люди от голода и жажды — не могли больше терпеть голод и жажду.
Ладья — большая лодка.
Тужить — горевать.
Стан печенегов — становище, походный лагерь печенегов.
Дружина — отряд воинов на службе у князя.
Воевода — предводитель дружины.
Княжичи — дети князя.
Умчим — быстро перевезем.
Я муж его (князя) — я служу князю.
Пришел в сторожах — возглавил передовой отряд.
Отчина — владение, которое досталось по наследству от отца.
Сокрушался — сильно печалился.
Прогнал печенегов в поле — прогнал печенегов в степи в междуречье Днепра и Волги, где они обитали.

Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение и пересказ отрывка из «Повести временных лет» — «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

Урок 12
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. «Прошлое должно служить современности!» (Д. С. Лихачев)

I. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи
Составление цитатного плана
Обучаем пятиклассников составлять план. Чтобы пересказать текст с соблюдением стилистических особенностей, лучше всего опираться на цитатный план.
Цитата — точная выдержка из какого-нибудь текста.
Объясним, что цитата заключается в кавычки. Если берется отрывок предложения с начала предложения, то ставим многоточие в конце; если берем отрывок не с начала, то ставим многоточие и начинаем со строчной буквы. Эти правила надо подробно объяснить детям, чтобы потом избежать переучивания.
Перечитывая летописное повествование, дадим детям почувствовать, что рассказ ведется спокойно, так, как звучит разговорная речь. Сравним дату, к которой приурочен летописный рассказ об осаде Киева печенегами (968 год, т. е. X век), и дату составления первого летописного свода (начало XI века).
— Мог ли летописец сам быть свидетелем этого события?
Придем к выводу, что рассказ об этом событии, вероятнее всего, он записал с чьих-то слов.
— Обратите внимание на повторение союзов и, а. Какую роль они играют в тексте? (2-й вопрос из учебника, с. 49.)
Союзы и, а придают ритмичность и плавность повествованию, приближают его к устной речи, т. е. к фольклору.
Отметим еще несколько стилистических особенностей.
— Что вы можете сказать о диалогах в тексте? Как их можно назвать: многословными или лаконичными?
Для диалогов с отроком, так же как и для других диалогов в летописном отрывке, характерны лаконичность (краткость и точность), простота.
— Часто ли встречаются в отрывке прилагательные, существительные, глаголы? Почему?
Если обратить внимание на особенности языка летописного отрывка, то можно заметить, что в тексте очень редко встречаются прилагательные. В основном мы видим существительные и глаголы.
Глаголы очень выразительны, например: затворились, изнемогали, тужить, устремились, умчим, подступите, погубит, затрубили, закричали, пригрозить, сокрушался, собрал, прогнал. Это говорит о том, что для людей того времени очень важное значение имели не только свойства или качества предметов, но и их действия.

II. Пересказ с сохранением стилистических особенностей текста
Подобный пересказ — задача очень сложная для пятиклассников. Пересказать полный текст так, как это необходимо, практически невозможно для детей 10—11 лет. Перед нами не стоит задача контроля, нам важно научить детей пересказу с сохранением стилистических особенностей. Лучше всего работу построить так: один ученик (более слабый) читает выразительно отрывок (ориентировочно размером с первый абзац), второй вслед за ним пересказывает, и т. д.

Литература и изобразительное искусство
В рубрике учебника «Литература и изобразительное искусство» (с. 50) даны вопросы и задания к репродукции картины А. Иванова «Подвиг молодого киевлянина» (с. 48). Следует помочь детям осмыслить эту картину. Возможна организация беседы, в которую учитель сможет включить некоторые сведения о классицизме, о художнике и о создании картины.
Андрей Иванович Иванов жил в 1776—1848 гг., т. е. в конце XVIII — начале XIX в. В это время в искусстве России царили принципы классицизма, который обращался к наследию Древней Греции и Древнего Рима как к норме и идеальному образцу. Одним из главных отличий русского классицизма было стремление художников отобразить в искусстве идеи гражданственности и патриотизма (любви к родине).
Картина А. И. Иванова «Подвиг молодого киевлянина» была создана около 1810 года (через два года после ее создания начнется Отечественная война 1812 года с Наполеоном). Художник берет сюжет из русской летописи, который перекликается с одним из сюжетов истории Древнего Рима о том, как молодой римлянин подобным образом спас город от нашествия галлов.
Художник не стремится к исторической достоверности костюмов и пейзажа. Для него важнее показать патриотический порыв юноши, спасающего свою родину от врагов.
Мы видим юношу, который, перебежав через стан врагов, на берегу реки скинул с себя одежду и торопится броситься в воду, чтобы переплыть реку. За фигурой юноши мы видим вороного коня с развевающимися хвостом и гривой, над ним на фоне грозно темнеющего вечернего неба распластались кажущиеся черными ветви дерева. Правее коня мы угадываем бледные силуэты вражеских всадников, скачущих, чтобы догнать героя. За ними — контур крепостных стен осажденного печенегами Киева.
В нижнем левом углу мы видим полоску реки, окаймленную травой. На берегу, опершись рукой о речное песчаное дно, лежит русский богатырь в кольчуге, в груди его торчит оперенная стрела. Другую стрелу, уже вынутую из раны, он держит в правой руке. Лицо его выражает страдание и надежду, что юноша спасет родную землю, за которую воин пролил свою кровь. Левая рука его приподнята, словно своим жестом он хочет благословить отрока, но сил ему не хватает. Серебристая кольчуга, на которую отбрасывает отсвет плащ юноши, алый ремень и алые же элементы одежды связывают образы отрока и раненого воина в одно смысловое целое.
Главный герой картины, киевский отрок, изображен обнаженным. В правой руке у него уздечка, он придерживает алый развевающийся плащ, благодаря которому передается стремительность движения юноши. Алый цвет символизирует собой героизм. Русые кудри его развеваются, тело напряжено в беге так, что мы видим упругие мышцы героя. В лице его сосредоточенность, стремление, но не страх. Он хочет добраться до русского войска, но не желание остаться в живых движет им: его задача — передать воинам важную весть. Тело его освещено светом зари, которая занимается слева, за рекой, где стоят войска русского воеводы Претича. Мы догадываемся, что с помощью образа зари художник хотел передать идею освобождения от врагов.
С помощью картины художник рассказывает нам, как через тревогу, страх и темноту человек стремится к свободе, к победе над врагами.

III. «Прошлое должно служить современности!» (Д. С. Лихачев)
Читаем статью учебника, составленную по книге Д. С. Лихачева «Земля родная» (с. 49), отвечаем на вопросы (с. 49—50).
— Какое положение занимают герои прочитанного вами летописного рассказа «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»? (1-й вопрос.)
Герои прочитанного летописного рассказа в большинстве своем занимают в обществе высокое положение: Претич — воевода, он заключает мир с печенежским князем; Святослав — русский князь, княгиня Ольга — его мать. Не занимает высокое положение только отрок, но княжеский слуга — это не простолюдин, и его можно по справедливости назвать выдающимся храбрецом.
— Как вы понимаете слова Д. С. Лихачева: «Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери — Древней Руси»? (2-й вопрос.)
Мы должны быть благодарными сыновьям Древней Руси за то, что они в тяжелой борьбе с захватчиками отстояли независимость нашей земли, подавая нам пример внутренней силы и душевной стойкости. Наша признательность может выражаться в бережном отношении к памятникам русской старины, во вдумчивом и внимательном изучении истории и в заботе о красоте и процветании нашей современной России. Наша страна — это наше наследство, и мы должны заботиться о ней и потом передать нашим детям.
— Может ли повествование об отроке-киевлянине «служить современности»? (3-й вопрос.)
Повествование о подвиге отрока-киевлянина может служить современности, являя пример мужества и самоотверженности ради спасения родной земли.

Домашнее задание
Вспомнить басни, которые изучали в начальной школе.
Индивидуальное задание
Подготовить рассказы о детстве М. В. Ломоносова, о годах его учения, о научных открытиях, о литературной деятельности; подготовить выразительное чтение наизусть сонета С. И. Стромилова «Ломоносов» или стихотворения Н. А. Некрасова «Школьник» (см. их в следующем разделе нашей книги).

Из русской литературы XVIII века

МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ

Урок 13
M. В. Ломоносов: детство, годы учения, научная и литературная деятельность. «Случились вместе два Астронома в пиру. » — научные истины в поэтической форме. «Красота, великолепие, сила и богатство российского языка. » (М. В. Ломоносов)

I. Артикуляционная разминка

С. И. СТРОМИЛОВ
ЛОМОНОСОВ

В соседстве двух морей, на родине метели,
Вблизи бродящих льдов и стужи он рожден;
Снегами полюса он встречен у купели
И пышным севера сияньем озарен.

Покинув дом отца, в стране чужой, далеко,
Как хлеба, он искал познаний и наук.
Он в тайны естества сошел умом глубоко
И первый вырвал нам из лиры стройный звук.

Законник языка! ты стоишь поздней славы.
Ты первый красоту и дух его постиг,
Ты дал ему права, законы и уставы,
Хаос его стихий ты жизнию проник,
И, прелестью его украсив величавой,
Ты к силе творческой вдруг вызвал свой язык!

Н. А. Некрасов
Школьник

— Ну, пошел же, ради Бога!
Небо, ельник и песок —
Невеселая дорога.
Эй! садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь.
Не стыдися! что за дело?
Это многих славных путь.

Вижу я в котомке книжку.
Так, учиться ты идешь.
Знаю: батька на парнишку
Издержал последний грош.

Знаю, старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаек.

Или, может, ты дворовый
Из отпущенных. Ну, что ж!
Случай тоже уж не новый —
Не робей, не пропадешь!

Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и Божьей воле
Стал разумен и велик.

Не без добрых душ на свете —
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете —
Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь.
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай, —

Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!

Пятиклассникам рано говорить о существе сделанных Ломоносовым преобразований в языке, об этом пойдет речь в 7 классе, когда ученики будут более подготовлены.

III. «Случились вместе два Астронома в пиру. »научные истины в поэтической форме
Учитель читает стихотворение «Случились вместе два Астронома в пиру. », затем беседует с учениками, выясняя, как они восприняли стихотворение, и углубляет понимание сложного для пятиклассников произведения Ломоносова.

Словарная работа
Первое, на что обращают внимание дети, — это лексические и грамматические архаизмы.
Случились вместе — встретились вместе.
Спорили. в жару — жарко, горячо спорили.
Круг Солнца ходит — вокруг Солнца ходит.
Как ты о сем сомненье рассуждаешь? — Как ты рассуждаешь, что ты думаешь об этом спорном вопросе?
Такова (прил.) — такого.
Жаркова (сущ.) — жаркóго (жаркóе — жареное кушанье, обычно мясное).

Беседа
— Кто такие Коперник и Птолемей? Когда они жили? Могли ли они реально встретиться друг с другом на пиру?
Дети учатся работать со сносками.
Точные даты жизни астронома Птолемея мы не знаем. Он родился около 90 г., умер около 160 г. нашей эры. Жил Птолемей в Древней Греции. Он разработал математическую теорию движения планет вокруг Земли (геоцентрическая система).
Коперник родился спустя более чем тысяча триста лет после смерти Птолемея, так что встретиться реально на пиру они никак не могли. Польский астроном объяснил, каким образом обращаются планеты (в том числе и Земля) вокруг Солнца (гелиоцентрическая система).
— Как вы думаете, почему в стихотворении Ломоносова Коперник и Птолемей встречаются? Где они встречаются?
Мы можем предположить, что так Ломоносов мог изобразить нам беседу между собой последователей Коперника и Птолемея.
— В чем противоположность взглядов ученых?
— К кому обращается хозяин дома, в котором встретились ученые, за разрешением спора? Как повар решает этот спор?
Коперник и Птолемей спорили о строении мира. Коперник утверждал, что Земля вращается вокруг Солнца. Птолемей считал, что Солнце и все остальные планеты вращаются вокруг Земли.
Хозяин дома, в котором происходит пир, обращается с вопросом к усмехающемуся повару. Повар решает спор, сказав, что прав Коперник. Сравнив Солнце с очагом, а Землю с мясом, которое надо зажарить, повар усмехнулся: любой будет вращать жаркое вокруг очага, а не наоборот.
— В годы жизни Ломоносова идея геоцентрической системы была давно отвергнута учеными: все уже понимали, что вращается не Солнце вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца. Почему же Ломоносов вновь поднимает эту тему? Какова идея этой басни?
Ломоносов хотел подтвердить своим произведением, что законы Вселенной едины как в большом, так и в малом, что, внимательно наблюдая за окружающим, можно находить подтверждения великим научным открытиям.
— В чем проявилось содружество наук (филологии, астрономии) и быта в стихотворении «Случились вместе два Астронома в пиру. »? (2-й вопрос, с. 53.)
Содружество филологии, астрономии и быта проявилось в том, что Ломоносов сумел написать стихотворение (филология) о двух ученых (астрономия), приведя в качестве доказательства основной мысли стихотворения пример из быта.
Прочитаем стихотворение еще раз, предложим ученикам прочитать его выразительно.

IV. «Красота, великолепие, сила и богатство российского языка. » (М. В. Ломоносов)
Прочитаем высказывание Ломоносова (2-е задание, с. 54):
«Красота, великолепие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые веки писанных, когда еще не токмо никаких правил для сочинений наши предки не знали, но и о том едва ли и думали, что оные есть или могут быть».
— Как вы понимаете это высказывание?
Язык старинных русских книг красив, богат, великолепен и силен. Во времена Ломоносова уже существовали особые правила, в которых говорилось, как надо сочинять книги. В старину русские люди не только не знали таких правил, но даже не думали, что они вообще могут быть. Считалось, что вдохновение и мастерство писателя — от Бога. Однако в самом языке есть определенные законы, и если писатель чувствует и соблюдает их, то проявляются сила, богатство и красота языка.
Обращаемся ко второй части вопроса: подготовить устное высказывание-рассуждение на заданную тему.
Красота, сила, богатство устной речи каждого зависят от точности употребления слов, от отсутствия в речи бранных слов и слов-паразитов, от краткости, выразительности, от широты знаний и объема словарного запаса.

Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение басни М. В. Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру. » (или выразительное чтение высказывания Ломоносова «Красота, великолепие, сила и богатство. »).
Подготовить небольшое письменное высказывание-рассуждение: «Красота, сила, богатство устной речи каждого зависит от. »

Индивидуальное задание
Подготовить выразительное чтение басен Эзопа и Лафонтена.

1 Михайло Ломоносов: жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. Стихи и проза о нем. — М.: Современник, 1989.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *