Что означает левиафан в библии
Что означает левиафан в библии
Левиафан является крупным водным существом. Библия описывает его как грозного зверя, обладающего чудовищной свирепостью и великой силой. Корень еврейского слова “левиафан” имеет значение “свитый” или “скученный”. Текст в Исаии 27:1 упоминает левиафана как “ускользающего змея, Левиафана, извивающегося змея… морское чудовище” (тут и далее – перевод Российского Библейского общества). Кем бы ни был этот морской монстр, его сила и дикая природа были хорошо известны.
В Ветхом Завете содержится несколько упоминаний о левиафане. Большинство текстов описывают его как реальное существо, известное людям (которые, конечно, держались на расстоянии) по репутации, если не по реальным столкновениям. В Псалме 104:25-26 Бог прославляется как Тот, кто создал среду обитания для левиафана: “Вот огромное, необъятное море, и без числа в нем тварей морских. Там животные большие и маленькие. Там плавают корабли. Левиафан, Твое творение, резвится там”. Только великий Бог мог создать левиафана, а затем дать достаточно пространства, чтобы позволить ему безопасно “резвиться”.
В Исаии 27:1 левиафан используется как символ нечестивых земных царей, противостоящих Божьему народу. Великая сила, которой обладали нечестивые народы, могла наводить ужас, но Бог заверяет Своих детей, что зло, каким бы чудовищным оно ни казалось, будет побеждено: “В тот день Господь мечом Своим грозным, великим и крепким, покарает Левиафана, ускользающего змея, Левиафана, извивающегося змея, – убьет Он морское чудовище!”. Псалом 73:14 содержит аналогичное упоминание о победе Бога над левиафаном. В этом месте, скорее всего, имеется в виду египетский фараон.
Главы 40 и 41 книги Иова дают наиболее подробную информацию о левиафане как реальном морском существе. Тут Бог описывает левиафана, подчеркивая размер, силу и злобу животного. Левиафан не может быть привязан или приручен (Иова 40:20-24); на него страшно смотреть (41:1); его лучше оставить в покое (41:2-3). Левиафан имеет изящный вид (41:4), но невероятно хорошо защищен чешуей (41:5). Его спину невозможно пронзить (41:7). Он имеет устрашающую пасть (41:6). Даже храбрецы боятся левиафана (41:17). Ни один меч, копье, дротик или стрела не могут победить его (41:18). Он не может быть скован, потому что разрушает железо, как солому (41:19). Он боронит землю своим брюхом, воду он заставляет бурлить и оставляет светящийся след (41:23-24). Божье описание левиафана заключается утверждением, что он является истинным царем зверей: “Нет на земле подобного ему – создания, которому страх неведом” (41:25).
Смысл текста из книги Иова заключается в том, что левиафан находится под Божьим контролем. Иов сомневался в Господе (Иова 26-31), но Он обращает вопрос к нему, используя мощь левиафана, чтобы подчеркнуть слабость и хрупкость Иова. Если Бог создал левиафана (животного, перед которым Иов не мог устоять), то насколько же велик Бог? Почему Иов даже пытается препираться со Всевышним?
Левиафан был опасным существом, которое обращало опытных воинов в бегство. Он не является мифом, а реальным морским существом, которое подчинялось лишь своему Творцу. Как говорит Бог в Своем описании левиафана: “Кто выйдет мне навстречу – поплатится. Все, что есть под небесами, – Мое!” (Иова 41:3).
Авторские права
При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта
Материалы размещены с разрешения правообладателя.
Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.
Левиафан
Чудовище
(морской змей)
Содержание
Происхождение
Египтяне в древности говорили, что их страну с юга и востока охраняют непроходимые пустыни, с севера — мощные крепости, а западную границу (Нил) сторожат крокодилы. По мнению Бориса Шарова, их древние евреи могли иметь в виду, описывая Левиафана. А в дальнейшем, чтобы объяснить простому крестьянину, что есть вещи пострашнее засухи или наводнения, преувеличивали в десятки и сотни раз размер, мощь и силу зверя и приравняли его к Геенне огненной. [4]
В Библии
В Книге Иова Левиафан подробно описан и назван царём (Иов.40:20—41:26). Согласно Книге Псалмов, Бог поразит его в голову и отдаст в пищу «людям пустыни» (Пс.73:14). В некоторых местах Ветхого Завета он упоминается как живой (Иов.3:8 и Пс.103:26).
Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его? вденешь ли кольцо в ноздри его? проколешь ли иглою челюсть его? будет ли он много умолять тебя и будет ли говорить с тобою кротко? сделает ли он договор с тобою, и возьмешь ли его навсегда себе в рабы? станешь ли забавляться им, как птичкою, и свяжешь ли его для девочек твоих? будут ли продавать его товарищи ловли, разделят ли его между Хананейскими купцами? можешь ли пронзить кожу его копьём и голову его рыбачьею острогою? Клади на него руку твою, и помни о борьбе: вперёд не будешь. Надежда тщетна: не упадешь ли от одного взгляда его? Нет столь отважного, который осмелился бы потревожить его; кто же может устоять перед Моим лицем? Кто предварил Меня, чтобы Мне воздавать ему? под всем небом всё Моё. Не умолчу о членах его, о силе и красивой соразмерности их. Кто может открыть верх одежды его, кто подойдёт к двойным челюстям его? Кто может отворить двери лица его? круг зубов его — ужас; крепкие щиты его — великолепие; они скреплены как бы твёрдою печатью; один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними; один с другим лежат плотно, сцепились и не раздвигаются. От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы зари; из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры; из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас. Мясистые части тела его сплочены между собою твёрдо, не дрогнут. Сердце его твёрдо, как камень, и жёстко, как нижний жернов. Когда он поднимается, силачи в страхе, совсем теряются от ужаса. Меч, коснувшийся его, не устоит, ни копьё, ни дротик, ни латы. Железо он считает за солому, медь — за гнилое дерево. Дочь лука не обратит его в бегство; пращные камни обращаются для него в плеву. Булава считается у него за соломину; свисту дротика он смеётся. Под ним острые камни, и он на острых камнях лежит в грязи. Он кипятит пучину, как котёл, и море претворяет в кипящую мазь; оставляет за собою светящуюся стезю; бездна кажется сединою. Нет на земле подобного ему; он сотворён бесстрашным; на всё высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости. Влияние на культуруЛитература и изобразительное искусствоКинематограф и анимацияКомпьютерные игрыМузыкаИмя Левиафана (англ. Leviathan ) носят несколько западных метал-групп (правда, из них только некоторые могут похвастаться солидными дискографиями): Образ Левиафана иногда также отождествляется с Ктулху из-за среды обитания и связанного с ними обоими антуража. В частности, в тексте песни группы 1349 «From The Deeps» есть такие слова: Пробудись, Левиафан! Интересные фактыПри раскопках в Перу, в пустыне Ика, учёными были найдены останки древнего кашалота, который обитал в океанах предположительно около 12—13 млн. лет назад. Длина тела чудовища составляла свыше 17 метров, зубы у него были до 36 сантиметров в длину и 12 сантиметров в ширину. Существу было дано имя «Левиафан», а точнее — «Leviathan melvillei». Первая часть названия взята из Ветхого Завета, вторая же часть названия была приписана монстру в честь Германа Мелвилла — автора романа «Моби Дик» про гигантского кашалота. [11] Таинственное библейское животное.Таинственное библейское животное. В Библии мы встречаемся с разными животными. Практически все они нам известны… Эти Божии создания живут своей жизнью, прославляют Творца и совсем не пугают человека. . Несмотря на то, что древние художники изображали как Левиафана некое чудовище, есть все основания думать, что Библия, говоря об этом легендарном животном, имеет в виду…крокодила. «…Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его? вденешь ли кольцо в ноздри его? проколешь ли иглою челюсть его? будет ли он много умолять тебя и будет ли говорить с тобою кротко? сделает ли он договор с тобою, и возьмешь ли его навсегда себе в рабы? станешь ли забавляться им, как птичкою, и свяжешь ли его для девочек твоих. Можешь ли пронзить кожу его копьем и голову его рыбачьею острогою. Надежда тщетна: не упадешь ли от одного взгляда его? Нет столь отважного, который осмелился бы потревожить его; кто же может устоять перед Моим лицем? Кто предварил Меня, чтобы Мне воздавать ему? под всем небом все Мое. Не умолчу о членах его, о силе и красивой соразмерности их. Кто может открыть верх одежды его, кто подойдет к двойным челюстям его? Кто может отворить двери лица его? круг зубов его – ужас; крепкие щиты его – великолепие; они скреплены как бы твердою печатью; один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними; один с другим лежат плотно, сцепились и не раздвигаются. От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы зари; из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры; из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас. Мясистые части тела его сплочены между собою твердо, не дрогнут. Сердце его твердо, как камень, и жестко, как нижний жернов. Когда он поднимается, силачи в страхе, совсем теряются от ужаса. Меч, коснувшийся его, не устоит, ни копье, ни дротик, ни латы. Железо он считает за солому, медь – за гнилое дерево. Дочь лука не обратит его в бегство; пращные камни обращаются для него в плеву. Булава считается у него за соломину; свисту дротика он смеется. Под ним острые камни, и он на острых камнях лежит в грязи. Он кипятит пучину, как котел, и море претворяет в кипящую мазь; оставляет за собою светящуюся стезю; бездна кажется сединою. Нет на земле подобного ему; он сотворен бесстрашным; на все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости» (Иов, гл. 40-41). Как легко увидеть, здесь сплетены воедино реальные данные и мифологические, легендарные черты. Левиафан предстает животным, с которым не может сразиться никто из живущих на земле. Как говорит пророк Иезекииль, Левиафан, «лежа среди рек своих», говорит: «»моя река, и я создал ее для себя»» (Иез. 29, 3). Но, каким бы великим и несокрушимым это животное ни было, оно подвластно Богу. Оно – Его творение. В 103-м псалме рассказывается, как плещет море свои воды: «…Море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими; там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем» (Пс. 103, 25-26). Выражение «играть в нем» показывает, что Бог играет с этим морским чудовищем, как с рыбкой. Размышляя о тайне мироздания, древний человек, наделив Левиафана сказочными чертами, идет еще дальше. Левиафан становится символом противящихся Богу злых сил. В реальности, это животное не может, да и никогда не будет противиться Богу, как уже было сказано, это – одно из творений Божиих. Но, в силу своей ужасности и таинственности, Левиафан наделяется сатанинскими чертами. Он, как говорит древний автор, – предводитель мятежа против Бога, начальник темных бесовских сил. Если для нас сегодня сатана – это один из духов, невидимо пребывающий рядом с нами и враждующий против Божьих замыслов, против человека, то для библейского автора – сатана действует не непосредственно, но через Левиафана. Конечно, понимать буквально эти слова нельзя, как нельзя буквально воспринимать и утверждение книги Апокалипсис, что Бог уничтожит все море (Апок. 21, 1). Это лишь способ выразить идею об окончательном уничтожении зла и о торжестве добра. Не будем забывать, что Библия – это и документ своего времени, в котором о вещах духовных говорилось простым и понятным современникам языком. Вот кто такой этот мифический, пугающий читателя таинственный зверь из пучины, библейский Левиафан. Фотографий левиафана я вам не предоставлю. Но зато, благо мы говорим о животных, подарю вам несколько фотографий, сделанных мною в зоопарке.
Кто такой левиафан в Библии — мифическое существо?Многие теологи и учителя говорят, что Левиафан в Библии является мифическим морским творением. Кто такой Лефиафан? Я знаю, что книга Иова содержит образный язык, но все же это часто сложно понять. Что вы думаете об этом? Библия не содержит мифовЭто хороший вопрос. Я подтверждаю, что в Библии нет мифов в том смысле, в котором они есть в каждой религии в мире. Тем не менее тут есть нюансы, что как раз иллюстрирует ваш вопрос. Прежде всего, нам надо понять, что является определением мифа. Миф это история, выдуманная, которая рассказана, чтобы показать некоторые аспекты отношений человека и Творца/Бога/Богов. Каждая древняя культура и религия содержит подобные мифы. Иудаизм, следовательно, и Христианство являются в этом смысле исключением. Все «мифы» в Христианстве – правда. Например, Библия содержит «миф» о том, как была сотворена Земля, но весь процесс творения может быть описан современными учеными. Другие религии содержат описание богов, которые создают и уничтожают друг друга и т.д. Библия не содержит подобных элементов фантастической и точно невероятной истории. В других религиях мы можем найти таких героев, как Исида (египетский бог), Митра (Персия) или Кришна (Индия). Это все выдуманные фигуры, не существовавшие реально, и которые пришли на землю, чтобы спасти человечество. В Библии все подобные «мифы» — реально существующие люди и реально происходящие события. Иисус Христос был реальной личностью, Он умер на кресте реальной смертью и реально воскрес из мертвых. Левиафан в БиблииТеперь давайте обсудим Левиафана, о котором упоминает Библия. Я достаточно внимательно изучал эту тему, но, пожалуйста, помните, что я не являюсь специалистом в еврейском. Важно помнить, что книга Иов написана в форме поэзии. В этой книге много образных символов и метафор. Когда читаешь поэзию, не мудро извлекать из нее научные факты, пытаясь понять все детали этой литературной работы. Давид часто говорил о «руке Божьей». Давид использовал гиперболу, когда говорил о том, что был «грешником с самого рождения». Подобным образом дело обстоит в книге Иова, где используются метафоры и яркие картины. Я лично считаю, что не важно, на что ссылается эта книга Библии, когда говорит о Левиафане, может, это выдуманный персонаж, может, это ссылка на какую-то большую силу, которая хочет овладеть нами. Мой ответ заключается в том, что библейская книга Иова – не миф. Использование Левиафана в этой книге не подходит под определение мифа, т.к. это не полноценная история об отношении человека и Бога (имеется в виду Левиафан). Возможно, что это поэтическая, метафорическая ссылка на любую силу, которую без Бога мы победить не сможем. Так что Левиафан в Библии – не миф, но метафора. Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter». Левиафан – каким был библейский монстр?
Не только мифы, но и христианские тексты упоминают о некоторых поразительных и жутких созданиях, порождённых воображением человека. Примером такого существа является Левиафан, легендарный морской зверь с огненной пастью. Интересно, что во многих культурах существуют аналогичные образы, схожие с Левиафаном, а порой невероятно похожие на него создания-”близнецы”. Что рассказывают о Левиафане Ветхий Завет и другие источники? Мог ли существовать этот зверь на самом деле? Левиафан – кто это?Одно из самых известных упоминаний о Левиафане содержится в Ветхом Завете. В притче рассказывается, что Господь создал каждой твари по паре, однако некоторые существа не имели своей пары. Именно таким и стал Левиафан, жуткое морское чудовище. По мнению исследователей, корни преданий о Левиафане следует искать в языческих преданиях о морских божествах и загадочных созданиях, обитающих на дне океана. В Книге Иова подробно рассказывается, каким был Левиафан. Он был сотворён зверем невероятной силы и величины. Детальное описание Левиафана невольно навевает мысли о морском драконе. У существа были две челюсти, тело, покрытое чешуей, оно могло испепелять своим дыханием, заставлять воды моря испаряться. Интересно, что созданий, не имевших пары и созданных в качестве символа безграничности власти Господа было двое – Левиафан и Бегемот. Позднее именем второго назвали демона. Истоки образаИзучив несколько различных источников с преданиями о Левиафане, я посчитала нужным обратиться к истокам образа этого зверя. По мнению многих историков, мифы берут основу из древнесемитских легенд и мифов Древнего Египта. Как считали в далёком прошлом, хранителями земель этих народов выступали крокодилы. Сказания о них нередко подчёркивали божественное происхождение этих хищников, а, дойдя до Междуречья, истории о крокодилах преобразились в “портрет” Левиафана. Кроме того, некоторые детали образа Левиафана невероятно напоминают фрагменты из скандинавских преданий. В мифах Скандинавии есть упоминание об огромном кабане, мясо которого каждый день поедают воины, чьи славные подвиги нашли своё признание даже в Асгарде. Кстати, отдельно хочу отметить и змея Йормунганда, который обитал в морской пучине. Не менее известными были морские монстры, в которых верили древние греки, – Сцилла и Харибда. Вот только они выступают в качестве грозных и губительных для человека созданий, порождением мрачных глубин, а не божественным созданием. В русских традициях тоже был такой морской монстр – Чудо-Юдо. Не исключено, что в образе Левиафана нашли место собирательные черты различных существ, известных у самых разных народов. Исследователи считают, что Левиафан мог “родиться” в древнем городе-государстве Угарите, что существовало на территории современной Сирии. Согласно древнейшим преданиям, морское чудовище выступало помощником бога Яма, низвергнутого в пучину великим божеством Баалом. Тайны ЛевиафанаНо почему же для Левиафана Бог не создал пары, оставив животного одного? Как рассказывают библейские тексты, замысел Господа был крайне прост: сотворить живых существ, что могли бы размножаться, расселяясь по земле. Некоторые из сказаний отмечают, что и для Левиафана вначале была создана самка, однако Бог сразу же осознал, насколько опасным станет появление в мире нескольких подобных зверей. Именно поэтому Господь уничтожил всех самок данного вида, оставив Левиафана без пары. Конечно, данный мифологический акт говорит о многом и, в первую очередь, подчёркивает силу животного. Образ Левиафана стал очень популярен в литературе и кинематографе, он успешно используется в наше время. Особенно интересны метафорические трактовки данного чудовища. Например, в одноимённом фильме Андрея Звягинцева Левиафан символизирует государственную власть. Не менее популярен Левиафан у современных писателей-фантастов. Американец Скотт Вестерфельд использовал название «Левиафан» для летающего корабля, что выполняет особую миссию. В книжном цикле «Семь зверей Райлега» Ника Перумова Левиафан описывается как один из зверей и, надо признать, образ получился очень интересный и колоритный. Знаменитый книжный герой Бориса Акунина, Эраст Фандорин, также был связан сюжетной линией с кораблём «Левиафан», на котором произошли необъяснимые вещи. В чём кроется причина популярности образа создания, о котором писали ещё много столетий тому назад? На мой взгляд, Левиафан притягателен своей силой. В писаниях говорится, что одержать победу над ним не сможет никто, но уточняется, что во время Страшного Суда Левиафан падёт от рук архангела Гавриила либо погибнет сам. Вот он – образ могущества и величия, что всё равно не смогут быть бесконечно сильными и вершащими власть.
|